Полифункциональное и интерактивное оборудование в работе учителя-логопеда
статья по коррекционной педагогике на тему

Машнина Елена Михайловна

Методические рекомендации для создания и использования дидактических пособий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Логопедические пособия44 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОГО И ИНТЕРАКТИВНОГО ОБОРУДОВАНИЯ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ.

           Полифункционльность оборудования – это его возможность быть включенным (инклюзированным) в занятие  с детьми в различных сферах образования, в различные виды деятельности. Это «автодидактический» материал (понятие Монтесори), позволяющий одновременно при взаимодействии с ним формировать разные представления и понятия, не концентрируя на этом внимание ребенка.  Полифункциональность выражается в наличии  прямых (основная задача взрослого)  и косвенных (дополнительные, отрабатываемые «по пути») задач.  

   Разнообразное полифункциональное оборудование предлагает предприятие «Альма» (Санкт-Петербург). Например, модуль «Пирамида».

Прямая задача: дать ребенку представление о величине.

Косвенные: закрепить название цветов, развитие моторики, формирование навыков конструирования (умение собирать), развитие воображения и наглядно-действенного мышления.

   Формирование речи в системе подразумевает многофункциональность используемого оборудования. Самое универсальное наше оборудование – это картинка. Например, одну и ту же предметную картинку можно использовать для автоматизации и дифференциации звуков, развития фонематического восприятия, для обогащения словаря, формирования обобщений и других лексико-семантических групп, для развития грамматического строя речи (составление предложений разной структуры), для развития связной речи (описание), развитие восприятия, памяти, мышления, внимания.

   Сейчас очень популярен такой вид демонстрации картинок как коллаж. Например, серия коллажей «Цветные картинки».

Основная цель: закрепление названий основных цветов и согласование существительных с прилагательными в роде, числе и падеже.

Косвенные задачи:

  • обогащение словаря, уточнение значений слов, подбор признаков к предметам, употребление числительных один/одна, два/две и согласование их с существительными;
  •  уточнение форм единственного/множественного числа; составление предложения с использованием заданной картинки, составить предложение, используя две картинки и предлог;
  • развитие памяти и внимания (припоминание закрытых картинок), развитие мышления (умение найти связи между двумя картинками).

Другой способ демонстрации материала «Звуковые часы» (вариант полифункционального оборудования от «Альмы»). Представляет собой круг со стрелками и картинок, прикрепляемых на «липучку». Цели пособия меняются в зависимости от предложенного материала (можно самим задать материал, можно предложить детям самим подобрать картинки). Например, основная цель:  развитие связной речи – составление рассказа с последовательным использованием картинок; косвенные – закрепление правильного произношения, развитие фонематического восприятия, развитие лексико-грамматического строя речи.

           Еще одно полифункциональное пособие – «Волшебная коробка». Назначение:

1. Развитие всех сторон речи детей.

  • Фонетико-фонематическая сторона речи:

     - закрепление произношения звуков в слогах, словах, фразах;

        - развитие фонематического восприятия (определение наличия/отсутствия

        заданного звука/слога  в словах, места звука в слове);

        -  развитие навыков фонематического синтеза (составление слов из

        заданных букв).

  • Лексико-грамматическая сторона речи:

- называние слов, формирование обобщающих понятий;

- подбор признаков, действий, предметов к заданному слову, составление

словосочетаний;

- составление предложений с заданными словами, заданными предлогами;

- словообразование по аналогии.

2.  Формирование навыка пространственной ориентировки на поверхности (левый, правый, нижний, верхний угол, центр, посередине справа и т.д.).

3. Задания на развитие внимания, памяти, мышления.

4. Развитие мелкой моторики, массаж кончиков пальцев.

Интерактивность (от англ. взаимодействие) как понятие широко используется в современном мире в отношении средств коммуникации. Это – телефон, компьютерные технологии, прямой эфир на ТВ, т.е это есть непрямое взаимодействие.

Интерактивность в психологии – это среда, с которой человек вступает во взаимодействие.

Интерактивную предметно-развивающую среду разделяют на два основных вида: светлая сенсорная комната (ССК) и темная сенсорная  комната (ТСК).

ССК - любое пространство, заполненное определенным материалом - модульным материалом, игрушками, позволяющими детям в ходе игр, упражнений занимать себя той деятельностью, которая возможна с этим материалом, которая определяется логикой заложенной в него. ССК обычно создается в специальном помещении.

Класс Монтессори.

