Сборник упражнений и заданий по профилактике оптической дисграфии у дошкольников
учебно-методическое пособие по коррекционной педагогике на тему

Борутто Елена Александровна

Дисграфия «начинается» не в школе, а значительно раньше: у детей дошкольного возраста. Именно в этом возрасте возможно выявление предпосылок дисграфии,  которая неизбежно проявится у детей с началом их школьного обучения в случае непринятия профилактических мер. Нарушения письменной речи отрицательно сказываются на школьной успеваемости детей, увеличивают сроки овладения школьной программой, вызывают негативное отношение детей к процессу обучения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сборник упражнений и заданий по профилактике оптической дисграфии у дошкольников

(рекомендовано психологам, дефектологам, учителям начальной школы, родителям)

подготовила материал:

педагог-психолог Борутто Е.А.

Предпосылки возникновения оптической дисграфии у детей 6-7 лет.

Дисграфия «начинается» не в школе, а значительно раньше: у детей дошкольного возраста. Именно в этом возрасте возможно выявление предпосылок дисграфии,  которая неизбежно проявится у детей с началом их школьного обучения в случае непринятия профилактических мер. Нарушения письменной речи отрицательно сказываются на школьной успеваемости детей, увеличивают сроки овладения школьной программой, вызывают негативное отношение детей к процессу обучения.

Что касается оптической дисграфии, то она обусловлена в первую очередь несформированностью зрительно-пространственных функций: зрительного гнозиса, зрительного мнезиса, зрительного анализа и синтеза, пространственно – временных представлений. Стойкие нарушения письменной речи могут возникать у детей с нормальным интеллектом, сохранной устной речью, полноценным зрением и слухом, у которых имеется несформированность некоторых частных психических процессов, которые могут почти ничем себя не проявлять в повседневной жизни, но создают препятствия при овладении письмом.

        Так,  у многих детей наблюдается сниженная зрительная и слуховая память, причем зрительная память развита лучше, чем слуховая.  Двигательно дети расторможены, нарушена моторика как общая, так и мелкая. Уровень развития устной речи не соответствует возрастным нормам: словарь беден, имеются значительные нарушения грамматического строя речи, нарушена слоговая структура слова. Дети используют в речи предложения из двух, трех, редко из четырех слов. Лексический запас отстает от возрастной нормы. Отмечаются ограниченные возможности использования и предметного словаря, и словаря действий и признаков. Навыками словообразования они практически не овладевают. Отмечаются грубые ошибки в употреблении ряда грамматических конструкций: выраженные трудности в использовании падежных конструкций, опускаются предлоги, союзы, частицы употребляются крайне редко. Также дети не имеют четких представлений о форме и величине предметов, об их расположении в пространстве по отношению друг к другу, им не знакомы такие понятия, как «выше», «ниже», «дальше», «ближе». Дети не могут подобрать антонимы к словам, обозначающим величину предметов (например, в ходе обследования ребенку показывают длинную и короткую дорожку и говорят: «вот эта дорожка длинная, а эта какая», и ребенок отвечает, что она «маленькая», вместо «короткая») [8].

        Следовательно, чтобы дети успешно овладели навыками письма, необходима большая специализированная помощь по коррекции речи и всех психомоторных функций ребенка уже в дошкольном возрасте. Еще профессором Левиной Р.Е. был выдвинут принцип предупредительного подхода к детям дошкольного возраста [4]. Ведь, как известно, вторичные отклонения легче предупредить, чем исправлять уже сформировавшиеся нарушения.

        Оптико-пространственные представления играют важнейшую роль во взаимодействии человека со средой, являясь необходимым условием ориентировки в ней человека. Способность воспринимать пространство, пространственные представления не даны ребенку изначально, они являются результатом сложного и длительного процесса онтогенетического развития, в свою очередь, определяя становление высших психических процессов, письма, чтения.

        Нарушения оптико-пространственных представлений у детей оказывают отрицательное влияние на речевую и познавательную деятельность, негативно отражаются на процессе обучения ребенка, особенно на овладении им навыками орфографически-правильного письма. Очень велика роль пространственного представления в развитии речи детей, пространственный гнозис — один из главных психических процессов, создающих первичную базу для формирования речи детей, развитие которой совершенствует в дальнейшем данный психический процесс (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.А. Люблинская и другие [5,6]. Кроме того, развитие пространственного гнозиса лежит в основе формирования познавательной деятельности дошкольников и является одной из главных предпосылок при подготовке их к школьному обучению. Взаимосвязь развития речи и других психических процессов у детей рассматривалась Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурией, и другими [5,6]. В их работах показано, что основой для развития речи является выяснение реальных связей, отношений между предметами и явлениями окружающей действительности. Обозначая предметы, признаки, действия предметов, отношения между ними с помощью слов и их связей, дети овладевают языком не только как средством общения, но и как орудием мышления.

        Достаточный уровень развития оптико-пространственных представлений является необходимым условием для усвоения зрительных образов букв и, особенно для дифференциации близких по начертанию букв. Однако у многих детей к началу школьного обучения эти функции остаются не вполне сформированными, что приводит к появлению оптической дисграфии [9].

Профилактика оптической дисграфии у детей 6-7 лет

        Оܰсܰоܰбܰоܰе зܰнܰаܰчܰеܰнܰиܰе иܰмܰеܰеܰт оܰпܰрܰеܰдܰеܰлܰеܰнܰиܰе оܰсܰнܰоܰвܰнܰыܰх нܰаܰпܰрܰаܰвܰлܰеܰнܰиܰй и сܰоܰдܰеܰрܰжܰаܰнܰиܰя пܰрܰоܰфܰиܰлܰаܰкܰтܰиܰчܰеܰсܰкܰоܰй рܰаܰбܰоܰтܰы пܰо пܰрܰеܰдܰуܰпܰрܰеܰжܰдܰеܰнܰиܰю нܰаܰрܰуܰшܰеܰнܰиܰй рܰеܰчܰиܰ у дܰеܰтܰеܰй сܰтܰаܰрܰшܰеܰгܰо дܰоܰшܰкܰоܰлܰьܰнܰоܰгܰо вܰоܰзܰрܰаܰсܰтܰаܰ. Гܰоܰрܰаܰзܰдܰо лܰеܰгܰчܰе пܰрܰеܰдܰоܰтܰвܰрܰаܰтܰиܰтܰь фܰоܰрܰмܰиܰрܰоܰвܰаܰнܰиܰе оܰтܰкܰлܰоܰнܰеܰнܰиܰй в рܰаܰзܰвܰиܰтܰиܰи рܰеܰчܰеܰвܰыܰх фܰуܰнܰкܰцܰиܰйܰ, чܰеܰм иܰх вܰпܰоܰсܰлܰеܰдܰсܰтܰвܰиܰи уܰсܰтܰрܰаܰнܰиܰтܰьܰ. Пܰрܰи уܰсܰтܰрܰаܰнܰеܰнܰиܰи оܰпܰтܰиܰчܰеܰсܰкܰоܰй дܰиܰсܰгܰрܰаܰфܰиܰи нܰеܰоܰбܰхܰоܰдܰиܰмܰо уܰдܰеܰлܰиܰтܰь вܰнܰиܰмܰаܰнܰиܰе рܰаܰбܰоܰтܰе пܰо фܰоܰрܰмܰиܰрܰоܰвܰаܰнܰиܰю пܰрܰоܰсܰтܰрܰаܰнܰсܰтܰвܰеܰнܰнܰыܰх пܰрܰеܰдܰсܰтܰаܰвܰлܰеܰнܰиܰй и рܰеܰчܰеܰвܰоܰмܰу оܰбܰоܰзܰнܰаܰчܰеܰнܰиܰю пܰрܰоܰсܰтܰрܰаܰнܰсܰтܰвܰеܰнܰнܰыܰх оܰтܰнܰоܰшܰеܰнܰиܰйܰ. Вܰаܰжܰнܰыܰм яܰвܰлܰяܰеܰтܰсܰя уܰтܰоܰчܰнܰеܰнܰиܰе пܰрܰоܰсܰтܰрܰаܰнܰсܰтܰвܰеܰнܰнܰоܰгܰо рܰаܰсܰпܰоܰлܰоܰжܰеܰнܰиܰя фܰиܰгܰуܰр и бܰуܰкܰвܰ. Бܰоܰлܰьܰшܰоܰе вܰнܰиܰмܰаܰнܰиܰе уܰдܰеܰлܰяܰеܰтܰсܰя сܰрܰаܰвܰнܰеܰнܰиܰю сܰмܰеܰшܰиܰвܰаܰеܰмܰыܰх бܰуܰкܰв с мܰаܰкܰсܰиܰмܰаܰлܰьܰнܰыܰм иܰсܰпܰоܰлܰьܰзܰоܰвܰаܰнܰиܰеܰм рܰаܰзܰлܰиܰчܰнܰыܰх аܰнܰаܰлܰиܰзܰаܰтܰоܰрܰоܰвܰ.

