Доклад "Игры коррекционной направленности и их значение для развития дошкольников"
консультация по коррекционной педагогике на тему

Этман Татьяна Ивановна

Игра - ведущий вид детской деятельности. Она имеет большое значение для психического ифизического развития детей.

Коррекционная работа при включении игр в образовательный процесс планируется по разделам, дифференцированно, с учетом зрительных нарушений и возрастных особенностей детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДМО    Доклад на тему:

 Игры коррекционной направленности и                                         их значение для развития дошкольников

Воспитатель ГБОУ Белебеевская КШ         для                                                  слабовидящих обучающихся

                                  Этман Т.И.                        

В дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности. В этом возрасте приобретается тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который даёт основания впервые признать ребёнка личностью, хотя и не вполне сложившейся, но способной к дальнейшему развитию и совершенствованию.                        Этому способствует игровая и различные виды продуктивной деятельности (конструирование, лепка, рисование).                                         Игра - одно из наиболее эффективных средств воспитания. В «Программе воспитания в детском саду» указывается на большое значение игры для физического и психического развития ребенка, становления его индивидуальности, для формирования детского общества.        Благодаря игре личность ребёнка развивается и совершенствуется:                                                                1.Развивается мотивационно – потребностная сфера, выстраивается иерархия мотивов, где  на первый план выходят социальные мотивы, затем личностные.                                                        2.Преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм, происходит согласование своих действий с действиями партнёров  по игре, развивается самосознание и самооценка.                        3.Развивается произвольность поведения, дошкольник поступает в соответствии с социальными образцами.                                                4.Развиваются умственные действия, способности и творческие возможности ребёнка, формируется план представлений.                Использование дидактических и сюжетно – ролевых игр в коррекционной работе позволяет построить данный процесс  как многоуровневую систему, обеспечивающую целостный, комплексный, дифференцированный, регулируемый подход к управлению всем ходом психофизического развития и восстановления зрения дошкольников на основе стимуляции всех  их потенциальных возможностей.                Содержание и дидактические приемы коррекционной работы строятся дифференцированно, сообразуясь с возрастом детей, структурой и составом нарушенных функций, особенностями восприятия учебного материала и ориентации в пространстве.                        Коррекционная направленность обучения и воспитания предусматривает развитие процессов компенсации, сглаживание недостатков познавательной деятельности, поиск потенциальных возможностей в становлении личности детей с нарушением зрения.                 Коррекционно – развивающая работа проводится по следующим разделам:                                                                                        1.Развитие зрительного восприятия.                                                2. Пространственной ориентации.                                                        3. Социально – бытовой ориентировки.                                                4. Развитие осязания, тактильных ощущений, сенсорных эталонов и  мелкой моторики.                                                                Специфичность коррекционной работы с детьми дошкольного возраста заключается во взаимосвязи и взаимодействии коррекционной работы со всеми видами детской деятельности, а также  во всестороннем воздействии содержания, методов, приемов и средств коррекции на психику ребенка.                 Большую роль в компенсаторном развитии играют средства деятельности (игры, труд, занятия и т.д.), что способствует интеграции ребенка в социум,   умение общаться  и соблюдать правила        поведения.
Каждый ребенок нуждается в индивидуальном подходе, а именно:                  -пособия и материалы должны учитывать нарушения зрительного анализатора ребенка;                                                                  -упражнения и игры соответствуют диагнозу и возрасту детей;                 - необходимо создание определенных  условий для каждого ребенка.         

Регулярное проведение коррекционных упражнений показало, что:

  •  У детей повышается острота зрения, развиваются двигательные функции глаз, развивается бинокулярное зрение;
  •  Повышается познавательная активность, улучшается психо – эмоциональное самочувствие и здоровье детей.

