Игровой самомассаж как средство подготовки руки к письму
консультация по коррекционной педагогике на тему

Бадунова Ольга Михайловна

Существует немало конкретных рекомендаций по применению пальчиковой гимнастики, ручного труда и изодеятельности, лепки и т.д. Для развития мелкой моторики, совершенствования координационных способностей рук детей. Конкретные рекомендации по применению массажных приемов в форме игровых процедур, сопровождаемых  художественным словом в исполнении самого ребенка приводятся ниже. Веселый спектакль, который самый актер разыгрывает с помощью рук на импровизированной сцене (на пальцах, ладонях тыльных и локтевых поверхностях кистей рук), длится порой всего несколько секунд, а текст пьесы укладывается в маленькое четверостишие. Но для того, чтобы его сыграть,  необходимо в своем воображении создать яркий образ: содержание массажного приема, т.е. механического воздействия на мышцы, должно четко соответствовать смыслу стихотворения и динамике развития сюжета.

Как известно, массаж — это мощный биологический стимулятор, воздействующий на функции кожи, уровень снабжения организма питательными веществами, на выделение продуктов распада, на сократительные способности и работоспособность мышц массируемой кисти руки, а так же эластичность суставов и связок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovoy_samomassazh.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:


Игровой  самомассаж    как средство подготовки руки к письму

Существует немало конкретных рекомендаций по применению пальчиковой гимнастики, ручного труда и изодеятельности, лепки и т.д. Для развития мелкой моторики, совершенствования координационных способностей рук детей. Конкретные рекомендации по применению массажных приемов в форме игровых процедур, сопровождаемых  художественным словом в исполнении самого ребенка приводятся ниже. Веселый спектакль, который самый актер разыгрывает с помощью рук на импровизированной сцене (на пальцах, ладонях тыльных и локтевых поверхностях кистей рук), длится порой всего несколько секунд, а текст пьесы укладывается в маленькое четверостишие. Но для того, чтобы его сыграть,  необходимо в своем воображении создать яркий образ: содержание массажного приема, т.е. механического воздействия на мышцы, должно четко соответствовать смыслу стихотворения и динамике развития сюжета.

Как известно, массаж — это мощный биологический стимулятор, воздействующий на функции кожи, уровень снабжения организма питательными веществами, на выделение продуктов распада, на сократительные способности и работоспособность мышц массируемой кисти руки, а так же эластичность суставов и связок.

Самомассаж кистей рук является к тому же средством повышения иммунитета, поскольку на ладонях расположены нервные окончания.

Если их деятельность активизируется, улучшается функциональное состояние внутренних органов. При этом в процессе самомассажа укрепляются мышцы, суставы и связки не только массируемой, но и массирующей кисти.

Помимо этого игровой самомассаж кистей         рук — важная составляющая сенсорного воспитания: ощущения, возникающие одновременно в обеих кистях рук ребенка, отличаются друг от друга не только происхождением, но и разными условиями восприятия, потому что массируемая рука пассивно воспринимает механические раздражения, а массирующая рука создает их.

Игровой самомассаж — это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный потоп импульсов от рецепторов, расположенных в коже, а так же от прориорецепторов мышц и суставов. Одновременно с этим в кору головного мозга (в речеслуховые, зрительные, эмоциональные и творческие зоны) поступает информация, которая не только оказывает тонизирующие воздействия на ЦНС, но и способствует увеличению резервных возможностей функционирования головного мозга. Развиваются межполушарное взаимодействие,  межполушарные интеграторы — комиссуры, работа полушарий.

Синхронизируется деятельность ассоцлативных волокон, связывающих между собой отдельные участки одного и того же полушария.

Мобилизируются поэкционные волокна, входящие в состав нисходящих и восходящих путей, по которым осуществляется двусторонняя связь коры головного мозга с низлежащими отделами ЦНС. Это является важным аспектом реабилитационной работы с детьми, имеющими органическое поражение коры головного мозга.

Традиционная пальчиковая гимнастика вызывает возбуждение локальных участков мозга, а игровой самомассаж оказывает тотальное воздействие на кору, что предохраняет определенные ее зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг.

