Консультация для педагогов. "Сенсорное развитие ребенка".
консультация по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему

Кондрацова Вера Владимировна

В.В. Кондрацова

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Начальная школа - детский сад №1 компенсирующего вида»

г. Сергиев Посад, Россия

 

Консультация для педагогов.

Сенсорное развитие ребенка.

Аннотация: Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п.

Ключевые слова: сенсорные эталоны, сенсорное развитие, обследование, восприятие, кинестезические ощущения, зрительное восприятие, дидактические игры.

СЕНСОРНЫЕ ЭТАЛОНЫ — система цветового спектра геометрических форм предметов чувственных качеств предметов, которые усваиваются ребенком в ходе онтогенеза и применяются в качестве внутренних образцов при обследовании объектов и выделении их свойств.

ВОСПРИЯТИЕ - это система действий, направленных на ознакомление с предметом, воздействующим на органы чувств, систему анализаторов

т. е. чувственно - исследовательская деятельность наблюдения.

В зависимости от того, какой из анализаторов ведущий в данном акте восприятия, различают зрительное восприятие, слуховое (Слух), осязательное (Осязание), вкусовое(Вкус) и обонятельное восприятие (Обоняние). Важную роль во всех видах восприятия играют двигательные (кинестезические) ощущения, хотя последние и не всегда отчетливо осознаются человеком. Так, зрительное восприятие, помимо собственно зрительных ощущений (цвета, света и т. д.), включает также кинестезические ощущения, возникающие при движениях глаз (аккомодация глаз, конвергенция и дивергенция глаз и т. д.).

 Особенно велика роль кинестезических ощущений в осязательном восприятии. Большую роль во вкусовом восприятии играют движения языка, а в обонятельном — движения органов дыхания. В процессе слухового восприятия активное участие могут принимать слабые движения артикуляционного аппарата.

В поведении и деятельности человека восприятие необходимое условие ориентировки в окружающей среде. Вместе с тем деятельность — основное условие развития восприятия что и как воспринимает человек, зависит от того, что и как он делает. В практической деятельности восприятие становится активным, целенаправленным процессом познания действительности.

ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ — совокупность процессов построения зрительного образа мира на основе сенсорной информации, получаемой с помощью зрительной системы.

Современные данные показывают, что зрение дает начало целому ряду качественно различных процессов, связанных с отражением цветовых, пространственных, динамических и фигуративных характеристик, находящихся в зрительном поле объектов.

. Для детей 3-7 лет наиболее эффективной формой организации сенсорного воспитания является продуктивная деятельность на занятиях рисованием, лепкой, конструированием.

В возрасте 5-7 лет основное внимание должно уделяться восприятию ребенком формы, величины и цвета

Форма

Цвет

Величина

Геометрические фигуры

- круг

- квадрат

-треугольник

все плоскостные и объемные формы

красный, оранжевый, желтый, зеленый,

голубой, синий, фиолетовый

+белый, черный

представления об отношениях по величине между предметами

-большой

-маленький

-самый большой

Среди детей с нарушениями зрения наблюдаются две крайности: одни в практической деятельности опираются только на свое дефектное зрение, другие опираются в основном на осязание, не используя при этом остаточное зрение. В обоих случаях страдают процессы познания, ориентировки в пространстве и практической деятельности. Эти отклонения могут быть скорригированы в процессе формирования у детей с нарушениями зрения полисенсорного восприятия. Рационального взаимодействия частичного зрения с сохранными осязанием, слухом, обонянием.

Обращаясь к программе дошкольных специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушениями зрения) (под ред. Л.И. Плаксиной), мы видим, что уже с первого года обучения дети с нарушениями зрения учатся видеть в окружающих предметах сенсорные эталоны формы, величины, цвета. Формируются эти представления по принципу нарастающей сложности. Сопоставление предметов по форме и величине дети осуществляют путем накладывания предметов друг на друга и затем прикладывания их друг к другу. Содержание программы направлено, в первую очередь, на овладение детьми сенсорными эталонами различного вида: зрительными, осязательными, двигательными и др.

Программа предусматривает, например, взаимосвязь всех видов занятий по изобразительной деятельности в повторе одной и той же темы на занятиях по лепке, аппликации и рисованию, что позволяет конкретизировать зрительный образ, уточнять детали, закреплять изобразительные умения.

В настоящее время, когда идет поиск новых путей воспитания и обучения детей дошкольного возраста, ставятся вопросы изменения формы и содержания обучения.

