Коррекционные мероприятия с детьми РДА
методическая разработка по коррекционной педагогике

Харалгина Наталия Александровна

Обобщение психолого-педагогического опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korrektsiya_rda.doc169.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение психолого-педагогического опыта

Коррекционные мероприятия с детьми РДА

Психотерапия

Базовые задачи психотерапии при аутизме:
- организация общего позитивного фона в процессе коррекции
- развитие эмоциональной сферы ребенка
- активация коммуникативной сферы
- коррекция негативизма
- трансформация страхов, агрессий и самоагрессий.
Современная психотерапия аутизма представлена рядом авторских методик и программ, отличающихся не только сутью научного подхода, но и степенью известности, эффективности и доступности для семьи. Порядка 20-ти программ получили признание в странах Америки, Европы и Азии. Основные методы и приемы, которые они используют в различной комбинации, – это игровая терапия, арттерапия, сказкотерапия, песочная терапия, анималотерапия, кинезиотерапия и др.
Наибольшее значение в процессе развития ребенка имеет опыт раннего детства. Развитие считается доступным терапевтическому вмешательству на любом этапе и независимо от форм его протекания. Наличие здорового потенциала предполагается у каждого индивида. В понимании поведения человека личностная интерпретация событий является наиболее важной. Поведение индивида определяется совместным воздействием трех факторов: наследственности, среды и личностной активности. Большое значение имеет воля самого человека, ребенок таким образом становится активным участником терапевтического процесса. Наиболее сильным в человеке является мотив самореализации, или максимального развития личностного потенциала.

Основная задача психотерапевта состоит, таким образом, не в устранении симптома, а в поиске контакта со здоровыми элементами личности, их активации и за счет этого - развитии общего потенциала личности в целом. Целям терапии может отвечать все поле социальных взаимодействий больного, а задачей психотерапевта, работающего в данном направлении, становится создание вокруг пациента социально активной среды. Принцип "терапия средой плюс терапия среды", заключается в том, что терапевтическое воздействие как на пациента, так и на его ближайшее окружение осуществляется социально активной средой, специально моделируемой психотерапевтом.

В детской психотерапии эффективным является моделирование среды, включающей сверстников пациента, играющих роль фасилитаторов коррекционного процесса. Сам же психотерапевт выступает в качестве агента изменения (катализатора), запускающего этот процесс и впоследствии осуществляющего контроль и наблюдение за ним. У детей с тяжелыми психическими заболеваниями, ранним детским аутизмом в особенности, проблемы, связанные с функционированием в социуме, проявляются особенно ярко. Грубая дефицитарность общения, как первично, биологически, так и вторично, социально обусловленная, ведет к недоразвитию социальной адаптации и личности в целом. Обеспечение общением (заполнение "коммуникативного резервуара", и в первую очередь его эмоциональной составляющей) является важным для таких детей. Причем коммуникативные навыки как база для гармоничного развития личности наиболее успешно формируются в случае предоставления ребенку возможности обучения взаимодействию на собственном опыте при поддержке ближайшего окружения и специалистов.
Сформированная психотерапевтом среда по своим параметрам должна быть максимально приближена к естественной. Соответственно строится методологическая схема поэтапной коррекции и активизации социального функционирования детей с ранним детским аутизмом и некоторыми другими психическими заболеваниями.

1-й этап - индивидуальные занятия. Этот этап необходим детям, находящимся в наиболее тяжелом состоянии ввиду отсутствия коммуникативных навыков и отказа от общения в любой форме. Основная задача психотерапевта - вызвать у ребенка чувство "коммуникативного удовольствия". Она может быть достигнута за счет снятия акцентов с регламентирующей и информационной функции коммуникации и впоследствии присоединения к сохранным, здоровым частям личности. На этом этапе ребенку позволяются любые проявления поведения, кроме угрожающих жизни.

2-й этап - занятия в малой (2-3 человека) коррекционной группе. Начиная с этого этапа в терапевтический процесс на правах ко-терапевтов включаются сверстники пациента, способные продемонстрировать более зрелые формы игровой деятельности, обладающие хорошими коммуникативными навыками и выраженными эмпатическими способностями. Здесь главная задача - достижение бесконфликтного существования рядом со сверстниками и заинтересованного (хотя бы в форме наблюдения) отношения к ним.

3-й этап - занятия в смешанной коррекционной группе (от 6 до 15 человек) - является основным и самым продолжительным в психотерапевтическом процессе. Открытые и гетерогенные по возрастному и нозологическому параметрам группы объединяют детей с различными пограничными состояниями и социальными поведенческими девиациями. Причем у ядра коллектива возрастные различия сведены к минимуму. Исключение составляют дети с РДА, которые сознательно направляются в группы более старших и более младших по возрасту. Это обусловлено тем, что максимально отличающиеся по возрасту дети предъявляют друг другу минимальные требования, что снижает чувство опасности и тревоги при организации коммуникации. По мере развития навыков общения у детей с РДА и улучшения их состояния в целом они переводятся в группы, где возраст участников несколько приближен к возрасту пациента.

Ожидается, что на данной стадии психокоррекционной работы ребенок с синдромом раннего детского аутизма сможет строить адекватные взаимоотношения со своими ровесниками и отвечать предъявляемым требованиям, не испытывая при этом чувства тревоги и дискомфорта. Основная задача на этом этапе - осуществление перехода от одиночной предметной игры в присутствии других детей к игре вместе с ними. Отсутствие речи или минимальная речевая активность детей с тяжелыми расстройствами, как показывает практика, не является непреодолимым препятствием.

4-й этап - занятия в открытой социальной среде. Они зачастую проводятся параллельно с занятиями 3-го этапа и включают в себя посещения театров, музеев, экскурсии по городу, туристские походы и проживание в летнем лагере. Основная цель данного этапа - закрепление навыков самостоятельного взаимодействия с окружающим миром. Каждый ребенок посещает занятия 1-2 раза в неделю в течение учебного года, иногда на протяжении нескольких лет. Продолжительность одного занятия около полутора часов. Поведение психотерапевта на всех этапах психотерапевтического процесса недирективно, воздействие осуществляется на основе эмпатических коммуникаций. Особое внимание на протяжении всей работы специалисты уделяют подбору участников терапевтических занятий. Здесь важны не биологический возраст и нозологические параметры, а скорее личностные особенности и уровень социальной зрелости пациента.

Участники психокоррекционного процесса подбираются с учетом их принадлежности к четырем основным группам:
1) дети с тяжелыми хроническими психическими заболеваниями (преимущественно РДА) представляют основную группу для направленных терапевтических усилий;
2) дети с пограничными расстройствами и незначительными поведенческими нарушениями составляют группу, которая в ходе психокоррекционного процесса не просто является "игровой средой" для детей с тяжелыми психическими заболеваниями, но и в первую очередь решает собственные проблемы в рамках традиционно понимаемой игровой терапии;
3) дети с расстройствами социального поведения принимают участие в психокоррекционной работе как с целью нормализации собственных поведенческих проявлений, так и, на более поздних этапах, в качестве помощников;
4) здоровые дети-ко -терапевты являются ядром психотерапевтической группы. Они участвуют в работе на добровольных началах, осознанно, в качестве помощников, имеют опыт тренинга общения и обладают такими необходимыми качествами, как эмпатия, наблюдательность, активность и креативность.

Одновременное присутствие в группе детей четырех указанных категорий как раз и позволяет моделировать среду, максимально приближенную к естественной (микромодель социума), и с большой степенью вероятности прогнозировать поведение детей в открытом социуме. Оценка результативности проводится по трем направлениям: наблюдения лечащего врача, отзывы родителей и независимая экспертная оценка психологов.

