Обучение младших школьников навыкам самообслуживания.сентябрь 2017
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Нетребскова Светлана Викторовна

Диагностика уровня сформированости положительного отношения к труду у младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobsluzhivanie.odt37.05 КБ

Предварительный просмотр:

ОБУЧЕНИЕ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НАВЫКАМ САМООБСЛУЖИВАНИЯ.

 Диагностика уровня сформированности положительного отношения к миру труда у младших школьников.

В младшем школьном возрасте при воспитании готовности к труду внимание педагогов должно быть сосредоточено, прежде всего, на таких её структурных компонентах, как:

-дисциплинированность;

-трудолюбие;

-коллективизм.

Деятельность является основой воспитания трудолюбия, а трудолюбивый человек обязательно дисциплинирован. Оба эти качества помогают сформировать активность и ответственность. Трудно представить ответственность без дисциплинированности и трудолюбия.

Для учащихся начальной школы наиболее важными показателями дисциплинированности являются их умения:

-выполнять правила поведения в труде;

-выполнять необходимые правила работы;

-доводить начатую работу до конца.

Эти умения характеризуют трудовую дисциплину учащихся. В тоже время – это умения, помогающие ребёнку добиться успеха в труде и испытать радость от него.

Показатели трудолюбия младших школьников следующие:

1)отношение к труду людей и людям труда

-знания о труде и о людях труда;

-понимание значения труда;

-бережное отношение к результатам труда людей (к вещам личного пользования, к общественному достоянию);

2)отношение к своему труду:

-знания и представления о труде учащихся;

-активность и старательность в труде;

-настойчивость в преодолении трудностей.

О коллективизме младших школьников следует судить по их желанию трудиться в коллективе и оказывать в работе помощь товарищам.

Желание трудиться в коллективе проявляется в положительном отношении к труду в коллективе и к коллективу в труде.

Выявленные качества являются критериями трудовой воспитанности младших школьников. От степени их сформированности зависит уровень трудовой воспитанности как отдельных учащихся, так и класса в целом.

Нами было выделено 3 уровня сформированности положительного отношения к труду младших школьников:

-низкий;

-средний;

-высокий.

Охарактеризуем каждый уровень.

Низкий уровень.

Учащиеся нарушают дисциплину, то есть не выполняют правил работы и поведения в труде, не имея соответствующих знаний и умений, не умея или не желая управлять собой, своим поведением. Они либо ничего, либо мало знают о занятиях и профессиях взрослых людей, о видах труда школьников. В пользовании личными вещами и общественной собственностью часто небрежны и неаккуратны. Если и проявляют аккуратность (не рвут, не ломают, не пачкают), то лишь стремясь избежать наказания или получить поощрение. Активность, старательность, настойчивость в работе либо совсем не проявляют, либо редко. Причины этого могут быть следующими: не имеют необходимых знаний, умений, навыков, не хватает терпения, не уверены в себе.

От участия в коллективном труде такие школьники предпочитают отказываться, так как либо считают, что сделают работу лучше, либо не умеют сотрудничать с товарищами: не желают считаться с их мнением, обидчивы, вспыльчивы, часто бывают виновниками ссор.

Средний уровень

Учащиеся проявляют дисциплинированность, стремясь избежать наказания или получить поощрение, самоутвердиться, показывая себя лучше других. Знают и могут рассказать о различных профессиях, об организации труда взрослых людей; о многих видах труда учащихся, о такой его организации, которая делает труд школьников эффективным (аккуратность, коллективное распределение дел, сочетания труда и отдыха). С вещами личного и общественного пользования обращаются аккуратно, проявляют к ним бережное отношение, но лишь под контролем.

Активность, старательность и настойчивость в преодолении трудностей проявляют, стремясь избежать наказания, получить поощрение, самоутвердиться. От работы в коллективе не отказываются, сотрудничать умеют, с мнением товарищей считаются, помогают им, однако делают это либо по обязанности или как бригадир.

Высокий уровень

Учащиеся доводят порученное дело до конца, выполняют необходимые правила работы и поведения в труде; они активны и старательны, настойчивы в преодолении трудностей.

Характерны увлечённость процессом и содержанием труда; понимание, что дисциплинированность и трудолюбие способствуют успеху дела. Стремление принести своим трудом пользу; сделать окружающим приятное.