Одним из перспективных направлений обучения в ДОУ является организация и проведение занятий по декоративно-прикладному искусству с детьми дошкольного возраста с целью коррекционного воздействия на их развитие.

Под декоративно-прикладным искусством (ДПИ) мы будем понимать раздел декоративного искусства, который охватывает ряд отраслей творчества, посвященных созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта. Сенсорное развитие детей дошкольного возраста имеет в своей основе осуществление ими аналитико-синтетической деятельности по вычленению и обобщению признаков предметов или группы предметов. Большие возможности для организации этого процесса предоставляют различные виды ДПИ, в частности, работа с природным материалом. Мы отнесли работу с природным материалом к видам ДПИ, т.к. созданные своими руками панно из листьев, рогоза (камыша), ракушек используются для оформления интерьера, веселый лесовичок, изготовленный из шишек становится любимой игрушкой и др., т.е. художественные изделия из природного материала имеют прикладное значение. Когда дети начинают мастерить из природных форм, они не сразу понимают, что их замыслы и желания ограничены готовой природной формой. Они привыкли лепить из глины или пластилина, когда форму меняют или создают по своему желанию, а природный материал уже облечен в заданную форму. Конструирование из природного материала способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, точности в выполнении действий, что очень важно для дошкольников с косоглазием и амблиопией.

Игры на развитие зрительного восприятия: форма, величина, цвет

В процессе дидактических игр, действий с предметами ребёнок учится определять, различать форму предметов и соотносить её с формами других предметов. Величину, так же как и форму, ребёнок учится различать практически: зрительное восприятие величины, умение вычленять её, соотносить предметы по величине. Величина имеет разные

параметры — высоту, длину, ширину. Поэтому помимо общего определения

«большой — маленький» существуют частные: «длинный — короткий», «высокий — низкий», «широкий — узкий». Восприятие цвета отличается от восприятия формы и величины, прежде всего тем, что это свойство не может быть выделено практически, путём проб и ошибок — цвет нужно увидеть. Действуя с цветом, дети начинают запоминать и сами цвета, и их названия. Сначала закрепляются названия основных цветов (жёлтый, красный, зелёный, синий, белый, чёрный), а затем дополнительных цветов и оттенков.

                                            «Почтовый ящик»

Цель: научить видеть форму в предмете, соотносить форму; составлять целое из разных геометрических форм и частей, подбирая нужные с помощью проб и примеривания.

Материал: почтовый ящик — пластмассовая или деревянная коробка с шестью прорезями разной формы; объёмные геометрические фигуры, соответствующие прорезям коробки.

Ход игры: взрослый ставит перед ребёнком коробку, обращая его внимание на прорези, а рядом выкладывает объёмные фигуры так, чтобы основание каждой фигуры, соответствующее форме прорези, оказалось вверху. Ребёнку предлагается опустить все «посылки», в почтовый ящик, то есть определить, к какой прорези подходит та или иная форма. В случае затруднения взрослый просит ребёнка примерить фигуру к прорези, поворачивая нужной стороной.

                                                          «Лото»

Цель: научить вычленять контур предмета, соотносить объёмную форму с плоскостной, отыскивание формы.

Оборудование:  карточки с изображением одноцветных форм: (например, на одной — круг, квадрат, треугольник: на другой — круг, овал, квадрат; на третьей — квадрат, прямоугольник, треугольник и т.п.); набор мелких карточек с изображением одной формы для наложения на большие карточки.

Ход игры: Взрослый даёт ребёнку большую карточку, а себе берёт маленькие карточки, предварительно разложив их по формам. Поднимает одну карточку, например, круг, и спрашивает «Где такая?» (форма не называется). Правильность выбора подкрепляется. Таким образом, ребёнок накладывает маленькие карточки на соответствующие изображения фигур. По мере усвоения игры ребёнку можно дать по две, а затем и по три карты. Выбор производится уже не из трёх, а из шести — девяти форм.

                                                  «Большие и маленькие»

Цель: научить ребёнка чередовать предметы по величине, развитие мелкой моторики.

Материал: 4 — 5 больших бусин (приблизительно 2 — 3 см) и 4 — 5 маленьких бусин (приблизительно 1 см). Бусинки должны быть одинаковой формы и цветов. Тонкие шнуры или толстые нитки с предварительно опущенными в клей концами. Кукла и корзиночка.

