Конспекты занятий по логоритмике для детей раннего возраста (или детей с ОВЗ с уровнем возраста развития 2 - 3 года) с использованием элементов технологии Н. Зайцева «Технология раннего и интенсивного обучения грамоте».
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему

Чалкова Наталья Александровна

       В современном образовании  оказание коррекционно-педагогической помощи детям раннего возраста является инновационным направлением, которое стало актуальным не только для специализированных учреждений, но и для общества. В последние годы возросло количество новорожденных, на развитие которых повлияло множество эндогенных и экзогенных причин,   нарушивших ход нормального развитии. Такие дети нуждаются в комплексной медико-психолого-педагогической реабилитации.

       Ранний возраст по праву считается сензитивным периодом усвоения речи. До 3-х лет ребенок проходит существенную часть в формировании наиболее значимых для психофизиологического и речевого развития сенсорных систем: зрительной, слуховой и двигательной (И.М. Сеченов, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.Г.Ананьев, Л.А. Венгер).

      Дети с ОВЗ в раннем возрасте имеют отличительные особенности:

- двигательно расторможены;

- имеют дефицит внимания;

- имеют тяжелую или грубую задержку речевого развития;

- имеют нарушения координации общих движений, ручной и  артикуляционной моторики;

- склонны к частым заболеваниям дыхательных органов.

      Важной частью коррекционно-развивающей  работы являются логоритмические занятия, которые позволяют осуществлять интеграцию образовательных и профилактических задач коррекционной направленности, а также преемственность и сотрудничество педагогического и медицинского персонала в абилитации и реабилитации воспитанников Дома ребёнка.

      Логопедическая ритмика является одним из видов активной терапии движениями. Она основана на взаимосвязи слова, музыки и движения и способствует коррекции имеющихся у детей нарушений  и опирается на общие методологические основы  логопедии, психиатрии, специальной психологии и педагогики.

      Цель логоритмической работы – ранняя коррекция и профилактика     отклонений в речевом  развитии ребёнка посредством сочетания слова, движения и музыки. 

      Использование элементов технологии Н. Зайцева «Технология раннего и интенсивного обучения грамоте» расширяет возможности педагога в развитии и кррекции речи и психических процессов, позволяя сочетать работу всех анализаторов в процессе обучения. Занятия разработаны в соответствии с лексической тематикой и проводятся совместно с музыкальным руководителем, который заранее подбирает репертуар. В своей практике эти конспекты могут использовать педагоги любых учреждений, работающие с такими детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtorskie_konspekty_logoritmicheskih_zanyatiy.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспекты занятий

по логоритмике

для детей раннего возраста

(с использованием элементов технологии Н. Зайцева «Технология раннего и интенсивного обучения грамоте»)

Конспект занятия по логоритмике

«Ладушки»

Цель:

- учить ориентироваться на своем теле, называть и показывать его части;

- упражнять в построении в колонну, руки на пояс;

- развивать речевой слух, артикуляционную моторику, тонкую моторику;

- формировать умение сочетать движения с музыкальным и речевым ритмом.

Оборудование:

кукла Маша, кастрюля, фасоль, зеркало.

Ход:

  1. Организационный момент. «Поздороваемся ладошками».
  2. «По ровненькой дорожке».
  3. В гостях у Маши»
  1. «Кашу варим»

под музыку собираем фасоль в кастрюлю (пауза – садимся на стульчики и «мешаем» пальцем по ладошке – варим.

  1. «Молотком стучим»

песня «Строим дом»

  1. «пирожки лепим»

«большие пирожки»                     похлопать губами язык в разном

«маленькие пирожки»               темпе, со сменой высоты голоса

(Руки сложить корзинкой)

  1. «Хлопаем ладошками»

Есть у нас игра такая:

«Мы играем….»

Мы играем на гармошке: ля – ля

Громко хлопаем в ладошки: хлоп – хлоп

Головой слегка качаем: кач – кач

Ручки кверху поднимаем: тач – тач (руки вверху)

Мы в ладоши: хлоп – хлоп

А ногами: топ – топ

Вниз ладошки опускаем –

Отдыхаем, отдыхаем!

  1. «Ручки, ножки…»                

песня-игра «Ладушки – ладошки».

  1. Итог. «По ровненькой дорожке уходят наши ножки».

