ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ «РАЗВИВАЕМСЯ В ИГРЕ» (программа рассчитана на 1,5-2 месяца для детей с задержкой психического развития 6-7 лет)
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Ишмаева Гульшат Дамировна

Коррекционно-развивающая программа рассчитана на специалистов (психологов, педагогов, дефектологов, а также родителей), работающих с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Цель: игровая психокоррекция, направлена на развитие мыслительной деятельности.

Развивающе-коррекционные задачи:

·        развитие познавательной деятельности, формирование обобщения, решение задач по аналогии, формирование отвлеченных закономерностей,

·        умение усваивать абстрактные, временные и пространственные понятия,

·        умение устанавливать причинно-следственные отношения между событиями и явлениями.

Форма проведения учебных занятий:

Занятия рассчитаны как на групповую, так и на индивидуальную форму работы.

Время проведения - 30-40 минут.

Количество участников группы - 4 человека, возраст - 6-7 лет.

Срок реализации:

Программа состоит из 10 занятий.

При соблюдении режима проведения - 2 занятия в неделю, цикл рассчитан на 1,5-2 месяца.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivaemsya_v_igre._tochnee.docx99.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад №2 с.Месягутово муниципального района Дуванский район Республики Башкортостан

«Утверждаю»

Заведующий МАДОУ

детский сад №2

с.Месягутово

_______и.о. Н.В.Кустова

Утверждена на

педагогическом совете

протокол №____

 от_______2017г.

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

«РАЗВИВАЕМСЯ В ИГРЕ»

(программа рассчитана на 1,5-2 месяца для детей с задержкой психического развития 6-7 лет)

автор-составитель:

педагог-психолог МБДОУ

детский сад №2 с.Месягутово

Ишмаевой Гульшат Дамировны

Месягутово-2017г.

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Учебно-тематический план
  3. Содержание программы
  4. Методическое обеспечение
  5. Литература

  1. Пояснительная записка

Дошкольное детство — период наиболее интенсивного познавательного развития и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не получает должного развития в дошкольном возрасте, то в последствии не удается его реализовать в полной мере.

С позиции неискушенного наблюдателя дошкольники с задержкой психического развития не так уж отличаются от сверстников. Родители часто не придают значения тому, что их ребенок чуть позднее начал самостоятельно ходить, действовать с предметами, что задерживается его речевое развитие. Повышенная возбудимость, неустойчивость внимания, быстрая утомляемость сначала проявляются на поведенческом уровне и лишь в последствии - при выполнении заданий учебного плана.

К старшему дошкольному возрасту становятся очевидными проблемы в усвоении программы детского сада: дети плохо запоминают материал, малоактивны на занятиях, легко отвлекаются. Низкой уровень познавательного развития оказывается более низким по сравнению с нормой.

С началом обучения в школе клиническая картина становится более выраженной. Психологические проблемы генерализуются и приобретают более глубокий и стойкий характер. Возникают серьезные проблемы в усвоении школьной программы, многие дети становятся неуспевающими, и составляют около 50% среди всех неуспевающих школьников.

Коррекционно-развивающая программа рассчитана на специалистов (психологов, педагогов, дефектологов, а также родителей), работающих с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР.

В программе используются упражнения, разработанные Б.А.Архипо шм, Е. А. Воробьевой, И.Г.Выгодской, Т.Г.Горячевой, В И.Зуевым, П.Деннисоном, 10.В.Касаткиной, Н.В.Клюевой, JI .В.Константиновой, Е.К.Лютс вой, Г.Б.Мониной, Е.В.Пеллингер, А.Ремеевой, А.С.Султановой, Л.П.Успенской, К.Фоппелем и др.

Актуальность: причина разработки программы состоит в том, что задержка психического развития влияет па развитие познавательной деятельности. Исходя из наблюдений, можно сказать, что у большинства детей с ЗПР мыслительная деятельность наиболее уязвима из всех познавательных процессов.

Цель: игровая психокоррекция, направлена на развитие мыслительной деятельности.

Развивающе-коррекционные задачи:

  • развитие познавательной деятельности, формирование обобщения, решение задач по аналогии, формирование отвлеченных закономерностей,
  • умение усваивать абстрактные, временные и пространственные понятия,
  • умение устанавливать причинно-следственные отношения между событиями и явлениями.

Форма проведения учебных занятий:

Занятия рассчитаны как на групповую, так и на индивидуальную форму работы.

Время проведения - 30-40 минут.

Количество участников группы - 4 человека, возраст - 6-7 лет.

Срок реализации:

Программа состоит из 10 занятий.

При соблюдении режима проведения - 2 занятия в неделю, цикл рассчитан на 1,5-2 месяца.

Учебно-тематический план

коррекционно-развивающей программы «Развиваемся в игре»

Цели, задачи и название

Игры, упражнения, техники

Дата

Занятие № 1

Цель: развивать произвольное внимание, развивать зрительную память (кратковременную и долговременную), развивать образное мышление, развивать воображение и творческие способности

  1. Игра «Свет мой, зеркальце, скажи»
  2. «Что изменилось?»

Цель: развивать произвольное внимание.

  1. «Картинки»

Цель: развивать зрительную память (кратковременную и долговременную).

