Календарно-тематическое планирование подгрупповых занятий с детьми 5-6 лет
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике (старшая группа) по теме

Урасимова Фарида Таклифовна

Возможно,  данный материал будет полезен логопедам при планировании работы на логопункте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalend-tem_plan_v_st_gr.docx74.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №19 «Радость»

Календарно- тематический план

 по коррекции речи   детей 5-6 лет с ФНР, ФФНР

в условиях логопункта

  на 2016-2017 учебный год

(Образовательная область  «Речевое развитие»)

(подгрупповые занятия)

                                                                                                                                                    Учитель-логопед:

                                                                                                                                                  Ф.Т. Урасимова

 

2016 г.

Методическое обеспечение:

Общие речевые навыки (дыхание, просодика): Нищева Н.В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи.

Развитие психических процессов (развитие зрительно-пространственной ориентации, общей моторики; развитие мелкой моторики; развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти):

Нищева Н.В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи.

      О. Емельяненко. Пальчиковая гимнастика.

Произношение (артикуляционная моторика; постановка, автоматизация, дифференциация звуков): Агранович З.Е. Сборник домашних заданий.  

 (для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников) – СПб.: «Детство-пресс»

        Перспективный план индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения.

Фонематические процессы (восприятие, слух, анализ и синтез, слоговая структура): Агранович З.Е. Сборник домашних заданий.  

(для    преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников) – СПб.: «Детство-пресс»;

Нищева Н.В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи.

      Миронова Н. М. Развиваем фонематическое восприятие у детей подготовительной логогруппы. Альбом упражнений для дошкольников

     с речевыми нарушениями;

Лексика, грамматика, связная речь: Нищева Н.В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи. (Дидактический материал к занятиям).

Сластья Л.Н. Формирование связной речи детей 4-5 лет.

Направления коррекционной работы

Содержание коррекционной работы

2016г.            Сентябрь

1 неделя

(1.09-9.09)

2неделя

(12-16 сент.)

3 неделя(19-23 сент.)

Осень.

4 неделя (26-30сент.)

Деревья осенью.

Общие речевые навыки:

- дыхание

- просодика

Развитие речевого дыхания.

Воспитание правильной ритмико-интонационной и мелодической окраски речи.

Диагностическое обследование.

Упражнение:«Кто кого?»

Цель: Развитие силы голоса и речевого дыхания.  Активизация мышц губ и нижней челюсти.

Упражнение «Эхо»

Цель:Работа над силой голоса. Рaзвитиe пepeключаемости органов apтикуляционногo аппарата

Упражнение «Осенние листочки»

Цель: развитие длительного плавного выдоха.

Упражнение «Эхо» 

Цель:   развитие силы голоса и речевого дыхания

Упражнение «Дождик, дождик».

Цель: Развитие ритмичной и выразительной речи,

кoopдинации движений и ориентировки в пространстве.

Развитие психических процессов:

- развитие зрительно-пространственной ориентации - общая моторика;

– развитие мелкой моторики;

- развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти.

«Дождик»

Координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи.

«Осень»

Пальчиковая гимнастика.

Упражнение «Когда это бывает?»

Цель: развитие слухового внимания. Закрепление знания признаков разных времён года.

Игра: «Что лишнее?»

Цель: развитие слухового внимания. Закрепление признаков разных времён года.

Игра с мячом «Лето или осень?»

Цель: закрепить знания детьми признаков осени, дифференциация их от признаков лета. Воспитание ловкости. Работа над произношением двусложных слов.

Артикуляционный аппарат.

Общая артикуляционная гимнастика.

Артикуляционные сказки. «Знакомство», «Осень»

Согласно плану индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения.

  Пальчиковая гимнастика

 «Осенние листья»

Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков.

Игра: «Что перепутал художник?»

Цель:   развитие зрительного внимания; восприятия, памяти, мышления.

Игра «У кого хороший слух?»

Цель:Развитие фонематического слуха, умения слышать звук в слове.

Игра: «Что пропало?»

Цель: Развитие внимания и зрительной памяти.

Речевые и неречевые звуки.

Общая артикуляционная гимнастика.

Артикуляционные сказки. «деревья осенью».

Согласно у плану индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения.

Произношение:

-артикуляционная моторика;

- постановка

- автоматизация

- дифференциация звуков

Выработка дифференцированных  движений органов артикуляционного аппарата.

Фонематические процессы:

-восприятие

- слух

- анализ и синтез

- слоговая структура

Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки.

Развитие способности узнавать и различать звуки речи по высоте и силе голоса.

Дифференциация речевых и неречевых звуков.

Развитие слухового внимания к звуковой оболочке слова, слуховой памяти.

 “Оркестр”, “Что звучит?”

Цель: формирование умения различать звучание простейших музыкальных инструментов, развитие слуховой памяти.

 “Определи, где звучит?”, “Кто хлопал?”

Цель: определение места звучащего предмета, развитие направленности слухового внимания.

Упражнение «Повтори так же» (подготовительное)

Цель: учить воспроизводить заданный ритм.

“Найди пару”, “Тихо – громко”

Цель: развитие слухового вниманиядифференциация шумов.

“Найди картинку”

Цель: развитие слухового внимания и восприятия на речевом материале.

Упражнение «Длинное – короткое» (подготовительное)

Цель: учить различать длинные и короткие по звучанию слова.

Лексика, грамматика, связная речь

Закрепление навыка употребления категории числа и лица глаголов настоящего времени (я пою, мы поём, вы поёте, они поют).

Л.Н. Сластья С. 147

Направления коррекционной работы

Содержание коррекционной работы

Октябрь

1 неделя(3-7окт.)

Овощи

2 неделя(10-16окт.)

Фрукты

3 неделя(17-21 окт.)

Грибы

4 неделя(24-28окт.)

Ягоды

Общие речевые навыки:

- дыхание

- просодика

Развитие речевого дыхания.

Воспитание правильной ритмико-интонационной и мелодической окраски речи.

Упражнение: «Поезд».

Цель: преодоление твёрдой атаки гласных. Развитие длительного выдоха.

Игра: «Перец»

Цель: Работа над чёткостью дикции и интонационной выразительностью речи

Упражнение «Лесенка».

Цель: преодоление твёрдой атаки гласных. Пение гласных.

Упражнение «Огород», «Яблоко», «Купите лук».

Цель: работа над чёткостью дикции и выразительностью речи.

Упражнение: «Эхо».

Цель: Развитие силы голоса и речевое дыхание.

Упражнение: «Найди грибочек»

Цель: Развитие длительного плавного выдоха.

Упражнение «Лесенка»        

Цель: Преодоление твердой атаки гласных. Пение гласных.

Упражнение: «Диалоги»

Цель: Работа над чёткостью дикции и интонационной

Развитие психических процессов:

- развитие зрительно-пространственной ориентации - общая моторика;

– развитие мелкой моторики;

- развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти.

Пальчиковая гимнастика.

«Сколько грядок в огороде?»

“УРОЖАЙ”

Координация слова с движениями

Игра: «Четвёртый лишний». (Овощи, фрукты)

Цель: развитие слухового внимания

Игра: «Подскажи словечко».

Цель: Активизация словаря по теме. Развитие слухового внимания.

Пальчиковая гимнастика. « В саду»

Координация речи с движением

“ЯБЛОНЯ”

Игра: «Чего не стало?» «Что прибавилось?» (овощи), (фрукты)

Цель:  развитие зрительного внимания (с муляжами).

Игра «Я знаю  5 имен (названий…)»        

Цель: обогащение словарного запаса, развитие быстроты реакции.

  Пальчиковая гимнастика

«Грибы».

Координация речи с движением « Грибы».

Игра: «Четвертый лишний».

Цель: Развитие зрительного внимания.  

Актуализация словаря по теме «грибы».

Упражнение: «Подскажи словечко »

Цель: Развитие слухового внимания

Пальчиковая гимнастика

“ ЗА ЯГОДАМИ”

Координация речи с движением

“ПО ЯГОДЫ”

Упражнение: «Брать – не брать»

Цель:  Развитие слухового внимания. Увеличение словарного запаса. Дифференциация  лесных и садовых ягод

Произношение:

-артикуляционная моторика;

- постановка

- автоматизация

- дифференциация звуков

Выработка дифференцированных  движений  органов артикуляционного аппарата.

Закрепление навыка правильного произношения звуков (гласных,  согласных), имеющихся в речи детей.