Положительным результатом для детей с аутизмом, как правило, является активизация и нормализация взаимодействия со своим окружением за счет снижения чувства тревоги и страха при построении коммуникации и, как итог, повышение личностного потенциала в целом. Для остальных участников психокоррекционного процесса следствием занятий в группе становится формирование положительного отношения к себе и окружающим, усиление активности и креативности за счет расширения границ принятия своих собственных проявлений и проявлений окружающих. Исходя из понимания человека как целостного биопсихосоциального образования, на всех этапах наиболее продуктивной является комплексная работа по биологической, психологической и социальной коррекции.

Данная методика описывает общую структуру эффективного использования психотерапии в лечении детей с ранним детским аутизмом. Выбор же конкретных методов и приемов (игровая терапия, арттерапия, дельфинотерапия, кинезиотерапия и др.) связан с индивидуальным характером развития заболевания и определяется лечащим психотерапевтом либо независимым консультантом-психологом. На всех этапах психокоррекции рекомендованы индивидуальные занятия ребенка-аутиста со специальным семейным терапистом, который работает в условиях семьи с привлечением и обучением родителей базовым навыкам коррекции.

 

Специальная педагогика

Специальная (коррекционная) педагогика решает задачи обучения и воспитания детей с особыми потребностями.
Реализуется в виде выбранной конкретной программы в течение нескольких лет. Решение о выборе той либо иной программы лежит на родителях, по рекомендации специалистов и с учетом материальных и других ресурсов семьи. Достигнутые результаты обучения ребенка-аутиста во многом определяются не столько эффективностью рабочей программы, сколько квалификацией семейного тераписта. Поэтому важная рекомендация для родителей, – не менять часто программы, а придерживаться выбранной. Обученный терапист на определенном этапе коррекции может сам предложить родителям сменить при необходимости программу.

Все методики коррекции аутизма
должны безусловно включать личностный подход в обучении. Необходима также особая пространственно-временная и смысловая организация образовательной среды. Так, например, дети с аутизмом нуждаются в особом структурировании образовательного пространства, облегчающем им понимание смысла происходящего, дающем им возможность предсказать ход событий и планировать свое поведение. Терапист знает, как зонировать помещение, организовать рабочее место, эффективно использовать жилое пространство, – как использовать освещение, экраны, вертикальные плоскости, «горячие зоны», звук и др.

Терапист не просто знает индивидуальные особенности ребенка (специфику речи, слуха, вкусовые предпочтения, факторы стресса, двигательные стереотипы и др.), но и умеет использовать их в процессе коррекции, добиваясь положительной динамики.
Хороший терапист – обычно психолог, тонко чувствующий состояние ребенка, умеющий находить контакт, удерживать внимание, быстро переключаться и адаптироваться.

Прикладной анализ поведения (АВА)

ABA (applied behavior analysis) или "Модификация поведения" существует около тридцати лет. Эта методика одна из самых эффективных. Ее основатель Ивар Ловаас отмечает, что около половины детей, занимавшихся по методике АВА, может продолжать обучение в обычной школе. До 90% детей, занимавшихся АВА, улучшают свое состояние.
АВА базируется на идее, что любое поведение влечет за собой некоторые последствия, и если ребенку последствия нравятся, он будет это поведение повторять, а если не нравятся, то не будет. При этом подходе все сложные навыки, включая речь, творческую игру, умение смотреть в глаза, и др., разбиваются на мелкие блоки – действия (behaviors).
Каждое действие разучивается с ребенком отдельно, затем действия соединяются в цепь, образуя сложное действие. При разучивании действий ребенку дают задание, если он не может справиться один, дают подсказку, а затем вознаграждают правильные ответы и игнорируют неправильные.

Например, вот одно из упражнений из программы "Язык - понимание". Терапист дает стимул, или задание ("подними руку"), затем дает подсказку (поднимает руку ребенка), затем вознаграждает ребенка за правильный ответ. После несколько попыток (задание - подсказка - вознаграждение) делается попытка без подсказки. 
Терапист дает задание: "Подними руку", и ждёт, даст ли ребенок правильный ответ. Если ребенок отвечает правильно без подсказки, он получает вознаграждение (его хвалят, дают что-нибудь вкусное, отпускают играть). Если ребенок дает неправильный ответ или не дает никакого ответа, терапист опять проводит несколько попыток с подсказкой, а потом пробует попытку без подсказки. Упражнение заканчивается, когда ребенок дает правильный ответ без подсказки. Когда ребенок начинает давать правильный ответ без подсказки в 90% случаев, вводят другой стимул, например "кивни головой" (первые два задания должны быть максимально непохожими). "Кивни головой" отрабатывается так же, как "подними руку".

Затем, когда ребенок станет выполнять "кивни головой" в 90% случаев, начинают чередовать "подними руку" и "кивни головой": сначала "ПР" - "КГ", потом "ПР" - "ПР" - "КГ", потом в другом порядке. Эти два стимула считаются освоенными, когда ребенок дает 90% правильных ответов при чередовании двух стимулов в произвольном порядке. Затем вводят и отрабатывают третий стимул, затем чередуют все три, затем вводят четвертый, и т.д. Когда у ребенка в запасе много  освоенных стимулов, включая такие полезные для ежедневной жизни, как "иди сюда", "дай (название предмета)", "возьми (название предмета)", начинают работать над обобщением, или генерализацией навыков – проводят упражнения в неожиданных местах (в ванной, на улице, в магазине), чередуют людей, дающих задание (тераписты, родители, бабушки и дедушки, знакомые, другие дети).

В какой-то момент ребенок не только осваивает те стимулы, которые с ним отрабатывали, но и начинает сам понимать новые задания без дополнительной отработки (например, "закрой дверь" ему показывают один-два раза, и этого оказывается достаточно). В таком случае программа считается освоенной – ребенок дальше может осваивать информацию из окружающей среды, как это делают типично развивающиеся дети.

В арсенале АВА несколько сотен программ, среди них невербальная и вербальная имитация, общая и мелкая моторика, понимание языка, называние предметов, называние действий, классификация предметов (кладет карточки с вилкой и ложкой в одну стопку, а карточки с кошкой и собакой – в другую), "покажи, как ты... " (делает вид, что причесывается / надевает шапку / крутит руль / тушит пожар / мяукает и ловит мышей), местоимения (правильно употребляет "я иду" – "ты идешь"), ответы на вопросы "что", "кто", "где", "когда", "как", употребление "да" и "нет", и др. Среди более продвинутых программ – "Скажи, что будет, если... " (предугадывает исход действия), "Расскажи историю", "Делай как (имя сверстника)", "Позови (имя сверстника) играть", и др.

Конечная цель АВА – дать ребенку средства осваивать окружающий мир самостоятельно.

Поэлементное разучивание многих десятков действий занимает много времени. Считается, что АВА дает наибольший эффект, если заниматься с ребенком по этой  методике 30-40 часов в неделю (при этом проверено, что аналогичное количество часов, проведенное с ребенком без особой методики, далеко не столь  результативно). Кроме того, в идеальном варианте надо начинать занятия по этой методике до того, как ребенку исполнится 6 лет (АВА помогает также старшим детям, но чем раньше начать занятия, тем лучше будет результат).

Родители, даже при наличии сил и ресурсов, как правило не могут давать ребенку сорок часов интенсивных занятий в неделю на протяжении нескольких лет. Обычно домашняя программа АВА для ребенка организуется силами родителей, плюс несколько человек нанятых и специально обученных терапистов, как правило студентов, и супервайзера – специалиста по программам. Один терапист занимается с ребенком на протяжении двух-трех часов (делая за это время пять-шесть программ), на протяжении одного дня с ребенком могут последовательно работать два-три тераписта, и таким образом ребенок занимается пять-шесть часов в день. Все тераписты записывают в журнал свои действия: над какими программами работали, сколько попыток, какие подсказки, сколько правильных ответов, сколько неправильных. Каждый следующий терапист просматривает записи предыдущего и начинает с того места, где предыдущий остановился. Раз в две-три недели происходит собрание всех терапистов, где супервайзер просматривает журнал, просит терапистов продемонстрировать, что именно они делают, решает, какие стимулы и программы уже освоены, и ставит новые цели.