  1. «Разрезные картинки»

Цель: развивать образное мышление.

  1. «Пантомима»

Цель: развивать воображение и творческие способности.

  1. Рефлексия: «Мне больше всего понравилось на занятии»

1 неделя октября

Занятие №2.

Цель: развивать навык внимательно слушать и выполнять указания взрослого,

Развивать слуховую память - кратковременную и

долговременную,

развивать

зрительное

воображение.

  1. Игра «Музей восковых фигур»
  2. «Нарисуй»

Цель: развивать навык внимательно слушать и выполнять указания взрослого.

  1. «Запомни слова»

Цель: Развивать слуховую память  кратковременную и долговременную.

  1. «Четвертый лишний»

Цель: развивать наглядно-образное мышление.

  1. «Нарисуй»

Цель: развивать зрительное воображение.

  1. Рефлексия: «У меня лучше всего получилось»

2 неделя октября

Занятие №3.

Цель: развивать способности к переключению внимания, к быстроте переключения и распределения внимания, развивать объем

кратковременной слуховой памяти, развивать способность устанавливать причинно - следственные связи, развивать вербальное воображение.

  1. Игра «Маски» (понимание мимики)
  2. «Хлопай в ладоши»

Цель: развивать способности к переключению внимания, к быстроте переключения и распределения внимания.

  1. «Каскад слов»

Цель: развивать объем кратковременной слуховой памяти.

  1. «Бывает - не бывает»

Цель: развивать способность устанавливать причинно-следственные связи.

  1. «Представь себе».

Цель: развивать вербальное воображение.

6. Рефлексия: «Мне больше всего понравилось на занятии»

3 неделя октября

Занятие №4.

Цель: развивать способность к распределению внимания, развивать способность понимания взаимосвязи между словами, развивать воображение.

  1. Игра «Скульптор»
  2. «Прямой и обратный счет»

Цель: развивать способность к распределению внимания.

  1. «Говоря наоборот»

Цель: развивать способность понимания взаимосвязи между словами.

  1. «Самое хорошее»

Цель: развивать воображение.

  1. Рефлексия: «У меня лучше всего получилось»

4 неделя октября

Занятие №5.

Цель: развивать произвольное внимание, развивать кратковременную память, развивать гибкость ума

  1. Игра «Именины»
  2. «Нарисуй»

Цель: развивать произвольное внимание.

  1. «Фотоаппарат детектива»

Цель: развивать кратковременную память.

  1. «Назови слова»

Цель: развивать гибкость ума.

  1. «Угадай»
  2. Рефлексия: «Мне больше всего понравилось на занятии»

1 неделя ноября

Занятие№6

Цель: развивать опосредованное внимание, концентрацию и распределение внимания между условием и материалом, развивать словесно-логическую память, развивать мыслительный процесс выделения существенных признаков, развивать вербальное воображение, способность манипулировать им

  1. Игра «Фотография на память»
  2. «Запрещенные числа»

Цель: развивать опосредованное внимание, концентрацию и распределение внимания между условием и материалом.

  1. «Запомни рассказ»

Цель: развивать словесно-логическую память.

  1. «Найди лишнее слово»

Цель: развивать мыслительный процесс выделения существенных признаков.

  1. «Антивремя»

Цель: развивать вербальное воображение, способность манипулировать им.

  1. Рефлексия: «У меня лучше всех получилось»

2 неделя ноября

Занятие №7

Цель: развивать умение анализировать написанные цифры и буквы (знаки) и уметь «видеть» нужное, развитие памяти цветовой гаммы, развитие гибкости мышления, развивать чувственное воображение

  1. Игра «Надувной Буратино»
  2. «Корректурная проба»

Цель: развивать умение анализировать написанные буквы и цифры (знаки) и уметь «видеть» нужное.

  1. «Калейдоскоп»

Цель: развитие памяти цветовой гаммы.

  1. «Придумай»

Цель: развитие гибкости мышления.

  1. «Термометр»

Цель: развивать чувственное воображение.

  1. Рефлексия: «Мне больше всего понравилось на занятии»

3 неделя ноября

Занятие№8.

Цель: формировать собранность внимания, развивать зрительную эмоциональную память, развивать речь, активизировать

словарный запас,

развивать

зрительную

эмоциональную

память, развивать

речь, активизировать словарный запас, развивать зрительное и пространственное воображение

  1. Игра «Танец клоуна»
  2. «Запрещенные движения»

Цель: формировать собранность внимания.

  1. «Разведчик»

Цель: развивать зрительную эмоциональную память.

  1. «Вариантность мышления»

Цель: развивать речь, активизировать словарный запас.

  1. «Разведчик»

Цель: развивать зрительную эмоциональную память.

  1. «Вариантность мышления»

Цель: развивать речь, активизировать словарный запас.

  1. «Комбинирование»

Цель: развивать зрительное и пространственное воображение.

  1. Рефлексия: «У меня лучше всего получилось»

4 неделя ноября

Занятие№9.

Цель: развитие произвольности и основных свойств внимания

  1. «Запоминай порядок».

Цель: развитие произвольности и основных свойств внимания.

  1. «Кто быстрее»

Цель: развитие произвольности и основных свойств внимания.

  1. «Полет самолета».

