Синквейн, как один из методов развития речи у дошкольников с ОВЗ
статья по коррекционной педагогике на тему

Синквейн - это нерифмованное стихотворение. Синквейн считают лучшим способом развития образной речи у ребенка. Преимущество синквейна в том, что его можно использовать в работе с детьми логопедической группы. Синквейн включается в коррекционно-развивающую работу, не нарушая основной структуры занятия;  легко интегрируется с другими образовательными областми программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx30.42 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое синквейн?

Современные дети демонстрируют поздний темп созревания. В 1990-е годы появился термин «децелерация», сущность его заключается в замедленном темпе роста и развития детей. Первые слова у детей появляются после 1 года (раньше к11-12 мес.), фразовая речь – к 2,5 годам (раньше к 1,5 г.); поздно формируются звуки, запаздывает звукопроизношение. В 5-6 лет  у таких детей наблюдается несформированность  всех компонентов языка (фонетики, грамматики, лексики), т.е. массированное нарушение речи. Учителя-логопеды, психологи и практикующие педагоги отмечают  бедный словарный запас  у старших дошкольников, то, что дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение.

Несомненно, чем богаче речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли. Тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Сегодня очень важно научить детей не только правильно и четко говорить, но и мыслить.

Одним из эффективных методов всестороннего развития ребенка является работа над созданием нерифмованного стихотворения -  синквейна. 

Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк». Родиной синквейна можно считать США в начале XX века. Удивительно, что синквейн появился благодаря японской поэзии. В начале XX века американская поэтесса Аделаида Крэпси разработала эту форму. Она любила японскую поэзию в виде танка и хокку. Именно синквейны вошли в ее посмертный сборник стихов, вышедший в 1914 году.

В дальнейшем синквейн использовался с дидактическими целями. Синквейн считают лучшим способом развития образной речи у ребенка.  Простота построения синквейна делает его одним из эффективных методов развития ребенка дошкольного возраста, который позволяет быстро получить результат. В частности, знакомство с самим понятием слова и расширение словарного запаса для более эффективного выражения своей мысли. Очень многие методисты говорят о том, что синквейны полезны в качестве инструментов для синтезирования сложной информации.

Правила составления синквейна.

Синквейн – это нерифмованное стихотворение, которое сегодня является педагогическим приёмом, направленным на решение определенной задачи. Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать.

Правила составления синквейна

Синквейн состоит из пяти строк. Если изобразить синквейн графически, то он по форме  будет похож на елочку.

  1. Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).
  2. Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.
  3. Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.
  4. Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.
  5. Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.

Возможно, что в четвёртой строке предложение может состоять от 3 до 5 слов, а в пятой строке, вместо одного слова, может быть и два слова. Другие части речи применять тоже разрешается.

Пример синквейна

Дети
Любимые, ласковые.
Играют, радуют, умиляют.
Дети — цветы жизни.
Счастье.

Составление  синквейна  дошкольниками

Преимущество синквейна в том, что его можно использовать в работе с детьми не только общеобразовательной        , но и логопедической группы. Синквейн можно включать в коррекционно-развивающую работу,  не нарушая при этом основной структуры занятия.

Данный метод легко интегрируется с другими образовательными областями программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.

Синквейн  используется:

• На занятиях для закрепления изученной лексической темы.

• Для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению грамоте.

• На занятиях по развитию связной речи: используя слова из синквейна, дети придумают рассказ.

Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и самосовершенствования словаря. Знакомя детей с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», мы тем самым готовим платформу для последующей работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», мы накапливаем материал для распространения предложения определениями. Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предметов, изображать их графически.

Использование наглядно-графических схем помогают детям быстрее усвоить эти понятия. Графические схемы (образец графической схемы) при составлении синквейна помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. В этой работе можно использовать различные картинки и предметы. Если ребенок дает одно название тому, что изображено на картинке (дядя), то педагог может спросить, как назвать его по другому (папа, мужчина). Логопед, воспитатель, взрослый добивается от детей ответа одним словом, обозначающим предмет.  На начальном этапе обучения детей составлению синквейна необходимо использование различных дидактических упражнений, которые будут развивать и расширять словарный запас дошкольников. В своей работе мы используем следующие упражнения:

«Подбери определения» - например, к слову «яблоко». Какое оно: спелое, сочное, румяное, вкусное.

«Узнай предмет по определению»- белое, длинное, чистое, махровое … (полотенце)

«Кто что делает? » - повар … (варит, жарит, печет); лист … (падает, кружится, летит, растет).

«Что чем делают? » - рисуют … карандашом, мелком, углем, фломастером, кисточкой)

«Назови часть целого» - дерево … (ствол, ветки, корень, листья) ; и др.