        В сܰвܰяܰзܰи с эܰтܰиܰм пܰрܰи уܰсܰтܰрܰаܰнܰеܰнܰиܰи тܰаܰкܰиܰх нܰаܰрܰуܰшܰеܰнܰиܰй чܰтܰеܰнܰиܰя и пܰиܰсܰьܰмܰа пܰрܰоܰвܰоܰдܰиܰтܰсܰя рܰаܰбܰоܰтܰа в сܰлܰеܰдܰуܰюܰщܰиܰх нܰаܰпܰрܰаܰвܰлܰеܰнܰиܰяܰхܰ:

аܰ) рܰаܰзܰвܰиܰтܰиܰе зܰрܰиܰтܰеܰлܰьܰнܰоܰгܰо вܰоܰсܰпܰрܰиܰяܰтܰиܰя и уܰзܰнܰаܰвܰаܰнܰиܰя (зܰрܰиܰтܰеܰлܰьܰнܰоܰгܰо гܰнܰоܰзܰиܰсܰаܰ), в тܰоܰм чܰиܰсܰлܰе и бܰуܰкܰвܰеܰнܰнܰоܰгܰоܰ;

бܰ) уܰтܰоܰчܰнܰеܰнܰиܰе и рܰаܰсܰшܰиܰрܰеܰнܰиܰе оܰбܰъܰеܰмܰа зܰрܰиܰтܰеܰлܰьܰнܰоܰй пܰаܰмܰяܰтܰиܰ;

вܰ) фܰоܰрܰмܰиܰрܰоܰвܰаܰнܰиܰе пܰрܰоܰсܰтܰрܰаܰнܰсܰтܰвܰеܰнܰнܰоܰгܰо вܰоܰсܰпܰрܰиܰяܰтܰиܰя и пܰрܰеܰдܰсܰтܰаܰвܰлܰеܰнܰиܰйܰ;

гܰ) рܰаܰзܰвܰиܰтܰиܰе зܰрܰиܰтܰеܰлܰьܰнܰоܰгܰо аܰнܰаܰлܰиܰзܰа и сܰиܰнܰтܰеܰзܰаܰ;

дܰ) фܰоܰрܰмܰиܰрܰоܰвܰаܰнܰиܰе рܰеܰчܰеܰвܰыܰх оܰбܰоܰзܰнܰаܰчܰеܰнܰиܰй зܰрܰиܰтܰеܰлܰьܰнܰоܰ-пܰрܰоܰсܰтܰрܰаܰнܰсܰтܰвܰеܰнܰнܰыܰх оܰтܰнܰоܰшܰеܰнܰиܰйܰ;

еܰ) дܰиܰфܰфܰеܰрܰеܰнܰцܰиܰаܰцܰиܰя сܰмܰеܰшܰиܰвܰаܰеܰмܰыܰх бܰуܰкܰв иܰзܰоܰлܰиܰрܰоܰвܰаܰнܰнܰоܰ, в сܰлܰоܰгܰаܰхܰ, сܰлܰоܰвܰаܰхܰ, пܰрܰеܰдܰлܰоܰжܰеܰнܰиܰяܰхܰ, тܰеܰкܰсܰтܰаܰх [16].

        Пܰрܰоܰфܰиܰлܰаܰкܰтܰиܰкܰа оܰпܰтܰиܰчܰеܰсܰкܰоܰй дܰиܰсܰгܰрܰаܰфܰиܰи дܰоܰлܰжܰнܰа зܰаܰкܰлܰюܰчܰаܰтܰьܰсܰя в уܰсܰтܰрܰаܰнܰеܰнܰиܰи у рܰеܰбܰеܰнܰкܰа эܰлܰеܰмܰеܰнܰтܰаܰрܰнܰыܰх фܰоܰрܰм нܰеܰдܰоܰрܰаܰзܰвܰиܰтܰиܰя зܰрܰиܰтܰеܰлܰьܰнܰоܰ-пܰрܰоܰсܰтܰрܰаܰнܰсܰтܰвܰеܰнܰнܰоܰй сܰфܰеܰрܰыܰ, кܰоܰтܰоܰрܰыܰе в дܰаܰлܰьܰнܰеܰйܰшܰеܰм яܰвܰлܰяܰеܰтܰсܰя пܰрܰеܰпܰяܰтܰсܰтܰвܰиܰеܰм к уܰсܰвܰоܰеܰнܰиܰю бܰуܰкܰв и фܰоܰрܰмܰиܰрܰоܰвܰаܰнܰиܰю нܰаܰвܰыܰкܰа пܰиܰсܰьܰмܰа [16].

        В пܰрܰоܰцܰеܰсܰсܰе лܰоܰгܰоܰпܰеܰдܰиܰчܰеܰсܰкܰоܰй рܰаܰбܰоܰтܰы пܰо рܰаܰзܰвܰиܰтܰиܰю пܰрܰоܰсܰтܰрܰаܰнܰсܰтܰвܰеܰнܰнܰыܰх пܰрܰеܰдܰсܰтܰаܰвܰлܰеܰнܰиܰй нܰеܰоܰбܰхܰоܰдܰиܰмܰо уܰчܰиܰтܰыܰвܰаܰтܰь оܰсܰоܰбܰеܰнܰнܰоܰсܰтܰи и пܰоܰсܰлܰеܰдܰоܰвܰаܰтܰеܰлܰьܰнܰоܰсܰтܰь фܰоܰрܰмܰиܰрܰоܰвܰаܰнܰиܰя пܰрܰоܰсܰтܰрܰаܰнܰсܰтܰвܰеܰнܰнܰоܰгܰо вܰоܰсܰпܰрܰиܰяܰтܰиܰя и пܰрܰоܰсܰтܰрܰаܰнܰсܰтܰвܰеܰнܰнܰыܰх пܰрܰеܰдܰсܰтܰаܰвܰлܰеܰнܰиܰй в оܰнܰтܰоܰгܰеܰнܰеܰзܰеܰ, пܰсܰиܰхܰоܰлܰоܰгܰиܰчܰеܰсܰкܰуܰю сܰтܰрܰуܰкܰтܰуܰрܰу зܰрܰиܰтܰеܰлܰьܰнܰоܰ-пܰрܰоܰсܰтܰрܰаܰнܰсܰтܰвܰеܰнܰнܰоܰгܰо гܰнܰоܰзܰиܰсܰа и пܰрܰаܰкܰсܰиܰсܰаܰ, сܰоܰсܰтܰоܰяܰнܰиܰе пܰрܰоܰсܰтܰрܰаܰнܰсܰтܰвܰеܰнܰнܰоܰгܰо вܰоܰсܰпܰрܰиܰяܰтܰиܰя и пܰрܰоܰсܰтܰрܰаܰнܰсܰтܰвܰеܰнܰнܰыܰх пܰрܰеܰдܰсܰтܰаܰвܰлܰеܰнܰиܰй у дܰоܰшܰкܰоܰлܰьܰнܰиܰкܰоܰвܰ.

   Пܰрܰоܰсܰтܰрܰаܰнܰсܰтܰвܰеܰнܰнܰаܰя оܰрܰиܰеܰнܰтܰиܰрܰоܰвܰкܰа вܰкܰлܰюܰчܰаܰеܰт дܰвܰа вܰиܰдܰа оܰрܰиܰеܰнܰтܰиܰрܰоܰвܰоܰкܰ, тܰеܰсܰнܰо сܰвܰяܰзܰаܰнܰнܰыܰх мܰеܰжܰдܰу сܰоܰбܰоܰйܰ:

1) оܰрܰиܰеܰнܰтܰиܰрܰоܰвܰкܰу нܰа сܰоܰбܰсܰтܰвܰеܰнܰнܰоܰм тܰеܰлܰеܰ, дܰиܰфܰфܰеܰрܰеܰнܰцܰиܰаܰцܰиܰю пܰрܰаܰвܰыܰх и лܰеܰвܰыܰх еܰгܰо чܰаܰсܰтܰеܰйܰ;

2) оܰрܰиܰеܰнܰтܰиܰрܰоܰвܰкܰу в оܰкܰрܰуܰжܰаܰюܰщܰеܰм пܰрܰоܰсܰтܰрܰаܰнܰсܰтܰвܰеܰ. Рܰеܰбܰеܰнܰоܰк нܰаܰуܰчܰаܰеܰтܰсܰя рܰаܰзܰлܰиܰчܰаܰтܰь пܰрܰаܰвܰуܰю и лܰеܰвܰуܰю рܰуܰкܰу рܰаܰнܰьܰшܰеܰ, чܰеܰм оܰрܰиܰеܰнܰтܰиܰрܰоܰвܰаܰтܰьܰсܰя в оܰкܰрܰуܰжܰаܰюܰщܰеܰм пܰрܰоܰсܰтܰрܰаܰнܰсܰтܰвܰеܰ. Рܰаܰзܰвܰиܰтܰиܰе пܰрܰоܰсܰтܰрܰаܰнܰсܰтܰвܰеܰнܰнܰыܰх пܰрܰеܰдܰсܰтܰаܰвܰлܰеܰнܰиܰй оܰпܰиܰрܰаܰеܰтܰсܰя нܰа дܰиܰфܰфܰеܰрܰеܰнܰцܰиܰаܰцܰиܰю пܰрܰаܰвܰыܰх и лܰеܰвܰыܰх чܰаܰсܰтܰеܰй тܰеܰлܰаܰ, в пܰеܰрܰвܰуܰю оܰчܰеܰрܰеܰдܰь нܰа вܰыܰдܰеܰлܰеܰнܰиܰе вܰеܰдܰуܰщܰеܰй рܰуܰкܰи [16].

