Использование логосказок и анимационных технологий, как метода коррекции речевых нарушений у дошкольников с ОНР
статья по коррекционной педагогике на тему

внедрение в коррекционную деятельность технологии мультерапии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шайхудинова Наталья Михайловна,

учитель-логопед муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

Центра развития ребенка-детского сада №7 «Ромашка»

 города Новоалтайска Алтайского края

Статья: «Использование логосказок и анимационных технологий

в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР»

Время не стоит на месте. Современная жизнь непрерывно меняется, меняются наши дети. В современном обществе детей называют по-разному и все определения имеют под собой основу. Например: во Франции необычных детей, современное поколение называет: «тефлоновые Дети», т.к. к ним не прилипают общепринятые стереотипы поведения; в Америке – «Дети Индиго»; «Дети нового тысячелетия» – юные существа, обладающие необычными психическими возможностями; «Дети Света»- мировоззрение детей отличается от привычного; «Одаренные Дети»- уровень развития выше среднего[1].

Особую группу составляют дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В данную группу входят дети с общим недоразвитием речи.

Моя педагогическая деятельность ориентирована на работу с детьми с ОВЗ. Характер речевых патологий стал сложнее и, в основном имеет комбинированную форму: у детей одновременно нарушаются речь (звуковая сторона, словарный запас, лексико-грамматический строй), развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность. Ребенок, имеющий нарушения речи, может быть агрессивным, или, наоборот, замкнутым и подавленным. В связи с этим возникла необходимость в поиске эффективных средств коррекции речи, для социальной адаптации и интеграции ребенка, имеющего речевое нарушение, в среду нормально развивающихся сверстников.

Поскольку существует тесная взаимосвязь и вза​имозависимость речевой и моторной деятельности возникла необходимость в разработке и внедрении в коррекционную деятельность технологии мультерапии.

Мульттерапия открывает перед ребенком возможность освоения новых технологий, которые дают психологически комфортное существование ребенка в современном мире, а также базис для дальнейшего развития и социализации детей. Ведь особенность детской анимации заключается в том, что она привлекает своей непосредственностью и детским взглядом на мир. В свою очередь мультипликация дает возможность ребенку самостоятельно создавать произведения искусства способом перекладки с помощью знакомого всем инструмента – компьютера.

 Увлекательное создание мультфильмов помогает детям быть более веселыми и открытыми, способствует установлению позитивного межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, способствует развитию чувства команды, чувства общности в достижении цели, и все это положительно влияет на их психическое и физическое здоровье.

Подтверждением вышесказанному являются слова Е.Р. Тихоновой, которая указывает, что в процессе мультипликационного творчества можно совершать любые путешествия, всевозможные превращения, можно стать каким захочешь: большим, сильным, богатым, красивым, моряком или летчиком, звездой или собакой. И эта игра помогает ребенку быть в гармонии со своим внутренним миром. За время создания фильма он может побывать в роли сочинителя, сценариста, актера, художника, аниматора и даже монтажера, то есть, знакомится с разными видами творческой деятельности, получает много новой информации [3].

 Так в 2014-2015 учебном году мной была разработана рабочая программа «Создание условий для внедрения мульттерапевтических технологий в работу с детьми с общим недоразвитием речи». В этом же году на базе МБДОУ ЦРР д/с №7 «Ромашка» начала свою деятельность детская анимационная реабилитационная студия «Анимашки».

Создание анимационного фильма - это длительный, технически трудоемкий процесс, но дети с удовольствием его осваивали. Приступив к анимационной деятельности, они принимали активное участие в составлении сюжета сценария, раскадровке, изготовлении персонажей и декораций, подготовке разноцветных сыпучих материалов и т.д. Особое место было отведено озвучиванию мультфильма. Подготовительный этап включал в себя комплекс мероприятий, в который входили упражнения на развитие речевого творчества детей, четкое произношение звуков, правильное голосоведение и речевое дыхание, дикция (например: фонопедическая гимнастика «Дождик кап-кап», гимнастика, на развитие общей моторики «Меж еловых толстых лап», коммуникативный массаж «Дилли-дилли колокольчики звонили» и др.). Данный подход позволил автоматизировать у детей поставленные звуки на стихотворном тексте и в более короткие сроки добиться их четного произношения. Результатом совестной деятельности стал мультфильм «Урожай», который стал призером муниципального конкурса по информационным коммуникационным технологиям (диплом III степени, май 2015года).

