Доклад «Формирование потребности в здоровом образе жизни через проведение воспитательных мероприятий».
статья по коррекционной педагогике на тему

Рузавина Елена Сергеевна

Здоровье – это главная ценность любого человека. Обычно выделяют следующие факторы, от которых зависит здоровье подрастающего поколения – окружающая среда, наследственность и здоровье родителей, условия жизни и воспитание в семье, в образовательном учреждении. Последний фактор особенно актуален для коррекционных школ – интернатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_formirovanie_potrebnosti_v_zozh.docx41.61 КБ

Предварительный просмотр:

«Инсарская  общеобразовательная школа – интернат  для                           детей – сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей,                         с ограниченными возможностями здоровья»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Доклад                                                                                                                                                                  «Формирование потребности в здоровом                         образе жизни через проведение                                         воспитательных мероприятий».

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               Подготовила: воспитатель.                                                                Рузавина Елена Сергеевна,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  2014 г.                                                                                                                                                                                                                                                                         Здоровье – это главная ценность любого человека. В современной науке здоровье рассматривается как естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких – либо болезненных изменений и определяющееся комплексом биологических и социальных факторов.           Обычно выделяют следующие факторы, от которых зависит здоровье подрастающего поколения – окружающая среда, наследственность и здоровье родителей, условия жизни и воспитание в семье, в образовательном учреждении. Последний фактор особенно актуален для коррекционных школ – интернатов, т.е. на формирование здоровья воспитанников  коррекционных  школ – интернатов оказывают влияние не столько неблагоприятные факторы наследственности и микросоциальной среды семьи, где они находились до помещения их в интернатные  учреждения, как в значительной степени условия организации жизни и психоэмоциональный климат учреждения.                 Основной контингент детей, поступающий в коррекционные школы – интернаты – это дети из неблагополучных семей. Поэтому неудовлетворительное состояние этих детей закономерно. Большинство заболеваний и функциональных отклонений, имеющихся у этих детей, впервые диагностируется при поступлении. Учитывая это, в коррекционных школах – интернатах создаются благоприятные условия, максимально приближённые к домашним, способствующие умственному, эмоциональному и физическому здоровью.                         Хорошее крепкое здоровье позволяет добиваться многих серьезных целей, в то время как слабое здоровье вынуждает его обладателя тратить значительную часть своей жизни на лечебные и восстановительные процедуры. Поэтому для того, чтобы обладать хорошим здоровьем, нужно вести здоровый образ жизни. Для этого с раннего детства нужно учить правильному отношению к своему здоровью, формировать у детей  здоровый образ жизни.  Все больше исследований в последние годы рассматривают понятие «здорового образа жизни (ЗОЖкак комплекс оздоровительных мероприятий, способствующих оздоровлению и укреплению здоровья человека. А к компонентам относят: трудовую деятельность, оптимальный двигательный режим, отказ от вредных привычек, личную гигиену, закаливание, рациональное питание. Но  нельзя рассматривать ЗОЖ, как ряд мероприятий.  Соблюдение ЗОЖ зависит еще и от внутреннего настроения, потребностей человека, его общей культуры.                 Подростки воспринимают свое здоровье, как нечто естественное, данное на всю жизнь. А дети и вовсе не задумываются над тем, что здоровье нужно беречь. Изменить отношение воспитанников  к своему здоровью и личному образу жизни возможно при условии понимания им этих ценностей.  При создании образовательной среды, направленной на единую цель можно сформировать у воспитанников ценностное отношение к своему здоровью.  Необходимо вести работу по формированию потребности в здоровом образе жизни , т.е.  обучать каждого воспитанника способам поддержания и сохранения здоровья, воспитывать и развивать  детей на основе здоровьесберегающих знаний, умений и навыков; формировать  эмоционально-ценностное  отношение  к своему здоровью.                                                                      Это будет способствовать  достижению каждым выпускником максимально возможной самостоятельности и независимости.  Исходя из этого можно выделить  следующие  педагогические задачи:

· Коррекционно-образовательные:  формирование знаний об организме человека, его функционировании в разных социальных и природных условиях, о факторах здоровья и ЗОЖ.

· Коррекционно-развивающие:  коррекция и развитие у воспитанников познавательных процессов (восприятие, мышление, память, внимание) на основе установления взаимосвязи организма человека и окружающей среды, развития воли при принятии и реализации компонентов ЗОЖ.

· Коррекционно-воспитательные:  формирование  личности, адаптированной к природным и социальным условиям, ответственно относящейся к своему здоровью и здоровью других людей, укрепляющей свое физическое здоровье, стремящейся к охране ближайшей окружающей среды.