Конспект занятия по логоритмике

«Осень»

Цель:

- учить ходить друг за другом, держась за пояс и без поддержки – по следам;

- развивать чувство ритма и речевое дыхание;

- формировать умение подпевать;

- упражнять память.

Оборудование: 

листья (большие и маленькие), панно «Ежик», «Тропинка», два ведерка: большое и маленькое, наглядный материал на липучках: лиса, листок, гриб, зонтик.

Ход:

  1. Организационный момент. «Листопад» (листья на полу).

Построение детей в круг.

  1. Игра с движением и речью «Под ногами листопад»
  2. Ходьба по тропинке (по следочками)

Мы листочки соберем,

По тропинке в лес пойдем (к ежику)

  1. Песня «Маленький ежик»

Сопровождение показом (листок, грибок, лиса)

  1. Игра «Разложи листочки по величине»
  2. Игра с большими листьями.

     Листья осенние тихо кружатся                (кружатся)

Листья нам под ноги тихо ложатся        (кружатся)

И под ногами шуршат-шелестят                (на корточки садимся

Будто опять закружиться хотят                постепенно)

ф-ф-ф-ф…                                                (качают руками влево-вправо)

7. Игра с маленькими листочками

(сидя на стульях), под музыку

«Дует, дует ветер….» дети держат листья в руках – по коленкам отбиваем ритм кулачками, в конце – сдуваем листочки.

  1. Массаж «Ежик» (колючая катушка)
  2. Игра с лисичкой «Солнышко – дождик» (бег врассыпную и в заданном направлении).

10. Итог.

Конспект занятия по логоритмике

«Овощи»

Цель:

- продолжать учить сочетать движения и речь;

- упражнять в ходьбе по дорожке со следами;

- развивать слуховое восприятие, умение подражать, участвовать в сопряженных высказываниях

- формировать ритмические способности

Оборудование:

кукла, панно, фигурки героев сказки «Репка» на липе, кокошники, «кубики Зайцева» со складами: Д, Б, С, К, М.

Ход:

  1. Организационный момент. Динамическое упражнение «Мы идем» (мы поем, мы едем, мы кричим).
  2. Ходьба по дорожке со следами.
  3. Мы пришли в огород,

Здесь капуста растет.

«Мы капусту рубим»

(движения сопровождаются музыкой)

  1. Хоровод «Репка».
  2. Игра с внучкой «Спой песенку» (с картинками)

В огороде внучка

В кубики играет (кубики со складами: ДУ-ДО-ДА-ДЭ-ДЫ и т.п.)

«Спой песенку….» (дедушки, бабушки, собачки, кошки, мышки)

  1. Игра «Кот и мышка» (кот и мышка сидят напротив детей)

Мышка песенку поет                        мышка качает головой

На печурке дремлет кот                        кот спит

Тише, мышка, не шуми,                         дети грозят пальцем

Кота Ваську не буди

Котик умывается                                кот умывается

Кушать собирается

- Мяу!        Кот говорит мяу, мышка убегает к детям «в норку»

7. Итог.

Конспект занятия по логоритмике

«Рукавичка»

Цель:

- учить действовать по речевому и неречевому сигналу;

- развивать умение различать на слух темп речи и мелодии (быстро-медленно);

- упражнять в умении передавать ритм по образцу;

- развивать умение повторять алгоритм из пяти складов (буквенных знаков).

Оборудование:

- рукавичка, зайчик-бибабо, золотой кубик (Зайцева) - гласные первого ряда: У-О-А-Э-Ы,  картинки зверей, кокошник «Мышка».

Ход:

  1. Организационный момент. «Зайка» (игрушка на руку).
  2. «Зайка беленький сидит» (на стульях).
  3. Игра «Рукавичка» ( кого заденет, тот – садится на корточки).

Из рукавички появляются картинки животных с артикуляцией гласных звуков.

  1. Работа с золотым кубиком – песенка зверят (Волк – У, Лиса – О, Лягушка – А, Зайчик – Э, Мишка – Ы).
  2. Хоровод «Стоит в поле теремок» (все инсценируют).
  3. Игра со звукоподражанием и инсценировкой на развитие речевого слуха  «Кто поет?»
  4. Игра «Мышка песенку поет».
  5. Итог.
  6. «По ровненькой дорожке уходят наши ножки»

 

Конспект занятия по логоритмике

«Зайчик в гостях у Мишки»

Цель:

- продолжать учить соотносить  склады со звуками;

- упражнять в дифференциации звука по силе голоса (громко, тихо);

- закрепить виды ходьбы по речевому сигналу.

