Игровые технологии в коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста (из опыта работы)
опыты и эксперименты по коррекционной педагогике на тему

Михайлова Лариса Павловна

Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется  развитие личности ребенка. В этом возрасте ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых - родителей и педагогов. От того каковы условия развития малыша в окружающем социуме зависит его дальнейшая гражданская позиция.  Актуальность этой проблемы не вызывает сомнения, в связи с ростом детской преступности и увеличением числа детей, склонных к агрессивным формам поведения.

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования  выделяют несколько направлений, среди которых важное место отводится социально-коммуникативному, включающему в себя задачи приобщения к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений  со сверстниками и взрослыми, развитие коммуникативной и социальной компетентности и детей.

      Направления профилактической работы  в коррекции агрессивного поведения  у детей, которые мы осуществляем,  в детском саду включает:

· обучение агрессивных детей способам саморегуляции, умением владеть собой;

· обучение дошкольников приемлемым способам выражения гнева;

· отработка навыков общения в конфликтных ситуациях;

· формирование таких качеств как эмпатия и доверие;    

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_mihaylova_l.p.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

 

МКУ «Отдел образования Бавлинского  муниципального района РТ»

Игровые технологии

в коррекции агрессивного поведения

у детей дошкольного возраста

(из опыта работы)

Михайлова Л.П – воспитатель

 МБДОУ «Детский сад №2

 «Рябинка»

Бавлинского муниципального района.

2015 г.

Игровые технологии

в коррекции агрессивного поведения

у детей дошкольного возраста

Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется  развитие личности ребенка. В этом возрасте ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых - родителей и педагогов. От того каковы условия развития малыша в окружающем социуме зависит его дальнейшая гражданская позиция.  Актуальность этой проблемы не вызывает сомнения, в связи с ростом детской преступности и увеличением числа детей, склонных к агрессивным формам поведения. 

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования  выделяют несколько направлений, среди которых важное место отводится социально-коммуникативному, включающему в себя задачи приобщения к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений  со сверстниками и взрослыми, развитие коммуникативной и социальной компетентности и детей.

      Направления профилактической работы  в коррекции агрессивного поведения  у детей, которые мы осуществляем,  в детском саду включает:

· обучение агрессивных детей способам саморегуляции, умением владеть собой;

· обучение дошкольников приемлемым способам выражения гнева;

· отработка навыков общения в конфликтных ситуациях;

· формирование таких качеств как эмпатия и доверие;    

В коррекционной работе агрессивного поведения  детей используются различные  технологии: арт – терапия, игра, дыхательные упражнения, терапевтические сказки, пластические этюды. Наиболее эффективным средством технологии в данных направлениях   выступает игровая деятельность, специально организуемая педагогом или специалистом, она имеет ряд преимуществ перед другими методами.

Т.к - в дошкольном возрасте - игра является, ведущим видом деятельности ребенка;

-  игра является наиболее эффективным способом самовыражения ребенка;

- игра как активный способ взаимодействия, которая позволяет дошкольникам отреагировать  на агрессивные проявления.

Игровую деятельность  строим по типу организации совместных игр сюжетно – ролевого характера, проигрывания сюжетов известных сказок, театрализированных игр, элементов танцевальной терапии и т.д.

Во время   проигрывания сюжетов   агрессивному ребенку предлагаем роли слабых, нуждающихся в защите персонажей, чтобы ребенок мог почувствовать себя на их месте, т.е. развивать эмпатию. Если же ребенку достается роль агрессивного персонажа,  акцентируем внимание на такие качества персонажа, как сдержанность, выдержка, умение владеть собой, защищать слабых.

Агрессивным детям зачастую свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Поэтому для данной категории детей полезны  любые релаксационные упражнения. Такие упражнения, являются одной из составляющих в работе с агрессивностью.  Эти упражнения, позволяющие научиться, ребенку расслабляться, являются одной из составляющих работы с агрессивностью.

Например:

 упражнение: «Ласковые лапки» (Щевцова  И.В)

Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия.

Готовим 6-7 предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, бусы, вату и т.д. Все это выкладываем на стол. Предлагаю ребенку оголить руку по локоть и объясняю, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой зверек прикасался к руке – отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными. Варианты  игры: «зверек » будет прикасаться к щеки, к ладони. Можно поменяться с ребенком ролями.

«Дуй сильнее»

Цель: снятие напряжения в области мышц лица.

Подобные  упражнения по снятию напряжения  приводятся в книгах Чистяковой М.И (1990), К.Фопеля (1998), Кряжевой Н.Л (1997)

Одним из приемов работы с агрессивными детьми является ролевая игра.

Сюжетно-ролевые  игры в коррекции  поведения детей  являются эффективным средством социализации личности.  В этих играх у ребенка развивается способность координировать свою точку зрения,  поведение – с поступками других людей.

"Слепой и поводырь"

Цель:  Развивать социализацию личности.
     Как способ преодоления агрессивности в  работе с детьми также использую  

«Сказкотерапия».

 Психолог и ребенок могут сочинять сказку вместе, одновременно драматизируя ее всю либо отдельные элементы. Сказку стараемся  рассказывать, а не читать, т.к. при этом можно наблюдать, что происходит в процессе рассказывания с ребенком. Даем возможность ребенку  сочинять сказку самостоятельно. В сказкотерапии используем различные жанры: притчи, сказки. По типологии  сказки делятся:  на  народные,  авторские художественные, дидактические сказки, психокоррекционные, сказки -  преобразования (Г.Х. Андерсен « Гадкий утенок»), волшебные сказки.  