В пользовании личными вещами, общественным достоянием; аккуратны и бережливы, хотят этим доставить радость близким, понимают, что тем самым сберегают бюджет семьи, школы, труд многих людей; не чужды стремлений получать за это поощрение. Могут аргументировано доказать, какая организация труда является эффективной какие качества человека помогают в труде и достойны большого уважения.

К труду в коллективе и к коллективу в труде относятся положительно, работают охотно, помогают товарищам доброжелательно и бескорыстно, но только если заинтересованы в успехе общего дела. При этом учащимся из других коллективов класса, бригады могут не оказать помощи из чувства соперничества.

Критерии:

Когнитивный        

-наличие знаний о труде учащихся, о правилах поведения в процессе выполнения учебной и трудовой деятельности;

-представление о собственных качествах и возможностях;

-умение производить самооценку на определённом уровне.        Анкеты

Мотивационно-потребностный:        

-наличие интереса к области трудовой, учебной и профессиональной деятельности;

-наличие сформированной мотивации на успешное выполнение учебной и трудовой деятельности;

-стремление к коллективному труду        

Наблюдение, анкеты.

Деятельностно-практический        :

-проявления трудолюбия, дисциплинированности, коллективизма при выполнении учебной и трудовой деятельности.                

Таким образом, основными критериями, по которым можно судить об уровне сформированности положительного отношения к миру труда у младших школьников являются: когнитивный, мотивационно-

потребностный;  деятельностно-практический.

Оценку уровня сформированности показателей ведущих для каждого возраста качеств личности может проводиться методом обобщения независимых характеристик. В начальной школе ученика оценивает учитель, воспитатель, возможно привлечение родителей.

  Выявить отношение младшего школьника к труду можно в ходе использования следующих методик.[15]

Для изучения трудового воспитания в классе, прежде всего я использовала метод наблюдения. Я наблюдала за детьми на уроках и на переменах, наблюдала за дежурными в классе, как они выполняли свои обязанности. И я увидела, что многие ребята на уроках с интересом выполняют задания, старались чтобы их работы были выполнены аккуратно и красиво. Многие ребята следят за порядком на рабочем месте. Дежурные свои обязанности выполняли, но не всегда хорошо. Я увидела тех детей которые умеют следить за порядком, увидела тех детей которые проявляют творчество.

Но на основе наблюдений нельзя сделать точные выводы. Потому я провела беседу с детьми по следующим вопросам:

- Чем вы занимаетесь в свободное время?

- Помогаете ли мама?, папе?

- Любите ли вы трудиться?

- Нравится ли вам мыть посуду?

- Есть ли у вас дома свои обязанности?

- Что вы любите делать больше всего?

Из беседы с детьми выяснилось, что многие дети любят трудиться и помогают родителям на огородах, дома. Я узнала, что у некоторых детей есть свои обязанности.

Из беседы с детьми я поняла, что дома у некоторых детей есть свои обязанности. В связи с этим решила узнать какие обязанности есть у детей, как они помогают родителям, что они любят делать. Для этого я использовала метод практических упражнений:

- Я люблю трудится, особенно…

- У меня есть обязанности…

- Люблю помогать родителям…

- Если у меня оторвалась пуговица, то я…

- По приходу из школы, я…

Выяснилось, что у детей в основном следующие обязанности: поливка цветов, слежение порядка в своей комнате, мытьё посуды. Так же я узнала, что некоторые дети любят помогать родителям, но не все.

Я провела познавательную игру, цель которой была: выявить насколько дети знают друг друга, насколько они наблюдательны. Эта игра заключалась в том, чтобы каждый ребёнок описал трудовые качества своего товарища, по которым можно было бы узнать этого человека.

Выявив определённые трудовые умения и навыки детей с помощью константирующего эксперимента, я провела формулирующий эксперимент. Целью, которого было сформировать и развивать у детей трудолюбие, творчество, умение следить за порядком, умение ухаживать за растениями и др.

На основе константирующего и формирующего экспериментов я много узнала: какие трудовые умения и качества у детей сформированы, какие надо формировать и развивать. Я пыталась формировать и развивать их. Я видела тот огонёк любви к труду, когда дети видят результаты своей работы и ещё усерднее начинают трудиться.

Из всей работы я сделала вывод: в школах и семьях надо больше уделять внимания трудовому воспитанию детей. И тогда дети будут трудолюбивыми, будут, бережно относиться к вещам, будут уважать труд других людей, бережное отношение к общественному достоянию, у них сформируется умение трудиться на благо обществу, а значит и на своё благо. Ведь дети это наше будущее поколение. И от них зависит будущее нашей страны.

