Консультация для педагогов ДОУ
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Лапутина Наталья Алексеевна

Консультация для педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_logopeda_dlya_vospitateley.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Подготовила : Лапутина Н.А.

Воспитатель логопедической группы

МБДОУ «Детский сад №14»

Магистрант СмолГУ

2 курса (ЛО 13)

Подготовка к обучению грамоте детей с ОНР.

Подготовка к обучению грамоте детей с ОНР в программе Т.Б.Филичевой ,Г.В.Чиркиной планируется с подготовительной группы. Коррекционное обучение по данному разделу имеет следующие цели:

  • сформировать у детей необходимую готовность к обучению грамоте ;
  • научить детей чтению;
  • подготовить руку к письму; (навык письма мы не формируем , а проводится предварительная работа по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму )

Определим объем знаний, которые мы даем по данному разделу :

  • формируем понятие «слово».Слова, обозначающие предмет, действие, признак и слово-предлог;
  • формируем понятие о предложении и его составе;
  • формируем навык звуко-слогового анализа – это наиболее объемное направление работы;
  • знакомство с буквами и формирование навыков чтения;
  • работа с текстом;
  • подготовка руки к письму.

1.Понятие  «слово».

Формировать понятие « слово « начинаем со старшей группы. Я рекомендую Вам методику Л.Н. Ефименковой « Коррекция устной и письменной речи  учащихся начальных классов «.Дидактические игры и упражнения по данному направлению хорошо представлены в книге В.И.Селиверстова « Речевые игры с детьми «.

Мы должны сформировать у детей понятие « слово «.Что оно в себя включает?

  • Слово отличается от набора звуков тем ,что всегда что-то называет, что-то обозначает .
  • Что могут обозначать и называть слова ?
  • Слова ,называющие живые и неживые предметы. Знакомим детей с вопросами : кто это ?, что это ?
  • Слова ,называющие действия и отвечающие на вопрос : что делает ?
  • «Красивые» слова, обозначающие признаки предметов и отвечающие на вопросы : какой ?,какая?, какие?, какое ?.
  • «Маленькие « слова-помощники –предлоги.

Эти знания готовят детей к усвоению понятия «части речи» (существительное, глагол и т.д.)

2.Формирование понятия о « предложении « и его составе.

Даем детям понятие о том , что предложение состоит из слов , количество слов в предложении может быть разным. Слова в предложении согласуются –«дружат « между собой. Из предложения мы узнаем что-то новое.

Для усвоения понятия о составе предложения можно использовать условные графические изображения слов: слово-предмет –прямая линия

                                                        слово-действие- двойная прямая линия

                                                        слово –признак – волнистая линия.

Это ,конечно, очень сложно , требует времени и определенной подготовки детей.

Можно для обозначения использовать прямоугольники , которые будут обозначать слово , как составную единицу предложения.

3.Формирование навыков звуко- слогового анализа.

Это наиболее объемный раздел работы по подготовке к обучению грамоте. В ходе этой работы мы должны переключить внимание ребенка от семантики слова к его звуковому составу – умению услышать в слове определенные звуки , понять , что они расположены в определенной последовательности. Чтобы подготовить детей к аналитико – синтетическому звуковому анализу необходимо научить детей следующему :

  • научить различать между собой любые звуки речи ,как гласные так и согласные , согласные твердые и мягкие, согласные звонкие и глухие.
  • научить выделять любые звуки из состава слова и определять положение заданного звука в слове ( начало, середина, конец слова )
  • научить делить слова на слоги, а слоги на звуки и объединять звуки в слоги , а слоги в слова.

Специальная система занятий ,которая обеспечивает постепенную подготовку к звуко – слоговому анализу разработана Г.А.Каше .Она представлена в ее книге « Подготовка детей к школе с недостатками речи «. Занятия в ней спланированы с учетом работы по формированию произношения и развитию фонематического восприятия , в системе обучения предусматриваются упражнения , направленные на расширение и уточнение словаря, устранение недостатков грамматического строя , развитие связной речи.

Вся работа проводится на материале звуков ,правильно произносимых всеми детьми, поэтому и буквы в логопедических группах даются в другой последовательности, которая не соответствует алфавиту. Овладение детьми различными формами фонемного анализа проводится в определенной последовательности :

  • умение выделять начальный гласный звук из состава слова.(Например : У-утка )
  • анализ ряда фонем, состоящего из 2-3 гласных звуков.( Например : ау-уа-иау )Дети определяют количество звуков и их порядок.
  • анализ и синтез обратного слога (ГС).
  • анализ и синтез прямого слога (СГ).
  • умение выделять первый и последний согласные звуки в сочетании CГС.
  • после овладения детьми устным анализом прямых и обратных слогов можно вводить цветовое изображение звуков ( красные квадраты- гласные звуки ,синие квадраты- согласные твердые звуки ,зеленые – согласные мягкие звуки ).
  • вводится буква ,как обозначение звука.
  • составление и чтение прямых и обратных слогов- начинается работа по формированию навыка чтения.
  • учим детей правильно употреблять термины : «звук»,»буква»,»слог»,»предложение»,»гласный звук»,»согласный твердый звук»,»согласный мягкий звук»,» глухой согласный звук»,»звонкий согласный звук «.
  • овладение звуко-слоговым анализом слов (сначала типа С Г С Г и С Г С )
  • знания детей и звуковом составе слова объединяются с умением делить слова на слоги. В схеме мы сначала обозначаем слово, затем слоги и звуки в каждом слоге.
  • даем правило деления слова на слоги :Сколько в слове гласных звуков столько и слогов.

   Необходимо обратить внимание на подбор слов для звуко-слогового анализа. Выбирать надо те слова , в которых звучание звуков однозначно и четко.Например, мак,лиса. Не стоит брать слова типа : остановка, окно ; слова с йотированными гласными (Я,Ю,Е,Е) ,так как они предполагают звучание двух звуков –йа и ……

При объяснении правила : ЖИ-ШИ пиши с буквой И, а слышится звук Ы- обратите внимание на то ,что при звуковом анализе мы анализируем звук Ы.

4.На последующих этапах букварного периода обучения для звуко-слогового анализа вводятся слова более сложного слогового состава, дети знакомятся с буквами ,формируется навык слитно-слогового чтения. При обучении чтению логопед в основном пользуется приемами ,рекомендованными общей методикой обучения. В то же время , учитывая особенности речевого развития детей с ОНР , особое внимание в процессе обучения обращается на правильность понимания детьми предлагаемого для чтения материала. Можно использовать ряд специальных заданий ,которые служат для проверки понимания детьми прочитанного ,так и для активизации словаря и развития грамматической правильности речи. Например, детям предлагается для чтения пара слов: КАТЯ – МИШКУ. Чтобы правильно подобрать пропущенное слово ( катает, несет, моет и т.д.) надо правильно прочитать слова и понять отношения между ними.

5.На следующем этапе развития навыка чтения добавляется работа над текстом. Главным , конечно , остается понимание прочитанного. Даем следующие понятия : название текста, текст ( рассказ ), рассказ состоит из предложений. Материал для чтения необходимо подбирать с учетом результатов работы по коррекции звукопроизношения , так как чтение мы рассматриваем как один из способов автоматизации звуков. И внимание родителей надо обратить на то ,чтобы ребенок читал правильно произнося все звуки.

6.Подготовка руки к письму. Специальное занятие по подготовке руки к письму по программе предусмотрено в подготовительной группе один раз в неделю и проводит его воспитатель .Эту работу можно проводить и как часть коррекционного занятия. В тетради по подготовке руки к письму могут быть предусмотрены и домашние задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....