Игры для активизации речевой подражательности у ребенка с задержкой речевого развития
консультация по коррекционной педагогике (младшая, средняя группа) по теме

Давыдова Светлана Владимировна

Речевая игра служит фоном, который поможет установить контакт с ребенком; поможет обыграть сюжет и активизирует его речевую подражательность. В зависимости от уровня ре­чевого развития ребенка взрослый может в игре  побуждать произно­сить стихотворный текст полностью, частично либо только договаривать звуки и звукоподражания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_zrr.docx141.91 КБ

Предварительный просмотр:

Речевые игры для активизации  речевой подражательности

 у ребенка с задержкой речевого развития (ЗРР)

Известно, что недоразвитие и отсутствие речи имеют место при такой речевой патологии, как алалия.

Отставание и недоразвитие речевого развития бывает у детей с когнитивными нарушениями (задержка психического развития и умственная отсталость).

Задержка речевого развития (ЗРР) может быть при минимальных мозговых дисфункциях.

Задержка речевого развития, обусловленная психической депривацией, имеет место практически у всего контингента детей домов ребенка, имеющих условную физиологическую норму.

Нарушения, отставание, недоразвитие, а также полное отсутствие речи, обусловленное мутизмом, может быть у детей с РДА (ранний детский аутизм). Часто аутичный ребенок, имея внутреннюю речь, остается внешне молчаливым, отказываясь при этом от общения, или же говорит крайне мало.

В зависимости от уровня развития детей представленный материал  можно использовать как с детьми раннего возраста, так и с детьми младшего и среднего дошкольного возрастов, развивающихся в соответствии с нормой, а также с более старшими детьми, имеющими нарушения и задержку психического и речевого развития.

Известно, что первыми самостоятельно произносимыми словами маленького ребенка являются звукоподражания. Звукоподражания представляют собой речевые единицы, обозначающие звуки, которые издают как живые («мяу-мяу»), так и неживые объекты («тук-тук»). К звукоподражаниям также относят междометия («оп», «ух»), а также различные рефлексивные звуки людей.

Именно с помощью звукоподражаний мы общаемся на первых порах с маленьким ребенком при назывании живых и неживых объектов («ав-ав» — собака; «тик-так» — часы). Даже первыми словами, обозначающими живые объекты, являются слова, образованные от этих звукоподражаний («авака», «игогоша»).

Работа над звукоподражаниями всегда предваряет логопедическую работу с неговорящими детьми. Специалисты неизменно рады каждому звуку, а тем более звуковому комплексу, появляющемуся у неговорящего ребенка.

Речевая игра служит фоном, который поможет установить контакт с ребенком; поможет обыграть сюжет и активизирует его речевую подражательность. В зависимости от уровня речевого развития ребенка взрослый может побуждать произносить стихотворный текст полностью, частично либо только договаривать звуки и звукоподражания. Как известно, невербальные (неречевые) навыки общения предваряют появление вербальных. Поэтому, в особенности с неречевым ребенком, важно добиваться эмоционального отклика с помощью мимических и пантомимических средств общения. При формировании звукоподражаний необходимо помимо самого звукоподражания параллельно называть слово или фразу, которые это звукоподражание обозначает. Например, «би-би» (машина; едет машина). Это важно для формирования условной связи звукоподражания со словом или фразой, которое оно обозначает.

Помогут обыграть несложный сюжет речевых игр малышам Маша и Миша. Как известно, кукло- терапия стимулирует игровую, коммуникативную и речевую активность ребенка.

При проведении речевых игр не следует требовать от ребенка речевых высказываний, если у него это пока не получается. Настойчивыми действиями вы можете сформировать негативное отношение к занятиям. Любое задание важно заканчивать в состоянии эмоционального подъема, даже если ребенок не произнес ни одного звука, но старался общаться с вами вербально.

Не забывайте хвалить ребенка! Ведь легкие на первый взгляд задания даются малышам, особенно с задержкой речевого развития, с большим трудом. И если что-то не получилось сегодня, то обязательно получится завтра!

Пособие адресовано всем специалистам общеобразовательных, а также коррекционных дошкольных групп (логопедам, психологам, воспитателям); специалистам домов ребенка; няням, гувернерам, родителям.

Успехов всем творческим педагогам и заботливым любящим родителям!

