«Психотехническая игра при работе с детьми с нарушением опорно - двигательного аппарата»
статья по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему

Астахова Нина Ивановна

Добиться физического и психологического благополучия можно различными педагогическими методами: развивать и корректировать навыки с помощью песка, воздействовать на снижение уровня мышечной зажатости, коррекция застенчивости и тревожности - песочная терапия. Прививать навыки расслабления при помощи музыки, способствуя коррекции психоэмоциональной сферы, умение самостоятельно находить выразительные позы и движения поможет музыкотерапия. Всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов - сказкотерапия, уголки релаксации: уголок природы, аквариум и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihotehnicheskaya_igra_dokument_microsoft_word.docx26.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование город Ноябрьск

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Аленький цветочек»

муниципального образования город Ноябрьск

Из опыта работы:

«Психотехническая  игра

при работе с  детьми с нарушением опорно - двигательного аппарата»

Подготовила воспитатель

Астахова Нина Ивановна

г. Ноябрьск

2017 г.

       Игра – самый доступный, понятный ребенку вид деятельности,  игра – средство совершенствования психических функций, коррекции неблагоприятных черт характера, устранения всевозможных страхов, перестройки отношений между ребенком и его ближайшим социальным окружением. Деятельность педагога, а так же родителей,  должна быть направлена  на сохранение и укрепление здоровья детей, развитие их  индивидуальных особенностей и осуществление необходимой коррекции нарушений развития; обеспечение эмоционального комфорта детей, доброжелательной  атмосферы общения; создание, обеспечения каждому ребёнку близкой и понятной мотивации любой деятельности; широкое использование игровых приёмов обучения, моментов соревнования, дидактических игр, их физической и психологической безопасности. Оптимальное развитие детей может происходить только при создании определенных условий  воспитания и образования в сочетании со специальными коррекционными задачами, которые сводятся к формированию навыков  правильной осанки, укреплению мышечного корсета, развитию координации движений, компенсации деформаций и восстановление сводов стопы. Полноценному  включению ребенка в социум, в образовательную деятельность мешают его тревожность, физическая неуверенность, психологическая замкнутость, переживания.

   Обязанность педагога помочь ребенку обрести внутреннюю гармония,  преодолеть свою неуверенность, настроить на сотрудничество. Ведь дети еще неспособны распознать и описать свои эмоции и  эмоции других. Кроме того, запрет на внешнее проявление негативных эмоций (гнев, злость) ведет к развитию агрессии, замкнутости. Особенно актуальным (по личному опыту) это является для детей, проходящих адаптацию, для воспитанников с НОДА. Для того чтобы снизить риск возникновения в будущем психосоматических заболеваний у детей, необходимо привлекать их внимание к эмоциональному миру человека, учить их выражению и распознаванию некоторых базовых эмоций, стимулировать их самопознание. Добиться физического и психологического благополучия  можно различными педагогическими методами: развивать и корректировать навыки ребенка с помощью песка,  воздействовать на снижение уровня мышечной зажатости, коррекции застенчивости и тревожности - песочная терапия. Прививать навыки расслабления при помощи музыки, способствуя коррекции психоэмоциональной сферы, умение самостоятельно находить выразительные позы и движения поможет  музыкотерапия. Всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов - сказкотерапия, уголки релаксации: уголок природы, аквариум и др.

Однако отдельно следует отметить игры на снятие психологического напряжения.  Психологические игры способствуют объединению детей в группе, снимают конфликтность, воспитывают умение понимать чувства других людей и реагировать на них, корректировать нарушения поведения детей, формировать положительный психологический микроклимат в группе.

Вот некоторые примеры игр, используемые при работе:

«Назови соседа  ласково»

Дети по очереди называют друг друга уменьшительно-ласкательными именами.

«Пожелания» (авторская игра)

Предложить детям сесть в круг. Воспитатель дает детям ранее изготовленный макет солнышка (количество лучиков по количеству детей) и предлагает подарить друг другу по лучику при этом что-то пожелав.