Формирование умения дифференцировать на слух и в речи сохранные звуки с опорой на их акустические и артикуляционные признаки.

Постановка отсутствующих в речи звуков

Агранович З.Е. Тема № 1 Звук и буква У

Общая артикуляционная гимнастика. Артикуляционные сказки. «Овощи».

Согласно Перспективно-тематическому плану индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения.

Упражнение: «Разноцветные флажки».

Цель: развитие речевого слуха. Различение на слух коротких и длинных слов.

Упражнение «Сосчитай правильно» (подготовительное)

Цель: учить считать звуки.

 Агранович З.Е. Тема № 2

Звук и буква А

Общая артикуляционная гимнастика. Артикуляционные сказки. «Фрукты».

Согласно Перспективно-тематическому плану индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения.

Упражнения на уровне звуков.

Цель: учить считать звуки. (1)

 “Назови звук” (в кругу с мячом).

Цель: развитие фонематического слуха, речевого внимания.

Агранович З.Е. Тема № 1,2 Звук и буква У, А

Общая артикуляционная гимнастика. Артикуляционные сказки. «Грибы», «как язычок собирал грибы».

Согласно Перспективно-тематическому плану индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения.

Упражнения на уровне звуков.

Цель: учить считать звуки.(2)

Агранович З.Е. Тема № 3

Звук и буква И

Общая артикуляционная гимнастика. Артикуляционные сказки. «Ягоды», « Как язычок работал в саду».

Согласно Перспективно-тематическому плану индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения.

Упражнения на уровне звуков.

Цель: учить считать звуки.(3)

Фонематические процессы:

-восприятие

- слух

- анализ и синтез

- слоговая структура

Развитие слухового внимания к звуковой оболочке слова, слуховой памяти.

Различение слогов, состоящих из правильно произносимых звуков.

Знакомство с анализом и синтезом обратных слогов.

Преобразование слогов за счёт одного звука.

Различение односложных и многосложных слов.

Выделение звука из ряда других звуков.

Лексика, грамматика, связная речь

Согласование притяжательных местоимений мой, моя, моё с существительными мужского, женского, среднего рода.

Закрепление навыка употребления в самостоятельной речи категорий прошедшего времени глаголов множественного числа (гуляли, пели, катали, купили).

Игра: «Маленькие художники».

Цель: Расширение словарного запаса по темам

Игра: «Что  творится на огороде? В саду?»

Цель: Формировать умение детей подбирать существительное к глаголу.

Игра: «Мой, моя, мое, мои».

Цель: согласование притяжательных местоимений мой, моя, мое, мои с существительными.

Упражнение «Делаю - сделал»

Цель: учить образовывать настоящее и прошедшее время глаголов.

Игра: «За грибами».

Цель: Увеличение словарного запаса по теме «Лес. Грибы».

Игра: «Подбери слово».

Цель: Формировать умение детей согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.

Направления коррекционной работы

Содержание коррекционной работы

Ноябрь

1 неделя (1-11нояб.)

Одежда

2 неделя(14-18нояб.)

Обувь

3 неделя(21-25нояб.)

Игрушки

4 неделя(28н.-2д.)

Посуда

Общие речевые навыки:

- дыхание

- просодика

Развитие речевого дыхания.

Воспитание правильной ритмико-интонационной и мелодической окраски речи.

Упражнение «Одежда»     Чтение стихотворения

Цель: работа над чёткостью дикции

Упражнение «Лесенка»              Пение гласных.

Цель: преодоление твёрдой атаки гласных.

Диалог «Сапожник»

Цель: развитие диалогической речи, эмоциональной и интонационной выразительности речи

ИГРА «Кто кого?»

Цель: развитие силы голоса.

Игра:  «Пароходы»

Цель: развитие длительного плавного выдоха.

Упражнение: «Кто кого?»

Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ и нижней челюсти

Упражнения на развитие дыхания.

Цель:Развитие речевого дыхания и голоса.

Развитие психических процессов:

- развитие зрительно-пространственной ориентации - общая моторика;

– развитие мелкой моторики;

- развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти.

Пальчиковая гимнастика

Цель: развитие мелкой моторики и координации движений.

“ ГНОМИКИ - ПРАЧКИ”

Цель: развитие координации речи с движением,  развитие общих речевых навыков.

“ПОМОЩНИКИ”

Игровое упражнение «Доскажи словечко..»

Цель:развитие слухового внимания, речевого слуха.

Пальчиковая гимнастика.

Цель: развитие мелкой моторики и координации движений.

«Сколько обуви у нас»

Пальчиковая гимнастика.

Цель: развитие мелкой моторики и координации движений.

“БОТИНКИ”

Игра: «Узнай по описанию».

Цель: Развивать слуховое и зрительное внимание детей. Обогащать и активизировать словарь по данной теме.

Пальчиковая гимнастика «ИГРУШКИ»

Цель: Работа над темпом и ритмом речи.

Упражнение «Мячик мой»

Цель: развитие координации речи с движением.

Игра: «Узнай игрушку"

Цель: Развитие зрительного внимания. Уточнение и активизация словаря по теме.

Игра:  “ПОСУДА “

Координация речи с движением, закрепление в речи относительных прилагательных.

 «Чашка» Пальчиковая гимнастика

Цель: развитие мелкой моторики и координации движений. Развитие активного словаря.

Упражнение: «Подскажи словечко»

Цель: Развитие слухового внимания

Произношение:

-артикуляционная моторика;

- постановка

- автоматизация

- дифференциация звуков

Выработка дифференцированных  движений  органов артикуляционного аппарата.

Закрепление навыка правильного произношения звуков (гласных,  согласных), имеющихся в речи детей.

Формирование умения дифференцировать на слух и в речи сохранные звуки с опорой на их акустические и артикуляционные признаки, на наглядно-графическую символику.

Постановка отсутствующих в речи звуков

Автоматизация поставленных звуков в составе слогов, слов, предложений, тексов.

Агранович З.Е.

Тема № 4. Звук и буква О

Общая артикуляционная гимнастика. Артикуляционные сказки. «Одежда, обувь».

Согласно Перспективно-тематическому плану индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения.

Упражнение «Купи одежду»

Цель: совершенствование навыка слогового анализа. Развивать умение определять количество слогов в слове.

Игра: "Разложи по полочкам"  

Цель: Совершенствовать слоговой анализ слов. Дифференциация понятий одежда, обувь, головные уборы.

Агранович З.Е Тема №5. Звуки [А], [У], [И], [О]

Общая артикуляционная гимнастика. Артикуляционные сказки. «Одежда, обувь».

Согласно Перспективно-тематическому плану индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения.

Упражнение: «Где спрятался звук?»

Цель: развивать умение устанавливать место звука в слове.

Игра «Где наш шкаф?»

Цель:Развитие умения определять количество звуков в слове.

Оборудование: Набор предметных картинок, три шкафа с

кармашками и цифрой на каждом (3,4 или 5) .

Агранович З.Е Тема №6. Звуки [М], [М']; [М] — [М']. Буква М

Общая артикуляционная гимнастика. Артикуляционные сказки.

 «Приключения язычка».

Согласно Перспективно-тематическому плану индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения.

Упражнение: «Купи игрушку»

Цель: совершенствование навыка слогового анализа. Развивать умение определять количество слогов в слове.

Игра: «Найди место»

Цель:Закрепление заданий о гласных звуках.

Агранович З.Е Тема №6. Звуки [М], [М']; [М] — [М']. Буква М

Общая артикуляционная гимнастика. Артикуляционные сказки. «Как язычок пил чай с друзьями».

Согласно Перспективно-тематическому плану индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения.

Упражнение «Живые буквы»

Цель: развивать умение определять последовательность звуков в слове, проводить звукобуквенный анализ слова.

Игра: «Что купили».

Цель: совершенствование слоговую структуру слова.

Фонематические процессы:

-восприятие

- слух

- анализ и синтез

- слоговая структура

Развитие слухового внимания к звуковой оболочке слова, слуховой памяти.

Различение слогов, состоящих из правильно произносимых звуков.

Знакомство с анализом и синтезом обратных слогов.

Преобразование слогов за счёт одного звука.

Различение односложных и многосложных слов.

Выделение звука из ряда других звуков.

Выделение ударного гласного в начале слова; выделение последнего согласного в конце слова.

Выделение среднего звука в односложном слове (мак).

Усвоение понятий «гласный – согласный» звук.