Опыт работы показывает, что не менее важной проблемой является нарушение развития связной речи детей с ОНР. Для них характерно преобладание в активном словаре существительных и глаголов. В речи дети используются простые предложения, они мало используют слов характеризующих качество, признаки, состояние предметов действий и способов действий и тд. Все выше сказанное привело к поиску путей коррекции связной речи. Одним из возможных вариантов решения данной проблемы стало использование в работе логосказок. Сказкотерапия - означает «лечение сказкой». Как пишет Зинкевич-Евстигнеева, сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи. Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого [2]. Логопедическое воздействие в игровой, сказочной форме является универсальным и комплексным и методом воздействия в коррекции речевой сферы.

Для достижения наилучшего результата в работе с детьми используются разные виды логосказок: артикуляционные, пальчиковые, фонетические; лексико-грамматические; сказки, способствующие формированию связной речи (по лексическим темам), сказки по обучению грамоте [1, 4]. В своей практике чаще использую логосказки, способствующие развитию лексико-грамматических категорий и связной речи (Например: логосказка «Разные братья» (по мотивам сказки аборигенов Австралии «Два брата»). Задачи: дифференциация звуков по мягкости-твердости; дифференциация звуков С-Сь на слух, в произношении; автоматизация звуков С, Сь в слогах, в словах.

Жили в одной деревне два брата звук С и Сь. Звук С был трудолюбив, а звук С - ленив. Однажды первый брат позвал второго собирать нектар, а тот отказался. Брат С приготовил много меда, но не вернулся к своему ленивому родственнику, потому что устал на него работать. Прошло время, и трудолюбивый брат превратился в пчелу, а ленивый в муху.

Важной ценностью совместной работы является коллективное анимационное творчество, в котором принимают участие наряду с детьми педагоги и родители, становясь непосредственными участниками образовательного процесса, обогащая свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. Результатом совместной деятельности стало создание многосерийного мультфильма «Капитошке скоро в школу».

Список литературы:

  1. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР [Тескт] / В.П. Глухов - М. 2004.- 226с.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии [Текст] / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева - Спб. Речь.-2008 г. – 240с.
  3. Тихонова, Е.Р. Рекомендации по работе с детьми в студии мультипликации [Текст] / Е.Р. Тихонова. – Детская киностудия «Поиск», 2011. – 59 с.
  4. Шорохова О.А. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников [Текст] / О.А. Шорохова.- М,: ТЦ Сфера, 2006.- 126с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов "Лого сказки как метод коррекции речевых нарушений у дошкольников""

Цель: повышение профессиональной квалификации педагогов в процессе ознакомления с технологией сказкотерапии на примере логопедического занятия.Задачи: раскрыть понятие сказкотерапия, на примере логопе...

Использование здоровьесберегающих технологии в системе коррекции речевых нарушений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Использование здоровьесберегающих технологии в системе коррекции речевых нарушений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи....

Перспективное планирование "Логоритмика -эффективный метод коррекции речевых нарушений у дошкольников 5-6 лет"

Цель: преодоление речевых нарушений у детей путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом  и музыкой....

Перспективное планирование "Логоритмика - эффективный метод коррекции речевых нарушений у дошкольников 6-7 лет"

Цель: преодоление у детей речевых нарушений  у детей путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой....

консультация для педагогов " Логосказки как метод коррекции речевых нарушений у дошкольников"

В консультации раскрыты способы  коррекции речевых нарушений с использованием логосказок...

мастер-класс " Логосказки как метод коррекции речевых нарушений у дошкольников"

знакомство педагогов с логопедическими сказками, побуждение к использованию логосказок в современной деятельности с детьми с целью профилактики и коррекции речевых нарушений...