Итак, нами были выявлены основные критерии и средства диагностики уровня сформированности положительного отношения к миру труда у младших школьников. Таковыми являются: когнитивный (критерий знания), мотивационный (критерий отношения к труду) и критерий практический. Средствами диагностики уровня сформированности положительного отношения к миру труда и  у младших школьников по каждому из перечисленных выше критериев являются: анкеты, беседы, наблюдения.

В ходе работы у каждого младшего школьника с помощью методик, описанных выше, нами был зафиксирован уровень сформированности

положительного отношения к миру труда по каждому из выявленных критериев. Полученные результаты были подвергнуты качественному и количественному анализу и занесены в таблицу 1.(Приложение 1).

-по когнитивному критерию:

высокий уровень сформированности– у 3 учеников (14,28%);

средний уровень – у 6 школьников (28,56%);

низкий уровень – у 12 школьников (57,16%).

-По мотивационно-ценностному критерию:

высокий уровень – 4 школьника (19,05%);

средний уровень – у 6 школьников (28,56%);

низкий уровень – у 11 школьников (52,39%).

-По практико-деятельностному критерию:

высокий уровень – 3 школьника (14,28%);

средний уровень – у 5 школьников (23,8%);

низкий уровень – у 13 школьников (61,92%).

Подводя итог первого констатирующего эксперимента, отмечаем, что уровень сформированности положительного отношения к миру труда у младших школьников чрезвычайно низок, он требует развития. По нашему мнению, уровень сформированности положительного отношения к миру труда у младших школьников существенно возрастёт, если соблюдать выявленные нами педагогические условия формирования положительного отношения младших школьников к миру труда. Таковыми являются: обучение младших школьников простейшим навыкам самообслуживания; развитие интереса к труду взрослых в ходе использования игр; организация совместной трудовой деятельности младших школьников.

Анализ практического опыта формирования положительного отношения младших школьников к миру труда.

Нами был проанализирован практический опыт педагогов по проблеме формирования положительного отношения младших школьников к миру труда. Подробнее остановимся на наиболее интересных формах, методах и средствах.

На уроках трудового обучения в 1-3 классах должен быть заложен фундамент общетрудовой подготовки. Это предполагает прежде всего воспитание у младших школьников трудолюбия, формирование положительного отношения к труду.

Трудовое обучение в начальной школе предъявляет определённые требования к результатам воспитания младшего школьника. У них, начиная с

первого класса, должно складываться ответственное отношение к своим

обязанностям, к результату своего труда. Очень важно воспитать у ребёнка трудолюбие. Для этого во всех видах труда (работа с бумагой, картоном, комбинированные работы, работа с конструктором, выращивание растений и другие) каждый ребёнок должен быть всегда обеспечен соответствующими материалами и инструментами. Здесь сразу вырабатывается навык по рациональному распределению всех материалов на рабочем месте. Привычка организации своего рабочего места гарантирует умственную организованность при исполнении трудовой задачи, это условие успешной исполнительской деятельности и воспитания трудолюбия.

В соответствии с характером трудовой деятельности и психологическими особенностями детей начальной школы большая часть времени отводится на практическую работу.

Учебный материал в начальной школе распределяется по следующим разделам:

-технический труд;

-бытовой труд;

-основы художественной обработки различных материалов;

-сельскохозяйственный труд.

Работа с бумагой, картоном и комбинированные работы дают возможность продолжения формирования у младших школьников навыков по организации рабочего места, по владению такими материалами, как бумага, всевозможные по фактуре ткани, пластилин, глина и природные материалы. Выполнение трудовых заданий по изготовлению изделий с правильными геометрическими формами требует от ребёнка понимания необходимости точной исполнительской деятельности, неукоснительного следования поставленной цели, что и составляет основу труда. Так, разметка деталей по шаблону требует хороших исполнительских навыков. Работа по шаблону мобилизует волю ребёнка и его интеллектуальные способности. В этой деятельности ребёнок может соотнести результаты своих усилий с шаблоном и самостоятельно объективно оценить свою работу.

Конструктивная деятельность требует своих способов действия, своих приёмов обследования и построения конструкции.

Ребёнок должен освоить все типы конструирования:

-по образцу;

-по условиям;

-по замыслу.