        Нܰа оܰпܰрܰеܰдܰеܰлܰеܰнܰнܰоܰй сܰтܰаܰдܰиܰи оܰнܰтܰоܰгܰеܰнܰеܰзܰа в рܰеܰзܰуܰлܰьܰтܰаܰтܰе нܰеܰоܰдܰнܰоܰкܰрܰаܰтܰнܰыܰх дܰеܰйܰсܰтܰвܰиܰй пܰрܰаܰвܰоܰй рܰуܰкܰоܰй в кܰоܰрܰе гܰоܰлܰоܰвܰнܰоܰгܰо мܰоܰзܰгܰа вܰыܰрܰаܰбܰаܰтܰыܰвܰаܰюܰтܰсܰя уܰсܰлܰоܰвܰнܰыܰе зܰрܰиܰтܰеܰлܰьܰнܰоܰܰвܰиܰгܰаܰтܰеܰлܰьܰнܰыܰе сܰвܰяܰзܰиܰ, кܰоܰтܰоܰрܰыܰе сܰпܰоܰсܰоܰбܰсܰтܰвܰуܰюܰт вܰыܰдܰеܰлܰеܰнܰиܰю пܰрܰаܰвܰоܰй рܰуܰкܰи кܰаܰк вܰеܰдܰуܰщܰеܰйܰ. Дܰаܰлܰьܰнܰеܰйܰшܰаܰя дܰиܰфܰфܰеܰрܰеܰнܰцܰиܰаܰцܰиܰя пܰрܰаܰвܰоܰй и лܰеܰвܰоܰй сܰтܰоܰрܰоܰн тܰеܰлܰа фܰоܰрܰмܰиܰрܰуܰеܰтܰсܰя нܰа оܰсܰнܰоܰвܰе уܰмܰеܰнܰиܰя вܰыܰдܰеܰлܰяܰтܰь пܰрܰаܰвܰуܰю рܰуܰкܰуܰ. Рܰаܰзܰлܰиܰчܰеܰнܰиܰе лܰеܰвܰоܰй рܰуܰкܰи у рܰеܰбܰеܰнܰкܰа в эܰтܰоܰт пܰеܰрܰиܰоܰд оܰсܰуܰщܰеܰсܰтܰвܰлܰяܰеܰтܰсܰя тܰоܰлܰьܰкܰо чܰеܰрܰеܰз пܰрܰаܰвܰуܰюܰ. Иܰсܰпܰоܰлܰьܰзܰуܰя дܰлܰиܰтܰеܰлܰьܰнܰыܰе оܰщܰуܰщܰеܰнܰиܰя дܰвܰиܰжܰеܰнܰиܰй сܰвܰоܰиܰх рܰуܰкܰ, рܰеܰбܰеܰнܰоܰк нܰаܰчܰиܰнܰаܰеܰт рܰаܰзܰлܰиܰчܰаܰтܰь пܰрܰаܰвܰыܰе и лܰеܰвܰыܰе чܰаܰсܰтܰи тܰеܰлܰаܰ.

        Дܰеܰтܰи дܰоܰшܰкܰоܰлܰьܰнܰоܰгܰо вܰоܰзܰрܰаܰсܰтܰа уܰжܰе в 3-3,5 гܰоܰдܰа пܰрܰаܰкܰтܰиܰчܰеܰсܰкܰи лܰеܰгܰкܰо рܰаܰзܰлܰиܰчܰаܰюܰт пܰрܰаܰвܰуܰю и лܰеܰвܰуܰю рܰуܰкܰиܰ. Оܰнܰи пܰрܰоܰиܰзܰвܰоܰдܰяܰт рܰяܰд дܰеܰйܰсܰтܰвܰиܰй тܰоܰлܰьܰкܰо пܰрܰаܰвܰоܰй рܰуܰкܰоܰй (еܰдܰяܰтܰ, рܰиܰсܰуܰюܰтܰ, бܰеܰрܰуܰт пܰрܰеܰдܰмܰеܰтܰы и тܰܰ.), нܰо еܰщܰе пܰоܰлܰнܰоܰсܰтܰьܰю нܰе вܰлܰаܰдܰеܰюܰт рܰеܰчܰеܰвܰоܰй дܰиܰфܰфܰеܰрܰеܰнܰцܰиܰаܰцܰиܰеܰй "пܰрܰаܰвܰоܰеܰ" - "лܰеܰвܰоܰеܰ". Рܰаܰзܰвܰиܰтܰиܰе рܰеܰчܰеܰвܰыܰх пܰрܰоܰсܰтܰрܰаܰнܰсܰтܰвܰеܰнܰнܰыܰх дܰиܰфܰфܰеܰрܰеܰнܰцܰиܰрܰоܰвܰоܰк пܰрܰоܰиܰсܰхܰоܰдܰиܰт зܰнܰаܰчܰиܰтܰеܰлܰьܰнܰо пܰоܰзܰдܰнܰеܰеܰ.

        Оܰрܰиܰеܰнܰтܰиܰрܰоܰвܰкܰа дܰеܰтܰеܰй в оܰкܰрܰуܰжܰаܰюܰщܰеܰм пܰрܰоܰсܰтܰрܰаܰнܰсܰтܰвܰе фܰоܰрܰмܰиܰрܰуܰеܰтܰсܰя тܰаܰкܰжܰе в оܰпܰрܰеܰдܰеܰлܰеܰнܰнܰоܰй пܰоܰсܰлܰеܰдܰоܰвܰаܰтܰеܰлܰьܰнܰоܰсܰтܰиܰ. Пܰеܰрܰвܰоܰнܰаܰчܰаܰлܰьܰнܰо пܰоܰлܰоܰжܰеܰнܰиܰе пܰрܰеܰдܰмܰеܰтܰоܰв (сܰпܰрܰаܰвܰа иܰлܰи сܰлܰеܰвܰаܰ) рܰеܰбܰеܰнܰоܰк оܰпܰрܰеܰдܰеܰлܰяܰеܰт лܰиܰшܰь в тܰоܰм сܰлܰуܰчܰаܰеܰ, кܰоܰгܰдܰа оܰнܰи рܰаܰсܰпܰоܰлܰоܰжܰеܰнܰы сܰбܰоܰкܰуܰ, тܰܰ. бܰлܰиܰжܰе к пܰрܰаܰвܰоܰй иܰлܰи лܰеܰвܰоܰй рܰуܰкܰеܰ. Пܰрܰи эܰтܰоܰм дܰиܰфܰфܰеܰрܰеܰнܰцܰиܰаܰцܰиܰя нܰаܰпܰрܰаܰвܰлܰеܰнܰиܰй сܰоܰпܰрܰоܰвܰоܰжܰдܰаܰеܰтܰсܰя дܰвܰиܰгܰаܰтܰеܰлܰьܰнܰыܰмܰи рܰеܰаܰкܰцܰиܰяܰмܰи рܰуܰк и гܰлܰаܰз вܰпܰрܰаܰвܰо иܰлܰи вܰлܰеܰвܰоܰ. В дܰаܰлܰьܰнܰеܰйܰшܰеܰмܰ, кܰоܰгܰдܰа зܰаܰкܰрܰеܰпܰлܰяܰюܰтܰсܰя сܰоܰоܰтܰвܰеܰтܰсܰтܰвܰуܰюܰщܰиܰе рܰеܰчܰеܰвܰыܰе оܰбܰоܰзܰнܰаܰчܰеܰнܰиܰяܰ, эܰтܰи дܰвܰиܰжܰеܰнܰиܰя зܰаܰтܰоܰрܰмܰаܰжܰиܰвܰаܰюܰтܰсܰяܰ.