Системность и интенсивность занятий обеспечивают их высокую результативность. Обратной стороной является сложность финансового обеспечения программы АВА. В США стоимость домашней программы по закону покрывает School District. В Украине и странах СНГ стоимость работы сертифицированного Специального семейного тераписта составляет 3-5 у.е. в час. При этом найти такого специалиста крайне сложно. Государство в процессе пока не участвует, родителям приходится рассчитывать на свои силы, участие спонсоров и посильную помощь волонтеров.

Рекомендуем также прочитать:

- статью практического психолога Т.И.Пуховой "Как «раскрутить» ребенка-аутиста в игротерапии. Практические советы"

- статью авторитетного психолога Бернарда Римланда "Интенсивное раннее поведенческое вмешательство: письмо поддержки"

- книгу Карен Прайор «Не рычите на собаку!»
Автор – писательница и авторитетный тренер дельфинов, точно и с юмором пишет об основах модификации поведения, применительно к дрессировке животных и самоусовершенствованию.
«Эта книга о том, как обучать кого угодно: человека или животное, старого или молодого, самого себя или других - и чему угодно. Как добиться, чтобы кот спрыгнул с кухонного стола, а бабушка перестала ворчать; как управлять поведением домашних животных, детей, начальства и друзей; как улучшить свои достижения в теннисе, гольфе, математике, развить память? Все это можно достичь, используя принципы обучения с подкреплением»

- книгу Кэтрин Морис «Услышать голос твой»
которая рассказывает, как ее двое детей вылечились от аутизма с помощью АВА – История триумфа одной семьи над аутизмом.

FLOOR TIME ("игровое время")

Методика создана Стенли Гринспаном. Использует интересы ребенка, даже патологические (например, часами тереть по стеклу) для установления с ним контакта (терапист или родитель становится рядом и тоже трет по стеклу, или закрывает стекло, и ребенок вынужден на это отреагировать – начать тереть стекло в другом месте, или тереть руку тераписта, или тереть стекло по очереди с терапистом – все эти возможности уже будут началом контакта).

Гринспан выделяет шесть стадий развития ребенка: стадия интереса к миру (достигается к трем месяцам), стадия привязанности (к пяти месяцам), стадия двухсторонней коммуникации (к девяти месяцам), стадия осознания себя (к полутора годам), эмоциональных идей (к двум с половиной годам), эмоционального мышления (к четырем годам). Аутисты обычно не проходят все стадии, а останавливаются на одной из них. Задачей "игрового времени" является помочь ребенку пройти через все стадии. Двусторонняя коммуникация достигается, если ребенок реагирует на действия тераписта. Всякий раз, когда такая реакция происходит, закрывается один круг коммуникации. Терапист должен стремиться к тому, чтобы ребенок стал закрывать как можно больше кругов в процессе общения. При этом сам терапист ставит себя в положение помощника, ассистента при ребенке, ребенок ведет, а терапист следует за ним; таким образом ребенок осознает и утверждает себя как личность.

Терапист не предлагает новых идей в игре, но развивает идеи, предлагаемые ребенком, а также задает вопросы, прикидывается непонимающим и побуждает ребенка объяснять, а значит, анализировать игровые ситуации. Таким образом в ребенке развивается эмоциональное мышление. Только в том случае, когда ребенок перестает закрывать круги коммуникации, то есть прерывает общение, терапист может вмешаться и предложить новые идеи.

Гринспан советует не прерывать ребенка, даже если ребенок вводит в игру агрессивные мотивы. Если ребенок таким образом выговаривается, он помогает себе научиться не бояться себя и своих эмоций, а обыгрывать их и таким способом управлять ими.

"Игровое время", в отличие от АВА, как считает Гринспан, не требует многочасовых занятий, и может проводиться родителями. Оптимально, чтобы родители прошли обучающий спецкурс. Хорошо также, чтобы родителей консультировал супервайзер, специализирующийся на этой методике.

Развитие Межличностных Отношений (РМО)

Relationship Development Intervention (RDI). Данная методика разработана в штате Техас двумя психологами, – Стивеном Гатстин и Рашель Шили. Включает диагностические критерии для определения, на каком уровне находится ребенок, с упражнениями для каждого уровня. Во всех упражнениях акцент делается на добровольности действия.

Примеры упражнений:
«Мои слова важны».

Цели:
- развивает внимание к разговору
- учит ценить ваши слова
- как говорить, чтобы вас слушали.
Сколько раз вы впадали в отчаяние, потому что приходилось повторять одно и то же? Многие дети аутисты не умеют слушать. Они легко отвлекаются, а тому, кто с ними говорит, приходится повторять много раз, и брать на себя работу по проверке того, услышано ли сказанное. В этом упражнении ребенку помогают понять, что в процессе коммуникации обязанности есть не только у говорящего, но и у слушающего.

Разные упражнения с бобовыми пуфами. 

Цели:
- ребенок сам обращает внимание на человека, который начинает с ним общаться
- удерживает внимание на действиях и выражении лица собеседника
- часто инициализирует совместное переживание эмоции, глядя на собеседника
- выражает одобрение новых действий социальных партнеров
- выражает желание продолжать интересные действия
- с удовольствием участвует в интересных действиях, начатых и контролируемых взрослым
В упражнениях используются большие и долговечные бобовые пуфы. Они похожи на круглые мешки, не имеют собственной формы. Дети всех возрастов любят их, им можно найти много разных употреблений. Упражнения с пуфами практически всегда бывают захватывающими для новичков. Следите внимательно, чтобы новичок не перевозбудился.

Диагностика

Для постановки диагноза аутизм не существует медицинских тестов. Также этот диагноз не может быть корректно поставлен при единовременном кратком осмотре ребенка, даже комиссией специалистов.
Аутизм диагностируется по наличию или отсутствию определенных поведенческих характеристик. Для этого тщательно изучается история развития ребенка, проводится анализ данных анамнеза. Эксперт проводит опрос родителей и других людей, вовлеченных в жизнь ребенка. Рекомендуется организация серии наблюдений за ребенком в различных ситуациях.
Диагностика аутизма должна проводиться командой специалистов, включающей в себя психолога, невропатолога, психиатра, психотерапевта, педиатра, логопеда-дефектолога, других экспертов, имеющих опыт работы с детьми с особыми потребностями.
Наблюдение и осмотр ребенка с подозрением на аутизм следует проводить в условиях, максимально приближенных к его привычному жизненному укладу. Поход в незнакомое учреждение и контакт с новыми людьми зачастую является фактором стресса для аутиста и может исказить диагностическую картину.

В основе диагностики аутизма лежат критерии международных классификаций психических расстройств и заболеваний МКБ-10 и DSM-4. Дополнительными вспомогательными средствами для определения вида патологии являются стандартизированные опросы родителей или близких, а также шкалы наблюдения, позволяющие более точно и качественно оценить определенные поведенческие симптомы.

