Разноуровневые логоритмические игры
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Чалкова Наталья Александровна
              Важность проблемы   развития малышей раннего возраста с ОВЗ в Доме ребенка является актуальной, так как дети  нуждаются в максимальной абилитации  (предупреждении и лечении патологических состояний).       Как учитель-дефектолог, провожу углубленную работу и решаю эту проблему через систему занятий по логоритмике  в тесном контакте с музыкальным руководителем.  Логоритмические занятия являются важной частью коррекционно-развивающей  работы. Они    позволяют осуществлять интеграцию образо-вательных задач коррекционной направленности, а также преемственность и сотрудничество педагогического и медицинского персонала в абилитации   воспитанников Дома ребенка.           
             Логопедическая ритмика является одним из видов активной терапии движениями. Она основана на взаимосвязи слова, музыки и движения и способствует коррекции имеющихся нарушений в развитии детей с поражением центральной нервной системы и нарушением психики и опирается на общие методологические основы  логопедии, психиатрии, специальной психологии и педагогики.  Дети с ОВЗ, независимо от биологического возраста, имеют разный уровень развития. Основные параметры, по которым планируется решение приоритетных задач, это:
1.     Предречевое и речевое развитие;
2.     Сенсорное развитие;
3.     Развитие общей и ручной моторики;
4.     Социально-эмоциональное развитие.
            Система практических  наработок     базируется   на    принципе учета уровня развития ребёнка, предло-женного Л. С. Выготским (уровень актуального развития   и уровень потенциального развития). Любое предлагаемое задание должно быть заведомо легко выполнимым, с учетом уровня развития ребенка и этапа коррекционного воздействия.  Проведение игр-занятий с детьми раннего возраста с ОВЗ  в Доме ребенка по логоритмике  планируется и проводится  целенаправленно, систематически    учителем-дефектологом и музыкальным руководителем. Во время занятий ребенок с проблемами действует в коллективе и одновременно проявляет свою индивидуальность. Так же дети в группе эмоционально влияют друг на друга. Часто деятельность одного становится толчком для начала такой же деятельности другого.
          Современные исследования в специальной психологии и педагогике объективно подтверждают положительное влияние музыки на детей с различными отклонениями в развитии, поэтому система работы по логопедической ритмике с детьми с ОВЗ в Доме ребенка с воспитанниками в возрасте от 0 до 4 лет может быть использована в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими уровень умственного и речевого  развития в этих возрастных пределах в других учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon raznourovnevye_varianty_logoritmicheskih_igr.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Авторские  логоритмические игры с разным уровнем сложности

 

Игра «Капал дождик» (Развитие ручной моторики)

Высокий уровень сложности:

Капал дождик тихо-тихо:  

(Поочередные движения указательного пальчика с                       прикосновением к ладошке)

По ладошкам, по плечам.

(Перекрестные движения указательных пальчиков с поочередным прикосновением к плечам)

Капал, стукал, капал, стукал,

(Поочередные движения указательного пальчика с                       прикосновением к ладошке)

Тут и там, тут и там.

(Перекрестные движения указательных пальчиков с поочередным прикосновением к плечам)

А потом закапал сильно,

(Поочередные движения кулачка с  прикосновением к ладошке)

Сильно-сильно стал стучать.

(Перекрестные движения кулачка с поочередным прикосновением к коленкам)

И по ручкам, и по ножкам,

(Поочередные движения кулачка с  прикосновением к ладошке)

По коленкам ударять.

(Перекрестные движения кулачка с поочередным прикосновением к коленкам)

Вот какой веселый дождик,

Он не страшен нам совсем.

Вот какой веселый дождик,

Очень нравится он всем.

(На каждую строчку: хлопок в ладони – руки скрестить, ладони хлопают по плечам – хлопок в ладони – руки не скрещены, ладони хлопают по коленям)

Средний уровень сложности:

Капал дождик тихо-тихо:  

По ладошкам, по плечам.

(Поочередные движения указательного пальчика с                       прикосновением к ладошке)

Капал, стукал, капал, стукал,

Тут и там, тут и там.

(Перекрестные движения указательных пальчиков с поочередным прикосновением к плечам)

А потом закапал сильно,

Сильно-сильно стал стучать.

(Поочередные движения кулачка с  прикосновением к ладошке)

И по ручкам, и по ножкам,

По коленкам ударять.

(Перекрестные движения кулачка с поочередным прикосновением к коленкам)

Вот какой веселый дождик,

Он не страшен нам совсем.

(На каждую строчку: хлопок в ладони – руки скрестить, ладони хлопают по плечам)

Вот какой веселый дождик,

Очень нравится он всем.

(На каждую строчку: хлопок в ладони – руки не скрещены, ладони хлопают по коленям)

Простой уровень сложности:

Капал дождик тихо-тихо:  

По ладошкам, по плечам.

(Движения указательного пальчика с   прикосновением к ладошке – на первую строчку -  к одной, на вторую – к другой)

Капал, стукал, капал, стукал,

Тут и там, тут и там.

(Поочередные движения указательных  пальчиков с прикосновением к плечам)

А потом закапал сильно,

Сильно-сильно стал стучать.

(Поочередные движения кулачка с  прикосновением к ладошке - на первую строчку -  к одной, на вторую – к другой)

И по ручкам, и по ножкам,

По коленкам ударять.

