«Коррекционно-развивающая работа в старшей группе «Звездочка» для детей с отклонениями в развитии ».
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Румянцева Мария Юрьевна

«Коррекционно-развивающая работа

в старшей группе «Звездочка» для детей с отклонениями в развитии ».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл koorektsionno-razvivayushchaya_rabota.docx51.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад № 14 «Журавлик»

Утверждаю

Заведующий МБДОУ Д/с №14 «Журавлик»_

________________ Герасимова Л.Н.

«___»___________________2015г

Рабочая программа

«Коррекционно-развивающая работа

в старшей группе «Звездочка» для детей с отклонениями в развитии ».

Воспитатели: Румянцева М.Ю. Гоголева И.Е.

Пояснительная записка

Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка. Дети с задержкой психического развития — многочисленная категория, разнородная по своему составу. В структуре отклоняющегося развития отмечаются как признаки органического нарушения центральной нервной системы, так и признаки ее функциональной незрелости. Вариативность отклонений в развитии воспитанников имеет широкий диапазон: от состояния, пограничного с умственной отсталостью — до «педагогической запущенности» или легких проявлений социальной дезадаптации. Дети с ЗПР являются одной из наиболее проблемных и многочисленных групп. В связи с этим проблема подготовки данной категории детей к школе, выбор адекватных программ обучения и воспитания стала одной и самых актуальных. Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми среднего, старшего и подготовительного дошкольного возраста групп с задержкой психического развития детских дошкольных учреждений. Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», соответствующими направлениями «Концепции дошкольного воспитания», «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении», «Конвенцией о правах ребенка» и разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии. В последние годы значительно возросло число детей, у которых уже на ранних этапах онтогенеза выявляются недостатки психомоторного и речевого развития, что чаще всего обусловлено ранним органическим поражением центральной нервной системы или её функциональной незрелостью. В соответствии с утвердившимся в современной коррекционной педагогике положением о необходимости раннего выявления и преодоления отклонений в развитии, дети с симптомами задержки психического развития направляются в коррекционные группы, начиная с четырех летнего возраста.     Таким образом, при составлении рабочей программы учитывалась данная категория детей. Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, развития позитивных качеств личности каждого ребенка, его оздоровление. Коррекционно-педагогическое воздействие направлено на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе. Это достигается за счет модификации общеразвивающих программ и всего комплекса коррекционно-развивающей работы с учетом особенностей психофизического развития детей данного контингента, а также — реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с включением синхронного выравнивания психического  и речевого развития детей.

Основой для разработки данной учебной программы является программа «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития»    Шевченко С.Г. (М., 2004)

Программа коррекционно-развивающей работы в группе детей с задержкой психического развития состоит  из двух разделов:

Ознакомление с окружающим миро и развитие речи.

Развитие элементарных математических представлений.

 Основная цель рабочей программы – формирование у детей знаний об окружающем мире, развитие элементарных математических представлений и всестороннее развитие психических процессов. В  процессе коррекционно-развивающего обучения детей  с ЗПР решаются следующие задачи:

Осуществление ранней диагностики, определение путей профилактики и координации психических нарушений.

Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы дефектолога в соответствии с программным содержанием.

Всестороннее развитие всех психических процессов с учетом возможностей, потребностей и интересов дошкольников.

В основу программы  положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:

1. Принцип единства диагностики и коррекции — определение методов коррекции с учетом диагностических данных.

2. Безусловное принятие ребенка со всеми его индивидуальными чертами характера и особенностями личности.

3. Принцип компенсации — опора на сохранные, более развитые психические процессы.

4. Принцип системности и последовательности в подаче материала — опора на разные уровни организации психических процессов.

5. Соблюдение необходимых условий для развития личности ребенка: создание комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона.

Реализация этих принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности. Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками предполагает четкую организацию пребывания детей в детском саду, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе дефектолога, логопеда и воспитателя. На каждом занятии в комплексе решаются как коррекционно-развивающие, так и воспитательно-образовательные задачи. Они определяются с учетом специфики различных видов деятельности, возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей с ЗРР и ЗПР. Соотношение этих задач, преобладание коррекционно-развивающего или воспитательно-образовательного компонента изменяется в зависимости от сроков пребывания детей в условиях специализированной группы и выраженности недостатков в развитии. В процессе обучения используются различные формы организации дефектологических занятий: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные. Деление детей на подгруппы осуществляется с учетом возраста и результатов диагностического обследования. Определение ребенка в ту или иную подгруппу зависит от результатов диагностики, вида занятия и индивидуальных достижений и течение года. Выбор формы проведения занятия с детьми зависит от вида и содержания занятия и возраста детей. При этом следует учитывать, что в одной группе могут быть дети разного возраста, отличающиеся по уровню психического развития, по запасу знаний и умений. Выбор формы организации детей на занятии определяется целями и задачами конкретного занятия. Выявление степени усвоения коррекционно-развивающей программы осуществляется посредством  проведения диагностики:  первичной и  повторной, обработки и анализа  полученных результатов.

