Взаимодействие педагога-психолога и учителя-дефектолога в создании благоприятного климата и научения базовым манипуляциям с предметами ребенка с РАС и глубокими интеллектуальными нарушениями
презентация по коррекционной педагогике на тему

Девочкина Анна

Взаимодействие педагога-психолога и учителя-дефектолога в создании благоприятного климата и научения базовым манипуляциям с предметами ребенка с РАС и глубокими интеллектуальными нарушениями

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon vzaimodeystvie_ras.ppt2.48 МБ
Файл opisanie_dlya_slaydov_ras.docx25.06 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

спектр психологических характеристик, описывающих широкий круг аномального поведения и затруднений в социальном взаимодействии и коммуникациях, а также жёстко ограниченных интересов и часто повторяющихся поведенческих актов.

Слайд 3

Содержание коррекционной работы в соответствии с Федеральными Государственными требованиями и стандартами образования в настоящее время направлено на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, в освоении образовательной программы, коррекцию недостатков в речевом, психическом и (или) физическом развитии детей, их социальную адаптацию.

Слайд 4

Специализированные (коррекционные) образовательные учреждения решают комплекс социально значимых задач, в том числе, направленных на создание условий для интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество, формирование у них адекватных способов взаимодействия с окружающими и обеспечение в этом процессе ребёнка и его семьи психолого-педагогической поддержкой.

Слайд 6

Методист Учитель-дефектолог Воспитатель Педагог-психолог Музыкальный руководитель Ребенок с особыми образовательными потребностями

Слайд 7

Целью сотрудничества учителя-дефектолога и педагога-психолога является: создание модели взаимодействия в процессе коррекционно-развивающей деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка.

Слайд 8

Совместная работа учителя-дефектолога и педагога-психолога начинается уже на этапе первичного обследования ребенка с ОВЗ. Целью первичного обследования является изучение: особенности развития ребёнка в настоящий момент; ограничения в функционировании и состоянии здоровья, которые ему мешают развиваться; сильные стороны ребёнка и его родителей; потребности ребёнка в каждой области развития: физическое, познавательное, социально-эмоциональное, самообслуживание; запросы семьи, какие проблемы они видят в развитии и какие задачи ставят; возможности среды, в которой живет ребёнок. Диагностика может происходить или одновременно или в соответствии с графиком проведения диагностики каждым специалистом. План строится с опорой на сильные стороны ребёнка и компенсирует дефициты, имеющиеся в его развитии.

Слайд 9

В ежедневной работе связь педагога-психолога и учителя-дефектолога заключается в обсуждении результатов проведенных коррекционных мероприятий и организации свободной деятельности, комплексных и интегрированных занятий, взаимопосещениях. При совместной работе у каждого специалиста стоят свои цели и задачи, на решение которых направлена его работа. Важно, чтобы эти цели и задачи были согласованы между собой и дополняли друг друга, а не вносили противоречия.

Слайд 10

совокупность факторов, определяющих психологическое состояние рабочего коллектива, участвующего в общем производственном процессе

Слайд 11

Первая функция: «открытие» ребенка на общение выбор пластической позы подача информации с позиции «Мы» установление личного контакта Вторая функция: «соучастие» ребенка в процессе демонстрация расположенности проявление интереса оказание помощи Третья функция: «возвышение ребенка просьба о помощи поддержание оптимистического рубежа

Слайд 12

Психогимнатика Арттерапия Натуртерапия Логотерапия Игротерапия

Слайд 13

целенаправленная форма активности ребенка, в основе которой лежит его познавательная потребность, а основным ее содержанием является овладение объектом как предметом культуры, в котором аккумулирован общественно-исторический опыт данного сообщества

Слайд 14

Специфика предметной деятельности заключается в том, что в ней ребенку впервые открывается функции предметов. Взрослый помогает ребенку усвоить назначение и способ употребления вещи (предмета). Отсюда — содержание предметной деятельности - усвоение функций предметов, которые закреплены за ними в общественном опыте. Взрослый приобретает роль наставника, помощника в этом овладении.