Положительная эмоциональная мотивация занятия повышает общий уровень функционирования нервных структур в обеспечении их мобилизационной готовности к восприятию информации из «внешнего мира».  Игровой самомассаж является эффективным средством совершенствовании таких психических функций как внимание, память словесно — логическая, моторная, тактильная, эмоциональная, рефлекторная, зрительно-моторная координация, а так же развитие речевой и творческой сфер.

По данным современных исследований, игровой самомассаж кистей рук способствует прочищению их от застоявшейся негативной энергии и насыщено позитивной, а по нашим наблюдениям, он содействует так же снижено двигательной и эмоциональной расторможенности, коррекции гиперактивности.

Веселые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время способствует изменению позиции ребенка из объекта в субъект педагогического воздействия, а это гарантия успеха реабилитационной, коррекционной и развивающей работы.

Примеры массажных движений

Прямолинейное поглаживание тыльной и ладонной поверхностей кисти рук подушечками выпрямленных двух — пяти пальцев — это «лучи солнца»

Солнышко лучами

Гладит нас, ласкает.

Солнце, как и мама,

Лишь одно бывает.

Примечание

Предварительно попросить ребенка изобразить солнышко расставить руки массируемой руки. Направление движения — от кончиков пальцев к лучезапястному суставу.

Круговое поглаживание ладони подушечками двух или трех пальцев.

Сорока, сорока,

Где была? Далеко.

Дрова рубила,

Печку топила,

Воду носила,

Кашу варила.

Деток кормила.

 ________ поглаживание тыльной и ладонной поверхностей кисти руки подушечками двух — пяти пальцев (от кончиков пальцев до лучезапястного сустава_.

Свистели метели,

Летели снега.

Стелила постели

Большая пурга.

Стелила постели

Морозам она,

И было метелям

Совсем не до сна.

Мы утром в окошко

взглянули на сад -

Сугробы в саду,

Как подушки лежат.

В. Степанов.

Зигзаобразное поглаживание (обратить внимание ребенка на то, что рука напоминает дерево: предплечье — это ствол, а кисть с растопыренными пальцами — корона)

Дунул ветер на березку,

Разлохматил ей прическу.

Ветер очень торопился,

Улетел, не извинился.

М. Пмецковский.

Растирание.

Прямолинейная растирание выпрямленными ладонями друг друга.

Первый вариант.

Чью руки зимою всех рук горячей?

Они не у тех, кто сидел у печей,

А только у тех, а только у тех,

Кто крепко сжимал обжигающий меч,

Кто крепости строил на снежной горе,

И снежную бабу лепил во дворе.

В. Берестов.

На первые две строчки стихотворения дети потирают руки; проговаривая третью и последующие строчки, сжимают и разжимают кулаки.

Второй вариант.

Пять пальцев на руке своей

Назвать по имени сумей.

Первый палец — боковой,

Называется Большой.

Пальчик второй -

Указчик старательный,

Не зря называют его

Указательный

Третий твой пальчик

Как раз посредине,

Поэтому Средний

Дано ему имя.

Палец четвертый зовут

Безымянный,

Неповоротливый он и упрямый.

Совсем как в семье,

Братец младший — любимчик.

По счету он пятый.

Зовется Мизинчик.

 А. Хереско.

Примечание

Первые две строки сопровождают растирание ладоней, следующие строки — растирание пальцев подушечкой большого пальца противоположной руки.

Гребнеобразное круговое растирание ладоной впадины (средними и концевыми ладонями)

Мурка лапкой носик мыла,

Сидя утром у окошка.

Мурка моется без мыла,

Потому что Мурка — кошка.

В. Левин.

Примечание Предварительно вместе с ребенком желательно вспоминать, как умывается кошечка.

Граблеобразное круговое растирание ладони одной руки подушечками пальцев противоположной руки (пальцы слегка растопырены в стороны, как лапки у паука)

Диво дивное — паук,

Восемь ног и восемь рук.

Если надо наутек,

Выручают восемь ног,

Сеть плести за кругом круг

Выручают восемь рук.

В. Суслов.

Пиление ладони ладони пальцами противоположной руки.