Цель: развитие произвольности и основных свойств внимания.

  1. «Цветы».

Цель: развитие произвольности и основных свойств внимания.

1 неделя декабря

Занятие№10.

Цель: развитие основных свойств внимания и памяти

  1. «Зеркало».

Цель: развитие основных свойств внимания и памяти

  1. «Сверхвнимание».

Цель: развитие основных свойств внимания и памяти

  1. «Запомни узор».

Цель: развитие основных свойств внимания и памяти

  1. «Кляксы»

Цель: развитие основных свойств внимания и памяти.

2 неделя декабря

Методическое обеспечение коррекционно-развивающей программы, направленной на развитие познавательных процессов детей с ЗПР старшего дошкольного возраста.

Занятие №1

Цель: развивать произвольное внимание, развивать зрительную память (кратковременную и долговременную), развивать образное мышление, развивать воображение и творческие способности.

  1. Игра «Свет мой, зеркальце, скажи» (с 6 лет)

Действующие лица: Карлсон, дети и их «зеркала». Материал: атрибут для роли Карлсона.

Содержание

Дети разбиваются на пары, становятся друг напротив друга. Ведущий произносит предложение, которое дети должны сопровождать определенной мимикой. Таким образом, достигается двойной эффект: ребенок с помощью мимики изображает эмоциональное состояние сам и видит то же состояние на лице партнера.

Затем взрослый произносит короткие фразы, которые все дети сопровождают мимикой, без комментариев.

Инструкция:

«А теперь покажите рот до ушей, брови на переносице, брови на лоб полезли, губы трубочкой. Наша игра называется «Разговор без слов». Значит, вам говорить нельзя! Можно только показывать мимикой, выражением лица. У вас есть зеркало - лицо вашего друга. Оно показывает то же самое, что и ваше лицо. Смотритесь в него!

Я Карлсон! Я буду говорить, а вы показывайте мне мимикой, сообщайте, что вы чувствуете. Чтобы мне было понятно! К вам пришел Карлсон. Обрадуйтесь, какая приятная встреча!

Карлсон сразу вынужден уйти. Огорчитесь: как плохо, что мы расстались!

Теперь успокойтесь: все будет хорошо! Вы обидели Карлсона! Попросите у него прощения. Ваш друг внезапно исчез! Удивитесь: не может быть! Вдруг вы слышите резкий звук. Испугайтесь!»

Вопросы для беседы

Когда вы радуетесь? огорчаетесь? удивляетесь? пугаетесь?

Когда вы дома или в детском саду делаете рот до ушей, а когда сурово сдвигаете брови на переносице?

  1. «Что изменилось?»

Цель: развивать произвольное внимание.

На стол ставится три-четыре игрушки (в дальнейшем можно увеличить их количество) и ребенку дается время их рассмотреть в течение одной-двух минут. Затем попросите ребенка отвернуться, а тем временем уберите одну из игрушек. Когда малыш повернется по вашему сигналу, спросите его, что же изменилось?

Можно не убирать игрушку, а просто поменять их местами, не убирать и не менять игрушки.

  1. «Картинки»

Цель: развивать зрительную память (кратковременную и долговременную).

Сейчас я вам по очереди буду показывать десять картинок, на каждой из которых изображен знакомый нам предмет (время показа каждой картинки 1-2 секунды). А теперь (после просмотра всех десяти картинок) по очереди назовите (или зарисуйте) предметы, которые вы запомнили. Порядок называния не имеет значения.

  1. «Разрезные картинки»

Цель; развивать образное мышление.

Нарисуйте крупный и яркий предмет и разрежьте его изображение на несколько частей (один и тот же рисунок разрезай по-разному, как показано на рис.1.

C:\Documents and Settings\User\Мои документы\Мои рисунки\Изображение\Изображение 001.jpg

  1. «Пантомима»

Цель: развивать воображение и творческие способности. Ребята, вы должны изобразить жестами, мимикой, звуками какой-либо предмет (машину, чайник, поезд, самолет) или какие-либо действия (рисование, умывание, расчесывание, плавание).

  1. Рефлексия: «Мне больше всего понравилось на занятии»

Занятие №2

Цель: развивать навык внимательно слушать и выполнять указания взрослого, развивать слуховую память - кратковременную и долговременную, развивать зрительное воображение.

  1. Игра «Музей восковых фигур» (с 5 лет)

В игре используется язык пантомимы, дается представление о том, что каждому герою присущи характерные позы.

Действующие лица: восковые фигуры и посетители.

Дети разбиваются на две команды. Первая команда демонстрирует характерные позы какого-нибудь персонажа, вторая угадывает, какой герой изображен. Затем функции команд меняются. Для этого сначала используются знакомые образы, потом придумываются новые персонажа и характерные для них позы. Например: какие позы могут принимать Карабас- Барабас, Золушка, Снежная королева, Мальвина, Спящая красавица? Какие могут быть позы у плачущего человека, просящего, умоляющего, веселого, неунывающего? Какие позы у доброго волшебника, кривляки, гордеца, юлы, хитреца?

Фигуры выставляются в музее, а посетители отгадывают, какая фигура что обозначает. В случае если ответ правильный, фигура оживает.

