Использование нетрадиционных форм работы с детьми, имеющими отклонение в развитии.
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Мирошниченко Людмила Николаевна

"У каждого ребенка свободное место , и если мы не заполним его чем-то увлекательным интересным и полезным для него , он сам заполнит его чем-то увлекательным , интересным и , возможно , вредным"

                                              Теодор Рузвельт

Скачать:


Предварительный просмотр:

Специальность: 44.02.01 «Дошкольное образование»

Учебная дисциплина: Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии

Преподаватель: Ильченко Наталья Витальевна

Выполнила студентка группы 3-15б

Мирошниченко Людмила

Использование нетрадиционных форм работы с детьми, имеющими отклонение в развитии.

 

«У каждого ребенка внутри есть свободное место,

 и если мы не заполним его чем-то увлекательным,

 интересным и полезным для него,

 он сам заполнит его чем-то увлекательным,

 интересным и, возможно, вредным»
Теодор Рузвельт

 

Дети с отклонениями в развитии, в отличии от нормально развитых детей, трудно усваивают учебный материал, у них низкая работоспособность, неустойчивое внимание, быстро утомляемые, неусидчивые, слаборазвита память, мышление. И поэтому у таких детей наблюдается отсутствие или значительное снижение интереса к учёбе, к окружающей среде. Урок является основной формой организации учебной работы в школе, это часть педагогического процесса.

Урок – гибкая форма организации обучения. Он включает разнообразное содержание, в соответствии с которым используются необходимые методы и приёмы обучения.

Форма – это определённый способ построения урока. Учитель может организовать познавательную деятельность учащихся в традиционной и нетрадиционной форме. Структура, содержание, методические приёмы традиционного урока строго определенные. Нетрадиционные уроки отличаются от традиционных необычной структурой, содержанием, приёмами педагогической техники. В нетрадиционных уроках представлены только игровые моменты, но и оригинальная подача материала, занятость учащихся не только при подготовке уроков, но и в проведении самих уроков  через различные приёмы коллективной и групповой работы, « мажорный» тон, субъект – субъектные отношения. Такие занятия приближают школьное обучение к жизни, реальной действительности. Дети охотно включаются в такие занятия, ибо нужно проявить не только свои знания, но и смекалку, творчество. Различные формы проведения урока не только разнообразят учебный процесс, но и вызывают у учащихся удовлетворение от самого процесса труда.

Каждый урок является этапом в формировании знаний, умений, навыков, в развитии положительных качеств у учащихся. Но при этом каждый урок должен характеризоваться целостностью, завершенностью, решать конкретную образовательную задачу.

Структурой урока называется соотношение и последовательность проведения этапов урока, способствующих решению поставленных задач. Для каждого типа урока сложилась определенная структура.

Все элементы нестандартного урока направлены на коррекцию недостатков умственного развития, а так же на развитие высших психических функций. В процессе обучения необходимо развивать речь, память, мышление, внимание, учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы.

         В структуре нетрадиционного урока обязательным является и наличие элементов здоровье и психосберегающих технологий: пальцевые упражнения-активизаторы, гимнастика зрения и слуха, игротерапия, глазодвигательные упражнения, динамические паузы, релаксация и другие.

Особенно трудно сформировать положительную мотивацию у детей с  небольшими  способностями, слаборазвитой эмоциональной сферой и волевыми качествами. Одним из средств решения этой проблемы является проведение нестандартных уроков. Они формируют устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, скованность, которые свойственны многим детям, помогают формировать навыки учебной работы, они помогают преодолевать трудности в учёбе. Кроме этого нестандартные уроки оказывают глубокое эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные и глубокие знания.

Нестандартные уроки обычно завершают изучение темы, либо начинают новую. В подготовке нестандартных уроков принимает участие не только учитель, но учащиеся, так как значительное время  на таком уроке отводится  представлению домашних заготовок.

Появляется возможность дифференцировать обучение, расширяются рамки учебной программы, поднимается даже у самого слабого дошкольника. В зависимости от целей конкретного занятия  и специфики темы формы занятий могут быть различны. Чтобы уйти от однотипности структуры занятия, чтобы преодолеть стереотипности в обучении, сделать занятие радостным и интересным. Педагог планирует , строит занятие в соответствии со своим опытом, настроением, темпераментом. Строгой структуры нет, зависит от творчества и импровизации. Нетрадиционные формы зависят от специфики предмета.

В специальном образовательном учреждении для стимулирования интереса к учению можно использовать нетрадиционные уроки.  Это уроки-конкурсы (КВН,  викторины,  смотр знаний идр.);  уроки-драматизации (спектакль,  концерт,  утренник и др.); интегрированные уроки;  уроки в игровой форме;  уроки-путешествия. Все эти уроки также реализуют дидактические развивающие и воспитательные задачи урока.