Лексика, грамматика, связная речь

Составление предложений по демонстрации действий. Объединение этих предложений в короткий текст.

Составление рассказа по картине с опорой на вопросительно-ответный и наглядно-графический планы.

Закрепление навыка употребления формы родительного падежа с предлогом у.

Согласование притяжательных местоимений мой, моя, моё с существительными мужского, женского, среднего рода.

Сластья Л.Н. с. 66

Игра “Нарисуй недостающую деталь платья”

Цель: Закрепление формы родительного падежа существительных с предлогом “у”, «без»

Сластья Л.Н. с. 68

Игра  «Исправь ошибку»

Цель: формирование грамматического строя речи, употребление и согласование местоимений с существительными.

Сластья Л.Н. с. 71

Сластья Л.Н. с.73

Упражнение: «Самый главный»

Цель: Формирование у ребенка навыка составления описательного рассказа по данному плану.

Направления коррекционной работы

Содержание коррекционной работы

Декабрь

1 неделя (5-9дек.)

Зима

2 неделя(12-16дек.)

Домашние животные

3 неделя(19-23дек.)

Дикие животные

4 неделя(28-30дек.)

Новый год

Общие речевые навыки:

- дыхание

- просодика

Продолжение работы над развитием подвижности артикуляционного аппарата.

Упражнение «Снежинки»

Цель: развитие длительного плавного выдоха.

Игра «Вьюга»

Цель: развитие силы голова и речевого дыхания.

Стихотворение «Гололедица»

Цель: работа над чёткостью дикции и интонационной

выразительностью речи.

Проговаривание потешки, стих. «Котик»

Цель: работа над чёткостью дикции и интонационной выразительностью речи.

Упражнение: «Кто кого?»

Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания.

 Активизация мышц губ и нижней челюсти

Игра: «Проговаривание предложений»

Цель: Преодоление твердой атаки гласных.

Упражнение «Белка»  

Цель: Работа над четкостью дикции.

Упражнение: «Считалка про зайца»

Цель: Работа над четкостью дикции, интонационной

 выразительностью.

Упражнение «Снежинки»

Цель: развитие длительного плавного выдоха.

Диалог «Ёлочка»

Цель: развитие диалогической речи, эмоциональной окрашенности и интонационной выразительности.

Развитие психических процессов:

- развитие зрительно-пространственной ориентации - общая моторика;

– развитие мелкой моторики;

- развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти.

Игра:  «Сделай снеговика»

Цель: Формирование целостного восприятие предмета, учить

 правильно располагать готовые формы, активизировать речь.

Упражнение «Когда это бывает?»

Цель: развитие слухового внимания. Закрепление знания признаков разных времён года.

Игра «Северный ветер»

Цель: Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков

Игра «Мы во двор пошли гулять»

Цель: развитие пальчиковой моторики.

Игра «Снежок»

Цель: Координация речи с движением

Игра «Кормушка»

Пальчиковая гимнастика

Игра: «На ферме».

Цель: Развитие мелкой, моторики, развитие

 координации движений и речи.

Телёнок.

Координация речи с движением

“КОЗОЧКА”

Координация слова с движением. Развитие подражательности, творческого воображения.

Упражнение: «Подскажи словечко »

Цель: Развитие слухового внимания

Упражнение: «Кого не стало?»

Цель: развитие зрительного внимания, связной речи.

Игра «Рифмовочки»

Цель:Развитие слухового внимания и умение подбирать рифмы к строкам.

Игра: «Проведи дорожки»

Цель: Развитие зрительного внимания

Игра: «Что перепутал художник?»

Цель: развитие зрительного внимания; обогащать и активизировать словарь по данной теме, образование притяжательных прилагательных.“ СИДИТ БЕЛКА НА ТЕЛЕЖКЕ”  Пальчиковая гимнастика

“Есть у каждого свой дом”        Пальчиковая гимнастика.

“ ЗАЯЦ ЕГОРКА”          Координация речи с движением

“МЕДВЕДЬ”

Координация речи с движением, развитие ловкости, развитие речевого дыхания

«На ёлке»

Цель: Пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика

“ПОДАРКИ”

“С НОВЫМ ГОДОМ”

Цель: Координация речи с движением; развитие творческого воображения, физиологического дыхания, выразительности речи.

«Снежная баба»

 Цель: Координация речи с движением

Игра: «Найди елочную игрушку».

Цель: развитие слухового внимания, координации движений.

Игра: «Подскажи словечко», «Что случилось в новый год».

Цель: развитие речевого слуха, чувства рифмы.

Произношение:

-артикуляционная моторика;

- постановка

- автоматизация

- дифференциация звуков

Постановка отсутствующих звуков.

Автоматизация произношения ранее поставленных звуков в предложениях и коротких  текстах.

Автоматизация произношения вновь поставленных звуков.

Дифференциация на слух сохранных звуков (с проговариванием), различающихся:

  • по твёрдости – мягкости;
  • по глухости – звонкости  в обратных слогах;
  • в слогах со стечением двух согласных;
  • в словах и фразах.

Агранович З.Е Тема №7. Звуки [Д], [Д']; [Д] — [Д'].
Буква Д

Общая артикуляционная гимнастика. Артикуляционные сказки.

«Как Язычок лепил снеговика»

Согласно Перспективно-тематическому плану индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения.

Игра «Подбери кормушку»

Цель: совершенствование навыка слогового  анализа слов, обозначающих название птиц.

Игра «Цепочка»

Цель:Развитие умения выделять первый и последний звук в слове.

Агранович З.Е Тема №7. Звуки [Д], [Д']; [Д] — [Д'].
Буква Д

Общая артикуляционная гимнастика. Артикуляционные сказки.

«Наши домашние животные»,

«Лошадка катает детей»

Согласно Перспективно-тематическому плану индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения.

Упражнение: «Где спрятался звук?»

Цель: развивать умение устанавливать место звука в слове.

Упражнение: «Расставь по стойлам», «Пастушки»

Цель: совершенствование навыка слогового анализа, развитие зрительного внимания.

Агранович З.Е Тема № 8. Звук и буква Ы

Общая артикуляционная гимнастика. Артикуляционные сказки.

“Невоспитанный мышонок“,

“Заяц-огородник“

Согласно Перспективно-тематическому плану индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения.

Игра:  «Поймай звук»

Цель: Развитие фонематического слуха.

Упражнение «Живые буквы»

Цель: развивать умение определять последовательность звуков в

слове, проводить звукобуквенный анализ слова.

Игра «Телеграф»

Цель: совершенствование навыка слогового анализа. Развивать умение определять количество слогов в слове.

Агранович З.Е Тема № 9. Звуки и буквы Ы — И

Общая артикуляционная гимнастика. Артикуляционные сказки.

«Новый год»

Согласно Перспективно-тематическому плану индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения.

Упражнение «Раздели и повесь»

Цель: слоговой анализ слов – названий елочных игрушек.

По игре «Украшаем ёлку»

Упражнение: «Где спрятался звук?»

Цель:  

развивать умение устанавливать место звука в слове.

Фонематические процессы:

- представления

-восприятие, слух

- анализ и синтез

- слоговая структура

Определение наличия звука в слове.

Распределение картинок, названия, которых включает:

  • дифференцируемые звуки;
  • определённый заданный звук.

На том же материале:

  • определение места звука в слове;
  • выделение гласных звуков в положении        после согласного           в слове;
  • анализ и синтез прямого слога;
  • выделение согласного звука в начале слова;
  • выделение гласного звука в конце слова.

Практическое знакомство

с понятием «твёрдый

 – мягкий звук и глухой – звонкий».

Лексика, грамматика, связная речь

Закрепления в самостоятельной

 речи навыка:

- согласования прилагательных с существительным в роде, числе, падеже и образования относительных прилагательных;

- согласование порядковых числительных с существительными.

Закрепление умения:

- образовывать сложные слова (снегопад, пылесос, листопад);

-  составлять предложения

по демонстрации действий, картине, вопросам;

-  составлять предложения  по картине, серии картин, пересказывать тексты, насыщенные изучаемыми звуками.

Упражнение «Какая? Какой? Какое? Какие?»         

Цель: Актуализация словаря. Формировать умение подбирать прилагательные к существительным.

Игра: «Передай мяч»

Цель: образование однокоренных слов от слова: снег, хлопушка, зима.

Л.Н. Сластья с. 77

Игра с мячом «Расскажи про кошку»

Цель: Актуализация слов - признаков в речи детей.

Упражнение: «Что делает?»

