Консультация для родителей "Аутичный ребенок"
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

В консультации предлагают игры с аутичными детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primery_igr_s_autichnymi_detmi_avtosohranennyy.docx229.25 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Как играть с аутичными детьми»

Подготовила воспитатель Островершенко Т.В.

http://social-saratov.ru/images/autgames.jpg

Шпаргалка для взрослых или правила работы с аутичными детьми

1.  Принимать ребенка таким, какой он есть.

2.  Исходить из интересов ребенка.

3.  Строго придерживаться определенного режима и ритма жизни ребенка.

4. Соблюдать ежедневные ритуалы (они обеспечивают безопасность ребенка).

5. Научиться улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребенка, свидетельствующие о его дискомфорте.

6. Чаще присутствовать в группе или классе, где занимается ребенок.

7. Как можно чаще разговаривать с ребенком.

8. Обеспечить комфортную обстановку для общения и обучения.

9. Терпеливо объяснять ребенку смысл его деятельности, используя четкую наглядную информацию (схемы, карты и т.п.)

10. Избегать переутомления ребенка.

Работая с аутичными детьми, надо иметь в виду, что коррекционная работа будет продолжительной. Скорее всего, на первых этапах взаимодействия аутичный ребенок откажется от контакта с вами вовсе, а тем более не захочет вступать в групповую, а может быть, и в индивидуальную игру.

Поэтому, рекомендуя игры для работы с аутичными детьми, мы подразумеваем, что проводить их вы будете только исходя из реальных возможностей и необходимости.

Составляя список игр для коррекционных занятий с аутичным ребенком, следует также помнить, что играть он с вами будет только в те из них, которые в наибольшей степени совпадут с его интересами. Поэтому, идя на занятия, вы должны быть готовы к гибким изменениям своих планов и иметь в запасе несколько игр, которые могут прийтись по вкусу вашему ученику.

Описание каждой игры начинается с формулировки целей ее проведения. Надеемся, что это поможет вам при отборе игр и учете интересов конкретного ребенка.

Наиболее сложные для аутичных детей игры Ч это коллективные игры, которые предполагают их включение во взаимодействие со сверстниками. Эти игры вы будете использовать, разумеется, после проведения индивидуальной подготовительной работы и, конечно, при желании самого ребенка.

Индивидуальные игры, предлагаемые вам в этой книге, Ч результат более чем 20-летнего труда психолога Ч дефектолога Г.Д. Черепановой (о ней мы писали выше).

Каждая из этих игр может послужить началом коррекционной работы.

Некоторые из опубликованных в этой книге игр (на пример, Покажи нос) могут быть использованы как при индивидуальной, так и при групповой работе.

Примеры игр с аутичными детьми

 «Волшебный сундучок»

Цель: Игра способствует развитию тактильных ощущений, формированию навыков связной речи. В основе данной игры лежит один из любимых видов деятельности аутичных детей — разглядывание и изучение новых предметов.

Содержание: Красиво оформленный сундучок содержит различные мелкие предметы. Надо доставать из сундучка их, рассматривать, играть с ними. Перебирать в сундучке предметы очень нравится детям.

Можно построить занятия на закрепление свойств предметов (описание предметов). Фантазировать: где это пригодится и т. д.

Эту игру можно проводить с тканью, мехом, пуговицами, клубочками пряжи, бросовым материалом. Пофантазировать или заняться поделками.

Необходимо любую поделку делать до конца, чтобы ребенок захотел еще раз и два и снова вернуться к волшебному сундучку.

“Шалтай-Болтай”

Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди. “Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется “Шалтай-Болтай”.

 Содержание:

Шалтай-Болтай
Сидел на стене.

Шалтай-Болтай
Свалился во сне. (С. Маршак)

«Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова “свалился во сне” — резко наклоняем корпус тела вниз”».

«Разминка»

Большие ноги  (Задавая ритм, ходите и бегаете):

Шли по дороге: (шагая широко, говорите низким голосом

Топ-топ-топ, Топ-топ-топ

Маленькие ножки (бег мелким шагом с произнесением текста)

Бежали по дорожке: (тонким голосом)

Топ-топ-топ, топ-топ-топ!

Топ-топ-топ, топ-топ-топ!

 Можно проводить релаксационные игры, упражнения на дыхание с целью снятия напряжения, они будут полезны для аутичных детей.

«Шарик»

Шарик мой воздушный

Какой ты непослушный!

Зачем ты отвязался,

Зачем помчался ввысь?

Вернись скорее, шарик!

Вернись!...

