Конспект интегрированного занятия Тема: " От зерна до каравая." старшая группа с ТНР (ОНР III)
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) по теме

Змеева Вера Анатольевна

Конспект интегрированного занятия образовательных областей «Познавательное развитие» раздел развитие познавательно – исследовательский деятельности, «Речевое развитие» раздел развивающая речевая среда. «Художественно-эстетическая деятельность» раздел лепка.

Интегрированные занятия развивают потенциал самих воспитанников, побуждают к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. 
          Форма проведения интегрированных занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий. Интегрированные занятия раскрывают значительные педагогические возможности, снимают утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на разнообразные виды деятельности, ощутимо повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти. 
Для проявления ключевых компетентностей у детей на занятии учитывала организационно-педагогические условия компетентного подхода.
На занятии использовано мультимедийное оборудование (проектор, экран),
На занятии использованы следующие методы и приемы:
словесный метод (рассказы воспитателя, рассказы детей, словесные игры)
практический (опыты,   физкультминуток, пальчиковая гимнастика, игровые упражнения)информационно-развивающий (беседы)
проблемный метод (создание проблемных ситуаций)

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию разработан с учетом программы дошкольного воспитания составлен в соответствии с Программой  «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой,, реализуемой в ДОО, возрастных особенностей детей 4-5 лет, индивидуального подхода и Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В процессе занятия происходила интеграция следующих образовательных областей: «Познавательное развитие» раздел развитие познавательно – исследовательский деятельности, «Речевое развитие» раздел развивающая речевая среда. «Художественно-эстетическая деятельность» раздел лепка.

Представленный конспект – является авторской разработкой, построенный в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:

• Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих совместных действий воспитателя и детей).

• Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес).

• Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям).

• Принцип психологической комфортности

В процессе образовательной деятельности педагог создает условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата.  Воспитатель проявляет умение признавать и принимать личность детей, учитывать их точку зрения, чувства, эмоции, налажены партнерские отношения с детьми.

Проводится рефлексия деятельности и намечается перспектива, т. е. ставится проблема.

Все поставленные задачи в процессе занятия были решены, цель была достигнута.

 


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ   ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «РОДНИЧОК»

Г. СОВЕТСКИЙ»                  

Конспект интегрированного занятия образовательных областей «Познавательное развитие» раздел развитие познавательно – исследовательский деятельности, «Речевое развитие» раздел развивающая речевая среда. «Художественно-эстетическая деятельность» раздел лепка.

старшая группа с ТНР (ОНР III)

Тема: " От зерна до каравая."

Учитель-логопед: Буюкли О.П.,

Воспитатель:Змеева В.А

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Интегрированные занятия развивают потенциал самих воспитанников, побуждают к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. 
          Форма проведения интегрированных занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий. Интегрированные занятия раскрывают значительные педагогические возможности, снимают утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на разнообразные виды деятельности, ощутимо повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти. 
Для проявления ключевых компетентностей у детей на занятии учитывала организационно-педагогические условия компетентного подхода.
На занятии использовано мультимедийное оборудование (проектор, экран),
На занятии использованы следующие методы и приемы:
словесный метод (рассказы воспитателя, рассказы детей, словесные игры)
практический (опыты,   физкультминуток, пальчиковая гимнастика, игровые упражнения)информационно-развивающий (беседы)
проблемный метод (создание проблемных ситуаций)

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию разработан с учетом программы дошкольного воспитания составлен в соответствии с Программой  «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой,, реализуемой в ДОО, возрастных особенностей детей 4-5 лет, индивидуального подхода и Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В процессе занятия происходила интеграция следующих образовательных областей: «Познавательное развитие» раздел развитие познавательно – исследовательский деятельности, «Речевое развитие» раздел развивающая речевая среда. «Художественно-эстетическая деятельность» раздел лепка.

Представленный конспект – является авторской разработкой, построенный в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:

• Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих совместных действий воспитателя и детей).

• Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес).

• Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям).

• Принцип психологической комфортности

В процессе образовательной деятельности педагог создает условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата.  Воспитатель проявляет умение признавать и принимать личность детей, учитывать их точку зрения, чувства, эмоции, налажены партнерские отношения с детьми.

Проводится рефлексия деятельности и намечается перспектива, т. е. ставится проблема.

Все поставленные задачи в процессе занятия были решены, цель была достигнута.


Конспект интегрированного занятия образовательных областей «Познавательное развитие» раздел развитие познавательно – исследовательский деятельности, «Речевое развитие» раздел развивающая речевая среда. «Художественно-эстетическая деятельность» раздел лепка.

старшая группа с ТНР (ОНР III)

Тема: " От зерна до каравая."

 Образовательные области:

  1. Познавательное развитие.
  2. Речевое  развитие.
  3. Художественно-эстетическое развитие.