Инструкция:

«Мы приглашаем вас в музей восковых фигур. В нем собраны сказочные персонажи. Они вам известны. Угадайте, кто это. Если правильно угадаете, фигура оживет».

Вопросы для беседы

Можно ли догадаться самим, фигура какого героя перед вами?

Какую фигуру труднее всего было угадать?

Есть ли в музее фигуры, которые очень похожи друг на друга и которые легко перепутать?

  1. «Нарисуй»

Цель: развивать навык внимательно слушать и выполнять указания взрослого.

Раскрась шары (рис. 2) так, чтобы большой шар был между зеленым и синим, а зеленый был рядом с красным.

image2

  1. «Запомни слова»

Цель: Развивать слуховую кратковременную и долговременную память.

Сейчас я вам прочитаю десять слов (стол, тетрадь, часы, дом, конь, окно, бра, лампа, яблоко, роза). Вы должны их запомнить и повторить слова, которые вспомните.

Спросите ребенка эти же слова через определенное время без
повторения словесного материала.

  1. «Четвертый лишний»

Цель: развивать наглядно-образное мышление

Ребята, перед вами 5 карточек, на которых изображены по 4 предмета,
подобранных таким образом, что только три из них связаны между собой.
Ваша задача - внимательно посмотреть и назвать, какой из этих четырех
предметов лишний, и обосновать свой ответ.

Выигрывает тот, кто быстрее правильно найдет четвертый лишний.
Карточки:

  1. Тюльпан, ромашка, кошка, ландыш.
  2. Наручные часы, будильник, градусник, настенные часы.
  3. Карандаш, ручка, тетрадь, фломастер и т. п.

После выбора четвертого лишнего предложите ребенку оставшиеся три
предмета назвать одним словом.

  1. «Нарисуй»

Цель: развивать зрительное воображение.

Посмотрите на рисунок. На нем вы видите незаконченные изображения
разных предметов. Нарисуйте что-нибудь интересное, используя эти
изображения.

        

C:\Documents and Settings\User\Мои документы\Мои рисунки\Изображение\Изображение 002.jpg

  1. Рефлексия: «У меня лучше всего получились»

Занятие №3

Цель: развивать способности к переключению внимания, к быстроте переключения и распределения внимания, развивать объем кратковременной слуховой памяти, развивать способность устанавливать причинно- следственные связи, развивать вербальное воображение.

  1.  Игра «Маски» (понимание мимики) (с 5 лет)

Действующие лица: маски и «зеркала».

Материал: маски, изображающие разные эмоциональные состояния.

Содержание:

Дети располагаются по кругу. Ведущий показывает маски, изображающие разные эмоциональные состояния: грусть, радость, удивление, страдание, страх. Дети мимикой воспроизводят эти состояния. После этого маски передаются по кругу. Инструкция:

«Сегодня я подготовила для вас разные маски. Посмотрите на них. Какая эта маска? Веселая или грустная? А эта? Я надену маску и посмотрю на вас, а вы будете моими зеркалами. Если на мне грустная маска, то и вы сделайте свои лица грустными. Вам тоже грустно. Вот сколько много получается зеркал! А теперь мы будем действовать без слов. Я надеваю маску, а вы мои зеркала. Теперь маска на лице у Маши, и вы превращаетесь в Машины зеркала. Маска переходит к Ване...»

Затем маски убирают.

Инструкция:

«Злой Карабас-Барабас! Какое у него выражение лица? Покажите. А у Колобка, который весело катится по дорожке? Вы превратились в Царевну Несмеяну! в хитрого Кота Базилио! в Буратино!»

Другой вариант игры: дети делятся на две группы. Ведущий по очереди присоединяется к каждой из групп. Первая группа договаривается, какого героя они показывают, вторая отгадывает. Потом группы меняются.

Инструкция:

«Попробуйте угадать, у кого из сказочных героев такое выражение лица. Как вы догадались?»

Вопросы для беседы

  1. Какая маска вам больше нравится?
  2. Какого героя вы хотите показать еще раз?
  3. Какое выражение лица вам приятно видеть у своего друга, мамы, воспитателя? Покажите.
  4. А какое выражение вашего лица приятно для других людей?

Покажите.

  1. «Хлопай в ладоши»

Цель: развивать способности к переключению внимания, к быстроте переключения и распределения внимания.

Сейчас я буду называть различные слова: стол, кровать, карандаш, воробей, книга, стул, кошка, чашка и т. д. Вы должны меня внимательно слушать и хлопнуть в ладоши в тот момент, когда услышите слова, обозначающие (называющие) животного (посуду, мебель и т. п.).

Можно немного поменять задание, предложив детям встать, когда услышат слова, на которые нужно обращать внимание.

  1. «Каскад слов»

Цель: развивать объем кратковременной слуховой памяти.

Вы сейчас должны за мною повторять слова. Я называю вначале одно слово, затем два, затем три и т. д.

Список слов:

  1. Огонь.
  2. Огонь, дом.
  3. Огонь, дом, конь.
  4. Огонь, дом, конь, гриб.
  5. Огонь, дом, конь, гриб, мел.
  6. Огонь, дом, конь, гриб, мел, гора.
  7. Огонь, дом, конь, гриб, мел, гора, мед.
  8. Огонь, дом, конь, гриб, мел, гора, мед, сосна.
  1. «Бывает - не бывает»

Цель: развивать способность устанавливать причинно-следственные

связи.