Деятельность – необходимое условие развития ребенка. В процессе деятельности приобретается жизненный опыт, познается окружающая действительность, усваиваются знания, вырабатываются умения и навыки, благодаря чему развивается и сама деятельность.   Исследования А. Леонтьева, С. Рубинштейна, Б. Теплова и др. показали, что в деятельности развиваются психические процессы, формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер.
 Познавательная деятельность – это активная деятельность ребенка по приобретению и использованию знаний. В процессе познавательной деятельности происходит познавательное развитие ребенка, т.е. развитие его познавательной сферы (познавательных процессов): наглядного и логического мышления, произвольных внимания, восприятия, памяти, творческого воображения.                                                                Умственное развитие, развитие мышления является важной стороной в развитии личности дошкольника, в частности в ее познавательной сфере. Одним из важных направлений в развитии познавательной деятельности дошкольников выступает создание условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативы.                                                                В деятельности (прежде всего, ведущей в данный период развития) формируются новые психические образования, она создает зону ближайшего развития ребенка. Для детей с глубокими нарушениями зрения характерно замедленное формирование различных форм деятельности. Дети нуждаются в специально направленном обучении элементам деятельности и, главным образом, исполнительной ее части, так как двигательная сфера слепых и слабовидящих детей наиболее тесно связана дефектом и его влияние на двигательные акты оказывается наибольшим. В связи с этим активная и развивающая роль ведущей деятельности растягивается во времени.                 В основе познавательной деятельности всегда лежит проблема, поэтому ее цель обусловлена решением возникших затруднений.
 Важным компонентом познавательной деятельности является познавательный интерес – направленность на материал (игровой, экологический, математический и т.д.), связанная с положительными эмоциями и порождающая познавательную активность ребенка.
Основной принцип организации познавательной деятельности дошкольников – принцип осознанности и активности в процессе получения знаний.
      Главная задача познавательного развития ребенка – формирование потребности и способности активно мыслить, преодолевать трудности при решении        разнообразных        умственных        задач. 
         Полноценное познавательное развитие детей должно быть организовано     на 3 основных блоках познавательного процесса:
I.    На специально организованных познавательных занятиях;
II.    В совместной познавательной деятельности детей с воспитателем;
III.    В самостоятельной познавательной деятельной деятельности детей.                
Ребенок с патологией зрения развивается в условиях ограничения, искажения или полного отсутствия визуальной информации об окружающем мире. Нарушение зрения отрицательно влияет на развитие всех познавательных процессов (зрительные ощущения, восприятие, представление, речь, память, внимание,        воображение).                                        Ребенок имеет недостаточно представлений о предметах и явлениях окружающей действительности. В связи с этим важно в период дошкольного возраста научить детей, пользуясь неполноценным зрением, правильно зрительно выделять важные существенные признаки и свойства.
          В работе с детьми с нарушением зрения следует учитывать, что наиболее успешно ребенок познает окружающий мир на основе знакомства с реальными предметами, а затем уже на макетах, муляжах и иллюстративном материале.                                                                                                                    Огромное значение в развитии мыслительных процессов у детей со зрительной патологией имеет руководство их деятельностью педагогом, ее направление и стимуляция. Педагог руководит зрительным восприятием детей, учит их выделять в окружающем все признаки, которые можно познать не только с помощью зрения, но и всех сохранных анализаторов (осязания, слуха, обоняния, вкусовой, тактильной, температурной чувствительности). Эта способность необычайно важна для детей с патологией зрения, она значительно обогащает их представления об окружающем мире.                                                                                                  Задача педагога – сделать восприятие окружающего мира целенаправленным и осознанным. Ребятам дают следующие установки: «Посмотри внимательно», «Послушай…»,«Потрогай, пощупай, попробуй», «Понюхай…», «Почувствуй…», «Ощути…» (восприятие температурных изменений, дождя, снега, воды и т.д.).  Задают следующие вопросы: «Что ты видишь вокруг?», «Что ты видишь далеко от себя, близко, рядом с собой?», «какие звуки ты слышишь?», «Какие запахи ощущаешь?» и т.д.
Педагог дает задания и проводит игры в зависимости от постановки задачи:
- Найди одинаковые по цвету (форме) листья, плоды, фрукты, овощи;

- Подбери одинаковые по форме по форме предметы (ведерки, кубики и т.д.);

- Найди предметы одинаковой формы, цвета, величины.

В коррекционной работе используем следующие дидактические игры:

- «Разноцветные очки» - ребёнок одевает «волшебные» невидимые очки, например красные и находит в группе предметы данного цвета.                                  - «Какого цвета не стало?» - закрепление знания шести основных цветов, развитие внимания, зрительной памяти.

- «Заколдованные деревья» -закрепление знаний геометрических форм, развитие мышления и воображения, мелкой моторики. Используется конструктор, мозаика.

Дети охотно играют в игры;«Четвёртый лишний», «Разрезные картинки», « Незнайкины небылицы», «Что слышно?»  и т. д.

Упражнение на развитие пространственной ориентации

«Найди игрушку», «Кто, где стоит?», «Где звучит?» и  так далее.

По мере утомления детей мы используем гимнастику для глаз и динамические паузы.                                                                        Пальминг  является разновидностью гимнастики для глаз и как раз помогает им отдохнуть (автор У.Бейтс).                                                                Дети растирают ладони до ощущения тепла. После этого ладони кладут на закрытые глаза таким образом, чтобы центр ладони пришелся как раз на глаз. Ладони – ключевая деталь пальминга. Держать ладони на глазах 2-3 минуты. В это время включить можно спокойную музыку или читать стихи.                «Дерево» Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.                        Терпеливое, доброжелательное, положительное эмоциональное отношение педагога к детям способствует устойчивому интересу к игровой, трудовой, учебной деятельности, активизирует познавательную деятельность ребенка, развивает познавательную сферу - наглядное и логическое мышление, произвольное внимание и восприятие, память, творческое воображение.                                                                        Эффективная работа педагогов дошкольного учреждения возможна при обязательном обеспечении условий для системного, комплексного, непрерывного воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Литература.
1.В.П. Ермаков, Г.А. Якунин «Развитие,  обучение и воспитание детей с нарушением        зрения».
2.Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений ῙV вида/под        ред.        Л.И.Плаксиной;
3.Е. Подколзина «Пространственная ориентировка дошкольников с нарушением        зрения». 
4.Игровое обучение детей 5-7 лет/ под ред. Н. В. Иваковой.

5.Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры. М.А.Панфилова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и их значение в развитии дошкольника

Исследователи утверждают, что в игровой деятельности складываются благоприятные условия для перехода от наглядно-действенного мышления к образному и к элементам словесно-логического мышления.Одним из ...

Речевые навыки и их значение в развитии дошкольников

Презентация о развитии речевых навыков и их значении в развитии дошкольников...

Дидактические игры и их значение в развитии дошкольника

Исследователи утверждают, что в игровой деятельности складываются благоприятные условия для перехода от наглядно-действенного мышления к образному и к элементам словесно-логического мышления.Одним из ...

Виды изобразительной деятельности и их значение в развитии дошкольников.

Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста. Рисование, лепка, аппликация и конструирование – виды изобразительной деятельности, о...

Сценарий родительского собрания для родителей детей младшего дошкольного возраста "Понятие общения и его значение в развитии дошкольника" (в рамках родительского клуба "Поможем друг другу")

Первый опыт общения ребенок получает в семье. Семья для ребенка-дошкольника – первое и основное звено, которое связывает его жизнь с общественной средой. Общественные интересы взрослых, любовь к...

Виды изобразительной деятельности и их значение в развитии дошкольника

Статья на тему "Виды изобразительной деятельности и их значение в развитии дошкольника" с указанием использованной литературой...