Слайд 15

В отечественной психологии принято выделять три фазы формирования предметной деятельности: I фаза - свободная манипуляция: ребенок выполняет с предметом любые известные ему действия. II фаза - функциональные действия: ребенок выполняет действие с предметом, строго соответствующее его функции. III фаза - символические действия: ребенок использует предмет "свободно", при этом осознает его истинную функцию.

Слайд 16

Умение действовать с: Мячом Машинкой Пирамидкой Кубиками Матрешкой Куклой Вкладышами (коробкой форм)

Слайд 17

Основными психолого-педагогическими условиями освоения детьми орудийными действиями будут - совместная деятельность ребенка и взрослого: обучение детей сравнению своего действия с действиями взрослого комплексирование предметно-игровой деятельности развитие игровых замещений развитие целенаправленности действий ребенка развитие образа «Я», признание достижении ребенка в предметной деятельности -развитие самостоятельности стремления к достижению результата

Слайд 18

Педагогическим условием выступает совместная деятельность ребенка со взрослым, где используются приемы: «рука в руку» поощрения порицания контроль хода выполнения действий ребенка

Слайд 19

Презентацию подготовила Педагог-психолог центра «Детство» г. Калининград Девочкина Анна Геннадьевна



Предварительный просмотр:

1 слайд

Расстройства аутистического спектра (РАС) - спектр психологических характеристик, описывающих широкий круг аномального поведения и затруднений в социальном взаимодействии и коммуникациях, а также жёстко ограниченных интересов и часто повторяющихся поведенческих актов.

Нарушение интеллекта – стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, вызванное органическим поражением головного мозга.

Вошли в расстройства аутистического спектра:
- аутизм (синдром Каннера)
- синдром Аспергера
- детское дезинтегративное расстройство
- неспецифическое первазивное нарушение развития

Описание "триады нарушений" адаптировано из Джордана (1997):

Социальное взаимодействие — нарушение, задержка или атипичность социального развития, в особенности развития межличностных отношений. Затруднения с формированием, поддерживанием и пониманием сложных социальных взаимоотношений.

Речь и коммуникация — нарушенные и необычные речь и коммуникация, вербальная и невербальная. Необычные прагматические и семантические аспекты речи, включая использование речи, смысл и грамматику языка.

Мысли и поведение — ригидность мышления и поведения и бедное социальное воображение. Ритуальное поведение, зависимость от рутин, крайняя задержка или отсутствие "ролевых игр".

В дополнение к триаде нарушений люди с расстройствами аутического спектра (РАС) также зачастую имеют другие затруднения, касающиеся: высокой тревожности; сопротивления изменениям; перенесения навыков из одного окружения в другое; ранимости; обработки сенсорной информации; бедности диеты и/или еды; координации; сна; приведения себя в порядок; организации и планирования.

Дети с РАС часто воспринимают стимулы в виде изолированных частей. Детали преобладают над смыслом в целом. Стимулы не обязательно обрабатываются как связанные между собой. Дети могут воспринимать вещи без интерпретации и понимания.

Психологические исследования показывают, что у некоторых детей с РАС построение модели психического не развивается до подросткового возраста, у других не развивается в полной мере, а некоторые не могут развить построение модели психического вообще.

Недостаточное развитие построения модели психического приводит к затруднениям в каждой из областей триады нарушений (социальное взаимодействие, социальная коммуникация и гибкость мышления).

К примеру: неспособность предсказывать поведение других; неспособность понимать планы других на будущее; неспособность понимать или предсказывать желания и/или намерения других; затруднения с размышлением над собственным поведением и поведением других; не отвечание при разговоре; следование собственной последовательности операций.

Дети с РАС часто имеют дефициты в сфере функций программирования и контроля. Общие проблемы касаются: самоорганизации и организации принадлежностей; планирования; определения последовательности движений (например, для одевания, умывания, уборки, приготовления пищи); последовательных размышлений; импульсивности.

Какие преимущества есть у людей с РАС?

Размышления о РАС в позитивном свете могут дать каждому отдельному человеку ряд преимуществ. Опять-таки, они будут меняться и могут преломляться через личность каждого человека.

