статья "Условия для развития речевого слуха у неслышащих дошкольников на занятиях по развитию слухового восприятия"
статья по коррекционной педагогике на тему

Бондаренко Елена Николаевна

В статье описываются условия, направленные на формирование устной речи детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_na_sayt.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

Условия для развития речевого слуха у неслышащих дошкольников   на занятиях по развитию слухового восприятия

Развитие слухового восприятия и обучение произношению - два взаимосвязанных процесса, направленные на формирование устной речи детей: её восприятия и воспроизведения. Развитие остаточного слуха расширяет сенсорную основу восприятия речи на слухо-зрительной основе и формирования произносительных навыков. При этом совершенствование произношения во многом способствует восприятию речи как слухо-зрительно, так и только на слух.

За период обучения в нашем учреждении дети учатся различать и опознавать на слух знакомый по звучанию речевой материал. Помимо этого дети обучаются воспринимать на слух незнакомые по звучанию слова и фразы. Реализуются эти задачи с помощью качественной звукоусиливающей аппаратуры индивидуального и стационарного типа.

Работа по развитию слухового восприятия и формированию произношения проводится в ходе всего учебно-воспитательного процесса: на занятиях педагога, воспитателей, музыкального работника, инструктора по физической культуре, при проведении режимных моментов, в играх и общении. Специальная работа проводится ежедневно на фронтальных занятиях, а так же не реже трёх раз в неделю на индивидуальных занятиях по 15-20 минут. Время индивидуального занятия условно делится пополам между работой по развитию слухового восприятия и работой по формированию произношения.

Глухие и слабослышащие дошкольники принципиально отличаются в возможностях воспринимать речь на слух. При тугоухости ребёнок слышит хорошо знакомые слова, произнесённые голосом разговорной громкости, хотя бы у ушной раковины. При глухоте без специальной многолетней работы это невозможно. Следует особо подчеркнуть разнообразие слуховых возможностей слабослышащих детей, оставленных им природой, которое мы учитываем при проведении работы по развитию слухового восприятия. Если некоторые дети воспринимают речь на слух без аппарата лишь у ушной раковины, то другие слышат её на значительно большем расстоянии - на 1, 2, 4 метра и далее; одни дети не слышат шёпота даже у уха, другие слышат его на небольшом расстоянии.

Работу по развитию слуха мы начинаем с обучения различению на слух речевого материала. Сначала обучение ведётся на материале звукоподражаний. На следующем этапе к ним добавляются лепетные слова, потом полные слова, такие как мама, папа, имя ребёнка, дом, рыба, лопата и другие. После этого включаются фразы, в которых используются эти слова. Например: Ляля упала. Зайка прыгает. Папа спит.

Прежде чем учить воспринимать на слух тот или иной речевой материал, мы знакомим с ним детей в общении, на занятиях педагога, воспитателя.

Для успешного обучения различению на слух звукоподражаний, а впоследствии лепетных, полных слов и фраз необходимы соответствующие игрушки, картинки разные по цвету, форме, величине. По мере того, как ребёнок научится различать на слух не только звукоподражания, но и лепетные, полные слова. Словосочетания, этот материал предлагается ему для опознавания на слух. Постепенно расширяется слуховой словарь дошкольника, и совершенствуются способы восприятия. После того, как дети начинают уверенно не только различать, но и опознавать на слух слова, словосочетания и фразы, педагог приступает к целенаправленному обучению распознаванию на слух незнакомого по звучанию речевого материала.

Работу по развитию слухового восприятия педагоги проводят в занимательной, интересной для дошкольника форме. Для того, чтобы дети не уставали, занятия можно проводить на полу, на диване, в игровом уголке. Важно использовать на занятии различные виды работы: рисование, демонстрация действий, работа с картинками, игрушками.

Наши педагоги-дефектологи стремятся, чтобы каждое занятие по развитию слухового восприятия, положительно влияло на оценку ребёнком его слуховых возможностей. Для того чтобы занятие приносило малышу удовлетворение, в конце занятия обязательно предлагаются упражнения и задания, при выполнении которых ребёнок будет успешен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оформление папки-передвижки: "Формирование фонематического восприятия на третьем этапе развития речевого слуха: различение слов, близких по звуковому составу"

Познакомить родителей и воспитателей с играми и упражнениями, применяемыми на третьем этапе развития фонематического восприятия: различение слов, близких по звуковому составу...

Оформление папки-передвижки: "Формирование фонематического восприятия на четвертом и пятом этапе развития речевого слуха: различение слогов и различение звуков"

Познакомить родителей и воспитателей с играми и упражнениями, применяемыми на четвертом и пятом этапе развития фонематического восприятия: различение слогов и различение звуков...

Упражнения для развития речевого слуха и восприятия

Консультация для занятий родителей с детьми дома....

Технологическая карта (конспект) индивидуального занятия по развитию речевого слуха

Технологическая карта (конспект) индивидуального занятия по развитию речевого слуха в старшей группе для слабослышащих и позднооглохших детей. В технологической карте представлен 3-ий этап работы над ...