Проектирование индивидуального образовательного маршрута как средство социализации ребенка
консультация по коррекционной педагогике на тему

Шитова Наталья Борисовна

Данный материал содержит рекомендации по проектированию и  разработке индивидуального образовательного маршрута. Раскрывает подход к образованию детей с особыми образовательными потребностями. Будет интересен для воспитателей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектирование индивидуального образовательного маршрута как средство социализации ребенка

Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования, обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка независимо от его особенностей, в том числе ограниченных возможностей здоровья – это цели, на достижение которых направлен Государственный стандарт дошкольного образования.

Одним из приоритетных направлений государственной политики России на современном этапе становится инклюзивное образование. В Законе «Об образовании в Российской Федерации» было введено понятие «инклюзивное образование» как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (ст. 2 п. 27).

Понятие «ребенок с особыми образовательными потребностями» охватывает детей, чьи образовательные потребности выходят за границы условной общепринятой нормы. К этой категории относятся одаренные дети, а также дети с физическими и (или) психологическими проблемами, которым необходимо создание специальных условий образования для полноценного гармоничного развития личности.

Воспитанники с ОВЗ имеют как общевозрастные, так и специфические особенности, связанные со структурой первичной недостаточности и характером вторичных отклонений. Зачастую первичные нарушения осложнены сопутствующими проблемами: нарушениями опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевыми нарушениями, расстройствами аутистического спектра, синдромом гиперактивности и дефицита внимания, нарушением слуха.

Для того чтобы действительно произошло включение детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс ДОО, необходимо, прежде всего, изменить взгляд педагогов на процесс обучения и воспитания. Чаще всего в педагогической практике воспитатели стараются нивелировать особенности детей, ведь управлять похожими детьми проще, чем разными. Особенности детей-инвалидов нивелировать невозможно, приходится изменять педагогическую практику, чтобы профессионально решать проблемы образования таких детей вместе с другими. Но если педагог начинает создавать особые условия для «особых» детей, то нарушается принцип равных прав для других детей. Чтобы сохранить равные права, надо научиться работать со всеми детьми, учитывая их индивидуальные особенности. Такой подход к процессу обучения и воспитания предполагает не искусственное включение детей с особыми образовательными потребностями в уже сложившуюся систему, а требует создания новых форм и способов организации образовательного процесса. Создание инклюзивного образовательного пространства невозможно без творческого вклада всех участников образовательных отношений: детей, педагогов, родителей, социальных партнёров.

Специальные условия образования - специальные образовательные программы, методы и средства обучения, дидактические и наглядные материалы, технические средства, а также педагогические, психологические, медицинские, социальные и иные услуги, обеспечивающие адаптивную среду образования и безбарьерную среду жизнедеятельности, без которых освоение образовательных программ детьми с ОВЗ затруднено.

Подход к образованию детей с особыми образовательными потребностями направлен на формирование и развитие социально-активной личности, обладающей навыками социально-адаптивного поведения. Одним из путей реализации этой задачи является инклюзивное образование, которое обеспечивает равные права, доступность, возможность выбора подходящего индивидуального образовательного маршрута для любого ребенка вне зависимости от его физических и других возможностей.

Индивидуальный образовательный маршрут – это движение в образовательном пространстве, создаваемом для ребёнка и его семьи при осуществлении образовательного и психолого-педагогического сопровождения специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития.

Одной из форм индивидуальной работы с детьми является индивидуальное сопровождение ребенка. С этой целью воспитателем совместно с педагогами дошкольной образовательной организации, разрабатываются индивидуальные маршруты развития детей. Реализация маршрутов в дошкольной организации осуществляется в тесном сотрудничестве с семьей ребенка. В семье должны придерживаться той же позиции образования ребенка, что и в детском саду. Только последовательность и единство могут привести к желаемому результату. При проектировании индивидуального маршрута развития ребёнка педагоги дошкольного учреждения ориентируются на образовательные потребности, индивидуальные способности и возможности воспитанника. Маршрут создается с целью максимальной реализации образовательных и социальных потребностей детей и рассчитан на детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, и на детей с ОВЗ. Индивидуальный маршрут сопровождения развития и обучения является документом, фиксирующим проводимые специалистами ДОО диагностико-коррекционно-развивающие мероприятия, их эффективность, характер индивидуальных изменений в обучении и психическом развитии дошкольника, данные готовности ребёнка к школе. Такой подход к индивидуальному воспитанию и обучению открывает широкие возможности и положительный результат помощи детям с особыми образовательными потребностями.

Индивидуальный маршрут включают в себя следующие разделы:

- состояние здоровья,

- физическое развитие,

- психическое развитие,

- уровень усвоения программного материала,

- планирование индивидуальной коррекционно-развивающей работы всех специалистов, работающих с ребенком,

- формы работы с родителями.