(Поочередные движения кулачка с   прикосновением к коленкам - на первую строчку -  к одной, на вторую – к другой)

Вот какой веселый дождик,

Он не страшен нам совсем.

(На первую строчку: хлопки в ладони; на вторую -  руки скрестить, хлопок ладоней  по плечам)

Вот какой веселый дождик,

Очень нравится он всем.

(На первую строчку: хлопки в ладони; на вторую -  руки не скрещены, хлопок ладоней  по коленкам)

Игра «Ладушки-ладошки» (Речевое развитие и развитие ручной моторики)

Высокий уровень сложности (дети произносят текст полностью):

Ладушки-ладошки

У ребяток-крошек

(Руки ладошками  вперед, вращательные движения кистей в ритм, пальчики разведены)

Кашу варили,

Деток кормили

(Круговые движения указательного пальца по ладошке)

Так!

(Интонация произнесения: хвастливо)

Ладушки-ладошки

У ребяток-крошек

(Руки ладошками  вперед, вращательные движения кистей в ритм, пальчики разведены)

Молотком стучали,

Гвозди забивали

(Стучат кулачком об кулачок)

Так!

(Интонация произнесения: серьёзно)

Ладушки-ладошки

У ребяток-крошек

(Руки ладошками  вперед, вращательные движения кистей в ритм, пальчики разведены)

Пирожки лепили,

В печку садили

(«Лепят» пирожки ладошками)

Так!

(Интонация произнесения: удивленно)

Ладушки-ладошки

У ребяток-крошек

(Руки ладошками  вперед, вращательные движения кистей в ритм, пальчики разведены)

Весело стучали,

Звонко ударяли

(Хлопают в ладошки)

Так!

(Интонация произнесения: весело)

Ладушки-ладошки

У ребяток-крошек

(Руки ладошками  вперед, вращательные движения кистей в ритм, пальчики разведены)

Очень устали,

Крепко засыпали

(Ладони сложили вместе, положили под голову, глазки закрыли)

Так!

(Интонация произнесения: шёпотом)

Средний  уровень сложности (дети повторяют последнее слово или часть слова в строчке, движения и интонация те же)

Простой  уровень сложности (дети подражают облегченным словам, движения и интонация те же)

Ладушки-ладошки

У ребяток-крошек  (Руки ладошками  вперед, вращательные движения кистей в ритм, пальчики разведены)

Кашу варили,

Деток кормили  (Круговые движения указательного пальца по ладошке)

Так!

«Ам-ам!»  (Из ладошек «делают» тарелочку, изображают, что кушают; интонация произнесения: хвастливо)

Ладушки-ладошки

У ребяток-крошек  (Руки ладошками  вперед, вращательные движения кистей в ритм, пальчики разведены)

Молотком стучали,

Гвозди забивали  (Стучат кулачком об кулачок)

Так!

«Тук-тук!»   (Стучат кулачком об кулачок два раза; интонация произнесения: серьёзно)

Ладушки-ладошки

У ребяток-крошек    (Руки ладошками  вперед, вращательные движения кистей в ритм, пальчики разведены)

Пирожки лепили,

В печку садили       («Лепят» пирожки ладошками)

Так!

«Ам-ам!»      (Из ладошек «делают» пирожок, изображают, что кушают; интонация произнесения: удивленно)

Ладушки-ладошки

У ребяток-крошек    (Руки ладошками  вперед, вращательные движения кистей в ритм, пальчики разведены)

Весело стучали,

Звонко ударяли        (Хлопают в ладошки)

Так!

«Хлоп-хлоп!»      (Хлопают в ладоши два раза; интонация произнесения: весело)

Ладушки-ладошки

У ребяток-крошек      (Руки ладошками  вперед, вращательные движения кистей в ритм, пальчики разведены)

Очень устали,

Крепко засыпали     (Ладони сложили вместе, положили под голову, глазки закрыли)

Так!

«Бай-бай»   (Интонация произнесения: шёпотом)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: Логоритмические игры, как средство коррекции речи детей - дошкольников с ЗПР

В данной статье рассматривается проблема преодоления речевых расстройств, учитывая особенности взаимосвязей между двигательными, психомоторными и речевыми возможностями детского организма. Особое вним...

Опыт работы: Логоритмические игры, как средство коррекции речи детей - дошкольников с ЗПР

В данной статье рассматривается проблема преодоления речевых расстройств, учитывая особенности взаимосвязей между двигательными, психомоторными и речевыми возможностями детского организма. Особое вним...

Музыкальные логоритмические игры по развитию речи у детей младшего дошкольного возраста

Музыкальные логоритмические игры для детей младшего дошкольного возраста....

Консультация для воспитателей и родителей.Логоритмические игры.

Логоритмические игры  направлены на коррекцию общих и мелких движений, развитие координации «речь — движение», расширение у детей словаря, способствуют совершенствованию психофизических фу...

Работа в младшей группе детского сада во всех режимных моментах через логоритмические игры, упражнения, пальчиковые игры.

О пользе и важности применения логоритмических игр в ежедневной работе с детьми младшей группы детского сада....

Логоритмическая игра "Мы играем-речь развиваем"

Логоритмическая игра "Мы играем - речь развиваем" способствует -развитию слухового внимания и фонематического слуха;- развитию музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, ...