Главные вкладки

    Материал по коррекционной педагогике на тему:
    Дневник наблюдений за реализацией индивидуального маршрута развития "условного-одаренного " ребенка.

    Тришина Юлия Юрьевна

    Составление индивидуального маршрута развития "Условно- одаренного ребенка" , а также ведение дневника наблюдений  за реализацией данного маршрута.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon 2.doc133 КБ

    Предварительный просмотр:

                                     Дневник наблюдений за реализацией индивидуального маршрута развития         

     Фамилия, имя ребёнка –  Миша Е.

      Дата рождения – 18.10.2009 г.

     № группы – средняя «Б»

     ДОУ -  МБУ д/ №49 «Веселые нотки»

     Воспитатель - Тьютор:  -    Тришина Ю. Ю.

     Начат: ……..    Окончен:…………..

      Карта выявления склонности ребенка к интересующим    видам самостоятельной деятельности

    Дата наб-

    людения

    Выбор предпочтительной деятельности ребенком и время включенности в нее

    Настольно-печатные, речевые, игры

    Шашки,

    шахматы  

    Конструкторы любых видов

    Сюжетно-ролевые игры

    Изобразительная

    деятельность традиционными и нетрадиционных материалами

    Использование бросовых материалов и технических инструментов

    Театр,

    музыка, танцы.

    Исследовательская деятельность

    Спортив-

    ные подвижные игры

    03.11.

    _

    _

    10 мин. утро собирал машину из деревянного конструктора

    10мин после полдника был папой в сюжетно-ролевой игре «Семья»

    25 мин. вечер рисовал гуашью машину спец. Назначена (пожарную машину)

    _

    _

    Проявлял интерес - почему цветы зеленые.

    На прогулке был ведущим

    в подвижной игре.

    06.11

    15 мин. утром Игра «Найди пару»

    _

    _

    _

     10 мин.

    Утро.

    Закрашивал Узоры дымковской росписи по образцу.

    15 мин. вечер поделка из шишек и пластилина «Медвежонок»

    _

    _

    На вечерней прогулке проводил подвижную игру

    10.11

    10 мин. после полдника Игра «Собери в корзину»

    _

    15 мин утро. Из большого конструктора собирал самолет

    _

    15 мин утро

    Рисовал восковыми мелками Домашних животных.

    _

    10мин.

    вечер был зайцем в сказке

    «Теремок»

    На прогулке проявлял   интерес к теме «Цвет неба – он какой»

    _

    12.11

    _

    _

    _

    15 мин.

    утро играл в водителя автобуса

    15 мин.

     после полдника гуашью рисовал «Осень»

    10 мин

    утро лепил из пластилина «Яблоки»

    _

    Проявлял интерес к разным видам красок «Чем гуашь отличает-ся от акварели

    На прогулке был ведущим в игре

    17.11

    10 мин

    утро

    Лото «Транспорт»

    _

    _

    15 мин.

    вечер был врачом

    15 мин. утро раскрашивал карандашами «Животных» в раскраске

    _

    _

    _

    _

                                 

      Анализ информации по карте

    № п/п

                                    Вопрос

                                              Ответ

    1.

    Наиболее часто выбираемые ребенком виды деятельности, материалы и пособия самостоятельно?

    Изобразительной деятельность традиционными и нетрадиционными материалами; разные виды конструктора; настольно-печатные игры; подвижные игры.

    2

    Наименее востребованные ребенком игры, пособия и материалы по собственной инициативе

    Шашки, шахматы, театр, музыка, танцы.

    3.

    На какие темы в интересующей деятельности чаще всего задает вопросы ребенок?

    Вопросы в изобразительной деятельности «Почему таким цветом…? Каким еще бывает цветом…?»

    4.

    Каким видом деятельности ребенок способен заниматься наиболее длительное время?

    Рисование, изготовление поделок, настольно-печатные игры, двигательные игры.

    5.

    Виды деятельности к которым ребенок в течении наблюдаемого периода не проявил интереса?

    Музыка, танцы, шахматы, шашки.

                                                 Вывод

    1.Какие направления деятельности наиболее и наименее интересны ребенку и почему?

    2.Совпадает ли это с характеристиками его гендерного типа?