Люди с синдромом Аспергера часто имеют более высокий уровень интеллекта, чем население в целом. Люди с РАС часто имеют расширенную память на фактическую информацию и детали; являются конкретными и логичными мыслителями; очевидно честны; прекрасные визуальные ученики; перфекционисты; обладают выдающимися упорством и решительностью, а небольшое число имеют особые способности "саванта".

11 слайд

Для создания благоприятного климата мы должны выполнять три функции.

Первая функция – «открытие» ребенка на общение», которая призвана создать ему комфортные условия на уроке, в классе, школе.

Педагогические операции:

1. Выбор пластической позы.

Поза, которую принимает человек, содержит в себе большое количество информации, не требующей специальной расшифровки, она легко прочитывается даже ребенком. Учеными установлено, что невербальным языком (языком пластики, мимики, жеста) передается от55% до 80% информации.
Трансляция информации с помощью пластического образа влияет на настроение, самочувствие, поэтому поза учителя на уроке способствует или препятствует их « открытию» на общение.

2. Подача информации с позиции «МЫ»

Реализация этой операции становится возможной при устранении трех барьеров: физического, социального и терминологического.
Физический барьер общения возникает при нарушении границы личного пространства, размеры которого составляют примерно 60 сантиметров.
Социальный барьер возникает, когда учитель занимает позицию, выражаемую словами: «на 5 знаю только я» или «не мешайте мне работать», то его роль становится непреодолимым барьером в общении с учениками.
Терминологический барьер его причина кроется в чрезмерном использовании преподавателем всевозможных специальных научных терминов и слов иностранного происхождения. Это создает для детей препятствие в общении, так как они спонтанно сравнивают свою лексику с лексикой учителя.
Устранив эти барьеры, педагог действительно получает возможность выстраивать общение с позиции «МЫ». 


3.Установление личного контакта
Личный контакт может устанавливаться различными способами: вербально, визуально, тактильно.
Вербальный контакт осуществляется посредством слов.
Это может быть обращение к ученику по имени.
Визуальный – это контакт глаз.
Тактильный контакт производится через прикосновение и является наиболее тонким и даже интимным видом коммуникации. 

Вторая функция «соучастия» ребенку в процессе с ним имеет свои частные операции.

1. Демонстрация расположенности.

Это так называемое зеркальное отражение. Демонстрируя свои чувства искренней радости, благожелательность, расположенность, человек тем самым влияет  на улучшение самочувствия окружающих людей, человек в ответ получает ту же реакцию, которая усиливает его положительные эмоциональные переживания. В итоге выигрывают все.

2. Проявление интереса эта операция проявляется в двух умениях – умении слышать и умении задавать вопросы.

3. Оказание помощи  данная операция полностью реализует функцию, к которой относится. Операция считается осуществленной только тогда, когда помощь действительно оказана. В противном случае она подменяется советами и рекомендациями, которые должны присутствовать в работе с детьми, но без реальной, ощутимой помощи школьники будут чувствовать себя обманутыми.

Третья функция « возвышение» ребенка

1. Просьба о помощи

В целях создания положительной репутации ученику, повышения его самооценки, когда бы ребенок поверил в себя, свои силы, свои способности, преподаватель обращается к нему за помощью и тем самым действительно «возвышает» его. После того, как помощь оказана, следует поблагодарить школьника за участие, которое он принял, за то облегчение, которое доставил своими усилиями.

2. Поддержание оптимистического рубежа

Оптимизм – это радость жизни, это надежда и вера в будущее, вера, основанная на логике, факте.Поддержание оптимистического рубежа как технологическая операция «возвышает» ребенка над его проблемами, и оттуда, сверху, они становятся такими крохотными, что он сам начинает верить в себя и преодолевать сложности.

12 слайд

Остановимся подробнее на методах психологического воздействия на группу. Основные методы психологического воздействия можно использовать на занятиях как индивидуально, так и с группой.

