Буклет "Правила работы со скороговоркой"
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Карасева Валентина Ивановна

Несмотря на видимую простоту скороговорки как речевого тренажера, работать с ними нужно грамотно. Иначе можно навредить неокрепшему речевому аппарату малыша.  Вот некоторые основные правила:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet_pravila_raboty_so_skorogovorkoy.docx30.02 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАВИЛА РАБОТЫ СО СКОРОГОВОРКАМИ

Несмотря на видимую простоту скороговорки как речевого тренажера, работать с ними нужно грамотно. Иначе можно навредить неокрепшему речевому аппарату малыша.  Вот некоторые основные правила:

  1. Во-первых, очень важен правильный подбор скороговорок. Начинать нужно с простых, коротких, рифмованных скороговорок (например «Белые бараны били в барабаны»).  Так же подбирать скороговорки для детей нужно, учитывая индивидуальные дефекты речи. Сейчас легко подобрать скороговорки для отработки каждого звука. Кроме того, желательно выбрать скороговорку, интересную для детей, с забавным сюжетом.
  2. Никогда не заставляйте малыша заниматься скороговорками. Особенно – если они пока ему еще не очень удаются. В противном случае стеснительный, неуверенный в себе ребенок может совсем замкнуться в себе.
  3. Не ругайте и не наказывайте ребенка за неудачи. Лучше просто повеселитесь по этому поводу. Но и это следует делать осторожно: не задев самолюбия малыша.
  4. Искренне хвалите ребенка за успехи.
  5. Поставьте перед ребенком реально достижимую цель. Возможно, малыш продемонстрирует свои достижения на утреннике в детском саду. Или  красиво расскажет скороговорку Деду Морозу, заслужив соответствующий подарок.
  6. Недопустимо использовать скороговорки, если у малыша отсутствует правильное произношение звука, часто повторяющегося в скороговорке. Ими целесообразно заниматься, когда ребенок произносит звуки уже правильно, но еще неуверенно (на этапе введения звука в речевую практику).

            

Работают над скороговорками для детей в такой последовательности:

  1. Взрослый произносит скороговорку очень быстро и четко. Ребенку должно очень понравиться, как это звучит. Это даст стимул для того, чтобы научиться произносить скороговорку так же, как взрослый.
  2. Теперь произнесите скороговорку в нормальном темпе. Спросите малыша: о чем она, все ли слова понятны.
  3. Еще раз закрепите правильное расположение органов артикуляции при произношении звука, часто повторяющегося в скороговорке.
  4. Начинайте повторять скороговорку вместе с ребенком в медленном темпе. Исправляйте малыша, если он неправильно произносит звуки.
  5. Когда произношение закреплено, начинайте проговаривать предложение все быстрее. Если у ребенка возникают трудности, остановитесь пока на комфортной для ребенка скорости произношения скороговорки.
  6. Предложите малышу произнести скороговорку очень тихо, затем очень громко, затем беззвучно. Пусть произнесет ее тонким голосом (как лисичка), затем грубым голосом (как медведь), пропоет ее. Можно изменять интонацию предложения: произнести его нежно, грозно, в виде вопроса, радостно, грустно.
  7. Можно поиграть: успеть проговорить скороговорку, пока подбросишь мячик, пока обернешься вокруг своей оси и т.п.
  8. Если детей несколько – можно устроить соревнование: кто быстрее расскажет скороговорку, кто знает больше разных скороговорок для детей.

Попробуйте заниматься с ребенком скороговорками хотя бы по 10-15 минут каждый день – и очень скоро увидите результат. Ваша последовательность в этом виде работы обязательно принесет пользу для ребенка. Ведь четкая, красивая речь так необходима для полноценного общения, для успешной учебы. Ребенок с правильной дикцией умеет сформулировать мысль, не боится устно отвечать у доски, не запинается от волнения. А как поднимется самооценка ребенка, если на празднике  он сможет блеснуть знанием  скороговорок  и необычной скоростью их произношения! 

Не игнорируйте этот вид устного народного творчества, прошедший  проверку своей эффективности многими веками! Скороговорки для детей – настоящая находка не только для педагогов и логопедов, но и для любящих родителей!

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 11 «Василёк» города Белореченска  муниципального образования
Белореченский район

ПРАВИЛА РАБОТЫ СО

СКОРОГОВОРКОЙ

           

                            C:\Users\MARINA-NATALI\Downloads\images.jpg

Учитель-логопед : Карасева В.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

памятка: Как работать со скороговорками

ПАМЯТКА Как работать со скороговорками...

Работа со скороговорками

Представлены рекомендации по работе со скороговорками...

Памятка по работе со скороговоркой

Советы родителям, которые помогут правильно отрабатывать со своим ребёнком скороговорки...

Правила работы над скороговоркой

Советы и рекомендации по автоматизации звуков при работе со скороговоркой над четкостью речи...

Памятка "Правила, которыми можно руководствоваться при работе со скороговорками"

В памятке отражены правила при работе со скороговорками....

Консультация для участников образовательного процесса в ДОУ Как работать со скороговорками

Краткое, но ёмкое изложение приёмов работы при развитии речи дошкольников с использованием скороговорок...