Девиантное поведение. Использование «сказочной деятельности» для социализации поведения детей с отклонениями в поведении
консультация по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему

Елена Викторовна Бондарева

Девиантное поведение - это устойчивое в данный период времени поведение человека, нарушающее общественные нормы и причиняющее ущерб окружающим и самому человеку, возникающее в процессе коммуникации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Девиантное поведение. Использование «сказочной деятельности» для социализации поведения детей с отклонениями в поведении

Девиантное поведение - это устойчивое в данный период времени поведение человека, нарушающее общественные нормы и причиняющее ущерб окружающим и самому человеку, возникающее в процессе коммуникации.

Таким образом, выделим следующие определяющие характеристики девиантного поведения:

1)нарушение общепринятых социальных норм;

2)повторяемость, устойчивость отклонения в поведении человека;

3)общественная обусловленность возникновения девиантного поведения;

4)возможность определения ранних признаков девиантного поведения, так как оно не возникает «из неоткуда»;

5)причинение ущерба окружению человека и самому человеку;

6)потенциальная возможность коррекции проявлений девиантности.

Исходя из выделенных характеристик, можно сказать, что теоретически возможна коррекция девиантного поведения, а также его профилактика. Трудность заключается в том, чтобы выявить ранние признаки девиации. Выявлением их следует заниматься в детстве, а потому необходимо привести характеристику поведенческого развития в младшем школьном возрасте.

Ведущим видом деятельности ребенка в младшем школьном возрасте, согласно возрастной периодизации Д.Б. Эльконин, является учение. Следовательно, своего пика достигает интеллектуальное развитие детей в этом возрасте. Немов Р.С. говорит, что немалую роль в данном процессе играет общение с окружающими - учителями и школьниками - появление которых расширяет сферу и содержание общения. С одной стороны, новое окружение помогает ребенку значительно продвинуться в своем развитии, но с другой стороны, сталкивает взрослеющего человека с проблемами в общении, которые, как правило, неизбежны в силу недостаточности социального опыта ребенка. Отсюда вытекают внешние проявления дезадаптации ребенка к новой среде - девиантное поведение. Значительная часть учащихся начальной школы характеризуется «неспособностью к полноценной саморегуляции» (Р.С. Немов), что выражается в недостаточной контролируемости психических процессов и чувств. Из этого можно сделать вывод, что причины девиаций в поведении младшего школьника обусловлены не только его психологическим дискомфортом, но и особенностями его физиологии: имеется в виду несформированность организма ребенка.  Мы видим, что в сущности у любого ребенка можно найти девиации, особенно отчетливо это можно заметить при рассмотрении точки зрения Я. Корчака. Однако не стоит при случайном обнаружении у ребенка одного из вышеупомянутых признаков сразу причислять его к девиантам. Для постановки такого «диагноза» необходимо всестороннее наблюдение и диагностика. Попытаемся классифицировать ранние признаки девиантного поведения, приведенные выше, с целью наиболее точной постановки «диагноза». Для коррекции объективных причин девиаций требуется обязательное участие медицинского работника, кроме педагога, психолога и семьи, коррекция же субъективных причин возможна при взаимодействии педагога и психолога, родителей. Нужно отметить, что коррекция объективных причин девиаций повлечет положительные изменения в субъективной области отклонений поведения. При этом очень важно суметь отличить истинные проявления отклонений в поведении от ложных, случайных.

 Д.Б. Эльконин классифицировал периоды развития человека в течение всей жизни на критические и стабильные. На период дошкольного и раннего школьного детства приходится несколько критических периодов, во время которых формируются важнейшие новообразования. Однако становление этих новообразований зависит во многом от окружения ребенка, ведь сам он пока еще не является в полном смысле субъектом свой жизни. Учителю начальных классов в процессе развития личности ребенка отводится важнейшая роль путеводителя для ребенка и компетентного в вопросах педагогики и психологии помощника для семьи ребенка. В связи с этим становится понятной важность психолого-педагогической профилактики как направления деятельности учителя. Подтверждается вышесказанное и освещенностью в науке проблемы профилактики девиантного поведения. Такие исследователи, как Беличева С.А., Берзин С.В., Кондрашенко В.Т., Кулаков С.А. и другие занимаются решением этой проблемы. Осознание любой проблемы влечёт за собой нахождение способов её решения, а также возможностей избежать её развития. Так и актуальная проблема девиантного поведения заставляет специалистов разрабатывать профилактику девиаций.

