Чтобы Ваш ребёнок не заикался
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему

Барышникова Светлана Михайловна

Для предупреждения появления заикания необходима большая профилактическая работа со стороны взрослых, окружающих ребенка. Одной из важнейших профилактических мер является правильная организация быта и воспитания детей в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chtoby_vash_rebyonok_ne_zaikalsya_dlya_ml.grupp_.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Материал к сообщению в родительском уголке

в ясельных и младших группах

«Чтобы Ваш ребенок не заикался»

Для предупреждения появления заикания необходима большая профилактическая работа со стороны взрослых, окружающих ребенка. Одной из важнейших профилактических мер является правильная организация быта и воспитания детей в домашних условиях.

С самого раннего возраста в развитии речи ребенка на первый план выступает активное подражание речи взрослых. Подражание, способствуя развитию речи, в то же время представляет и известную опасность.

Необходимо, чтобы речь окружающих была спокойной, неторопливой, плавной, правильной и отчетливой. Правильная речь взрослых вызовет такую же правильную, неторопливую речь и у ребенка.

Нельзя допускать у детей ускоренной речи. Ранняя, слишком торопливая речь ребенка, свидетельствующая о повышенной возбудимости, ослабленности его нервной системы, может привести к заиканию. Нервную систему ребенка следует щадить. Необходимо оберегать малыша от психических и физических травм, сильных эмоциональных воздействий (как положительных, так и отрицательных). Это отнюдь не означает, что нужно полностью исключить посещения театра, цирка, кино. Такого рода удовольствия можно доставлять ребенку, но делать это нужно очень осторожно, заранее знакомиться с содержанием спектакля или фильма, помня о возрастных возможностях ребенка, о его впечатлительности, о ранимости его нервной системы.

Длительные травмирующие ситуации в семье, неблагоприятная обстановка, скандалы и конфликты между взрослыми, запугивание ребенка, чрезмерно строгие наказания у нервных и впечатлительных детей могут вызвать заикание. Логопед и воспитатель тактично должны объяснить родителям необходимость создания доброжелательных внутрисемейных взаимоотношений.

Одной из причин заикания может быть подражание речи взрослых или ровесников, страдающих заиканием. Поэтому следует ограничивать контакты ребенка с заикающимися. Делать это необходимо в корректной форме.

Нельзя перегружать речь ребенка труднопроизносимыми словами ив период формирования речи, предлагать заучивать слишком много стихотворений, сложных по содержанию и форме, стремясь к преждевременному развитию. В младшем дошкольном возрасте речевые возможности ребенка ограничены: у него не развито еще в достаточной степени произношение вследствие слабости нервно-мышечного аппарата. Словарный запас беден, грамматический строй недостаточно сформирован. Полезно детям давать учить или просто читать стихи с понятным содержанием, доступным речевому развитию ребенка.

Иногда ребенок отстает в своем речевом развитии. При этом его мыслительные способности превышают речевые возможности. У ребенка не хватает элементарного запаса слов и грамматических средств для выражения собственных мыслей, поэтому в момент высказывания в речи ребенка появляются продолжительные паузы, остановки, запинки, которые в дальнейшем могут перейти в стойкое заикание.

Детские страхи также могут стать причиной заикания. Взрослым не всегда удается вовремя заметить скрытую тревогу, беспокойство ребенка. Нельзя оставлять без внимания случаи проявления страхов. Так, если малыш боится один спать в комнате, пугается темноты, не остается один в помещении, не остается один в помещении, следует выяснить причину страха и постараться устранить ее (например, оставлять в спальне ночник, пока ребенок не заснет, не рассказывать на ночь страшных сказок, волнующих историй).

Если заикание уже появилось, самым правильным будет тотчас же обратиться к логопеду. Говорить с таким ребенком надо спокойно, ограничив его речь и переключая его внимание с речи на различные виды деятельности (игры, рисование, мозаика и т.д.). Нельзя передразнивать, высмеивать ребенка, требовать от него правильного произношения слов. Необходимо очень точно выполнять все предписания врача и логопеда. Строгое следование режиму (своевременные занятия, отдых, полноценное питание) очень важно в период возникновения заикания и в процессе коррекционно-воспитательной работы.