    3.Успешен ли он в этих видах деятельности?

    4.Замечает ли ребенок обновление предметно- развивающейся среды ?

    5. Умеет ли ребенок пользоваться предметами и атрибутами, творчески  преобразовывая их по собственному замыслу?

    6.Проявлеет ли любознательность, творческий интерес в интересующих его областях.

    Наиболее интересны: Изобразительная деятельность, конструктивная, познавательно - исследовательская, двигательная деятельность, так как у ребенка высокий уровень логического и проблемного мышления, склонность к обобщению, хорошо развита память, внимание, воображение, высокие моторно-двигательные способности, лидерские качества.

    Наименее интересны: Музыка, танцы, так как ребенок склонен к протестному поведению, высокая требовательность как к себе, так и к другим присутствует, высокомерие, склонность высмеивать результаты других.

    Совпадает с характеристиками гендерного типа. Успешен во многих видах деятельности, т. к.высокий уровень развития способностей.

    Замечает малейшие изменения в предметно-развивающей среде, т. к у ребенка отличная память, повышенная концентрация внимания.

    Легко преобразовывает предметы и атрибуты в необходимые именно ему в какой-либо деятельности, так как у ребенка развито воображение и логическое мышление.

    Проявляет любознательность и творческие способности в интересующих его видах деятельности, легко переключается, так  как имеет яркие андрогинные проявления.

    Индивидуальный маршрут развития ребенка

    1. Фамилия, имя ребёнка – Миша Е..

    2. Дата рождения – 18.10.2009г.р

    3.  № группы  - средняя гр.»Б»     

     4.  Направление одарённости – художественные способности

    5.  Гендерный тип – «Условно одаренный»»

    6.  Воспитатель – тьютор – Тришина Юлия Юрьевна

     

    Цель разработки индивидуального маршрута :  

    Создание условий для расширения кругозора, формирования технических навыков, умение видеть ресурсы в области художественно - эстетической деятельности, интересующей Мишу, а именно: рисование в нетрадиционных техниках  

     Личностный портрет ребенка:

     Основные особенности развития ребенка

     Михаил посещает МБУ д /с №49 «Веселые нотки» с 01.01. 2011 года, зачислен переводом с МБУ д/с №162 «Олимпия» Комсомольского района г. Тольятти    Самарской обл..  В данной группе мальчик воспитывается второй год.  Адаптационный период в МБУ д/с №49 «Веселые нотки» у Михаила прошел с небольшими трудностями: мальчик иногда  плакал, капризничал. По результатам комплексного обследования (педагог-психолог, воспитатель, учитель-логопед) и диагностики выявлено, что психологический возраст ребенка опережает возрастные особенности

    Психофизиологические особенности :    

    Физическое развитие у ребенка в норме, соответствует возрастным особенностям, успешен в двигательной активности. Тонкая моторика развита нормально, но иногда затруднено   произвольные действия (застегнуть пуговицы, завязать шнурки), мальчик тревожен, склонен к протестному поведению, работает в основном правой рукой. Плохо ест, трудно засыпает, иногда бывает недоволен окружающими.  

    Особенности развития познавательной сферы:

    • Повышенная концентрация внимание – быстрое переключение, ребенок андрогинен.
    • восприятие – раннее различение цветов, оттенков, формы ( 2 года),  выраженная избирательность к еде. Выраженный интерес к знаку, букве, цифре, форме и цвету, в творческой   деятельности, в частности к рисованию как традиционными материалами, так и нетрадиционными материалами.
    • Отличная память, преобладает зрительная память, непроизвольное запоминание, сохранение информации длительное время.    
    •  Хорошо развито наглядно-действенное, наглядно-образное мышление: соотносит и обобщает предметы с их функциональным значением. Считает хорошо до 10. Операцию сравнения производит очень хорошо, так как высокий уровень логического мышления. Выстраивает сюжетный ряд из 3-х картинок самостоятельно. Понимание сюжетов со скрытым смыслом, т.к. высокий уровень проблемного мышления.  Превосходно понимает причинно-следственные связи, логически объясняет их. Хорошо ориентируется в пространстве. Иногда обращается за помощью, принимает помощь и совместные действия со взрослым. Высокая целенаправленность, сформирована функции самоконтроля. 

      Личностные особенности:

           Игровая деятельность стереотипная, но не всегда, в совместной игре со сверстниками   мальчик играет с удовольствием, но не долго, иногда возникают конфликты, так как проявляет склонность к доминированию, излишне требователен, непостоянен; имеется склонность к раннему речевому фантазированию. Михаил отдает предпочтение изобразительной деятельности с использованием традиционными и нетрадиционными материалами; разные виды конструктора; настольно-печатные игры; подвижные игры, игры для развития мелкой моторики, часто рассматривает иллюстрации в книгах и альбомах.  

         Мальчик   организован, доброжелателен, трудолюбив, обязанности и поручения всегда выполнят охотно, усидчив.   Наиболее ярко выраженные черты характера: любознательность, вежливость, трудолюбие.  

          Эмоционально-волевая сфера развита хорошо. Мальчик иногда бывает тревожен, самокритичен, обидчив, агрессивен. Он редко дерется с другими детьми и обижает их; у Миши ярко выражены лидерские качества. Мальчик слабо понимает эмоциональное состояние другого человека, но в тоже время   ему присуще позитивное отношение к чужим успехам.

          Речь у Миши громкая, на вопросы отвечает полным предложением, большой словарный запас, быстрое усвоение литературных оборотов речи, склонность к раннему речевому фантазированию.  

          Мишу можно отнести к группе «условно одарённых» детей», так как он проявляет сбалансированность проявлений импульсивности и рефлективности, экстропунитивности и интропунитивности, высокий уровень пластичности и экстравертности. Ребенок эмотивен, иногда бывает тревожен, склонен к протестному поведению.      Мальчик проявляет склонность к    художественной   деятельности, много и увлечено  хорошо рисует , используя различный материал для творчества, вносит необычные элементы в свой рисунок, пытается украсить его нетрадиционными материалами,  пытается подсказать и помочь другим детям рисовать, объясняя как нужно нарисовать   Работы ребенка отличает правильная композиция и цвет его рисунков, а  композиция рисунков  отличается оригинальность и привлекательность линий. У него развита усидчивость, склонность к мелкой кропотливой работе.    

    Результаты мониторинга         

      По результатам мониторинга отмечен успешный уровень овладения общеобразовательной программой, в тоже время отмечается, что ребенок имеет  высокий  объем знаний по многим  разделам программы. Отмечен устойчивый интерес, активность, самостоятельность к изобразительной деятельности, быстрое вхождение в воображаемую ситуацию, радость от создания новых творческих работ. Использует разнообразие цветов и оттенков для создания выразительного образа; рисует аккуратно, не выходя за контуры, создаёт узоры, ритмично располагая элементы; правильно передаёт в рисунке форму, строение предметов, расположение и соотношение частей по величине и в пространстве, владеет некоторыми навыками нетрадиционных техник рисования;  

     

    Проблемные области развития

    При всех положительных характеристиках по результатам мониторинга, выявлена следующая проблема: мальчик мало использует нетрадиционные методы  и техники  рисования,   редко применяет их  творческой деятельности.

    Задачи

    • Сформировать у ребёнка устойчивый интерес к подбору и использованию нетрадиционных техник в рисовании
    • Продолжать развивать кругозор ребенка, творческие способности, воображение.
    • Формировать умение находить новые ресурсы изображения к нетрадиционным техникам;
    • Работать над   умением создавать творческую коллективную работу.

    Рекомендации родителям

    • Консультация с родителями на тему «Что такое нетрадиционные методы и техники рисования?», «Рисуем вместе!», «Развиваем творческие способности»
    • Подобрать иллюстрированную литературу по художественному творчеству, художественные альбомы по виду и жанру искусства с использованием нетрадиционных методов и техник рисования,с целью развития кругозора родителей по данной теме.
    • Создать условия дома для самостоятельного рисования (например «Уголок художника»). Приобрести различные   материалы для самостоятельной творческой художественной деятельности, собрать коллекцию нетрадиционных изобразительных средств, поощрять и стимулировать желание заниматься изобразительной деятельностью.
    • Посещать выставочный зал в краеведческом музее города и городские выставки творческих работ детей
    • Принимать активное участие с ребенком в конкурсах творческих работ детей   на городском, региональном, всероссийском, международном уровня
    • Подготовить портфолио ребенка.

