Использование краеведческого материала в работе логопеда при накоплении и активизации словаря дошкольников.
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Плотницкая Людмила Анатольевна

Данная статья рассказывает об обыте работы  по использованию  народной педагогики, материала устного  творчества, народных традиций  для решения   воспитательных,  образовательных и коррекционных задач, В ней представлены формы работы на логопедических занятиях с целью пополнения и активизации словароя детей, имеющих ОНР III уровня.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_sayt.docx20.51 КБ

Предварительный просмотр:

Использование краеведческого материала в работе логопеда при накоплении и активизации словаря дошкольников.

Плотницкая Л.А.,

учитель-логопед МБДОУ №39, г. Кызыл, Республика Тыва.

    ФГОС предусматривает значительную часть времени  (40%) в  программе дошкольного образования  на реализацию регионального компонента. Краеведение включает в себя  знакомство с природой, животным миром родного края,  изучение особенностей быта и культуры народов, живущих рядом,  традиции народной педагогики. На этом богатом материале педагог может решать как воспитательные и образовательные задачи, так и задачи коррекции речевого развития дошкольников.

   При общем недоразвитии  речи у детей нарушается формирование всех компонентов речевой системы. Бедность словарного запаса, большой  разрыв между пассивным и активным словарём,  ограниченность представлений об окружающем мире, является как основным диагностическим признаком данного нарушения, так и  основным направлением работы в  его преодолении. Краеведческий материал позволяет логопеду расширять объем словаря детей с опорой на их активное познание ближайшего   окружения, истории родного края; формировать и совершенствовать грамматический строй речи; развивать речевую культуру посредством изучения родного языка.

   Краеведческий материал органично впишется в любую лексическую тему коррекционного занятия. Целесообразнее начать с таких тем, как «Мой дом», «Моя семья», так как  этот материал  личностно значим для каждого ребёнка. Поэтому занятие «Что в имени тебе твоём?» - одно из первых  с детьми  подготовительного к школе возраста. Имена на Руси возникли давно, считалось, что они предопределяют судьбу: Борис - «борец за славу», Ярослав  -  «обладающий большой силой».  Часто имена давались по роду занятия, например, Егор - производное от Георгия, означает «земледелец». Часто детям давалось два имени, одно из которых ограждало его от злых духов. Рассказывая,  какое значение несёт имя каждого из них, логопед учит детей  гордиться  своим именем и стараться соответствовать ему. Фамилия – это семейное имя по отцу. Часть  их  произошла от прозвищ (Зубатый), часть  - по имени  прежнего хозяина или его удела (Вяземский), большинство фамилий образовывалось по  роду занятий (Бочкарёв) или от имён собственных (Михайлов). Давая дошкольникам некоторые исторические сведения, педагог побуждает их задавать вопросы о происхождении своей родословной взрослым, окружающим его дома,  невольно вовлекая  всех   в интересный  и полезный  процесс познания себя. С этих вопросов начинается патриотическое, гражданское воспитание, формирование умственного потенциала ребёнка.    

   Воспитание  любови к «малой» родине  начинается с ближайшего окружения ребёнка. Лексическая тем «Семья» предполагает разговор о семейных традициях, взаимоотношениях между родными людьми. Важно подвести детей к мысли – не только общий дом объединяет людей, но и взаимовыручка, забота друг о друге, общий труд. Детям объясняется, что доброе отношение друг к другу начинается уже с каждой  утренней встречи, ведь русское приветствие – это пожелание добра и  здоровья. «Здраве буде» -  обращались друг другу люди высокого сословия, «бъю челом» - приветствовали дворовые, «привет», т.е. «я принёс тебе добрую весть» - говорили друг другу близкие люди. Эти слова в жизни людей стали «волшебными», потому что без них нельзя жить на свете.

   Раскрывая каждую последующую лексическую тему, логопед количественно и качественно пополняет словарь детей, расширяет их  языковые возможности, а также формирует нравственные качества своих воспитанников. Так, дошкольники с интересом  рассматривают  иллюстрации  первых тряпичных кукол, соломенных коней, глиняных свистулек, знакомятся с историей  их возникновения.  Игрушки всегда являлись предметом гордости, к ним относились бережно, так как  они несли тепло рук родителей, их изготовивших, отпечаток душевной среды конкретной   семьи. Русская матрёшка является символом семьи. Самая первая матрёшка состояла из 8 кукол, самая большая – мать семейства, название игрушки произошло от русского имени – Матрёна. Эта игрушка используется логопедом  на занятиях для закрепления цвета, формы, счёта, для обучения построению предложения и ориентации в пространстве   по демонстрации действий.  На Руси  в каждой губернии  матрёшку  расписывалась под «свой» наряд, поэтому их  такое разнообразие, что даёт  и разнообразие  прекрасного дидактического  материала для отработки звуков, грамматических конструкций, составлению диалогов и сказок.