Оборудование:

- заяц, медведь, большой золотой кубик, снежинка, шишки, корзинка, палочки с мишурой.

Ход:

  1. Организационный момент. «Кто пришел?» (заяц).
  2. «Зайка умывается,

    в гости собирается»

3. «По ровненькой дорожке» - в гости (ходьба, прыжки, приседания, встаем – руки вверх).

4. «Мишка песенку поет» (У, О, А, Э, Ы), затем зайка, детки.

5. «Большие ноги – маленькие ножки).

        (в кругу – ходьба, бег на месте)

    6. «Падает снежок»

        На полянку, на лужок

        Тихо падает снежок.

        Пляшут все пушинки,

        Белые снежинки.

        (махи палочками: вверх-вниз, влево-вправо), подули.

  1. Игра с мишкой «Мишка косолапый»
  1. Инсценировка.
  2. «Собери шишки».
  1. Игра с зайкой «Зайка серенький сидит»
  2. «Большие ноги – маленькие ножки»

10. «Колыбельная» под музыкальное сопровождение (громко-тихо: А-А-А).

11. Итог.

Конспект занятия по логоритмике

«Теремок»

Цель:

- закрепить произношение гласных первого ряда;

- развивать умение соотносить звуки со складами;

- учить действовать с предметами под музыку;

- упражнять в построении в круг, движениях с сомкнутыми и разомкнутыми руками.

Оборудование:

- теремок, золотая песенка (вертикальная), картинки животных (волк, лиса, лягушка, заяц, медведь), по 2 кольца от пирамидки, по 2 карандаша, вертушка, обруч.

Ход:

Организационный момент. Чтение вступления «Теремок»

  1. «На опушке теремок» (он не низок, не высок) (построение в круг вокруг обруча: присесть, встать – руки вверх)
  2. «Кто-кто в теремочке живет?»

1) Волк (песенку поет: У-У-У)

- «Спой песенку»

- «Дуют ветры сильные, дуют ветры слабые» (выдох)

2) Лиса (О-О-О)

- «Спой песенку»

- «Прянички для Манечки» (с колечками) на мотив песни «Я пеку, пеку...»

3) Лягушка (А-А-А)

- «Спой песенку»

- «По ровненькой дорожке» (шаги, прыжки, приседания, встать – руки вверх)

4) Заяц (Э-Э-Э)

- «Спой песенку»

- «Строим дом» (с карандашами).

3. Итог.
        

Конспект занятия по логоритмике

«Весна пришла»

Цель:

- учить ходьбе под музыку по заданному направлению;

- учить подражать  движениям за взрослых;

- развивать мелкую моторику;

- упражнять в пропевании гласных по заданному алгоритму.

Оборудование:

- «полянка», цветок-игрушка, 8-10 ленточек голубых, аудиозапись «Птицы», 5 птичек, 4 золотых кубика, вертикальная золотая песенка с домиком, камешки (10).

Ход:

  1. Организационный момент. Аудиозапись «Птичьи голоса».
  2. «По лесной тропинке» - ходьба по дорожке («По ровненькой дорожке»).
  3. «Шли, шли, на полянку пришли» («Весенняя полька»).
  4. Пальчиковая игра «Цветочки» (внесение игрушки-забавы «Аленький цветочек»).
  5. «Ручейки» - цветочек хочет пить – пускаем ручейки под музыку (руки с лентами за спинкой: рука вперед, движения влево-вправо; другая рука; две руки вперед; за спинку; вперед; за спинку).
  6. «Птички на полянке» – под быстрый темп летают вокруг полянки; на одноударный ритм – клюют.
  7. «Птички сели на ветки» (на стульчики), песенки поют (У-О-А-Э-Ы).
  8. Дорожка подарила нам камешки. Споем песенку дорожке (постукивание камешками на мотив «По ровненькой дорожке»).  
  9. Итог.
  10. «По ровненькой дорожке уходят наши ножки»

Конспект занятия по логоритмике

«А на дворе - весна»

Цель:

- продолжать учить ходьбе в заданном направлении;

- упражнять в произношении звукоподражаний;

- упражнять в умении ритмично издавать звуки (ракушки);

- повторить движения рук с лентами;

- закрепить зрительный образ гласных букв первого ряда.