«Подари улыбку»

Дети под спокойную музыку улыбаются друг другу, далее педагог просит погладить по плечу соседа.

«Добрый ежик» (авторская игра)

Один из детей изображает ежика. Сначала педагог просит  ребенка изобразить «колючки», другие дети пытаются погладит «колючего» ежика, при этом изображая соответствующие эмоции. Далее педагог предлагает спрятать «колючки», дети снова гладят «ежика»

«Тот, кто сидит в пруду» (авторское упражнение)

Лучше проводить по подгруппам. Воспитатель раздает детям небольшие зеркала. Предлагает детям вспомнить сказку «Тот, кто сидит в пруду», задает наводящие вопросы (кто был в пруду, почему испугался Крошка Енот и т.д.).  Далее детям предлагается изобразить, смотря в зеркало разные эмоции. Сначала отрицательные (гнев, злость, недовольство). Потом воспитатель просит детей изобразить положительные эмоции (радость, смех, доброжелательность). В конце педагог спрашивает: какие отражения детям понравились больше.

«Раскрась настроение»

Воспитатель предлагает детям рассмотреть цветик - семицветик, потом объясняет, что каждый лепесток соответствует определенному настроению: красный - бодрое, активное настроение (хочется прыгать, бегать, играть в подвижные  игры), желтый - веселое настроение (хочется радоваться всему), зеленый - общительное настроение (хочется дружить с другими детьми, разговаривать и  играть    с ними), синий - спокойное настроение (хочется спокойно поиграть, посмотреть в окно), фиолетовый - мне трудно понять свое настроение, серый -  скучное настроение (не знаю чем заняться), коричневый – я злюсь, обижен, черный – мне грустно, я расстроен.  После этого педагог дает детям раскраску и предлагает раскрасить ее тем цветом (или цветами), какое у ребенка сейчас настроение. После завершения работы воспитатель рассматривает раскраски и беседует с детьми об их настроении.

«Стул почета»  

Дети по очереди встают на стул и говорят : Я лучший, потому что… Каждый характеризует себя с положительной стороны. Остальные дети хлопают.          

«Секрет»

Всем участникам ведущий раздает по «секрету» из красивого сундучка (пуговицу, бусинку, брошку, старые часы и т. д.), кладет в ладошку и зажимает кулачок. Участники ходят по помещению и, разъедаемые любопытством, находят способы уговорить каждого показать ему свой секрет. Ведущий следит за процессом обмена секретами, помогает наиболее робким найти общий язык с каждым участником.

«Потерявшийся котенок» (авторская игра)

Воспитатель вносит игрушку котенка (или любого другого животного)  и рассказывает детям, что малыш ушел от своей мамы и потерялся. Он очень напуган,  огорчен.  Ему страшно. Давайте поможем котенку, успокоим его. Дети по очереди утешают котенка, говорят ласковые слова, гладят. В конце «появляется» мама-кошка,  благодарит детей за помощь.      

Чему обучается ребенок в игре?

Эмоционально вживаться, «врастать» в сложный социальный мир взрослых людей. Переживать жизненные ситуации других людей как свои собственные,
понимать смысл их действий и поступков. Осознавать свое реальное
место среди других людей. Роль позволяет ребенку посмотреть на себя
со стороны, делает видимым для него реальное положение среди
взрослых и сверстников.

Сделать для себя открытие: желание и стремление других людей не
всегда совпадают с моими. Уважать себя и верить в себя.

Решать игровые задачи, дети проявляют максимальную компетенцию,
они действуют уверенно, не задавая вопросов взрослому и не
спрашивая у него разрешения. Игра - это арена детских успехов и достижений. Задача взрослых - закрепить у ребенка уверенность в себе, проявляя положительное отношение к его игровой деятельности. Кроме того, каждый из детей в любой момент своей жизни должен быть уверен в том, что родители и воспитатели любят и уважают его, несмотря на его неудачи и плохое поведение. Драчливого и непокорного ребенка любят точно так же, как общительного и дружелюбного. Это важнейшее условие развития.

