Консультация для воспитателей «Задачи воспитателя в подготовке детей к лечебно-восстановительной работе».
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Консультация для воспитателей, работающик на группах с детьми с нарушениями зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povyshenie_effektivnosti_lechebno.docx21.81 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Задачи воспитателя в подготовке детей

к лечебно-восстановительной работе».

Подготовила и провела

учитель-дефектолог Ерохина Е.В.

2016

     Повышение  эффективности  лечебно-восстановительной работы и коррекционной педагогики у детей с нарушением зрения является актуальной проблемой офтальмологии и тифлопедагогики. Развитие психических процессов у детей с нарушением зрительного анализатора зависит не просто от воспитания и обучения, а от воспитания и обучения, имеющего коррекционную направленность.

   Дети с нарушениями зрения с младенчества не четко, не полно, а иногда с искажениями воспринимают предметы, явления окружающего мира. Не могут четко определять границы предметов, форму, величину, цветовую гамму, развивается оптическая агнозия - нарушение узнавания зрительных образов. Затруднено пространственное ощущение предмета. Недостаточно развиты осязание  и мелкая моторика руки.

   Коррекционно-педагогическая и лечебно-восстановительная работа тесно взаимосвязаны и это дает положительный эффект как в воспитании и обучении, так и в восстановлении зрения у детей.

     Лечение зрительных нарушений – длительный и трудоемкий процесс, формирования зрительной системы требует несколько лет упражнений и постоянного контроля за их выполнением.

      Немаловажное значение имеет психологический фактор, так как очки и окклюдоры иногда вызывают психологическую травму у ребенка. Лечение также требует мобилизации интеллектуальных возможностей ребенка. Это возможно при его заинтересованности. Лишь когда ребенок занимается с желанием и интересом  в ортоптическом кабинете  лечение может быть успешным. Здесь большое значение играет  роль воспитателей. Их задача поддержать ребенка  и помочь ему включиться в процесс лечения.   Роль воспитателя важна как в процессе подготовке к аппаратному лечению, так в закреплении результатов лечения  в ортоптическом  кабинете.

    Подготовка к аппаратному лечению заключается в формировании достаточного познавательного уровня, то есть дети должны обладать определенными знаниями и навыками:

-понимать словесные установки

-уметь выделять и называть составные части предмета

-знать и словесно обозначать направления (вправо-влево, вверх- вниз и т.д.)

-понимать глубину пространства

-словесно обозначать увиденное

-должна быть достаточна развита мелкая моторика руки.

      Эти задачи успешно решаются на фронтальных занятиях, на прогулке, в игровых ситуациях.  Для педагогов фронтальная организация занятий сложна тем, что  необходимо учитывать не только познавательный уровень, но и характер зрительного дефекта, этапы лечения, зрительную нагрузку.  Зная зрительные возможности ребенка, воспитатели могут создать специальные условия в группе для процесса подготовки к аппаратному лечению и дальнейшему развитию зрительных функций.

  Основные нарушения зрительных  функций.

      Амблиопия: затрудняется процесс рассматривания мелких предметов, нарушается фиксация взора, восприятия цвета, формы, величины предметов.

      Косоглазие: ограничивается возможность обозрения,  не развито контрастное различение, нарушается прослеживающая функция глаза, пространственная ориентация, что в свою очередь  приводит к недостаточному развитию моторики.

     Миопия: затрудняется процесс узнавания предметов на определенном расстоянии.

     Гиперметропия: затрудняется процесс восприятия предметов как вблизи, так и вдали, дети испытывают трудности во время занятий при длительном рассматривании мелких предметов и изображений.

     Нистагм: затрудняется процесс сосредоточения зрительного внимания на рассматриваемых объектах, особенно при динамичном восприятии, удлиняется время восприятия.

      Прежде всего, воспитатель должен знать  как та или иная зрительная патология влияет на процесс восприятия.

 Один из эффективных способов достижения этой цели являются дидактические игры как основной вид детской деятельности.

Работа с детьми начинается с подготовки к проверке остроты зрения. Используют игровые упражнения с опорой на знаки таблицы Орловой: «найди пару», «чья тень», «наложи цветное изображение  на силуэтное, контурное». Если ребенок не называет картинки, ему можно предложить показать картинку, как на таблице: «Узнай, найди у себя и покажи то, что я показала на таблице».

      С учетом рекомендаций врача-офтальмолога и учителя дефектолога в группах организуются коррекционные центры с правильным подбором дидактических игр и упражнений, которые воспитатели предлагают детям для активизации зрительных функций соответственно этапам лечения.

   Большое значение в организации работы имеют наглядные пособия, дидактический материал, которые используют воспитатели. Они должны быть лаконичными, яркими, контрастными, иметь четкие контуры, определенный размер.  Показ наглядных пособий следует сопровождать  четкими, ясными и конкретными пояснениями. Все предлагаемые детям задания должны быть направленными на активизацию и тренировку зрительных функций.

  В лечебно-восстановительной работе существуют три этапа: плеоптический, ортоптический, диплоптический.

    Задача первого этапа - повышение остроты зрения, активизация деятельности амблиопичного глаза посредством окклюзии, коррекции очками, применения медицинских аппаратов и компьютерных программ, занятий в группе по назначению  врача-офтальмолога. Задачи воспитателя на данном этапе: контроль за ношением очков, окклюзией, обучению ухода за очками.

  Задача второго этапа - лечение косоглазия, которое начинается при остроте зрения не ниже 0,4.

   Задача третьего этапа - заключительная стадия лечения косоглазия, формирования бинокулярного зрения, его высшей функции - стереозрения, позволяющее воспринимать окружающее пространство в трех мерном измерении.

   Задача воспитателя на этих этапах специальными играми в группе закрепить  результаты  аппаратного лечения по развитию фузионной способности.

   В тетради связи воспитателя и дефектолога ежемесячно даются рекомендации  по перечню игр и упражнений соответственно  этапам лечения.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Совместная работа учителей воспитателей и родителей по подготовке детей к школе" (доклад)

Выступление на секционном занятии на августовской конференции...

Консультация для воспитателей "Задачи и методика подготовки к праздникам"

Консультация для воспитателей "Задачи и методика подготовки к праздникам"...

Консультация для воспитателей «Использование сказки при подготовке детей к школе»

В настоящее время издается большое количество теоретической и ме-тодической литературы по подготовке детей к школьному обучению. Между тем актуальность этого вопроса из года в год только возраста...

Консультация музыкального руководителя для воспитателей «Роль воспитателя в самостоятельной музыкальной деятельности детей»

Консультация музыкального руководителя для воспитателей «Роль воспитателя в самостоятельной музыкальной деятельности детей»...

Консультация музыкального руководителя для воспитателей «Роль воспитателя в самостоятельной музыкальной деятельности детей»

Консультация музыкального руководителя для воспитателей «Роль воспитателя в самостоятельной музыкальной деятельности детей»...

Консультация музыкального руководителя для воспитателей «Роль воспитателя в самостоятельной музыкальной деятельности детей»

Консультация музыкального руководителя для воспитателей «Роль воспитателя в самостоятельной музыкальной деятельности детей»...

Консультация для родителей "ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ 4-5 лет" воспитатель: Лустина Э.В.

Консультация для родителейЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ 4-5 лет...