Выступление «Проективные методы диагностики»
материал на тему

Замаева Елена Шагитовна

Выступление «Проективные методы диагностики»  на методическом объединении  педагогов-психологов «Одаренные дети. Проективные методы диагностики»  на базе МБДОУ  №88 г.Нижнекамск

 

 «Познав себя, познаешь Вселенную» — тысячелетия назад эта надпись украшала вход в древнегреческий храм Аполлона в Дельфах. А в 1890 году она же стала эпиграфом к первой в истории публикации о психологических тестах. Статья называлась «Умственные тесты и измерения» и была напечатана в британском журнале Mind («Разум»). С тех пор интерес к психологическим тестам не угасает.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_proektivnye_metodiki_diagnostiki_lichnosti_-.docx26.68 КБ

Предварительный просмотр:

Проективные методики диагностики личности.

Замаева Е.Ш.

педагог -психолог МБДОУ № 88

 «Познав себя, познаешь Вселенную» — тысячелетия назад эта надпись украшала вход в древнегреческий храм Аполлона в Дельфах. А в 1890 году она же стала эпиграфом к первой в истории публикации о психологических тестах. Статья называлась «Умственные тесты и измерения» и была напечатана в британском журнале Mind («Разум»). С тех пор интерес к психологическим тестам не угасает.

        Самыми прикладными и увлекательными считаются так называемые проективные тесты. Это упражнения, в которых человек переносит (проецирует) свои чувства, эмоции и модель поведения на некий объект или образ, чаще всего рисунок. А потом трактует его либо самостоятельно, либо с помощью специалиста.

Термин «проективные» (от лат. «выбрасывание вперед») был введен Лоуренсом Франком (1939) для объединения целой группы внешне разнородных способов исследования личности, которые предполагают осуществление человеком символического переноса содержания внутреннего мира на внешние предметы. Начало проективной диагностики было положено так называемым ассоциативным экспериментом, разработанным известным швейцарским психологом Карлом-Густавом Юнгом (1875-1961). При всей кажущейся несерьезности и простоте такие тесты дают не менее точные результаты, чем самые увесистые диагностические опросники.

Проективные методики направлены на измерение свойств личности и особенностей интеллекта. Они обладают рядом особенностей, благодаря которым существенно отличаются от стандартизованных методов, а именно:

Отличительной особенностью стимульного материала проективных методик является его неоднозначность, неопределенность, малоструктурированность, что является необходимым условием реализации принципа проекции. На первый план выступает не его объективное содержание, а  то ассоциативное отношение, которое проявляется в процессе действий с ним. В процессе взаимодействия личности со стимульным материалом происходит его структурирование, в ходе которого личность проецирует особенности своего внутреннего мира: потребности, конфликты, тревогу и т. д.

Большинство проективных методик весьма эффективны в качестве средства при первых контактах диагноста с испытуемым. Задача эта по-настоящему интересна и увлекательна. Ее цель — отвлечь внимание индивида от самого себя и тем самым снять его смущение и настороженность. И то, что предлагается индивиду, почти или совсем не задевает его самолюбия, поскольку любой даваемый ответ "правилен".

Относительно неструктурированная задача допускает неограниченное разнообразие возможных ответов, — одна из основных особенностей проективных методик.  Формулирование инструкций в самом общем и кратком виде, оставляющем значительную свободу для самовыражения и фантазии. Тестирование с помощью проективных методик — замаскированное тестирование, так как респондент не может догадаться, что именно в его ответе является предметом интерпретации экспериментатора.

Эти методики, прежде всего, характеризует качественный подход к исследованию личности, а не количественный, как психометрические тесты.

Существует множество классификаций методик, основанных на принципе проекции. Остановимся на одной из наиболее распространенных.

Традиционно выделяют:

- Методики экспрессии.

- Методики конструирования.

- Методики интерпретации.

- Катартические методики.

- Методики структурирования.

-  Импрессивные методики.

-  Методики дополнения.

Рассмотрим их подробнее:

Методики интерпретации, подразумевают истолкование испытуемым какого-либо события, ситуации, изображения. Тест тематической апперцепции является хорошей иллюстрацией этого вида методик. Испытуемому предлагаются таблицы-картины, на которых изображены относительно неопределенные ситуации, допускающие неоднозначную интерпретацию. В ходе обследования испытуемым составляется небольшой рассказ, в котором необходимо указать, что привело к изображенной ситуации, что происходит в настоящее время, о чем думают, что чувствуют действующие лица, чем эта ситуация завершится. Предполагается, что испытуемый идентифицирует себя с «героем» рассказа, что дает возможность раскрытия внутреннего мира обследуемого, его чувств, интересов и побуждений.