Виды деятельности:

  1. Познавательно-исследовательская.
  2. Коммуникативная.
  3. Игровая.
  4. Изобразительная деятельность.

Цель: Ознакомление детей со свойствами муки через детское экспериментирование.

Задачи: 

Образовательные:

Познакомить со свойствами муки.
Продолжать учить анализировать и делать выводы.

Продолжать формировать у детей умение предвидеть последствия  действий.

Углублять и расширять знания детей о процессе выращивания хлеба.

Закреплять название разных хлебобулочных изделий.

Укреплять кисти рук, развивать мелкую моторику.

Развивающие:

Развивать познавательный интерес к экспериментированию, умение делать вывод.
развивать слуховой, зрительный, тактильный анализаторы
Развивать   внимание, мышление, память.

Расширять и уточнять знания детей о  зерновых культурах.

Воспитательные:

Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.
Предварительная работа:
Просмотр презентации «Зерновые культуры».  Рассматривание иллюстраций.. Экскурсия в хлебный магазин.

Чтение русских сказок о хлебе « Колосок», «Круть и Верть», «Легкий хлеб».

Заучивание пословиц о хлебе «Не трудиться хлеба не добиться», «Без труда хлеба не вырастишь», «Хлебушко – калачу дедушка», «И обед ни в обед, коли хлеба нет!», «Хвала рукам, что пахнут хлебом!»

Лепка хлебобулочных изделий из соленого теста.

Разучивание отрывка из стихотворения Виталия Бакалдина «Хлеб».

Рассматривание иллюстраций в альбоме: «От зерна до каравая».

Словарная работа: хлебобулочные изделия, кондитерские изделия. ингредиенты, зерновые культуры ,сито..

 Материал: Хлебобулочные изделия, сахар, дрожжи, молоко, яйцо.  Колосья пшеницы, овса,  ржи. Каравай. Мука. Вода. Тарелки одноразовые, ложки, стаканы, ситечки, шапочки, фартуки  по количеству детей количеству детей. Кофемолка.Аудиозапись спокойной музыки, магнитная доска, магниты. Проектор, ноутбук.
Методы и приемы: 
Словесные: беседы с детьми,  рассказ, объяснения, вопросы, пояснения, педагогическая оценка, инструкция.
Практические:
 элементарные опыты, лепка.

Взаимодействие с родителями:

Предложить родителям совместно с детьми замесить тесто, испечь хлебобулочные изделия. Предложить родителям рассказать детям историю возникновения «Хлеба».

Содержание непосредственно образовательной деятельности:

1. Включение воспитанников в образовательную деятельность

Пекарь сидит у печи приговаривая:

Будет хлебушек душистый, ароматный, золотистый…

Испеку его в печи, будут деткам калачи.

Пышные, румяные, пшеничные, овсяные…

Так, тесто я поставил, пойду, отдохну и детишек подожду…

Орг. моментПод музыку воспитанники заходят в музыкальный зал.

Пекарь:Здравствуйте, ребята…  

Жду я вас, думаю наверное только вы сможете мне помочь.

Посмотрите, что на столе. (Пекарь обращает внимание детей на стоящую на столе чашку с тестом).

Пекарь: Что же это? (тесто)

А кто мне расскажет, какое бывает тесто (мягкое, пышное, ароматное, густое, жидкое, белое, дрожжевое и т. д.)

Пекарь: А что еще можно приготовить из теста? (ответы детей). 

А как можно все эти изделия назвать одним словом? ( хлеб, ХЛЕБОБУЛОЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ или хлебные продукты)

Пекарь: Да, ребята, сегодня мы с вами поговорим о хлебе и хлебобулочных изделиях.

Пекарь: Ребята вспомните, что вы сегодня ели на завтрак (на обед). Заметили, что меню всегда меняется, подумайте, какой продукт есть на столе – утром, в обед и на ужин.(хлеб)

Пекарь: Значит Хлеб – главный продукт. И поэтому люди говорят: «Хлеб всему голова».Подойдите к столу. «Что вы можете сказать о хлебе?» «Какой он?».

А почему хлеб у нас такой разный?

 Потому что у нас выращиваются разные зерновые культуры.

Пекарь: Из пшеницы какие получим зерна? (пшеничные), а из пшеничных зерен, какая мука получится? (пшеничная), а хлеб из муки какой будет – пшеничный. (показывает образец пшеничного хлеба).

Пекарь: Изо ржи, какие получим зерна? (ржаные), а из ржаных зерен, какая мука получится? (ржаная), а хлеб из муки какой будет – ржаной. (показывает образец ржаного хлеба).