Для диагностики раннего детского аутизма и в научных исследованиях применяется ряд опросников, шкал и методик наблюдения:

  • опросник для диагностики аутизма, адаптированный вариант (Autism Diagnostic Interview – ADI-R)
  • шкала наблюдения для диагностики аутизма (Autism Diagnostic Observation Schedule – ADOS)
  • шкала наблюдения для диагностики аутизма — общий вариант (Autism Diagnostic Observation Schedule-Generic – ADOS-G)
  • шкала рейтинга детского аутизма (Childhood Autism Rating Scale – CARS)
  • поведенческий опросник для диагностики аутизма (Autism Behavior Checklist – ABC)
  • опросник родителей для диагностики аутизма (Autism Diagnostic Parents Checklist – ADPC).

Диагностические таблицы и опросники дают информацию о сфере влечений, сфере общения, восприятии, мелкой моторике, интеллектуальном развитии, речи, игре, навыках социального поведения.

Методы аппаратной диагностики аутизма дают информацию о состоянии и функционировании мозга, вегетатики, сердечно-сосудистой системы:

  • электроэнцефалография – ЭЭГ, исследование биоэлектрической активности мозга и состояние его функциональных систем
  • реоэнцефалография – РЭГ (реография головного мозга), определение состояния сосудов головного мозга, выявление нарушений мозгового кровотока
  • эхоэнцефалография – ЭхоЭГ, измерение внутричерепного давления, выявление новообразований
  • магнитно-резонансная томография – МРТ, нерентгенологический метод исследования внутренних органов и тканей человека
  • компьютерная томография – КТ, сканирование и послойное изображение структур мозга
  • ультразвуковое исследование – УЗИ, диагностика брюшной полости, поверхностно расположенных органов и сосудов
  • кардиоинтервалография (вариационная пульсометрия), – исследование состояния вегетативной нервной системы
  • электрокардиограмма – ЭКГ, исследование сердца, отражающее функциональное состояние миокарда.

Лабораторные исследования оценивают состояние крови, иммунитет, выявляют наличие производных ртути и других тяжелых металлов, причины дисбактериоза. Аутистические расстройства сопровождаются поражением кишечника, регулярными болями при воздействии опиатов. Тесты на пищевую непереносимость и аллергены помогают сформировать индивидуальную диету для ребенка. Введение диеты – это уже начало лечения.

Диагностика детского аутизма до 2-х лет жизни является наиболее проблематичной. Основные трудности ранней диагностики аутизма заключаются в следующем:

  • наиболее ярко картина нарушения проявляется после 2,5 лет. До этого возраста симптомы выражены слабо, в скрытой форме;
  • часто педиатры и детские психиатры не знают проблемы, не могут разглядеть в ранних симптомах аномалии развития;
  • родители, которые замечают "необычность" своего ребенка, доверившись неспециалисту и не получив адекватного подтверждения, перестают бить тревогу.

Таким образом, диагностика аутизма представляет из себя достаточно объемный и затратный комплекс мероприятий. Задача врача на данном этапе – определить оптимальный и достаточный объем данных для корректной постановки диагноза аутизм. В дальнейшем необходимы регулярные дополнительные осмотры для уточнения диагноза. Частоту и направленность таких осмотров регламентирует лечащий врач.

Аутизм может встречаться в соединении с другими расстройствами, которые связаны с нарушением функции мозга, такими как вирусные инфекции, нарушения обмена веществ, отставание в умственном развитии и эпилепсия. Важно различать аутизм и умственные расстройства или шизофрению, так как путаница в диагностировании может привести к несоответствующему и неэффективному лечению.

Развитие и формирование структур мозга в раннем возрасте является самым активным. При патологии это оптимальный период для вмешательства и начала коррекции. Компенсаторные возможности формирующегося организма ребенка велики, и их следует своевременно и оперативно задействовать.

Альтернативные методы

Основная нагрузка в коррекции и лечении аутизма лежит на психологе. Индивидуальная программа, разработанная психологом, является базой в диагностике, проведении коррекционных упражнений и контроле достигнутых результатов. Обычно она дополняется медикаментозным воздействием, специально организованным питанием или диетой и работой специального педагога.

Тем не менее, существует большое количество альтернативных методов коррекции аутизма. Их доступность и популярность варьируется в разных странах.
По сути они являются не альтернативными, а скорее дополнительными и несут положительный эффект при профессиональном применении. Механизмы их воздействия можно разделить на химические, психологические, эмоциональные, физические и др.

А вот что действительно их объединяет, так это некий особый статус, повышенное внимание, которое зачастую испытывают к ним неспециалисты и родители. Механизм такого избыточного доверия известен, это стремление человека в сложной ситуации найти панацею, разделить с кем-то свою ответственность или свою непростую ситуацию. Более глубокое знакомство с каждым таким методом позволяет вычленить то важное и ценное, что существует объективно.

Основная опасность завышенных ожиданий по отношению к любой дополнительной терапии при аутизме - потерянный темп, упущенное время, которое никак не компенсируешь. Безусловно полезны для развития психики ребенка сказки, рисование, музыка, контакт и общение с животными. Особенности же и нюансы их применения, комбинирование и оптимальное дозирование стоит доверить узким специалистам. Так например, гиперактивность ребенка и неустойчивое внимание на позволяют маме или няне донести всю прелесть живых образов сказочных персонажей до ребенка. Часто телевизор становится решением вопроса. В то же время обученный специальный воспитатель или семейный терапист знает методы и приемы удержания внимания, может найти контакт и включить интерес ребенка к сопереживанию, развивая образно-эмоциональную сферу.

Основные альтернативные методы коррекции аутизма:
- детоксикация организма
- диета
- биомедицинские методы
- кинезиотерапия
- анималотерапия – дельфинотерапия, иппотерапия, канистотерапия и др.
- бодиарттерапия
- йогатерапия

 

Дельфинотерапия

Дельфинотерапия в различных центрах и дельфинариях организована, исходя из глубины понимания специалистами и владельцами данного конкретного заведения сути процесса лечения и множества "других" факторов. Все, кто профессионально занимается дельфинотерапией знают, что именно эти "другие" факторы и определяют фактический результат лечения. Нахождение ребенка в воде с дельфином не является автоматически целебным фактором, положительный эффект достигается только при комплексном подходе к организации всего процесса дельфинотерапии.

Стоимость дельфинотерапии достаточно высокая, родители обычно ожидают высокую эффективность и видимые результаты. Существует много нюансов и профессиональных "секретов", как за короткий период нахождения в воде добиться максимальной отдачи. Такой информацией владеет очень узкий круг экспертов-анималотерапевтов.
По просьбе нашего сайта ведущий детский психолог одного из украинских дельфинариев рассказал, как проходят сеансы дельфинотерапии, как подготовиться и на что обратить внимание родителям.

"Общение ребенка с дельфинами должно начинаться задолго до приезда в дельфинарий. Грамотные родители обычно находят возможность проконсультироваться у независимых экспертов и определяются не только с выбором дельфинария, но и с оптимальным временем проведения терапии, количеством сеансов, их продолжительностью, состоянием и возрастом дельфинов, опытом и особенностями работающих с детьми дельфинотерапевтов. Немаловажно также и время назначенного сеанса, подготовительные и сопутствующие процедуры. То есть все то, что не стоит дорого и не отнимает много времени, но оказывает существенное значение на результат лечения.
Далее обычно по рекомендации психолога дельфинария родители показывают ребенку видеоролик, размещенный в Интернете и сопровождают показ комментарием и рассказом о дельфинах, тем самым подготавливая почву к предстоящей поездке. Родителям необходимо заполнить анкету, размещенную на сайте дельфинария. Как только ребенок с родителями прибыли в дельфинарий, они попадают в атмосферу четко продуманной системы мероприятий, направленных на психотерапевтическую коррекцию. Расслабляться родителям еще рано, так как необходимо решить нюансы с поселением, питанием, возможно диетой, графиком терапии, бывают различные обстоятельства форс-мажора, в том числе и в дельфинарии.
«Театр начинается с вешалки», и дельфинарий не стал здесь исключением. Ребенок сам подбирает себе гидрокостюм и проходит в помещение, где его уже ждут дельфины и команда специалистов. Обычно рекомендуется прийти за 30–40 мин. до начала сеанса, чтобы ребенок успел адаптироваться к новому помещению, увидел, как другие дети занимаются с дельфинами и для получения рекомендаций психолога до начала занятия. Специалист-психолог знакомится с ребенком и родителями, изучает анамнез и индивидуальные особенности ребенка, совместно вырабатывается стратегия проведения занятия.

