Авторская технология
методическая разработка по коррекционной педагогике по теме

Гольдшмидт Ольга Юрьевна

Система дидактических игр и упражнений на развитие чувства метроритма у детей с тяжелым нарушением речи. Сестема разработана  по возрастам: цели и задачи, методы и приемы, с постепенным усложнением на каждый дошкольный возраст.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Система музыкально-дидактических игр и упражнений направленная  на развитие чувства метроритма у детей с нарушением речи»                                                                     Авторская технология

«Ритм воздействует на человека в целом, равным образом воспитывая и формируя его тело, душу и дух» Э. Жак-Далькроз

Современные исследователи доказали, что в основе освоения языковой системы лежит чувство ритма. У  детей с тяжелыми нарушениями речи не формируются  связи, лежащие в основе ритма.

Поэтому нужно активизировать деятельность детей для успешного развития чувства ритма, а именно через игру, игровые упражнения, музыкально-дидактические игры.

Проработав 15 лет с детьми, имеющими  тяжелые нарушения  речи, создала свою «Систему» работы, которая строится на принципах:

  • копирования -  дети выполняют задания по показу, т.е. копируют за взрослыми;
  • доступности – соответствие возрастным нормам, ориентир на возможности детей с ОНР;
  • системности, в каждую НОД «Музыка» включаю задания на развитие чувства метроритма;
  • последовательности (от простого к сложному);
  • концентричности, освоенный материал, повторяется, закрепляется, но уже с усложнением;
  • динамичности – это принцип развития.

Систему разбила на этапы, задачи ставлю исходя от возраста детей и их индивидуальных возможностей.

Ι этап -   младший дошкольный возраст.

Цель: развитие представлений детей о длительности звука (короткий звук, долгий звук).

Задачи:

  • познакомить детей с понятием «короткий» и «долгий» звук;
  • дать образное представление о длительности звуков через пособие «Петушок»;
  • ввести в работу с детьми слоговые обозначения длительностей звуков (по релятивной системе: ти, Та);
  • закрепить в хлопках  (в игре на музыкальных инструментах) под музыку чередование коротких и долгих звуков;
  •  закрепить в хлопках (в игре на детских  музыкальных  инструментах) под музыку чтение ритма  через пособие «Петушок»;

Эти понятия закрепляются и обыгрываются в любых вариантах   с предметами и без предметов, под музыку и без музыки.  Предмет использую  для развития мелкой моторики. Знакомлю с понятиями пространственных представлений, ориентировки в схеме собственного тела.

Для развития представлений о продолжительности  звуков использую пособия и настольные игры, моделирующие эти отношения звуков: «Петушок», «Мячики», Бабочки» и т.д.

Ожидаемый результат:  умеют  читать  и различать  короткие и долгие звуки;              

C:\Users\Ольга\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20170130_095327.jpgпередавать ритмический рисунок песен в хлопках;DSC01258

передавать ритмический рисунок  в хлопках, и в притопах, в игре на детских музыкальных
инструментах;

передавать ритмический рисунок  через движение в хлопках и притопах, под музыку (песни, хороводы, игры).

                   

 ΙΙ этап – средний возраст – повторение и закрепление Ι этапа, усложнение – ввести в работу ритмические эталоны (схемы),                DSC01193

выполнение хлопков и притопов в движении под музыку, дидактические музыкально-речевые игры в парах с передачей предмета.

Цель: развитие чувства метроритма через музыкально-речевые игры.

Задачи:

  • читать стихи, отмечая сильные доли  (хлопки в ладоши) и слабые доли (хлопки по коленям);
  • закреплять умение простучать ритмически рисунок стихотворения, песни;
  • учить детей читать ритмические эталоны (ритмические последовательности),  пособия: «Грибочки»,  «Топотушки и ладошки»;
  • закреплять умение передавать в хлопках и  притопах различные варианты ритмических эталонов;
  • закреплять умение передавать в хлопках и  притопах ритмические эталоны под музыку;
  • ввести в работу дидактические музыкально-речевые игры в парах с предметами.

Ожидаемый результат:  дети умеют читать ритмические последовательности;
                                        передавать их в хлопках и притопах под музыку и без
                                      музыки;

                                       умеют выделять сильные и слабые доли,  сочетать                          
                                      их с музыкой;

                                       умеют передавать предмет  из руки в руку, играть в
                                      парах;

                                       умеют ориентироваться относительно схемы
                                      собственного тела.

 ΙΙΙ этап – старший возраст – повторение и закрепление Ι и ΙΙ этапов, усложнение:

ориентировка  в схеме относительно своего тела (пространственные представления, хлопки по телу), игра «Счет»; развитие межполушарных взаимодействий через музыкально-речевые игры.

Цель: развитие ориентировки в схеме собственного тела, развитие межполушарных взаимодействий.DSC01187.JPG

Задачи:

  • закреплять умение передавать в хлопках и  притопах различные варианты ритмических эталонов пособие «Топотушки и ладошки»;
  • закреплять умение передавать в хлопках и  притопах ритмические эталоны под музыку;
  • формировать  чувство метроритма  и ориентировки в схеме собственного тела  через музыкально-речевые игры в парах (передача предмета);
  • формировать межполушарные взаимодействия через музыкально-речевые игры (передача предмета, чередуя руки);  
  • закрепить  знания ориентировки относительно своего тела через игру «Счет» (начинать движения с правой руки).