Цель:Упражнять в подборе слов действий.

Дидактическая игра «Сосчитай»

Цель: Упражнять в согласовании существительных множественного числа с числительными:

Игра «Сложные слова»

Цель: Образование сложных прилагательных

Игра «Угадай кто это?», «Про кого я говорю?»

Цель:Формировать умение детей подбирать существительное к прилагательным.

Упражнение: Составление рассказа по графической схеме.

Цель: Учить составлять сюжетный рассказ. Закрепление умения

детей составлять предложения с предлогом (с опорой на схему

 предлога).

Игра: «Из чего сделано?»

Цель: формирование грамматического строя речи. Образование относительных прилагательных по теме.

Упражнение «Составь предложение»

Цель: развитие связной речи. Составление предложений со словами: карнавал, гирлянда, украшение, Снегурочка, санки, лыжи, снеговик.

Направления коррекционной работы

Содержание коррекционной работы

2017г.                                    Январь

1 неделя

2 неделя  (9-13янв.)

Продукты питания

3 неделя (16-20янв.)

Животные Севера

4 неделя (23-27янв.)

Животные жарких стран

Общие речевые навыки:

- дыхание

- просодика

Продолжение работы над развитием подвижности артикуляционного аппарата, развитие физиологического дыхания.

Артикуляционные упражнения

Цель:Развитие жевательно – артикуляционных мышц и развитие

артикуляционной моторики (губ).

Упражнение: «Запомни и повтори»

Цель: Развитие речевого дыхания, речевой памяти. Обогащение активного словаря.

Упражнение: «Маска».

Цель: работа  над развитием мимики.

Упражнения на развитие артикуляторных мышц.

Упражнение «Эти разные звери»

Цель: Воспитание правильного речевого дыхания и голоса.

«Скороговорки»

  Цель: работа над чёткостью дикции и интонационной выразительностью речи, умением изменять силу голоса.

Развитие психических процессов:

- развитие зрительно-пространственной ориентации - общая моторика;

– развитие мелкой моторики;

- развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти.

Машина каша”

Пальчиковая гимнастика

Игра: «Любопытная Варвара»

Цель:Развитие мышц шеи.

Упражнение «Что лишнее?»

Цель:Развитие слухового внимания, связной речи, мышления.

Пальчиковая гимнастика.

“ГДЕ ОБЕДАЛ ВОРОБЕЙ?  «Африканские животные»

 Пальчиковая гимнастика

Игра «Море волнуется раз»

Цель: развивать координацию движений. Творческие способности, способность удерживать статическую позу.

Игра: «Назови части»

Цель: развитие зрительного внимания. Практическое усвоение детьми название целого животного и частей тела.

Игра: «Что перепутал художник?»

Цель: развитие зрительного внимания.

«Прогулка на Север» пальчиковая гимнастика

 «Животные холодных стран»

 Пальчиковая гимнастика

Игра «Обезьянки»

Цель: развитие зрительного внимания, координации движений.

Игра: «Подскажи словечко».

Цель: Активизация словаря по теме. Развитие слухового внимания.

Игровое упражнение:  «Кто лишний?».

Цель:развитие фонематического слуха (дифференциация звуков –р- и –л-), мышления, памяти, словаря.

Произношение:

-артикуляционная моторика;

- постановка

- автоматизация

- дифференциация звуков

Постановка отсутствующих звуков.

Автоматизация произношения ранее поставленных звуков в предложениях и коротких  текстах.

Автоматизация произношения вновь поставленных звуков.

Дифференциация на слух сохранных звуков различающихся:

  • по твёрдости – мягкости
  • по глухости – звонкости  
  • в обратных слогах;
  • в слогах со стечением двух согласных;
  • в словах и фразах.

Агранович З.Е Тема № 10. Звуки [Т], [Т']; [Т] — [Т']. Буква Т

Общая артикуляционная гимнастика. Артикуляционные сказки.

Согласно Перспективно-тематическому плану индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения.

Игра: «Рассыпанные буквы»

Цель:Развитие умения составлять слова из данных букв, звукобуквенный анализ.

Игра: «Что купили».

Цель: совершенствование слоговую структуру слова.

Агранович З.Е Тема № 10. Звуки [Т], [Т']; [Т] — [Т']. Буква Т

Общая артикуляционная гимнастика. Артикуляционные сказки.

«Животные севера и жарких стран».

Согласно Перспективно-тематическому плану индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения.

Игра:  «Поймай звук»

Цель: Развитие фонематического слуха, умение выделять заданный звук на фоне слов, слогов, ряда изолированных звуков

Упражнение: «Помоги Незнайке»

Цель: Совершенствование навыка звукового анализа слов.

Агранович З.Е Тема № 11. Звуки [Т] — [Д], [Т'] — [Д']

Общая артикуляционная гимнастика. Артикуляционные сказки.

«Животные севера и жарких стран».

Согласно Перспективно-тематическому плану индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения.

Упражнение «Живые буквы»

Цель: развивать умение определять последовательность звуков в слове, проводить звукобуквенный анализ слова.

Игра «Телеграф»

Цель: совершенствование навыка слогового анализа. Развивать умение определять количество слогов в слове.

Фонематические процессы:

- представления

-восприятие, слух

- анализ и синтез

- слоговая структура

Распределение картинок, названия, которых включает:

  • дифференцируемые звуки;
  • определённый заданный звук.

На том же материале:

  • определение места звука в слове;
  • анализ и синтез прямого слога;
  • выделение согласного звука в начале слова;
  • выделение гласного звука в конце слова.

Дифференциация на слух сохранных звуков (без проговаривания), различающихся:

  • по твёрдости – мягкости
  • по глухости – звонкости  в обратных слогах;
  • в слогах со стечением двух согласных;
  • в словах и фразах.

Лексика, грамматика, связная речь

Закрепления в самостоятельной

речи навыка:

  • согласование порядковых числительных с существительными.

Закрепление умения:

  • подбирать однокоренные слова;
  • составлять предложения
  • по демонстрации действий, картине, вопросам;
  • распространять предложение однородными, подлежащими, сказуемыми,      дополнениями, определениями;
  • составлять предложения

     по картине, серии картин, пересказывать тексты, насыщенные изучаемыми звуками.

Упражнение: «Какое это блюдо?»

Цель: Расширение словаря прилагательных по теме, формирование у детей навыка образования отыменных прилагательных и согласования прилагательных с существительными.

Упражнение: «Забывчивый покупатель»

Цель: Закрепить умения детей составлять описательные рассказы по образцу и данному плану

Игра «Один – много», «Сосчитай»

Цель: Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей, согласование существительных с числительными (2,3,5)

Игра: «Звери – великаны»                

Цель: совершенствование грамматического строя речи, процесса словообразования за счёт  образования существительных с помощью суффикса –ищ-.

Игра: «Составь предложение»

Цель: формировать умение составлять и анализировать предложения о  животных севера и жарких стран (с опорой на картинки).

Упражнение: «Самый главный»

Цель: Формирование у ребенка навыка составления описательного рассказа по данному плану.

Упражнение «Про кого можно сказать …»

Цель:Формировать умение детей подбиратьсуществительное к глаголу.

Игра: «Собери семью»

Цель: Расширение предметного  словаря в однокоренных словах путем изменения суффикса.

Направления коррекционной работы

Содержание коррекционной работы

Февраль

1 неделя (30я.-3ф.)

Мебель

2 неделя(6-10фев.)

Транспорт

3 неделя(13-17фев.)

Профессии

4 неделя(20-28фев.)

Профессии

Общие речевые навыки:

- дыхание

- просодика

Продолжение работы над развитием подвижности артикуляционного аппарата, развитие физиологического дыхания.

Упражнение «Запомни и повтори»

Цель: отработка длительного выдоха. Формировать умение строить фразу на выдохе. Накопление словаря, развитие памяти.  

Упражнение «Кресло»

Цель: работа над интонационной выразительностью речи.

Упражнение «Стул»

Цель: работа над интонационной выразительностью речи.

Упражнение «Загадки»

Цель: Работа над чёткостью дикции, речевым дыханием.

Упражнение «Поезд»

Цель: преодоление твёрдой атаки гласных. Развитие длительного выдоха.

Стихотворение «САМОЛЕТ»

Цель: работа над интонационной выразительностью речи.

Игра «Пароходы гудят»

Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ.

Упражнение «Cкороговорки»

Цель: работа над четкостью дикции, правильным произношения, pечeвым дыханием.

