Работа по развитию фонематического восприятия у детей младшего дошкольного возраста
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему

В статье описаны особенности фонематического восприятия детей младшего дошкольного возраста и даны рекомендации по развитию фонематического восприятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основополагающими в изучении особенностей детской речи являются понятие фонематического восприятия. Под фонематическим восприятием современная педагогика понимает способность человека воспринимать на слух звуковую структуру произносимого слова. Именно такая способность позволяет человеку определить количество звуков и слогов в слове, наличие или отсутствие определенных звуков, а так же их последовательность.

Сформированное фонематическое восприятие служит основой для формирования у детей дошкольного возраста правильного произношения звуков, слоговой структуры слова, успешного овладения лексико-грамматическим строем речи и в дальнейшем письмом и чтением.

Полноценное развитие фонематического восприятия возможно только на основе сохранного слуха и интеллекта. Говорить о начале развития фонематического восприятия можно, начиная с периода новорожденности, когда мы наблюдаем у ребенка появления двигательной реакции на звуковые раздражители. В течение первого года жизни речь взрослого воспринимается ребенком в основном на интонационной основе без понимания ее смысла, и лишь к концу первого года жизни ребенок на слух начинает различать акустически оппозиционные звуки (гласные и согласные). Далее дифференцировка принимает уже более точный характер и внутри гласных звуков, и внутри согласных.

Особенностью этого периода развития речи ребенка является то, что развитие фонематического восприятия не успевает за развитием артикуляторных способностей ребенка. Звукопроизношение ребенка второго – третьего года жизни несовершенно, но фонематическое восприятие, а так же пассивный словарь развиты уже очень хорошо. Все это является базой для формирования у ребенка активной речи.

Начальное формирование фонематического происходит в раннем возрасте ребенка, делая громадный скачок в своем развитии к 3 годам. Как правило, для развития этого процесса требуется только непосредственная речевая коммуникация со взрослым как с речевым эталоном. Фонематическое восприятие при сохранном слухе физиологическом формируется самостоятельно и требует специально организованных занятий только в случае нарушений в речевом развитии ребенка.

В период дошкольного детства происходит совершенствование фонематического восприятия. Связано это с общим речевым развитием ребенка в процессе вербальной коммуникации с другими людьми. Ребенок приобретает способность не только самостоятельно отследить свое речевое высказывание, но и проанализировать речевое высказывание другого человека и оценить его правильность.

Можно отметить, что формирование фонематического восприятия происходит в процессе импрессивной речи и он предвосхищает появление других форм речевой деятельности. Фонематическое восприятие является базисом для формирования таких сложных речевых систем как устная и письменная речь.

Следует заметить, что связь восприятия звуков речи и их произношения носит двусторонний характер. Как нарушение фонематического восприятия ведет за собой нарушение звукопроизношения, так и наоборот: искаженное воспроизведение звуков влечет за собой и нарушение их восприятия.

В этот период происходит перепрограммирование первичного речевого слуха, он становится базисом для овладения ребенком навыками чтения и письма. Практически все педагоги , которые занимаются вопросами овладения детьми письменной речью, подчеркивают важную роль сформированного фонематического восприятия. В случае несформированности этого компонента ребенок не сможет акустически дифференцировать фонемы воспринимаемых слов. А ошибки восприятия повлекут за собой и ошибки воспроизведения и появления на письме характерных дисграфических ошибок. Умение услышать каждый звук в слове, его местоположение относительно других звуков, то есть умение проводить звуковой анализ слова, является одним из важнейших умений для последующего овладения грамотой как наивысшего уровня речевого развития.

Состояние речи детей 2-3 лет, поступающих в дошкольные отделения школ, свидетельствует о низком уровне речевого развития. Наибольшие трудности взникают у детей в тех сферах, которые формируются конкретно в данный сензитивный период. Такие дети относятся к «группе риска» по возникновению речевых нарушений. Выражается нарушения речи у этих детей в снижении качества и четкости речи, отсутствии дифференцированного произношения согласных и гласных звуков, грубое нарушение произношения звуков раннего генеза.  Развитие фонематического слуха находится на низком уровне.