Комната разделена на 5 зон:

  1. упражнения практической жизни (мытье, сметание, вытирание, пересыпание, застежки, утюг...).
  2. сенсорная зона (цвет, размер, форма, величина, звук…).
  3. математика (счет, логическое мышление)
  4. родной язык (говорение, письмо, чтение)
  5. космическое воспитание (естественно-научные представления).

Посередине – эллипс (упражнение в ходьбе, ношении  предметов, развитие координации движений, рассмотрение лексической темы).

Комната для аквапескотерапии

Особое помещение для игр с песком и водой.

Условия: освещение, проветривание, кафельное покрытие, доступность воды (раковина).

Оборудование:

- ванны с водой, ящики с прокварцованным песком;

- природный материал;

- емкости для переливания, пересыпания;

- натуральные предметы домашнего обихода (миски, поварешки..)

- водные игры и игрушки (рыбки, удочки, сачки…)

Игры с водой и песком полифункциональны: занятия математикой, развитие речи, моторики, логопедические занятия разных направлений.

Подвид ССК – комната сенсомоторного развития – среда, которая направлена на развитие и коррекцию координационных и сенсорно-перцептивных способностей детей:

  • Мягкие модули для моторного развития – батуты, сенсорные дорожки и т.д.
  • Мячи «Хопы» (С ручками).
  • Сенсорные мячи (ДЦП-мячи) – большие для лежания и движения легкого качания.

Эта среда приближена к предметной среде физкультурного зала, но это не физкультурный зал, где представлены различные спортивные снаряды. Эта среда для взаимодействия, где физическое развитие  идет на основе полифункционального игрового оборудования, позволяющего именно взаимодействовать, а не только выполнять тренировочные упражнения различной  сложности.  

Наличие светлой сенсорной комнаты является обязательным в коррекционном учреждении.

ТСК – комната, для стимуляции аудио-, визуальных, обонятельных, тактильных ощущений с помощью специального оборудования (проекторов, прожекторов, интерактивных панно, светильников, музыкальных и других приспособлений).

Представьте себе: выключается свет, вы садитесь в мягкое кресло, которое принимает форму вашего тела. В кресло встроен музыкальный центр и вибромассажер, поэтому сразу включается тихая музыка и гранулы внутри начинают вибрировать. На экране переливаются яркие цвета или порхает бабочка.… Это волшебная сказка, в которой все журчит, звенит, переливается, вибрирует, ненавязчиво успокаивает и активизирует.

Одним из главных условий является создание затемнения, достаточного, чтобы наблюдать светоэффекты  и наличие мягкой мебели, безопасной при передвижениях в полумраке (подушки с гранулами, мягкие модули).

Это среда, которая требует особых материальных затрат, знания специальных методик  взаимодействия с человеком, знание показаний и противопоказаний.

Адекватно дозированные занятия с людьми разного возраста с разным уровнем интеллектуального и сенсомоторного развития активизируют их деятельность, стимулируют развитие и коррекцию базовых чувств и создают условия для саморегулирования процессов возбуждения и торможения.

  Для чего можно использовать ТСК:

  1. Релаксация, снятие эмоционального и мышечного напряжения.
  2. Стимулирование сенсорной чувствительности и двигательной активности.
  3. Повышение психической активности за счет стимулирования положительных эмоциональных реакций.
  4. Фиксирование внимания и управления им, поддержание интереса и познавательной активности. Темную интерактивную среду логопед может использовать как средство более глубокого погружения в игровую ситуацию
  5. Развитие воображения и творческих способностей.
  6. Коррекция психоэмоциональных состояний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сенсорное оборудование в работе учителя-логопеда и воспитателя ДОУ"

В данной презентации представлены возможности применения разнообоазного сенсорного оборудования учителем- логопедом  в работе на различных уровнях: на уровне звука, слога, слова, предложения, тек...

Использование интерактивного оборудования и интерактивных игр в работе учителя-логопеда.

В статье раскрывается значение использования интерактивного оборудования и интерактивных игр в работе логопеда...

Использование интерактивного оборудования и интерактивных игр в работе учителя-логопеда.

Испльзование интерактивного оборудования на занятия с детми дошкольного возраста...

Использование интерактивного оборудования и интерактивных игр в работе учителя-логопеда.

Испльзование интерактивного оборудования на занятия с детми дошкольного возраста...

Нестандартное игровое оборудование в работе учителя-логопеда

Нестандартное игровое оборудование – это оборудование, сделанное из подручных средств, бросового материала, своими руками при взаимодействии с родителями воспитанников.Работая над проблемой повы...

Использование нестандартного оборудования в работе учителя - логопеда

материал из опыта работы учителя- логопеда по использованию ортопедических ковриков  при коррекции речи...