Так же наиболее используемые тесты этого вида методик:

- Тест «Руки» Вагнера

- Фильм –тест Рене Жиля

- Методика рисуночной фрустрации Розенцвейга

Методики структурирования.  Испытуемому предлагается какой-либо аморфный материал, которому он должен придать смысл, наделить его каким-либо содержанием. Примером может служить методика Роршаха, состоящая из 10 таблиц, на которых изображены симметричные одноцветные и полихромные изображения — пятна, которые легко получить, нанеся на лист бумаги немного чернил или краску, а затем перегнув этот лист пополам (образцы стимульного материала проективных методик см. в заключительном разделе).  Обследуемому задается только один вопрос: «Что это может быть, на что это похоже?» Полагается, что в процессе интерпретации изображений, придания им смысла испытуемый проецирует свои внутренние установки, стремления и ожидания на тестовый материал. Разработаны детальные, порой занимающие несколько томов, схемы интерпретации ответов испытуемого (подробнее см.: Бурлачук Л.Ф. Исследование личности в клинической психологии.-К.: Вища школа, 1979).

Сюда можно отнести  и таутофон (С. Розенцвейг, Д. Шаков, (1940)). Здесь испытуемому сообщают о том, что ему предстоит прослушать запись мужского голоса, предупреждают о необходимости быть внимательным, так как она весьма малоразборчива. Требуется разобрать, о чем именно идет речь. В действительности же запись представляет собой повторения определенных серий бессмысленных звукосочетаний. Таким образом собирается информация, характеризующая человека с точки зрения контактности, внушаемости, доминирующих отношений к себе и к другим, степени субъективизма суждений.

Методики дополнения, предполагающие завершение фразы или истории.

    Прием завершения предложений, представляющий собой своеобразное развитие ассоциативного эксперимента, был впервые применен А. Пейном в 1928 году. В такого рода методиках испытуемому предъявляется серия предложений (типа «Я всегда хотел...», «Будущее кажется мне...», «Если бы я снова стал молодым...»). Обработка ответов позволяет выявить мотивы, потребности, чувства, систему отношений испытуемого и т. д.

Наиболее распространены:

- Тест «Незаконченные предложения»

- «Шесть незаконченных рисунков»

-Ассоциативный тест К.Г.Юнга.

Методики экспрессии, осуществление испытуемым изобразительной деятельности, рисунок на свободную или заданную тему, например, методика «Дом-дерево-человек». Предлагается нарисовать дом, дерево и человека. По рисунку делают выводы об аффективной сфере личности, уровне психосексуального развития и других особенностях.

  В современной психодиагностике значительное распространение получили методики «бумаги и карандаша»:

- «Рисунок семьи» (В. Вульф, 1947 и др.)

- «Тест дерева» (К. Кох, 1949),

- «Рисунок человека» (Гудинаф)

-«Несуществующее животное»(М.З.Друкаревич)

 Методики конструирования, создание целого из отдельных частей и разрозненных фрагментов.  Предлагаются оформленные детали (фигурки людей и животных, модели их жилищ и пр.), из которых нужно создать осмысленное целое и объяснить его. Пожалуй, наиболее известная из них - «тест мира» (М. Ловенфельд, 1939). Для выполнения методики предлагается 232 маленьких ярких моделей (дома, деревья, самолеты, животные, люди и т. д.). Задача испытуемого - по своему усмотрению создать из них некий «малый мир». При анализе действий учитывается, какие предметы выбраны первыми, какое их количество использовано, определяется площадь занятого пространства, формы конструкций и др. Составители методики выявили и описали несколько типов подходов к конструированию мира, с которыми можно соотнести работу конкретных испытуемых.

Другим примером здесь может быть «тест мозаики» (М. Ловенфельд, 1929). В нем необходимо составить произвольный узор из 465 деревянных или пластиковых квадратов, ромбов и треугольников различных цветов. Неспособность испытуемого составить ясно распознаваемую, четкую по форме мозаику служит показателем наличия тех или иных отклонений личностного развития.

распространение получили методики:

- Опросник Стефенсона

- Рисунок человека из геометрических фигур

Катартические методики, то есть самовыражение в условиях эмоционально напряженного творчества. Предлагается осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях. 

Наиболее ярким примером методик такого рода является психодрама (Джекоб Морено, 1946). Она осуществляется как импровизированное театрализованное представление, в котором испытуемый обычно играет роль самого себя при поддержке и сопереживании других участников. При этом, с одной стороны, проявляются его личностные и поведенческие особенности, а с другой стороны, за счет аффективной разрядки достигается и терапевтический эффект.

           К ним так же относятся:

- Проективная игра

- «Тест кукол»  А.Вольтмана

Импрессивные методики. Эти проективные методики основываются на изучении результатов выбора стимулов из ряда предложенных. Испытуемый выбирает наиболее желательные, предпочитаемые им стимулы. Например, тест Люшера, состоящий из 8 цветных квадратов (неполный набор). Предъявляются все квадраты с просьбой выбрать наиболее приятный. Процедура повторяется, и в итоге образуется ряд, в котором цвета располагаются по их привлекательности. Психологическая интерпретация исходит из символического значения цвета. В качестве стимулов могут выступать фактически любые объекты живой и неживой природы.

     Так же Цветовой тест отношений (ЦТО) А.М.Эткинда.