На уроках обслуживающего труда предусматривается обучение школьника элементам самообслуживания (мелкий ремонт и уход за одеждой, обувью), формирование навыков безопасного труда и личной гигиены при работе с иглой и ножницами. На этих уроках младшие школьники получают первичные сведения о видах тканей (их фактуре, качестве, расцветке). Все виды бытового труда, кроме того, направлены на воспитание общих эстетических потребностей ребёнка. Работа с различными материалами расширяет навыки трудовых умений ребёнка, упражняет его способности к планированию организации своего рабочего места и самой творческой деятельности и его стремления к личной опрятности и привлекательности.

Работа с различными материалами расширяет навыки трудовых умений ребёнка, упражняет его способности к планированию организации своего рабочего места и самой творческой деятельности. Экскурсии в места исконных народных промыслов, освоение на уроках простейших способов и приёмов работы с всевозможными материалами родного края развивают у младшего школьника эстетические чувства, создают условия для развития творческого воображения и формируют ту глубинную эмоциональную позицию по отношению к природе своего края и исконному промыслу людей этого края, которая по-настоящему определяет чувство любви к Родине.

Главной задачей трудового воспитания младших школьников является формирование правильного, положительного отношения младших школьников к труду. Она успешно реализуется теми педагогами, которые учитывают как особенности детской трудовой деятельности так и возрастные возможности младших школьников.

Опыт работы педагогов начальной школы, освещаемый в педагогических сборниках, газетах и журналах, подтверждает, что при правильной организации трудового воспитания младших школьников могут быть достигнуты немалые успехи в их нравственном воспитании, в формировании у них интереса к труду, положительного отношения к нему, желания принимать в нём участие, а также формировании навыков, умений, необходимых для различных видов трудовой деятельности.

М. Л. Макурочкина (г. Дубны) [1, 17] в начальных классах использует вышивание по оконной сетке – одно из самых любимых младшими школьниками видов работы с тканью. У оконной сетки много преимуществ: быстро и качественно распускается бахрома; намечены линии для стежков, длина стежков одинакова, так как счёт ведётся по клеточкам; салфетка не стягивается, так как сетка плотнее ткани, практически все, и мальчики в том числе, получают отличные и хорошие оценки.

Тематика занятий следующая.

1 класс

Урок 1. Распускание бахромы. Шов «вперёд иголку».

Урок 2. Шов «вперёд иголку» с перевивом.

2 класс

Урок 1. Распускание бахромы. «Тамбурный» шов. Выполнение по периметру салфетки.

Урок 2. Шов «козлик». Вышивание по периметру.

Урок 3 и 4. Шов «Назад иголку». Вышивание по контуру рисунка.

3 класс

Урок 1. Распускание бахромы. Обшивание по периметру салфетки любым из изученных узоров.

Урок 2 - 4. Вышивание рисунка «крестом» или «гладью» на выбор.

Л. Ф. Петровой также было замечено, что у ребят появляется интерес к трудовой деятельности взрослых. Младшие школьники самостоятельно старались побольше узнать о труде своих родителей и с гордостью рассказывали об их успехах в классе. Интересней и осознанней становятся высказывания школьников. Они самостоятельно дают оценку отношениям людей к своим трудовым обязанностям, замечают взаимосвязь трудовых процессов, общественную направленность труда.

Итак, учителя начальных классов используют в своей работе по формированию положительного отношения к труду у младших школьников разнообразные формы и методы: экскурсии, организацию праздников, игр, участие младших школьников в разнообразных видах труда.

Изучив теоретические основы формирования положительного отношения к миру труда у младших школьников, мы сделали некоторые выводы.

Трудовое воспитание – непременная и неотъемлемая составная часть общей системы воспитания школьников. Трудовое воспитание создаёт наиболее благоприятные предпосылки для включения каждого из психических свойств в многостороннюю часть с другими свойствами и их взаимного воздействия. Всестороннее и гармоничное развитие обеспечивает общий подъём одарённости человека, динамично и целостно выражающий его творческую природу. Привычка к труду, понимание его необходимости, трудовые умения и навыки формируются у младших школьников в повседневных практических делах, в разнообразных видах общественно полезной деятельности. Организуя в школе работу по формированию положительного отношения младших школьников к труду, необходимо учитывать их возрастные особенности, используя при этом не только включение младших школьников в различные виды деятельности, но и систематически проводя профориентационную работу, заключающуюся в ознакомлении младших школьников с самыми распространёнными профессиями.

Учителя начальных классов используют в своей работе по формированию положительного отношения к труду у младших школьников разнообразные формы и методы: экскурсии, организацию праздников, игр, участие младших школьников в разнообразных видах труда.