Поднять руки вверх – вдох, медленно опускать вниз – длительный выдох с произнесением звука «Ш-ш-ш..»

Можно использовать с этой же целью и пальчиковые игры:

«Замок»

На двери висит замок,

Кто его открыть бы смог?

Постучали,покрутили,

Потянули, и открыли!

«Мальчик-с-пальчик»

Мальчик-с-пальчик, где ты был?

С этим другом в лес ходил.

С этим другом щи варил.

С этим другом кашу ел

С этим другом песни пел.

С этим – в дудочку дудел.

Каждый пальчик ребенка загибайте, будто бы разговаривая с ним: от указательного пальчика до мизинца.

«Теремок»

На поляне теремок (сложить ладошки вместе)

Дверь закрыта на замок (сложить ручки в замок)

Вокруг терема забор (пальчики веером в разные стороны

Чтобы не забрался вор (погрозить указательным пальчиком)

«Тук-тук-тук, Тук-тук-тук (постучать кулачком то в одну, то в другую ладошку)
Открывайте!
(руки раздвинуть в стороны)

Я ваш друг!» (показать рукопожатие)

Рисование красками (кисточками, штампами и особенно пальцами) помогает детям снять излишнее мышечное напряжение. С этой целью полезна также работа с песком, глиной, пшеном, водой.

Предлагаемые игры с красками.

На блюдечках смешиваем различные краски, затем на больших листах рисуем руками общую картину: «Морской мир», «Дерево» из отпечатанных ладошек, «Волшебный лес». Занимаемся «бодиартом» - рисуем друг на друге и на ведущих тоже.

«Симметричные рисунки»

Цель: Развитие коммуникативных склонностей, умения работать с партнером.

Содержание: Предлагается по образцу нарисовать предмет вместе со взрослым от оси: ребенок рисует справа (слева, если левша), взрослый — слева. Договариваются каким карандашом. Взрослый определяет исходные точки. Карандаши ставят одновременно в одну точку и проводят в одном ритме.

http://blowround.narod.ru/study/irri_s_autichnimi_detmi/igri_s_autichnimi_detmi.htmhttp://r3.c8.net.ua/match.php?ssp_id=3548&key=1425ee56d54358a7d01a5fd0c72d51b3&ssp_user_id=6e57f48a-91d4-11e4-8ef9-002590e45bf8http://sync.pool.datamind.ru/image?source=adru&id=6e57f48a-91d4-11e4-8ef9-002590e45bf8http://front.facetz.net/collect?source=adru&id=6e57f48a-91d4-11e4-8ef9-002590e45bf8http://st.targetix.net/match?id=19&vid=6e57f48a-91d4-11e4-8ef9-002590e45bf8http://adru-sync.rutarget.ru/sync?external_visitor_id=6e57f48a-91d4-11e4-8ef9-002590e45bf8

Подвижные игры

«Рукавички»

(Кряжева Н.Л., 1997)

Цель: включение аутичных детей в групповую работу.

Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников игры.

Ведущий раскидывает рукавички с одинаковым орнаментом, но не раскрашенным, по помещению. Дети разбредаются по залу. Отыскивают свою пару л, отходят в уголок и с помощью трех карандашей разного цвета стараются, как можно быстрее, раскрасить совершенно одинаковые рукавички.

Дети сразу видят и понимают целесообразность своих действий (ищут пару). Педагог наблюдает, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши, как при этом договариваются. Проводить игру рекомендуется в два этапа. На первом этапе дети только ищут парную рукавичку. Проиграв подобным образом несколько раз можно переходить ко второму этапу: найдя пару, участники игры раскрашивают парные рукавички.

Щепки на реке (Фопель К. 1998)

Цель: создать спокойную, доверительную атмосферу. Участники встают в два длинных ряда, один напротив другого. Расстояние между рядами должно быть больше вытянутой руки. Это все вместе  Вода одной реки.

По реке сейчас поплывут Щепки. Первый ребенок, первая Щепка, начинает движение. Он сам решит, как бун помочь найти дорогу. Может быть, Щепка, оставив глаза открытыми, будет двигаться хаотично или кругами. Вода должна и ей помочь. Когда Щепка проходит до конца Реки, она становится рядом с последним ребенком и ждет, пока не приплывет следующая, которая встает напротив первой. Тем самым они составляют Реку и постепенно удлиняют ее. Так, неспешно, Река будет блуждать по классу, пока все дети не проплывут по Реке, изображая Щепки.

Дети сами могут решить, как они в качестве Щепок будут двигаться по Воде: медленно или быстро. Дети, которые будут Водой, должны потренироваться приостанавливать и направлять самые разные Щепки. Аутичному ребенку не обязательно быть в роли Щепки.