Программа имеет концентрическое построение, т.е. основные темы повторяются каждый год обучения, но на более высоком уровне.

Содержание программы позволяет детям с ЗРР и ЗПР при выраженности состояния в последствии продолжить обучение в  школе.

Коррекционная работа в группе для детей с ЗПР (задержка психического развития)

В соответствии о «Конвенции о правах ребенка» и « Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей» каждому ребенку должно быть гарантировано право на развитие, воспитание, образование с учетом его индивидуальных возможностей. Положение, отраженное в этих документах, распространяются на всех детей, в том числе и с особыми образовательными потребностями.

С каждым годом возрастает число детей с проблемами в развитии. Это связано с тем, что возрастает фактор риска как внутреннего, так и внешнего характера.

Объективные данные, полученные при изучении здоровья подрастающего поколения заставляют серьезно задуматься над проблемой усиления медицинского, социально-педагогической помощи детям, испытывающим трудности в развитии с самого раннего детства. Осознание необходимости специальной коррекционно-развивающей работы в дошкольных учреждениях, а также отсутствием специальной медико-педагогической помощи родителям, имеющие детей с отклонениями в развитии подтолкнуло руководство нашего ДОУ открыть логопедическую группу.

Таким образом, в ДОУ была открыта группа для детей с ЗРР.

Целью организации группы данного вида является создание в ДОУ целостной системы, обеспечивающей оптимальные психолого-педагогические условия для детей с проблемами в развитии в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья. В данных группах наряду с общими задачами обучения и воспитания дошкольников решаются и задачи коррекции недостатков психо-физического развития детей.

Целью работы является способствование созданию наиболее значимых психолого-педагогических условий для развития познавательной деятельности детей с ЗРР.

Задачи:

-Выявить психолого-педагогические условия для успешного развития познавательной деятельности у ребенка с ЗРР в условиях ДОУ;

-Изучить методическую литературу по данной проблеме;

-Создать соответствующую предметно-развивающую среду;

-использовать программно-методический материал на практике для детей с ЗРР.

В работе коррекционных групп в первую очередь важно обеспечить взаимосвязь педагогов. Взаимодействие осуществляется в форме педагогических советов, консультаций, круглых столов, семинаров.

Психическое развитие ребенка с ЗРР и ЗПР в гораздо большей степени зависит от качества в которых находится ребенок. Организация предметно-развивающей среды является одним из важных условий развития личности ребенк .Должны учитываться потребности и интересы ребенка и его развития, возрастные особенности и задачи коррекционно-воспитательного воздействия.

Таким образом, задачей педагогов сделать эту среду наиболее благоприятной для ребенка, то есть приблизить условия ДОУ к домашним, предоставить детям свободный достукп передвижения по всей групповой комнате, обеспечить доброжелательное отношение педагогов к детям, постоянно внушая им уверенность в своих силах.

Исходя из опыта работы, сделаны выводы, что отсутствие контакта не позволяет успешно решить воспитательно-образовательные задачи для установления доверительных отношений, обеспечения эмоционального комфорта педагоги рационально используют помещение групповой комнаты. В процессе развития коммуникативных навыков большое внимание уделяется формированию личностных качеств ребенка, его чувств, эмоций. Организация работы с детьми строится на основе игры с учетом индивидуальных, личностных возможностей каждого ребенка. Форма организации детской деятельности могут быть различными, но важно, чтобы средства для достижения задач оставались игровыми. Наиболее целесообразно использовать различные дидактические игры, развивающие игры, игры-эксперименты с материалами по всем направлениям деятельности детей, обеспечивая реализацию выбранного программного материала.

В игровой форме ребенок преодолевает значительные трудности при овладении знаниями, поскольку в игре у него повышается умственная активность и работоспособность. У ребенка возникает потребность в интеллектуальной деятельности и познания нового. При этом важно придерживаться главного направления в работе с детьми: развития познавательной и речевой активности каждого ребенка в процессе разнообразной деятельности.

Прием детей в группы для детей с ЗРР и ЗПР.

Приему в ДОУ и группы для детей с ЗПР подлежат дети с диагнозом ЗПР.

Основным показанием к приему является:

-ЗПР церебрально-органического генеза;

-ЗПР по типу конституционального и психофизического инфантилизма;

-ЗПР соматогенного происхождения;

-ЗПР психогенного происхождения(психическая инфантилизация).

Дети с ЗПР имеют потенциально сохранные возможности и интеллектуального развития, однако для них характерны нарушения познавательной деятельности в связи с незрелостью эмоционально-волевой сферы, двигательной расторможенностью или вялостью. Недостаточная выраженность познавательных интересов у детей с ЗПР сочетается с незрелостью высших психических функций: память, внимание, плохой координацией движений.

Дошкольное учреждение коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей с ЗПР в своей работе руководствуются настоящим Положением, Положением о дошкольном учреждении. Воспитание и коррекционно-развивающее обучение осуществляется по адаптивной программе с учетом состояния здоровья и уровня развития детей. Группа детей с ЗПР работает круглогодично. В летний период коррекционная работа с детьми индивидуально. Мероприятия, направленные на укрепление здоровья детей осуществляется медицинским персоналом совестно с педагогическим коллективом ДОУ.