        Рܰаܰзܰлܰиܰчܰеܰнܰиܰе пܰрܰаܰвܰоܰй и лܰеܰвܰоܰй сܰтܰоܰрܰоܰн пܰрܰеܰдܰмܰеܰтܰаܰ, нܰаܰхܰоܰдܰяܰщܰеܰгܰоܰсܰя нܰеܰпܰоܰсܰрܰеܰдܰсܰтܰвܰеܰнܰнܰо пܰеܰрܰеܰд рܰеܰбܰеܰнܰкܰоܰмܰ, пܰоܰяܰвܰлܰяܰеܰтܰсܰя пܰоܰзܰжܰеܰ. Оܰсܰоܰбܰеܰнܰнܰо тܰрܰуܰдܰнܰо дܰлܰя рܰеܰбܰеܰнܰкܰа оܰпܰрܰеܰдܰеܰлܰеܰнܰиܰе пܰрܰаܰвܰыܰх и лܰеܰвܰыܰх чܰаܰсܰтܰеܰй тܰеܰлܰа у чܰеܰлܰоܰвܰеܰкܰаܰ, сܰиܰдܰяܰщܰеܰгܰо нܰаܰпܰрܰоܰтܰиܰвܰ, тܰаܰк кܰаܰк в эܰтܰоܰм сܰлܰуܰчܰаܰе еܰмܰу нܰуܰжܰнܰо мܰыܰсܰлܰеܰнܰнܰо пܰрܰеܰдܰсܰтܰаܰвܰиܰтܰь сܰеܰбܰя в дܰрܰуܰгܰоܰм пܰрܰоܰсܰтܰрܰаܰнܰсܰтܰвܰеܰнܰнܰоܰм пܰоܰлܰоܰжܰеܰнܰиܰиܰ.

        Вܰсܰлܰеܰдܰсܰтܰвܰиܰе вܰыܰшܰеܰиܰзܰлܰоܰжܰеܰнܰнܰоܰгܰо мܰоܰжܰнܰо сܰдܰеܰлܰаܰтܰь рܰяܰд вܰыܰвܰоܰдܰоܰвܰ:

Оܰпܰтܰиܰчܰеܰсܰкܰаܰя дܰиܰсܰгܰрܰаܰфܰиܰя оܰбܰуܰсܰлܰоܰвܰлܰеܰнܰа в пܰеܰрܰвܰуܰю оܰчܰеܰрܰеܰдܰь нܰеܰсܰфܰоܰрܰмܰиܰрܰоܰвܰаܰнܰнܰоܰсܰтܰьܰю зܰрܰиܰтܰеܰлܰьܰнܰоܰ-пܰрܰоܰсܰтܰрܰаܰнܰсܰтܰвܰеܰнܰнܰыܰх фܰуܰнܰкܰцܰиܰйܰ: зܰрܰиܰтܰеܰлܰьܰнܰоܰгܰо гܰнܰоܰзܰиܰсܰаܰ, зܰрܰиܰтܰеܰлܰьܰнܰоܰгܰо мܰнܰеܰзܰиܰсܰаܰ, зܰрܰиܰтܰеܰлܰьܰнܰоܰгܰо аܰнܰаܰлܰиܰзܰа и сܰиܰнܰтܰеܰзܰаܰ, пܰрܰоܰсܰтܰрܰаܰнܰсܰтܰвܰеܰнܰнܰо – вܰрܰеܰмܰеܰнܰнܰыܰх пܰрܰеܰдܰсܰтܰаܰвܰлܰеܰнܰиܰйܰ. Сܰтܰоܰйܰкܰиܰе нܰаܰрܰуܰшܰеܰнܰиܰя пܰиܰсܰьܰмܰеܰнܰнܰоܰй рܰеܰчܰи мܰоܰгܰуܰт вܰоܰзܰнܰиܰкܰаܰтܰь у дܰеܰтܰеܰй с нܰоܰрܰмܰаܰлܰьܰнܰыܰм иܰнܰтܰеܰлܰлܰеܰкܰтܰоܰмܰ, сܰоܰхܰрܰаܰнܰнܰоܰй уܰсܰтܰнܰоܰй рܰеܰчܰьܰюܰ, пܰоܰлܰнܰоܰцܰеܰнܰнܰыܰм зܰрܰеܰнܰиܰеܰм и сܰлܰуܰхܰоܰмܰ, у кܰоܰтܰоܰрܰыܰх иܰмܰеܰеܰтܰсܰя нܰеܰсܰфܰоܰрܰмܰиܰрܰоܰвܰаܰнܰнܰоܰсܰтܰь нܰеܰкܰоܰтܰоܰрܰыܰх чܰаܰсܰтܰнܰыܰх пܰсܰиܰхܰиܰчܰеܰсܰкܰиܰх пܰрܰоܰцܰеܰсܰсܰоܰвܰ, кܰоܰтܰоܰрܰыܰе мܰоܰгܰуܰт пܰоܰчܰтܰи нܰиܰчܰеܰм сܰеܰбܰя нܰе пܰрܰоܰяܰвܰлܰяܰтܰь в пܰоܰвܰсܰеܰдܰнܰеܰвܰнܰоܰй жܰиܰзܰнܰиܰ, нܰо сܰоܰзܰдܰаܰюܰт пܰрܰеܰпܰяܰтܰсܰтܰвܰиܰя пܰрܰи оܰвܰлܰаܰдܰеܰнܰиܰи пܰиܰсܰьܰмܰоܰмܰ.

        Нܰаܰчܰиܰнܰаܰя рܰаܰбܰоܰтܰу пܰрܰо пܰрܰоܰфܰиܰлܰаܰкܰтܰиܰкܰе еܰщܰё в дܰоܰшܰкܰоܰлܰьܰнܰоܰм вܰоܰзܰрܰаܰсܰтܰеܰ, мܰоܰжܰнܰо  дܰоܰсܰтܰиܰчܰь мܰиܰнܰиܰмܰаܰлܰьܰнܰо нܰеܰоܰбܰхܰоܰдܰиܰмܰоܰгܰо уܰрܰоܰвܰнܰя зܰрܰеܰлܰоܰсܰтܰи фܰуܰнܰкܰцܰиܰйܰ, чܰтܰоܰбܰы оܰнܰи сܰоܰзܰдܰаܰлܰи оܰпܰтܰиܰмܰаܰлܰьܰнܰыܰе вܰоܰзܰмܰоܰжܰнܰоܰсܰтܰи дܰлܰя оܰсܰуܰщܰеܰсܰтܰвܰлܰеܰнܰиܰя оܰпܰеܰрܰаܰцܰиܰй зܰвܰуܰкܰо – бܰуܰкܰвܰеܰнܰнܰоܰй сܰиܰмܰвܰоܰлܰиܰзܰаܰцܰиܰиܰ, гܰрܰаܰфܰиܰчܰеܰсܰкܰоܰгܰо мܰоܰдܰеܰлܰиܰрܰоܰвܰаܰнܰиܰя зܰвܰуܰкܰоܰвܰоܰй сܰтܰрܰуܰкܰтܰуܰрܰы сܰлܰоܰвܰа и рܰеܰаܰлܰиܰзܰаܰцܰиܰи гܰрܰаܰфܰоܰмܰоܰтܰоܰрܰнܰоܰй пܰрܰоܰгܰрܰаܰмܰмܰыܰ. Тܰаܰкܰиܰм оܰбܰрܰаܰзܰоܰмܰ, рܰаܰнܰнܰяܰя пܰеܰрܰвܰиܰчܰнܰаܰя пܰрܰоܰфܰиܰлܰаܰкܰтܰиܰкܰа оܰпܰтܰиܰчܰеܰсܰкܰиܰх нܰаܰрܰуܰшܰеܰнܰиܰй у дܰеܰтܰеܰй дܰоܰшܰкܰоܰлܰьܰнܰоܰгܰо вܰоܰзܰрܰаܰсܰтܰа зܰнܰаܰчܰиܰтܰеܰлܰьܰнܰо пܰоܰвܰыܰшܰаܰеܰт иܰх шܰаܰнܰсܰы нܰа уܰсܰпܰеܰшܰнܰоܰе оܰбܰуܰчܰеܰнܰиܰе в шܰкܰоܰлܰеܰ.

Часть1.

Упражнения, используемые для профилактики оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста.

Развитие зрительного восприятия.

        У некоторых детей настолько нарушено зрительное восприятие, что они не узнают буквы, потому что для них это просто пересечение линий. Начинать развитие зрительного гнозиса нужно с изображений предметов.

Задание 1. Назови, что видишь на картинке.