Подробно рассмотрев квассификацию методик, хотелось бы отметить, что проективные методики универсальны в отношении возрастных категорий. Один из огромных «+» - это возможность их использования начиная с дошкольного возраста и заканчивая преклонным. Особую радость это приносит нам – специалистам, работающим с детьми: ввиду того, что ведущим видом деятельности дошкольников является игра. А значит, нам необходимо применять методики «вписывающиеся» в образ жизни ребёнка и не инициирующих психические травмы, то есть проективные методики. Стоит ли говорить о том, что огромная степень скрытности и разобщённости психики подростка так же прекрасно поддаётся исследованию путём применения проективных методик.

     Применение проективных в детской и подростковой психологии охватывает широкий круг вопросов:

- особенности протекания детских психозов (аутизм, нарциссизм …)

- мир фантазии

- символизация детских страхов и желаний

- диагностические и прогностические показатели психического развития детей в норме и патологии

- семейное и школьное окружение и др.

    Применение этих методик с людьми пожилого и старческого возраста помогает изучить:

- специфику психологической защиты в процессе старения

-влияния возраста на креативность

- показатели личностных изменений.

Хотелось бы отметить и тот факт, что проективные методики особенно полезны при работе с маленькими детьми, неграмотными людьми или людьми, страдающими речевыми недостатками.

       А нам психологам ДОУ проективные методы помогают в работе, как с детьми, так и с родителями и педагогами.

обладает целым рядом уникальных преимуществ.

           Положительными сторонами данных методов выступают:
- Гибкость и вариативность психодиагностической процедуры.
-  Возможность глубокого проникновения в уникальную жизненную ситуацию.
- Высокая эффективность при изучении изменчивых явлений.
-     Стремление к всестороннему описанию личности. 

-    Ориентация на  неосознаваемые психические феномены, на те аспекты личности, которые обычно скрыты для наблюдения.

В то же время проективные методики имеют и недостатки:

-  Не имеют строго унифицированных процедур проведения. К примеру, совершенно различно ведет себя исследователь с общительными, активными, уверенными испытуемыми и с теми, кто робок, замкнут, встревожен. Тем самым уже нарушается сопоставимость индивидуальных выполнений одного и того же задания.

- Еще более серьезную проблему представляет субъективность интерпретации. Не только опыт и квалификация исследователя, но и принадлежность его к определенной социокультурной среде, а также особенности личностного развития способны привести к значительной вариативности суждений. В качестве примера можно привести феномен, известный как вторичная проекция. Суть его в том, что, находясь под влиянием собственных внутренних проблем, исследователь подчас играет роль «кривого зеркала», то есть искажает интерпретацию, оказывается более восприимчивым к одним аспектам, не замечая других. Он как бы «отпечатывает» еще и собственную личность на анализируемый материал.

-   Специалистами выдвигается еще один критический аргумент: в настоящее время не получено достаточно убедительных доказательств валидности и надежности основных проективных методик.

-  Значительные временные затраты на их проведение.

-  Непригодность для проведения групповой диагностики.

 Вывод:    Однако, следует заметить, что  не смотря на отрицательные аспекты проективных методик, в руках знающего психолога они  становятся незаменимым средством изучения личности, помогают найти пути дальнейшего исследования, проникнуть в трудно объективируемые личностные особенности, ускользающие при традиционной организации эксперимента и не поддающиеся адекватной количественной оценке.

Хотя, конечно, ни один из нас не решится формулировать окончательные исследовательские выводы на основе отдельной проективной методики.  Для более точного исследования эти данные следует соотносить с данными, полученными с помощью других методов.

Хочется закончить свое выступление восточной мудростью: «Один рисунок стоит тысячи слов»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение проективных методов в исследовании личности детей старшего дошкольного возраста

Гуманизация педагогического процесса предусматривает личностно-ориентированную модель развития и воспитания ребенка. Разработка и реализация современных личностно-ориентированных программ в дошкольном...

Проективный метод диагностики эмоционального состояния с использованием восьмицветной гаммы Люшера

Для диагностики эмоционального благополучия детей в Детском саду используется проективная методика с использованием цветовой гаммы. Эта методика предназначена для детей 4,5-7 лет и проводится как инди...

Презентация «Проективные методы диагностики»

Презентация «Проективные методы диагностики»  на методическом объединении  педагогов-психологов «Одаренные дети. Проективные методы диагностики»  на базе МБДОУ ...

Проективный метод диагностики эмоционального состояния с использованием восьмицветной гаммы Люшера

Для диагностики эмоционального благополучия детей в Детском саду используется проективная методика с использованием цветовой гаммы. Эта методика предназначена для детей 4,5-7 лет и проводится как инди...

Проективные методики диагностики эмоционального состояния у детей дошкольного возраста.

Представлены основные проективные методики, используемые для оценки эмоционального состояния детей дошкольного возраста....

Проективные методы

Проективные методы – совокупность исследовательских процедур, позволяющих получать научно обоснованные данные о тех установках или мотивах,  информация о которых при применении прямых иссле...