Заведующий ДОУ обеспечивает комплектование группы в соответствии с решением ПМПК.

Старший воспитатель обеспечивает программное и учебно-методическое оснащение, оказывает методическую помощь учителю-дефектологу, воспитателям, педагогу-психологу, музыкальному руководителю. Обеспечивает общее руководство коррекционно-педагогической работой коллектива; осуществляет преемственность работе педагогов.

Учитель-дефектолог является основным, ведущим специалистом, проводящим и координирующим коррекционную работу в группе. Планирует и организует целенаправленную интеграцию детей с ЗПР; консультирует педагогов по вопросам организации коррекционно-педагогического процесса и взаимодействия всех детей группы. Учитель-дефектолог координирует психолого-педагогическую помощь детям с ЗПР.

Воспитатель проводит групповые занятия с детьми в соответствии с программой, осуществляет коррекционную направленность педагогического процесса.

Музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре организуют работу с учетом индивидуальных особенностей в тесном контакте с воспитателями.

График индивидуальной работы с детьми.

Понедельник

10.10 – 10.45

Индивидуальные занятия

Вторник

10.30 – 11.00

Индивидуальные занятия

Среда

11.00 – 11.30

Заполнение тетрадей

Четверг

10.10 – 10.45

Индивидуальные занятия

Пятница

10.00 – 10.30

Индивидуальные занятия

Познавательное и речевое развитие детей в процессе ознакомления с окружающим миром.

Цель:

Осуществлять взаимосвязь между ознакомлением с окружающим миром, развитием речи и практической деятельности детей.

Коррегировать и развивать психические процессы.

Формировать интерес к окружающему миру. Любознательность.

Задачи:

Уточнение, расширение, обогащение представлений детей о себе, окружающем предметном и социальном мире.

Формирование умения наблюдать, выделять существенные признаки изучаемых предметов и явлений, делать обобщения и простые выводы, использовать полученные знания в повседневной жизни

Осуществлять коррекцию недостатков в развитии психических процессов и способствовать их дальнейшему формированию.

Уточнение и обогащение словарного запаса в процессе ознакомления с окружающей действительностью.

Развитие индивидуальных качеств и возможностей каждого ребенка.

Формирование основ экологических знаний в процессе ознакомления с природой.

Формирование лексико-грамматического строя языка и развитие связной речи.

Цель:

1.Развивать способности у детей к морфологическим и синтаксическим обобщениям.

2.Формировать языковые операции, в процессе которых происходит грамматическое конструирование предложений.

Задачи:

1.Исправлять грамматические ошибки в устной речи детей.

2. Совершенствовать синтаксическую сторону речи детей, знакомить их с некоторыми общеупотребительными словосочетаниями.

3. Предупреждать грамматические ошибки.

Формирование лексико-грамматических категорий.

Цель:

Развивать способность у детей к морфологическим обобщениям.

Задачи:

2. Совершенствовать синтаксическую сторону речи детей, знакомить их с некоторыми общеупотребительными словосочетаниями.

3. Предупреждать грамматические ошибки.

Формирование лексико-грамматических категорий.

Цель:

Развивать способность у детей к морфологическим обобщениям.

Задачи:

Учить образованию и употреблению:

-слов с уменьшительно-ласкательным и увеличительным оттенком.

-глаголов совершенного и несовершенного вида, приставочных глаголов.

-относительных прилагательных.

2. Учить пониманию многозначных слов.

3. Учить употреблению в речи простых и сложных предлогов, правильному употреблению падежных конструкций.

Развитие связной речи.

Цель:

Формировать способность к целостному смысловому высказыванию.

Развивать речевое творчество детей, выразительности речи.

Задачи:

Совершенствовать навык

-распространения предложений путем введения однородных членов( прилагательных, глаголов)

-ведения диалога, умения самостоятельно задавать вопросы;

-составлять небольшие рассказы по картине;

-пересказывать текст по опорным картинкам.

2. Продолжать учить составлять предложения по вопросам, картине, опорным словам.

3. Использовать элементы творческого рассказывания ( закончить рассказ и т.п.)

4.Овладевать объяснительной и доказательной формами речи.

Формирование элементарных математических представлений и сенсорных эталонов.

Цель:

Развивать математическое мышление, формировать количественные, пространственные и временные представления у детей.

Приобщать детей к математическому материалу, развивать воображение.

Задачи ( по разделам).

Количество и счет.

-Знакомство детей с математическими понятиями, с образованием чисел в пределах десяти, обучение счету с использованием анализаторов.

-Формирование знаний о независимости числа от размера и пространственного расположения объектов.

-Развитие умений в сравнении множеств, определений состава числа из единиц и двух меньших чисел.

- Формирование навыка порядкового счета.

-знакомство с литературным материалом, в котором присутствуют числа.

2. Пространство и время.

-Формирование представлений о временных отрезках и умение ориентироваться в них.

- Развитие умений и навыков ориентировки на плоскости и в пространстве относительно себя и других объектов.

