Опыт работы "Информационно - игровые поля, как средство развивающего обучения"
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Баннова Ольга Евгеньевна

Информационно - игровые поля - это многофункциональное пособие. Оно решает одновременно несколько задач: развитие произвольного внимания, интеграция разнообразной деятельности, закрепление и уточнение знаний детей по той или иной теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информационно – игровые поля,  как средство развивающего обучения.

  1. Актуальность проблемы.

Рассмотрим ситуацию: ребенок пошел в школу. Обычная родительская жалоба на школьные трудности ребенка - это неудовлетворенность уровнем развития его внимания.

В силу своих возрастных особенностей дошкольник не может управлять вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности.

Недостаточная устойчивость внимания затрудняет внутреннюю психическую деятельность ребенка. А ведь объем внимания влияет на овладение навыком счета, концентрация внимания необходима для овладения чтением, а для обучения письму нужно развитое распределение внимания.

Для развития произвольного внимания ребенку необходима помощь взрослого. Мы должны находить новые, оригинальные средства организации детской деятельности, помнить, что наиболее привлекательно для ребенка то, что наглядно, эмоционально, неожиданно.

II. Технология информационно-игровых полей.

Изучая опыт работы педагогов по этой проблеме и познакомившись с методикой применения корректурных таблиц, автором которой является Гавриш Наталья Васильевна, я разработала технологию использования информационно-игровых полей (далее ИИП).

Информационно-игровое поле – это карточка (таблица) с различным количеством ячеек, заполненных предметными картинками символами или знаками, геометрическими фигурами.

Каждая клеточка может быть пронумерована и подписана печатным шрифтом – это значительно расширяет развивающие возможности использования игровых полей: автоматически малыши запоминают цифры и печатный образ слова.

Каждая из таблиц имеет информационно-методическое сопровождения в форме заданий, вопросов, упражнений, игр, текстов.

Информационно - игровые поля – это многофункциональное пособие. Оно предназначено для работы с детьми разных возрастных категорий и решает одновременно несколько задач:

  • Развитие произвольного внимания;
  • повышение эффективности образовательного процесса посредством внедрения информационно-игровых технологий в ДОУ;
  • интеграция разнообразной деятельности;
  • формирование у детей психологической установки предстоящей деятельности;
  • активизация познавательных процессов детей,
  • создание проблемно-поисковых ситуаций;
  • закрепление и уточнение знаний детей по той или иной теме.
  • включение занимательности в содержание;
  • стимулирование  положительно-эмоционального отношения ребёнка к  деятельности.

Игровые поля я использую во время специально организованной образовательной деятельности:

- в начале занятия - как средство активизации психических процессов и включения детей в учебно-познавательную деятельность;

- в основной части занятия - для уточнения знаний и расширения кругозора дошкольников,

Так же использую  в совместной партнерской деятельности,  как своеобразную интеллектуальную игру, в которой дети  соревнуются  на скорость реакции, точность и широту восприятия.

III. Использование ИИП для познавательного и речевого развития.

Чаще всего ИИП я использую в познавательном и речевом развитии детей.

Группировка предметов по признаку: форма, цвет, размер, назначение, материал и другие. Например: «Закрой фишками все металлические предметы, все предметы, имеющие круглую форму».

Количественный и порядковый счет: «Закрой все предметы, где есть красный цвет, сосчитай их. Закрой всех животных, сосчитай их. Во втором ряду закрой третий предмет слева, в третьем ряду -  четвертый предмет слева».

Используем игровое поле для ориентировки на плоскости листа: «Закрой картинку в левом нижнем углу, в левом верхнем углу, под мячом, в правом нижнем углу, над собачкой».

В работе со старшими дошкольниками эффективная форма работы – математический диктант: «Положите фишку в левый верхний угол, перейдите на 2 клетки вправо, на 2 клетки вниз, на 1 – влево. Назови картинку».

Можно широко использовать игровые информационные поля для развития внимания и речи.

Это выделение предметов с заданным звуком, например: «С», «Ш»;

Выделение существительных с обобщающим значением, например: игрушки, продукты, мебель.