ИГРАЕМ И ГОВОРИМ ВМЕСТЕ С МАШЕЙ И МИШЕЙ

Мы предлагаем следующие сюжетные речевые игры с использованием куклотерапии, а также предметных игрушек или картинок, которые помогут стимулировать игровую, коммуникативную и речевую активность ребенка за счет звукоподражаний и междометий. Произносить речевой материал желательно нараспев, при этом используя эмоциональную выразительность речи, а также элементы психогимнастики. Это позволяет детям с особой экспрессивностью вовлекаться в игру.

Маша заболела

Направленность игры: формирование междометий «О-о-о», «А-а-а»; формирование эмоции сострадания в ходе сюжетной игры с куклой.

Кукла Маша заболела: «О-о-о!»       Качаем головой.

Куклу Машу пожалею: «А-а-а!»       Прижимаем и укачиваем куклу.

Направленность игры: вызвать интерес к движениям ног куклы; побуждать повторять звукоподражания «топ-топ-топ» {топать, ходить).

Предлагаем ребенку рассмотреть тряпичную куклу. В ходе рассматривания уточняем названия частей тела куклы (голова, шея, руки, пальчики, ноги, туловище, живот, спина).

Предлагаем ребенку показать на себе эти же части тела.

Кукла,кукла, не зевай!          Грозим пальчиком.

Выше ножки поднимай!      Передвигаем куклу так, чтобы двигались ноги.

Топ-топ-топ-топ,                  Побуждаем к речевому подражанию.

С куклой водим хоровод!    Держим куклу за ручки.

Просим ребенка потопать ножками вместе с куклой.

Кукла пляшет

Направленность игры: вызвать интерес к игре с куклой; побуждать повторять слова: «топ-топ-топ» (топать, ходить).

Ну-ка, кукла, попляши!    Держим куклу за руки, имитируем пляску.

Топ-топ-топ-топ!              Побуждаем к речевому подражанию.

Ножки выше подними!

Топ-топ-топ-топ!               Побуждаем к речевому подражанию.

Укладываем мишку спать

Направленность игры: вызвать интерес к действию укладывания мишки спать; побуждать повторять звукоподражания: «Бай-бай»(спать).

Ну-ка, мишка, засыпай!         Укладываем мишку в кроватку.

Ну-ка, глазки закрывай!        «Учим» мишку закрывать глазки.

Баю-бай! Баю-бай!                 Побуждаем к речевому подражанию.

Ты с кроватки не вставай!     Грозим пальчиком.

Поем и танцуем вместе с Машей и Мишей

Направленность игры: побуждаем петь вместе с Машей и Мишей: «Ля-ля-ля» (поем).

Как я Машеньку люблю!      

 С ней я песенку спою: «Ля-ля-ля-ля-ля-ля!»     Держим куколку за ручки.                    Покружились                                          Держим куклу за ручки, кружимся.

Ты и я!

Я и Мишеньку люблю!

С ним я песенку спою: «Ля-ля-ля-ля-ля-ля!»     Держим мишку за лапки.

Покружились                                          Держим мишку за лапки, кружимся. 

Ты и я!

Играем с зайкой

Направленность игры: вызывание положительных эмоций при игре с мягкой игрушкой; побуждаем говорить слово «скок» (скакать).

Зайка, зайка поскачи,

Скок,скок, скок,скок,

«водим» зайку по столу, приговаривая слова.

Ушками пошевели,

шевелим ушки зайке.

Вот так, вот так!

Приговариваем.

Части тела

Направленность игры: уточнение (формирование) представления о частях тела; активизация речи с помощью слова «вот».

Показываем части тела у себя и у куклы.

Где же, где же глазки? Вот, вот!

Побуждаем показывать на себе части тела и проговаривать слово «вот».

Где же, где же носик? Вот, вот!

Где же, где же ушки? Вот, вот!

Где же, где же ротик? Вот, вот!

Где же, где же ручки? Вот, вот!    Крутим кистями рук.

Где же, где же ножки? Вот, вот! Побуждаем хлопать по коленкам.

Ну, а где же наш живот? Вот он, вот! Гладим себя по животику.

Где же Ваня? Вот я! Побуждаем указать на себя, прикасаясь к груди и проговаривать.