Я называю ситуацию и бросаю мяч. Вы должны его поймать только в том случае, если названная мною ситуация бывает, а если нет, то мяч ловить не нужно. Ситуации: кошка варит кашу, поезд летит по небу, кошка хочет есть, человек вьет гнездо, почтальон принес письмо, зайчик пошел в школу, яблоко соленое, стеклянные туфли, в кастрюле варится каша, кошка гуляет по крыше, девочка рисует домик, ночью светит солнце, зимой идет снег, курочка клюет зерна, мальчик виляет хвостом, строитель строит дом, кошка бежит за мышкой, собака клюет еду и т.п.

  1. «Представь себе»

Цель: развивать вербальное воображение. Попробуй представить, что будет, если...

а)        открыли школу для собак;

б)        люди научились летать;

в)        птицы стали разговаривать на человеческом языке;

г)        если бы все люди потеряли дар речи;

д)        научились читать мысли других людей... и т. п.

  1. Рефлексия: «Мне больше всего понравилось на занятии»

Занятие №4

Цель: развивать способность к распределению внимания, развивать способность понимания взаимосвязи между словами, развивать воображение.

1. Игра «Скульптор» (с 6 лет)

Эта игра помогает найти взаимопонимание, проявить терпимость (толерантность) к партнеру.

Действующие лица: скульпторы и дети, выступающие в роли глины.

Содержание. Дети разбиваются на пары. Один из них скульптор, а другой - глина (затем они меняются ролями). Участники действуют молча. Задача скульптора - сделать статую, придумать и воплотить образ, чтобы он был понятен другим, узнаваем. Задача глины - оставаться на всем протяжении сеанса пассивной, позволить скульптору воплотить свою идею, понять замысел скульптора. Глина сидит или стоит. Скульптор двигает руками глину в соответствии с задуманным образом. Так появляются фигуры футболиста, воина, феи, Золушки, драчуна.

В качестве глины могут выступать двое детей. Инструкция скульпторам:

«Мы с вами очутились в творческой мастерской. Вы скульпторы. Сейчас вы будете лепить из глины скульптуры так, чтобы они были понятны другим, узнаваемы. Подумайте, кого бы вы хотели вылепить, но никому не говорите. В конце игры мы сделаем выставку ваших скульптур».

Инструкция детям, выступающим в роли глины:

«Вы сейчас побудете глиной. Глина влажная, мягкая, податливая она полностью подчиняется рукам скульптора. Попробуйте угадать, какую скульптуру создаст из вас скульптор».

В конце игры можно организовать выставку скульптур.

Вопросы для беседы

Вопрос к скульптору: что вы делали, чтобы вашу скульптуру можно было узнать?

Вопрос к глине: просто ли подчиняться воле скульптора, или хотелось сделать что-то по - своему?

  1. «Прямой и обратный счет»

Цель: развивать способность к распределению внимания.

Повторим обратный счет от 10 до 1. Повторите его еще раз, но одновременно выполняйте движения, какие буду делать я (простые физические упражнения, рывки руками).

  1. «Говоря наоборот»

Цель: развивать способность понимания взаимосвязи между словами.

Сейчас я буду говорить слово, а вы тоже говорите, только наоборот.

Пары слов:

веселый - грустный;

быстрый - медленный;

красивый - безобразный; пустой - полный; худой - толстый; умный - глупый; тяжелый - легкий; трусливый - храбрый;

  1. «Самое хорошее»

Цель: развивать воображение.

Для данной игры требуются карандаши (краски) и листы бумаги. Всем участникам предлагается нарисовать самое хорошее на свете. Готовые рисунки рассматриваются совместно и принимается коллективное решение, чей рисунок самый хороший.

  1. Рефлексия: «У меня лучше всего получилось».

Занятие №5

Цель: развивать произвольное внимание, развивать кратковременную память, развивать гибкость ума.

  1. Игра «Именины» (с 5 лет).

Действующие лица: именинник и дарители. Содержание Дарителю необходимо с помощью жестов, мимики и движений показать, кому и что дарится и с каким чувством. Ребенок, получающий подарок, выражает благодарность. Дети встают в круг. Выбирается именинник. Он встает в центр. Остальные дети объявляются дарителями. Именинник придумывает себе роль какого-нибудь известного героя (например, Золушки) и жестами, мимикой сообщает об этом дарителям. Каждый из дарителей придумывает воображаемый подарок и с помощью мимики, жестов преподносит его имениннику. Это могут быть как волшебные предметы, так и реальные: хрустальные башмачки, карета, воздушный шарик и т.п. В этой игре следует учитывать возрастные особенности.

Дети младшего и среднего дошкольного возраста дарят вещи, а дети старшего дошкольного возраста предлагают в качестве подарка нравственные качества: нежность, заботу, дружбу. Например, именинник сообщает, что он Чебурашка. Дарители преподносят ему, кроме конфет, игрушек, еще свою дружбу, внимание, любовь, защиту.

