Образовательная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья
статья по коррекционной педагогике на тему

Дементьева Валентина Михайловна

В этой статье говорится об организационной работе педагога по физическому воспитанию с детьми с ограниченными возможностями здоровья, о том как поставлена эта работа в нашем детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл работа с детьми с ОВЗ16.65 КБ

Предварительный просмотр:

Историческая справка

С 1946 года появился термин дефективные дети – это дети, у которых наблюдались нарушения психического, физического развития. Со временем поняли, что это звучит не красиво, обидно для родителей таких детей. И с 1996  года появился термин дети с ограниченными возможностями здоровья.

Обратимся к истории. В Древней Спарте, где много столетий создавался культ здорового тела, люди (и в первую очередь дети), имеющие ярко выраженные отклонения от нормы, просто уничтожались.

Не более гуманным было и отношение общества к людям, страдающим психическими расстройствами в средневековой Европе. Многие душевнобольные заканчивали жизнь на кострах инквизиции, будучи отнесены к «одержимым нечистой силой или злым духом».

Впервые мысль о том, что слабоумные дети нуждаются в особых формах обучения и воспитания, высказал швейцарский педагог Песталоцци (1746-1827), однако широкой поддержки среди педагогов и врачей в то время эти идеи не получили.

Попытку обучения и воспитания глубоко умственно отсталого ребенка («Авейронского дикаря») предпринял французский психиатр Жан Итар (1775-1838). Таким образом, было положено начало медико-педагогическому направлению помощи детям с глубокими интеллектуальными аномалиями.

Дети с ограниченными возможностями - это физическое лицо, имеющие недостатки в психическом или физическом развитии – подтвержденные психолого – медико – педагогической комиссией (ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий

По классификации, предложенной В. А. Лапшиным и Б. П. Пузановым, к основным категориям аномальных детей относятся:

1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

3. Дети с тяжелым нарушением речи;

4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;

5. Лица с нарушением интелекта (УО);

6. Дети с задержкой психического развития;

7. Дети с нарушением эмоционально – волевой сферы (аутисты);

8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

По данным специальных исследований здоровье новорожденных снизилось с 48 % до 26 %

74 % новорожденных рождаются физиологически незрелыми с проблемами здоровья

86 % имеют неврологическую патологию (поражение ЦНС)

Не более 10% детей дошкольного возраста и 4 % детей школьного возраста абсолютно здоровы

Образовательная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в детском саду

В нашем детском саду, мною были составлены адаптированные образовательные программы на каждого ребенка. У нас таких детей 7 человек. Это 5 детей с задержкой психического развития, 1 ребенок с задержкой умственного развития и 1 ребенок с синдромом Дауна.

На психолого – медико – педагогической комиссии в детском саду в начале учебного года было принято решение какому возрасту соответствует развитие каждого ребенка. Каждый специалист разработал коррекционный образовательный план на год, затем была составлена общая образовательная программа на каждого ребенка. Так же был составлен и утвержден регламент проведения таких занятий для каждого специалиста (педагог – психолог, воспитатель, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, учитель – логопед, педагог дополнительного образования)

 Я провожу индивидуальные занятия 2 раза в неделю, после основных занятий. Например, у меня есть девочка, она посещает подготовительную логопедическую группу, а занятия я провожу по младшей группе, у нее задержка психического развития. Она справляется с заданиями прокати, проползи, подбрось – поймай мяч 1 – 2 раза, а вот уже пройти по скамейке, перешагивая предметы или подбрось поймай с хлопком - не справляется.

Перед педагогами стоит задача научиться понимать и работать с такими детьми. Инклюзивное образование ввели, а программ, утвержденных  нет, нет так же сопровождения по заболеваниям, методических разработок, специального оборудования в развивающейся среде. Так же нет списка документации, какую должен вести каждый специалист, занимаясь с такими детьми. Я завела следующую документацию

  1. Составлена адаптированная образовательная программа с учетом индивидуальных возможностей ребенка, где прописаны планируемые результаты освоения программы.
  2. Составлен перспективный план работы на каждого ребенка
  3. Журнал посещения занятий с календарным планом, где планирую основные виды движений, игры.

В заключении хочу сказать, что в нормативно – правовых документах (Закон об Образовании, профстандарты, ФГОС) отмечено, что каждый специалист ДОУ должен уметь работать с такими детьми. Необучаемых детей не бывает, кто на что способен тому его и надо обучить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Организация физкультурно - оздоровительной работы с детьми с ограниченыыми возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения...

Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Выступление на заседании проблемной секции по теме: «Дети с ограниченными возможностями здоровья. Создание условий для обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является организация  инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, т. к. в последнее время возросло кол...

рекомендации для педагогических работников образовательных учреждений по организации работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья

Методические рекомендации для педагогических работников образовательных учреждений по организации работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья....

ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ...

Образовательная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Материалы по инклюзивному образованиюНовостной видеоролик о работе с детьми с ОВЗ в МАДОУ города Нижневартовска ДС №52 "Самолётик" (ознакомиться)Ссылка на официальный сайт ДОУ "Сопровож...

Парциальная образовательная программа «Правила поведения на дороге» для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Встал малыш на ноги – он уже пешеход.Сел ребенок на велосипед – он уже водитель.Поехал в автобусе – он уже пассажир.И везде его подстерегает опасность....