Использование малых фольклорных форм в процессе общения с ребенком первого года жизни с особыми возможностями здоровья
статья по коррекционной педагогике по теме

Использование малых форм фольклора в процессе работы в группе СРП с детьми до года и помощи матери в установлении эмоционального контакта с ребенком, имеющим нарушения в развитии. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самая главная обязанность матери – ПОНИМАТЬ.

Мать, не понимающая своего ребёнка, - это ТРАГЕДИЯ.

Должно быть в раннем детстве: мать для ребёнка – спасение,

защитник, мать – утешение.

В старшем: мать – советник, наставник, мать- утешение.

В зрелости: мать – друг, мать- утешение.

Должен быть человек, у которого на груди можно плакать

 и в пять, и в пятьдесят.

Л.А.Никитина

Использование малых фольклорных форм в процессе общения с ребенком первого года жизни с особыми возможностями здоровья.

 В семье появился на свет ребёнок с особенностями в развитии. В этот момент родители испытывают сильный психологический стресс, усиливается послеродовая депрессия матери. В своей статье я ещё раз хочу обратить внимание на фольклор, как родовую память человека и использование его в работе «Службы ранней помощи». В работе педагогам «Службы ранней помощи» помочь родителям справиться со сложившейся ситуацией и начать «движение вперёд» помогают не только научные методы и формы, но и житейская, народная мудрость, которая собрана и выражена через пословицы, поговорки, пестушки, потешки, прибаутки, считалки, колыбельные.

      Произведения фольклора – это не только родовая память народа, но и его мудрость. Фольклор для детей учитывает своеобразие детской психики. Он небольшого объёма, лаконичен, имеет четкий ритм.

Все многообразные малые фольклорные формы поддержат как моральный дух родителей, так и научат их верно и точно взаимодействовать (в быту, в процессе обучения ребёнка новым умениям и навыкам) со своим самым любимым и таким необычным ребёнком.

    Для нормального психомоторного развития ребёнка огромное значение имеет установление эмоционального контакта с взрослым.

Необходимо учитывать, что общение не появляется как объективная реальность, а складывается постепенно даже у здорового младенца. Рассматривая общение как психическую функцию, нужно отметить, что оно сформировалось, если существуют следующие четыре признака:

- взгляд в глаза взрослого (20 дней);

- ответная реакция на воздействие взрослого (1 мес.);

- инициативные улыбки и двигательное оживление (3 мес.);

- стремление продлить эмоциональный контакт.

Если наблюдаются отдельные признаки - происходит процесс становления общения. Наличие всех четырёх признаков свидетельствует, что общение является сложившимся.

На первом году общение проходит три этапа.

Этап новорождённости - самый короткий, охватывает первый месяц жизни младенца, в нём совершается подготовка к контактам с окружающими людьми.

Этап эмоционального общения – 2-6 месяц жизни

Этап предметно – действенного общения, охватывает второе полугодие жизни младенца – практическое сотрудничество ребёнка с взрослым.

    Важным для психического развития ребёнка первого года жизни является накопление им сенсорно-моторного опыта. Сенсорные функции развиваются в тесной взаимосвязи с двигательными навыками (своевременное становление двигательных навыков говорит о правильном развитии ребёнка первого года), формируя целостное сенсорно-моторное поведение, лежащее в основе развития интеллектуальной деятельности и речи.

     У ребёнка с особенностями развития будет наблюдаться своеобразие или даже отсутствие формирования общения, нарушения двигательного развития различной степени и грубое отставание формирования сенсорной сферы.

В.П.Зыков в статье «Синдром двигательных расстройств восстановительного периода перинатальных поражений нервной системы» предлагает проводить оценку психомоторного развития по календарю критических сроков психомоторного развития.

Календарь критических сроков психомоторного развития

Возраст (месяц), вес,

окружность головы

Моторные навыки

Психическое развитие

1 месяц

3-4 кг

36 - 37 см

Попытки фиксации взора в центре зрения

Содружественные движения глаз

Формируется суточный ритм с концентрацией сна в ночное время

Реакция на звук

Улыбается

Следит за предметом

3 месяца

5 кг

40 - 41 см

Держит голову

Поднимает голову из положения лёжа

Сосредотачивает взгляд на висящей игрушке

Следит за движущимся предметом

Крепко упирается ножками при поддержке под мышки

Формируются зрительные и слуховые ориентировочные реакции

Интерес к предметам (попытки схватить)

Развивается «речевой слух»

Ответная улыбка

Гукает, гулит

6 месяцев

7,5 кг

43 – 44 см

Целенаправленные движения рук

Самостоятельно берёт

игрушки, манипулирует

Сидит

Лепет

Локализует звуки

9 месяцев

10 кг

45 – 46 см

Повороты спина – живот

Стоит

Начинает понимать речь взрослого

Знает названия нескольких предметов

(указательный жест)

12 месяцев

46 – 48 см

Самостоятельно ходит

Бросает предметы

Начинает проявлять самостоятельность в кормлении

Копирует действия

Первые слова

 Режим сна, бодрствования, приёма пищи и гигиенические мероприятия крайне важны для нормально развивающегося ребёнка, а для ребёнка с особенностями развития просто обязательны.