Также, можно предложить устное составление синквейна с вопросительными словами. О ком, о чем? Какие, какая, какое? Что делал, что сделал? При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения. Свои работы (синквейны) дети старшей группы оформляли в форме графических рисунков.

Алгоритм синквейна для детей, которые пока не умеют читать:
Условные обозначения:

  • слова-предметы (существительные)
  • слова-признаки (прилагательные)
  • слова-действия (глаголы)
  • слова-предметы (существительные)

Большое значение на данном этапе имеет работа с родителями. После проведения консультаций обучающих семинаров родителям вместе с детьми предлагается написать «Сочинения» на тему недели, что находит свое отражение в комплексно-тематическом планировании. Лексические темы, которые усваивают дети логопедической группы, служат темами синквейнов. Они могут быть посвящены человеку (его качествам), явлениям природы, животным, птицам, праздникам и др. Ребенок должен уметь еще и прочитать свое произведение. И как бы плохо или хорошо он это не делал, у него всегда есть желание посидеть в поэтическом кресле и прочитать свое сочинение всем вслух. Работа по составлению синквейнов — источник неиссякаемого творчества для детей и взрослых.

Опираясь на знакомые стихи, прочитанные рассказы и сказки, любимые мультфильмы, а также ситуации из жизни ребенка  можно собрать своеобразную  копилку синквейнов

Примеры детских синквейнов:

1. ЕЛЬ.                                                      1. ЕЛЬ

2. ДУШИСТАЯ, ЧУДЕСНАЯ.               2. БОЛЬШАЯ, ЗЕЛЁНАЯ.

3. РАСТЕТ, ВЕСЕЛИТ, РАДУЕТ.         3. ВЫРАСТАЕТ, ЗЕЛЕНЕЕТ, ПРИНОСИТ пользу.

4. Я ЛЮБЛЮ ЗИМНЮЮ ЕЛЬ.              4. ЕЛЬ РАСТЕТ В ЛЕСУ.

5. НОВЫЙ ГОД                                        5. ДЕРЕВО.

Также в данном направлении мы  используем такие варианты работы:

-составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав последнего);

-составление синквейна по прослушанному рассказу;

Значение синквейна в логопедической работе

Опираясь на вышеизложенную информацию, можно утверждать, что синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольника. В чём же его эффективность и значимость?

  • Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.
  • Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.
  • Синквейн является игровым приемом.
  • Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.
  • Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Использование синквейна в коррекции ОНР позволяет более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы.

Применение данного метода позволяет развивать у детей следующие умения и навыки.

- добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять чёткий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;

- формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения; - использование синквейна оказывает положительное влияние на развитие не только речевых процессов, но и неречевых: внимания, памяти, мышления.

Использование синквейна на занятиях позволяет учителю-логопеду гармонично сочетать в работе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной, что особенно актуально в условиях работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

Выводы о синквейне

  • Предварительная работа по созданию речевой базы для составления синквейна не противоречит программе в той её части, которая касается развития лексико-грамматических категорий у детей и служит средством оптимизации учебного процесса. 
  • При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям и обязательно показывать образец. Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами.

  • Нужно быть готовым к тому, что не всем детям может понравиться составление синквейна, потому что работа над ним требует определенного осмысления, словарного запаса и умения выражать свои мысли. Поэтому необходимо помогать и поощрять стремление детей составить синквейн или отвечать на вопросы. Постепенно дети привыкнут к правилам написания нерифмованных стихотворений, а их составление превратится в игру. И незаметно для самих детей игра в синквейн станет для них весёлым и занимательным занятием.

«Даже мгновенное озарение может стать той первой искрой, из которой рано или поздно возгорится пламя творческого поиска», — писал В. Шаталов. Дети будут гордиться своими достижениями!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Развитие движений пальцев и кисти ребёнка как один из методов развития речи

Дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки!Для того, чтобы продолжить подготовку руки вашего ребенка к письму, предлагаем задания по формированию графических навыков. Но прежде, чем приступить к зан...

Развитие мелкой моторики - как один из методов развития речи.

             Развитие  мелкой моторики - как один из методов развития речи....

Использование технологии дидактического синквейна в работе учителя-логопеда как метод развития речи старших дошкольников

Можно сделать процесс развития речи интересным и увлекательным? Да, можно! И поможет нам технология дидактического синквейна. Интересно и увлекательно!...

Консультации для родителей «Развитие движений пальцев и кисти ребёнка как один из методов развития речи»

Данный материал будет полезен, как родителям. так и воспитателям в ДОУ....

Экологическое воспитание как один из методов развития речи дошкольника

Развитие речи в обучающих программах идет не только как отдельный раздел, но и сочетается с другими видами деятельности, в которых проходит как развитие речевых умений. Широкие возможности для развити...

«Синквейн – один из методов развития речи дошкольника»

Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко ...