Игровая образовательная ситуация "Именины книжки-малышки" с использованием современной образовательной технологии - мнемотехника.
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

 Костенко Елена Игоревна

 Использование картинно-графического плана в формировании связной монологической речи у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspektimeniny_knizhki-malyshki.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

                             

Конспект игровой образовательной ситуации

 по развитию речи с использованием

приёмов мнемотехники в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

по теме  «Именины книжки - малышки»

                                                                                                                 

Воспитатель-

Костенко Елена Игоревна

                                                                                                                 

                                               

                                                                               

Цель.  Использование картинно-графического плана в формировании связной монологической речи у дошкольников.

Задачи:

  • способствовать развитию интереса у детей к устному народному творчеству.
  • выявить и уточнить знания детей о характерных признаках весны,устанавливать причинно-следственные связи.
  • Побуждать выполнять образные движения, передавать эмоциональноположительный настрой.
  • упражнять детей в использовании картинно-графического плана как вспомогательного средства

               при творческом рассказывании.  

  • упражнять в развитии координации речи с движениями,умение согласовывать слова и действия,общей моторики.
  • развивать ловкость, глазомер, двигательные навыки детей
  • продолжать развивать память, мышление, внимание, восприятие цвета
  • активизировать познавательную и речевую деятельность

Методы:

  • Словесные — художественные средства, чтение стихов,загадывание загадок,беседы.
  • Наглядные — мнемодорожка, мнемотаблица «Времена года»,книга с катинками,плакат «Веселый клоун».
  • Практические — хоровод, движение в соответствии с текстом,тренинг эмоций, пальчиковая гимнастика.

Приёмы:

Игровой, сюрпризный момент, похвала, поощрение.

Предварительная работа:

  • Разучивание физминутки «Сказка даст нам отдохнуть»
  • Ознакомление с пальчиковой гимнастикой «Будем мы варить компот»
  • Обучение дидактическим играм «Кто кем будет(был)?»,тренингам эмоций.
  • Работа с мнемотаблицам по сказкам, приметам времен года,зарисовка мнемодорожек.
  • Изготовление рисунков «Обложки любимых книг».
  • Чтение и разучивание потешек, закличек, стихотворений.

Материал:

1.Демонстрационный: книга с иллюстрациями,мнемотаблица «Курочка Ряба»,яйца с фигурками животных внутри,плакат с изображением клоуна,сковорода,золотое яичко.

2.Раздаточный: клоунский нос, кепка, доска «пиши-стирай»,рисунки детей,угощение.

Музыкальное сопровождение:

  • мелодия «День рожденье» из мульт.фильма «Крокодил Гена и Чебурашка»
  • мелодия «Весёлый клоун»
  • мелодия «Звуки весны»

№ п./п.

         Этапы работы

   

              Содержание этапа   (заполняется педагогом)

1

Организационный момент.

Цель: создавать условия для возникновения  положительных эмоций, мотивации к участию в празднике,упражнять в отгадывании загадки.

Задача: побуждать отвечать на вопросы воспитателя,обеспечение атмосферы партнерства между участники праздника.

Метод:словесный

 

( Дети входят в группу под мелодию «День рожденья»)

Воспитатель:   Что такое день рожденья?

Это радость и веселье,

Это песня,шутки, смех,

День,который лучше всех!

Кто ж сегодня именинник?

И кого нам поздравлять?

И кому дарить подарки?

Отгадайте мою загадку и вы об этом узнаете:

« Не дерево, а с листочкамии.

Не человек, а рассказывает.» (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно,именины сегодня у нашей книжки-малышки.Посмотрите, ребята,какое чудо с ней произошло,она так подросла!

Чтобы был наш праздник ярок,

Дружный  маленький народ

Имениннице в подарок

Приготовил хоровод.

(Дети исполняют хоровод «Каравай»)

2

Основная часть.

Цель:Развивать мыслительные процессы: память, творческое воображение, связную и выразительную речь.

Задача: упражнять детей в рассказывании по картинно-графическому плану,в аргументации, используя речь-доказательство.

Цель: способствовать к умению устанавливать причинно-следственные связи,побуждать интерес к миру природы.

Задача: побуждать детей отвечать на вопросы воспитателя,пополнять свой словарный запас и знание об окружающем мире..

Цель: упражнять детей в умении согласовывать слова и действия.

Задача: развитие двигательной и речевой активности.

Цель: упражнять детей в рифмовании.словотворчестве.