 Проанализировав определения понятия у таких авторов, как Беличева С.А., Кондрашенко В.Т. и интернет-источников, можно обобщить важнейшие элементы понятия и дать следующие определение понятию профилактики девиантного поведения:

Это система общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации - общегосударственном, нравственном, общественном, экономическом, медико-санитарном, педагогическом, психологическом, направленных на предотвращение отклонений в поведении различных возрастных групп.

Кондрашенко В.Т. выделяет также условия эффективности профилактики девиантного поведения:

1) комплексность (рассмотрение проблемы со всех уровней социальной организации;

2) последовательность (целенаправленность и детерминированность);

3) дифференцированность (индивидуальный подход);

4) своевременность.

Условие своевременности профилактики девиантного поведения должно находиться во главе списка, ведь понятие профилактики подразумевает меры не по устранению уже развивающихся девиаций, а по и их предупреждению.

 Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) уделяет большое внимание проблеме девиантного поведения и выделяет следующие уровни его профилактики:

  • Первичная профилактика (направлена на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих негативные поведенческие реакции и развивает устойчивость личности к влиянию этих факторов;
  • Вторичная профилактика (задачей её является раннее выявление и реабилитация нервно-психических нарушений и и работа с «группами риска»);
  • Третичная профилактика (задачей её является лечение нервно-психических расстройств, сопровождающихся нарушением поведения).

Таким образом, можно сделать вывод, что важнейшей задачей педагога в ДОУ осуществлять первичную профилактику девиантного поведения, которая позволит избежать проблем в будущем. Наибольшей эффективностью профилактическая работа обладает при воздействии на условия и причины девиантного поведения на ранних этапах проявления проблемы.

Формы профилактической работы, опираясь на точку зрения ученого-девиантолога Беличеву С.В.:

1) организация социальной среды;

2) информирование;

3) активное социальное обучение важным навыкам (тренинги);

4) организация деятельности, альтернативной девиантному поведению (привлечение терапии искусством, спортом, познавателной деятельностью);

5) организация здорового образа жизни;

6) активизация личностных ресурсов.

Применительно к возрастной группе младших дошкольников может быть задействована одна из перечисленных форм профилактической работы - привлечение терапии искусством, а именно, сказкотерапия (так называемая «сказочная деятельность»). Хорошие педагоги и родители знают ценность сказки при воспитании детей: за простотой формы любой сказки скрывается богатейшее содержание. Народная ли это сказка или авторская, всегда в ней заложены мудрость и почтение к добру, красоте, правде. По словам Я.В. Верзилиной, «сказки - это язык детства, самый верный и короткий путь к детскому сознанию и сердцу». Сказка быстро находит «путь» к детскому сознанию потому, что она полна прекрасных образов, захватывающего действия, а своим содержанием сказка дарит детям веру в идеальное и незыблемое.

О ценности сказки в развитии детей говорил и великий педагог В.А. Сухомлинский, уделяя внимание воздействию сказок на мышление детей: «сказка является тем резцом, который оттачивает тончайшие черты индивидуального мышления каждого ребенка», благодаря сказке ребенку «хочется быть умным, мудрым и не хочется быть невеждой». Говоря об этом, педагог также подчеркивал важность влияния детского коллектива на ребенка, ведь сказка действует на ребенка более разносторонне, когда он находится вместе со значимыми для него партнерами.