Надеяться на собственные силы при столкновении с проблемами. Игра
предоставляет детям возможность ставить и решать собственные
задачи. Это способствует мобилизации сил творческой энергии, раньше
не находившей выхода. Дети, имеющие большую игровую практику,
легче справляются с реальными жизненными проблемами, чем мало
играющие.

Свободно выражать свои чувства. Часто дети, стремясь угодить
родителям или воспитателю, стараются не обнаружить чувства,
желания к которым отрицательно относится взрослый. Это самым
пагубным образом отражается в игре.
Ребенок, живущий под
постоянным, неусыпным контролем взрослых,
начинает вести себя
неестественно. Он недостаточно смел и решителен, для того чтобы
обнаружить свои подлинные чувства, отчего его поведение становится
скованным, возникают барьеры в общении. Поэтому для того, чтобы
ребенок вел себя естественно, взрослые должны положительно
относиться к его неподдельным эмоциям и сами проявлять
естественность и чистоту отношений.

Говорить с самим собой, интуитивно познавать себя. Дети говорят с
собой на языке эмоций. У них нет еще развернутой внутренней речи, и
поэтому им нужно время, чтобы, играя, поговорить с собой.

Переживать свой гнев, зависть, тревогу и беспокойство. В свободных
играх детей страх, агрессия и напряжение находят выход и ослабевают,
что значительно облегчает реальные взаимоотношения между детьми.
 Делать выбор. 

Советы взрослым:

Для игры важна практика. Играйте с детьми как можно чаще.

Приветствуйте проявление любых чувств, но не любого поведения.

Игра не должна включать даже малейшую возможность риска,

угрожающего здоровью детей. Игра требует чувства меры и осторожности.

Добровольность -  основа игры.

 Игра не должна быть излишне азартной, унижать достоинства играющих.

Литература:

  1. Галанов А.С. «Игры, которые лечат» (для детей 1 – 3 лет) Москва. Т.Ц. Сфера  2003.
  2. -  Халемский Г. А. «Коррекция нарушения осанки у дошкольников» С-ПБ Детство - ПРЕС 2001 г,
  3. Зеленцова – Пешкова Н. В. "Игротерапия для дошкольников". – Ростов -на - Дону: Феникс, 2014.- 156 с.
  4. Куражева Н. Ю., Вараева Н. В. «Психологические занятия с дошкольниками». – Спб.: Речь, 2005. – 96 с.
  5. Перунский В. В., Розанова Е. Г. «Психотехнические игры и упражнения: техники игровой психокоррекции». – М.: ВЛАДОС, 2013.- 124 с.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология БОС ортопедический в коррекционно - развивающей работе с детьми с нарушениями опорно - двигательного аппарата

Компьютерные программы на основе технологии БОС - ортопедический в коррекционно - развивающей работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями опорно - двигательного аппарата....

Работа логопеда с дошкольниками со стертой формой дизартрии при нарушениях опорно-двигательного аппарата

1. Обзор литературы по данной теме2. Диагностика  состояния моторных функций и речевого развития детей дошкольного возраста со стертой дизартрией при нарушениях ОДА3.Специфика работы в условиях Д...

Игры с клейстером: методика работы с дошкольниками, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата и (или) отклонения в поведении.

Методика «Игры с клейстером» адресована учителям-дефектологам, педагогам-психологам, родителям. Рекомендуется для работы с дошкольниками с двигательными нарушениями и (или) отклонениями в поведении (т...

План воспитательно-образовательной работы средняя группа с нарушением опорно-двигательного аппарата на апрель месяц 2013 года

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида № 103 «Тургай»     План воспитательно-обра...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕПЕРТУАРА В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕПЕРТУАРАВ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАС НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА...

Особенности работы с детьми с нарушением слуха и зрения, с нарушением опорно - двигательного аппарата

нарушение слуха: особенности работы с ребенком после кохлеарной имплантации...