Следующий этап – знакомство с дельфинотерапевтами и с дельфинами.
Ребенок с одним из родителей находится на помосте, а дельфины приглашают себя погладить, высовываясь из воды. Дельфины обладают способностью к межвидовой коммуникации, что позволяет им находить разнообразные способы общения, гибко изменять свое поведение, в зависимости от психофизического состояния ребенка. Перед ребенком стоит задача - преодолеть страх перед огромными существами и перед водой, для чего специально разработана программа игр с участием дельфинов (игры в мяч, бросание колец, «дирижирование» и т.д., в зависимости от физических и психологических возможностей ребенка). Игровое общение с дельфинами проходит в комплексе с выполнением физических упражнений, направленных на развитие крупной моторики, ориентацию в пространстве, координацию движений. Для детей, имеющих проблемы с развитием моторных навыков и познавательных процессов игра с дельфином является стимулом развития и овладения новыми действиями.
На этом этапе основным является игровой метод. Индивидуальный подбор игр нацелен на решение поставленных коррекционных задач. Также могут применяться альтернативные методы, по усмотрению специалистов-дельфинотерапевтов – сказкотерапия и др. Общение на помосте происходит до тех пор, пока психолог не зафиксировал, что ребенок готов к более тесному контакту с дельфином и адаптировался к новым условиям.
Во время сеанса дельфинотерапии обязательно присутствуют дельфинотерапевт (это специалист-психолог с высшим образованием), психолог, работающий с родителями и кто-нибудь из родителей ребенка. У детей со специальными потребностями часто нарушены контакты с внешним миром, и, в частности, с опекающими его взрослыми. Далеко не все взрослые справляются с трудностями, которые возникают при рождении специфического ребенка, тут требуется не только любовь, но и огромное терпение, вера и знания.
Совместная работа с психологом во время занятий помогает родителям находить решения во взаимодействии с ребенком, получать необходимые рекомендации, оценивать динамику психического состояния ребенка и дальнейшие перспективы его развития. Важно, что в процессе беседы с психологом родители могут составить себе ясное представление о предстоящих коррекционных мероприятиях и имеют возможность задать психологу интересующие их вопросы.

Перед психологом в отношении родителей стоят следующие задачи:
- налаживание контакта, располагающего к дальнейшему сотрудничеству;
- привлечение внимания родителей к сильным и слабым сторонам развития ребенка;
- ориентирование родителей на планомерную, последовательную коррекционно-развивающую работу по нормализации состояния своего ребенка;
- обучение родителей правильному распределению времени в соответствии с приоритетом решаемых задач;
- правильная организация коррекционного пространства в условиях семьи и т.д.
Родители должны быть реально ориентированы в возможностях дальнейшего развития своего ребенка. На дельфинотерапию приходят дети с различными, в том числе и комбинированными нарушениями. Часто такие дефекты, как снижение слуха, зрения и интеллекта сочетаются с нарушениями опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы.

Следует отметить, что диагноз заболевания не всегда определяет прогноз дальнейшего развития, так как каждое заболевание нервной системы может проявляться в различных формах, иметь разную степень тяжести и обусловливать как тяжелые, так и слабо выраженные отклонения в развитии. Так, детский церебральный паралич проявляется в различной степени тяжести как в отношении поражения двигательных, так и интеллектуальных функций. Ребенок с этим заболеванием может быть полностью обездвижен, иметь глубокую умственную отсталость, совершенно не владеть языком и в то же время при этом заболевании, независимо от тяжести поражения двигательной сферы, он может иметь нормальный интеллект и обучаться по программе общеобразовательной школы.

Следует помнить, что родители и близкие особого ребенка живут в состоянии продолжительного психического и физического напряжения, опасения и тревоги за будущее своего ребенка. Зачастую они вынуждены ограничивать собственные контакты с миром, встречая непонимание окружающих. Позитивный психологический климат в семье, столь важный для сложного ребенка, вдвойне тяжело поддерживать. За эмоциями теряется иногда положительная динамика развития ребенка. В такой ситуации именно специалист-психолог поможет адекватно оценить движение в развитии ребенка, спланировать совместные действия и шаг за шагом двигаться к цели.

В определенных случаях психолог рекомендует родителям не присутствовать на сеансе дельфинотерапии. Это обусловлено специфической реакцией ребенка на присутствие близких в стрессовой ситуации. Так, симбиотическая связь ребенка-аутиста с матерью может препятствовать эффективному проведению сеанса, тут родителям стоить довериться мнению специалистов. Ребенок также может кричать и сопротивляться, отказываясь идти в воду и общаться с дельфинами. Буря эмоций, которую испытывают дети и родители - не лучший помощник, и именно опытный дельфинотерапевт знает, как лучше поступить в данной конкретной ситуации.

Сеанс дельфинотерапии длится 15-30 минут. Остальное время дня обычно свободно. Дельфинарий свою непосредственную работу выполнил, а вот оставшееся время желательно использовать грамотно, для закрепления и усиления коррекционного эффекта. Эксперты могут рекомендовать разную программу. Это уже очень индивидуально, в зависимости от специфики заболевания, наличия нужных специалистов в городе, времени года и др. Правильно организованная программа может давать потрясающий эффект. Мы уже не удивляемся, но все равно остается ощущение чуда, когда ребенок, который долго молчал, впервые начинает говорить, общаться с дельфинами и людьми.

Дельфины - потрясающие животные, тайны их интеллекта до сих пор не разгаданы. Их воздействие на психику ребенка настолько уникально, что не хватит книги все это описать. Тот импульс и толчок к развитию, который они дают, следует принимать как урок любви и высший дар. Дельфинотерапия может стать пусковым механизмом, если последующая коррекция будет проводиться по составленной лечащим психологом индивидуальной программе. Мозг растущего ребенка в высокой степени адаптивный. Дозированные медикаментозные, пищевые, физические нагрузки в комплексе с программой психологической коррекции в большинстве случаев дают ощутимые и видимые результаты."

Иппотерапия

В последние годы практические врачи стали интенсивно внедрять в практику лечения некоторых болезней людей методы зоотерапии. Широко известны "терапевтические" способности кошек, собак, морских свинок, слонов, лошадей и т.д. Одной из разновидностей зоотерапии является метод иппотерапии.
Во все времена люди инстинктивно тянулись к лошадям. Многие знают: стоит подойти к вороному - погладить, почистить его - и уходит усталость, проходит головная боль. Оказывается, у лошади очень сильное биополе. Известно, что только два существа способны подпитывать человека позитивной энергией - кони и дельфины.
Исследования Техасского колледжа ветеринарии показывают: пожилые люди - владельцы собак, посещают врачей в четыре раза реже, чем их сверстники, не имеющие дома четвероногих питомцев. Несмотря на это, анималотерапию сложно назвать досконально изученной. И тем более, она не претендует, в отличие практически от всех нетрадиционных терапий, на то, чтобы лечить человечество от всех известных и неизвестных недугов. В основном ее практикуют в центрах реабилитации для инвалидов - на Западе почти в каждом, у нас в нескольких. Психологи рассказывают, что общение с животными помогает обрести состояние душевного комфорта, что всегда особенно сложно дается инвалидам.