Соблюдение всех этих условий поможет ребенку вернуться к нормальной, плавной речи.

      Профилактика заикания у детей

Выдающийся психиатр профессор В.А. Гиляровский (1853 – 1935) придавал особое значение профилактическому направлению в логопедии. Его интересовал ранний период детского развития, так как он считал, что именно в это время возникают предпосылки такого нарушения, как заикания. Вопросы профилактики и предупреждения возникновения заикания у детей в период развития речи получили дальнейшую разработку.

В современной практической логопедии существует несколько направлений профилактической работы:

  • Предупреждение возникновения заикания у детей;
  • Предупреждение дальнейшего развития только что возникшего заикания;
  • Предупреждение рецидивов (повторного проявления заикания после кажущегося выздоровления).

Литература       Основы логопедии с практикумом

 по звукопроизношению / Под ред. Волосовец Т.В.

– М., 2002  С 83

Материал к сообщению в родительском уголке

в ясельных и младших группах

«Чтобы Ваш ребенок не заикался»

Родителям о заикании у детей.

Вряд ли кто из взрослых не знает, что такое заикание, так как этот речевой дефект всегда обращает на себя внимание. Кроме этого, заикание – весьма распространенная речевая аномалия (около 2% всех детей имеют заикание). Это сложное речевое нарушение является в большинстве случаев очень мучительным, так как речь постоянно прерывается внезапными, не зависящими от говорящего паузами, остановками или повторениями звуков, слогов, а иногда и слов.

Но далеко не все знают, отчего возникает заикание и что необходимо предпринять родителям, если у их ребенка оно появилось. Мы обращаемся к родителям потому, что, как правило, заикание возникает у детей в раннем детском возрасте – от 2 до 5 лет, - и именно на родителей падает ответственность за своевременное устранение этого дефекта, а иногда и за его появление. К логопедам часто обращаются за консультацией родители, дети которых заикаются. Всех интересуют вопросы: отчего возникает заикание, можно ли его исправить? Многие сокрушенно разводят руками: «Что теперь делать?» А между тем довольно часто выясняется, что появление заикания у ребенка вызвали сами родители, конечно, совсем не желая этого.

Причин появления заикания много, но хочется остановиться лишь на тех, в которых вольно или невольно повинны сами родители. Одной из самых  распространенных причин возникновения заикания у детей является их чрезмерная речевая перегрузка. Конечно, родители должны заботиться о речевом развитии ребенка, но при этом никогда не следует забывать о его возможностях и возрасте. К сожалению, часто взрослые слишком много читают детям стихов, рассказов и заучивают с ними прочитанное. Причем стихи и рассказы выбирают иногда слишком сложные, трудные и для понимания и для произнесения. Вот пример. Молодые родители привели на консультацию трехлетнего малыша, который, по их словам, без видимых причин начал вдруг заикаться. И мать и отец наперебой убеждали, что дома у них прекрасная, спокойная обстановка, ребенок всем обеспечен, никто его никогда не пугает, обращаются с ним ласково, мягко. Мальчик растет веселым, жизнерадостным, здоровым. Но вот беда – вдруг начал заикаться и очень переживает это сам. Начинаем беседовать с ребенком.  У малыша есть недостатки произношения: не может еще правильно выговаривать все звуки речи. Логопед просит рассказать какое-нибудь стихотворение. И вдруг ребенок начинает, захлебываясь, бормотать что-то невразумительное. Понятно, что, как бы ни был развит ребенок, ему, трехлетнему малышу, очень трудно произнести и тем более понять. А родители малыша гордо, счастливо улыбались, не подозревая того, что сами стали причиной  появления заикания у своего сына. Они, и вправду, стремились воспитывать его на русской классической литературе. Но разве мало в нашей детской литературе доступных для его возраста стихотворений?!

