Сотрудничество педагога с родителем ребенка с ОВЗ как условие инклюзивного образовательного пространства
материал по коррекционной педагогике на тему

Лукина Валентина Федоровна

Сотрудничество педагога и родителя ребенка с ОВЗ в понимании инклюзивного образовательного пространства проходит через вариативные формы взаимодействия  с семьей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК

 Е.Б.Синева

 к.п.н., доцент кафедры коррекционной   педагогики

 и специальной психологии  ГБОУ ДПО НИРО,

г. Н. Новгород, Российская  Федерация 

В.Ф. Лукина  

 заведующий, МБДОУ «Детский сад № 7 «Родничок»

МБДОУ №7

г. Н. Новгород, Российская  Федерация 

 

Л.В.Асташина

 учитель-дефектолог высшей категории,

МБДОУ «Детский сад № 7 «Родничок»

МБДОУ №7

г. Н. Новгород, Российская  Федерация 

СОТРУДНИЧЕСТВО ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЕМ РЕБЕНКА С ОВЗ, КАК УСЛОВИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Сотрудничество педагога  и  родителя ребенка с ОВЗ,  в понимании нами  инклюзивного  образовательного пространства,   -  это вера в силы ребенка и грамотное выражение своего понимания к новому,  позитивному  чувству, поступку своего малыша, создание оптимистической установки на  возможности ребенка, видение только перспективных линий  развития.

 В нашем учреждении  данное положение проходит красной нитью через  вариативные   формы взаимодействия с семьей. Мы их представили  в зависимости от частоты их проявлений в ходе диалога  "педагог- родитель":

Регулярно используемые

Периодически используемые

* «Страничка для родителей» на официальном сайте ДОУ

*Мини-сайты отдельных групп

*Общение по электронной почте

*Электронные фото- и видео рамки

*Совместные с родителями и педагогами акции: «Любимая игрушка своими руками», «Детский сад – цветущий сад», «Подари улыбку людям», «Зимний городок» и др.

*Мини – библиотека тактильных, озвученных книг для слабовидящих

*Консультационный центр для населения района

*Веб – консультирование

*Участие родителей в дистанционных интернет- конкурсах с детьми и педагогами.

*Клубы по интересам

*Родительские гостиные

*Нетрадиционные родительские собрания

*Анкетирование

*Мастер – класс по арттерапии, по дизайну, по игротерапии, по изготовлению видеоазимутов, зрительных тренажеров и специальных пособий, по изготовлению  и применению  нетрадиционного  физкультурного оборудования и т.п.

*Журналы и буклеты об охране зрения

*Информационные стенды «Охраняем зрение», «Наши достижения» и др.

*Семейные и индивидуальные портфолио детей, генеалогические древа семей

*Выставки фотографий и совместного творчества детей и взрослых

*Социальный проект «Семья + школа = счастливый ребенок» (взаимодействие с классом охраны зрения)

*Совместные праздники («День инвалида», «Уроки  Здоровейки») и др.

*Экскурсии в школу, библиотеку, музеи, пожарную часть, к  Вечному огню и др.

  В настоящее время между родителями  и  специалистами  в нашем

 образовательном учреждении добавились следующие формы взаимодействия :

  • Совместное наблюдение  взрослых за поведением детей с последующим обсуждением на  индивидуальных консультациях.

В качестве примера предлагаем заполнение суммарной  карты психических состояний  ребенка дошкольного возраста, где сбор информации ведут и дома  и в детском учреждении родители и педагоги.

 Ведение  карты позволяет определить, насколько благоприятной является для ребенка с ОВЗ его социальная ситуация развития  в ходе инклюзивного  образовательного пространства. Родитель впервые включен в изучение  эмоционального состояния своего ребенка, приглашен к вдумчивому разговору о том, каким может быть его малыш. Педагог во время индивидуальных консультаций с родителями , опираясь на суммарную карту, выстраивает более конструктивный диалог с собеседником.