Принялась она за дело.

Завизжала и запела.

Ела,  ела дуб, дуб

Поломала зуб, зуб.

С. Мармак

Примечание

Обратите внимание ребенка на то, что суставы сложных пальцев напоминают зубья пилы.

Пиление (продольное и поперечное) ладони ребром ладони противоположной руки.

Пилит, пилит пила

И жужит, как пчела,

И визжит, и поет,

Соням спать не дает.

В. Сокол.

Циркулярное растирание кистей рук («намыливание» рук мылом)

Не секркт для нас с тобой,

Каждый знает это -

Руки мой перед едой

И после туалета.

Разминание

Круговое разминание ладони подушечкой пальца противоположной руки.

Толстушка — ползушка,

Дом — завитушка

Ползи по дорожке,

Ползи по ладошке,

Ползи, не спеши,

Рога пакажи.

                Немецкая народная песенка (пер. Л. Яхнина)

Желательно вместе с ребенком вспоминать как ползет улитка.

Щипцеобразное разминание (продольное и поперечное) мышечного валика локтевого края ладони.

Гуси, гуси!

Га — га — га!

Есть хотите?

Да — да — да!

Так ледите же домой.

Серый волк под горой

Не пускает нас домой.

        Русский фольклор

Примечание Предварительно попросить ребенка руками изобразить гуся.

Вибрация.

Пулктирование двумя — пятью пальцами (игра на пианино)

Кто там топает по крыше?

Кап — кап — кап.

Чьи шаги всю ночь я слышу?

Кап — кап — кап.

Я усну теперь едва ли.

Кап — кап — кап.

Может кошек ____

Кап — кап — кап.

                Ж. Давитьяни.

Поколачивание ладонной впадины кончиком указательного пальца противоположной руки.

Кто на розовой заре,

На росистом серебре

Барабанит; барабанит

По сосновой по коре?

Дети петь захотели,

Детям ____ песню спел.

                Э. Мошковская.

Примечание

Сила удара зависит от угла наклона пальца по отношению к массируемой поверхности: чем больше угол, тем воздействие более сильное и глубокое.

Поглаживание ладони кончиками сложенными в щепоть пальцами.

Уложили дятла спать

В деревянную кровать

Он в кровати всем назло

Продолбал себе дупло.

                В. Линькова.

Примечание

Обратите внимание ребенка на то, что кисть, сложенная в щепоть, напоминает голову птицы.

Поколачивание ладони кулаком противоположной руки.

Тук — тук — тук,

Молоток — мой лучший друг.

                Г. Виеру.

Примечание

Мягкость и эластичность покалачивания достигаются хорошим расслаблением мышц предплечья и кисти массирующей руки.

Поглаживание.

Легкое плоскостное поглаживание мышц предплечья и кисти массирующей руки.

Во дворе у Толика

Маленькие кролики

Беленькие кролики

Целых восемь штук.

По утрам мы с Толиком

Кормим наших кроликов,

И едят морковку

Кролики из рук.

                В Кодрян.

Примечание  Массирующая рука «изображает» кролика, а массирующая гладит ласковыми, аккуратными движениями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект«Развитие мелкой моторики у дошкольников как средство подготовки руки к письму»

Данный проект направлен на развитие мелкой моторики у дошкольников. Он способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы ребёнка. Проектом предусмотрено проведение комплекса меропр...

«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста как эффективное средство подготовки руки к письму

Проблема повышения эффективности комплексной работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей дошкольного возраста, не теряет своей актуальности.   Уровень ра...

Консультация для родителей на тему: "Игровой самомассаж, как средство подготовки руки к письму"

Массаж - это мощный биологический стимулятор, воздействую­щий на функции кожи, уровень снабжения организма кислородом и питательными ве­ществами, на выведение продуктов распа­да, на сократительные спо...

Проект по развитию мелкой моторики у дошкольников как средство подготовки руки к письму

План работы по развитию у детей моторики кистей и пальцев рук...

Консультация для воспитателей "Игровой самомассаж, как средство подготовки руки к письму"

Игровой самомассаж - это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже, а также от проприорецепторов мышц и суставов....