Основные направления коррекционной работы по развитию эмоционального мира дошкольников с ОНР
статья по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Ивкина Галина Ивановна

В  помошь учителю-логопеду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основные направления коррекционной работы по развитию эмоционального мира дошкольников с ОНР

Главным направлением развития эмоциональной сферы у дошкольников с общим недоразвитием речи является формирование способности управлять эмоциями. Эмоции постепенно становятся более осмысленными, начинают подчиняться мышлению, ребенок усваивает различные способы действия и нормы поведения, соотносит результаты своей деятельности с целями и с результатами других.

Помимо осмысленности, можно отметить и другое направление в развитии эмоций в дошкольном возрасте.     Это формирование их глубины, устойчивости. В результате у детей появляются высшие чувства - сочувствие, сострадание, умение понимать чувства других людей, сопереживать им. Адекватное эмоциональное реагирование в различных (в том числе и стрессовых) ситуациях формируется на основе умения различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению(через мимику, пантомимику, жесты, позы, эмоциональную дистанцию). При этом ребенок учится за внешними эмоциональными проявлениями угадывать смысл поведенческих реакций и реагировать в соответствии с этим смыслом.

Эти представления легли в основу  системы психолого-педагогических методов развития эмоционального контроля и коррекции эмоциональных процессов дошкольников с ОНР.

При этом необходима психодиагностика особенностей эмоциональной сферы (проективные графические тесты, анализ рисунков), личностных черт и динамики эмоциональных состояний детей.

Основной акцент, конечно же, ставится на работу с проблемными детьми. Однако, различные наблюдения и результаты психодиагностики показали, что целенаправленное развитие самоконтроля, произвольности эмоциональных переживании, высших чувств, регуляция динамики эмоциональных процессов необходимо для всех, даже самых благополучных, детей дошкольного возраста.

           Сутью системы методов психологического развития эмоциональной сферы является обучение ребенка созданию особого рода психологической атмосферы, благоприятным образом сказывающейся на эмоциональном состоянии, настрое чувств и мыслей ребенка и, тем самым, на характере его действий и поступков.

 Формированию позитивной установки и оптимистического эмоционального склада мироощущений способствует концентрация внимания детей на том приятном, добром, радостном, что нас окружает.

Нивелированию тревожности и повышения уверенности в себе способствует обучение детей умению отвлекаться от неприятных и тревожных мыслей, бороться с каждодневными мелкими стрессами. Здесь необходимо научить детей не беспокоиться по поводу того, что выходит за рамки их контроля. Например, девочка разбила чашку и горько плачет.  Можно утешить ее такими словами:

- Это не беда, что чашка разбилась. Такие неприятности иногда случаются с каждым из нас. Тебе не помогут слезы, потому что все уже произошло. Слезы и расстройства не сделают чашку целой. Давай не будем плакать, а лучше вместе уберем осколки. Может быть, этот неприятный опыт сделает нас впредь осторожнее.

Здесь важно отметить, что фиксация на неприятных переживаниях, подкрепляемая укорами и замечаниями взрослых, усугубляют тревожность, мнительность и подозрительность ребенка.

Другой эффективный прием оптимизации эмоционального состояния—это переключение с неприятных впечатлений на приятные. Так, можно предложить унылому или сердитому ребенку представить себя телевизором. «Ты немного похож на телевизор, твоя голова имеет множество разных каналов—счастливые каналы, грустные каналы, каналы страха, каналы беспокойства, хорошие и плохие каналы.  Все они находятся в твоей голове,  и ты их можешь контролировать. Ты можешь решить, какой канал ты выберешь на следующий день. Внутри тебя находится пульт управления. Если ты находишься сейчас на канале обиды, немедленно отключи этот канал, подумав о чем-нибудь другом -  хорошем, добром, шутливом или забавном. Итак, сначала определи, на каком канале ты находишься. А теперь, внимание! Если ты на плохом или неприятном канале, то немедленно его отключи, переключившись на приятный, радостный канал. Если ты находишься на хорошем канале, то отстрой свой телевизор, сделай картинку ярче, звук громче и наслаждайся передачей с хорошего канала, думая о чем-нибудь приятном».

Дети мысленно нажимают на кнопку переключателя программ или делают движения рукой (крутят пуговицу, нажимают на кнопку одежды). Это упражнение способствует не только избавлению от неприятных эмоций, но и их осознанию, что делает эмоциональные реакции более осмысленными.

Работая в направлении коррекции эмоциональных отклонений, логопед может воздействовать на компоненты познания: на ощущения, восприятие, воображение, память и мышление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Направления коррекционной работы по развитию памяти у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Данная статья рассказывает  об особенностях развития памяти у детей с общим недоразвитием речи. У детей с общим недоразвитием речи, развитие памяти имеет свои особенности и требует применения спе...

Основные направления коррекционной работы воспитателя в группе для детей с задержкой психического развития

Данный материал предназначен для воспитателей групп компенсирующей направленности, поможет им скоординировать коррекционную работу в группе  для детей с трудностями в обучении....

Статья:"Основные направления коррекционной работы по формированию предпосылок и элементов творческого воображения у дошкольников с нарушением интеллекта в театрализованных играх "

Основные направления коррекционной работы по формированию предпосылок и элементов творческого воображения у дошкольников с нарушением интеллекта в театрализованных играх Воображение является неот...

Основные направления коррекционной работы воспитателя в группе для детей с задержкой психического развития.

Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется четкой организацией жизни детей в период их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течение дня и преемственностью ...

Материалы для составления коррекционного маршрута Коррекция нарушений письма и чтения у младших школьников (по Р.И. Лалаевой, Л.С. Волковой) Вид дисграфии, дислексии Основные направления коррекционной работы

Материалы для составления коррекционного маршрута Коррекция нарушений письма и чтения у младших школьников (по Р.И. Лалаевой, Л.С. Волковой) Вид дисграфии, дислексии. Основные направления коррек...

Основные направления коррекционной работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Основные направления коррекционной работы по обучению детей с ОНР составлению рассказов и пересказов...

Основные направления коррекционной работы по развитию всех психических процессов у детей с нарушенным слухом.

Направления работы при развитии психических процесссов у детей с нарушенным слухом....