Для составления предложений удобно использовать сюжетные картинки. Переместив картинки по полю, можно использовать 9 вариантов игровых карточек.  Даю задание составить предложение по картинке номер 4. При этом по одинаковым картинкам работают 2, максимум трое детей.

При составлении предложений по нескольким картинкам использую карточки с парами чисел: у каждого ребёнка своя числовая карточка.

IV. Вывод.

Подводя итог, хочу заметить, что работа с информационно-игровыми полями имеет огромный креативный потенциал.  Педагоги  могут самостоятельно создавать таблицы на актуальную тему и разработать серию заданий и вопросов к ним. Использование игровых полей в нескольких вариантах (не менее двух) позволяет осуществлять индивидуальный подход и детский взаимоконтроль.

Работа с игровыми карточками вызывает у детей живой интерес, радость открытия,   удовольствие от ощущения своей интеллектуальной состоятельности.

Я считаю, что применение этой технологии является эффективным средством развивающего обучения.  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Актуальность темы Объем внимания Овладение навыками счета Концентрация внимания Распределение внимания Овладение чтением Обучение письму

Слайд 2

Информационно-игровое поле – это карточка с различным количеством ячеек, заполненных предметными картинками символами или знаками, геометрическими фигурами.

Слайд 3

развитие произвольного внимания; интеграция разнообразной деятельности; формирование у детей психологической установки предстоящей деятельности; активизация познавательных процессов детей; создание проблемно-поисковых ситуаций ; закрепление и уточнение знаний детей по той или иной теме; включение занимательности в содержание; стимулирование положительно-эмоционального отношения ребёнка к деятельности. Задачи технологии информационно – игровых полей:

Слайд 4

Применение ИИП во время специально организованной образовательной деятельности начало занятия основная часть занятия как средство активизации психических процессов и включения детей в учебно-познавательную деятельность для уточнения знаний и расширения кругозора дошкольников

Слайд 5

Применение ИИП в совместной партнерской деятельности: как своеобразная интеллектуальная игра, в которой дети соревнуются на скорость реакции, точность и широту восприятия

Слайд 6

Группировка предметов (форма, цвет, размер, назначение, использование, материал)

Слайд 7

Количественный и порядковый счёт

Слайд 8

Ориентировка на листе бумаги

Слайд 9

Математический диктант

Слайд 10

Определение предметов с заданным звуком

Слайд 11

Выделение существительных с обобщающим значением

Слайд 12

Составление предложений по сюжетной картинке

Слайд 13

1 6 5 4 2 3 8 7 9 Составление предложений по нескольким предметным картинкам

Слайд 14

Применение этой технологии является эффективным средством развивающего обучения

Слайд 15

Игровые технологии всегда востребованы в детском коллективе


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современное средство развивающего обучения дошкольников»

Использование интерактивных и ОТСМ-ТРИЗ технологий для  разития дошкольников....

«Современное средство развивающего обучения дошкольников»

Использование интерактивных и ОТСМ-ТРИЗ технологий для  разития дошкольников....

Обобщённый опыт работы "Игровая деятельность как средство развития речи детей раннего возраста"

Описание опыта работы по теме. Театрализованные, дидактические, сюжетные игры для малышей, развиивающие их активный и пассивный словарь...

Игровые поля как элемент развивающей предметно-пространственной среды в работе с детьми дошкольного возраста

Работа по созданию игровых полей проходит в четыре этапа. Дети и родители принимают активное участие в подборе материалов....

Игровое поле, как средство организации самостоятельной деятельности детей.

В педагогике детского сада игра является главным средством воспитания детей. И как много было сказано во все времена о значении игры в развитии ребенка. Но трудности педагогов в том, как реализовать п...

Игровое поле, как средство, обеспечивающее формирование и развитие игровых умений.

Игровое поле, как средство, обеспечивающее формированиеи развитие игровых умений....

Опыт работы «Игровая деятельность как средство социализации дошкольников»

Игра - это наиболее эффективная форма социализации ребёнка, в которой закладываются основы будущей личности. Детство без игры и вне игры ненормально. Известный русский писатель М. Горький писал: &laqu...