 Хочу ознакомить с алгоритмом данного приема.                                                                                                                                                               Жили-были.

Начало сказки, встреча с ее героями.

Для детей 3-4 лет рекомендуется делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных.

Начиная с 5 лет – фей, волшебников, принцесс, принцев, солдат и пр.

Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

 И вдруг однажды…

Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом, совпадающей с проблемой ребенка.

Из-за этого…

Показано в чем состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки

  Кульминация.

Герои сказки справляются с трудностями.

  Развязка.

Развязка терапевтической сказки должна быть позитивной.

 Мораль сказки…

Герои сказки извлекают уроки из своих действий.

У старшего дошкольника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, изучаемый материал сопровождается наглядностью, яркостью, вызывает  положительные эмоции. 

Использование в работе компьютеров является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации в обучении, развитии творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона.

Использование интерактивной доски в сказкотерапии  предоставляет уникальные возможности для коррекции  и развития детей.

 

Одним из интереснейших синтезов сказкотерапии является сказочная песочная терапия, являющаяся универсальным способом психологической работы с детьми разных возрастных групп. Песочная терапия помогает ребёнку с помощью построения песочных картин отразить все свои переживания, негативные чувства. Ребёнок выступает организатором среды, где чувствует себя комфортно и защищенно, где у него есть собственное пространство, где он - Творец. Небольшие бассейны с песком и водой, размещенные в группах детского сада, — настоящая находка для воспитателя при работе со всеми категориями детей, особенно,  агрессивными.  

   Длительные совместные игры со сверстниками, как одно из игровых средств в профилактике агрессии, которые используются в нашей работе,   направлены для групп детей с импульсивным поведением.  Вхождение  таких детей в роль на длительное время способствует становлению  их целеустремлённости, а необходимость согласовать свои действия с другими игроками помогает ребёнку избавиться от негативных качеств.

Примером может служить игра «Бюро находок»:

Эта игра может продолжаться от одного до нескольких дней.  В течение определенного времени,  дети, обнаруживая потерянные вещи или вещи, лежащие не на своих местах (это могут быть, например, ластик, солдатики, машинка, заколка для волос, варежки, даже мыльница),  сдают их  в «Бюро находок». В последний день игра «Бюро находок» открывается. Вещи разыгрываются как фанты и возвращаются их владельцам.

Доступным и эффективным видом деятельности в преодолении детской застенчивости, тревожности, неуверенности в себе, снятие напряженности послужила проектная деятельность в рамках проекта  “Веселая карусель” с элементами  танцевальной терапии с использованием народной музыки. Участниками проекта явились дети, педагог – психолог и музыкальный руководитель.  Основой музыкального сопровождения проекта является методическое пособие  З.Г Ибрагимовой «Шома Бас». В процессе реализации проекта  мы использовали  аудио и видео приложения по программе УМК.

В проект  были включены игровые упражнения и танцевальные движения, способствующие развитию у детей физической, музыкально-эстетической и эмоциональной интеграции личности, устранению   психологических проблем, снижению уровня тревожности и агрессивности. После завершения проектной деятельности итоги диагностики показали положительную динамику снижения уровня тревожности и агрессивности среди воспитанников -  участников проекта.

Успех работы по  коррекции  агрессивного поведения детей с использованием игровых технологий во многом зависит от того, насколько умело педагог организует игровой процесс и руководит им. Систематическое и планомерное обращение к игровым технологиям способствует установлению естественной логики жизни детей в детском саду.

   

                                                                                                                                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Педагогические технологии развития связной речи у детей дошкольного возраста» (из опыта работы)

Развитие активной, коммуникативной речи у детей дошкольного возраста. Больше привлекать их в диалоги и давать возможность высказывать свои мысли....

Статья "Педагогические технологии развития связной речи у детей дошкольного возраста" (из опыта работы)

На сегодняшний день мы видим, насколько остро стоит проблема задержки речевого развития у детей. Поэтому первой задачей для нас является развитие активной, коммуникативной речи....

Приложение №7. Сообщение из опыта работы. "Применение игровой технологии В.В. Воскобовича для детей дошкольного возраста"

Сообщение из опыта работы "Применение игровой технологии В.В. Воскобовича для детей дошкольного возраста"...

Технологии воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя).

Дошкольный возраст — уникальный, самоценный и важнейший период становления человека и его здоровья. Именно в эти возрастные периоды закладываются фундаментальные ценности и строятся отношения ре...

Методическая разработка "Технологии воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя)"

Технологии воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста(из опыта работы воспитателя)      Культура здоровья, как часть общечеловеческой культуры представляет собо...

Технологии воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя).

За последние десятилетие показатели здоровья у дошкольников имеют устойчивую тенденцию к ухудшению. Вследствие этого возрастает актуальность проблемы воспитания у дошкольников культуры здорового образ...

Консультация для педагогов Игры и упражнения по коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста. Игры и упражнения по коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем. Все чаще приходится сталкиваться с явлениями игнорирования общественных норм и агресс...