Коррекционно-развивающая работа в рамках кружковой работы по программе дополнительной образовательной услуги социально-личностной направленности «Давайте жить дружно»
статья по коррекционной педагогике на тему

Бикулова Татьяна Вениаминовна

                                                                                               

В наше время  актуальна и важна работа, направленная на развитие эмоциональной сферы. Эмоциональная сфера, как сложно организованная система регуляции поведения человека, имеет большую значимость для психического развития дошкольника. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка – это компьютер или телевизор, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. Наблюдение за детьми показывает наличие определенных нарушений в общении – уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием других. Поэтому появилась насущная необходимость учить детей открыто говорить о своих чувствах, переживаниях, учить способам общения детей друг с другом, способам выхода из разных негативных эмоциональных состояний. Программа кружка направлена на сохранение и укрепление психического здоровья дошкольников, развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы.

Программа кружка «Давайте жить дружно!» является модифицирован-ной.  В основу программы положены материалы пособия для практических работников детских садов «Давай познакомимся!» тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 3-7 лет. – автор-составитель И.А. Пазухина. Данная программа дополнена заданиями и упражнениями из программы Минаевой В.М. «Развитие эмоций дошкольников» и психологического тренинга для дошкольников «Давай дружить!» Саранской О.Н. Также в данной программе, используются методы и приёмы песочной терапии, раскрытые в пособии М.В. Киселёвой «Арт-терапия в работе с детьми» и методика проведения психогимнастики - «Психогимнастика» М.И. Чистяковой.

 Диагностика эмоциональной сферы у детей  проводится по нескольким  диагностическим методикам, поскольку важно охватывать все направления эмоционального развития детей: восприятие эмоций, понимание эмоциональных состояний, моторное оформление в мимике, жестах, пантомимике и др.:                                                                                                                                1- Диагностическая методика Е.И.Изотовой «Эмоциональная идентификация»;                                                                                                                                                 2 - Диагностическая методика Е.И.Изотовой «Эмоциональная пиктограмма»; 3 - Диагностическая методика М. Люшера «Цветовой тест»;                                                           4 - Диагностическая методика М.З. Дукаревич «Рисунок несуществующего животного».                                                                                                                «Эмоциональная идентификация» Е.И. Изотовой направлена на выявление особенностей идентификации эмоций различных модальностей и их внешнего выражения, сформированности процессов опознания эмоций, восприятия и понимания эмоциональных состояний старшими дошкольниками.

Основная цель программы – повысить осознание ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений и тем самым способствовать: развитию эмоциональной сферы и расширению чувственного опыта; формированию самосознания и самооценки; активизации индивидуальных  и творческих способностей; совершенствованию игровых, двигательных и коммуникативных навыков; воспитанию социальной активности и доброжелательного отношения к окружающим.

В соответствие с этой целью формируются следующие задачи:

Обучающие задачи:

1.Учить ребенка выражать свою любовь к близким, воспитывать интерес к истории его семьи;

2.    Помогать ребенку прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно означает, и дать ему словесное обозначение;

Воспитательные задачи:

1.    Воспитывать заботливое отношение к животным, учить понимать их настроение;

2.    Вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения; корректировать его нежелательные черты характера и поведения;

Развивающие задачи:

1.    Развивать навыки социального поведения, чувство принадлежности к группе;

2.    Способствовать самопознанию ребенка, помогать ему осознавать свои характерные особенности и предпочтения.

Программа работы по эмоциональному развитию состоит из 256 занятий и рассчитана на четыре года: младшая, средняя, старшая и подготовительная группы (по 64 занятия в год).

          Занятия с подгруппой детей проводятся два раза в неделю, их продолжительность составляет от 10 до 30 минут (в зависимости от возраста детей).

          Набор детей в кружок осуществляется свободно, т.е. по желанию (заявлению) родителей.

На занятиях отводится время на выражение своего эмоционального состояния в рисунке, это очень нравится детям и способствует раскрытию внутреннего мира детей, выражению их эмоционального состояния, особенно у тех детей, которые стесняются выразить свои чувства  словами.

Обсуждение поступков детей, их чувств, подводит ребят к пониманию культуры поведения в обществе, со сверстниками.

В течение всех занятий происходит рефлексия эмоционального состояния дошкольников.

В конце каждого занятия подводится итог того, что узнали и прочувствовали сами ребята.

 

Ожидаемые результаты

 

В результате проведенной работы у ребенка выпускника детского сада:

 

•         чувства приобретают значительно глубину и устойчивость;

•         появляется постоянная дружба со сверстниками;

•         развивается умение сдерживать свои бурные, резкие выражения чувств;

•         ребенок усваивает «язык чувств» для выражения тончайших оттенков переживаний, интонаций голоса;

•         активно формируются социальные чувства;

•         эмоциональная реакция ребенка максимально адекватна ситуации;

•         изменение характера детских рисунков (преобладание ярких, светлых красок, уверенный контур рисунка, выражение положительных эмоций через рисунок);

•         преобладание положительных эмоций.

 

Литература:

1.    Князева О.Л. Стёркина Р.Б Социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет. «Я – Ты - Мы»

2.    Минаева В.М. «Развитие эмоций дошкольников: занятия, игры»

3.    Пазухина И.А. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет.

4.    Саранская О.Н. – Психологический тренинг для дошкольников «Давай дружить!»

5.    Чистякова М.И. «Психогимнастика» под редакцией Буянова М.И.

6.    Кисилёва М.В. «Арт-терапия в работе с детьми»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительных образовательных услуг-кружка «Волшебное лукошко» для воспитанников 3-4 лет

 Данная рабочая программа является нормативно - управленческим документом образовательного учреждения, характеризующим  систему организации образовательной деятельности воспитат...

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)

Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ «В СТРАНЕ СВЕТОФОРИЯ» (ВОЗРАСТ 6-7ЛЕТ)

Данная программа разработана в силу особой актуальности проблемы обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах поселка.Статистические данные об участии детей в ДТП, а также отсутствие каче...

Программа дополнительного образования по социально-личностному развитию "Реутёнок"

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицирова...

Программа дополнительной образовательной услуги "Я сам" программа по развитию у детей художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности группы общеразвивающей направленности детей от 2 до 3 лет

Программа дополнительной образовательной услуги "Я сам" программа по развитию у детей художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности группы общеразвивающей направленности детей...

«ЭРУДИТ» ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ» ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Разработана на основе парциальной программы «Одарённый ребёнок» Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко

Программа включает в себя 72 занятия, направленных на формирование логического мышления детей  через использование занимательного математического материала. Занятия проводятся в игровой  зан...