     

              Программная карта деятельности по индивидуальному маршруту

    Общеобразовательные области

    В чем проявляется интерес к данной деятельности

    Направление расширения образовательного интереса ребенка

    Участие в общем проекте группы

    Создание условий для работы по ИМР в семье

    Познавательное развитие

     Интересуется материалами по изобразительной деятельности и способами их использования.

     Проявляет устойчивый интерес к нетрадиционным методам рисования.  

     Использовать разные формы работы, с использованием нетрадиционных средств и методов,  через которые можно развивать художественные способности

      Исследовательская деятельность: «Откуда пришли нетрадиционные техники в рисовании?» Формулирование вариантов гипотез: Зачем человеку нетрадиционные техники рисования? Какими станут рисунки без нетрадиционных техник?  

    Приобрести различные   материалы для творческой художественной - деятельности,  собрать коллекцию нетрадиционных изобразительных средств

    Социально-коммуникативное развитие

    Иногда в с/р игре использует поделки сделанные самим показывает другим детям способы и методы использования нетрадиционных форм рисования.

    Формирование умения договариваться в процессе выполнения коллективной работы, с использованием нетрадиционных средств и методов рисования.

    В ходе проекта предложить рассказать детям полученные знания о том, откуда взялись нетрадиционные техники в рисовании?   Зачем человеку нетрадиционные техники рисования?  

     Предложить вместе с родителями  посетить выставочный зал в краеведческом музее города и городские выставки творческих работ детей

     Принимать   активное участие с ребенком в конкурсах творческих работ на городском, региональном  всероссийском, международном уровнях  

    Речевое развитие

    Любит волшебные сказки рассказы, связанные с жизнью известных людей, с разными профессиями людей. Склонен к словотворчеству и сочинительству историй.

    Создание библиотечки личных сочинений, историй ребенка.

     Подобрать иллюстрированную литературу, сказки по художественному творчеству.

     Создать художественные альбомы с творческими работами ребенка, с использованием нетрадиционных методов и техник рисования.

    Совместно с детьми подобрать иллюстрированную литературу по художественному творчеству, художественные альбомы по виду и жанру искусства с использованием нетрадиционных методов и техник рисования.

    Обсуждать с ребенком наиболее интересующие его вопросы, замыслы, связанные с его творчеством.

    Беседы о прочитанных рассказах, сказках, историй из жизни известных людей.

    Беседы о использовании в интерьере детских работ.

    Художественно-эстетическое развитие

    • Проявляет склонность к    художественной   деятельности, хорошо рисует, используя различный материал для творчества, вносит   необычные элементы в свой рисунок, пытается украсить его нетрадиционными материалами .  

    Обучение     использования   нетрадиционные методов и техник   рисования применение их в творческой деятельности, развивать кругозор ребенка, творческие способности, воображение.

       

    Сбор разнообразных материалов   для нетрадиционных методов изо. деятельности.  

    Рефлексия на тему, какие техники рисования нравятся и не нравятся.

    Создать условия для хранения детских творческих работ с использованием нетрадиционных материалов для рисования.

    Осуществлять подготовку к персональным выставкам.

    Посетить художественную школу.

    Физическое развитие

    Особый интерес к подвижным играм, физкультурным минуткам.

    Использование разных вариантов подвижных игр. Привлечь ребенка к придумыванию самостоятельных подвижных игр.

    Привлечь детей к совместно-придуманным вариантам подвижных игр.

    Привлечь родителей к совместным подвижным играм с ребенком дома.

                                           

                           

        Ресурсная карта среды  и образовательного пространства

              Виды

    ресурсов

    кем

    применяются

    Информационные ресурсы

    Технологические ресурсы

    Способы деятельности и качества, формируемые данной технологией

    Предметно-развивающаяся среда

    Социально-коммуникативные ресурсы

    Ребенок - тьютерант

    1.Книги и аудио -литература  о художниках, использующих нетрадиционные способы и материалы рисования.

    2.Иллюстрированная литература, сказки по художественному творчеству, художественные альбомы с творческими работами детей.

    3 .Энциклопедия для детей.