Инструкция:

«Наша игра называется «Именины». Кто будет именинником? Начнем с Даши. Даша - именинница. А мы будем дарить ей подарки, но подарки особые - воображаемые. Как вы думаете, какие подарки ей понравятся, какие придутся по вкусу? Сейчас каждый из вас придумает подарок и без слов (показывая руками и мимикой) преподнесет его имениннице. Показывайте так, чтобы ей было понятно, что вы дарите. Это могут быть не только обычные предметы, но и волшебные: воздушный шарик, хрустальные башмачки, аленький цветочек».

Вариант 1. Именинник придумывает себе роль какого-нибудь сказочного персонажа и жестами, мимикой сообщает об этом дарителям.

Инструкция имениннику:

«Придумай себе роль какого-нибудь известного всем персонажа и без слов, только мимикой и жестами, движениями покажи, кто твой герой».

Инструкция детям:

«У нас сегодня именинник - неизвестный сказочный герой. Отгадайте, кто это. Какие подарки ему можно подарить?»

Вопросы для беседы

Вопрос именинникам: какие подарки вам больше всего понравились9

Вопросы дарителям: кому из именинников вам больше всего хотелось преподнести подарок? Почему? Захочет ли Золушка получить те подарки, которые вы подарили Бармалею?

Вариант 2. Игра отражает реальные отношения между детьми. Именинник назначается, а остальные дети дарят ему воображаемые подарки с учетом его интересов и желаний. Например, именинник сегодня Вася. Каждый из дарителей изобретает подарок. Одни дарят ему автомобиль, игрушечный самолет и т. п. А другие преподносят аккуратность, дружбу, хорошее настроение.

Вопросы для беседы

  1. Знаете ли вы, о каком подарке мечтает ваш друг?

Скажите, о каком подарке мечтает каждый из вас

  1. «Нарисуй»

Цель: развивать произвольное внимание.

Нарисуй в один ряд десять треугольников. Будь очень внимателен. Заштрихуй красным карандашом 3,6 и 9 треугольники. Зеленым - 2 и 5, синим карандашом 4 и 8 (и т.д.).

  1. «Фотоаппарат детектива»

Цель: развивать кратковременную память.

Вы должны представить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать любой предмет, ситуацию, любого человека и т. д. Например, вы должны «сфотографировать» этот стол: внимательно рассмотреть все предметы, которые лежат на этом столе. Затем закройте глаза и постарайтесь перечислить все, что удалось запомнить.

  1. «Назови снова»

Цель: развивать гибкость ума?

Ребята, суть данной игры состоит в том, что вам нужно назвать как можно больше слов, обозначающих:

а)        деревья (береза, сосна, ель, кедр и т. д.);

б)        зверей (слон, жираф, бегемот и т. д.);

в)        домашних животных (кот, собака, корова и г. д.);

г)        предметы, относящиеся к спорту (клюшка, кеды, мяч и т. д.);

д)        наземный транспорт (машина, автобус, трамвай и т. д.);

е)        воздушный транспорт (самолет, вертолет ракета и т. д.);

ж)        водный транспорт (корабль, лодка, яхта и v. д.);

з)        овощи (лук, капуста, морковь и т. д.); и) фрукты (яблоко, вишня, персик и т. д.); л) одежду (юбка, брюки, рубашка и т. д.).

  1. «Угадай»

На одном листе - одна фигурка, похожая сразу на несколько игрушек.

Задание - нарисовать эти игрушки:

Шарик, тарелка, мяч, обруч, руль                      лодка, миска, ванна

Пирамидка, башня, елка, парус             собака, кошка, утенок

  1. Рефлексия: «Мне больше всего понравилось на занятии»

Занятие№6

Цель: развивать опосредованное внимание, концентрацию и распределение внимания между условием и материалом, развивать словесно-логическую память, развивать мыслительный процесс выделения существенных признаков, развивать вербальное воображение, способность манипулировать им.

  1. Игра «Фотография на память» (с 6 лет)

Действующие лица: дети и кинорежиссер.

Материал: картинки или фотографии с изображением различных сиен, с участием нескольких лиц, настоящий или игрушечный фотоаппарат.

Содержание

Предлагается фотография или картинка, на которой, изображена какая - нибудь групповая сцена, например ситуация, когда дети помогают упавшему ребенку встать, или репродукция картины И. И Шишкина «Три медвеля». Участники игры делятся на две группы, и каждая из них делает свою «скульптурную композицию». Можно найти и отобразить шутливые сценки.

Предлагается сделать фотографию на память.

Инструкция:

«К нам пришел кинорежиссер. Он хочет сделать фотографию для своего фильма. Нужно снять вот такую сцену (показывают фото). Договоритесь и изобразите то, что там нарисовано. (Для образца строится одна скульптурная группа.) Как только будет готово, мы снимаем».

Вопросы для беседы (при рассматривании фотографий) Похоже ли наше фото на картинку, по которой вы делали фотографию? Что вышло хорошо, а что не получилось?

  1. «Запрещенные числа»

Цель: развивать опосредованное внимание, концентрацию и распределение внимания между условием и материалом.