Говоря о причинах этих нарушений, можно обратить внимание на наследственный фактор, патологии беременности, а так же влияние отрицательных факторов, воздействовавших на развитие ребенка во время родов и в процессе раннего развития (травмы головного мозга, частые инфекционные заболевания). Социальная депривация и педагогическая запущенность так же отрицательно влияют на речевое развитие ребенка, даже при условии отсутствия любых других патологий. Для нормального речевого развития ребенку не достаточно только слушать звуки радио, телевизора. Общение с ребенком должно быть эмоционально окрашено, нести в себе положительный заряд эмоций.

Необходимо учитывать так же и психолого-педагогические особенности ребенка 2-3 летнего возраста. При работе с детьми этого возраста педагогам следует помнить о таких особенностях детей, как функциональная незрелость, зависимость психического состояния ребенка от его соматического состояния. Так же эмоциональность ребенка характеризуется неустойчивостью и частой сменой настроения. Не стоит забывать и про кризис трех лет и про негативизм и упрямтсов, появляющиеся у ребенка во время прохождения этого непростого момента.

На данном этапе не существует четкой методики исследования фонематического восприятия детей третьего года жизни. Практически все методики ориентированы на детей дошкольного возраста. Но некоторые методы и приемы из проанализированных методик можно использовать и в работе с детьми младшего дошкольного возраста.

Диагностику состояния фонематического слуха можно разделить на 2 этапа: диагностику состояния неречевого и речевого слуха. Исследование состояния неречевого слуха следует проводить, используя предметы, хорошо знакомые ребенку: предметы бытовой направленности, звучащие игрушки, детские музыкальные инструменты. Педагог воспроизводит звуки предметов, ребенок на слух воспринимает их и отличает друг от друга. Исследование состояние речевого слуха проводится на материале слов (правильно и неправильно произнесенных слов и акустически схожих слов), слогов и звуков. Педагог воспроизводит речевой материал, а ребенок воспринимает на слух и повторяет за взрослым.

Работу по развитию фонематического восприятия стоит начинать именно с 2-3 лет, когда ребенок только приходит в детский сад. Не стоит дожидаться 5-6летнего возраста, когда нарушения фонематического восприятия приобретут стойкий характер и их для преодоления потребуется больше времени и сил.

Начинать работу по развитию фонематического восприятия следует с развития слухового внимания и памяти, включая в эту работу задания на определение характера и места звучания звука (игры типа «Где спрятался котенок», «Далеко-близко»), на различение простых игрушечных музыкальных инструментов (барабан, дудка, с последующим усложнением заданий путем включения в звукоряд дрругих музыкальных инструментов), на запоминание и воспроизведение звучания предметов и звуков речи (игры типа «Попугай», «Повтори за мной»).  Постепенное усложнение можно проводить путем увеличения числа предметов для игры, уменьшения длительности их звучания.

В случае ранней диагностики и при своевременном начале занятий нарушения фонематического восприятия можно исправить, организуя систему коррекционной работы с ребенком.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система индивидуальной логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Предлагается система индивидуальной работы по развитию фонематического восприятия,  раскрываются приемы работы на каждом этапе....

Особенности логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.

Презентация на тему "Особенности логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста"...

Особенности логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.

презентация по теме "Особенности логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста"...

Особенности логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.

презентация по теме "Особенности логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста"...

Особенности логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.

презентация по теме "Особенности логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста"...

Педагогическая статья на тему: «Работа по развитию фонематического восприятия у детей младшего дошкольного возраста»

В статье мы рассмотрим особенности фонематического восприятия детей младшего дошкольного возраста, будут даны рекомендации по развитию фонематического восприятия....