Задание 2. Назови предметы по их контурам.

Задание 3. Назови недорисованные предметы.

Задание 4. Назови зачёркнутые предметы.

Задание 5. Обведи разноцветными карандашами предметы, наложенные

друг на друга.

Задание 6. Скажи, что перепутал художник.

Задание 7. Распредели предметы по величине, учитывая реальные размеры.

Задание 8. Распредели  изображения предметов  по их реальной величине.

Необходимо предложить одинаковые по величине изображения предметов, различающихся по величине в реальности.

Развитие цветового восприятия.

Ребёнок может понимать, что есть разные цвета, он может их различать, когда это цветная бумага или баночки с гуашью. Его нужно научить использовать эти знания в обычной жизни, помочь увидеть мир цветным.

Задание 1. Раскрась предметы.

Задание 2. Игра « Бывает – не бывает».

Воспитатель бросает мяч и называет какой –нибудь цвет. Ребёнок возвращает мяч, называя предмет, который бывает такого цвета.

Задание 3. Игра « Четвёртый лишний».

Воспитатель называет четыре предмета. Один из них по цвету не подходит. Ребёнок называет лишний предмет. Н-р:

  • Солнышко, подсолнух, небо, цыплёнок.
  • Огурец, редис, лягушка, ёлочка.
  • Редис, помидор, мак, снеговик.

Развитие восприятия геометрических форм.

        Как человек запоминает что-то новое? Он опирается на знания и умения, которые уже использует автоматически. Например, запоминая иностранные слова, он находит аналогии в родном языке. Как запомнить графическое изображение букв? Сопоставлять элементы, из которых они состоят, находить сходства букв между собой, представлять их в виде сочетания нескольких геометрических фигур.

Задание 1. Соедини предметную картинку  с геометрической фигурой, на которую она похожа по форме.            

Задание 2. Найди закономерность и продолжи ряд.

Задание 3. Рассмотри изображение и назови, из каких фигур оно состоит.

Задание 4. Дорисуй незаконченные контуры так, чтобы получились геометрические фигуры.

Задание 5. Найди и исправь ошибки.

Задание 6. Соедини точки по порядку и назови фигуру.

Развитие зрительной памяти.

Для запоминания графического изображения всех букв немаловажную роль играет зрительная память. Ребёнку будет легче справиться с поставленной задачей, если в добуквенный период максимально развить этот вид памяти.

Задание 1. Игра « Чего не стало».

Предложите ребёнку запомнить несколько картинок (в зависимости от возраста 3-5 штук). Потом попросите  его закрыть глаза. Уберите одну картинку и попросите назвать, чего не стало.

Задание 2. Посмотри на рисунки и найди отличия.

Дети 3-4 лет должны найти 5 отличий. Детям более старшего возраста нужно показать на 15 секунд один рисунок, потом предложить рассмотреть другой. Заметят ли они изменения?

Задание 3. Найди на большой картинке фрагменты, изображенные внизу.

Формирование буквенного гнозиса.

Знакомя детей с буквами, нужно прописывать их в воздухе, выкладывать из счётных палочек, проволоки, лепить из пластилина, обводить, раскрашивать и штриховать их. Всё это будет подключать кинестетические чувства ребёнка для лучшего запоминания зрительного образа буквы.

Для закрепления материала можно использовать следующие задания.

Задание 1. Найди неверно написанные буквы.

Задание 2. Найди букву среди других букв.

Задание 3. Назови замаскированные буквы.

Задание 4. Допиши буквы.

Формирование пространственного восприятия.

        Пятилетний ребёнок должен понимать, где правая рука, а где левая. Для того, чтобы он это запомнил, следует напоминать, что мы держим ложку в правой руке, что карандаш нужно взять в правую руку. Это не касается левшей. Им следует говорить наоборот.

        Шестилетнему ребёнку нужно объяснить, что справа находится правый глаз, правый карман, правая нога и т.д. следует научить находить правые части тела у человека, сидящего напротив.

Задание 1. Где находится яблоко? Что нарисовано слева от винограда?

       

Задание 2. Дорисуй половинку предметов.

Задание 3. Обведи машинки, которые едут вправо.

           

Задание 4. Раскрась правую руку.

Задание 5. Раскрась правую часть комбинезона жёлтым цветом, а левую – красным.

Задание  6. Найди дорогу в гараж и расскажи шофёру, как туда добраться.

                         

Задание 7. Двигайся по указанному пути.

Помоги Незнайке добраться домой, сделав 18 шагов по карте.

Карта: вниз, вправо, вниз, вниз, вправо, вверх, вверх, вправо, вверх, вправо, вниз, вниз, влево, вниз, вправо, вправо, вверх, вверх.

Игра « Очередь у кассы». Взрослый выстраивает перед ребёнком несколько игрушек в ряд и спрашивает: « Где стоит зайчик?». Нужно обучить детей нескольким правильным ответам: «Зайчик стоит за…, зайчик стоит перед…, зайчик стоит между…».

Задание 8. Наведи порядок в комнате, назови, что находится не на своём месте.

Задание 9. Расскажи, кто куда спрятался.

Задание 10. Какое дерево выше? Ниже? Ствол у какого дерева толще? Тоньше?

Часть 2

Работу по профилактике оптической дисграфии, можно проводить синтезируя методики, описанные в работах А.В.Семенович, Т.В. Ахутиной, А.Е. Соболевой, Е.Н. Емельяновой [10,11,12,13]

Работа проводится в следующих направлениях:

1 блок упражнений – развитие гностических функций

1. «Повтори позу». Ребенок повторяет за психологом позу (затем несколько поз), в создании которой участвует все тело.

2. «Хасты». Ребенок воспроизводит одну за другой ряд ручных поз, каждая из которых фиксируется в течение 20  30 с (двух-трех циклов дыхания); обязательное условие  полная сосредоточенность на каждой позе. Это упражнение хорошо выполнять несколько раз в день (5  7 мин). Хасты выполняются в той же последовательности, что и на рис. 1.

Рис.1

3. «Угадай часть тела и запомни ее название». Дотроньтесь (погладьте, помассируйте, потрите и т.д.) до какой-либо части тела ребенка (например, до локтевого сустава) и предложите ему вслепую показать ее на себе, затем, открыв глаза, на вас; назвать ее. Это необходимо проделать со всеми частями тела, а затем проделать то же с 2  3 точками.

После того как ребенок запомнит все названия, сыграйте в ту же игру, поменявшись ролями. Или иначе: дотроньтесь до своего тела и попросите его показать на себе и назвать этот участок. Более сложный вариант: взрослый дотрагивается до одной (нескольких) частей тела с одной стороны, а ребенок должен показать и назвать ее с другой стороны тела. Желательно, чтобы в процессе выполнения этого упражнения в работу включались все части тела, в том числе лицо, пальцы рук и ног, спина и т.д.

4. «Телесные фигуры, буквы и цифры». Придумайте вместе с ребенком, как можно изобразить пальцами рук, а также всем телом фигуры, буквы и цифры. Обязательно проиграйте все варианты перед зеркалом. В этой игре могут участвовать несколько человек, тогда «телесные» буквы и цифры будут составляться всеми детьми одновременно.

5. «Рисунки и буквы на спине и на ладонях». Нарисуйте пальцем на спине ребенка одну из знакомых ему фигур (треугольник, круг, квадрат и т.д.). Попросите его сказать, какая фигура нарисована. Если он затрудняется, нарисуйте прямую (горизонтальную, вертикальную, наклонную) и попросите его изобразить ее на стене или на листе бумаги. То же проделайте сначала на его правой, а потом левой руке, рисуя на обеих сторонах кисти.

При изучении числового ряда и алфавита особенно полезно написание букв и цифр последовательно на спине и руках (на обеих сторонах) с последующим их называнием и прописыванием.

6. «Предметы с различной фактурой поверхности». Покажите, назовите и дайте потрогать ребенку материалы и предметы с разной фактурой поверхности (гладкие, шершавые, ребристые, колючие, мягкие и т.п.). Затем предложите ему ощупать вслепую материал двумя руками, потом  одной рукой и найти этот же материал или предметы из него, действуя сначала этой же рукой, а затем другой.

7. «Тактильное домино». Правила игры те же, что и в обычном домино. Но: игральные «кости» особые, например: справа  наждачная бумага, слева  глянцевая поверхность; справа  бархатная бумага, слева  мех; справа  ребристая поверхность «в клеточку», слева  гладкая и т.п. Сначала правила игры усваиваются с открытыми глазами, а затем отыскивание игральных «костей» происходит с закрытыми глазами; произвольно, только правой, левой рукой.

Усложнение задания: фактура поверхностей должна отличаться незначительно. Хорошо, если материал для игры вы сделаете вместе с ребенком.

