Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя- логопеда ДОУ .
статья по логопедии по теме

Абзалимова Юлия Валерьевна

В материале описаны  технологии по  сбережению и  укреплению здоровья детей дошкольного возраста, которые логопед применяет в  коррекционном и образовательном процессе в ДОУ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_zdorovesberegayushchih_tehnologiy.docx30.59 КБ

Предварительный просмотр:

Использование  здоровьесберегающих технологий в работе

учителя- логопеда ДОУ .

Одним из ведущих приоритетных направлений деятельности нашего ДОУ является сохранение и укрепление здоровья детей.

Система логопедической оздоровительной работы в нашем ДОУ предполагает использование на каждом логопедическом занятии как традиционных, так и нетрадиционных здоровьесберегающих приемов, методов.

На занятиях я использую следующие методы:

пальчиковую гимнастику;

артикуляционную гимнастику;

дыхательную гимнастику;

развитие мимических мышц;

самомассаж  лица;

физкультминутки;

гимнастику для глаз;

песочную терапию

Пальчиковая гимнастика

Развивает мелкую моторику пальцев рук, координацию речи и движений. Совершенствуется  мелкая и речевая моторика, стимулируется  речевое развития.

Игры и упражнения с пальчиками разнообразны:

пальчиковые игры с мелкими предметами; пальчиковые игры со стихами;

пальчиковая гимнастика; самомассаж кистей и пальцев рук с использованием "сухого бассейна", шипованных мячиков Су- Джок.

Прекрасным стимулом для детей и средством создания речевых ситуаций является пальчиковый театр, который есть в арсенале логопедического кабинета. Самое щадящее, комфортное обучение детей - это обучение в игре. Игра успокаивает, лечит, а в нашем случае стимулирует речь детей. Надо видеть восторженные глаза моих воспитанников, когда они надевают на пальчик фигурку животного и начинают играть свою роль, говорить! Причем, с удовольствием участвуют в обучающей игре все, даже робкие дети. Они строят диалоги, сочиняют маленькие рассказы, подбирают слова-действия, слова-признаки и т. д.

Артикуляционная гимнастика

Большое внимание я уделяю артикуляционной гимнастике - выработке правильных, полноценных движений, определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.

Упражнения для артикуляционной гимнастики подбираются исходя из правильной артикуляции звука с учётом конкретного его нарушения у ребёнка.

Дыхательная гимнастика

Важнейшие условия правильной речи - это плавный длительный выдох, четкая ненапряженная артикуляция. Так как дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса, я провожу различные дыхательные упражнения, которые помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

Развитие мимических мышц

Мимика тесно связана с артикуляцией и, стимулируя ребенка изображать на лице различные эмоции, это способствует развитию у него не только мимической, но и артикуляционной моторики, в частности развивается подвижность мышц губ и щек. Дети учатся показывать такие эмоциональные состояния, как:

- боль, гнев, страх,

- радость, удивление,

- сомнение, подозрительность, печаль и т.д.

На занятиях с детьми, страдающими нарушениями речи, я использую наглядный материал: картинки – схемы с изображением лиц людей и животных, испытывающих разные эмоциональные состояния.

Самомассаж лица

Это массаж , выполняемый самим ребенком. Обучая детей самомассажу, я показываю каждый прием на себе и комментируею его. Движения проводятся под стихотворный текст  или специально подобранную тихую музыку в медленном ритме. Этот метод особенно полезен, поскольку происходит стимуляция кинестетических ощущений мышц и в определенной степени  нормализация мышечного тонуса данных мышц.

Физкультминутки

При проявлении утомления, снижении работоспособности, при потере интереса и внимания в структуру занятия  я обязательно включаю физкультурные минутки. Эта форма двигательной нагрузки является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья воспитанников. Цель проведения физкультурной минутки - повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях, обеспечить кратковременный активный отдых для дошкольников, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии.

Виды физкультминуток применяемые мной  в образовательной деятельности:

1. Оздоровительно- гигиенические физкультминутки: их можно выполнять как стоя, так и сидя; расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, "поболтать ножками".