    4.Интернет ресурсы

    1.Технология смешивания нетрадиционных материалов

    2.Технология образования сложных элементов в создании творческой работы

    3.Технология исследовательского действия.

    4.  ТРИЗ-РТВ-технология

    5.Рефлексия.

    1.Закрепление последовательности действий для использования нетрадиционных средств и методов рисования

    2.Освоение приемов использования нетрадиционных материалов и средств   рисования

    3.Систематизация полученных знаний об использовании нетрадиционных средств и методов рисования

    4.Умение находить ресурсы изобразительной деятельности для создания творческой работы

    5.Умение видеть удачные и проблемные стороны своей творческой работы, дать им оценку.

    1.Разнообразные изобразительные средства, как традиционные, так и нетрадиционные

    2.Набор разных по качеству природных материалов, для создания творческой работы

    3.Набор разных по структуре и качеству материалов, на которых можно рисовать

    4.Клеенка, перчатки, фартук, нарукавники, губка, салфетки, стаканчик с водой, клей и т.д.

    1. Выставочный зал в ДОО для демонстрации продуктов детского творчества.

    2.Выставочный зал краеведческого музея г. Тольятти.

    3.Муниципальное учреждение культуры г.о. Тольятти «Детская картинная галерея».

    4.Презентация продуктов детского творчества на конкурсах, перед сверстниками и родителями.

    5.Участие в выставке между ДОО детских рисунков с использованием нетрадиционных средств и методов.

    6.Обучение детей своей группы и младших по возрасту использованию нетрадиционных средств и методов рисования.

    Тьютор-воспитатель

    1.Комарова Н.В

    «Теория и методика изобразительной деятельности в ДОО»

    Учебное пособие для педагога.

    2.Т.Дектярева «Умные поделки».

    3.О.В.Дыбина «Творим, Изменяем.Преобразуем»

    4.Интернет – ресурсы.

    5.В.Г.Богин «Обучение рефлексии как способу формирования творческой личности».

    1.Технология смешивания нетрадиционных материалов.

    2.Технология образования сложных элементов в создании творческой работы.

    3.Технология исследовательского действия.

    4 ТРИЗ-РТВ - технология

    5.Рефлексия

    1.Доступное для дошкольников изложение последовательности действий использования нетрадиционных средств и методов рисования.

    2. Показ, объяснение приемов использования нетрадиционных методов рисования.

    3.Систематизация знаний детей по использованию нетрадиционных средств рисования.

    4.Использование алгоритма исследовательского действия, для выбора нетрадиц-х средств и методов рисования.

    5.Формирование начальных представлений о мотивации, системе ценностей, самостоятельности, использование самоанализа.

    1 Разнообразные изобразительные средства, как традиционные, так и нетрадиционные.

    2. Набор разных по качеству и структуре природных материалов, для создания творческой работы.    

    3.Клеенка, перчатки, фартук, нарукавник

    и, губка, салфетки, стаканчик с водой, клей и т.д.

    Набор разных по структуре и качеству материалов, на которых можно рисовать.

    1.Выставочный зал в ДОО для демонстрации продуктов детского творчества.

    2.Анализ работы по ИМР и обмен опытом с коллегами на педсовете, представление продуктов детского творчества на родительских собраниях.

    3.Обмен опытом с помощью участий в конкурсах, в том числе и через интернет - конкурсы.

    4.Обмен мнениями с родителями ребенка о результатах нашей работы.

    Родители

    1.Г.Е.Акимова «Изобразительное творчество детей» 2.Т.Дектярева «Умные поделки».

    3.О.В.Дыбина «Творим, Изменяем.Преобразуем»

    4.Интернет-ресурсы

    1.Технология украшения интерьера поделками ребенка.

    2.Рефлексия.

    3.Трудовые поручения.

    1.Определение вместе с ребенком места для «Уголка художника» и средств в нем.

    2.Позитивная оценка деятельности ребенка.

    3.Учить пользоваться разными методиками по использованию нетрадиционных методов рисования.

    4.Поощерение за успешную работу как дома, так и в группе.

    1.Фото для портфолио,

    поощрения, лакомства.

    2.Место для хранения работ ребенка, секционные ящики, полки и т.п.

    3.Материалы для уборки.