Упражнение «Скороговорки»

Цель: работа над четкостью дикции, правильным произношения, pечeвым дыханием.

Диалог «Весёлый магазин»

Цель: развитие диалогической речи.

Стихотворение «Повар»

Цель: работа над чёткостью дикции, интонационной выразительностью речи.

Стихотворение «Врач»

Цель: работа над чёткостью дикции, интонационной выразительностью речи

Чистоговорки»

Цель: работа над чёткостью дикции, эмоциональной выразительностью речи.

Стихотворение «Почтальон»

Цепь: работа над темпом и ритмом речи.

Стихотворение «Дворник»

Цепь: работа над чёткостью дикции. Воспитание ясной шепотной  речи.

Стихотворение «Маляр»

Цель: работа над чёткостью дикции, плавностью речи, интонационной выразительностью речи.

Развитие психических процессов:

- развитие зрительно-пространственной ориентации - общая моторика;

– развитие мелкой моторики;

- развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти.

Игра «Посмотри и назови»

Цель: развитие пальчиковой моторики.

« Мебель»

Цель: развитие пальчиковой моторики.

«Спальня для луны»

Цель: Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков

Упражнение « Четвертый лишний»

Цель: Развитие зрительного внимания.  Классификация предметов по картинкам.

Упражнение “Подскажи словечко”

Цель: Развитие грамматического строя речи, закрепление предлогов, падежных форм имен существительных.

Упражнение: “Будь внимательным”

Цель:  развитие слухового внимания, грамматического строя речи.

Пальчиковая гимнастика

“ЕСТЬ ИГРУШКИ У МЕНЯ”

“МЧИТСЯ ПОЕЗД”

Координация речи и движения

“ САМОЛЕТ “

Координация речи и движения

Игра «Что перепутал художник»

Цель: развитие зрительного внимания, логического мышления. Классификация транспорт (водный и воздушный) и другим видам транспорта.

Упражнение: “ЕХАЛИ МЕДВЕДИ”

Цель: Упражнение на развитие слухового внимания.

Игра: «Что лишнее»

Цель: Развитие слухового внимания, логического мышления. Классификация транспорта

“ПОВАР”

Пальчиковая гимнастика

“МАЛЯРЫ”

Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков.

“САДОВНИК”

Развитие общих речевых навыков, координация речи и движения,

Упражнение «Разрезные картинки»

Цель: Развитие конструктивного праксиса, тонкой моторики, мышления.

Упражнение: «Кто за кем?»

Цель: Развитие слухового внимания, актуализация словаря по теме, слуховой памяти.

“ ЧТО ПРИНЕС НАМ ПОЧТАЛЬОН”

Пальчиковая гимнастика.

“ШОФЕР”

Координация речи и движения

“КРОВЕЛЬЩИК”

Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков.

Упражнение «Подскажи словечко»

Цель: развитие слухового внимания, чувства рифмы, речевого слуха.

Игра «Разбери картинки»

Цель: Развитие зрительного восприятия и внимания. Развитие связной речи. Мышления.

«Исправь ошибки»

Цель: развитие слухового внимания, памяти, мышления.

Произношение:

-артикуляционная моторика;

- постановка

- автоматизация

- дифференциация звуков

Постановка отсутствующих звуков. Автоматизация произношения вновь поставленных звуков.

Дифференциация на слух сохранных звуков (с проговариванием), различающихся:

  • по твёрдости – мягкости
  • по глухости – звонкости  
  • в обратных слогах;
  • в слогах со стечением двух согласных;

Агранович З.Е Тема № 12 Звуки [Б], [Б']; [Б] — [Б']. Буква Б

Общая артикуляционная гимнастика. Артикуляционные сказки.

«Язычок делает ремонт».

Согласно Перспективно-тематическому плану индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения.

Упражнение «Мебельный магазин»

Цель: совершенствование навыка слогового анализа слов.

Упражнение: «Где спрятался звук?»

Цель:  совершенствование навыка звукового анализа,

развивать умение устанавливать место звука в слове.

Игра «Составь предложение по схеме»

Цель: Составление и анализ предложений по теме

 Агранович З.Е Тема № 12 Звуки [Б], [Б']; [Б] — [Б']. Буква Б

Общая артикуляционная гимнастика. Артикуляционные сказки.

«Транспорт», «Как язычок катался на велосипеде».

Согласно Перспективно-тематическому плану индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения.

Лото: " Транспорт"

Цель: совершенствование навыка слогового анализа.

Игра: «Расставь по гаражам»

Цель:совершенствование навыка слогового анализа.

Агранович З.Е Тема № 13 Звуки [П], [П']; [П] — [П']. Буква П

Общая артикуляционная гимнастика. Артикуляционные сказки.

«Язычок музыкант».

Согласно Перспективно-тематическому плану индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения.

Игра «Цепочка»

Цель:Развитие умения выделять первый и последний звук в слове

Игра «Краснoе-синее»

Цель:Закрепление заданий о гласных и согласных звуках.

Игра «Рассыпанные буквы»

Цель: Развитие умения составлять слова из данных букв, звукобуквенный анализ.

Агранович З.Е Тема № 13 Звуки [П], [П']; [П] — [П']. Буква П

Общая артикуляционная гимнастика. Артикуляционные сказки.

«Язычок музыкант».

Согласно Перспективно-тематическому плану индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения.

Лото «Профессии и инструменты»

Цель: Развивать умение определять количество слогов в слове. Совершенствование навыка слогового анализа слов.

Упражнение: «Назови гласные»

Цель: совершенствование навыков фонематического анализа, развивать умение устанавливать место звука в слове.

Фонематические процессы:

- представления

-восприятие, слух

- анализ и синтез

- слоговая структура

Развитие умения анализировать свою речь и речь окружающих на предмет правильности её фонетического оформления.

Распределение картинок, названия, которых включает:

  • дифференцируемые звуки;
  • определённый заданный звук.

На том же материале:

  • определение места звука в слове;
  • выделение гласных звуков в положении        после согласного           в слове;
  • совершенствование навыков употребления в речевом контексте слов сложнойзвуконаполняемости;
  • анализ и синтез прямого слога;
  • выделение согласного звука в начале слова;
  • выделение гласного звука в конце слова.

Различение слов, близких по звуковому составу; определение количества слогов (гласных) в слове.

Лексика, грамматика, связная речь

Закрепления в самостоятельной речи навыка:

  • согласования прилагательных с существительным в роде, числе, падеже и образования относительных прилагательных;
  • согласование порядковых числительных с существительными.

Закрепление умения:

  • подбирать однокоренные слова;
  • распространять предложение однородными, подлежащими, сказуемыми,      дополнениями, определениями;
  • составлять предложения по опорным словам;
  • составлять предложения

     по картине, серии картин, пересказывать тексты, насыщенные изучаемыми звуками.

Игра «Передай мяч»

Цель: Закрепить умение детей подбирать однокоренные слова.

Игра “Сосчитай ”

Цель: совершенствование грамматического строя речи  и словоизменение при согласовании существительных с числительными.

Составление рассказа-описания мебели по плану.

Цель: развивать связную речь.

Игровое упражнение: «Подбери слово».

Цель: Закрепить умение детей подбирать прилагательное к

существительному.

Игровое упражнение: «Подбери слова»

Цель: Формировать умение детей подбирать к существительному глагол.

Игра: «Чудесный мешочек»

Цель: Уточнить и активизировать словарь по теме. Составлять описательный рассказ по картинно – графическому плану.

Игра: "Посчитай-ка"

Цель:формировать грамматический строй речи. Учить согласовывать существительные с числительными.

Упражнение: «Писатель»

Цель: Формирование у ребенка навыка составления описательного рассказа по данному плану.

Игра «Передай мяч»

Цель: образование однокоренных слов от заданного слова.

Упражнение «Закончи предложение»

Цель: совершенствование грамматического строя речи. Усвоение конструкций сложноподчиненных и сложносочинённых предложений.

Игра «Что из чего сделано?»

Цель: совершенствование грамматического строя речи и словообразования. Образование имён пpилaгaтельных от существительных.

Игра «Кому что нужно?»      Лото «Найди пару»

Цель: совершенствование грамматического строя речи, употребление существительных – названий профессий в дательном падеже.

Игра «Кто чем управляет»

Цель: совершенствование грамматического строя речи, образование творительного падежа существительных.

Игра «Чей инструмент?»

Цель: Образование притяжательных прилагательных.