Понятие «сказочная деятельность» требует некоторого пояснения. Имеется в виду моделирование различных видов деятельности по осознанию сказок, например, инсценировки, последующего обсуждения содержания и главной мысли. Для этого необходимо подбирать такие сказки, в которых имеет место некая несправедливость, нарушение общественной морали и правил поведения. Побывав на месте героя, ребенок поймет, как на самом деле правильно поступать в подобной ситуации в реальной жизни, то есть ситуация из сказки неосознанно будет переноситься ребенком на свою жизнь и свое поведение. Содержание понятия «сказочной деятельности» близко понятию сказкотерапии, о которой говорят многие специалисты в области педагогики и психологии. Исследователи Дубровина И.В., Данилова Е.Е. выделяют такие психолого-педагогические возможности использования сказки для профилактики девиантного поведения:

-информирование,

-установление логических взаимосвязей,

-проведение логического обоснования,

-самораскрытие,

-конкретное пожелание,

-парадоксальная инструкция,

-убеждение,

-эмоциональное заражение,

-помощь в ликвидации неконструктивных эмоций,

-релаксация,

-повышение энергии и силы,

-переоценка,

-домашнее задание,

-позитивный настрой,

-ролевое проигрывание,

-анализ ситуаций,

-внутренние переговоры,

-трансформация личной истории,

-целеустроение,

-наполнение смыслом « обыденных» жизненных событий,

-социальные пробы,

-оказание помощи в поисках идентичности,

Метафора (метод аналогий) - метод, который наиболее интересен, так как он является самым главный средством сказкотерапии (или «сказочной деятельности»).

Специалисты утверждают, что метафора обеспечивает контакт между левым и правым полушарием мозга. В процессе восприятия сказки работает левое полушарие, которое извлекает логический смысл из сюжета, в то время как правое полушарие свободно для мечтаний, фантазий, воображения, творчества. Психологи, применяющие сказки, метафоры в работе с клиентами, часто отмечают, что на осознаваемом, вербальном уровне ребенок может и не принимать сказку, однако, положительный эффект от работы все равно присутствует, т.е. изменения часто происходят на подсознательном уровне.

Благодаря механизму воздействия на ребенка метафоры, говоря языком исследователей, у ребенка формируется «нравственный иммунитет», который определяется таким образом: способность человека к противостоянию негативным воздействиям духовного, ментального и эмоционального характера, исходящим из социума.

Таким образом, сказка закладывает у ребенка нравственные ценности и способна значительно повлиять на поведение ребенка. Как известно, поведение любого человека - это следствие его моральных представлений. Поэтому, мы считаем возможным использование «сказочной деятельности» для социализации поведения детей с отклонениями в поведении.

 В соответствии с результатами комплексной диагностики детей определены общие цели «сказочной деятельности»

1) развитие способности к рефлексии (по итогам всех программных занятий).

2) развитие ребенка как субъекта деятельности (главным образом, учебной).

3) помощь в социализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование инновационных технологий при формировании у детей дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах"

Встал малыш на ноги – он уже пешеход.Сел ребенок на велосипед – он уже водитель.Поехал в автобусе – он уже пассажир.И везде его подстерегает опасность.В.В.Гюго...

Использование коммуникативных игр в работе с дошкольниками, имеющими отклонения в поведении

Жизнь—самая большая ценность, какой обладает человек.А самая большая роскошь в этой жизни—«это роскошь общения»....

Использование инновационных технологий при формировании у детей дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах

Использование инновационных технологий при формировании у детей дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах...

Методическая разработка «Использование инновационных технологий при формировании у детей дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах»

Методическая разработка содержит теоретический и практический материал по включению технологий в процесс формирования у дошкольников навыков безопасного поведения на дорогах города....

Консультация для педагогов "Использование инновационных технологий при формировании у детей дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах".

Проблема дорожно-транспортного травматизма на данный момент одна из самых актуальных, поэтому основная задача дошкольных учреждений – организовать профилактическую работу так...

Коррекционная помощь детям с отклонениями в поведении.

Презентация на тему " Коррекционная помощь детям с отклонениями в развитии"...