«Охота на тигров»

(Карпова Е,В,,  Лютова Е.К., 1999).

Цель: научить детей планировать свои действия во времени.

Группа участников встает в круг. Водящий выходит за круг, становится спиной к группе и начинает громко считать до 10. В это время участники передают друг другу маленького игрушечного тигра. После окончания счета тот, у кого находится тигр, вытягивая руки вперед, закрывает тигра ладошками. Остальные участники делают то же самое. Задача водящего найти тигра.

Как правило, аутичным детям трудно сразу включиться в игру, поэтому сначала необходимо дать им возможность понаблюдать за ходом игры со стороны.

«Покажи нос»

 (Васильева E.)

Цель: помочь детям ощутить и осознать свое тело.

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем мы играть.

Вы смотрите, не зевайте

И за мной все повторяйте,

Что я вам сейчас скажу

И при этом покажу.

Воспитатель, называя части своего тела, показывает их на себе, кладет на них руку. Дети повторяют за ним движения, показывая на себе на себе названные части тела. Затем воспитатель начинает путать

 детей: называть одну часть тела, а показывать другую. Дети должны заметить это и не повторить неверные движения.

«Кто я?»

(Черепанова Г.Д.)

Цель: развитие представлений и воображения ребенка

Содержание: Взрослый поочередно надевает на себя атрибуты представителей различных профессий (врач, артист, дирижер, дрессировщик, милиционер и т.д.)Ребенок должен отгадать, кто это был.

«Придумки»

 (Черепанова Г.Д.)

 Цель: научить детей распознавать различные эмоции. Взрослый просит ребенка придумать небольшой рассказ, ориентируясь на картинки. Он говорит: Я начну придумывать историю, а ты продолжишь ее. К этой истории у нас уже нарисованы картинки. Например, Таня

вышла во двор гулять. Она взяла мяч. Настроение у нее было вот такое, (педагог показывает на карточку №1....). Как ты думаешь, что произошло?

Затем Таня ...(Педагог показывает карточку №2.....)

и т. д (рис. 9).

Рис. 9. Наглядный материал к игре «Придумки»

«Покажи по-разному»

(Черепанова Г.Д.)

 Цель: научить детей распознавать и показывать различные ощущения и действия, ознакомить их со словами-антонимами.

1 этап игры:

Взрослый говорит:

Вот я захожу в ворота высокие (и сопровождает свои слова показом), а вот я захожу в ворота .... (взрослый пригибается) Какие? Ребенок должен назвать антоним к слову высокие

 Я несу легкий пакет (показывает), а теперь я несу (показывает) ... Какой пакет?

Я перехожу широкую реку (показывает), а вот я перепрыгиваю через ручей (показывает)... Какой?

-*- Я иду медленно, а вот я иду... Как?

Я гуляю, мне жарко. Но вот подул ветер, и мне...

Я смотрю грустный спектакль. А теперь смотрю... 2 этап игры: Все действия выполняет ребенок, а взрослый комментирует или устанавливает правила игры, например: Если я скажу, что ворота высокие, то ты идешь, как обычно, а если я скажу, что ворота низкие, то ты пригибаешься и т.д.

«Солнечный зайчик»

(Черепанова Г.Д.)

Цель: развитие внимания и умения ориентироваться в пространстве.

К нам в гости пришел Солнечный зайчик. Найди, где он

находится. ( Педагог включает фонарик и светит им на

стенку). А теперь зайчик будет двигаться. Запомни, как

он двигался, и нарисуй его путь. Ребенок следит взглядом

Рис. 10. Примерные траектории движения

дом за движением светового пятна, а затем зарисовывает траекторию пути зайчика на бумаге (рис. 10). Вместо фонарика можно использовать лазерную указку, а в солнечный день - зеркальце.

«Игры за партами»

Поскольку аутичные дети болезненно воспринимают смену обстановки, то все индивидуальные игры, которые указаны выше, рекомендуется проводить за партами. Кроме того, для аутичных детей (при условии, что с ними уже установлен контакт) будут полезны дыхательные и релаксационные упражнения, описанные в разделе «Как играть с тревожными детьми.»

«Собираем головоломки»

 (Черепанова Г. Д.)

Цель: Развитие коммуникативных склонностей ребенка.

Собирать головоломки один из любимых видов деятельности многих аутичных детей, поэтому данная игра доставляет им большое удовольствие.