3. Сенсорные эталоны.

-Формирование представлений о геометрических фигурах, телах и их свойствах.

- Развитие зрительного гнозиса, навыка идентификаций по сенсорным признакам(цвет, форма, величина)

-Развитие всех видов восприятия при работе с математическим материалом.

4.Логические задачи.

-Учить решать логические задачи (на сравнение, классификацию, анализ, синтез), развивать способность к установлению конкретных связей и зависимостей.

Содержание  коррекционной работы

по ознакомлению  с окружающим миром и развитию речи

в средней группе детей с ЗПР

1. Родная природа  

Знакомить с характерными особенностями следующих друг за другом времен го да и теми изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей.

2. Растения  

Учить отличать и назвать по внешнему виду: овощи (огурец, помидор, морковь, капуста, лук, репа), фрукты (яблоко, груша, апельсин, банан), ягоды (малина, черника), грибы (мухомор, лисички, белый гриб), деревья (ель, береза)

3. Животные

Знакомить с домашними животными (собака, корова, коза, лошадь, свинья)  и их детенышами, особенностями их поведения и питания,

Расширять представления о диких животных (медведь, лиса, волк, заяц.), различать особенности внешнего вида и образа раза жизни диких животных.

Расширять представления детей о насекомых (бабочка,  божья коровка, стрекоза).

4. Сенсорное развитие. Развитие пространственного восприятия

Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов;

Группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету.

Совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету. Подсказывать детям название формы (круглая, треугольная, прямоугольная и квадратная).

Обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать его в речи.

Продолжать показывать разные способы обследования предметов, активно включать движения рук по предмету и его частям.

Совершенствовать восприятие детей, активно включая все органы чувств.

Развивать образные представления.

5. Знакомство с ближайшим окружением  

Знакомить детей с предметами ближайшего окружения, их назначением.

Обогащать представления детей о людях (взрослых и сверстниках), об особенностях их внешнего вида, половых различиях, о ярко выраженных эмоциональных состояниях (смеется, радуется, плачет). 

Знакомить с трудом работников дошкольного учреждения (медицинская сестра, повар, воспитатель)

В жизни и на картинках узнавать и называть процессы умывания, одевания, еды, ухода за внешним видом и поддержания порядка.

4. Развитие связной речи  

Учить ребенка понимать обращенную к нему речь сначала с опорой на наглядность, а постепенно и без нее;

Учить реагировать на обращение, используя доступные речевые средства, отвечать на вопросы

Напоминать имена и отчества работников детского сада.  Учить здороваться с педагогами и детьми, прощаться с ними.

Учить отражать полученные впечатления в речи.

Учить формам объяснительной речи

Планируемые результаты коррекционной  работы:

Знать и называть изученные  растения; домашних и диких животных и их детенышей.

2.Выделять наиболее характерные сезонные изменения в природе.

3.Называть знакомые предметы, выделять при знаки и называть их (цвет, форма, величина).

Узнавать и называть процессы умывания, одевания, еды, ухода за внешним видом и поддержания порядка.

Узнавать ярко выраженные эмоциональные состояния (смеется, радуется, плачет) людей.

Уровни освоения  раздела программы

«Ознакомление с окружающим миром и развитие речи»

Средняя группа детей с ЗПР.

1.Мир природы (родная природа, растения, животные)

Низкий. Ребенок показывает отдельные объекты природы, но  не называет. Конкретные признаки не выделяет.

Средний. Ребенок показывает объект природы, но называет его не всегда. Замечает самые яркие признаки, свойства.

Высокий. Ребенок показывает и называет объекты, отдельные их части, признаки и свойства.

2. Сенсорное развитие. Развитие пространственного восприятия

Низкий: Ребенок  не дифференцирует цвета, не знает название основных цветов. Не различает и  не называет геометрические фигуры.  Затруднено воспроизведение пространственных отношений, особенно по словесной инструкции.

Средний: Ребенок дифференцирует цвета и оттенки по подобию, затрудняется в их названии. Дифференцирует простые геометрические фигуры по подобию, путает их названия. Затруднено соотнесение предметов по величине, при наводящей инструкции с заданием справляется. При ощупывании предметов отмечается замедленный темп выполнения заданий, допускает ошибки при словесном обозначении осязаемых предметов.

Высокий: Ребенок правильно дифференцирует цвета, знает название основных цветов. Различает и называет геометрические фигуры. Умеет соотносить предметы по длине, высоте и ширине. Узнает бытовые предметы на ощупь.

3. Знакомство с ближайшим окружением  

Низкий Ребенок узнает предметы ближайшего окружения, с которыми ежедневно действует или играет; правильно показывает их по просьбе взрослого. Слова, обозначающие предме ты, составляют его пассивный словарь. Правильно показывает на картинках детей и взрослых, но не различает  ярко выраженные эмоциональные состояния детей и взрослых.

Средний   Ребенок правильно называет предметы ближайшего окружения. Требуются советы взрослого по использованию предмета в соответствии с его свойствами и назначением. Правильно показывает на картинках детей и взрослых, ярко выраженные эмоциональные состояния детей и взрослых.