Профилактика заикания

Родителям необходимо помнить, что в раннем детском возрасте речевые возможности ребенка ограничены: у него не развито еще в достаточной степени звукопроизношение, словарный запас беден, он недостаточно владеет грамматическими средствами языка. А взрослые требуют от него слишком много, перегружая его речь, заставляя произносить сложные фразы, незнакомые и непонятные слова, настойчиво требуя бесконечного запоминания. Правильно выговаривать все звуки речи ребенок может только после 4 лет, когда разовьется и окрепнет его артикуляционный аппарат. Поэтому до тех пор нельзя заставлять его произносить слова и фразы – трудные и в звуковом, и в смысловом отношении.

Не менее опасна для малышей (напоминаем, что заикание возникает от 2 до 5 лет, и поэтому речь идет именно об этом возрасте) и перегрузка впечатлениями, которые вызывают эмоциональное перенапряжение ребенка. К сожалению, многие родители (опять из стремления развивать ребенка) часто водят детей в кино, театр, цирк, разрешают подолгу смотреть телевизор.

Посещение кинотеатра детям дошкольного возраста вообще не рекомендуется. Во-первых, потому, что специальных художественных фильмов для такого возраста почти нет, а во-вторых, сеанс в полтора часа очень утомителен для дошкольников.

Телевизионные передачи детям также не рекомендуется смотреть, за исключением специальных передач для самых маленьких, например, «Спокойной ночи, малыши».

После просмотра передач, так же как  и после посещения кино, театра, цирка у ребенка возникает очень много впечатлений, вопросов. Рассказывая о своих впечатлениях, расспрашивая взрослых, он, не владея в достаточной мере речью, захлебывается, глотает звуки, с трудом подбирает многие слова и выражения, перескакивает с одной мысли на другую, останавливается, снова начинает торопливо говорить. В таких случаях в речи малыша появляются запинки, которые могут закрепиться и перейти в стойкое заикание.

Все сказанное отнюдь не означает, что совсем не нужно развивать ребенка или полностью исключать всякие посещения театра, цирка. Но делать это нужно осторожно, постоянно помня о возрастных возможностях малыша, впечатлительности и легкой ранимости его нервной системы.

Иногда родители прибегают к другой крайности: они совсем не развивают речь ребенка, не читают ему, не просят пересказывать прочитанное, не разучивают с ним детских стихотворений, очень мало разговаривают, не обращают внимания на его  неправильное произношение, не поправляют, когда ребенок говорит неверно. Родители в таких случаях считают, что речь ребенка должна развиваться сама собой. «Нас-то ведь никто не учил. Сами заговорили в свое время», - обычно рассуждают они. Но если речь малыша не развивать специально (не повторять с ним с первых месяцев его лепет: «тя-тя», «агу-агу»), не заучивать со второй половины первого года жизни некоторые слова, повторяя их по нескольку раз и показывая на предметы, ими обозначаемые, не требовать к году произнесения некоторых слов, то ребенок начнет отставать в своем речевом  развитии.  К концу первого года жизни у него не появятся первые самостоятельно произнесенные слова, а к полутора годам он не начинает говорить фразами, не сможет начать задавать вам вопросы.

В таких случаях (когда у ребенка бывает недоразвитие речи) первые отдельные слова появляются к 3 годам, а развернутыми фразами он начинает пользоваться только к 5 годам, а то и позже. Такое отставание в речевом развитии ребенка проявляется не только в позднем появлении слов и фраз, но и в очень бедном запасе слов, нарушении грамматического строя, неправильном произношении звуков. При этом мыслительные способности ребенка превышают его речевые возможности. У  ребенка не хватает элементарного запаса слов и грамматических средств для выражения собственных мыслей. Поэтому в момент высказывания у малыша появляются продолжительные паузы, остановки, запинки, которые в дальнейшем переходят в стойкий дефект – заикание.