Составление рассказа «Я хочу быть…»

Цель: учить составлять рассказ по плану «Я хочу быть…» с опорой на предметные картинки.

Направления коррекционной работы

Содержание коррекционной работы

Март

1 неделя (1-10мар.)

Весна

2 неделя(13-17мар.)

Комнатные растения

3 неделя (20-24мар.)

Рыбы

4 неделя(27-31мар.)

Домашние птицы

Общие речевые навыки:

- дыхание

- просодика

Развитие точности произвольных движений артикуляционного аппарата.

Совершенствование дикции.

Совершенствование интонационной выразительности  речи.

Упражнение «Март»

Цель: работа над темпом и ритмом речи.

Упражнение «Скажи на выдохе»

Цель: развитие длительного речевого выдоха. Уточнение и активизация словаря по теме.

Игра «Приятный запах»

Цель: Развитие речевого дыхания, фразовой речи на плавном выдохе.

Упражнение «Запомни и повтори»

Цель: отработка длительного выдоха. Формировать умение строить фразу на выдохе. Накопление словаря, развитие памяти.  

Загадки

Цель: работа над темпом и ритмом речи.

Упражнение «Запомни и повтори»

Цель: отработка длительного выдоха. Формировать умение строить фразу на выдохе. Накопление словаря, развитие памяти.  

Стихотворение «Курица с цыплятами»

Цель: работа над чёткость дикции, отработка интонациональной окраски стихотворения

Диалог «Гуси и волк»

Цель: Развитие интонационной выразительности.

Развитие психических процессов:

- развитие зрительно-пространственной ориентации - общая моторика;

– развитие мелкой моторики;

- развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти.

Игра “ВЕСНА”

Пальчиковая гимнастика.

Игра “ КАП, КАП, КАП”

Пальчиковая гимнастика

Игра “ВЕСНА, ВЕСНА КРАСНАЯ!”

Русская народная песенка

Цель: Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков.

Игра “СОЛНЫШКО”

Цель: Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков.

Игра: «Убери лишнюю картинку»

Цель: Развитие зрительного внимания. Уточнение и активизация словаря по теме. Закрепить понятия об весенних явлениях.

Упражнение « Подумай и отгадай»

Цель: развитие слухового внимания, мышления, связной речи. Умение отгадывания и толкования загадок по теме.

НА ОКНЕ В ГОРШОЧКАХ”

 Цель: Развитие координации речи и Движения.

Упражнение «Алые цветки» Цель: развитие моторики пальчиков.

Игры с мозаикой. Игра: Разрезная картинка "Цветы".  (Разрез по диагоналям и на несколько частей).

Цель: развивать мелкую моторику, координацию и точность мелких движений

Игра «Что перепутал художник?»

Цель: развитие зрительного внимания; обогащать и активизировать словарь по данной теме.

Игра: «Переставь цветок»

Цель: развитие слухового внимания. Совершенствование грамматического строя речи, употребление предлогов НА, С, СО, В, ИЗ.

.

ЖИЛ ДА БЫЛ ОДИН НАЛИМ”

Пальчиковая гимнастика

“АКУЛА”

Пальчиковая гимнастика

“АКВАРИУМ”

Координация речи и движений, развитие моторики.

“ЛЕТУЧАЯ РЫБА”

Координация речи с движением, развитие творческого воображения.

Упражнение «Четвёртый лишний?»

Цель: развитие связной речи, слухового внимания, мышления.

Игра: Разрезная картинка "Рыбы"

(Разрез по диагоналям или на несколько частей).Игра «В океане»

Цель: Совершенствование навыка ориентировки на плоскости. Развитие зрительного внимания. Профилактика оптическойдисграфии. Расширение словарного запаса.

Игра: «Узнай по силуэту».

Цель: развитие зрительного внимания, гнозиса.

Упражнение «БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ».

Цель:дифференциация перелётных и зимующих птиц. Развитие речевого слуха

Игра: «Подскажи словечко».

Цель: Активизация словаря по теме. Развитие слухового внимания.

“ПТИЧКИ”

Координация речи с движением

Произношение:

-артикуляционная моторика;

- постановка

- автоматизация

- дифференциация звуков

Автоматизация поставленных звуков в речи.

Дифференциация звуков по месту образования:

  • [с] – [ш], [з] – [ж];

[р] – [л];

  • Впрямых и обратных слогах;
  • в слогах со стечении-

     ем трёх согласных;

  • в словах и фразах;
  • в коротких текстах и стихах;
  • закрепление умений, полученных  ранее, на новом речевом материале.

Закрепление правильного произношения звуков.

Агранович З.Е Тема № 14 Звуки [Б] — [П]; [Б'] — [П']

Общая артикуляционная гимнастика. Артикуляционные сказки.

«Весна», «Как язычок гулял в лесу».

Согласно Перспективно-тематическому плану индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения.

Упражнение «Раздели и забери»

Цель: совершенствование навыка слогового анализа слов по теме.  

Агранович З.Е Тема № 15 Звуки [В], [В']; [В] — [В']. Буква В

Общая артикуляционная гимнастика. Артикуляционные сказки.

«Цветок».

Согласно Перспективно-тематическому плану индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения.

Игра «Расставь цветы на полки»

Цель: Развитие навыка слогового анализа слов – названий комнатных растений.

Игра «Подвижные буквы»

Цель:Развитие умения составлять слова из данных букв, изменяя их порядок в слове.

Агранович З.Е Тема № 15 Звуки [В], [В']; [В] — [В']. Буква В

Общая артикуляционная гимнастика. Артикуляционные сказки.

Согласно Перспективно-тематическому плану индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения.

Игра «В океане»

Цель: расширение словарного запаса. Обучение определению наличия звуков в слове.

Игра « Поймай и раздели»

Цель: Совершенствование слогового анализа слов. Деление на слоги слов по теме.

Игра: «Составь предложение»

Цель: формировать умение составлять и анализировать предложения об обитателях аквариума, речных и морских животных и рыбах (с опорой на картинки).

Агранович З.Е Тема № 16 Звуки [Ф], [Ф']; [Ф] — [Ф']. Буква Ф

Общая артикуляционная гимнастика. Артикуляционные сказки.

«Птичка-невеличка».

Согласно Перспективно-тематическому плану индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения.

Игра «Телеграф»

Цель: совершенствование навыка слогового анализа. Развивать умение определять количество слогов в слове.

Игра «Что видел зайка».

Цель: развитие умения осуществлять звуковой анализ.

Игра: «Рассыпанные буквы»

Цель:Развитие умения составлять слова из данных букв, звукобуквенный анализ. «Печатание» слов - названий птиц: утка, аист.

Фонематические процессы:

- представления

-восприятие, слух

- анализ и синтез

- слоговая структура

Составление схемы слова

с выделением ударного слога.

Выбор слова к соответствующей графической схеме.

Выбор графической схемы к  соответствующему слову.

Определение последовательности звуков в слове (спеллинг).

Определение порядка следования звуков в слове.

Определение количества

и порядка слогов в слове.

Определение звуков, стоящих перед или после определённого звука.

Составление слов из заданной последовательности звуков.

Лексика, грамматика, связная речь

Закрепления навыка образования уменьшительной формы существительных, прилагательных

Подбор однородных слов (чай, чайник, чайная); приставочных глаголов.

Употребление предложных конструкций.

Образование существительных от глаголов и наоборот

Формирование навыка составления повествовательного рассказа на основе событий заданной последовательности.

Формирование навыка составления предложений с элементами творчества.

Употребление в самостоятельной речи простых и сложных предложений, усложняя их однородными членами и т.д.

Упражнение «Кто больше»

Цель: словообразование. Закрепить умение детей образовывать однокоренные слова от заданных слов.

Игра «Назови ласково»

Цель:Закрепить словарь существительных по теме, формировать навык образования существительных с уменьшительно ласкательными суффиксами.

Упражнение «Что? - Кто?»

Цель: Формировать умение детей подбирать существительное к глаголу. Придумать слова, отвечающие на соответствующий вопрос.

Игра «Цветок и бабочка»

Цель: совершенствование грамматического строя речи, употребление в речи предлогов.

Игра «Загадки», «Волшебный мешочек»

Цель: учить детей составлять описания по картинно – графическому плану, развивать связную речь. Строить предложения в соответствии с вопросом.

Игра «Аквариум»

Цель: Расширение словарного запаса. Совершенствование грамматического строя речи (использование предлогов на, по, в , под, за, над, из, из-под).