Задача: развитие фонематического слуха, речевой активности у детей.

Цель: создать условия для развития мелкой моторики и обогащения словаря

Задача: упражнять детей соотносить слова с действиями пальцев,активировать словарь.

Цель: развитие эмоциональной сферы ребенка.

Задача: побуждать к выражению позитивных эмоций, чувств.дать положительный настрой.

Цель: упражнять детей в рифмовании.словотворчестве, обогащение словаря о признаках весны.

Задача: развитие фонематического слуха, речевой активности у детей.

Цель: продолжать создавать графические рисунки,объединять их в общий сюжет — мнемотаблицу по времени года,составлять рассказ по таблицевыявить у детей уровень усвоения характерных признаков весны.

Задача: Побуждать детей вести монологический рассказ по мнемотаблице,пользуясь графическим изображением.

(Воспитатель приглашает детей познакомится с содержанием книги.

В книги иллюстрации сказок в которых встречается яйцо)

Воспитатель: Что же видят наши глазки?

На странице первой -сказки.

Ребята, а вы любите сказки? (Ответы детей)

Догадались, какие сказки здесь нарисованны?(Ответы детей)

Что общего в этих сказках? Помогу вам, загадаю загадку:

 «Может и разбиться,может и свариться;

 Если хочешь, в птицу может превратиться.(Яйцо)

Давайте вспомним, что произошло в сказке «Курочка Ряба» с яйцом,поможет нам в этом наша «волшебная» таблица.

 (Дети по мнемотаблице рассказывают сказку «Курочка Ряба»)

Вопросы и задания детям по сказке:

Разрешим проблемный вопрос:

« Почему же плачут дед и баба? Сами хотели разбить яйцо,а когда им мышка помогла-расстроились...?»

Как можно разбить яйцо не ударяя по нему?

А мжет яйцо разбиться само?

                    Дидактическая игра « Кто кем будет?»

Кем станет яйцо?

(цыпленком, птенцом, крокодильчиком, черепахой, змейкой, дельфином, яичницей).

 (Детям демонстируются яйца с фигурками животных внутри, дети поочереди «разбивают», называя того, кто появляется из яйца).

Воспитатель: Вот видите, яйцо — всему начало, всему причина: из него на свет появляются и те, у кого крылья есть, и те, у кого их нет.

Яйцо -начало жизни.

Так какое яйцо лучше: простое или золотой? (Ответы детей)

                        Физминутка «Сказка даст нам отдохнуть»

 (Дети выполняют движения в соответствии с текстом)

Сказка даст нам отдохнуть.

Отдохнём — и снова в путь!

Нам советует Мальвина:

Станет талия осиной

Если будем наклоняться

Влево-вправо десять раз.

Вот Дюймовочки слова:

Чтоб была спина пряма,

Поднимайтесь на носочки,

Словно тянетесь  к цветочкам.

Раз,два, три, четыре, пять.

Красной Шапочки совет:

- Если будешь прыгать, бегать,

Проживешь ты много лет.

Раз,два, три, четыре, пять.

Повторите-ка опять:

Раз, два, три, четыре, пять.

Дала нам сказка отдохнуть?

Отдохнули?

Воспитатель:Кто из вас сидит — грустит,

У кого здесь кислый вид?

В ашей книжке развлеченье

Поднимает настроенье!

Закрывайте-ка глаза!

 (воспитатель надевает клоунский нос и кепку)

Привет, ребята! Меня зовут клоун Чепухоня.Я вчера варил для мамы

компот и даже про это стихотворение сочинил.Хотите послушать?Только вы ребята, помогите мне, забываю я иногда слова...

Я решил сварить компот

В мамин день...(рождения),

Взял изюм, орехи,мёд,

Килограмм...(печенья, варенья).

Всё в кастрюлю поместил,

размешал, воды ...(налил),

На плиту поставил и огня...(прибавил).

Чтобы вышло повкуснее,

Ничего не пожалею.

Две морковки,лук, банан,

Огурец, муки ...(стакан).

И половину сухаря

В мой компот добавил я.

Ну и как вам мой компот?

(Ответы детей)

Это чепуха, ерунда,...

Если этот компот посолить немножко,

То у всех в животе

вырастет картошка!Ха-ха!

(предлагает детям попробывать компот)

Ну а вы умеете варить компот? Научите пожалуйста меня!

Пальчиковая гимнастика «Будем мы варить компот»

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много, вот.