Чтобы избежать этого, родители должны очень умело, постепенно развивать речь ребенка. Необходимо читать ему книги (конечно, только детские, соответствующие его возрасту), потом просить пересказывать основное содержание. При этом малышу необходимо подсказывать слова, задавать наводящие вопросы, показывать на картинки. Хорошо развивает речь детей картинное лото, которое позволяет ребенку в игровой форме запомнить новые слова и произносить их. Полезно учить его рассказывать его рассказывать о том, что он делает в данный момент, что изображено на картинках, что он видит на улице и т.п.

Отрицательно сказывается на состоянии детей и неблагоприятная обстановка в отдельных семьях. Скандалы и конфликты в семье, запугивание ребенка, побои, строгие наказания, частые претензии, одергивания у нервных и впечатлительных детей вызывают заикание.

Заикание может возникнуть и в результате подражания. Постоянно общаясь со взрослыми или маленькими заикающимися, ребенок начинает и в собственной речи воспроизводить те же запинки.

Обычно считают, что заикание появляется в результате испуга. Поэтому родители, как правило, связывают возникновение этого дефекта речи именно с испугом. Однако испуг часто лишь провоцирует заикание, которое вследствие перечисленных факторов может возникнуть и без него.

Итак, мы перечислили наиболее распространенные причины возникновения заикания, знание которых, мы надеемся, поможет многим родителям предотвратить появление этого дефекта речи у детей.

А если все-таки заикание возникло? Как должны вести себя родители в таких случаях? И в этом случае хочется предостеречь родителей от ошибок. Остановимся на наиболее распространенных случаях, которые еще больше усугубляют дефект, дают возможность заиканию прогрессировать.

Часто приходится встречаться с таким явлением: привела мать на консультацию ребенка – у него только что появилось заикание. Но вместо того чтобы бережно, ласково отнестись к малышу, успокоить его, взрослые начинают без конца одергивать ребенка, требовать речи без заикания. Часто родители просто мешают вести с ребенком беседу, необходимую в случаях консультации: то начинают бранить малыша за неправильный ответ, сами подсказывают ему ответы, то требуют повторить неправильно сказанное ребенком слово. Такое «одергивание» ребенка только отрицательно сказывается на его речи, вызывая еще большее заикание.

И дома происходит подобное. Если малыш начинает говорить с заиканием, многие родители, к сожалению, немедленно делают ему замечание, иногда кричат: «Говори, как следует! Не балуйся!». Наоборот, в таких случаях следует помочь ребенку, договорив за него фразу, успокоить его и незаметно отвлечь от начатого разговора, переключив его внимание на что-нибудь более интересное.

Да, многие родители понимают, что ребенку стало трудно говорить, и особенно при посторонних, и тем не менее именно в присутствии посторонних они начинают предъявлять особые требования к речи ребенка: заставляют без конца говорить то «спасибо», то «здравствуйте», «пожалуйста», «можно ли это» и т.п.

Понятно, что всему этому нужно учить ребенка, но не во время появления  заикания. Сначала нужно помочь малышу избавиться от этого недуга, иначе заикание начнет прогрессировать, так как с посторонними людьми ребенку говорить труднее, и в его речи будет появляться все большее количество запинок. В это время необходимо по возможности ограничивать речь малыша, чтобы заикание не закреплялось и не становилось стойким дефектом.

Необходимо следить за тем, чтобы ребенок как можно меньше разговаривал, предупреждать возможные просьбы и вопросы с его стороны. Взрослые, как правило, хорошо понимают своего ребенка и могут догадаться о потребностях и желаниях малыша. Так, например, если вы заметите, что малыш хочет достать какую-нибудь игрушку (тянется к ней и подставляет стул, чтобы достать ее) не ждите просьбы с его стороны, а сразу скажите: «Ты хочешь достать вертолет? Сейчас я тебе помогу». Или: «Ты не можешь открыть дверь? Я открою». Так, внимательно наблюдая за ребенком, вы сможете предугадать его желания.