    1.Оценка результатов работы по ИМР через анкету на родительском собрании.

    2.Обмен опытом развития детских интересов в семье.

    3.Поощерение за умение пользоваться нетрадиционными средствами в рисовании.

                   

    Календарный план и анализ работы по сопровождению индивидуального маршрута развития ребенка

    Дата

    Образовательная область

    План работы по ИМР

     Анализ работы по ИМР

    Познавательное развитие

    Социально-коммуникативное развитие

    Рече6вое развитие

    Художественно-эстетическое развитие

    Физическое развитие

     

                                             Анализ работы за год по индивидуальному маршруту развития ребенка

    п/п

    Вопрос

     Ответ

    1.

    В каких образовательных областях было достигнуто  за отчетный период работы по ИМР  существенное расширение знаний у ребенка?

    2.

    К каким видам деятельности проявился устойчивый интерес у ребенка в ходе работы по ИМР?

    3.

    Какие результаты исследовательской деятельности  у ребенка (вновь открытые знания, практические продукты, коллекции) были достигнуты?

    4.

    Где и в каких формах осуществлялись достижений  ребенка?

    5.

    Какая степень участия членов семьи в реализации индивидуального маршрута развития ребенка ?

    6.

    Какие интегрированные качества ребенка стали наиболее очевидны  в процессе работы по ИМР?

    7.

    Испытывает ли ребенок потребность в дальнейшем взаимодействии с тьютором и  в каких образовательных областях?

    8.

    В каких новых социальных контактах учавствовал ребенок?

    9.

    Оценка родителями качества  работы тьютора

    Литература.

    1.   Белова Е. С.   Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать: Пособие для воспитателей и родителей / Моск. психолого-соц. ин-т.-2-е изд.-М.: ФЛИНТА, 2001.

    2.  Богоявленская  Д. Б.   Психология творческих способностей. - М.: Академия, 2002

    3   Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети.- М.: Знание, 1991.

    4. Доровской А.И. Сто советов по развитию одаренности детей. М., 1997.

    5.   Железнова С. В.  «Рабочая тетрадь тьютора» (Методическое пособие опыта работы д/с№122 АНО ДО ЛАДА  «Планета детства ЛАДА»)-  г.Тольятти 2012 г.

    6.   Железнова С. В.,  Фалькова Т.А., Валиева И.В. «Гендорное воспитание дошкольников в условиях детского сада» г.Тольятти, 2008 г

    7.Ландау Э. Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение одаренного ребенка.- М.: Академия, 2002

    8.Миллер А. Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я.-М.: Академический проект, 2001.

    9. Одаренный ребенок: Под ред. О.М.Дьяченко. – М.: Международный образоват. и психолог.колледж, 1997.

    10. Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства.- М.: Пед. общ-во России,1999

    11. Савенков А.И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников.- СПб.: Питер, 2004.

    12. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. – М.: Изд-во Московского психолого-социального инс-та; Воронеж: МОДЭК, 2004.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дневник наблюдения за березкой

    Дневник наблюдения за березой круглый год...

    Дневник наблюдений за клубникой

    Ведение дневника наблюдений за посадкой клубники и делать зарисовки наблюдений, можно использовать для рассматривания альбома, как растет клубника....

    Дневник наблюдений за ростом томатов

    Ведение дневника наблюдения за ростом томатов с использованием зарисовок наблюдений, можно использовать, как альбом для рассматривания "Как растут помидоры"...

    дневник наблюдения за ребенком и выработка стратегии помощи педагогам

    описание поведения ребенка (дневник наблюдения), выработка мер экстренного вмешательства, стратегии поддержки ребенка, стратегии поведения воспитателя и партнерства с родителями...

    Дневник наблюдения за ростом капусты

    Дневник наблюдения за ростом капусты, делать зарисовки и сравнивать их с иллюстрациями, можно использовать ка альбом для рассматривания последовательного роста капусты....

    Дневник наблюдений за зимующими птицами.

    Наблюдение за зимующими птицами....

    Дневник наблюдений за здоровьем ребёнка "Шаг за шагом"

    Согласно ФГОС ДО, одной из его задач является "охрана и укрепление физического и психического здоровья детей". Ивестно, что эффективность оздоровительной работы зависит от всех участников педагогическ...