  1. Психогимнастика. Этот метод строится на основе двигательной экспрессии, мимики, пантомимы. Упражнения в психогимнастике направлены на следующие цели: уменьшение напряжения, сокращение эмоциональной дистанции участников группы и выработка умения выражать свои чувства, понимать чувства, мысли, желания свои и другого человека.

Упражнения на снятие напряжения состоят из простейших движений: Я иду по воде, по горячему песку, спешу на занятия, возвращаюсь из школы, упражнение "Третий лишний", невербальное приветствие, прощание с членами коллектива.

Упражнения на сокращение эмоциональной дистанции с партнером (предполагается уменьшение пространственной дистанции): разойтись с партнером на узком мостике; сесть на стул, занятый другим человеком, успокоить обиженного человека, выразить прикосновением свое отношение к другому человеку и т.д.

2. Арттерапия - воздействие искусством. В данном случае используется проективный рисунок. Его тема задается руководителем группы или же дается свободная тема. Примерные темы: какой я, каким бы я хотел быть, я среди друзей, я в данном коллективе, каким я кажусь окружающим, мое настроение в коллективе. Рисунки могут вывешиваться и обсуждаться всеми членами коллектива;

Может быть другой вариант рисования - вся группа рисует одну картину. В этом случае обсуждается участие каждого члена группы, характер вклада и особенности взаимодействия его с другими участниками рисования. По цвету, характеру рисунков можно посмотреть эмоциональное состояние коллектива в целом и каждого в отдельности.

3. Натуртерапия - воздействие природы. Выходы на природу всем коллективом способствуют раскрепощению, эмоциональному сближению и сплочению коллектива. 

4. Логотерапия - разговорный метод. Психологу необходимо как можно больше разговаривать с детьми. Обсуждать их интересы, проблемы, взаимоотношения с окружающими. Использование вербальных игровых упражнений способствует познанию Друг друга, взаимопониманию, расширению эмоционального поля ребенка.

5. Игротерапия - игра образами. Цель: 1. Укрепление и обогащение эмоциональных ресурсов ребенка, его коммуникативных возможностей. 2. Развитие творческих возможностей и развитие саморегуляции. Игры могут быть самыми разнообразными: импровизированный диалог, театрализация рассказа (сказки), ролевые, сюжетные игры.

Все эти методы направлены на создание благоприятного психологического климата в коллективе Они помогают ребенку почувствовать себя комфортно в новом коллективе, развиваться как личности и успешно адаптироваться к жизни.

13 слайд

Согласно представлениям Выготского, Эльконина в период младенчества ведущей деятельностью ребенка является непосредственное эмоциональное общение со взрослым. В подобной ситуации первым объектом игры становится сам взрослый. В этот период "игра" представляет собой общение, при котором используется мимика, жесты, вокализации. К концу первого полугодия начинает формироваться способность к имитации и подражанию, проявляться внимание к эмоциональным реакциям других людей.

Второе полугодие характеризуется появлением ситуативно-деловой формы общения, у ребенка появляется потребность в сотрудничестве со взрослым, которая осуществляется на базе игры с различными предметами, при этом широко используются разнообразные сенсомоторные схемы, манипуляции с предметами.

Специфика предметной деятельности заключается в том, что в ней ребенку впервые открывается функции предметов. Взрослый помогает ребенку усвоить назначение и способ употребления вещи (предмета). Отсюда — содержание предметной деятельности - усвоение функций предметов, которые закреплены за ними в общественном опыте. Взрослый    приобретает   роль   наставника,   помощника   в   этом   овладении.

15 слайд

В отечественной психологии принято выделять три фазы формирования предметной деятельности:

I фаза - свободная манипуляция: ребенок выполняет с предметом любые известные ему действия.

II фаза - функциональные действия: ребенок выполняет действие с предметом, строго соответствующее его функции.

III фаза - символические действия: ребенок использует предмет "свободно", при этом осознает его истинную функцию.

По мнению Эльконина, предметно-манипулятивная деятельность в большей степени направлена на развитие познавательной сферы и ориентировки в сфере предметной действительности, чем на развитие социальных взаимоотношений.