Ребята, сейчас я буду задавать вопросы, а вы должны ответить на них. Но вы должны соблюдать два правила:

  1. Нельзя называть числа 2 и 4.
  1. Сколько на одной руке? (5)
  2. Сколько лап у собаки? (столько, сколько у кошек)
  3. Сколько лап у курицы (пара)
  4. Сколько звезд на небе? (очень много)
  5. Сколько тебе лет? (немного)
  6. Сколько глаз у бегемота? (столько же, сколько и у меня).
  1. «Запомни рассказ»

Цель: развивать словесно-логическую память.

Ребята, чтобы обладать хорошей памятью, ее необходимо постоянно тренировать. Вы можете это делать, запоминая ежедневно стихи, песенки, рассказы. Сейчас давайте с вами постараемся запомнить короткий рассказ. Внимательно слушайте и запоминайте:

«Высоко в горах живет горный баран. В небе кружит большой орел. Внизу по деревьям прыгают ловкие обезьяны. Вдруг маленькая обезьяна запрыгнула на высокое дерево. Камнем упал орел вниз и схватил ее острыми когтями. Взрослые обезьяны стаей набросились на орла, па-конец орел вырвался и улетел. С тех пор орел никогда не нападал на смелых и умных обезьян».

  1. «Найди лишнее слово»

Цель: развивать мыслительный процесс выделения существенных признаков.

Я вам сейчас буду зачитывать по четыре слова, из которых одно будет лишнее. Ваша задача - найти это слово и записать, а потом объяснить, почему именно это слово вы считаете лишним.

  1. Вася, Петя, Коля, Иванов.
  2. Молоко, сыр, мясо, сметана.
  3. Иней, пыль, дождь, роса.
  4. Дедушка, учитель, мама, папа.
  5. Ручка, кисточка, роза, карандаш.
  6. Пилотка, шапка, шарф, шляпа.
  7. Троллейбус, трамвай, трактор, автобус.
  8. Береза, сосна, арбуз, елка.
  9. Кирпич, камень, дом, глина.
  10. Туфли, колготки, ботинки, сапоги.
  1. «Антивремя».

Цель: развивать вербальное воображение, способность манипулировать

им.

Каждому из вас я предложу определенную тему рассказа. Получивший тему рассказа должен ее раскрыть, описывая, но «задом наперед» - как если бы в обратную сторону прокручивалась лента.

Например, «Магазин», «Театр», «Путешествие», «Прогулка в лес».

  1. Рефлексия: «У меня лучше всего получилось»

Занятие №7

Цель: развивать умение анализировать написанные цифры и буквы (знаки) и уметь «видеть» нужное, развитие памяти цветовой гаммы, развитие гибкости мышления, развивать чувственное воображение.

  1. Игра «Надувной Буратино» (с 5 лет).

Соде ржание:

В этой игре дети произвольно управляют своим телом, чередуют напряжение и расслабление. Игра может служить разминкой для снятия напряжения у участников.

Ведущий исполняет роль папы Карло. Он совершает характерные движения и издает звуки, имитируя действия насоса. Дети, исполняющие роль Буратино, сначала надуваются - при этом лица становятся напряженными, щеки надуваются, руки раскинуты, ноги расставлены. При сдувании дети медленно опускают руки, голову, опускаются на корточки.

Инструкция:

«Представьте, что папа Карло не выстругал Буратино из дерева, а использовал резиновую игрушку и надул ее. Я буду папой Карло, вы - Буратино. Я буду работать насосом, а вы будете медленно надуваться, расправляться. Но сначала вы должны показать, что в вас совершенно нет воздуха (воспитатель показывает эту позицию). Потом я начну качать воздух, а вы показывайте, что вы медленно расправляетесь (дать образец этого действия). Условие игры: говорить не разрешается. Теперь начали».

  1. «Корректурная проба»

Цель: развивать умение анализировать написанные цифры и буквы (знаки) и уметь «видеть» нужное. Помогает развивать устойчивость, целенаправленность и концентрацию внимания.

Посмотрите внимательно на лист бумаги. Ваша задача - очень внимательно и быстро просматривать цифры и буквы (значки) и вычеркивать всё буквы «а» и цифры «2», которые вам встретятся.

8абвгд4жзе2атунол9стуфх7ыю

Я3с2ном6абвгд2умликал2мрх

Ст2а5и6мн2сэетуо2лсуах7ыя

  1. «Калейдоскоп»

Цель: развитие памяти цветовой гаммы.

Выбирается водящий, который становится лицом к участникам. Игроки по очереди называют водящему цвет, который каждый из них предпочитает.

После этого водящий поворачивается к ним спиной, и игроки быстро меняются местами. После того как входящий повернется, он должен назвать, какой цвет нравится каждому игроку. Следующим водящим станет тот, чей цвет не угадали.

  1. «Придумай»

Цель: развитие гибкости мышления.

Ребята, сейчас я вам буду предлагать ситуации, а вы должны

сочинить по этой ситуации сюжет.

Например, «Рыба без воды», «Магазин без денег», «Человек родился взрослым» и т.п.

  1. «Термометр»

Цель: развивать чувственное воображение.

Ребята играют парами. Один из партнеров закрывает глаза и пытается вызвать ощущение тепла в своей правой, затем в левой руке, представляя, что он в ней держит какой-либо горячий предмет.

По истечении некоторого времени второй партнер внимательно ощупывает руки и пытается определить, какая из рук теплее. Затем меняются роли между партнерами.