Высокий  Ребенок правильно называет предметы ближайшего окружения, знает их назначение; с помощью взрослого выделяет части предметов и их назначение. Применяет обследовательские действия для выделения основных качеств и свойств. Различает, узнает и называет детей и взрослых на картинках и в жизни. Показывает и называет их действия. Различает  ярко выраженные эмоциональные состояния детей и взрослых

4. Развитие связной речи  

Низкий. Ребенок лучше понимает речь, связанную с наглядностью, требует повторения обращенной к нему речи. Отвечает в общении преимущественно жестом, использует упрощенные слова и слова-заменители.

Средний. Ребенок понимает речь. Отвечает предложениями, но затрудняется в их оформлении, часто использует жесты, слова-заменители.

Высокий. Ребенок понимает речь и свободно пользуется простыми предложениями в разговоре, в основном правильно оформляет.

Тематическое планирование  по разделу программы

«Ознакомление с окружающим миром и развитие речи»

в средней группе  для детей с ЗПР

Сентябрь

Обследование

Обследование

Игрушки

Путешествие в  «Зеленую сказку».

Октябрь

Осень. Путешествие в «Желтую сказку».

Огород. Овощи. Витаминные блюда.

Сад. Фрукты. Хочу быть здоровым!

В лес за грибами и ягодами.

Ноябрь

Домашние животные  .

Дикие животные и их детёныши.

Путешествие в «Красную сказку».

На птичьем дворе

Декабрь.

Зима. Поможем зимующим птицам.

Одежда. Обувь.

Головные уборы.

Новый год.

Январь.

Обследование

Посуда. Мамины помощники.

Продукты питания.

Февраль.

Мебель.

Человек. Кто мы? Какие мы?

Защитники Отечества.

Я и моя семья.

Март.

Весна. «Мамин день».

Мы со спортом дружим!

Транспорт. Ребёнок и дорога.

Профессии. Растём трудолюбивыми

Апрель

Весна.

Путешествие в «Синюю сказку».

Обитатели воды- рыбы.

Насекомые

Май.

«Разноцветная сказка».

Повторение пройденных тем.

Обследование

Обследование

Содержание  коррекционной работы

по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи

в старшей группе.

1. Родная природа  

Знакомить с характерными особенностями времен года. Учить детей замечать и называть сезонные изменения в природе.

Расширять представления детей об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений (воздух, вода, питание и т. п.).

2. Растения  

Продолжать знакомить с фруктами овощами ягодами и грибами .

Учить узнавать и называть 3-4 вида деревьев (елка, сосна, береза, клен и др.)

Учить узнавать и называть 3-4 вида цветов.

3.Животные

Расширять представления детей о животных (5-6 видов) и их детенышах, учить различать их по размеру, характерным частям тела, повадкам.

Познакомить детей с домашними птицами (внешний вид, чем питаются, какую пользу приносят). Учить находить признаки сходства и различия.

Расширять представления детей о некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка)

4. Сенсорное развитие. Развитие пространственного восприятия

Обогащать сенсорный опыт детей, знакомя их с широким кругом предметов и объектов, новыми способами их обследования.

Учить использовать эталоны как общественно обозначенные свойства и качества предметов (цвет, форма, размер.); подбирать предметы по 1-2 качествам (цвет, размер, материал и т. п.).

Обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать полученные впечатления в речи. Продолжать формировать образные представления.

5. Знакомство с ближайшим окружением  

Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем.

Продолжать знакомить детей с признаками предметов, учить определять их цвет, форму, величину

Помогать детям устанавливать связь между назначением и строением, назначени ем и материалом предметов.

Формировать представления о работах, проводимых в весенний – осенний период в саду и в огороде.

6. Развитие связной речи  

Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе.

Учить описывать предмет, картину; упражнять в составлении рассказов по картине.

Планируемые результаты коррекционной  работы:

Называть домашних животных и знать, какую пользу они приносят чело веку.

Называть диких животных, где живут, как добывают пищу

Различать и называть некоторые растения ближайшего окружения.

Называть времена года.

Знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе.

Называть разные предметы, которые их окружают в помещениях, на уча стке, на улице; знать их назначение.

Называть признаки и количество предметов.

С помощью взрослого рассказывать о содержании сюжетной картинки, описывать предмет по плану, схеме.

Уровни освоения  раздела программы

«Ознакомление с окружающим миром и развитие речи»

Старшая группа.

1. Мир природы  (родная природа, растения, животные)

Низкий. Объём представлений о растениях и животных незначителен. Ребёнок знает и выделяет совместно со взрослым некоторые признаки внешнего строения, яркие особенности поведения, голосовые реакции животных, отдельные части растений. Интерес к природе ситуативный.

Средний. Ребёнок узнаёт и называет несколько растений, зверей, птиц, ярких насекомых, опираясь на отдельные признаки. Знает признаки живого.

Высокий. Ребёнок знает (различает и правильно называет) достаточно большое количество растений и животных, их характерные признаки. Правильно определяет их принадлежность к живым существам на основании выделения у конкретных объектов признаков живого.

