Совершенствование коррекционно-развивающей деятельности дошкольников с нарушениями слуха средствами «Семейной хореографии»
статья по коррекционной педагогике на тему

Овсянкина  Анастасия  Александровна

Публикация   статьи  в сборнике материалов Второй  Международной  заочной  научно-практической  конференции (Санкт-Петербург, 2014)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ovsyankina_a.a.doc.docx19.08 КБ

Предварительный просмотр:

Овсянкина   Анастасия  Александровна

воспитатель

МБДОУ  «Детский  сад  №  26  

 комбинированного  вида»,  г. Великие  Луки

Совершенствование  коррекционно-развивающей  деятельности  дошкольников  с  нарушениями  слуха   средствами  «Семейной  хореографии»

  Реформы, осуществляемые   в  России,  вызывают  кардинальные   изменения  в  обществе.   Преобразованиями  затронуты  практически   все   сферы  жизни  и  деятельности   людей.    Одной из важных проблем образования сегодня является развитие новых подходов к образованию   лиц   с  особыми  потребностями.   

 В  Российской  Федерации  только  за   последнее  десятилетие  число  детей-инвалидов    увеличилось  более   чем  в  два  раза,  из  них     с  нарушениями    слухового  анализатора  составили   6,4 %  к   числу   общей   детской  инвалидности [1, 4, 6]. Полноценное  развитие  детей,  имеющих   нарушение  слуха,  невозможно  без  физического  воспитания,  обеспечивающего  не  только   необходимый   уровень  физического  воспитания, но  и  коррекцию  отклонений  различных   сфер  деятельности   глухого  ребенка [2, 3, 5].

 Поражение  слуха   приводит   к  необходимости  применения   особых   методов   обучения  и  воспитания  таких детей  с   нарушениями, основанных  на  использовании   всей  системы   сохранных   анализаторов  и  направленных   на  коррекцию   последствий   нарушенного    психофизического   развития  [5].

 Анализ  программ   по   физическому  воспитанию  для  специальных   дошкольных   учреждений, широкая  распространенность    нарушения   слуха   среди  дошкольников, сложность  детско-родительских  отношений - демонстрирует, что   объем  и  содержание  двигательной   активности  детей  данной   категории  не  в  полной  мере   отвечает   современным  требованиям,   условиям  и  стандартам   образования.

 На  наш  взгляд, применение технологии  «Семейной  хореографии», при  решении  данных   проблем  может   стать не  только  эффективным   средством коррекционно-развивающего  направления  в работе    дошкольников  с  нарушениями  слуха,  но и  способствует   социального  адаптации  «особых  семей».

 «Семейная  хореография»  или  «Семейная  скульптура», была  предложена  Дэвидом  Кантором, Фредом  и  Банни  Дал  из  Бостонского  института  семьи  и  Пеппи  Папп  из  Института  Аккремана  в  Нью-Йорке.  Эффективность  «семейной  хореографии»   связана  с  тем,  что  ее  суть   оказывается  понятной    для   любой   семьи,  особенно  для  тех  семей,  у  которых  есть  трудности  в   словесном  формулировании  проблем,  которые  наряду  с  их   альтернативными  решениями  могут   быть  представлены   здесь   в   движении  и  визуализации.   Главная   ценность   ее   состоит  в   том,  что   она   способна  наглядно   представить   человеческие   взаимоотношения.  Эта   методика относятся к социометрическим методикам коррекционной работы с семьей. Педагог  уводит  коррекционный процесс от интеллектуального и эмоционального обсуждения к реальному взаимодействию членов семьи.

В  силу  множественных  нарушений,  ребенок не  может  быть  адаптирован  и  социализирован  «сам  по  себе», отдельно  от  родителей.  Поэтому  речь  идет  об  интеграции  в   социум семьи  «особого»  ребенка  в  целом.   Таким  образом, одной  из  задач  технологии  «семейной  хореографии»,  в  которой  мы  принимаем   участие,  становится  создание  условий  для  социальной   адаптации  семей  с  «особым»  ребенком.

 Технология «Семейной хореографии»  направлена на гармонизацию детско-родительских отношений посредством танца,  предполагает непосредственное  участие  родителей  в  качестве   партнеров  в  коррекционно-развивающем  процессе   и   способствует   повышению  результативности  коррекционного   воздействия  в   условиях   дошкольного    учреждения.  

    Процесс  коррекционно-развивающей  деятельности  дошкольников  с  нарушениями  слуха   средствами  «Семейной  хореографии»   состоит  из  трех  этапов:

1 этап:  индивидуальная   работа   с  семьей  (музыкально-ритмические  упражнения,  пластические  этюды, театрализация  образов,  танцевальные  композиции  и   концертные   номера и т.д.),  а  также     демонстрация  достигнутых   результатов  членам   семьи  (мини  концерты, просмотры,   видеорепортажи и т.д.)

2  этап:  коллективная   работа  с   семьями,  имеющими  детей  с  нарушениями  слуха  (совместные   этюды и  упражнения) и  демонстрация  достигнутых  результатов   (выступления с  концертными  номерами  и  программами  на  родительских  собраниях  коррекционной  группы,   вечерах-развлечений и  досугах).

3  этап:  инклюзия и   социализация  «особых»   семей  в детско-родительский   коллектив  общеобразовательных   групп  ДОУ  («свобные»   занятия,  совместные  репетиции,  мастер-классы,  тренинги и т.д.) и  демонстрация  достигнутых  результатов   (выступления с  концертными  номерами  и  программами  на  общих  родительских  собраниях,   вечерах-развлечений, досугах,  праздниках).

Технология «Семейной  хореографии»  на  данном   этапе  внедряется  и  апробируется    на   базе  МБДОУ «Детский   сад»  №  26   комбинированного   вида»  г.  Великие  Луки,   и  может стать  эффективным   средством  и  способом коррекционно-развивающей  деятельности    дошкольников  с  нарушениями  слуха.

Литература:

  1. Богданова  Т.Г.  Сурдопсихология:  учебное   пособие  для   студ.  высш.   учеб.  заведений / Т.Г. Богданова. – М.: Академия, 2002. – 203 с.
  2. Головчиц  Л.А.  Дошкольная   сурдопедагогика:  Воспитание  и  обучение   дошкольников  с  нарушениями   слуха [Текст]: учеб.пособие  для  студентов   вузов/ Л.А. Головчиц. – М.: ВЛАДОС, 2001.- 304 с.
  3. Голозубец Т.С. Методика  адаптивного   физического  воспитания  глухих  детей  младшего   школьного   возраста  с  использованием  креативных  средств  физической   культуры: автореф. дис… канд. пед.  наук /Голозубец Т.С. – Хабаровск, 2005. – 23 с.
  4. Добрынина Л.А. Адаптивное  ФВ   глухих  дошкольников  на  основе  развития   координационных   способностей:   автореф. дис… канд. пед.  наук /Добрынина Л.А. – Хабаровск,  2002. – 21 с.
  5. Картавцева  А.И., Евсеева  О.Э.  «Комплексная  программа  адаптивного  ФВ  неслышащих  детей  в  ДОУ»/ Картавцева  А.И., Евсеева  О.Э.  –М., 2010 .
  6. Королев С.А.  Методика  воспитания  двигательно-координационных   способностей глухих  и  слабослыщащих  детей  4-7 лет  в  спец.  дошк.  учреждениях:  автореф. дис… канд. пед. наук /Корорлев С.А. – М., 2004. – 19 с.