Игра в прятки «Ку-ку!»

Направленность игры: формирование способности заражаться от эффекта «ожидания»; формирование способности проявлять эмоцию удивления; формирование звукоподражания «ку-ку» {прятать).

Куколка кричит: «Ку-Ку!»   Взрослый прячет куколку за спину.

Где искать? Я не пойму!       Делаем удивленное лицо.

А вот она!

Вытаскиваем куколку, показываем ребенку, имитируя эффект неожиданности.

Побуждаем ребенка самому прятать игрушку за спину и кричать: «Ку-Ку!».

Чаепитие

Направленность упражнения: формирование звукоподражания «Всссс» {пить) в ходе сюжетной игры с мишкой.

Даем ребенку рассмотреть игрушечную чашку и ложку.

Сахар в чашке намешаю,

Имитируем, как мы помешиваем сахар.

Мишку чаем угощаю! Пей, мишутка, сладкий чай!

Подносим мишке чашку ко рту.

Вссс-вссс, Вссс-вссс,

Имитируем потягивание чая из чашки.

Пей тихонько! Не вставай!

Грозим пальчиком.

Вссс-вссс, Вссс-вссс,

Имитируем потягивание чая из чашки.

Мишка, чай не проливай!

Грозим пальчиком.

Как мы пьем чай? (Вссс-вссс)

Заболели Маша с Мишей

Направленность игры: активизация речи с помощью междометий «Ай», «Ой»; звукоподражание «Пшшш» (греть чайник); вызывание эмоции сострадания.

Заболела кукла Маша, Ай-ай-ай-ай!

Побуждаем говорить, качаем головой. 

Да и Мишенька больной, Ой-ой-ой-ой!

Побуждаем говорить, качаем головой.

Машу с Мишей пожалею,

 Чайник на плите согрею: пшшшш.

В чай малину положу,

Имитируем, как размешиваем ложкой малину.

Машу с Мишей я люблю, 

Прижимаем к себе игрушки.

Мишка-шалунишка

Направленность упражнения: формирование звукоподражаний «Бах» (падать), «Ах», «Эх» входе сюжетной игры.

Мишка чашку уронил: «Бах-бах!»

Мишка на пол чай разлил: «Ах-ах!» Качаем головой.

Мишка, мишка, шалунишка!

Грозим пальчиком.

«Эх-эх!»

Грозим пальчиком.

 Непослушный ты мальчишка!

Грозим пальчиком.

 «Эх-эх-эх!» Грозим пальчиком.

Список использованной литературы

Исханова С.В. «Игротерапия в логопедии: учимся говорить вместе с Машей и Мишей: пособие для родителей и педагогов/ С.В.Исханова. –Ростов н/Д: Феникс, 2015.-77, [1] с.: ил.- (Школа развития).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для родителей «Ребенок с задержкой речевого развития».

Статья для родителей «Ребенок с задержкой речевого развития»....

Специфика работы с воспитанниками домов ребенка с задержкой речевого развития на втором году жизни

В статье раскрывается методика занятий с детьми первых лет жизни, раскрываются приемы и структура коррекционного занятия в условиях дома ребенка...

Мастер-класс "Стимулирование речи у ребенка с задержкой речевого развития"

Мастер-класс поможет осуществлять коррекционно-развивающую работу с детьми с задержкой речевого развития, применить эффективные приемы и методы и успешно осуществлять развитие речи детей....

Консультация для родителей «Стимуляция речевого развития ребенка с задержкой речевого развития в семье»

Если вашему ребенку невролог написал заключение: задержка темпа развития экспрессивной речи, не нужно паниковать, необходимо проконсультироваться у учителя-логопеда, учителя-дефектолога. На основ...

Лист динамического наблюдения ребенка с задержкой речевого развития

Лист динамического наблюдения позволяет специалисту, работающему с неговорящим ребенком, проследить динамику его развития.Осуществляя стартовую  и итоговую диагностику речевого псиихоразвития реб...

Консультация для родителей «Стимуляция речевого развития ребенка с задержкой речевого развития в семье»

Если вашему ребенку невролог написал заключение: задержка темпа развития экспрессивной речи, не нужно паниковать, необходимо проконсультироваться у учителя-логопеда, учителя-дефектолога.На основ...