Положительные эмоциональные реакции и двигательная активность ребёнка в большей степени зависят от того, как были удовлетворены его органические потребности (еда, сон, гигиенические процедуры).

   При выполнении режимных моментов можно посоветовать мамам

такие произведения малого фольклора:

Пробуждение

Солнышко, покажись,

Красное, снарядись!

Умывание

Водичка, водичка,

Умой (имя ребёнка) личико.

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Пеленание

Ой, мой маленький.

Ненаглядненький,

Мой хорошенький,

Мой пригоженький!

Рассмотрим использование малых фольклорных форм в работе с детьми на основе «Календаря критических сроков психомоторного развития».

1 месяц

Слежение – привлечение внимания к игрушке, приближая и удаляя её от глаз на 30-70 см, приговаривая:

- Постой, куколка!

Постой, барынька!

- Некогда стоять,

Пора мне бежать

или

- Мишка-медведь,

Научи меня реветь!

- Я умею, да не смею,

Я хозяина боюсь!

или

-Зайчик, зайчик, где ты был?

- Я на речке хвостик мыл.

Вымыл, вымыл да упал,

Снова хвостик замарал!

Слежение в горизонтальной плоскости – отводя игрушку в стороны на 8 – 10 см, говорят:

Павушка летала,
Пёрышки роняла.

- Кому эти пёрышки?

- Родимому (имя ребёнка)

или

Вот совушка – сова-

Большая голова

На дереве сидит,

Головушкой вертит.

Во все стороны глядит!

а можно и такую

Летела птичка через сад.

Уронила виноград,

Кто его поднимет,

Наш (а) (имя ребёнка)

Снятие гипертонуса - лёгкие поглаживания животика по часовой стрелке, ручек, ножек круговыми движениями от отдельного пальчика до предплечья        

Потягунушки, потягунушки!

Поперёк толстунушки,

А в ножки ходунушки,

А в ручки хватунушки,

А роток говорок,

А в головку разумок.

Хватательный рефлекс - упражнять в сильном захвате указательного пальца взрослого и приподнимание ребёнка взрослым.

- Я медведя поймал!

-Так веди сюда!

- Не идёт.

- Так сам иди!

- Да он меня не пускает!

Особенности: у ребёнка с нарушением зрения необходима дополнительная фиксация тела сзади вторым взрослым при подъёме, и чуть отсрочить по срокам.

Эмоциональный отклик-ребёнок лежит взрослый, склонившись над ним, спокойным, доброжелательным голосом:

- Кто у нас хорошенький,

-  Кто у пригоженький?

(Имя ребёнка) – хорошенький!

(Имя ребёнка) – пригоженький!

или

Пошла (имя ребёнка) на базар,

Принесла домой товар:

Родной матушке - платок,

Посерёдочке цветок,

Братьям – соколам –

По новым сапогам,

Сестрицам – лебедицам –

Да по белым рукавицам.

3 месяца

Особенности: продолжать всё чему учились раньше с теми же произведениями фольклора, так как у детей с особенностями развития выработался условный рефлекс на определённую мелодику, они более косны, включать новые потешки «малыми дозами».

Выкладывание ребёнка на живот с опорой на предплечье (побуждаем приподнимать голову) - Положить ребёнка на твёрдую поверхность (пеленальный столик), ручки согнуть в локтях, подставить их под туловище, ладошки в кулачок. Перед ребёнком поставить игрушку

Шла коза по мостику,

И виляла хвостиком,

Зацепилась за перила,

Прямо в речку угодила

Особенности: сначала потешки должны быть очень короткими, затем можно проговаривать по несколько потешек.

    Для ребёнка с нарушением зрения сначала лучше выкладывать его на живот взрослого, так он будет чувствовать большую защищенность.

Умение ощупывать игрушки - для достижения этого этапа обучения проводилась большая предварительная работа: развивалось умение фиксировать взгляд на игрушке, развивался интерес к игрушке. Важно - у ребёнка есть положительный опыт взаимодействия с игрушкой с участием взрослого. Сначала ощупывание протекает в виде совмещенных действий ребёнка и взрослого, с комментирующей речью взрослого, но так как детей очень завораживает ритм, то лучше использовать прибаутки:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок!

Маслена головушка!

Шёлкова бородушка!

или

Как у нашего кота

Шубка очень хороша.

Как у котика усы

Удивительной красы.

Глаза серые.

Лапки белые.

Крепко упирается ножками при поддержке под мышки – удерживая ребёнка в вертикальном положении, поставить его ножки на твердую поверхность, желательно сначала придавать ступне ребёнка правильное положение на твердой поверхности и приговаривать:

Раз, два, три, четыре –

Меня грамоте учили:

Не считать, не писать,

Только по полу скакать.

Я скакала, я скакала,

Себе ноженьку сломала.

ещё вот так можно приговаривать

- Ножки, ножки,

Где вы были?

- По дорожке

В сад ходили.

- Ножки, ножки,

Что ж вы стали?