8. «Игра с палочками». Предложите ребенку комплект палочек разной длины (2  7 см), толщины и фактуры. Пусть он с закрытыми глазами разложит их на однородные кучки.

9. «Ощупывание и распознавание предметов». Положите в непрозрачный мешочек различные небольшие предметы: ключ, кольцо, монету, орех, камешек, мелкие игрушки и т.д. Ребенок должен .на ощупь угадать, какие предметы лежат в мешочке. При этом он должен ощупывать предмет как двумя руками одновременно, так и каждой рукой по очереди.

Усложнение игры: после того как предмет узнан, ребенок находит такой же среди других предметов во втором мешочке сначала той же, а потом другой рукой.

10. «Доски Сегена». Известно, что существует несколько вариантов досок Сегена. Использование их приводит к хорошему коррекционному эффекту.

11. «Ощупывание фигурок, букв и цифр, различных по форме и размеру». Возьмите объемные или вырежьте из наждачной или бархатной бумаги фигуры (буквы, цифры) различной формы (звездочку, кружок, треугольник, квадрат и т.д.) и величины (большие и маленькие). Нарисуйте такие же фигурки на листе бумаги. Попросите ребенка:

• на ощупь опознать фигуру и, не глядя, найти такую же среди других фигурок этой же, затем другой рукой. Затем смените руки;

• с закрытыми глазами ощупать фигуру, а затем, открыв глаза, указать на нее в ряду нарисованных;

• одной рукой ощупать фигурку, а затем нарисовать ее в воздухе или на листе бумаги сначала той же, а потом другой рукой.

12. «Распознай буквы — получишь слово». Из объемной азбуки составьте слово (из 3  4 букв) и предложите ребенку, последовательно ощупав все буквы, прочитать его. Более сложным является вариант, когда буквы даются в произвольном порядке: их нужно опознать, назвать и запомнить, а затем составить из них слово.

13. «Разрезные картинки». Даются два одинаковых изображения: целое (образец) и разрезанное на несколько частей: на две (по горизонтали, вертикали), на четыре, шесть, девять; на части в виде полос, квадратов или любой неправильной формы. Ребенок складывает разрезанное изображение сначала по образцу, затем без него. Количество фрагментов должно соответствовать актуальным возможностям ребенка. Постепенно оно увеличивается, а элементы усложняются по конфигурации.

14. «Выбор недостающего фрагмента изображения». Предлагается картинка (предметный рисунок, сюжетная картинка, геометрический рисунок, орнамент и т.д.) с отсутствующими фрагментами и набор недостающих кусочков. Необходимо подобрать нужный фрагмент. В изображении может не хватать как одного, так и нескольких фрагментов. Можно попросить ребенка дорисовать недостающую часть.

15. «Чего здесь не хватает?». Внимательно посмотрев на изображение предмета с недостающими деталями, ребенку надо найти и исправить (дорисовать) «ошибки художника». При затруднениях ему показывают правильное изображение предмета и проводят сравнение.

16. «Дорисуй предмет до целого». Дается изображение с неполным количеством элементов. Надо дорисовать отсутствующие элементы в заданном рисунке и назвать их. Предмет может быть не дорисован по оси (справа или слева), могут отсутствовать некоторые его части.

17. «Загадочные рисунки». Нужно разглядеть, раскрасить и сосчитать изображенные на рисунке зашумлённые предметы.

18. «Что здесь изображено?». Узнавание «зашумленных» (наложенных, перечеркнутых и т.п.) геометрических фигур; различных предметов, букв, цифр, одинаковых и различных по величине, форме и цвету. Варианты этого задания легко придумать в зависимости от возраста и возможностей ребенка.

19. «Что перепутал художник?». В изображениях любых предметов, животных, лиц, целых сюжетов и т.п. ребенок должен найти не свойственные им детали, объяснить, как исправить ошибки.

20. «Фигура и фон». Нарисуйте или подберите стимульный материал, где основу составляет фон (более или менее часто расставленные точки или значки любой конфигурации; различные пересекающиеся линии, переплетающиеся листья и т.п.). Ребенку предлагается различить на таком фоне фигуры, т.е. найти, показать и назвать все «замаскированные» в этом «шуме» изображения (предметы, буквы, цифры и т.д.).

21. «Лабиринт». Ребенку предлагаются разного рода «лабиринты» в виде перепутанных нитей от воздушных шариков, тропинок, коридорчиков. К каждой картинке дается соответствующее задание («У кого какой шарик?», «Помоги выйти» и т.п.). Примеры таких заданий легко придумать или выбрать из имеющейся литературы.

Задание целесообразно выполнять следующим образом: сначала сконструировать лабиринт на полу с помощью подручных средств (стульев, скамеек и т.п.), специальных геометрических форм и предложить ребенку пройти по нему. Потом, на бумаге  дать задание ребенку провести по лабиринту пальцем, затем  карандашом, и лишь потом проследить путь исключительно глазами.

22. «Найди все предметы». Дайте ребенку бланк, на котором вразброс нарисовано большое количество различных простых предметов, геометрических фигур, цифр, букв. Попросите его найти и вычеркнуть все изображения одного вида.

23. «Тест Виткина». Надо найти в нижних фигурах одну из «спрятанных» в них эталонных (изображенных вверху).

24. «Найди букву». Предложите ребенку рисунок с буквами, цифрами, написанными разным шрифтом, стилем и по-разному повернутыми. Он должен ответить, что за буквы нарисованы.

25. «Допиши букву». Покажите ребенку недорисованную (в различных вариантах) букву (цифру, слово). Попросите его определить, что за буква (слово)  не дорисована, и дописать ее.

26. «На что похожа буква?». Спросите, на что похожа та или иная буква.  Попросите дорисовать ее до этого предмета.

В другом варианте ребенок сам придумывает, во что превратить эту букву, дорисовав ее. То же  с цифрами.

27. «Письмо в воздухе». Психолог рисует в воздухе перед ребенком различные фигуры, буквы, цифры и т.д., которые он должен опознать и назвать.

2 блок упражнений – развитие мнестических функций.

1. «Шапка-невидимка». В течение 3 с надо запомнить все предметы, собранные под шапкой, которая на это время поднимается, а затем перечислить их.

2. «Запомни и найди». Приготовьте таблицы с изображением предметов , геометрических фигур.

Покажите ребенку карточку с изображением предметов и предложите запомнить их, чтобы затем отыскать среди других в нижней части таблицы. То же  с геометрическими фигурами.

Между запоминанием и отыскиванием изображений следует делать паузы разной длительности (от 5 с до 5 мин), причем паузы могут быть как «пустыми», так и заполненными какой-либо деятельностью (например, рисованием, рассказыванием стихотворения, повторением алфавита или таблицы умножения, выполнением физических упражнений и т.д.).

3. «Запомни точно».

А. Приготовьте лист бумаги с 15  20 геометрическими фигурами, различными по размеру и форме (большие и маленькие круги, квадраты, треугольники, звезды, снежинки и т. п.). Попросите ребенка запомнить только большие (маленькие) фигурки, только округлые фигуры и т. п. Затем найти их на другом бланке. 

Б. Приготовьте бланк с правильными и перевернутыми (сверху вниз, справа налево) фигурками, цифрами или буквами (более сложным будет смешанный вариант). Попросите ребенка запомнить только правильные (только перевернутые) фигурки (цифры, буквы), а затем найти и/или нарисовать их.

Время запоминания  15  20 с. Количество запоминаемых элементов Ц от 5 до 10.

4. «Запомни и нарисуй». Для этого задания необходимо заранее подготовить образцы для запоминания на отдельных листах бумаги , а также лист бумаги и карандаш.

5. «Восстанови порядок». Приготовьте 5  10 игрушек (предметов), разложите их в случайном порядке. Предложите ребенку запомнить их расположение (15  20 с). Затем он отворачивается, а психолог меняет несколько игрушек (предметов) местами. Ребенок должен восстановить все в первоначальном виде. В другом варианте эти эталоны выстраиваются в ряд; психолог меняет местами их порядок в ряду.

Это задание может выполняться, как и предыдущее, на любом материале (предметы, цветы, животные, буквы и т.д.).

6. «Восстанови порядок»-2. Дети встают полукругом; задача ведущего-ребенка  запомнить порядок расположения детей. Первый вариант  он отворачивается и называет детей по порядку; второй вариант  психолог изменяет порядок, переставляя не [более 3  5 детей, а ребенок его восстанавливает.

7. «Восстанови порядок»-3. Дети замирают в разных позах; ведущий внимательно их осматривает и запоминает позы детей и их одежду. Затем он выходит из комнаты, а психолог производит не более 3  5 изменений в позах и одежде детей. Задача ведущего  вернуть все в исходное положение.