Методические основы организации самообсуживания младших школьников

Самообслуживание – метод организации воспитательного коллектива, обеспечивающий создание наиболее благоприятных условий жизни школы и формирование у учащихся коллективной хозяйской заботы о сохранении и умножении общественного достояния путём вовлечения всей массы детей в систематическую трудовую деятельность.

В  школе самообслуживание носит коллективный характер. Включая индивидуальное самообслуживание, оно главным образом нацелено на развитие у воспитанников хозяйской заботы о коллективе в целом. По мере развития традиций трудовой заботы о коллективе самообслуживание превращается в метод деятельности самого коллектива.

Самообслуживание – характерная черта нашего советского образа жизни. В обществе, покончившем с эксплуатацией человека человеком, самообслуживание становится естественной, обязательной деятельностью каждого члена общества. Этому способствует развитие и совершенствование бытовой техники, а также повышение уровня трудовой политехнической подготовки молодого поколения.

Из нашего словаря исчезли или приобрели иное значение такие слова, как «лакей», «прислуга», «слуга», «нянька». В тех или иных формах развивается коллективное самообслуживание в каждой советской семье. В нашу жизнь прочно вошли субботники по благоустройству дворов и микрорайонов. Само развитие сферы самообслуживания в нашей стране идёт принципиально другими путями, нежели в буржуазном обществе, где эта сфера непомерно разбухает и служит средством своеобразной «перекачки» рабочей силы из производства – потенциально безработных.

Самообслуживание в социалистическом обществе становится нормой жизни каждого человека и в перспективе будет расширяться, проникая во все виды производственной и иной деятельности людей.

В воспитательном отношении самообслуживание способствует формированию ряда важных нравственных качеств личности: заботы об общем благе, о сохранении и умножении общественного достояния, хозяйского, рачительного отношения к делу, заботливости в отношении товарищей, старших и малышей.

По своему содержанию самообслуживание охватывает все виды деятельности школьного коллектива: учёбу, труд, клубные занятия, быт.

Наиболее простым и распространённым видом самообслуживающего труда в школе является уборка помещений и территорий.

Для обеспечения нормальных санитарно-гигиенических условий работы коллектива такую уборку приходится делать ежедневно. Обычно она проводится после уроков дежурными и специально создаваемыми бригадами. Все классные и общешкольные помещения, отдельные участки территории школы закрепляются за классами. В самих классах разрабатываются и утверждаются на общих собраниях графики работы дежурных. Время от времени проводится генеральная уборка, которая включает значительно большой объём работы. Результаты уборки учитываются в общешкольном соревновании. После генеральной уборки, как правило, проводится смотр школьных помещений.[7]

Следующий вид самообслуживания включает в себя работу дежурного класса в школьной раздевалке (в осенне-зимний период) и в школьной столовой (буфете). Организация питания школьников, особенно младших, требует привлечения школьников при строгом соблюдении установленных санитарно-гигиенических правил.

Отдельным  видом самообслуживания является привлечение школьников к проведению текущего ремонта школьных помещений и мебели. Часть этих работ может проводиться на уроках труда и во время производственной практики, конечно в соответствии с учебными программами.

Учащиеся принимают также участие в работе по обслуживанию учебных кабинетов и мастерских, ухаживают за растениями в школе и на пришкольном участке, за животными в живом уголке, в изготовлении и ремонте разнообразного школьного оборудования и инвентаря, выращивание цветочно-декоративных растений и т.д.

Со временем масштабы этой работы расширяются и самообслуживание в буквальном смысле слова выходит за пределы школы: учащиеся убирают территорию микрорайона школы, своего района, села, города, принимают участие в посадке растений, изготовлений скамеек, столиков, беседок, оборудования детских площадок и др.

Проведение перечисленных выше работ с указанием возраста учащихся регламентируется циркулярным письмом Министерства просвещения СССР «Об организации общественно полезного труда учащихся в общеобразовательной форме».

Общую организацию самообслуживания труда в школе обеспечивает ученический комитет и его хозяйственная комиссия, налаживая работу дежурных и специальных сводных бригад. В классах эту работу организует староста и член хозяйственной комиссии учкома – ученик данного класса.

Многообразны формы организации самообслуживания. Как уже отмечалось, основная форма – бригадная организация труда учащихся. На практике в различных видах труда возможны разнообразные варианты этой формы. Рассмотрим на примере организации генеральной уборки классного помещения одну из таких частных форм.