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмём лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот

Угостим честной народ!

        

Воспитатель-клоун:Большое вам спасибо, дети!

Хочу вам предложить стать клоунами.Хотите?

                Тренинг эмоций «Веселый клоун»

 ( Детям предлагается показать весёлого клоуна.Используется плакат

 с нарисованным клоуном,дети подставляют своё лицо в прорезанное

 отверстие головы и выражают эмоцию радости, веселья)

Воспитатель: Молодцы, ебята,чудесные клоуны из вас получились.Ну а

 теперь, влево-вправо повернись в воспитателя клоун превратись!

 Вот и следующая страница,

А на ней ,ребятки,

Дарит книжка малышам разные загадки:( по картинкам времен года)

Всё теплым солнышком согрето.

Цветут цветы.Настало...(Лето)

На землю лес наряд свой сбросил.

Идут дожди.Настала...(Осень)

На ветках снега бахрома.

Трещит мороз.Пришла...(Зима)

Всюночь капелям не до сна.

Расстаял снег.пришла...(Весна)

Молодцы ребятки, отгадали все мои загадки!

На дворе весна -красна!

Чем весна -красна ясна?

Дети:

Солнцем жарким,светом ярким,

Клейкой почкой, первым листочком,

небом ясным, солнцем красным.

                            Мнемотаблица «Весна»

(Воспитатель предлагает детям нарисовать на доске «пиши-

стирай» одну примету весны графическим приёмом .После

 окончания рисования дети выстраиваются образуя мнемотаблицу

 «ВЕСНА»,озвучивают каждый свою изображенную примету времени

 года.)

 Воспитатель: ( у книги ,перевернув очередную страницу) 

Вот последняя страница,

Ничего здесь нет!

Тут, наверное, ребята,

Кроется секрет...

Ребёнок:

Этот день мы долго ждали,

 Мы рисунки рисовали.

Из бумаги,красок ярких

Мы готовили подарки.

Воспитатель:

Что за праздник без подарков?

Все старались от души,

Не жалея красок ярких

Для рисунков малыши.

И пускай рисунки эти,

Что готовились не зря,

Нашей книжке дарят дети-

Её лучшие друзья.

(Дети по очереди выносят рисунки на тему:»Обложки любимых книг»,загадывают загадку о сказке к которой она нарисована и помещают на страницу книги)

3.

Заключительная часть.

Цель: расширять словарный запас;

воспитывать чувство отзывчивости;

создавать ситуации успеха для положительных эмоций .

Задача: упражнять в использовании вежливых, обобщающих слов,  продолжать воспитывать дружелюбие.

Воспитатель : Что мы скажем книжке нашей?

1 ребёнок: 

Мы сегодня говорим:

Спасибо, книга наша!

Нет любимее тебя,

Интересней, краше!

2 ребёнок: 

За то, что учишь нас добру и ласке,

За песни,  стихи, за загадки и сказки,

За весь разноцветный и сказочный мир-

Спасибо! Спасибо, тебе говорим.

Воспитатель: Ребята, что же вам сегодня больше всего понравилось в нашем празднике? Нашей книжке-малышке очень понравились ваши подарки,поздравления.Она попросила меня передать вам угощение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема: "Весна. Перелётные птицы". Использование современных познавательных технологий: Мнемотехника, игровые технологии, здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Весна. Перелётные птицы". Использование современных обра...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема: "Придумывание загадок - описаний о полевых и луговых цветах". Использование современных образовательных технологий: Здоровьесберегающая технология и Мнемотехника.

Конспект непосредственно - образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексичес...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ОНР. Тема: "Сравнение бурого и белого медведей". Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексические темы:...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ОНР. Тема: "Игра - путешествие "Едем в деревню". Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексичес...

Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего возраста с использованием современных образовательных технологий. (игровые технологии, здоровьесберегающая технология). «Это чудо - транспорт»

Цель занятия: Расширить представления о транспорте. Задачи: 1.Образовательные : Расширять знания детей о транспорте: название транспортного средства, назначение. Закреплять умения ...

Непрерывная образовательная деятельность детей с использованием современных образовательных технологий: Здоровьесберегающих, ТРИЗ, Мнемотехника, ИКТ «К нам весна шагает»

Цель: закрепить знания о весенних изменениях в природеЗадачи:Образовательные:Совершенствовать умение устанавливать причинно-следственные связиУпражнять в умении отгадывать загадкиУпражнять в умении ра...