Пекарь: Мне известно, что Красная Шапочка любит есть только ржаной хлебушек, покажите, пожалуйста, какое ей нужно выбрать блюдце с хлебом. (дети показывают). А Кот Леопольд только пшеничный. (дети показывают блюдце с пшеничным хлебом). Молодцы!

Воспитатель демонстрирует блюдо с овсяным печеньем.

Пекарь: Может быть, среди вас есть ребята, которые знают, как называется это печенье? (овсяное) А из какой муки его приготовили? (из овсяной), а какие зерна использовали для ее приготовления – овсяные, как же называются колоски, которые дают нам овсяные зерна? (овес).

Пекарь: Молодцы, ребята, хорошо разбираетесь в зерновых культурах.

Из чего выпекают все эти хлебные продукты? (из теста)

Пекарь: А из чего замешивают тесто (из муки).

Пока печется каравай, я предлагаю вам узнать, каким интересным было путешествие зернышка к караваю.

И мы с вами отправляемся в лабораторию и узнаем  из чего получают муку и узнать  все свойства муки.

Лаборант: В землю зернышко упало (дети приседают)

                 -Прорастать на солнце стало ( руки над головой)

                  - Дождик землю поливал   ( поливает детей)

                  -И росточек подрастал   (дети медленно встают)

                   -К свету и теплу тянулся,   ( дети поднимаются)

                  -И красавцем обернулся.

Лаборант: Вот они колоски  красавцы выросли? Что прячется в колосках?

Ребята все ли колоски одинаковые.(разные.)

Лаборант: Правильно хлеб у  нас разный  и колосья разные.  Какие вы знаете колоски?(Колоски ржи, пшеницы, овса.)

Лаборант:  Из   колоска ржи  выпекается ржаной хлеб, из пшеницы пшеничный, а вот из овса может вы догадайтесь какую кашу варят?

 (Презентация )

Лаборант: Дети,  колоски на поле собирает комбайн, жнет, зёрна остаются в комбайне,  сухая часть колоска  солома  на поле. Зёрна забирают машины и отвозят их  на мельницу или по другому элеватор. Там зёрна перемелют в муку, и вот такую муку мы покупаем в магазине.  

Лаборант: Давайте наши зерна  попробуем перемолоть в кофемолке.

Как вы думайте, что у нас должно получиться.(мука)

Лаборант: Давайте сравним с магазинной мукой, почему же она не белая?
Прежде чем сделать белую муку на элеваторе, зерна перебирает  специальная машина  которая убирает плохие   и только после этого из зерен получается чистая белая мука.

Пекарь:А какая она мука?

Лаборант: Предлагаю изучить свойства муки.

Лаборант:  Дети, вы знаете, что такое лаборатория?  

- Лаборатория- это место, где проводят опыты, ставят эксперименты, изучают разные вещества.

Лаборант: Вот и мы сегодня, как настоящие ученые, будем изучать свойства муки.Я буду старшим лаборантом, а вы будите  помощниками лаборанта, для этого нам нужно одеть специальную одежду.

Лаборант: Здесь у меня естьвсё необходимое для  работы, чтобы мы с вами смогли определить свойство  муки.

 Прежде, чем приступить к исследованиям, давайте вспомним правила поведения в лаборатории: (Не шуметь – этим мы мешаем другим. Аккуратно обращаться с посудой и исследуемыми веществами.

Внимательно следить за результатом опыта.

Закончив наблюдение, сделать вывод.)

Лаборант:  Посмотрите на лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места.

Практическая часть 1: элементарные опыты,

Лаборант: Приступаем к исследованию.дидактическое упражнение «Цепочка слов» Например : колос-зерно-мука-тесто-хлеб

1 опыт:

Осторожно понюхайте муку. Мука имеет запах? (Да, у муки есть запах, но он какой-то особенный) – Мука нет запах.

2опыт:

Из стакана через ситечко высыпаем муку в тарелку. Что происходит с мукой? (Сыплется)   –  Мука сыпучая.

3опыт:

-Возьмите щепотку муки и скажите, что вы почувствовали?

- Мука какая? (Легкая, мягкая, пышная, воздушная)

– Мука – мягкая, пушистая, легкая, воздушная,

4опыт:

Разровняйте муку в тарелочке, слегка двигая поднос в стороны. Попробуйте что-нибудь нарисовать на муке пальцем.

 – Оказывается на муке можно писать и рисовать.

5опыт.

Ложечку муки положите в стакан с водой и осторожно размешайте. Что случилось с мукой?

-Мука растворилась в воде.

6опыт:

Добавьте еще две ложечки муки, размешайте, что получилось?

-Получилось жидкое тесто.

Лаборант: Смесь стала тягучая, липкая, плотная, густая.
Таким образом, замешивают тесто для выпечки.

 Ингредиенты для теста.