Для проведения уборки класс делится на бригады от 3 до 6 человек в каждой. Ребята подбираются в них с учётом их физических возможностей в зависимости от характера и сложности предстоящей работы. Разрабатывается график выполнения работ по такому примерно образцу:

14 ч 15 мин – моет стены, парты 1-я бригада;

15 ч 00 мин – передвигает парты 2-я бригада;

15 ч 15 мин – моет пол 3-я бригада;

18 ч 00 мин – натирает пол мастикой 4-я бригада;

7 ч 30 мин – натирает паркет 5-я бригада;

8 ч 00 мин – расстанавливает парты 6-я бригада.

Такой своеобразный конвейер, учитывающий технологию проводимой работы, позволяет коллективными усилиями чётко организовать генеральную уборку класса без перегрузки учащихся (каждый из которых затрачивает на работу от 15 до 30 мин).

Приёмка убранного класса производится перед началом 1-го урока классным руководителем и уполномоченными на это членами хозяйственной комиссии учкома, которые выставляют оценку проделанной работы. Эта оценка учитывается впоследствии в общешкольном соревновании.

Важно, что при такой организации работы учащихся получают конкретное представление о разделении труда, проникаются гордым сознанием важности своего личного вклада в коллективный труд.

При организации сложных работ общешкольного коллектива, например при проведении текущего ремонта школьных помещений или генеральной уборки пришкольного участка, часто создаются разновозрастные трудовые объединения школьников. Такая организация, позволяя лучше использовать возможности детей разного возраста, способствует формированию личных отношений представителей разных классов – членов единого школьного коллектива, помогает сплочению учащихся школы.

Наконец, некоторые виды работ могут выполняться и отдельными учащимися в индивидуальном порядке. Важно, однако, чтобы и в этом случае задание оформлялось как поручение коллектива, коллективом контролировалось и поощрялось.

Необходимо, чтобы школьное самообслуживание для каждого ребёнка дополнялось личным участием в самообслуживающем труде его семьи. Уход за собой во все возрастающем объёме, помощь старшим в ведении домашнего хозяйства, забота о младших сёстрах и братьях будут упрочивать традиции самообслуживания в поведении всех школьников.

Для успешной работы учащихся, помимо чёткой разработки технологии, исключительно важное значение приобретает обеспеченность работ необходимым оборудованием, бытовыми приборами, инструментами и материалами.

Нередко можно наблюдать такую картину. Класс получает задание убрать пришкольный участок. Дети собрались, но лопат и грабель не хватает, вёдер мало, носилок и тачек нет вовсе. В результате дети начинают собирать мусор руками, многие отвлекаются от непроизводительной работы, начинают шалить… И хорошее дело даёт плохие результаты, прежде всего воспитательные.

В школах, где серьёзно подходят к организации самообслуживания, приобретают необходимую бытовую технику, инструменты и материалы, обеспечивают их надёжное и удобное хранение. В классах создаются хозуголки, а в школе – хорошо оборудованные, оснащённые всем необходимым склады хозяйственного инвентаря.

Часть инвентаря, необходимо для работы, учащиеся начинают изготавливать в школьных мастерских, и это позволяет непрерывно рационализировать, совершенствовать обслуживающий труд.

Самообслуживание в конкретной школе не сразу осуществляется в полном объёме его содержания и в многообразии форм. В связи с этим следует рассмотреть вопрос об основных этапах и развития самообслуживания в школьном коллективе.

На первом, начальном этапе развития самообслуживания решается задача поддержания силами учащихся минимально необходимых для работы и жизни коллектива условий. Поэтому главным в содержании самообслуживания является уборка школьных помещений и территорий. Из форм организации самообслуживания в этот период решающее значение приобретает работа дежурных по школе и в классах. Кроме того, в это время отрабатываются у учащихся навыки индивидуального самообслуживания во время учебных занятий, работы в мастерских и т.п. (подготовка рабочего места, учебных принадлежностей, инструментов и т.д.). Налаживание такой работы – главная задача педагогов на начальном этапе. После того как эта задача успешно решена и учащиеся приучены поддерживать порядок и чистоту в школе, можно переходить ко второму этапу.[13]

Здесь мы имеем дело с интереснейшим явлением методики. Уже отмечалось, что выбор и применение того или иного метода связан с учётом типичной педагогической ситуации. Есть здесь и обратная связь – зависимость педагогической ситуации от метода. Применение тех или иных методов обучения и воспитания вносит определённые изменения в жизнь коллектива, в деятельность воспитанников, способствует образованию новых качеств личности. Тем самым меняется и педагогическая ситуация, требуя в свою очередь новых приёмов, форм, методов обучения и воспитания. Так, умелое использование метода меняет ситуацию и тем самым подготавливает применение других, более эффективных методов, их форм и приёмов учебно-воспитательного процесса. Рассмотрим эту особенность методики на примере развития самообслуживания.