Иппотерапия – лечение с помощью лошадей (от греческого «hippos» – лошадь).
Это форма реабилитации, при которой используются гимнастические упражнения на лошади (вольтижировка).
Об иппотерапии известно еще со времен Гиппократа. Он утверждал, что раненые и больные поправляются быстрее, если ездят верхом, а меланхолики расстаются с темными мыслями.
А еще в I тысячелетии от Рождества Христова лошадью в буквальном смысле этого слова лечили многие затяжные болезни. Конина, например, называемая не иначе как «великое мясо», относилась к первым средствам лечения гнойной инфекции. Для лечения использовались и копыта, мозолистый нарост на коленях лошади, лошадиное молоко (кумыс). В настоящее время на основе кобыльего молока приготовляют полноценный натуральный продукт для питания детей, который хорошо усваивается малышами. В Тибете даже сны о лошадях имеют благоприятное значение. Приснившаяся лошадь с жеребятами – признак быстрого излечения больного. Ехать во сне верхом на лошади – к долгой жизни.

Иппотерапия представляет собой комплексный многофункциональный метод реабилитации. Иппотерапия - есть не что иное, как форма лечебной физкультуры (ЛФК), где в качестве инструмента реабилитации выступают лошадь, процесс верховой езды и физические упражнения, выполняемые человеком во время верховой езды.
В процессе верховой езды в работу включаются все основные группы мышц тела. Это происходит на рефлекторном уровне, поскольку сидя на лошади, двигаясь вместе с ней, клиент инстинктивно старается сохранить равновесие, чтобы не упасть с лошади и тем самым побуждает к активной работе как здоровые, так и пораженные мышцы, не замечая этого. Механизм воздействия иппотерапии на организм человека тот же, что и у любой другой формы ЛФК. Под влиянием физических упражнений отмечается усиление функции вегетативных систем.
Иппотерапия воздействует на организм человека через два фактора: психогенный и биомеханический. 
Так, при лечении неврозов, детских церебральных параличей, умственной отсталости, раннего детского аутизма основным воздействующим фактором является психогенный.
При лечении же постинфарктных больных, больных с нарушениями осанки, сколиозами, остеохондрозами позвоночника ведущим фактором воздействия оказывается биомеханический.

При аутизме у детей лечение осуществляется с использованием лошади в качестве посредника и с применением несловесного диалога "язык жестов", с соблюдением тишины, дистанции.
Лошадь требует постоянного к себе внимания, и за счет этого возрастают способности человека адаптироваться к реальности. Для человека страдающего психическими расстройствами положение верхом на лошади оказывается "выигрышным" по сравнению с положением терапевтов: "Я наверху, они внизу".

Верховая езда требует концентрации внимания, осознаваемых действий, умение ориентироваться в пространстве. Кроме того, ни один из видов реабилитации не вызывает у занимающегося такой разнонаправленной мотивации к самостоятельной активности, которая сопутствует занятиям иппотерапией: ребенок, испытывает огромное желание сесть на лошадь почувствовать себя всадником, преодолеть страх, обрести уверенность в своих силах. Такая сильная мотивация способствует максимальной мобилизации волевой деятельности, благодаря которой достигается подавление чувства страха.

Доказано, что лошадь может выступать в качестве посредника между больным аутизмом и окружающей действительностью. Это происходит за счет того, что взаимодействие с лошадью происходит на невербальном уровне, что позволяет больному как бы оставаться внутри своего комфортного мира и одновременно выходить из состояния изоляции от окружающей действительности, адаптироваться в ней.

На занятиях иппотерапией соблюдаются основные принципы психотерапевтического воздействия:
- единство места и действующих лиц;
- единство времени;
- единство действий.

Использование метода иппотерапии в реабилитации лиц, страдающих различными видами нарушений умственного развития, дает положительные результаты:
1. Облегчает снятие заторможенности.
2. Уменьшает чувство тревоги
3. Организует адаптацию к реальному пространству и времени.
4. Способствует достижению самостоятельности.

Показано, что иппотерапия (райттерапия) оказывает положительное влияние на детей с диспластическом сколиозом, что обусловлено биомеханическими свойствами верховой езды.
Во время движения лошади туловище всадника выполняет те же движения, как и при ходьбе. Функцию нижних конечностей выполняют конечности лошади так как сидя верхом они выключены из антигравитационной системы и позвоночник находится в непосредственном контакте со спиной лошади (через седло), нагрузка на мышцы туловища акцентирована, эффект высокий и общая затрата энергии небольшая. Достижение синхронности движения ребенка и лошади, т.е. создание единой биологической системы и есть основа самокоррекции искривленного позвоночника. Основой положительного воздействия при диспластическом сколиозе является создание вокруг позвоночника сильного мышечного корсета, вследствие чего происходит коррекция искривления в сторону уменьшения градусов искривления.

Принципиальным отличием иппотерапии от других методов ЛФК является то, что она располагает физиотерапевтическими возможностями, так как температура лошади на 1-1,5 градусов выше тела человека. Можно отметить также одновременное оказание тренировочного и ослабляющего воздействия на мышцы занимающегося через трехмерные колебания спины лошади.
Когда человек приходит на занятия иппотерапией он видит перед собой не людей в белых халатах, а манеж, лошадь и инструктора. Процесс реабилитации воспринимается всадником как процесс обучения навыкам верховой езды. Во время этого процесса, всадники преодолевают свои психические и физические трудности, благодаря большой мотивации, которая формируется при обучении верховой езде.

Иппотерапия вызывает у детей очень сильную мотивацию. С одной стороны, ребенок боится большого строптивого животного, он не уверен в себе, а с другой стороны - испытывает желание проехать верхом, научиться управлять лошадью. Это желание помогает ему преодолеть страх и повысить свою самооценку.
В проведении уроков участвуют коновод, инструктор и один-два страхующих, если тяжесть заболевания требует особых мер предосторожности. Все же управлять животным всадник должен самостоятельно, чтобы шел процесс преодоления собственных комплексов и страхов. Инструктор задает различные упражнения, в которых должна применяться физическая сила, смекалка, и фантазия.

Влияние иппотреапии на организм человека можно разделить на несколько критериев.

К медицинским критериям относятся:
а) происходит укрепление и тренировка мышц тела пациента, причем особенностью воздействия является то, что происходит одновременно тренировка слабых мышц и расслабление спастичных.
б) происходит укрепление равновесия. Этот эффект достигается из-за того, что во время лечебной верховой езды (ЛВЕ) всадник стремится сохранить равновесие на протяжении всего занятия.
в) улучшается координация движений и пространственной ориентации. Лечебная езда дает полноценное ощущение движения тела в пространстве, дает возможность ощутить работу своих мышц.
г) улучшается психо-эмоциональное состояние занимающихся, повышается уровень самооценки личности. Человек начинает ощущать себя не больным и слабым, каким он чувствует себя в обычной жизни, а всадником, который управляет большим сильным и грациозном животным, который слушается и выполняет его команды.
д) в процессе верховой езды не используют никаких приспособлений, связывающих человека с инвалидностью. Это повышает самооценку личности и придает больным людям уверенность в своих силах, веру в себя. А родители видят своего искалеченного болезнью ребенка по иному - на красивом грациозном животном, которые вызывает у них ассоциации прекрасных кентавров. Они с удовольствием фотографируют и с гордостью показывают фотографии своих детей.