   Темы «Наша улица», «Наш город», «Наша страна» позволяют дать дошкольникам  систему  знаний по истории и культуре родного края, которую  важно выстраивать    с соблюдением принципа историзма, т.е. сохранения хронологического порядка: прошлое – настоящее – будущее.  На примере одного лишь слова «изба» можно погрузить детей в фонетическое многообразие родного языка. Это слово образовалось от старославянского   «истьба» и обозначало отапливаемое помещение,  а клети и сени были холодными. Интерес у детей вызывают  сведения о том, что раньше избы топились « по-чёрному», т.е. дымоходом  служили отверстия в стене или крыше, а окна были маленькими, в высоту одного бревна, и закрывались они изнутри деревянными задвижками. Какой стала изба позднее можно познакомить, посещая «русские избы», где собраны предметы быта и изделия народных промыслов.   Фотовыставка  выстроит  зрительный ряд о  современных зданиях, их многообразии. Чтобы рассказать  о «своей» улице, ребята вместе с родителями исследуют её. Рассказ  составляется по плану:

- где  начинается  улица, где она  заканчивается;

- какова её протяжённость;

- между какими улицами располагается;

- что на ней находится;

- откуда произошло название улицы;

- любимое место для  игр;

- как люди содержат территорию вокруг своих домов ;

- что каждый  хотел бы улучшить на своей улице.

    Знакомство с историческим наследием города  начинается в Республиканском краеведческом музее, который располагает обширным фондом. Есть уникальные экспонаты, интересные и доступные вниманию дошкольников: оригинал первого тувинского букваря, осколок метеорита, найденного на реке Ченге, музыкальные инструменты, костюмы, предметы быта  тувинского и русского народа. Дети знакомятся с гербом  республики,  зданиями, которые относятся к памятникам истории, узнают, как менялось название города с течением времени: посёлок Белоцарск (1914г), Хем – Белдыр (1918г),  город Кызыл(1926г).

     При завершении каждого коррекционного периода  с детьми  организуется  конкурс стихов  в форме фольклорных праздников. Так,  в конкурсе «К нам весна шагает быстрыми шагами…» дети исполняют заклички и песни-веснянки, которыми на Руси   встречали приход весны, славя будущий урожай, вместе с родителями выпекают «жаворонков», а потом угощают ими гостей праздника. Такая форма работы позволяет логопеду  не только  автоматизировать поставленные звуки у детей на поэтических текстах, но и воспитывать у них внимание к устному слову, приучает наблюдать за изменениями в природе, осмысливать взаимозависимость  явлений в окружающем мире, сопереживать заботам взрослых через тексты устного народного творчества.

   Совместные проекты, такие как «Книга экскурсий», мини-музей народных промыслов, позволяет привлечь к работе родителей, образовательная деятельность педагога  приобретает комплексный, многоплановый характер и способствует зарождению истинной духовности детей, развитию их интеллектуального, эмоционального и социально – нравственного здоровья.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности использования краеведческого материала в формировании интереса старших дошкольников к родному краю.

Возможности использования краеведческого материала в формировании интереса старших дошкольников к родному краю....

Сотрудничество ДОУ и семьи в использовании краеведческого материала как средства формирования чувства гражданственности и патриотизма старших дошкольников.

Опыт взаимодействия семьи и ДОУ по формированию чувств гражданственности и патриотизма у старших дошкольников посредством использования краеведческог оматериала....

Из опыта работы обогащение и активизации словаря дошкольников 4-5 лет.

Методы и дидактические приемы, направленные на обогащение словарного запаса воспитанников....

Использование краеведческого материала в работе учителя – логопеда при накоплении и активизации словаря дошкольников.

Краеведческий материал органично впишется в любую лексическую тему коррекционного занятия. Целесообразнее начать с таких тем, как «Мой дом», «Моя семья», так как  этот мат...

Использование краеведческого материала в работе с детьми дошкольного опыта. Из опыта работы..

Использование краеведческого материала в работе с детьми дошкольного опыта. Из опыта работы.....

Презентация к проекту "Экологическое воспитание дошкольников с использованием краеведческого материала"

Презентация освящает основные моменты проекта по экологии. Краеведческий материал дает огромные возможности для ознакомления дошкольников с экологией....

Методическая разработка: стендовый доклад «Развитие связной речи старших дошкольников в разных видах деятельности с использованием краеведческого материала»

СТЕНДОВЫЙ ДОКЛАД «Развитие связной речистарших дошкольников в разных видах деятельности с использованием краеведческого материала»...