В итоге развития самообслуживания на начальной стадии организации воспитательного коллектива происходят следующие изменения: учащиеся научились производить простейшую уборку школы, для многих это стало привычным делом, у значительной части школьников развивается хозяйское, бережное отношение к школьному имуществу, соответственно сокращается и время обслуживающего труда. Так создаются благоприятные возможности для расширения диапазона самообслуживания: оно начинает охватывать многие стороны жизни коллектива, увеличивается и число объектов самообслуживания. Теперь это не только школы, но и близлежащие улицы.

Проявляется важнейшая тенденция развития правильно организованного коллективного самообслуживания школьников: от труда, имеющего целью поддержания минимально необходимых для жизни и работы коллектива условий, к труду, направленному на создание наиболее благоприятных условий, обеспечивающих разностороннюю деятельность детей.

Учащиеся своими силами оборудуют учебные кабинеты, мастерские, помещения для кружковой работы, изготавливают для этого необходимые пособия, инструменты, оформление. Самообслуживание смыкается здесь с производительным трудом: и дети мастерят игрушки и игры для групп продлённого дня, для воспитанников детского сада, создают декорации для школьного театра и т.д. Самообслуживание становится одной из развивающихся традиций воспитательного коллектива и нормой во всех видах её деятельности.

Рассмотрим задачи педагогов обеспечивающие развитие самообслуживания в школьном коллективе.

Первая задача – обучение детей умениям и навыкам обслуживающего труда, обращению с соответствующими инструментами, приборами, правильной организации труда.

Это, казалось бы, очевидное требование нередко забывают многие взрослые организаторы самообслуживания школьников, ошибочно полагая, что учить тут ребят нечему: всё просто, само собой очевидно. Между тем основной успех обслуживающего труда и отношение к этой деятельности учащихся, как показывает опыт, ближайшим образом зависят от того, насколько рационально и технически грамотно выполняют учащиеся отдельные операции и всю работу в целом даже в простейших видах этого труда.

К этой задаче вплотную примыкают ещё две: обобщение и распространение передового опыта обслуживающего труда школьников и забота о расширении применения и внедрения технических средств.

Не последней по важности задачей является разъяснение педагогами значения самообслуживания как средства создания лучших условий для коллективной работы и жизни и как непосредственно вклада школьного коллектива в сохранении и умножение  общественного достояния.

Ещё одним исключительно важным моментом педагогического руководства является учёт возрастных и физиологических возможностей детей, вовлекаемых в труд, и строгое соблюдение правил и норм школьной гигиены и техники безопасности при организации любого вида обслуживающего труда.

По мере накопления ценных традиций  к решению перечисленных задач педагогического руководства развитием самообслуживания всё чаще привлекаются сами школьники, особенно старшеклассники, уже накопившие известный опыт.

Кроме того, при организации отдельных сложных видов обслуживающего труда (например, проведении ремонтных работ в школе) часто возникает необходимость привлечения опытных специалистов (маляров, столяров) для обучения школьников.

Ещё одна важная задача педагогов привлекать учащихся к самодеятельной организации обслуживающего труда, развивать самоуправление детей в этом важном виде коллективной деятельности школьников. Планирование коллективного обслуживающего труда учащихся, его учет и контроль, подведение итогов и награждение победителей.

Общественно полезный труд воспитывает у детей трудолюбие, стремление к созиданию, творческую инициативу и другие нравственные качества. Правильно организованный труд учащихся во внеурочное время способствует укреплению здоровья школьников, приводит к улучшению функционального состояния нервной системы, повышает их активность, помогает соблюдать гигиенический режим. Вместе с экскурсионными, прогулочными, игровыми и спортивными занятиями труд должен быть частью активного отдыха на воздухе.

Эффективность воспитательной работы во многом зависит от подбора видов труда и места трудовой деятельности с учётом возрастных особенностей школьников. Прежде всего труд учащихся должен быть осмысленным, посильным и по возможности разнообразным.