Ожидаемый результат:  дети умеют читать и ритмические
                                        последовательности;
                                        передавать ритмические эталоны в хлопках и                                          
                                        притопах под музыку и без музыки;

                                         передавать ритмический  рисунок песен в хлопках (в
                                        игре на детских музыкальных инструментах) и  
                                        выкладывать на фланелеграфе;

                                         ритмично работать в парах (передача предмета на
                                        каждую долю; передача предмета, чередуя руки);
                                        ориентироваться относительно своего тела (правая,
                                        левая рука);

                                         выполнять хлопки по телу  в ритме стихотворения,
                                        начиная движение с правой руки.  

ΙV этап – подготовительный возраст – повторение и закрепление предыдущих  трех этапов. Усложнение: дидактические музыкально-речевые игры – передача предмета по кругу игра «Волшебный круг», игры в парах и по круг с ритмическим ostinato (диагностический этап).

Цель: развитие чувства метроритма, внимания, ориентировки в пространстве и ориентировки в схеме собственного тела.

Задачи: DSC01170.JPG

  • формировать  чувство метроритма  и ориентировки в схеме собственного тела  через музыкально-речевые игры в парах (передача предмета);
  • формировать  чувство метроритма  и ориентировки в схеме собственного тела  через музыкально-речевые игры в парах  с ритмическим ostinato (передача предмета);
  • формировать  чувство метроритма  и ориентировки в схеме собственного тела  через музыкально-речевые игры в кругу, «Волшебный круг» (передача предмета);
  • формировать  чувство метроритма  и ориентировки в схеме собственного тела  через музыкально-речевые игры в кругу,

            «Волшебный круг»  с ритмическим ostinato (передача предмета).

Ожидаемый результат:  дети свободно читают ритмы, могут передать их в хлопках, притопах (что помогает в игре на детских музыкальных инструментах). Передают ритмический рисунок песен в хлопках, притопах; умеют самостоятельно выложить ритм простых песен-потешек. Умеют передавать ритмические последовательности, работая  в трех плоскостях: выполнять хлопки в ритме, одновременно читая ритм, ногами отмечают метрическую пульсацию (Та-Та), которую поддерживает музыка.                                                                              

Слышат и различают форму музыкальных  произведений, ритмично выполняют движения, ориентируются  в схеме собственного тела (что помогает усваивать танцевальные упражнения и композиции). Пение становится более выразительным, развивается чувство ансамбля.

Вся работа выстраивается в тесном взаимодействии с учителями - логопедами и воспитателями, которые  участвуют в музыкальной деятельности  вместе с детьми, используют элементы методики работы над ритмом.

Развитие чувства ритма – способности активно (двигательно) переживать музыку, ощущать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить – предполагает использование музыкально-дидактических игр и пособий, связанных с воспроизведением ритмического рисунка мелодии в хлопках, на музыкальных инструментах и передачей смены характера музыки  с помощью движений.

Так как чувство ритма наряду с ладовым чувством образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку, для передачи ритма и характера музыки в движениях применяются все виды игр (настольные, подвижные, хороводные).

Образная, игровая форма, применение  разнообразных упражнений позволяют поддерживать  у детей интерес к деятельности, осуществлять её более успешно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская технология обучения детей дошкольного возраста завязыванию шнурков на узел и бант

Одно из направлений плана индивидуального развития профессионализма.  Цель моей работы - поиск конкретных, эффективных путей развития и коррекции речи детей в логопедической п...

Приложение 1. Презентация авторской технологии обучения детей дошкольного возраста завязыванию шнурков на узел и бант

А здесь, как ни покажется странным, представлен самый тяжкий труд моих бессонных ночей: фотосессию для презентации мне пришлось организовывать собственными силами. Причем, раньше я...

"Цветок из киндер- сюрприза" ( авторская технология Побединской И.В.)

Цветок изготовлен из контейнера из-под Киндер- сюрприза. Я делаю эту работу с детьми, начиная со 2 младшей группы, технология изготовления очень проста.1. Внизу контейнера шилом проткнуть отверстие.2....

Аппликация на бумажной тарелке "Подсолнух" ( авторская технология Побединской И.В.)

Для этой работы вам понадобятся бумажные тарелочки, жёлтый пластилин, желтая бумага и семечки подсолнуха.1. Вырежьте из жёлтой бумаги "лепестки" подсолнуха и наклейте их по краям тарелочки.2. Намажьте...

Развивающие игры авторской технологии В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры»

В совместную  деятельность с детьми раннего возраста включаются комплекты развивающих игр авторской технологии В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» по познавательному развитию: «Лепестки» ...

Моя авторская технология "Универсальный макет "Островок историй", как элемент технологии "Говорящая среда в образовательной деятельности"

Уже второй учебный год я работаю в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.Выявленные проблемы:Для наших детей характерны недостатки зрительно-двигательной координации, узость объема восп...