Оборудование:

- курочка, уточка, корова, свинья, кошка, по 2 ракушки на ребенка и дефектолога и 2 ленты, карточка с гласными звуками.

Ход:

  1. Организационный момент «Голоса с деревенского двора».
  2. «Угадай, кто пришел?» (по звукоподражанию).
  1. «Курочка» (кудах-тах-тах; ко-ко-ко).

- бег под быструю музыку;

- приседают, клюют под такт (ко-ко-ко)

2) «Уточка» (кря-кря) – плавала в речке, нашла ракушки

- ритмичное постукивание ракушками под стихотворение «Утки крякают» с музыкальным сопровождением.

3) «Корова» (му-му-му)

- музыкальная игра «Далеко, далеко, на лугу пасутся ко…» - под эти слова хлопаем, стоя в кругу;  кони – ходьба на месте; козы – «рожки» к голове, повороты влево-вправо туловища; коровы – «му», «му», «му». В конце хлопаем.

4) «Свинья» (хрю-хрю-хрю) – любит в лужах купаться. Игра «Дождик» - в кругу, ленточки вперед, назад – за спину – под музыку, покружились.

5) «Кошка» (мяу, мяу) «Угадай песенку». Кошка поет, дети показывают на букву, звук которой отгадали, берут кошку, поют вместе с ней. (У, О, А, Э, Ы).

6) Пришла во двор бабушка. «Бабушкина, купим курочку».

     3. Итог.

     4. «По ровненькой дорожке». Провожаем бабушку, идем домой.

Конспект занятия по логоритмике

«Маленький ежик»

Цель:

- учить выполнять движения в построении кругом, ходить по кругу;

- закрепить умение различать красный и зленный цвет, действовать по сигналу;

- упражнять в умении отстукивать, держать палочку правильно.

Оборудование:

- ежик-игрушка, заяц-игрушка, 3 емкости, 2 вида яблок (красные и зеленые), по 2 камешка по числу детей, барабан, палочки для барабана.

Ход:

  1. Организационный момент «Звучание барабана».
  2. Инсценировка стихотворения: «С барабаном ходит ежик – бум! Бум! Бум! Целый день играет ежик: - бум! Бум! Бум! Ножками вперед – бум! Бум! Бум! Ножками назад – бум! Бум! Бум! (по кругу, в кругу вперед-назад).
  3. «Угостим ежика» - зеленые яблоки – красные яблоки – раскладывание из общей посуды в 2 разные под сигнал «музыка» (спокойная).
  4. «Ходит ежик по каменной дорожке». Ритмичное отстукивание камешками (двумя) рисунка: / - / - / под марш.
  5. «Ежик повстречал Зайку».

Игра «Зайка Серенький сидит».

  1. П/и «Беги к зайке» - взрослый с зайчиком под музыку перемещается по комнате, дети сидят. По сигналу «Беги к зайке» взрослый садится (3-4 раза), дети к нему бегут.
  2. «Весенняя полька» - движения под речь и музыку.
  3. «Ежик подарил барабан».

- Ежик ушел в лес с Зайкой, а барабан подарил поиграть. (держим палочку правильно, количество ударов регулируем от 1 до 3, удары ритмичные).

  1. Итог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию детей раннего возраста с элементами рисования «Игра с цветом».

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию детей раннего возраста с элементами рисования «Игра с цветом».Образовательные области: познавательное развитие, социализация, ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми раннего возраста (2-3)по развитию речи "В гости к белочке" с использованием здоровьесберегающей технологий

Задачи:1. Формировать представление детей об окружающем мире- Расширять словарный запас детей. Побуждать отвечать на вопросы воспитателя.Развитие представлений об окружающем мире.Развитие ...

Конспект занятия по развитию речи детей раннего возраста (1-2 года) на тему: «В гости к петушку»

Конспект занятия по развитию речи детей раннего возраста (1-2 года) на тему: «В гости к петушку»...

Конспект занятия по развитию речи детей раннего возраста (2-3 года) «В гостях у курочки»

Конспект занятия по развитию речи детей раннего возраста (2-3 года)«В гостях у курочки» ...

Конспекты занятий по логоритмике для детей раннего возраста

Логоритмика – это упражнения на координацию слова с движением. Цель логоритмических занятий - преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, воспитания и кор...