Содержание Сначала ребенку предлагают собрать одну или несколько головоломок (Танграм, Квадрат Пифагора, Сложи квадрат и т. д.) Затем незаметно из коробки извлекают одну деталь. Ребенок складывает знакомую головоломку и вдруг обнаруживает, что не хватает детали. Тогда он обращается за помощью. Если ребенок еще не готов к такого рода общению, взрослый может помочь ему: Эта деталь у меня. Если она тебе нужна, можешь попросить, и я отдам ее. На первых порах можно даже помочь ребенку сформулировать просьбу.

Полученный навык закрепляется постепенно, при каждом повторении данной игры, а затем переносится на другие виды деятельности.

ИГРЫ С ЧУДЕСНЫМ МЕШОЧКОМ

 (Черепанова Г. Д.)

Цель Развитие кинестетических ощущений, восприятия цвета, формы, умения сотрудничать со взрослым.

Содержание: На левую руку ребенку надевают волшебный мешочек╗, в котором находятся изготовленные из плотного цветного картона (из пластика, из дерева) геометрические фигурки. Мешочек должен быть чуть больше ладошки (по краю отверстия пришивается резинка, сам мешочек лучше сшить из ярких разноцветных лоскутков).

На ощупь ребенок левой рукой выбирает по заданию взрослого определенную геометрическую фигуру, а правой рисует на бумаге его контуры. Затем из мешочка вынимается выбранная фигурка, она сравнивается с нарисованной, раскрашивается тем же цветом, что и оригинал. Желательно, чтобы ребенок во время работы произносил вслух название фигуры, цвета и те действия, которые он производит.

Примечание Игру лучше проводить в такой последовательности: сначала в мешочке должны находиться предметы только одной формы (например, только треугольники), затем  двух форм, трех форм, четырех форм и т. д.

Всякий раз (кроме первого варианта) ребенку дается такая установка: Выбери такой предмет, как я тебе покажу. Или более сложный вариант: Нарисуй предмет, который ты держишь в левой руке в мешочке  в этом случае образец отсутствует, ребенок действует только по словесной инструкции.

ГОВОРЯЩИЕ РИСУНКИ

(Черепанова Г. Д.)

Цель Развитие наблюдательности, коммуникативных склонностей, умения работать с поноперационными картами и составлять их.

Содержание Ребенок получает пиктограмму и выполняет действия в соответствии с указанием на рисунке. Затем он рассказывает взрослому о том, как он догадался, что нужно сделать именно это. После небольшого диалога ребенок и взрослый могут поменяться ролями. Теперь уже взрослый выполняет изображенное схематично ребенком задание, а затем отвечает на его вопросы.

Пример пиктограммы:

ФИЗКУЛЬТУРНИКИ

(Черепанова Г. Д.)

Цель: развитие координации движений, обучение

ребенка навыкам работы с пооперационными картами.

Содержание: Взрослый объясняет ребенку, что сейчас

они вместе будут играть в физкультурников. Физкультурники должны будут выполнять различные упражнения, например, поднимать руки вверх и опускать их вниз, прыгать на одной или на двух ногах, хлопать в ладоши над головой и т. д.

Для того чтобы не забыть, какое упражнение и как надо выполнять, перед началом игры

необходимо заготовить схемы (пооперационные карты). Взрослый и ребенок вместе рисуют схему к одному из упражнений, например:

После того, как заготовлены 2-3 схемы (или 4-5, в зависимости от возможностей ребенка), взрослый кладет перед ребенком одну из них и просит сделать то, что на ней изображено. Когда ребенок научится читать схему (а на это может уйти несколько занятий) взрослый предлагает ему освоить вторую схему.

Затем ребенку предлагается выполнить последовательность из первого и второго упражнения и т. д.

Выполненные совместно с ребенком рисунки- схемы к данной игре способствуют развитию умения у ребенка взаимодействовать со взрослым, установлению доверительных отношений между ними, а также помогают обучить ребенка рисованию движущейся фигуры человека.

«СИММЕТРИЧНЫЕ РИСУНКИ»

(Черепанова Г. Д.)

Цель: Развитие коммуникативных склонностей, умения работать с партнером.

Содержание:  Предлагается по образцу нарисовать предмет вместе со взрослым от оси: ребенок рисует справа (слева, если левша), взрослый  слева. Договариваются каким карандашом. Взрослый определяет исходные точки. Карандаши ставят одновременно в одну точку и проводят в одном ритме.

«МЕНЯЛКИ ИГРУШЕК»

 (Карпова Е. В., Лютова Е. К.)

Цель Эта игра учит взаимодействовать с окружающими при помощи не только вербальных, но и Невербальных средств, например, осуществлять контакт глаз.