- Запылились мы,

Устали.

или

Скок, скок, поскок!

Молодой дроздок

По водичку пошёл,

Молодичку нашёл.

Особенности: нельзя использовать мягкую поверхность

Эмоциональное общение – оно протекает не только в виде эмоционального отклика ребёнка на улыбку взрослого, но и в играх взрослого с пальчиками и ручками ребёнка

 загибают на ручке пальчики и поют:

Ивану – большаку – дрова рубить.
Ваське – указке – воду носить.

Мишке – среднему – печку топить.

Гришке – сиротке – кашу варить.
А крошке Тимошке – песенки петь,

Песни петь, плясать,

Родных братьев потешать

Исполняя потешку, руки ребёнка двигают к себе и от себя

Ай тата, тата, тата,

Пожалуйте решета –

Мучки посеять,

Пирожки затеять.

А для нашей лапушки

Затеем оладушки,

Испечем блинка –

Покормить сынка!

6 месяцев

Особенности: со второго полугодия жизни чувственный опыт ребёнка тесно связан с речью взрослого, которая активизирует и организует процесс восприятия. Задача взрослого активизировать игровую и двигательную активность.

Сидит. Ребёнок сидит на руках у взрослого. Здесь будут уместны такие прибаутки

Шла коза по мостику

 И виляла хвостиком,

Зацепилась за перила,

Прямо в речку угодила –

Бух!

 Ребёнок самостоятельно выполняет предметные действия с игрушкой, взрослый только комментирует (часто используя прибаутки).

9 месяцев

Повороты со спины на живот – Взрослый берёт ребёнка за ножки в районе голени и как бы перекручивает их, вызывая поворот туловища.

Особенности: потешка или прибаутка в данной ситуации будет ребёнку эмоциональной поддержкой.

Ребёнка с нарушением зрительного анализатора на первых порах поворачиваем только на бок, кода привыкнет полный поворот.

Ещё один процесс, отмеченный в календаре критических сроков психомоторного развития – это самостоятельное удерживание тела в вертикальном положении. Ребёнок самостоятельно стоит.

12 месяцев

Самостоятельно ходит – это радостный момент для всей семьи, сопровождается следующими потешками, побуждающими ребёнка повторить.

Катя, Катя маленька,

Катенька удаленька
Пройди по дорожке,

Топни, Катя ножкой.

или вот так

Встань, малыш, ещё разок,

Сделай маленький шажок.

Топ – топ!

Ходит мальчик наш с трудом,

Первый раз обходит дом.

Топ – топ!

          Используя малые формы фольклора в общении с ребёнком первого года жизни, вам удастся установить с ним сильный телесный и эмоциональный контакт. Вы лучше начинаете понимать ребенка и поможете его развитию.И как следствие Вы поможете родителю ребенка справиться с стрессовой ситуацией, в которой он находится.

     

Литература

  1. Аникин В.П., Агеносов В.В., Ганкина Э.З. Детская литература.- М:     Просвещение, 1989
  2. Аникин В.П. Русские пословицы и поговорки. - М: Художественная литература,1988
  3. Баенская Е.Р., Выдорава И.А., Разенкова Ю.А. Научитесь общаться с ребёнком.//SOS!ка для родителей, - М: Просвещение,2008
  4. Ветрова В.В. Ладушки.- М: Знание,1994
  5. Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни.- М: Медицина,1981
  6. Зыков В.П. Синдром двигательных расстройств восстановительного периода перинатальных поражений нервной системы. – М: Медицина,2003
  7. Никитина Л.А. Мама или детский сад. – М: Просвещение,1990
  8. Ранняя помощь детям.// Сборник статей – М: Права человека,2003
  9.  Стребелева Е.А. Дети – сироты: консультирование и диагностика развития. – М: Полиграф сервис,1998
  10.   Стрельцова Л.Е. Литература и фантазия. – М: Просвещение,1992

  Тарабарина Т.И., Елкина Н.В. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. – Ярославль: Академия развития,1997

     


 

   

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование малых фольклорных форм в формировании здорового образа жизни

помогает развивать интерес к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста....

Примерный вариант проектирования коррекционно-развивающей работы по теме «Приобщение детей младшего дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии к истокам русской культуры в процессе использования малых фольклорных форм.

Примерный вариант проектирования коррекционно-развивающей работы по теме «Приобщение детей младшего дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии к истокам русской культуры в про...

Использование малых фольклорных форм в процессе математического развития дошкольников

 Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математика. Следовательно, одна из наиболее важных задач воспитателя и родителей – развить у ребенка инт...

Методическая разработка "Использование малых фольклорных жанров в развитии активного словаря детей третьего года жизни"

Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь детей, формирует их отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. В связи с этим обоснованно использован...

Методическая разработка "Использование малых фольклорных жанров в развитии активного словаря детей третьего года жизни"

Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь детей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. В связи с этим обоснованно использование ...

Картотека "Использование малых фольклорных форм в режимных моментах" (ранний возраст 2-3 года).

Картотека потешек, закличек, прибауток, колыбельных для детей раннего возраста в режимных моментах ....