Цель нетрадиционных уроков: отработка новых методов, форм, приемов и средств обучения, что ведет к реализации основного закона педагогики – закона об активности обучения.

Что дает применение таких уроков в учебном и воспитательном процессе? Как показывает практика, нетрадиционные формы обучения предполагают:

·                     использование коллективных форм работы;

·                     привитие интереса к предмету;

·                     развитие умений и навыков самостоятельной работы;

·                     активизацию деятельности учащихся;

·                     при подготовке к уроку учащиеся сами ищут интересный материал;

·                     более полное осуществление практической, воспитательной, образовательной и развивающей целей обучения;

·                     становление новых отношений между учителем и учениками.

ЗАДАЧИ НЕСТАНДАРТНЫХ УРОКОВ:

1. Систематизация и закрепление знаний учащихся;

2. Ликвидация пробелов в знаниях;

3. Проверка уровня усвоения учащимися понятий и законов;

4. Установление связей между понятиями с целью приведения их в систему;

5. Развитие  познавательной активности и интересов к предмету.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ НЕСТАНДАРТНЫХ УРОКОВ :

1  Увлекательная форма урока и активизация процесса обучения

2  Развитие  операций синтеза, анализа, обобщения

3  Развитие коммуникативных навыков общения и положительных межличностных отношений

4 Снятие эмоциональной и физической замкнутости

 

Но надо заметить, что при выборе нестандартных занятий нужна мера. Место нетрадиционных занятий в общей системе должно определяться самим педагогом в зависимости от конкретной ситуации, условий содержания материала и индивидуальных особенностей самого педагога.

Каждая форма и приём педагогической техники , применённые на занятии должны исходить из принципов эффективности и целесообразности их использования в условиях коррекционно-развивающего обучения.

1. При отборе той или иной формы , приёма необходимо обязательно учитывать уровень познавательных способностей определённого возраста, должны учитываться индивидуальные особенности дошкольников и осуществляться дифференцированный подход к использованию того или иного приёма.

2. Методика использования формы, приёма должна быть чётко продумана педагогом, скрупулезно отработана совместно  с детьми, только тогда она даёт положительные результаты для активизации учебной деятельности учащихся и мотивирует их к учению.

 Проводить нетрадиционные  занятия не чаще одного - два раза в месяц, обычно при завершении,  какого либо раздела.  Нетрадиционные занятия чаще имеют место при проверке и обобщении знаний детей. Но некоторые из них (путешествие,  интегрированный, лекция) использую при изучении нового материала. 

При подготовке и проведении нестандартных занятий учитываю особенности  детей  с проблемами в развитии. Задания  подбираю в доступной и нестандартной форме, что способствует поддержанию интереса «особых» детей на протяжении всего занятия.

Некоторые из представленных форм нетрадиционных занятий.

Занятие-игра способствует :

1.  Активизации и развитию познавательных процессов детей ( восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности и т.д.)

2.  повторению и закреплению знаний , приобретаемых на занятиях.

3.  Расширению кругозора и культуре речи детей.

4. Созданию деятельной, творческой обстановки в процессе игры, благотворно влияющей на эмоциональность, психику ребенка.

5. Совершенствованию сочетаний индивидуальной и коллективной форм работы с детьми.

6. Использованию дифференцированных заданий, позволяющих даже « слабым» детям проявить свои способности и активно участвовать в мероприятии.

В процессе игры развиваются способности человека, раскрываются его возможности и создаются условия для обмена информацией. Игровая форма проведения урока всегда привносит удовлетворение всем его участникам, способствует повышению качества учебного процесса.    Выполнение заданий осуществляется как индивидуально, так и командой. Индивидуальные задания вносят в игру элемент состязательности, повышают активизацию обучения. Выполнение заданий командой позволяет развивать межличностные отношения, способствует сплочению коллектива. На уроке происходит раскрепощение личности ученика: преодолевается неуверенность в себе, застенчивость, робость и развиваются такие качества, как самостоятельность и коммуникабельность.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные формы работы с детьми, имеющими нарушение речи

Дети с нарушениями речи требуют к себе особого внимания. Им требуется помощь логопеда, который работает над звуковой стороной, общим развитием речи, и педагога-психолога, который помогает справиться с...

Нетрадиционные формы работы с детьми, имеющими нарушение речи.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании ок...

Использование методов и приемов нейропсихологии в работе с детьми, имеющими отклонения в развитии

Использование методов и приемов нейропсихологии в работе с детьми, имеющими отклонения в развитии ...

Консультация «Специфика коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими отклонения в развитии (УО, РДА)»

Специфика коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими отклонения в развитии (УО, РДА)...

Использование нетрадиционной формы работы с детьми, имеющими речевые нарушения.

Для эффективности процесса автоматизации звуков у детей с нарушениями речи, необходимо многократное повторение скучного речевого материала. Камешки МАРБЛС помогут разнообразить педагогически...