Ход игры: взрослый показывает ребёнку красивую куклу, рассказывает, что она пришла к нему в гости и что-то принесла в корзиночке. Взрослый сажает куклу на стол и, вынимая из корзиночки коробочку, показывает, что там лежат большие и маленькие бусинки и нить. Сказав, что кукла просит сделать для неё красивые бусы, взрослый обращает внимание ребёнка на то, что бусы можно нанизывать по-разному. Сначала взрослый берёт большую бусинку и нанизывает её на нитку, затем маленькую, потом снова большую. Затем предлагает ребёнку собирать бусы, нанизывая поочерёдно большие и маленькие бусинки. Далее показывают кукле, какие получились бусы. Если чередовать бусы наоборот, т.е. сначала брать маленькую, а затем большую, ребёнку труднее справиться с заданием, потому что его в первую очередь привлекают большие бусинки.

В процессе игры взрослый следит за тем, как ребёнок нанизывает бусы, помогает ему продевать нитку в отверстие бусинки, если у того не получается, напоминает о чередовании бусин. Во время самостоятельной игры ребёнку можно дать различные шнуры и предметы для нанизывания (например, кольца от пирамидок).

                                          «Разложи по размеру»

Цель: закрепление у детей понятия о размере предметов.

Материал: картинки с изображениями предметов крупного, среднего и маленького размера.

Ход игры: взрослый показывает ребёнку картинки, называет их и начинает из них формировать группы по размеру. Ребёнок должен разложить по образцу взрослого все предметы.

                                         «Кто скорее свернёт ленту?»

Цель: формирование величины, как значимого признака; учить обращать внимание на длину, обозначать предметы словами «длинный», «короткий».

Материал: Две ленты, закреплённые одним концом на палочках: одна из них длинная (50 см), а другая короткая (20 см); ленты одинаковой ширины и одного цвета.

Ход игры: взрослый предлагает ребёнку свернуть ленту и показывает, как это сделать. Затем отдаёт ребёнку длинную, а себе оставляет короткую и росит посмотреть, кто первый свернёт свою ленту. Естественно побеждает взрослый, т.к. его лента короче. После чего взрослый раскладывает ленты на столе так, чтобы разница длин была хорошо видна ребёнку. Но ничего не говорит. Потом взрослый и ребёнок меняются лентами. Теперь выигрывает ребёнок! Взрослый подводит итог игры. Показывает и называет ленты «короткая», «длинная», обобщает действия: «Короткая лента сворачивается быстро, а длинная медленно».

Дидактические игры являются эффективным средством, с помощью которого дошкольники с нарушением зрения лучше познают окружающий мир, легко ориентируются в нем.

Таким образом, формирование сенсорных эталонов является фундаментом интеллектуального развития ребенка и невозможно без опоры на полноценное восприятие. В работе с детьми с функциональными нарушениями зрения развитие зрительного восприятия — это базовое и ведущее направление всей коррекционно-образовательной работы.

 

Список использованной литературы.

1.Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М., 1968  С 55 - 59

2.Павлова Л.Н. Воспитание и обучение детей раннего возраста. / М., 1986 С.100 - 106

3.Ляминой Г.М. Воспитание и развитие детей раннего возраста М.:Просвещение, 1981 С 35 - 56

4.Л.А. Венгер Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет: Кн. Для воспитателей детского cада /Э.Г. Пилюгина, Н.Б. /М.: Просвещение, 1988 С. 38 - 87

5.Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1996 С 44 – 50

6.Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. -М.: Педагогика - Пресс, 1999 С 33 - 48

7.Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста: Кн. Для воспитателей детского сада и родителей. - М.: Просвещение: АО «Учебная литература», 1996 С.75 - 83

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов: Сенсорное развитие детей с ОВЗ дошкольного возраста.

Консультация для педагогов: Сенсорное развитие детей с ОВЗ дошкольного возраста....

Консультация для педагогов «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

Конультация для педагогов и родителей "Поговорм о сенсорном развитии детей..."...

Консультация для педагогов "Сенсорное воспитание в умственном развитии детей раннего возраста"

Консультация для педагогов "Сенсорное воспитание в умственном развитии детей раннего возраста"...

Консультация для педагогов «Сенсорное воспитание, как средство умственного развития ребенка»

В умственном развитии ребенка занятия с дидактическими (сенсорными) игрушками, развивающими мелкую моторику рук,  по-прежнему занимают важное место....

Консультация для педагогов «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Актуальность сенсорного развития детей заключается:- в познании ребенком окружающего мира, с «живого созерцания», с ощущения и восприятия в целом предметов и явлений окружающего ...

Консультация для педагогов "Сенсорная комната в ДОУ и ее значение для здоровья и развития дошкольников"

Консультация для педагогов "Сенсорная комната в ДОУ и ее значение для здоровья и развития дошкольников"...