2. Подражательные физкультминутки: зависят от фантазии и творчества учителя. Можно имитировать движения и звуки машин, паровозиков, животных, движения лягушек, обезьянок, кузнечиков, пчел. Эти физкультминутки помогают детям переключиться и поднять настроение.

3. Двигательно-речевые физкультминутки: дети коллективно читают небольшие веселые стихи (  в соответствии с лексической темой) и одновременно выполняют различные движения, как бы, инсценируя их.

Гимнастика для глаз

Функциональная анатомическая незрелость зрительной системы и значительные зрительные нагрузки, обуславливают необходимость применения гимнастики для глаз.  Гимнастика для глаз снимает статическое напряжение с мышц глаз, способствовует развитию зрительно-моторной координации, укреплению глазных мышц ,снятию напряжения, предупреждает утомление, оказывает  общее оздоровление зрительного аппарата. Используется в непосредственно-образовательной деятельности после интенсивной зрительной нагрузки.

Песочная терапия (манко- терапия). Использую  на индивидуальных занятиях. Вместо песка , у меня в контейнере крупа –манка.

Манка  развивает творческие способности, воображение и фантазию малыша. Основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка, благодаря этому происходит выход внутреннего напряжения и поиск путей развития.  Мои наблюдения и опыт показывают, что игра с манкой позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, снимают психическое напряжение у ребенка. Также манка способствует развитию тактильных ощущений, что очень важно для плохоговорящих детей ,это влияет на положительную динамику в развитии речи, произвольного внимания и памяти.

На своих занятиях я  стараюсь использовать все здоровьесберегающие технологии, которые способствуют укреплению здоровья детей, вызывают положительный эмоциональный настрой. Ведь дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. А правильная речь является одной из важнейших составляющих полноценного развития личности, процесса его социальной адаптации

В результате использования приемов здоровьесберегающих технологий в своей практике, я с уверенностью могу сказать, что  у  ребёнка: повышается обучаемость, улучшается внимание, восприятие; корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности; снижается уровень заболеваемости; повышается работоспособность, выносливость; развиваются психические процессы; улучшается зрение; развивается общая и мелкая моторики; повышается речевая активность; увеличивается уровень социальной адаптации.

Таким образом, рассмотрев множество приёмов и методов по здоровьесбережению и применению их в своей  практической деятельности, могу сделать вывод, что использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с дошкольниками даёт положительные результаты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по логопедии по теме: "Игровая технология в работе учителя-логопеда"

Статья по логопедии по теме: "Игровая технология в работе учителя-логопеда"...

Логопедия. Статья. Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда с детьми.

Вопрос использования информационных технологий в профессиональной деятельности учителя- логопеда стоит достаточно остро. В настоящее время применение ИТ  в коррекционной работе с детьми позволяет...

Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов АМР Тема: "Инновационные технологии в работе учителя - логопеда в процессе здоровьесбережения детей"

Применение в работе учителя-логопеда Одной из   методик логопедического массажа —массаж ложками, предложенный и описанный известным петербургским логопедом, автором многих пособи...

Выступление на форуме учителей-логопедов и учителей-дефектологов АМР "Современные образовательные технологии в работе учителя-логопеда"

Выступление об актуальности  использования современных образовательных технологий, которые представляют собой совокупность современных методов и приёмов в обучении детей дошкольного возраста прав...

Статья по логопедии по теме: "Игровая технология в работе учителя-логопеда"

Статья по логопедии по теме:"Игровая технология в работе учителя-логопеда"...

Сообщение из опыта работы «Современные технологии в работе учителя-логопеда» представила материал по теме: «Использование игр с песком на занятиях учителя-логопеда в коррекции речевых недостатков у детей 6-7 лет».

В материале представлены приемы, используемые в коррекции речевых нарушений детей  через метод песочной терапии. Метод позволяет  в процессе коррекционного обучения обучать поддерживать у де...

Самообразование учителя-логопеда на тему: «Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда».

Игровой метод — это основной метод работы с детьми. Во время игр дети овладевают навыками и умениями правильной речи, а также другими видами деятельности. Игра делает са...