"Зачем нужны скороговорки детям?"
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Методический материал для коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста. Значение скороговорок в пение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Зачем нужны скороговорки детям?587.9 КБ

Предварительный просмотр:

Зачем нужныhttp://dg50.mycdn.me/image?t=0&bid=804294521267&id=804294521267&plc=WEB&tkn=vMRvIJf76NYgR5xNs35fSJZOVAs

скороговорки

детям? 

  Что такое скороговорка? Это специально подобранная фраза с трудно выговариваемым подбором звуков, быстро произносимая шуточная поговорка или прибаутка.

  Потренировавшись некоторое количество раз, мы улучшаем произношение, язык уже не так

http://dg50.mycdn.me/image?t=0&bid=804294522291&id=804294522291&plc=WEB&tkn=r8nLjCdcO63v2p_ZKmOml2isW7U

заплетается, и в какой-то момент

мы обнаруживаем, что скороговорку мы победили.

  Скороговорки иногда еще называют «потешками» или «чистоговорками». На Руси скороговорки появились еще в глубокую старину. Они помогали ребенку быстрее освоить родную речь и научиться хорошо говорить.

  Но нельзя сказать, что скороговорки могут служить вспомогательными речевыми упражнениями для достижения внятности и выразительности дикции только у детей. Они также популярны и среди взрослых.

 

  Азбука-скороговорка:

Ах, абрикоса аромат! Бесшумно бабочки болтают. Ветвистый вьется виноград! Грустит гвоздика голубая. Дубравы древней дремлет дух. Едят ежата ежевику. Жужжит жеманно желтый жук. Здесь загорает земляника. Индюшка ищет изумруд. Кот камышовый кличет кошку. Лоснится луг - лесной лоскут! Мечтают маленькие мошки. Немая наступает ночь. Окрасят остров орхидеи. Прохладой пролетают прочь Раздумья радостных растений! Смешные совы сеют сон. Темнеют тучи, тропы, травы. Улыбкой утра упоен Фламинговый фокстрот фиалок! Художник- хвоя холодит. Циклон целует цикламены. Черешня чарами чудит. Шафрану шепчет шелк шалфея. Щебечут щуплые щеглы. Эх, эдельвейса эпилоги!.. Юрок-юнец юлой юлит. Явился ястреб ясноокий.

  Пусть время, потраченное на скороговорочные тренировки, принесет радостные эмоции, а возможно даже и какую-то определенную пользу!

http://dg50.mycdn.me/image?t=0&bid=804294522547&id=804294522547&plc=WEB&tkn=gP2dcN_uLnbGMUzZN_CFGWUNpFkhttp://dg50.mycdn.me/image?t=0&bid=804294521779&id=804294521779&plc=WEB&tkn=UNH_PunsOzHy9UpXBlbFYPPtdV4

 http://dg50.mycdn.me/image?t=0&bid=804294520499&id=804294520499&plc=WEB&tkn=SMXupIYiOYUyD8sCRofyN8qztCkhttp://dg50.mycdn.me/image?t=0&bid=804294521523&id=804294521523&plc=WEB&tkn=ZstXuD1xEtq9kuwOvRcIsYqwz4Q

  Скороговорки для детей, в первую очередь - игра, а уже после - обучение. Скороговорки придуманы исключительно для проговаривания их вслух. Вначале вы демонстрируете её ребенку, произнося очень медленно и четко, разбивая на слоги, а потом начинаете вместе разучивать как стишок.  

Чем полезны скороговорки?

  Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, четкой, выразительной, понятной, что очень важно для детского пения.

  Несмотря на то, что скороговорки читаются быстро, они учат ребенка, торопящегося в речи, произносить фразы более медленно, не «съедая» окончания, так, чтобы его понимали.

  Разучивая скороговорку, ребенок учится осмысленно относиться к тому, что говорит, взвешивать каждое слово, чувствовать связь между словосочетаниями, улавливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле, значении.

  Он также учится не только говорить красиво, но и слушать. Это очень полезно и пригодится уже в школе, когда учитель выдает много различной информации.

Значение скороговорок в пение.http://dg50.mycdn.me/image?t=0&bid=804294522035&id=804294522035&plc=WEB&tkn=N2r62nkcxSICmPzmPZMPP7PXMqw

                                                 

          Задача скороговорок известна всем: надо быстро, четко, не запутавшись, выговорить фразу, которая выстроена затрудненным для произношения образом.

  Скороговорка – этот упражнение для выработки дикции, совершенствования артикуляционного аппарата. В процессе игры воспитанник научится сочетать слова и движения, выполнять заданный ритмический рисунок.

  Проговаривание и пропевание  скороговорок  в разном темпе, характере с использованием звучащих жестов (по методу Карла Орфа). Работая над скороговорками можно использовать следующие приемы:

-отмечание метрической пульсации хлопками;

-равномерное чередование хлопков и шлепков по бедрам;

-щелчки на первое произнесение скороговорки и шлепки на второе;

-проговаривание текста в ускоряющемся темпе – от медленного к самому быстрому (темп задает педагог с помощью хлопков или удара в бубен и др.)