Содержание: Все дети встают в круг, каждый держит в

руках какую-либо игрушку. Водящий стоит спинной к играющим и громко считает до 10. В это время некоторые играющие меняются предметами. При этом все действия выполняются молча. Меняться дважды одной игрушкой не разрешается. Водящий входит в круг. Его задача Ч угадать, кто с кем поменялся игрушками. Можно договориться заранее, сколько попыток дается ведущему для отгадывания.

Примечание: Как правило, аутичным детям бывает трудно сразу включиться в игру.

Обычно они сначала (иногда в течение нескольких дней или даже недель) просто наблюдают за игрой со стороны, затем, при желании, они могут встать в круг и принять участие в

игре, а затем они могут согласиться водить. Причем, если ребенок не может или не хочет считать вслух, за него это сделать может взрослый или кто-то из ребят.

СОЗДАЕМ МУЛЬТФИЛЬМЫ

(Слухова А. А.)

Цель Учить детей восстанавливать последовательность происходящих событий, развивать коммуникативные склонности.

Содержание Ребенку предлагается вспомнить основные события, которые происходили в течение предыдущего дня. Затем взрослый на карточках небольшого размера, сложенных в гармошку вместе с ребенком, делает зарисовки к основным

режимным моментам, па листе плотной бумаги взрослый рисует телевизор, прорезает в нем окошки и начинает с ребенком просмотр  мультфильмов  Вот ты встал утром, вспомни, что сказал маме? Затем ты сел завтракать, выходя из-за стола, что ты сказал? и т. д.

По окончании занятия ребенок может сложить карточки и взять с собой, чтобы посмотреть мультфильм дома вместе с мамой и папой.

Данную игру следует проводить в течение нескольких занятий.

ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК

(Черепанова Г. Д.)

Цель. Игра способствует развития тактильных ощущений, формированию навыков связной речи. В основе данной игры лежит один из любимых видов деятельности аутичных детей разглядывание и изучение новых предметов.

Содержание: Красиво оформленный сундучок содержит

различные мелкие предметы. Надо доставать из сундучка их, рассматривать, играть с ними. Перебирать в сундучке предметы очень нравится детям.

Можно построить занятия на закрепление свойств предметов.

Фантазировать: где это пригодится и т. д.

Эту игру можно проводить с тканью, мехом, пуговицами, клубочками пряжи, бросовым материалом. Пофантазировать или заняться поделками.

Необходимо любую поделку делать до конца, чтобы ребенок захотел еще раз и два и.. вернуться к волшебному сундучку.

По материалам книг:

Лютова Е.К Монина Г.Б.Шпаргалка для взрослых Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.

Лютова Е.К. Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей "Ребенок в мире творчества и творчество в жизни ребенка"

Мир ребенка – это сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых, осязательных ощущений. Чувственное восприятие мира захватывает ребенка, полностью владеет им, побуждая к созиданию, поиск...

Консультация для родителей "Ребенок плохо ест? Как повысить аппетит у ребенка"

Консультация для родителей "Ребенок плохо ест? Как повысить аппетит у ребенка"...

Консультации для родителей: "Ребенок зимой", "Сензитивный период вашего ребенка" "Личный пример"

3 консультации: коротко, доступно и интересно. 1-Семь родительских заблуждений о морозной погоде (Как одевать малыша зимой, что делать , если замерзли руки и т.д.)2- Итальянский педагог Мария Мон...

Консультация для родителей: "Ребенок и дорога. Родитель - пример для ребенка".

Уважаемые мамы и папы! Лучший способ сохранить свою жизнь и жизнь своего ребенка на дорогах – соблюдать правила дорожного движения!...

Консультации для родителей "Ребенок в больнице: как вести себя с ребенком в больнице"

Все мы обращаемся рано или поздно в больницу. Посещение врача в больнице зачастую для родителей  и их ребенка является большим испытанием. И от того, как относится к посещению больницы мама, как ...

Консультация для родителей «Ребенок у экрана» Анкета для родителей «Ребенок у экрана»

Консультация для родителей «Ребенок у экрана» Анкета для родителей «Ребенок у экрана»В наши дни телевизор, компьютер прочно вошли в жизнь малышей. Во многих семьях, как то...

Консультация для родителей «Ребенок плохо ест? Как повысить аппетит у ребенка?»

Консультация для родителей«Ребенок плохо ест? Как повысить аппетит у ребенка?»Многие мамы жалуются на проблемы с аппетитом у своих детей. Что делать, чтобы эти проблемы не возникали вообще...