2. Сенсорное развитие. Развитие пространственного восприятия

Низкий: Ребенок дифференцирует цвета и оттенки по подобию, затрудняется в их названии. Дифференцирует простые геометрические фигуры по подобию, путает их названия. Затруднено соотнесение предметов по величине. В процессе зрительного и осязательного восприятия наблюдаются трудности планомерного обследования предметов: преобладают игровые, хаотичные действия с предметами

Средний: Знает названия цветов, правильно их дифференцирует. При соотнесении сложных форм с местом наблюдается значительное число пробующих движений, что указывает на недоразвитие ориентировочной основы деятельности. Испытывает существенные трудности при составлении сериационного ряда из предметов разной величины.

Высокий: Знает названия цветов и оттенков. Соотносит с местом геометрические сложные фигуры, знает названия основных фигур. Соотносит предметы по величине в убывающем и возрастающем порядке (сериационный ряд). При осязательном восприятии тщательно обследует фигуры, выделяет наиболее характерные ее части.

3. Знакомство с ближайшим окружением  

Низкий. Ребенок узнает предметы ближайшего окружения, с которыми ежедневно действует или играет; правильно показывает их по просьбе взрослого. Слова, обозначающие предме ты, их качества и свойства, составляют его пассивный словарь. Требуются советы взрослого по использованию предмета в соответствии с его свойствами и назначением.

Средний. Ребенок правильно называет предметы ближайшего окружения, знает их назначение; с помощью взрослого выделяет части предметов и их назначение. Применяет обследовательские действия для выделения основных качеств и свойств. Умеет пользоваться предметами в соответствии с их назначением и свойствами; осознает безопасные способы поведения в предметном мире.

Высокий. Ребенок устанавливает связи между назначением предмета, его строением и материалом, из которого сделан пред мет; с помощью вопросов взрослого может объяснить, почему предмет таков, составить простейший описательный рассказ. По ведение ребенка характеризуется бережным отношением к пред метам ближайшего окружения; ребенок владеет безопасными способами обращения с предметами ближайшего окружения

4.Развитие связной речи  

Низкий. В общении ребёнок малоактивен, избегает объяснений, не владеет формами объяснительной речи. Затрудняется в оформлении предложений, помогает себе жестами, словами-заменителями, от пересказа отказывается. В общение по своей инициативе вступает. Не владеет формами вежливого речевого общения.

Средний. Ребенок в речи преимущественно пользуется простыми предложениями. Пересказывает рассказы и сказки по вопросам, фрагментарно. В общение с воспитателями и

сверстниками вступает, но общение затруднено недостаточной развитостью речевых форм.        

Высокий. Ребенок пользуется в речевом общении простыми и сложными предложениями. Охотно пересказывает знакомые сказки и рассказы при помощи взрослого. Инициативен и активен в общении.

Тематическое планирование  по разделу программы

«Ознакомление с окружающим миром и развитие речи»

в старшей группе  для детей с ЗРР и ЗПР

Сентябрь

Детский сад.

Наш город .

Октябрь

Осень. Труд людей осенью

Огород. Овощи. Витаминные блюда.

Сад. Фрукты.

Мы и лес.

Ноябрь

Домашние животные .

Дикие животные и их детёныши.

Братья наши меньшие

На птичьем дворе.

Декабрь 

Зима. Поможем зимующим птицам.

Одежда Головные уборы.

 Обувь.

Зимние забавы.

Январь

Мамины помощники. Столовая и кухонная посуда.

Чайная посуда.

Продукты питания.

Февраль

Мебель. Бытовые приборы. Опасности дома.

Человек. Изучаем свой организм.

Я и моя семья.

Защитники Отечества.

Март

Весна. Мамы всякие нужны, мамы всякие важны.

Мы со спортом дружим!

Виды транспорта. Ребёнок и дорога.

Профессии.

Апрель

Весна. Возвращение перелетных птиц. Труд людей весной.

Космос.

Обитатели водоёмов.

Насекомые.

Май

День Победы.

Повторение пройденных тем.

Содержание  коррекционной работы

по развитию элементарных математических представлений

в средней  группе  для детей с ЗРР и  ЗПР

1. Действия с группами предметов

Соотношение  предметов «одинаковые» — «разные» на основе практических упражнений в сравнении предметов.

Разные способы сравнения: понятия — один, много, одинаково, поровну, больше, меньше.

2. Размер предметов

Размер предметов: большой — маленький,  высокий — низкий, одинаковые по высоте; длинный — короткий, одинаковые по длине, широкий — узкий, одинаковые по ширине.

Способы сравнения (приложение, наложение);

Сравнение предметов, отличающихся одним параметром;

Составление групп из предметов с заданными свойствами.

Тематическое планирование  по разделу программы

«Развитие элементарных математических представлений»

в старшей группе  

 Сентябрь

1.Цвет предметов.

   Геометрическая фигура круг.

2.Соотнесение числа и количества. Цифра 1.