В нём отражена деятельность всех специалистов детского сада (воспитателей, учителя-логопеда, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя) в ходе воспитания и обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Для развития личности ребёнка с особыми образовательными потребностями, его компенсаторных возможностей, используются современные педагогические технологии образования: технологии на основе деятельностного подхода (метод проектов, метод самостоятельной исследовательской деятельности), игровые технологии (развивающие игры Б.П.Никитина, технологии «Блоки Дьенеша» и «Палочки Кюизенера»); педагогические технологии обучения и развития (технология моделирования, технология, основанная на ТРИЗ), информационно-коммуникационные технологии, компоненты здоровьесберегающих технологий (доброжелательный стиль общения с детьми, оптимальное распределение интеллектуальных и физических нагрузок, пальчиковая, дыхательная, зрительная гимнастика, воспитание культуры здоровья).  

В начале учебного года, в ходе наблюдения за детьми в спонтанной и специально организованной деятельности, всеми специалистами выявляется уровень индивидуального развития ребенка. На основе полученных данных планируется коррекционно-образовательная работа с ребенком по всем образовательным областям (на первое полугодие). Специалистами ставятся задачи коррекционно-развивающей работы с детьми, определяются формы работы (игры, упражнения, задания и т. п.), а также планируются различные формы работы с родителями. Реализация поставленных задач производится в ходе режимных моментов, организованной образовательной деятельности, в свободной деятельности, на прогулке и в игровой деятельности.

В середине учебного года выявляется динамика освоения ребенком образовательной программы. Используя предварительные и промежуточные данные об уровне развития детей, происходит корректировка индивидуальной работы с детьми, намечаются дальнейшие пути развития, что к концу года дает положительную динамику их развития.

В конце года подводится оценка индивидуального развития ребенка, которая подтверждает эффективность и качество деятельности всех специалистов детского сада.

Реализация всеми специалистами дошкольной образовательной организации маршрутов индивидуального развития детей обеспечивает повышение уровня усвоения программного материала по следующим образовательным областям: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

На основе принципа партнерства осуществляется взаимодействие с семьями воспитанников. Используются разнообразные формы и методы работы.

•        Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, консультации, оформление информационных стендов и сайта ДО, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток - буклетов.

•        Образование родителей: организация «Школы для родителей» (лекции, семинары, семинары-практикумы, мастер-классы).

•        Совместная деятельность: привлечение родителей к организации праздников, конкурсов, семейных прогулок, экскурсий, семейного театра, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.

В результате систематической планомерной работы всех участников образовательного процесса у ребенка  повышается уровень познавательной активности, инициативности и самостоятельности, расширяется кругозор, увеличивается объем представлений об окружающем мире, расширяется пассивный и активный словарь, повышается уровень развития речи и мелкой моторики.

Разработанная система условий позволяет скомпенсировать имеющиеся недостатки и открывает для ребенка с ОВЗ возможности для позитивной социализации и индивидуализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей.

Выпускники детского сада имеют равные стартовые возможности для полноценного перехода к следующей ступени образования.

Список литературы

1. Инклюзивная практика в дошкольном образовании: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.

2. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Под науч. ред. проф. Л.М. Шипицыной. – СПб.: Речь, 2005.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование индивидуального образовательного маршрута ребенка

Об индивидуализации в образовательном процессе говорится в последнее время достаточно много. Одним из вариантов, способствующих реализации индивидуальных образовательных потребностей является «индивид...

Проектирование индивидуального образовательного маршрута ребенка

Консультация для педагогов на тему: Проектирование индивидуального образовательного маршрута ребенка...

Проектирование индивидуального образовательного маршрута ребенка

В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может вполной мере реализовать свои потенциальные возможност...

Технология проектирования индивидуального образовательного маршрута воспитанника, испытывающего затруднения при освоении содержания основной образовательной программы дошкольного образования

Материал раскрывает механизм проектирования индивидуального образовательного маршрута  воспитанника, испытывающего затруднения при освоении содержания образовательной программы на примере проблем...

Проектирование индивидуального образовательного маршрута как условие достижения качественных результатов реализации Основной образовательной программы дошкольного образования.

Принцип индивидуализации ФГОС ДО предполагает широкое внедрение новых форм и методов воспитания и образования, обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку, утверждает признание самоценности ...

Технология проектирования индивидуального образовательного маршрута как средство формирования коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраст с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Аннотация: в статье рассмотрены особенности проектирования индивидуального образовательного маршрута для старших дошкольников с ОВЗ, в частности, с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Приведены...