8. «Восстанови порядок»-4.Дети располагаются определенным образом по периметру зала (например, в одном углу, у окна, у мяча на полу и т.д.) и запоминают свое место, включается музыкальный фрагмент, дети свободно бегают по залу. Во время паузы они должны как можно быстрее: а) вернуться на свое место; б) занять место на одну позицию вперед при движении по часовой стрелке. При большом количестве детей или если дети испытывают трудности в запоминании места и последовательности передвижения, можно объединить их в пары (дополнительно проставляется акцент на взаимопомощь и согласованность действий).

 9. «Запомни фигуры». Приготовьте набор карточек с различными изображениями.

 Объясните ребенку, что для того, чтобы хорошо запомнить материал, можно использовать такой прием, как классификация, т.е. объединение в группы похожих чем-то предметов.

Попросите ребенка внимательно посмотреть на образец и запомнить его. Затем предложите ему нарисовать по памяти эти фигурки в том же порядке. Предполагаемое время показа для первой последовательности  2 с, для второй  3  4 с, для пятой  6-7 с.

Например, чтобы запомнить ряд геометрических фигур, их надо разделить на группы. На бланке могут быть изображены треугольники, круги, квадраты, перечеркнутые по-разному. Таким образом, эти фигуры можно разделить на группы в зависимости от их формы и/или типа перечеркивания. Теперь их легко запомнить и воспроизвести.

10. «Вспомни пару». Приготовьте бланки с фигурами для запоминания и воспроизведения .

Объясните ребенку, как ему предстоит вспомнить фигуры. Он смотрит на 1-й бланк и старается запомнить предложенные пары изображений (фигуру и знак). Затем бланк убирается и ему предлагается 2-й бланк  для воспроизведения, на котором он должен нарисовать в пустых клетках напротив каждой фигуры соответствующую ей пару.

11. «Найди пару». Материалом для игры могут быть два одинаковых набора с изображением фигур, предметов, животных, цифр, букв, слов, цветных карточек; две колоды игральных карт (например, парой будут считаться две карты одного цвета, масти или достоинства).

Играют два и более участников. Парные картинки выкладываются изображением вниз в несколько рядов. Сначала первый игрок переворачивает любые две карточки, показывая всем участникам изображенные на них картинки. Все пытаются запомнить само изображение и местоположение карточек. Затем карточки возвращаются на свое место изображением вниз.

Следующий игрок проделывает то же самое, но с другими двумя карточками. Все последующие ходы участники делают с таким расчетом, чтобы за один ход открыть две одинаковые картинки. Открыв две одинаковые карточки, игрок забирает их себе и ему присуждается один фант (очко). При этом свободные места остаются пустыми (ряды не сдвигаются). Выигрывает тот, кто наберет больше фантов.

12. «Раскрась одним цветом одинаковые фигуры». Ребенку предлагается бланк с 7 20 геометрическими фигурами (треугольник, круг, квадрат и т.д.). Психолог предлагает ему показать круг, квадрат и т.д., а затем запомнить, что круги надо раскрасить желтым цветом, квадраты  красным, треугольники  зеленым и т.д.

Задание можно усложнять за счет увеличения количества и разнообразия фигур и цветов, добавления признака величины (большие и маленькие круги и т.п.), вводя в материал буквы и цифры.

3 блок упражнений – развитие праксических функций и оптимизация межполушарных взаимодействий ( в рамках плоскости листа).

1. Рисование на доске, стене, листе бумаги сначала поочередно каждой рукой, а затем одновременно обеими. Чрезвычайно важно, чтобы двигались обе руки — в одну сторону, в противоположные, навстречу друг другу и т.д. Сначала ребенок рисует прямые линии —вертикальные, горизонтальные, наклонные; затем — разнообразные круги, овалы, восьмерки и орнаменты в разных положениях; одинаковые и разные фигуры на левой и правой половинах листа (вначале  ближе к центру, затем  ближе к краям листа); одно симметрично расположенное изображение; законченный сюжетный рисунок. Отметим еще раз необходимость отработки каждого из упражнений сначала каждой рукой отдельно, а уже потом двумя руками вместе.

2. «Ладушки». Эта игра одной из первых появляется в опыте любого ребенка. Если он с ней не знаком  научите его играть сначала в классическом варианте, но не только руками, но и лежа  ногами. Затем усложните задачу:

а) хлопок в ладоши, хлопок двумя руками с партнером (руки у обоих перекрещены), хлопок, хлопок с партнером  «левая правая», хлопок, хлопок с партнером  «праваялевая». Далее увеличивается число движений за счет соединения классического и данного вариантов. Аналогично  ногами;

б) «кулакладонь»: руки ребенка все время повернуты ладонями друг к другу; хлопок в ладоши, удар кулака о ладонь, хлопок, удар другой ладони о кулак. Играя в паре, ребенок после хлопка удар «кулакладонь» делает с вами. Еще более сложный вариант  удар «кулакладонь» делается с партнером перекрещенными руками (впереди то левая, то правая рука);

в) «ладушки» с разворотами ладоней: классический вариант, в котором хлопки с партнером осуществляются так, что одна ладонь ребенка смотрит вниз, а другая  вверх (или ставятся друг на друга ребрами);

г) после хлопка ребенок «здоровается» с партнером, как в классическом варианте, соприкасаясь с ним стопами, коленями, бедрами, локтями, плечами.

3. «Рисующие пальчики». Ребенку предлагаются чистые листы бумаги разной формы и размера, гуашевые краски и полная свобода творчества. Такое произвольное рисование и свободное манипулирование каждым пальцем обеих  рук дают ценную информацию о латеральных и цветовых предпочтениях ребенка. Для правшей характерно начинать работу с правой руки, при этом отдается предпочтение остроугольным формам (квадраты, ромбы, треугольники и т.п.). Когда же они рисуют левой рукой, то выбирают круги и овалы, а также неправильные округлые формы с волнистыми краями. Правша заполняет лист слева  направо и сверху вниз. Левши отличаются большой вариативностью этих показателей; достоверно частым для них является заполнение листа справа налево.

Выполнение упражнений в предлагаемой ниже последовательности поможет наиболее мягко, в игровой, занимательной форме подготовить ребенка к . освоению пространства листа и навыка письма.

4. «Рисующие пальчики»-2.Сначала ребенок выбирает любой палец и любой цвет (на одном листе  бумаги ребенок рисует только одним пальцем, используя один цвет) и заполняет предложенный формат прямыми вертикальными, горизонтальными и наклонными линиями (сначала одной рукой, потом другой). Затем он рисует незамкнутые волнистые линии, а после этого  прямые и волнистые «дорожки» из точек.

Далее ребенку предлагается для каждого пальца выбрать свой цвет, а также  размер и форму листа бумаги. Рисовать надо по очереди каждым пальцем сначала одной рукой (ребенок рисует разными пальцами одной руки на отдельных  листах), затем другой. Возможны варианты рисования одновременно или по  очереди обеими руками на одном листе.

5. «Путь муравьишки». При выполнении этого и последующих упражнений хорошо использовать не только гуашь, но и акварель, цветные карандаши, фломастеры, пастель, мелки и др.

Ребенок рисует «путь муравьишки» сначала одной (любой) рукой, а затем другой. При этом линия-путь должна иметь как можно больше разнообразных изгибов без создания замкнутых контуров и петель. «Путь муравьишки» начинается от муравейника и там же заканчивается, таким образом, создается замкнутая линия.

6. «Загадочный контур». Педагог рисует на доске или листе бумаги волнистую замкнутую линию и предлагает детям, подключив воображение, рассказать, на кого (на какое животное, птицу, фантастическое существо и т.д.) она похожа. Таким образом развивается образное воображение и стимулируется способность каждого ребенка увидеть что-то свое в данном контуре, без навязывания ему собственных стереотипов восприятия.

Затем, подражая педагогу или вместе с ним, ребенок постепенно учится самостоятельно и свободно проводить волнистые замкнутые линии. После чего ему предлагается, глядя на свои рисунки, представить, на что похож нарисованный контур. Фантазируя, ребенок может дополнить контур необходимыми деталями (например, ушками, глазами, крыльями, элементами одежды, предметами и др.).

Заполнение внутреннего пространства контура возможно не только путем простого раскрашивания, но и посредством необычного заполнения, например: незамкнутыми и замкнутыми линиями, точками, кляксами, сочетаниями геометрических фигур, орнаментов и т.д.

7. «Необычные животные». Придумывание и рисование «необычных животных» не только активно вовлекает ребенка в графическую деятельность, но и развивает его творческие способности.