Младшим школьникам следует прививать навыки самообслуживания, приёмы ручной работы с различными материалами, умение ремонтировать различные предметы быта, учебные пособия, участвовать в благоустройстве школьников дворов, оздоровительных площадок и других общественно полезных делах.

Первые трудовые навыки закладываются в процессе самообслуживания. Цель самообслуживания – воспитать у учащихся хозяйскую заботу о нуждах коллектива, своей семьи, стремление поддержать чистоту, порядок в школе, классе, на учебно-опытном участке, школьном дворе. Учащихся приучают к удовлетворению, складываю своих вещей в определённом месте, пришивание пуговиц, чистке обуви и одежды и др. Их привлекают к выполнению различных поручений, связанных с дежурством по классу, в столовой, к уборке классных помещений, рабочей комнаты, коридоров, уходу за растениями в классах, на учебно-опытном участке школы. Учащиеся могут заниматься подготовкой оборудования, материалов для учебных занятий.

Работа может быть организована по бригадам и индивидуально. Перед занятиями учащимся рассказывают об особенностях предстоящей работы, подробно показывают приёмы её выполнения, обращают внимания на соблюдение правил техники безопасности, личной гигиены, охрану окружающей среды, ставят задачу выполнения задания в определённый срок.

Трудовая деятельность учащихся поощряется воспитателем в устной форме как в процессе выполнения работы, так и после её завершения. При этом обращается внимание на то, как выполняется работа (порядок на рабочем месте, аккуратность, помощь товарищу, качество выполненной работы и др.).

По графику, составленному администрацией школы, группы выполняют различные хозяйственные работы. Осенью дети следят за чистотой вокруг школы, на спортивной  и других площадок. Зимой своевременно нужно очищать от заносов запасные выходы и подходы к школе. Весной учащиеся отбрасывают снег от стен школы, прокапывают каналы для вешних вод, разбрасывают слежавшийся снег, убирают вытаявший после зимы мусор. Как правило, хозяйственная необходимость этих работ осознаётся учащимися без долгих убеждений.

Быстрое выполнение задания не освобождает сильных учеников от помощи слабым и особенно девочкам. После уборки полезно бывает в качестве подведения итогов собрать всю группу и показать ей результаты работы.

Для того чтобы труд был хорошо организован, руководителям школы нужно побеспокоиться о его оснащении. Школа обязана приобрести достаточное количество комплектов орудий труда и другого инвентаря для того, чтобы группы, отправляясь на работу, не испытывали недостатка во всём необходимом. Руководителям следует продумать порядок их хранения, выдачи сдачи, своевременного ремонта.

Если в школе имеется рабочая комната для проведения занятий по труду, то она может быть использована и для кружковых занятий. Кружковая работа также может быть организована в помещениях внешкольных учреждений. В мастерских кружковые работы для воспитанников должны проводиться под руководством учителя труда с соблюдением необходимых правил безопасной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль общей и мелкой моторики в формировании графо - моторных навыков старших дошкольников и младших школьников"

Творческая работа   с теоретическим и практическим материалом по формированию графо - моторных навыков у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста....

«Роль дидактических игр в обучении младших школьников»

Игра - особенно организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и внутренних сил. Игра постоянно подразумевает принятие решения – как поступить, что заявить, как победить?...

реализация преемственности в обучении младших школьников арифметическим действиям

Актуальность данной темы.1.Изменения, происходящие в обществе и системе образования в настоящее время, требуют новых подходов к обсуждаемой проблеме: реализации преемственности с учетом современного с...

Сборник диагностических методик. В помощь воспитателю СРЦ по изучению межличностных отношений младших школьников, июль 2017

Данный сборник поможет не только выявить взаимоотношения между младшими школьниками, но и поможет узнать, как себя чувствует ребенок в коллективе....

Школа будущего: навыки и технологии. Как работать с дошкольниками и младшими школьниками в условиях техносферы будущего?

Познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятий, развития слуховой чувствительности. Взаимодействие цвета и звуков, музыки и живописи существуют издавна, как в природе, так и в искусстве....

«Обучение младших школьников умению пользоваться фразеологизмами в речи»

В русском языке существует целая наука, изучающая эти выражения - фразеология. Слово «фразеология» происходит от двух греческих слов: «фразис» - «выражение&raqu...

Выступление в рамках городского семинара "Роль игры в воспитании и обучении младших школьников"

В процессе учебной деятельности младший школьник остро нуждается в организации его умственной активности. Младшим школьникам трудно понять приказы, запрещения, призывы к долгу ученика, они не могут до...