Игра «Передавай мяч»

Цель: учить подбирать родственные слова к заданной основе.

Игра: «Кто что делает? Кто что делал?

Кто что будет делать?»

Цель: Формирование у детей навыка изменять глаголы по временам, числам и родам.

Игра: «Закрытая картинка»

Цель: учить задавать вопросы, развивать умение устанавливать причинно-следственные связи.

Игра: «Где птичка?»

Цель: Образование приставочных глаголов.

Игра: «Как ты назовёшь?»

Цель: Образование сложных прилагательных.

Игра: «У кого - кто».

Цель: закрепление в активном словаре детей существительных по теме, формирование навыка образования существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами – ат, - ят, -онок, -ёнок.

Направления коррекционной работы

Содержание коррекционной работы

Апрель

1 неделя (3-7апр.)

Мой город

2 неделя(10-14апр.)

Космос

3 неделя(17-21апр.)

Перелётные птицы

4 неделя(24-28апр.)

Насекомые

Общие речевые навыки:

- дыхание

- просодика

Развитие точности произвольных движений артикуляционного аппарата.

Совершенствование дикции.

Совершенствование интонационной выразительности  речи.

Упражнение «Пословицы и поговорки о Родине» Работа над четкостью дикции.

Упражнение «Загадки»

Цель: работа над речевым дыханием. Проговаривание загадки на выдохе. Воспитание ясной шепотной речи.

Упражнение:«Кто кого?»

Цель: Развитие силы голоса и речевого дыхания.  Активизация мышц губ и нижней челюсти.

Упражнение «Лесенка».

Цель: преодоление твёрдой атаки гласных. Пение гласных.

Упражнение «Взлёт ракеты»        

Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ.

Упражнение «Астроном»

Цель: работа над звукопроизношением, интонационной выразительностью речи.

Упражнение «В тёмном небе»

Цель: работа над звукопроизношением, интонационной выразительностью речи.

Игра: «Осторожные птицы»

Цель: развитие физиологического дыхания. Закрепление представлений по теме «Птицы».

Упражнение «Чья птичка дальше улетит?»

Цель: развитие длительного плавного выдоха. Активизация мышц губ.

Упражнение“ Журавли учатся летать”

Цель: Воспитание правильного физиологического дыхания,

развитие координации движений

Игра"Жуки"

Цель: выработка длительного речевого выдоха. Работа над дикцией речи. Автоматизация звука Ж в связном тексте.  

Игра "Пчёлы"

Цель: отработка длительного речевого выдоха.  Автоматизация звука Ж.

Игра: Упражнение: «Запомни и повтори»

Цель: Развитие речевого дыхания, речевой памяти. Обогащение активного словаря.

Развитие психических процессов:

- развитие зрительно-пространственной ориентации - общая моторика;

– развитие мелкой моторики;

- развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти.

Игра: «Четвёртый лишний»

Цель: Развитие зрительного внимания.

Игра: «Найди предмет»

Цель: Развитие зрительного и слухового внимания.

Пальчиковые игры по теме «Город. Страна»

«Город».

«Дом».

«По дороге мы идём»

Цель: Координация речи и движения,

Упражнение «Ракета»

Цель: развитие координации мелкой моторики и пальчиковогопраксиса.

Игра " Выложи ракету"

Цель:Учить правильно располагать готовые формы, развивать мелкую моторику и зрительное внимание.

 Игра «Ракета»

Цель: Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков.

 «Исправь ошибки»

Цель: развитие слухового внимания, памяти, мышления.

Упражнение «Разрезные картинки»

Цель: Развитие зрительного внимания и конструктивного

праксиса, тонкой моторики, мышления.

Игра: «Узнай по силуэту».

Цель: развитие зрительного внимания, гнозиса.

Упражнение «БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ».

Цель:дифференциация перелётных и зимующих птиц. Развитие речевого слуха

Игра: «Подскажи словечко».

Цель: Активизация словаря по теме. Развитие слухового внимания.

“ЛАСТОЧКА” Пальчиковая гимнастика

«Цапля»

Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков

  «Кукушка»

Пальчиковая гимнастика      

“ПТИЧКИ”

Координация речи с движением

 Игра “Насекомые”

Пальчиковая гимнастика.

Игра: “ПЧЕЛА”

Пальчиковая гимнастика

Игра “МОТЫЛЕК” Координация речи и движений, развитие моторики.

Игра“ГУСЕНИЦА”

 Цель: Координация речи с движением, развитие творческого воображения.

Игра"Жук" (Разрезная картинка)

Цель:Научить составлять целое из двух частей (разрез по диагоналям}

Игра: "Кто лишний"

Цель: развитие слухового внимания. Употребление сложных предложений с союзом «потому что».

Игра: «Кто летит (бежит, прыгает)?»

Цель: накопление и уточнение слов, обозначающих предмет и действие предметов.

Произношение:

-артикуляционная моторика;

- постановка

- автоматизация

- дифференциация звуков

Автоматизация поставленных звуков в речи.

Дифференциация звуков по месту образования:

  • [с] – [ш], [з] – [ж];

[р] – [л];

  • Впрямых и обратных слогах;
  • в слогах со стечениием трёх согласных;
  • в словах и фразах;
  • в коротких текстах и стихах;
  • закрепление умений, полученных  ранее, на новом речевом материале.

Закрепление правильного произношения звуков.

Агранович З.Е Тема № 16 Звуки [Ф], [Ф']; [Ф] — [Ф']. Буква Ф

Общая артикуляционная гимнастика. Артикуляционные сказки.

«Язычок убирает свой домик»

Согласно Перспективно-тематическому плану индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения.

Игра «Что видел зайка».

Цель: развитие умения осуществлять звуковой анализ.

Игра «Рассыпанные буквы»

Цель:Развитие умения составлять слова из данных букв, звукобуквенный анализ.

Игра «Шифровка из центра управления»

Цель: формировать умение детей проводить звуковой синтез и подбирать слова по заданной схеме.

Агранович З.Е Тема № 17 Звуки [В] — [Ф]; [В'] — [Ф']

Общая артикуляционная гимнастика. Артикуляционные сказки.

«Планета».

Согласно Перспективно-тематическому плану индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения.

Игра «Прочти по первым буквам»; «Ребусы».

Цель: развитие умения составлять слова из букв, проводить звукобуквенный анализ.

Упражнение «Составь предложение по схеме»

Цель: учить детей составлять и анализировать предложения по профессиям с помощью схем, с заданными словами.

Игра «Телеграф»

Цель: совершенствование навыка слогового анализа. Развивать умение определять количество слогов в слове.

Агранович З.Е Тема № 18 Звуки [Н], [Н']; [Н] — [Н']. Буква Н

Общая артикуляционная гимнастика. Артикуляционные сказки.

«Птичка-невеличка».

«Кто поможет воробью».

Согласно Перспективно-тематическому плану индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения.

Игра «Телеграф»

Цель: совершенствование навыка слогового анализа. Развивать умение определять количество слогов в слове.

Игра: «Помоги Незнайке».

Цель: совершенствование слогового анализа слов. Совершенствование навыка анализа предложений. Развитие связной речи.

Упражнение «Живые буквы»

Цель: развивать умение определять последовательность звуков в слове, проводить звукобуквенный анализ слова.

Агранович З.Е Тема № 18 Звуки [Н], [Н']; [Н] — [Н']. Буква Н

Общая артикуляционная гимнастика. Артикуляционные сказки.

“Храбрый комар“,

“Загадочная бабочка“.

Согласно Перспективно-тематическому плану индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения.

Упражнение « Раздели и разбери»

Цель: совершенствование навыка слогового анализа, деления слов на слоги.

Игра «Посади на ромашку»

Цель: совершенствование навыка слогового анализа. Развивать умение определять количество слогов в слове

Фонематические процессы:

- представления

-восприятие, слух

- анализ и синтез

- слоговая структура

Составление схемы слова

с выделением ударного слога.

Выбор слова к соответствующей графической схеме.

Выбор графической схемы к  соответствующему слову.

Преобразование слов за счёт замены одного звука или слога.

Подбор слова с заданным количеством звуков.

Определение последовательности звуков в слове (спеллинг).

Определение количества

и порядка слогов в слове.

Определение звуков, стоящих перед или после определённого звука.

Составление слов из заданной последовательности звуков.

Лексика, грамматика, связная речь

Закрепления навыка образования уменьшительной формы существительных, прилагательных.

Подбор однородных слов; приставочных глаголов.