Ungerer J.A., Sigman М. создали кодовую систему для записи игровых паттернов (игровых моделей, образцов), основываясь на наблюдении за игрой нормально развивающихся детей. Их кодовая схема включала следующие четыре категории:

Простая манипуляция: облизывание, размахивание, хлопание, ощупывание или бросание игрушек и предметов.

Комбинационная игра включает последовательное комбинирование и выстраивание предметов в ряд или друг на друга, а также использование какого-либо предмета как емкости для другого предмета.

Функциональная игра, в процессе которой ребенок осуществляет различные действия с игровыми предметами (например, с игрушечной расческой, ложкой, чашкой и т.д.). При этом учитываются функциональные свойства этих объектов. Авторы выделяют несколько типов игровых действий, характеризующих функциональную игру ребенка: действия, направленные на себя; действия, направленные на куклу; действия, направленные на другого человека; действия, направленные на предметы.

Символическая игра, включающая: замену - использование предметов-заместителей (например, использование банана как телефонной трубки); agent рlау - использование куклы как независимо действующего лица, т.е. наделение куклы качествами живого человека (например, поддерживание бутылки в руке у куклы, как если бы она могла пить самостоятельно); воображаемую игру - создание в воображении предметов и людей, не существующих в непосредственном окружении (например, разговор по телефону).

18 слайд

Педагогическим условием выступает совместная деятельность ребенка со взрослым, где используются приемы «рука в руку», поощрения, порицания, контроль хода выполнения действий ребенка.

Особенностью развития ребенка является то, что в первую очередь осваивается функция предмета- орудия (для чего нужен) и смысл действия (как пользоваться) и лишь затем его операционно-техннческая сторона (Д.Б.Эльконин).

Основными психолого-педагогическими условиями освоения детьми орудийными действиями будут:

- совместная деятельность ребенка и взрослого:

- обучение детей сравнению своего действия с действиями взрослого;

- комплексирование предметно-игровой деятельности;

- развитие игровых замещений

- развитие целенаправленности действий ребенка

- развитие образа «Я», признание достижении ребенка в предметной деятельности;

- развитие самостоятельности стремления к достижению результата.

Большое значение для организации предметной деятельности имеет подбор игрового оборудования, дидактических игрушек и развивающих пособии для детей раннего возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие педагога психолога и учителя логопеда при организации социализации детей в группе сверстников с речевыми нарушениями

Тема: Социализация детей с нарушениями речи в  условиях детского сада     Дошкольный возраст – период интенсивного развития личности ребенка. В работах Л.С. Выготск...

Информация об опыте работы на тему «Взаимодействие педагога – психолога и воспитателя по созданию условий социально – психологической адаптации детей младшего возраста к дошкольному образовательному учреждению»

Детский сад – целая эпоха в жизни малыша, большой новый этап, к которому важно подготовиться как ребёнку, так и родителям.Знакомство ребенка с миром, где он остается один на один со сверстниками, для ...

Благоприятный климат в семье – фундамент для здорового развития ребенка.

Благоприятный климат в семье – фундамент для здорового развития ребенка.В семье закладывается основа характера человека, предопределяется его отношение к труду, моральным и культурным ценностям, форми...

Доклад на тему "Коррекция психоэмоционального состояния педагога через создание благоприятного климата в коллективе"

Актуальность данной темы состоит в том, что в последнее время возросли требования  к уровню социально- психологической подготовки людей в коллективе. Формирование и совершенствование мораль...

Взаимодействие музыкального руководителя и учителя дефектолога при работе с детьми, имеющими нарушения зрения.

В материале представлен опыт работы, а так же несколько музыкально-ритмических упражнений для детей с нарушениями зрения....

Консультация "Организация взаимодействия педагога-психолога с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением когнитивных функций".

В работе педагога - психолога особое значение имеет взаимодействие с семьей. Это обусловлено той важнейшей ролью, которую играет семья в процессе социализации ребенка с ЗПР. Именно семья является ближ...

Создание благоприятного климата в группе, установление тесного контакта между детьми, педагогами и родителями

Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – мес...