Суммарная карта

 психических состояний

 ребенка дошкольного возраста

 в условиях самостоятельной деятельности

Фамилия, имя, возраст ребенка                        Период изучения : с___ до ___ ___________________________

Психические состояния

Количество баллов

никогда

редко

иногда

часто

всегда

1

Радость

0

1

2

3

4

2

Возбужденность

0

1

2

3

4

3

Тревога

0

1

2

3

4

4

Страх

0

1

2

3

4

5

Удивление

0

1

2

3

4

6

Беззаботность

0

1

2

3

4

7

Активность

0

1

2

3

4

8

Веселость

0

1

2

3

4

9

Заинтересованность

0

1

2

3

4

10

Обида

0

1

2

3

4

11

Агрессия

0

1

2

3

4

12

Грусть

0

1

2

3

4

13

Стремление к знанию

0

1

2

3

4

14

Привязанность

0

1

2

3

4

15

Нежность

0

1

2

3

4

16

Упрямство

0

1

2

3

4

17

Бодрость

0

1

2

3

4

18

Умиление

0

1

2

3

4

19

Капризность

0

1

2

3

4

20

Беспомощность

0

1

2

3

4

21

Дружелюбие

0

1

2

3

4

22

Спокойствие

0

1

2

3

4

23

Смущение

0

1

2

3

4

24

Стресс

0

1

2

3

4

25

Собранность

0

1

2

3

4

26

Сосредоточенность

0

1

2

3

4

27

Злость

0

1

2

3

4

28

Волнение

0

1

2

3

4

29

Досада

0

1

2

3

4

  • Создание условий, в которых педагоги и родитель, как участники педагогического процесса, сориентированы на поиск позитивных моментов в развитии ребенка.   Например,  ведение "Коробки плюсов"  всеми взрослыми, участвующими в развитии ребенка с ОВЗ,  (это сбор информации о позитивных проявлениях поведения и деятельности ребенка), содержание которой постоянно пополняется сведениями о достижениях воспитанников в разных видах деятельности (с четкой констатацией замеченного факта).

Эта форма поможет отразить динамику развития ребенка с ОВЗ, станет ориентиром на “светлое будущее” для родителей наших воспитанников  и всего педагогического состава  и,  конечно же, ожиданием завтрашней радости и веры в себя.

Педагогу, работающему  с ребенком  ОВЗ, нужно помнить, что для родителей  этих детей  важны: 

-  поддержка, чтобы преодолевать разнообразные психологические барьеры, осложненные перенесенным травматическим семейным опытом ;

 - умелое руководство, где, в ходе диалога, грамотный педагог сможет  перевести  семью ребенка с ОВЗ  из привычной ей позиции «ведомой» на позицию сотрудничества.

 

Список использованной литературы::

1.Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать.- М.:Просв.,1991.-с.176.

2. Прохоров А.О., Велиева С.В. Психические состояние детей дошкольного возраста. // Вопросы психологии 2003, № 5 С.56-67

3.Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: Психологические исследования / Под ред. А.В.Запорожца, Я.З.Неверович –  М., 1986, - НИИ дошк.  Воспитания   Акад. Пед. Наук  СССР.

4. Харитонова Т. Г. , Синева Е. Б. Оптимистическая позиция психолога в работе с детьми. / Деятельность педагога-психолога в системе образования: научно-методическое и нормативно-правовое обеспечение. Вып. II. Н.Новгород: НГЦ, 2001. С.112-115

 

©  Е.Б.Синева, В. Ф. Лукина,  Л.В. Асташина 2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Детский сад и семья как единое образовательное пространство» Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи. Основы взаимоотношений педагогов ДОУ с родителями

Один из важнейших факторов повышения эффективности воспитания подрастающего поколения – взаимосвязь учреждения и семьи. Часто на практике встречается такая картина: родители обладают теоретическими зн...

Буклет "Создание условий для успешности ребенка с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве"

Буклет "Создание условий для успешности ребенка с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве"...

Взаимодействие участников образовательного процесса МДОУ «Детский сад № 209» г. Ярославля в условиях инклюзивного образовательного пространства

В современном образовании Российской Федерации одним из основных направлений является инклюзия. Во многих образовательных учреждениях были созданы группы и классы, которые совместно посещали дети с ОВ...

Создание условий для успешной социализации детей с ОВЗ в инклюзивное образовательное пространство ДОО

Методические рекомендации для педагогов на тему: «Создание условий для успешной социализации детей с ОВЗ в инклюзивное образовательное пространство ДОО» Одной из актуальных социально-...

Доклад на тему: «Создание условий для успешности ребёнка с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве»

Доклад на тему:«Создание условий для успешности ребёнка с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве» Подготовила: Попова Елена  Александровнаг. Воронеж 2020 г....

Консультация: "Специфика работы педагога ДО в инклюзивном образовательном пространстве"

Консультация предназначена для педагогов, работающих с детьми ОВЗ (с нарушением опорно - двигательного аппарата)...