К социальным критериям относятся:

а) Улучшаются коммуникативные функции занимающихся. Этот результат достигается за счет того, что во время занятий, всадники общаются и действуют совместно с иппотерапевтами и коноводами и друг с другом.
б) Проведение соревнований по конному спорту среди лиц с особенностями развития способствует повышению уровня самооценки клиентами самих себя, своих возможностей и своего потенциала. Проведение соревнований так же способствует изменению отношения общества к людям с ограниченными возможностями. Видя всадника на лошади, люди видят в нем именно всадника, а не человека с проблемами. Видя, что люди с ограниченными возможностями могут заниматься таким сложным видом спорта как конный, нормальные люди начинают понимать, что инвалиды это такие же люди как они, могут то же, что и все, но даже больше, потому что не всякий здоровый человек умеет ездить верхом.
в) Посредством улучшения физического, психологического и эмоционального состояния, иппотерапия способствует улучшению эффективности и качества процесса социализации личности реабилитируемого.
г) За счет совместной деятельности иппотерапия способствует интеграции инвалидов в общество, расширяет горизонты их возможностей, помогая преодолевать барьеры инвалидности.
д) По средствам занятий иппотерапией происходит развитие трудовых навыков по уходу за животными. Для некоторых людей с ограниченными возможностями, особенно с умственной отсталостью это связано с тем, что люди с умственной отсталостью могут под контролем успешно выполнять работу конюха и эта работа может стать для них профессией, которая станет для них опорой в будущей самостоятельной жизни и послужат средством их интеграции в жизнь общества, что является основной задачей реабилитации.

Противопоказаний к иппотерапии немного. Это гемофилия, ломкость костей и заболевания почек. Иппотерапия - это один из методов лечения остеохондроза, сколиоза, заболеваний желудочно-кишечного тракта, связанных с нарушением кинетики, последствий полиомиелита и детского церебрального паралича, ишемической болезни сердца, ожирения, простатита, неврастении.

Специалисты утверждают, что иппотерапия эффективна при лечении таких малоизученных заболеваний, как ранний детский аутизм (нарушение контакта с внешним миром). Как собаки-поводыри досконально знают свое дело, так и лошади-врачи очень чутко реагируют на все движения маленького седока. В связку инструктор-ребенок-лошадь врачи включают и маму, которая ведет лошадь. Лошадь в этом случае является как бы проводником между матерью и ребенком.
Лошади помогают и детям с другими неизлечимыми и врожденными болезнями, такими как синдром Дауна.

Лечебный эффект достигается за счет естественных циклических вибраций, возникающих в процессе верховой езды, а также благодаря колебаниям, передающимся со спины лошади при ее движении на позвоночник, суставы и окружающие их ткани наездника. В настоящее время создана даже специальная шкала колебаний спины лошади, зависящая от темперамента и характера животного, что позволяет подобрать лошадь для лечения конкретного больного с учетом особенностей его заболеваний.
При оптимальной нагрузке вокруг позвоночника создается сильный мышечный корсет, улучшается кровообращение, нормализуется обмен веществ в межпозвонковых дисках.

Исходя из позиций китайской медицины, на копчике и промежности находятся важные энергетические центры. Обычно восточные эскулапы воздействовали на эти центры путем иглоукалывания. При езде верхом вместо иглы мышечное и механическое раздражение этой области достигается за счет особого ритма движения.
Подмечено, что особенно сильный оздоравливающий эффект верховая езда оказывает на детей в возрасте от 5 до 12 лет.
Верховая езда всесторонне развивает ребенка, делает его смелым, ловким, выносливым, решительным и находчивым. Не зря говорят, что лошадь, прежде всего, лечит душу. Это главное. На этом базируется все остальное.

В Европе иппотерапия стала развиваться интенсивно в последние 30-40 лет: сначала в Скандинавии, затем в Германии, Франции, Голландии, Швейцарии, Грузии, Великобритании, Польше. Данный метод лечения был признан Немецкой физиотерапевтической ассоциацией (Deutsche Verband fur Physiotherapie - Zentriverband der Krankengymnasten).
Научным обоснованием воздействия иппотерапии на организм в конце XIX столетия занимался французский доктор Перрон, утверждавший, что благоприятное влияние верховой езды на организм заключается, в частности, в активизации двигательной и дыхательной функций, а также кровообращения.
В Норвегии Элизабет Бодикер, применявшая в течение 9 лет иппотерапию в занятиях с бывшей спортсменкой-конницей Лиз Харел, не только добилась почти полного излечения, но и сделала возможным ее участие в Олимпийских играх в Хельсинках. Э. Бодикер стала в порядке эксперимента сажать на лошадь других молодых инвалидов. Успешные результаты вызвали в Норвегии сенсацию. Норвежские власти согласились на открытие в 1953 году специального центра лечебной верховой езды (ЛВЕ) для детей-инвалидов.
Центры по иппотерапии стали открываться во многих странах мира. В США сегодня работает более 1000, а в Великобритании около 700 групп, в которых оздоравливаются более 26 тыс. человек. Во Франции занимаются подготовкой специалистов по иппотерапии: открыт факультет иппотерапии в Парижском университете спорта и здоровья. В Тбилиси в Грузинской медицинской академии открыта кафедра ЛФК и райттерапии. Вопросам иппотерапии был посвящен специальный конгресс в Гамбурге в (1982).

В России использование иппотерапии началось с открытия в 1991г. в Москве детского экологического центра "Живая нить". Позднее иппотерапия вошла в комплекс реабилитационных средств, применяемых для детей-инвалидов на базе отдыха "Зеленый огонек" под г. Луга. Известно об использовании этого метода реабилитации в Петергофе, в институте для детей с интеллектуальными отклонениями, а также в детском доме в Коломне, в интернате г. Йошкар-Ола. В конноспортивной школе "Озерки" занимаются с группой детей с ДЦП. Иппотерапией занимаются также в Нижнем Новгороде, в Саяногорске. В Сергиев-Посаде организованы занятия иппотерапией на базе общественной организации "Старая школа" с детьми имеющих ампутацию конечностей, ДЦП и страдающими различными психическими патологиями.

Пока Минздрав Украины относит иппотерапию к нетрадиционным методам лечения.
В Украине, по данным специалистов, не менее 70 тысяч детей могли бы оздоравливаться по методу иппотерапии, при наличии достаточных условий.
Центры Иппотерапии открываются по Украине – в Киеве, Харькове, Донбассе, Одессе. Пока это преимущественно дело рук энтузиастов и редких специалистов.

Игровая, песочная и арттерапия

Игровая терапия - наиболее естественная и эффективная форма работы с детьми, терапия в процессе игры. Этот психотерапевтический подход применяется для того, чтобы помочь детям проработать их психологические проблемы и эмоционально травмирующие переживания или преодолеть поведенческие проблемы и сложности развития. В процессе терапии ребенок начинает лучше понимать свои чувства, развивается способность к принятию собственных решений, повышается самооценка, коммуникативные навыки.

Занятия проходят в специально оборудованной игровой комнате: индивидуально и в группах. Игрушки подбираются специально для терапии: кукольные домики, различные куклы, машинки, маски, кукольный театр, стол для игры с водой и песком, игрушечные животные, конструкторы и т.д. Игра ребенка происходит под наблюдением и ненавязчивом участии терапевта-психолога, который в процессе игры выявляет проблемы ребенка и их причины и помогает ему справиться с ними. Терапевт зачастую привлекает к игре родителей ребенка, если необходимо научить родителей играть с ним или улучшить их взаимодействие.

Песочная терапия представляет собой одну из необычных техник аналитического процесса, во время которого ребенок (а иногда и взрослый) строит собственный мир в миниатюре из песка и небольших фигурок. Это метод, имеющий за собой интересное прошлое, устоявшиеся основы теории и техники в настоящем и перспективное будущее.

Ребенок выражает на песке то, что спонтанно возникает в течение занятия. В процессе работы ребенок может смешивать песок с водой, если ему необходимо сформировать холмы, горы, или создать различные влажные ландшафты, например, болото. Кроме того, в работе используется множество миниатюрных фигур: людей, животных, деревьев, зданий, автомобилей, мостов, религиозных символов, и еще много другого. Такое множество фигур и материалов необходимо для того, чтобы дать ребенку стимул создавать собственный мир.