Организация работы по формированию потребности в ЗОЖ в коррекционной школе - интернате имеет свои особенности.                         Успешность коррекционной работы направленной на преодоление недостатков в развитии детей, в условиях коррекционной  школы,  зависит от комплексного взаимодействия всех взрослых, участвующих в воспитательно - образовательном процессе. Совместная работа родителей, учителей, социальных педагогов, психологов и медицинских работников может дать реальный положительный результат.

Дети с нарушением интеллекта любой клинической градации, в силу особенностей психофизического развития имеют разнообразные дефекты, которые усугубляют вторичный дефект - стойкое нарушение познавательной сферы. Поэтому проблемы коррекции и устранения, сглаживание нарушений необходимо рассматривать с позиции оздоровления и обогащения за счет правильно организованной коррекционно-развивающей среды.

Педагогические условия должны быть «провоцирующими развитие». Вокруг  детей с самого детства необходимо создавать такую учебно-познавательную среду, которая была бы насыщена атрибутами и обычаями ЗОЖ. Реализация внедрения ЗОЖ в повседневную деятельность детей должна осуществляться на основе формирования традиций. Создание традиций это долговременный процесс. Важно не только накапливать знания, но и находить им практическое и постоянное применение на уровне естественных потребностей, привычек и привязанностей. Не достаточно знать и понимать, важно жить этим.

Воспитание привычки к здоровому образу жизни предусматривают единство двух компонентов:

Первый компонент призван вооружить воспитанников знаниями о культуре здоровья, физической культуре. С этой целью надо проводить  специальные занятия.  Для младших  детей,  занятия направлены  на изучение  и закрепление  правил личной гигиены  и  безопасности  жизнедеятельности. С раннего детства нужно приучать ребенка к чистке зубов, ежедневному принятию душа, мытью рук перед едой и прочим гигиеническим процедурам.  Чем лучше вы объясните, зачем ребенок это делает, тем больше шансов, что подобные привычки станут частью его жизни.  В дальнейшем  осуществлять  углубление знаний и навыков по вопросам личной гигиены, питания, правильной осанки, сохранение зрения и слуха, предупреждение заболеваний и вредных привычек,  о способах оказания первой помощи, знакомство с элементарными лекарственными растениями.. В результате у  воспитанников закрепляются представления о значимости культурно-гигиенических навыков в жизни человека, закладываются представления о целостности организма человека, о взаимозависимости всех его систем, а также о собственных взаимоотношениях с окружающим миром.                                                          Что же касается вредных привычек, то оградить школьника от курения, употребления алкоголя или наркотиков, на сегодняшний день является крайне важным, хотя и очень непростым занятием. Бесчисленная  недобросовестная реклама негативных привычек, которая атакует  с телеэкрана или сети Интернет, легко проникает в еще не окрепшие умы.  Желательно оградить детей  от влияния такой рекламы, и наоборот – значительную часть усилий направить на пропаганду здорового образа жизни и рассказу о негативных последствиях таких вредных привычек. Самым лучшим способом для этого является личный пример родителей и воспитателей.                                                                         При проведении мероприятий необходимо придерживаться следующих правил:                                                                                                 *системность, постепенность и последовательность мероприятий,

*учет психо-эмоционального состояния ребенка,

*соответствие методик и приемов возрастным особенностям воспитанников,

*согласованность действий и требований взрослых,

*пример окружающих,

*обоснование важности приобретения и закрепления основных гигиенических навыков.                                                                                                                                                                                 Второй компонент  – физкультурно-оздоровительная деятельность в режиме дня:  гимнастика, прогулка, коррекционные паузы, физкультурные праздники, дни здоровья, закаливание, массаж.

1) Необходимо  создавать  щадящие, благоприятные условия  для детей, т.е. строгое соблюдение режима дня, включение в режим оздоровительного сна после обеда.

2) Создавать условия для удовлетворения биологической потребности детей в движении:  на территории школы должны быть оборудованы баскетбольная и волейбольная площадки, спортивно-гимнастический комплекс, футбольное поле. В здании школы  тренажерный зал, теннисный стол, мини батут. Для физкультурных занятий приобретены: лыжи, коньки, самокаты, футбольные и баскетбольные мячи, дарц.  Накопленный дидактический материал, позволяет правильно организовать коррекционно-воспитательную работу.

3) Эффективным средством предупреждения утомления и улучшения общего состояния является физкультминутки. Их следует  проводить  во время самоподготовки, во время специальных воспитательных занятий.  Физкультминутки способствуют повышению внимания и активности на занятиях

4) Коррекционные паузы необходимо проводить  в течении  всего дня. Коррекционные паузы включают в себя разнообразные упражнения для глаз, точечный массаж, пальчиковую гимнастику.

