Нарушения речи и их коррекция.
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа) по теме

Легкоступ Ольга Афанасьевна

Особенно важное значение имеет правильное, четкое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narusheniya_zvukoproiznosheniya.odt24.41 КБ

Предварительный просмотр:

Нарушения звукопроизношения.

Самыми распространёнными недостатками речи у детей дошкольного возрастаявляются нарушения звукопроизношения. Обычно наруша-ются следующие группы звуков: свистящие (с, с', з, з', ц), шипящие (ш, ж, щ, ч ), сонорные (л, л', р, р', j ), заднеязычные ( к, к', г, г', х, х' ), звонкие (в, з, ж, б, д, г ), мягкие (т', д', н' ).

   У некоторых детей нарушается только одна группа звуков, например, только шипящие или только заднеязычные. Такое нарушение звукопроизношения определяется как ПРОСТОЕ ( ЧАСТИЧНОЕ) или мономорфное. У других детей нарушаются одновременно две или несколько групп звуков, например, шипящие и заднеязычные или свистящие, сонорные и звонкие. Такое нарушение звукопроизношения определяется как СЛОЖНОЕ или полиморфное.

   В любой из перечисленных групп различают три формы нарушения звуков:

   -искажённое произношение звука. Например, р горловой, когда звук образуется вибрацией мягкого нёба, а не кончика языка;

   -отсутствие звука в речи ребёнка, т. е. неумение произносить его. Например: «коова» (корова);

   замена одного звука другим, имеющемся в фонетической системе данного языка. Например: « колова» ( корова).

   Причиной искажённого произношения звуков обычно является недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики При этом дети не могут правильно выполнять движения органами артикуляционного аппарата, особенно языком, в результате чего звук искажается, произносится неточно. Подобные нарушения называются фонетическими. При этом фонема не заменяется другой фонемой из фонетической системы данного языка, а звучит искажённо, но это не влияет на смысл слова.

   Причина замены звуков обычно заключается в недостаточной сформированности фонематического слуха или в его нарушениях, в результате чего дети не слышат разницы между звуком и его заменителем ( например, между р и л ). Подобные нарушения называются фонематическими, вследствие чего нарушается смысл слова.Например, рак звучит как лак, рожки как ложки.

   Бывает, что у ребёнка звуки одной группы заменяются, а группы другой- искажаются. Например, свистящие с, з, ц заменяются звуками  т, д ( собака- «тобака», зайка- «дайка», цапля- «тапля»), а звук р искажается. Такие нарушения называются фонетико-фонематическими.
 
При фонетических нарушениях звукопроизношения больше внимания уделяют развитию артикуляционного аппарата, мелкой и общей моторики. При фонематических нарушениях акцент делается на развитие речевого слуха и фонематического слуха.Нарушения групп звуков обозначаются терминами, образованными от названий греческих букв:
  -фонетические нарушения свистящих и шипящих звуков называются
 сигматизмы, а фонематические-парасигматизмы;
  -
фонетические нарушения звуков л и л' называются ламбдацизмы, а фонематические- параламбдацизмы;
  -фонетические нарушения звуков
р и р' называются ротацизмы, а фонематические-параротацизмы;
  -фонематические нарушения звука
 j называются йотацизмы, а фонематические-парайотацизмы;
  -
фонетические нарушения заднеязычных звуков  называются каппацизмы, а фонематические-паракаппацизмы.
  Нарушения групп звонких и мягких звуков специальных терминов не имеют- их называют:
  -
дефекты озвончения;
  -дефекты смягчения.

  Таким образом, мы можем говорить о
семи видах неправильного произношкния согласных звуков. Каждый вид имеет несколько разновидностей, например, сигматизмы могут быть: межзубный, боковой, носовой и др.; парасигматизмы -призубный, шипящий и др. Все разновидности нарушений имеют свои особенности исправления.
  Кроме форм и видов нарушения звуков выделяют ещё и уровень нарушения. В логопедии  различают три уровня неправильного произношения звуков.
 
Первый уровень. Полное неумение произнести звук. Ребёнок не может ни сказать его самостоятельно во фразовой речи, в отдельных словах, изолированно, ни повторить по образцу.
 
Второй уровень. Ребёнок правильно произносит звук изолированно, но искажает или пропускает во всех словах и во фразовой речи.
 
Третий уровень. Ребёнок может правильно произносить звук изолированно в словах и даже при повторении фраз, но в речевом потоке смешивает его с другим, близким по артикуляции или звучанию, но тоже правильно произносимым изолированно. Логопед должен точно знать уровень неправильного произношения звука, так как от этого зависит характер дальнейшей работы: ставить звук (первый уровень), автоматизировать-постепенно вводить в речь (второй уровень), проводить дифференциацию с другим звуком ( третий уровень).
  Вдошкольном возрасте случаи патологического нарушения звукопроизношения могут быть обусловлены как нарушением речевого слуха, артикуляционного аппарата, так и расстройствами нейродинамики.
  Патологические нарушения звукопроизношения требуют оказания ребёнку специальной помощи, и от её своевременности будет зависеть успешная подготовка его к обучению в школе.
 

  Литература  М.Ф. Фомичева «Воспитание у детей правильного произношения».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Внедрение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений и укрепления здоровья, на группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи"

Проект "Внедрение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений и укрепления здоровья на группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи"...

ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КОМПЕНСИРУЮШЕГО ВИДА АЛЯ ДЕТСЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ

ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ФОНЕТИКО - ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ...

Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Рабата содержит следующие рахделы: возможности использования, содержание театрализованной деятельности в детском саду и в группе компенсирующей направленности, виды театрализованных игр, приемы работы...

Психомоторная коррекция как средство реабилитации детей с тяжелыми нарушениями речи (статья в сборнике "Логопедические технологии в условиях инклюзивного обучения детей с нарушением речи")

Психомоторная коррекция как средство реабилитации детей с тяжелыми нарушениями речи (статья в сборнике "Логопедические технологии в условиях инклюзивного обучения детей с нарушением речи")...

Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции тяжелых нарушений речи у детей подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)

Целью данной Программы является построение системы работы в группах комбинированной и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 3 до 7...

Семинар для воспитателей «Особенности развития детей с тяжёлыми нарушениями речи и пути коррекции в условиях группы компенсирующей направленности».

Семинар для воспитателей "Особенности развития детей с тяжелыми нарушениями речи и пути коррекции в условиях группы компенсирующей направленности"....