Песок - необыкновенно приятный материал: когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто, похожее на рябь на воде. Мы можем также переносить песок, создавать тонкие формы, ветер и песок в совокупности вызывают образы пустыни. Смешанный с водой, песок становится более темным и приобретает качества земли. Песок становится устойчивым и ему можно придать форму. Так мы можем создавать ландшафты или трехмерные структуры всех видов. Можно сказать, что ребенку на час предоставляется неведомая вселенная, внутри которой он может создавать свой индивидуальный мир. Ребенок не может рассказать нам о своих сложностях как взрослый, но он может сделать это при помощи песочных картин.

Этот метод можно использовать в работе с детьми от трех лет (а также, как один из этапов в работе с подростками и взрослыми), со следующим спектром проблем:

  • различные формы нарушений поведения
  • сложности во взаимоотношениях со взрослыми (родителями, воспитателями, учителями) и сверстниками
  • психосоматические заболевания
  • повышенная тревожность, страхи
  • сложности, связанные с изменениями в семейной (развод, появление младшего ребенка, и т.д.) и в социальной ситуациях (детский сад, школа)
  • неврозы

Арттерапия – это такая форма психотерапии, которая доступна всем: и детям с 5 – 6 лет (так как до этого возраста символическая деятельность еще только формируется), и совсем взрослым. В ее основе лежит творческая деятельность, в первую очередь, рисование. Творческий процесс является главным терапевтическим механизмом, позволяющим в особой символической форме перестроить конфликтную травмирующую ситуацию, найти новую форму ее разрешения. Через рисунок, игру, сказку арттерапия дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания, способствует повышению самооценки и, конечно же, помогает в развитии творческих способностей. Кроме того, активная творческая деятельность способствует расслаблению и снятию напряжения. Терапевт не ставит цель научить ребенка рисовать, основная задача арттерапии состоит в развитии самовыражения и самопознания человека через творчество и в повышении его адаптационных способностей. Занятия проходят в рамках психоаналитического направления, используются приемы игровой и песочной терапии. Ребенку предлагается свободный выбор творческого материала (краски, мелки, цветные карандаши, пластилин, глина, клей) и вида деятельности. Продолжительность сессии 50 минут.

Несмотря на простоту и доступность метода это глубокая и серьезная форма психотерапии, имеющая свои показания, к которым относятся:

  • неврозы
  • повышенная тревожность, страхи
  • низкая самооценка
  • трудности взаимоотношений с окружающими
  • депрессии
  • стрессовые ситуации (в т.ч. семейные)

Факторы, на которые необходимо обращать внимание в игровом взаимодействии с детьми, имеющими проблемы развития.

  • Стимуляция и поддержка игровой деятельности 

Первое, что должны учитывать взрослые, воспитывающие ребенка с особыми нуждами, это жизненную необходимость игры для детей раннего возраста как основного источника знаний, навыков и хорошего настроения. Осознавая важность игры, необходимо не только специально создавать игровые ситуации и обеспечивать ребенка игрушками, но и быть готовым обыграть любую текущую ситуацию. Игровые действия взрослого при этом должны быть выразительными, мягкими, адекватными возможностям ребенка

  • Недирективность в игровом взаимодействии с ребенком

Признавая добровольность главным условием вовлечения ребенка в игру и ее дальнейшего развертывания, от взрослого требуется воздерживаться от любых форм навязывания и принуждения к игровой деятельности. Желательно придерживаться ролей организатора игровой среды, демонстратора, наблюдателя, активного и эмпатического слушателя, собеседника, приглашенного партнера, если необходимо — генератора идей.

  • Уважительное отношение к игре ребенка и к самому ребенку

Ребенок может выбирать «глупую», «примитивную» с точки зрения родителей игру. Но это выбор ребенка, на который он имеет право. Ребенок вряд ли будет играть в то, что не имеет для него никакого смысла. В этой ситуации взрослый должен постараться поддержать эту игру, стать ее участником только после установления партнерских отношений показать возможности ее модификации (если игра действительно слишком бедна и монотонна). Необходимо быть чрезвычайно чувствительным к сигналам ребенка, показывающим его отношение к игре и игрушкам. Особенно недопустимы проявления критики к действиям малыша, необоснованное прерывание детской игры. Не менее опасно для развития ребенка безразличие к его игре

  • Адекватность игр и игрушек уровню и особенностям развития ребенка

Каждый ребенок рождается со своими задатками. Генетические причины, заболевания и среда определяют направление его индивидуального развития. Особенности темперамента малыша, сильные и слабые стороны психики проявляются постепенно в процессе его взаимодействия с окружением. Умение замечать и осознавать характерные черты поведения ребенка может помочь взрослым удержаться от непроизвольного и формального подталкивания его к неинтересным играм (в силу их сложности малой привлекательности). Мнение специалиста может оказаться полезным на этапе оценки функциональной компетентности ребенка и первичного подбора необходимых игрушек. После этого желательно проведение игрового эксперимента, во время которого может быть получена важная информация об игровых потребностях ребенка, его игровом стиле, игровых навыках и игровых стереотипах родителей. На основе полученной информации возможно проектирование адекватной игровой деятельности и разумного выбора игрушек

  • Оптимальная организация игровой среды

Необходимость оборудования игровой среды для ребенка кажется очевидной. Тем не менее, в некоторых семьях этому не уделяется должного внимания, даже при наличии достаточного количества места для создания детского уголка. В таких случаях игрушки ребенка, которые также могут быть приобретены бездумно, равномерно распределяются по всей квартире; может отсутствовать оборудование, необходимое для игры ребенка в различных позах (лежа, сидя, стоя). Причиной такого положения вещей чаще всего является непонимание родителями важности событий, происходящих во время детской игры, для развития ребенка. Невозможно придумать универсальную оптимальную среду для ребенка с особенностями развития. Оборудование домашнего игрового пространства должно быть тщательно спланировано в зависимости от характера нарушений и трудностей развития. Вся игровая среда должна быть организована, что облегчает приспособление к ней ребенка и приучает его к порядку.

Подготовлено педагогом –психологом КУ «Детский противотуберкулезный санаторий имени Е.М. Сагандуковой» Харалгиной Н.А.

2015г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Коррекционно-профилактические мероприятия с детьми, имеющими отклонения в физическом и речевом развитии, в летний оздоровительный период".

В настоящее время проблема децелерации (замедленного темпа физического, речевого и интеллектуального развития) приобретает всё большие масштабы, охватывающие не только детей школьного, но и дошкольног...

Открытое мероприятие для педагогов ДОУ «Организация коррекционной работы с детьми в режимные моменты»

Организация детей старшей группы, в режимных моментах, для работы с детьми ОВЗ....

Конспект открытого мероприятия для педагогов ДОУ в старшей группе. «Организация коррекционной работы с детьми в режимные моменты»

Цель: создание условий для всестороннего развития воспитанника с ОВЗ, обогащение его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников....

Перспективное планирование коррекционно-развивающих мероприятий с детьми с ТНР (подготовительная к школе группа)

Перспективное планированиекоррекционно-развивающих мероприятий с детьми с ТНР (подготовительная к школе группа)...

Сценарий педагогического мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста в форме коррекционно-развивающей игры с элементами песочной терапии «Загадочные планеты»

Сценарий педагогического мероприятия с детьмиВолошина Татьяна Игоревна,  дефектолог МБДОУ «ДС «Дельфин»,г. МуравленкоТема: «Загадочные планеты»Цель: развития мелкой ...