Игры для борьбы с детскими страхами
учебно-методический материал по коррекционной педагогике на тему

Суслова Людмила Владимировна

Наиболее популярные и эффективные игры, которые помогают детям старшего дошкольного возраста справиться со страхами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igy_dlya_snyatiya_strahov.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ детский сад общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников

п. Судоверфь «Солнышко»

Составила: педагог-психолог Суслова Л.В.

ИГРЫ ДЛЯ СНЯТИЯ СТРАХОВ

Игра «Змей-горыныч, бойся, злодей, Иван-царевич тебя сильней»

Цель игры: снятие страха перед агрессией (нападением сказочного существа); реализация индивидуального подхода.

Процедура игры. Игра направлена на снятие страха у од-ного-двух участников. Другие дети выступают в качестве одного из условий успешной коррекции (групповая помощь).

Например, кто-то из детей очень боится «змея-горыныча». Страх перед сказочным персонажем снимается за 1-2 игровых занятия.

Сначала детям предлагается самим нарисовать змея-горыныча, затем сыграть битву со змеем-горынычем. «Построен» Сказочный город (поставленные по кругу стулья). В нем живут царевич, царевна и ремесленники. Город сторожат 2 стражника. Иван-царевич уходит на охоту. Царевна готовит обед. Ремесленники работают (кузнец кует, маляр красит и др.). Стражники обходят город.

Вдруг налетает «змей-горыныч». Он ранит стражников, убивает ремесленников, а царевну уводит в свою пещеру. Змей-горыныч восстает перед пещерой и сторожит ее.

Иван-царевич возвращается с охоты. Стражник (раненый) показывает, куда змей-горыныч увел царевну. Иван-царевич идет сражаться со змеем-горынычем. Они борются, Иван-царевич побеждает змея-горыныча. Из пещеры выходит царевна. Иван-царевич ведет ее в город. Ремесленники радуются, кричат «ура», хлопают в ладоши.

Дети могут сопровождать ролевые действия текстом.

Стражники.

Сторожим мы дивный град.

Ты солдат, и я солдат.

День и ночь дозор стоит,

Змей нигде не пролетит.

Царевна.

Не стряпуха я, царевна,

Но поесть люблю отменно.

А царевичу Ивану на обед

Приготовлю сырники, омлет.

Поварское дело я люблю,

Всех я вкусно накормлю.

М а л я р. Я, конечно, молодец,

Крашу царский я дворец.

Золотом блестят все залы,

А вот синие порталы,

Трон серебряный сверкает...

Маляр дело свое знает.

Кузнец. Кому подковы, кому латы?

Кузнец не требует награды.

Он сделает и щит, и шлем,

Кому что нужно - поможет всем.

Иван-царевич. Где мой меч? Бегу скорей!

Берегись, коварный змей!

 Расправлюсь живо я с тобой,

Царевну привезу домой.

Знай, Горыныч, злость всегда

Добром будет побеждена!

Дети. Славный воин наш Иван,

Справился со змеем сам!

Без подмоги - молодец!

Русский богатырь - храбрец!

 Замечания к игре:

Все роли распределяются между детьми.

Ивана-царевича предлагается сыграть тому ребенку, у кого замечен ярко выраженный страх перед сказочными персонажами.

После окончания игры обсудить, что чувствовал каждый ребенок в игре. Показать, что не надо бояться страшных персонажей.

Стимулировать импровизацию и фантазию детей в игре.

Игра «Нарисуй свой страх»

Цель игры: снятие страхов.

Процедура игры. Дети рассаживаются за столами. Ведущий предлагает им нарисовать рисунок под названием «Мой страх».

После того как дети нарисуют рисунки, необходимо обсудить, чего боится каждый ребенок.

Игра «Кляксы»

Цель игры: снятие агрессии и страхов, развитие воображения.

Процедура игры. Подготовлены чистые листы бумаги, жидкая краска (гуашь). Детям предлагается взять на кисточку

немного краски того цвета, который им хочется, плеснуть «кляксу» из краски на лист и сложить лист вдвое так, чтобы «клякса» отпечаталась на второй половине листа. Затем лист развернуть и постараться понять, на кого или на что похожа полученная «клякса».

Агрессивные или подавленные дети выбирают краску темных цветов. Они «видят» в «кляксах» агрессивные сюжеты (драку, страшное чудовище и др.). Через обсуждение «страшного рисунка» агрессия ребенка выходит вовне, тем самым он освобождается от негативных эмоций, страха.

К агрессивному ребенку полезно посадить спокойного ребенка. Последний будет брать для рисунков светлые краски и видеть приятные вещи (бабочек, сказочные букеты, стрекоз и др.). Посредством общения со спокойным ребенком на предмет интерпретации «кляксы» агрессивный ребенок успокаивается.

Замечания к игре:

Дети, предрасположенные к гневу, выбирают преимущественно черную или красную краску.

Дети с пониженным настроением выбирают лиловые и сиреневые тона (цвета грусти).

Серые и коричневые тона выбираются детьми напряженными, конфликтными, расторможенными (пристрастие к этим тонам говорит о том, что ребенок нуждается в успокоении).

Возможны такие ситуации, когда дети выбирают цвета индивидуально и не прослеживается четкой связи между цветом и психическим состоянием ребенка.

Игра «Сочинение историй»

Цель игры: снятие страхов.

Процедура игры. Из группы детей выбирается ребенок, который сочинил историю (на любой сюжет, по желанию ребенка), другие дети - «зрители». Ребенок рассказывает свою историю Затем ее продолжает ведущий, который вводит в повествование более «здоровые» и гармоничные способы адаптации и разрешения конфликтов, нежели те, что изложены ребенком.

Затем предлагается продолжить историю ребенка, потом -опять ведущий и т. п.

Игру можно модифицировать следующим образом. Все дети садятся в круг. Ведущий произносит первое предложение: «Маша пошла в школу». По часовой стрелке второй ребенок называет свое предложение, продолжая ведущего, третий - третье и т. п. В итоге должен получиться общий коллективный рассказ по то, как Маша пошла в школу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказкотерапия.Борьба с детскими страхами

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15269068","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","width":"480"}}]]Мышонок-канатоходец(сказка в помощь при борьбе с детскими стра...

Причины и способы борьбы с детским страхом темноты

Абдуллина Марина ВладимировнаВоспитатель ГБДОУ №60 Кировского районаг.Санкт-ПетербургПричины и способы борьбы с детским страхом темнотыСтрах – это очень сильный испуг, сильная...

Мастер класс "Борьба с детскими страхами с помощью сказкотерапии"

Разные методы борьбы с детскими страхами, где основным методом является Сказкотерапия...

Консультация для воспитателей Детские страхи: виды, причины, способы борьбы с детскими страхами.

Страх –  это острое эмоциональное специфическое состояние, особая чувствительная реакция, проявляющаяся в опасной ситуации. Страх вызывается всегда конкретной и близкой, уже насту...

"Игры, направленные на преодоление детских страхов"

Родителям дошкольников предлагаются игровые упражнения на преодоление детских возрастных и ситуативных страхов....

Детские страхи. Причины возникновения. Способы борьбы со страхами.

В последнее время большинство родителей обеспокоены проявлением страхов у детей. Одним детям страшно оставаться в темной комнате, другие не решаются съехать на санках с горки, третьи убегают при виде ...