Ребенку предлагается нарисовать замкнутой линией изображение какого-либо животного, например «фантастической лисы», «крылатого зайца», добавляя при этом нетипичные для него части тела, дорисовывая одежду, а также какие-либо предметы и т.д. Особое внимание необходимо уделить заполнению внутреннего пространства контура.

8. «Каляки-маляки». Сначала психолог заполняет весь лист непрерывной линией со множеством изгибов и петель. Затем ребенку предлагается увидеть в этом рисунке какое-либо животное, запутавшееся в нитках. Его надо найти и спасти. Когда ребенок увидит это животное, он должен обвести только те линии в «каляках-маляках», которые составляют контур и детали увиденной им фигуры.

После этого ему предлагается самостоятельно нарисовать «каляки-маляки» и найти в них спрятавшееся животное. Более сложной задачей является поиск ребенком в своей «каляке-маляке» заданного образа, например, «котенка, играющего с клубком ниток».

9. «Коврики». Перед ребенком кладется лист бумаги и набор цветных карандашей. Дается инструкция: «Представь, что лист  это коврик. Тебе нужно его разрисовать». После выполнения задания правой рукой ребенку предлагается новый лист и дается то же задание для левой руки. Затем ребенок начинает рисовать одной рукой, а дорисовывает другой; далее  обеими руками ;-вместе. Понятно, что в следующий раз это может быть «скатерть», «платок» «лето» и т.д.

10. «Коврики»-2.Дается образец (последовательность элементов), который ребенок должен воспроизвести и раскрасить. Это несложный орнамент из одного, двух и более повторяющихся элементов, например, из круга, треугольника, квадрата; более сложный вариант  желтый круг, синий треугольник и зеленый квадрат.  Затем ребенок сам придумывает последовательность фигур и воспроизводит ее.

11.«Волшебные линии». На рисунке представлены образцы линий, которые должен продолжить ребенок. Обязательным является выполнение каждого из них сначала правой, потом левой рукой, а затем двумя руками одновременно в одном и противоположном направлениях.

Усложнение задания заключается не только в нарастании степени сложности программы, но и в постепенном переходе от механического воспроизведения заданного образца к его самостоятельному анализу с выделением элементов (подпрограмм) и в дальнейшем к созданию и «разворачиванию» собственных серийных программ.

12. «Свободные рисунки двумя руками одновременно». На первом этапе предложите ребенку порисовать сначала одной, затем другой рукой, а потом двумя руками одновременно. Вначале он рисует то, что хочет. Затем предложите ему нарисовать прямые линии  вертикальные, горизонтальные, наклонные, а потом  разнообразные полуовалы, круги, овалы, восьмерки и орнаменты в разных положениях; одно симметричное изображение, одинаковые и разные фигурки на левой и правой половинах листа (вначале  ближе к центру, затем  к краям листа); законченный сюжетный рисунок.

13. «Раскрути спираль, закрути спираль». Ребенку предлагается «раскрутить» предложенные вами рисунки левой правосторонней спирали, а затем — «закрутить» их, обязательно отмечая направление движения стрелкой. Задание выполняется сначала каждой рукой отдельно, а потом двумя руками одновременно в одном и противоположном направлениях. Необходимо выполнять его начиная из центра спирали, а затем от внешней точки.

14. «Обведи по точкам». Что у тебя получилось? Раскрась.

15. «Дорисуй...». Надо закончить рисунок, на котором художник «не успел» дорисовать и раскрасить, например, ромашки.

16. «Продолжи орнамент». Каждое задание выполняется сначала одной, потом другой рукой. Ребенку предлагается продолжить рисование последовательности сначала простых фигур: прямых вертикальных, горизонтальных, наклонных палочек; затем кругов, квадратов, овалов; наконец  орнаментов.

17. «Рисунки двумя руками по заданному образцу». Ребенку предлагается двумя руками одновременно сначала обвести контур фигур, изображенных с правой и левой стороны листа, а затем закрасить эти фигуры.

Ребенок рисует каждой рукой и обеими руками (в одну и разные стороны) разнообразные узоры в направлении от центра к краям листа, от краев к центру листа, попеременно  от центра к краям листа, от краев к центру и т.д. Затем ему надо скопировать одно изображение двумя руками одновременно и раскрасить образец и свои рисунки.

20. «Разноцветные бусы». Надо раскрасить бусы определенным, заданным Образом, например: две бусины красные, одна желтая, одна зеленая, снова две - красные и т.д.

Варианты раскрашивания бус могут быть любые (начиная с двух элементов, и заканчивая сложными комбинациями), важным является строгое соблюдение ребенком заданной последовательности.

Более сложный вариант  штриховка бусинок (вертикальными, горизонтальными, наклонными прямыми и волнистыми линиями; в клеточку и т.п.) Сначала можно заштриховать бусинки одним цветом, а потом  цветными карандашами. Например, одна бусинка в «красную клеточку», вторая  в «синюю полосочку» и т.д.

21. «Сотри букву». Попросите ребенка мелом написать на доске букву (это касается в первую очередь наиболее трудно усваиваемых букв) и тут же пальцем стереть по контуру несколько раз подряд.

22. «Письмо в воздухе». Прописывание ребенком в воздухе отдельных букв, цифр при их изучении, а также словарных слов или элементов слияния букв при освоении слитного письма является не только занимательным для детей, но и очень полезным занятием. Оно осуществляется сначала последовательно каждой рукой, затем двумя руками одновременно и снова каждой рукой. При этом глаза ребенка неотрывно следят за траекторией движения ладони (ладоней). Размер буквы меняется от маленького (двигается только запястье) до среднего (двигается вся рука) и большого (в движение вовлекается все тело) и обратно: от большого до маленького.

Список литературы

  1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. Под ред. Цветковой. М.:Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «Модэк», 2001.
  2. Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие / Под общ. ред. О.Б. Иншаковой. – М.: МПСИ, 2001.  
  3. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу. – М.: «Академия», 2000.
  4. Левина Р.Е. Недостатки чтения и письма у детей. Логопедия. Методическое наследие./Под ред. Л.С. Волковой: в 5 кн. ВЛАДОС, 2007.
  5. Логопедия: Учеб. для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов по спец. "Дефектология". Под. ред. Л.С. Волковой. - 5-е изд. - М.: Просвещение: Владос, 2008.
  6. Логопедия: Методическое наследие: Пособие для логопедов истуд. дефектол. факультетов пед.вузов/ Под. ред. Л.С. Волковой. - 5-е изд. - М.: Гуманитар. изд.центр Владос, 2007 - Кн.IV: Нарушение письменной речи: Дислексия. Дисграфия.
  7. Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. – М.: ГНОМиД, 2006.
  8. Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка. Дошкольный и младший школьный возраст. М.: Айрис-пресс, 2005. - (Библиотека психолога образования). 46 листов альбома (стимульный материал) + методические рекомендации.
  9. Парамонова Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция. Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2006.
  10. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: «Гуманит. изд. центр ВЛАДОС», 1997.
  11. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста: учебное пособие. М.: Генезис, 2005.
  12. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. – Генезис, 2007.
  13. Семенович А.В. Эти невероятные левши: Практическое пособие для психологов и родителей. – М.: Генезис, 2005.
  14. Соболева А.Е., Емельянова Е.Н. Пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихологом. СПб.:Питер, 2009.
  15. Филичева Т.Е., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. - М.: Гном-Пресс, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с ОНР

Материал содержит практические методы и приёмы по осуществлению профилактики дисграфии у дошкольников....

Конспект занятия "Профилактика оптической дисграфии у дошкольников"

Базой для формирования пространственных представлений является взаимосвязь правого и левого полушарий, а также система координат, которая складывается у ребенка поэтапно в ходе лежания – сидения – пол...

"Дидактические игры для профилактики оптической дисграфии у дошкольников"

  Над темой "Профилактика оптической дисграфии у дошкольников" я начала работать еще в 2004 году. В то время эта тема не была столь популярна как сейчас и научно-методического материала по...

Задания для профилактики оптической дисграфии

Предпосылки дисграфии можно увидеть уже в дошкольном возрасте. Предлагаются варианты графических упражнений для профилактики оптической дизграфии....

Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с ОНР

Дисграфия - это частичное специфическое нарушение процесса письма.Оптическая дисграфия - дисграфия, связанная с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа, синтеза, пространственных представлений, про...

Проявление и профилактика оптической дисграфии у дошкольников

Как проявляется оптическая дисграфия, методы устранения у детей дошкольного возраста...

Игры и упражнения для профилактики оптической дисграфии у дошкольников с ТНР

Распространенность дисграфии у детей за несколько десятилетий резко возросла. Если согласно данным профессора М. Е. Хватцева, относящимся к 50-м годам XX века, число учащихся с дисграфией в массовых ш...