   Сравнение предметов

Октябрь

1. Знакомство с образованием и составом числа 2

   Признаки предметов

2.Понятия «высокий» —«низкий», «выше»—«ниже», «одинаковые по высоте»

   Понятия «спереди», «сзади», «перед», «за», «между»

3.Понятия «сверху», «снизу»

   Закрепление понятий «больше»—«меньше»

4. Закрепление понятий «больше — меньше».

   Сравнение предметов по 1-2 признакам.

Ноябрь

1. Образование числа 3, знакомство с цифрой 3.

   Понятия «левое», «правое».

2. Образование числа 3.

   Понятия «один», «мно го», «мало», «несколько».

3. Понятия «высокий» — «низкий», «выше» — «ниже», «одинаковые по высоте».

   Пространственные понятия.

4. Счет в прямом (до 3) и обратный (от 3) порядке.

   Геометрическая фигура  квадрат.

Декабрь

1. Понятия «длинный» — «короткий», «длиннее» — «короче», «одинаковые по длине».

Понятия «далеко», «близко» («около», «рядом»).

2. Образование числа, знакомство с цифрой 4.

   Понятия «больше», «меньше».

3. Понятия «длинный» —«короткий», «длиннее» —«короче», «одинаковые по длине».

   Понятия «внутри», «снаружи».

Январь

1. Составление числа 4 разными способами.

   Понятия «столько же», «одинаково», «поровну».

2.Цифра 0.

  Знакомство с тетрадью в клетку.

3 . Закрепление понятий «больше», «меньше».

   Уравнивание групп  предметов.

Февраль

1. Повторение образования и состава числа 4.

   Геометрическая фигура треугольник.

2. Образование числа 5, знакомство с цифрой 5.

   Понятия «вчера», «сегодня», «завтра», «раньше», «позже».

3. Порядковый счет до 5.

    Понятия «толстый» — «тонкий», «толще» — «тоньше», «одинаковые по толщине».

4. Практическое знакомство с составом числа 5.

   Понятие «пара».

Март

1. Числовой ряд до 6, образование числа 6.

    Части суток, их последовательность.

2. Образование числа 7.

   Сравнение множеств.

3.Образование числа 8.

   Равенство и неравенство (+1,-1), сравнение количества.

4. Числовой ряд до 8.

    Геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат.

Апрель

1. Образование числа 9.

   Сравнение множеств.

2. Числовой ряд до 9.

   Сравнение предметов по размеру. Составление групп предметов с заданными свойствами.

3. Образование числа 10.

   Соотнесение числа и количества.

4. Выделение количества, большего, чем названное число, на 1.

    Повторение состава чисел 2 и 3.

Май

1. Повторение состава числа 4.

   Повторение состава числа 5.

2. Повторение.

Тематическое планирование

по разделу программы «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи»

в подготовительной группе

Сентябрь

Детский сад. Ребята, давайте жить дружно!

Наш город. Путешествие по городу

Октябрь

Осень. Труд людей осенью

Огород. Овощи. Витаминные блюда.

Сад. Фрукты. Хочу быть здоровым

Мы и лес.

Ноябрь

Домашние животные и мы.

Дикие животные и их детёныши.

Животные жарких и холодных стран.

На птичьем дворе.

Декабрь 

Зима. Поможем зимующим птицам.

Одежда Головные уборы.

Обувь. Опрятным быть приятно!

Зимние забавы. Новогоднее путешествие

Январь

Посуда. Мамины помощники.

Продукты питания. Путешествие с Колобком

 Мебель.

Февраль

 Бытовые приборы. Опасности дома.

Человек. Изучаем свой организм.

Я и моя семья.

Защитники Отечества. Сильные, смелые, умелые

Март

Весна. Мамы всякие нужны, мамы всякие важны.

Мы со спортом дружим!

Транспорт грузовой и пассажирский. Ребёнок и дорога.

Профессии. Растём трудолюбивыми

Апрель

Весна. Возвращение перелетных птиц. Труд людей весной.

Космос. Земля — наш общий дом.

Обитатели водоёмов.

Насекомые.

Май

День Победы. Мир, труд, май

Повторение пройденных тем.

Уровни освоения  раздела программы

«Развитие элементарных математических представлений»

в подготовительной группе

1.Действия с группами предметов. 

Низкий. На основе сравнения предметов, чисел выделяет количественные отношения, выполняет действия в заданной последовательности. Способы деятельности, связи изменения и неизменности не устанавливает, не объясняет сущность действий. Затрудняется в речевых формулировках, касающихся определения свойств, зависимостей, результатов сравнения.

Средний. Осуществляет классификацию по одному-двум свойствам, самостоятельно выделяет признак (основание), по которому можно классифицировать; сравнивает числа. С помощью педагога выражает в речи логические связи, предполагаемые изменения в группах предметов, величин.

Высокий. Ребенок самостоятельно осуществляет классификацию по одному-двум свойствам, обнаруживает логические связи и отражает их в речи.

2.Размер предметов 

Низкий. Классифицирует величины по одному-двум свойствам, определяет форму предметов, ориентируясь на эталон.