Для того чтобы испечь пышные булки, в тесто добавляют масло, соль, сахар, яйца, молоко, дрожжи, называют это тесто сдобным его  сдобрили маслом,  сахаром, яйцом, молоком. Тесто выстаивается какое- то время. А потом формируются хлебобулочные изделия кладутся на форму и отправляются в печь.

Пекарь:Ребята а вы хотите сегодня быть пекарями.  у меня другое тесто, в него я положила муку, немного воды и много соли целых 4 ложки. Можно это тесто назвать сдобным?(Нет )

Пекарь:Как бы вы назвали это тесто если в нем много соли?(Соленое.)

Пекарь:Солёное тесто не кушают, из него делают, разные поделки, я предлагаю вам    слепить из него колосок  и подарить нашим гостям на память о наше встрече.

Пальчиковая игра «Пекари»

Воспитатель предлагает воспитанникам превратиться в пекарей и замесить тесто. .

А сейчас мы засучим рукава и замесим тесто. (дети имитируют замес теста).

Мешу, мешу, тесто

Есть в печи место.

Пеку, пеку каравай

Переваливай, валяй.

Вот тесто и готово. Только мы будем лепить из соленого теста. Изделия из него долго хранятся, но есть его нельзя. Они используются, как декоративные украшения.

Пекарь:Ребята, приёмы лепки из теста те же, что и для лепки из пластилина Практическая часть 2

Изобразительная деятельность «Колосок»

Пекарь:Для этого нужно  скатать из теста плоскую  форму овала, стеком нарисовать зёрнышки , и у нас получился колосок.
Пекарь:Чтобы хлеб пришел к нам на стол, много людей над этим трудятся. Это – трактористы, комбайнёры, хлеборобы, мельники, пекари, водители, продавцы
Хлеб наш уважайте,

С хлебом не играйте.
Хлеб выбрасывать нельзя!
Берегите хлеб, Друзья!
(Пекарь достаёт каравай из печи)

Итог НОД

Лаборант: Сегодня вы узнали о длинном пути хлеба от поля до стола, от зёрнышка до каравая. Сами изготовили «хлебобулочные изделия».

- На этом наше занятие подошло к концу.

Прощание.Рефлексия.

Лаборант: Ребята вам понравилось наше занятие?

Лучики солнца.

Детям можно предложить представить себя лучиками солнца.

Посмотрите внимательно лучики у нас разной длины.

Если вы работали сегодня на занятии очень хорошо, много раз отвечали, возьмите длинный лучик,

если вы иногда сомневались в ответах на мои вопросы и не отвечали – короткий лучик.

 Разместите лучики на солнце согласно своему настроению.

Дети подходят к доске и вставляют лучики.

Литература

  1. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада. Воронеж, ТЦ Учитель, 2004.
  2. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. М., Просвещение, 1984.
  3. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет. М., Просвещение, 1987.
  4. Даль В.И. Пословицы русского народа. М., ННН, 2003.
  5. Хананова И.Н. Солёное тесто. М., АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006.
  6. Николаева С. Н. «Комплексные занятия по экологии». Москва «Педагогическое общество России» - 2005г.
  7. 11. Вахрушев А. А., Кочемасова Е. Е, Акимова Ю. А., Белова И. К. «Здравствуй, мир!», Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей – М.: «Баласс», 2003. – 304с.
  8. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы,  Т.С.Комаровой,  М.А.Васильевой. -Изд .3-е,испр.,доп.- М.:Мозаика-Синтез,2014.-368с.(соответствует ФГОС)
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт // Вестник образования. – Просвещение, 2013. - № 24.
  10. Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет
  11. Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО

Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной совместной образовательной деятельности для детей старшей группы. Тема: "Под парусами"

Конспект интегрированной совместной образовательной деятельности для детей старшей группы. Тема: «Под парусами» ...

Конспект интегрированного занятия "Прогулка по зимнему лесу" (старшая группа)

Интегрированное занятие с старшей группе для детей с НОДА Воспитатель МДОУд/с «Росинка» г. БалашоваБурдина Татьяна ВасильевнаУчитель-логопедИванова Татьяна ЕвгеньевнаИнструктор по физическо...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе с ЗПР.

Перечень мероприятий с детьми старшей группы по развитию речи на тему "Мир природы"....

Конспект интегрированного занятия по художественной литературе в старшей группе " Цветик - Семицветик"

Конспект направлен на обогащение знаний детей об устном народном творчестве, о произведениях русских и зарубежных писателей.Актуальность - Развитие творческих способностей, умение асоциировать художус...

Конспект интегрированного занятия Тема: " От зерна до каравая." старшая группа с ТНР (ОНР III)

Конспект интегрированного занятия образовательных областей «Познавательное развитие» раздел развитие познавательно – исследовательский деятельности, «Речевое развитие» раздел развивающая речевая среда...