Употребление предложных конструкций.

Формирование навыка составления повествовательного рассказа на основе событий заданной последовательности.

Формирование навыка составления предложений с элементами творчества.

Употребление в самостоятельной речи простых и сложных предложений, усложняя их однородными членами и т.д.

Оформление речевых высказываний в соответствии с фонетическими нормами русского языка.

Повышение мотивации детей к активному употреблению в высказываниях усвоенных грамматических форм речи.

Игра «Закончи предложение», «Составь предложение»

Цель: развитие связной речи. Составление предложений с данными словами.

Игра «Подбери слово»

Цель: Актуализация глагольного словаря.

Подбор приставочных глаголов (машина поехала

к дому, отъехала от дома, объехала вокруг дома).

Игра «Ракета и космонавт»

Цель:совершенствование грамматического строя речи, употребление в речи предлоговНА, С, В, ИЗ.

Игра «Передай мяч»

Цель: образование однокоренных слов от заданного слова.

Упражнение: «Писатель»

Цель: Формирование у ребенка навыка составления описательного рассказа по данному плану. Рассказ о космонавте по плану.

Игра: «Где птичка?»

Цель: Образование приставочных глаголов.

Игра: «Назови ласково»

Цель: формирование навыка образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, активизация словаря по теме.

Игра: «Как ты назовёшь?»

Цель: Образование сложных прилагательных.

Игра «Кто где живет?»

Цель: Совершенствование грамматического строя речи, употребление предлогов НА, С, СО, В, ИЗ.

Игра: "Насекомые великаны"

Цель: Употребление слов с увеличительным оттенкам. Составление предложений по образцу.

Игра: "Кто как передвигается?"

Цель: Составление сложных предложений со значением

противопоставления. Активизация словаря по теме.

Упражнение «Писатель»

Цель: учить детей составлять описания по картинно – графическому плану, развивать связную речь. Строить предложения в соответствии с вопросом.

 

Направления коррекционной работы

Содержание коррекционной работы

Май

1 неделя (2-5мая)

Школа

2 неделя(10-15мая)

Лето

3 неделя(17-24мая)

4 неделя(25-31мая)

Общие речевые навыки:

- дыхание

- просодика

Развитие точности произвольных движений артикуляционного аппарата.

Совершенствование дикции.

Совершенствование интонационной выразительности  речи.

Игра «Звонок на урок»

Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ.

Игра «Придумай фразу»

Цель: отработка речевого дыхания. Развитие фразовой речи. Правильное построение предложений Стихотворение «Школьнику на память»

Цель: Работа над четкостью дикции и выразительностью речи.

Упражнение «Загадки»

Цель: работа над речевым дыханием. Проговаривание загадки на выдохе. Работа над четкостью дикции. Воспитание ясной шепотной речи.

Упражнение «В лесу»

Цель:Работа над силой голоса. Рaзвитиe переключаемости органов артикуляционного аппарата

Стихотворение «Июнь»

Цель: преодоление твёрдой атаки гласных. Работа над чёткостью дикции.

Стихотворение «На лужайке»

Цель: работа над темпом и ритмом речи.

Стихотворение «Радуга»

Цель: работа над интонационной окрашенностью речи

Итоговая диагностика.

Итоговая диагностика.

Развитие психических процессов:

- развитие зрительно-пространственной ориентации - общая моторика;

– развитие мелкой моторики;

- развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти.

«В школу»

Цель: развитие мелкой моторики и координации движений.

«На уроке»

(Пальчиковая гимнастика)

Цель: развитие мелкой моторики, укрепление мускулатуры мышц рук, координация речи и мелких мышц.

Игра «Собери портфель»

Цель: Зрительное внимание, классификация предметов по понятиям.

Игра: «Подскажи словечко»

Цель: развитие чувства рифмы.

Игра «Собери и назови»

(Разрезные картинки по темам цветы, насекомые, игрушки)

Цель: Научить узнавать части и составлять целое из двух и более частей (разрез по диагоналям), называть полученный предмет.

Игра "Что бывает летом?"

Цель: развитие зрительного внимания. Закрепить понятия об летних явлениях, активизация словаря по теме.

Игра: «Что лишнее?»

Цель: развитие слухового внимания. Закрепление признаков разных времён года.

Игра: “Летом”

Цель: Координация речи и движений, развитие моторики.

“НА ЛУЖАЙКЕ ПОУТРУ”

Цель: Координация речи и движения.

Произношение:

-артикуляционная моторика;

- постановка

- автоматизация

- дифференциация звуков

Автоматизация поставленных звуков в речи.

Дифференциация звуков по месту образования:

  • [с] – [ш], [з] – [ж];

[р] – [л];

  • впрямых и обратных слогах;
  • в слогах со стечении-

     ем трёх согласных;

  • в словах и фразах;
  • в коротких текстах и стихах;
  • закрепление умений, полученных  ранее, на новом речевом материале.

Закрепление правильного произношения звуков.

Агранович З.Е Тема № 19. Звуки [К], [К']; [К] — [К']. Буква К

Общая артикуляционная гимнастика. Артикуляционные сказки.

“Сказка о Кляксе“.

Согласно Перспективно-тематическому плану индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения.

Игра «Составь предложение по схеме»

Цель: Цель: учить детей составлять и анализировать предложения по теме с помощью схем, с заданными словами.

Упражнение «Живые буквы»

Цель: развивать умение определять последовательность звуков в слове, проводить звукобуквенный анализ слова.

Агранович З.Е Тема №20. Звуки [Г], [Г']; [Г] — [Г']. Буква Г

Общая артикуляционная гимнастика. Артикуляционные сказки.

«Как язычок отдыхал на море».

Согласно Перспективно-тематическому плану индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения.

Игра «Что видел зайка».

Цель: развитие умения осуществлять звуковой анализ.

Упражнение: «Где спрятался звук?»

Цель:  совершенствование навыка звукового анализа, развивать умение устанавливать место звука в слове.

Фонематические процессы:

- представления

-восприятие, слух

- анализ и синтез

- слоговая структура

Составление схемы слова

с выделением ударного слога.

Выбор слова к соответствующей графической схеме.

Выбор графической схемы к  соответствующему слову.

Подбор слова с заданным количеством звуков.

Определение последовательности звуков в слове (спеллинг).

Определение звуков, стоящих перед или после определённого звука.

Составление слов из заданной последовательности звуков.

Лексика, грамматика, связная речь

Закрепления навыка образования уменьшительной формы существительных, прилагательных

Формирование навыка составления повествовательного рассказа на основе событий заданной последовательности.

Формирование навыка составления предложений с элементами творчества.

Употребление в самостоятельной речи простых и сложных предложений, усложняя их однородными членами и т.д.

Оформление речевых высказываний в соответствии с фонетическими нормами русского языка.

Повышение мотивации детей к активному употреблению в высказываниях усвоенных грамматических форм речи.

Игра: «Большой – маленький»»

Цель: Учить образовывать существительные с уменьшительно - ласкательными суффиксами.

Упражнение  «Подбери слова-действия»

Цель: Расширение глагольного словаря. Формировать умение детей подбирать глаголы к существительному.

Цель: Развитие связной речи.

2. Пересказ рассказа «Одна буква» Л.П.Успенская,

     М.В. Успенский «Учись правильно говорить» Часть 2)

Упражнение: «Объясни слова».

Цель: Расширение словаря Игра "Спасибо, лето!"

Цель: Расширить и активизировать словарь по теме, формировать умение составлять описательный рассказ о предмете.

"Игры с водой"

Цель: Расширить и активизировать глагольный словарь по теме. (Приставочные глаголы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование подгрупповых занятий с детьми с ФФН (старший возраст)

Перспективное планирование подгрупповых занятий с детьми с ФФН (старший возраст)...

Календарно-тематическое планирование подгрупповых занятий с детьми 6-7лет

Данный материал может быть использован  в качестве основы при составлении планов на логопункте...

Календарно-тематическое планирование подгрупповых занятий "Формирование элементарных математических представлений"

Календарно-тематическое планирование подрупповых занятий для детей с нарушением интеллекта по программе Е. А.  Екжановой Е А  Стребелевой "программа дошкольных образовательных учреждени...

Календарно-тематическое планирование подгрупповых занятий логопеда

Календарно- тематический план для подготовительной группы...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПОДГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Календарно-тематическое планирование  учителя-логопеда подгрупповых занятий в старшей группе  по  Н. Е. Арбековой...