Средний. Выделяет свойства предметов, фигур и самостоятельно классифицирует их. Затрудняется в выделении изменений при смене основания классификации, условной мерки, числа предметов во вновь образованных группах. Самостоятельно выполняет заданные действия, поясняет их последовательность.

Результаты деятельности носят, в основном, воспроизводящий (нетворческий) характер.

Высокий. Имеет обобщенное представление о свойствах предметов, выделяет самостоятельно основания классификации, замечает и выражает в речи изменения, связи и зависимости групп предметов, чисел, величин.

3.Цвет  предметов

Низкий. Ребенок дифференцирует цвета и оттенки по подобию, путает  названия.

Средний. Ориентируется в гамме основных цветов спектра, классифицирует  предметы с опорой на представление об оттенках цвета.

Высокий. Умеет анализировать сравнивать цвета по насыщенности (более светлый, более темный); составлять сериационный ряд по светлоте.

4. Геометрические фигуры

Низкий. Классифицирует геометрические фигуры, определяет форму предметов, ориентируясь на эталон. Затрудняется в речевом выражении своих действий.

Средний. Выделяет свойства геометрических  фигур и самостоятельно классифицирует их.

Высокий. Знает некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур (количество углов, сторон; равенство, неравенство сторон). Владеет способом воссоздания геометрических фигур, силуэтов, проявляет интерес и творчество в интеллектуальных играх. Пользуется условными обозначениями.

5. Количество и счет

Низкий. Допускает ошибки при прямом и обратном счете в пределах 10. Не может составить  условие задачи даже при активной помощи взрослого, ошибается при подсчете, не понимает значения арифметических знаков.

Средний. Считает до 10. Соотносит цифру (0-9) и количество предметов. Правильно считает в прямом порядке до 10, делает пропуски при счете в обратном порядке. Составляет и решает задачи в одно действие на сложение и вычитание с помощью взрослого.

Высокий. Называет  числа в прямом (обратном) порядке до 10, начиная с любого числа натурального ряда (в пределах 10). Знает  Состав чисел первого десятка из двух меньших. Составляет и решает задачи в одно действие на сложение и вычитание,  пользуется цифрами и арифметическими знаками (+, —, =).

6. Пространственные и временные понятия

Низкий. Знает названия времен года, но путает их последовательность

При выполнении заданий на ориентировку на листе бумаги допускает более трех ошибок. Называет некоторые временные отношения: сначала — потом,  утро-вечер, день-ночь; пространственные: вверху – внизу, впереди — сзади.

Средний.  Знает последовательность времен года. Знает названия  всех дней недели, но путает их последовательность. Устанавливает пространственные отношения, при выполнении заданий на ориентировку на листе бумаги допускает 1 ошибку.

Высокий. Ориентируется в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), обозначает взаимное расположение и на правление движения объектов. Использует в речи слова: около, рядом, посередине, между, перед, справа — слева, спереди — сзади, сверху — снизу, внутри — снаружи, далеко — близко; временные отношения: сначала — потом,  раньше -позже.  Знает название текущего месяца года; последовательность всех дней недели, времен года.

Литература.

1.Ахутина Т.В. Диагностика развития зрительно- вербальных функций.-М.:2003.

2.Борякова Н.Ю.Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития.-М.:Гном-Пресс,1999.

3.Бокова Т.В. Времена года.-М.: РОССМЕН-Пресс, 2002.

4.Березина Л.Р. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников.-М.: Просвещение, 1988.

5.Бунеев Р.Н. Система работы со старшими дошкольниками с ЗПР. М.:2006.

6.Гусарова Н.Н. Беседы по картине « Времена года».-Детство- Пресс, 1999.

7.ЕкжановаЕ.А. Специальная психология и коррекционная педагогика.-М.:2000.

8.Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей.-М.: Просвещение 1995.

9.Стребелева Е.А.Современный подход к дошкольному воспитанию детей с отклонениями в развитии.1997.

10.Неретина Т.Г. Система работы со старшими дошкольниками с ЗПР в условиях ДОУ.-М.:2004.

11.Шевченко Т.А. Ознакомление с окружающим миром детей с ЗПР.-М.:,1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выпускная курсовая работа «Роль педагога-психолога в интеграции детей с отклонениями в развитии в дошкольном учреждении».

Работа в образовательном учреждении комбинированного вида сопряжена для педагога-психолога с определенными трудностями. Необходимо быть компетентным в решении очень многих вопросов, связанных с особен...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПОДГРУППОВОЙ РАБОТЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (3 год обучения)

Перспективное календарно-тематическое планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушен...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПОДГРУППОВОЙ РАБОТЫ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

ПЕРСПЕКТИВНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПОДГРУППОВОЙ РАБОТЫВ   СРЕДНЕЙ  ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕН...

Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие с ребёнком старшей группы с тяжёлыми множественными нарушениями развития по теме: «Использование элементов сенсорной интеграции в работе с детьми с тяжёлыми множественными нарушениями»

Целью занятия является: «Закрепление сенсорных эталонов (форма, цвет, величина) у детей с тяжёлыми множественными нарушениями». Данная цель была достигнута с помощью решения коррекционно-о...