Говорить с малышом нужно спокойным тоном, не торопясь. Очень полезным оказывается полный речевой покой, или так называемый режим молчания. Однако прежде чем вводить такой режим, ребенка обязательно показать врачу-невропатологу. В  случае необходимости он назначит ребенку успокаивающие и общеукрепляющие медикаментозные средства, которые помогут также проведению режима молчания, требования которого сводятся к тому, чтобы в течение месяца ребенок не говорил и лишь в самых крайних случаях спрашивал что-нибудь шепотом.

Вполне понятно, что это очень сложная задача, которая требует от родителей не только огромного терпения, такта и выдержки, но и большой изобретательности. Тем более, что в это время не следует открыто запрещать ребенку говорить. Такой запрет лишь крайне огорчит малыша, вызовет у него, наоборот, еще большее желание спрашивать, обращаться к взрослым по любому поводу. Всякий раз необходимо находить убедительный предлог для того, чтобы предотвратить подобное желание. Например, можно пожаловаться на то, что у вас болит голова, и попросить его помолчать некоторое время; можно сказать, что за стеной спит маленький ребенок и нельзя его будить, а то он будет плакать; можно предложить послушать, как за окном щебечет птичка (ребенок будет молча долго прислушиваться и забудет на время о своем желании говорить).

Можно сделать вид, что вы очень заняты какой-нибудь работой или чтением и попросить ребенка вести себя тихо, не мешать, не разговаривать. Можно предложить ребенку заняться каким-нибудь интересным делом, которое отвлечет его от стремления поговорить, устроить игру в «молчанку» - кто дольше промолчит  и не будет разговаривать; а то и выйти из комнаты, оставив его на время одного. А когда вся ваша изобретательность в этом плане истощится, начать говорить с ребенком шепотом. Очень часто малыши, тут же начиная подражать старшим, переходят на шепот. Шепотная речь, как правило, проходит без заикания. Но много разрешать разговаривать ребенку шепотом также не следует, так как невольно он может перейти и на громкую речь.

На этот месячный срок исключается чтение ребенку, разучивание с ним стихотворений, сказок. И конечно, исключено посещение дома гостями, товарищами ребенка. Словом, необходимо исключить все, что может вызвать у малыша переживания, желание высказаться, спросить, потребовать объяснений.

Обычно правильное выполнение всех этих условий приводит к тому, что по истечении месяца заикание исчезает.

Родителям следует помнить, что логопедические занятия принесут желаемый результат только в случае самой активной их помощи. Они должны внимательно относиться ко всем требованиям логопеда и строго выполнять их.

Главное, на что мы хотим обратить внимание родителей: необходимо помнить, что как бы высоко ни был квалифицирован логопед, сколько бы стараний он ни вкладывал в работу по устранению заикания у вашего ребенка, все усилия не принесут быстрого положительного результата, если родители не будут принимать в этой работе самого активного участия, не будут помогать логопеду, не поймут, насколько серьезно нужно отнестись к этому.

Прежде всего, необходимо дома соблюдать правильный общий и речевой режим ребенка.

Последнее, что хочется сказать родителям: помните, заикание – вполне устранимый дефект речи. Если у ребенка появилось заикание – не нужно отчаиваться, смотреть на это как на непоправимое несчастье. Наоборот, нужно активно действовать, принимать необходимые меры для того, чтобы этот дефект исчез полностью и навсегда.

Н.А. Чевелева

Родителям о заикании у детей.

Профилактика заикания.

 Дефектология. – 1978.- №1. – С. 63-68.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Что делать, чтобы у ребёнка были здоровые зубы"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4282639","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 68px; height: 150px; float: left;"}}]]  Консультация для родителей....

Что делать, если ребёнок стал заикаться

Родителям, у которых ребёнок стал заикаться...

Если ребёнок начал заикаться...

Консультация для родителей...

Чтобы ребёнок не заикался

Консультация для родителей...

Чтоб ребёнок не заикался

Рекомендации при инициальном  (начальном) заикании...

Консультация для родителей "Ребёнок стал заикаться " (советы логопеда)

Многие родители задаются вопросом, почему ребенок заикается. Что делать родителям, если ребенок начинает заикаться. Как надо вести себя родителям....