5) Утренняя зарядка. Основная цель  – поднять настроение и мышечный тонус ребенка, а так же обеспечить профилактику нарушения осанки, способствует закаливанию организма. По возможности надо проводить на свежем воздухе или в хорошо проветриваемом помещении, под музыкальное сопровождение,

6) Комплекс оздоровительных мероприятий::необходимо  организовывать двигательную активность  на прогулке - различные игры, соревнования. Пребывание детей на воздухе – это использование естественных факторов природы для оздоровления и закаливания их организма.  Чем больше ребенок двигается, тем лучше он развивается и растет. Вы ведь и сами замечаете, как после прогулки у ребенка розовеют щеки, он становится активным, веселым, перестает жаловаться на усталость. Двигательная активность создает энергетическую основу для роста и формирования системы организма, нормального физического и психологического развития.

Двигательная активность - хорошее средство психогигиены ребенка. Концентрация возбуждения в нервных центрах, связанных с работой мышц ведет их к активному торможению, которые берут на себя нагрузку при умственной работе. Движения снимают умственное напряжение, стрессы, раздражение и утомляемость, улучшают самочувствие детей.  Участие в спортивных занятиях и играх улучшают формирование речи и мышления.

7)  Важный  компонент здорового образа жизни -  закаливание, которое дает организму возможность сопротивляться всевозможным простудам и вирусам, которые не только ослабляют организм, но и нарушают принятый распорядок дня. Водные процедуры должны обязательно стать вполне естественными и регулярными для любого школьника.

8) Необходимо использование массажа в коррекционной работе:

а) Точечный массаж – это воздействие пальцами на биологически активные точки (проводится специалистом).

б) Самомассаж пальцев и кистей рук – развивает мелкую моторику рук.

в) Пальчиковая гимнастика – необходима, чтобы снять напряжение с пальцев рук, а так же развить их подвижность и гибкость.                                                                                                                                   В результате физкультурно-оздоровительной  деятельности происходит  развитие умений и обучение детей движениям, двигательным действиям, формирование физических качеств, ознакомление с правилами физических упражнений. Во время физических упражнений формируются такие личностные качества как выносливость, смелость. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир.

Большое значение имеют физкультурные праздники, дни здоровья, главная задача которых - доставить детям удовольствие, создать радостное настроение. Очень важно чтобы все дети были активны, радостны, раскрепощены, дружелюбны по отношению друг к другу.                                                                                                                  Эффективным средством воспитания, обучения и оздоровления является туристический поход. Основная цель похода - оздоровительная, а важнейшая из задач - формирование ЗОЖ.  Совместная деятельность на природе способствует не только физическому развитию, но и нравственному воспитанию, формирует положительные эмоции, объединяет детей.

Чтобы работа по формированию потребности в ЗОЖ была более эффективной, недостаточно лишь создать необходимые условия для коррекционно-восстановительной и физкультурно-оздоровительной деятельности. Необходимо чтобы каждый воспитанник осознал ценность своей жизни, научился бережно относиться к себе и своему здоровью, чтобы у него сформировалась потребность в ЗОЖ. Нужно чтобы слова «В здоровом теле - здоровый духприобрели для воспитанника личностный смысл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование потребности детей и родителей в здоровом образе жизни через развитие двигательных умений и навыков в подвижных играх»

Сегодня подвижные игры –  это наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребёнка при его активной помощи....

Проект «Здоровая семья – здоровый ребенок» по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей и их родителей.

Воспитание здорового ребенка – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольного учреждения, особенно в современных условиях. Забота о здоровье ребёнка и взрослого человека стала занимать во всём мире пр...

«Формирование у детей потребности к здоровому образу жизни, в сохранении своего здоровья и ответственности за него»

Перспективный план«Формирование у детей потребности к здоровому образу жизни, в сохранении своего здоровья и ответственности за него»...

Проект «Здоровая семья – здоровый ребенок» по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей и их родителей.

Цель проекта: Создание единого здоровье сберегающего пространства и формирование навыков здорового образа жизни у детей и родителей....

Здоровье сберегающие технологии как средство формирования потребности в здоровом образе жизни в дошкольной образовательной организации.

ÒЗдоровье сберегающие  образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью обучающихся....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ФОРМИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Образовательная область «Физическое развитие» направлена на сохранение и укрепление здоровья детей и  имеет следующие  направления: приобщение к физической культуре, развитие пси...