- проговаривание текста в разной динамике – от шепота до почти крика

 ( нарастание динамики показывает жестом педагог);

-чтение скороговорок по подгруппам;

- проговаривание каноном;

-пропевание скороговорок в качестве распевок по полутонам с использованием шумовых инструментов для задавания темпа.

1. «Три сороки тараторки тараторили на горке» слова Л. Блиновой.

  (звукосочетание «тр-р-рь») Проговаривание и пропевание на одном звуке.

2. «От топота копыт пыль по полю летит» слова народные. Скороговорка  проговаривается или пропевается в медленном темпе, при повторении темп ускоряется. Тема задается  педагогом на кастаньетах или ложках.

3. «Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят» слова народные

Петь, изменяя силу голоса (показывая, как поезд удаляется) и темп

 (убыстряется скорость поезда, замедляем ход) по руке педагога.

4. «Шу-шу-шу, ща-ща-ща-

Мама моет малыша.

Жу-жу-жу, жа-жа-жа-http://dg50.mycdn.me/image?t=0&bid=804294521011&id=804294521011&plc=WEB&tkn=5TB419UEAlTbieC5-liXPFbMf90

Мы увидели ежа.

Чу-чу-чу, ча-ча-ча –

Очень печка горяча.

Щу-щу-щу, ща-ща-ща-

Ловим щуку и леща»

Чистоговорка «Шипящие звуки»

5. «Расскажите про покупку!

-Про какую про покупку?

-Про покупку, про покупку,

 Про покупочку мою».

(Для активизации работы губ на согласных п, к)

6.Быстро говори и правильно дыши: сделай вдох носом, а затем на выдохе произнеси одну, потом две, три и так далее строчки, удлиняя выдох.

«Пошёл Ипат лопаты покупать.

 Купил Ипат пяток лопат.

 Пошёл через пруд, зацепился за прут,

 Упал Ипат, пропали пять лопат».

http://dg50.mycdn.me/image?t=0&bid=804294520755&id=804294520755&plc=WEB&tkn=O6UFnvB4HH0P19qfzNBLX6P2U9U   http://dg50.mycdn.me/image?t=0&bid=804294520243&id=804294520243&plc=WEB&tkn=FlKZri-20zf4lWUrMhhxFonXkEM

Каждая отдельная скороговорка - это не случайный набор звуков и слов. Она тренирует определенные навыки, отчеканивает произношение конкретного «проблемного» звука.

Например:

Для звука [б]: Белые бараны били в барабаны.

Для звука [в]: Водовоз вез воду из водопровода.

Для звука [д]: Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел.

Для звука [ж]: Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.

Для звуков [з], [з']: Зимним утром от мороза на заре звенят березы.

Для звука [к]: Около кола колокола.

Для звука [г]: Галка села на забор, Грач завел с ней разговор.

Для звука [х]: Хохлатые хохлушки хохотом хохотали.

Для звука [л]: Дятел сидел на ёлке и долбил щёлки.

Для звука [р]: Рама рано розовеет, рама рада - солнце греет.

Для звуков [с], [с']: Носит Сеня сено в сени. Спать на сене будет Сеня.

Для звука [т]: Толком толковать, да без толку расперетолковывать.

Для звука [ц]: Цыплята и курица пьют чай на улице.

Для звука [ч]: Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.

Для звука [ш]: Шесть мышат в шалаше шуршат.

Для звука [щ]: Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачем нужны запреты?

Слова "нет" и "нельзя" помогают родителям заботиться о безопасности и здоровье ребенка, а самому малышу - получать представление о том, что такое хорошо и что такое плохо....

Консультация для родителей "Зачем нужна зрительная гимнастика детям"

Ни для кого не секрет, что многие родители практически не ограничивают время пребывание ребенка за компьютером и у телевизора, где зрение получает огромную нагрузку . Не приносит и пользы иг...

"Зачем нужна артикуляционная гимнастика и как ее выполнять?"

  Представлены:1. Консультация для педагогов:Теоретическая часть:·        Понятие «Артикуляционная гимнастика» и ее виды.·        Зачем нужна артикуляционная гимнастика?·        Как проводить артикуля...

А зачем нужна эта музыка?

Статья о приобщении детей к музыкальному искусству....

Зачем нужны скороговорки детям?

Помните давно всем известную скороговорку про Клару, которая украла у Карла многострадальные кораллы? С каким азартом, услышав впервые эти труднопроизносимые словосочетания, мы пытались повторить их б...

Как и зачем нужно учить детей безопасности? Что дети должны делать в чрезвычайных ситуациях? Почему безопасности нужно специально обучать?

В детстве родители часто давали нам наставления, вроде: “Не разговаривай с подозрительными людьми”. Нам чаще просто запрещали что-то делать вместо того, чтобы объяснить, как ну...