  1. Рефлексия: «Мне больше всего понравилось на занятии»

Занятие№8

Цель: формировать собранность внимания, развивать зрительную эмоциональную память, развивать речь, активизировать словарный запас, развивать зрительное и пространственное воображение.

  1. Игра «Танец клоуна» (с 5 лет)

Действующие лица: танцоры и скульпторы.

Содержание: Танцоры выбирают себе роль злого или доброго эльфа и исполняют несколько танцевальных движений, характеризующих этих героев. Скульптор должен понять, у кого какая роль, и попытаться выразить это своей позой. Инструкция танцорам:

«Выбери себе роль доброго или злого эльфа и покажи художникам, кто

ты».

Инструкция скульпторам:

«Попытайся разгадать, какого героя изображает танцор, доброго или злого. Придумай и покажи такую скульптуру».

  1. «Запрещенные движения»

Цель: формировать собранность внимания.

Ребята, встаньте ровненько. Все внимание на меня. Я сейчас буду делать определенные движения руками, а вы будьте внимательны и все движения повторяйте за мною. Но не забывайте об одном правиле: нельзя опускать руки вниз. А если я опускаю вниз руки, вы должны в ответ поднять свои руки вверх. Готовы? Кто ошибется, выбывает из игры.

  1. «Разведчик»

Цель: развивать зрительную эмоциональную память.

Выбирается из участников игры разведчик. Остальные дети по команде ведущего неподвижно застывают на своих местах. При этом каждый запоминает свою позу, разведчик старается запомнить позы всех участников. Внимательно изучив их позы, внешний вид, разведчик выходит из комнаты. В это время все участники делают несколько изменений своего внешнего вида, позы, обстановки или чего-то другого. После того как все изменения сделаны, разведчик возвращается в комнату. Его задача - обнаружить все перемены. Далее разведчиком становится по желанию участник игры.

  1. «Вариантность мышления»

Цель: развивать речь, активизировать словарный запас.

Ребята, придумайте ситуации и их возможные последствия — что бы произошло:

  1. Если бы у елочки выросли ножки?
  2. Если бы люди стали ходить вверх ногами?
  3. Если бы кошки стали большими, как слоны?

Запишите все свои варианты в тетрадь.

Рефлексия: «У меня лучше всего получилось»

  1. «Разведчик»

Цель: развивать зрительную эмоциональную память.

Выбирается из участников игры разведчик. Остальные дети по команде ведущего неподвижно застывают на своих местах. При этом каждый запоминает свою позу, разведчик старается запомнить позы всех участников. Внимательно изучив их позы, внешний вид, разведчик выходит из комнаты. В это время все участники делают не сколько изменений своего внешнего вида, позы, обстановки или чего-то другого. После того как все изменения сделаны, разведчик возвращается в комнату. Eго задача - обнаружить все перемены. Далее разведчиком становится по желанию участник игры.

  1. «Вариантность мышления»

Цель: развивать речь, активизировать словарный запас.

Ребята, придумайте ситуации и их возможные последствия - что бы произошло:

  1. Если бы у елочки выросли ножки?
  2. Если бы люди стали ходить вверх ногами?
  3. Если бы кошки стали большими, как слоны?

Запишите все свои варианты в тетрадь.

  1. «Комбинирование»

Цель: развивать зрительное и пространственное воображение.

Ребята, придумайте и нарисуйте как можно больше предметов, используя геометрические фигуры: круг, полукруг, треугольник, прямоугольник, квадрат.

Каждую фигуру можно использовать многократно, можно менять размеры фигур. Основное условие — нельзя произвольно добавлять фигурки.

  1. Рефлексия: «У меня лучше всего получилось»

Занятие №9.

Тема: Соревнование.

Цель: развитие произвольности и основных свойств внимания.

Задачи: коррекция устойчивости и произвольности внимания, формирование самоконтроля, развитие способности определять эмоции.

Содержание занятия.

Фея сказок:  «Ребята давайте сегодня с вами поиграем в игры». И я смогу узнать, кто из вас, что умеет делать.

Упражнение «Запоминай порядок». 5-6 человек выстраиваются в ряд. Водящий на 30 секунд поворачивается в их сторону, затем, отвернувшись, перечисляет, кто за кем стоит. Потом водит другой.

Упражнение «Кто быстрее». Предлагаются гонки с геометрическими фигурами. Детям надо как можно быстрее вычеркнуть часто встречающуюся геометрическую фигуру, например, квадрат. Задачу изменяют: предлагается одну фигуру зачеркнуть, а в другой - поставить определенный знак.

Упражнение «Полет самолета». Представьте: летит самолет, из низко выпрыгивает человек, раскрывается парашют и опускается на землю. Детям предлагается показать четыре момента:

  • летит самолет;
  • отделился человек;
  • раскрылся парашют;
  • человек на земле.

Упражнение «Цветы». Детям раздают цветы, вырезанные из цветной бумаги, в центре которых схематично изображены эмоции. Предлагается рассмотреть их и рассказать, что они чувствуют, выбрать наиболее привлекательный цветок.

Занятие №10

Тема: Память

Цель: развитие основных свойств внимания у, памяти.

Задачи: коррекция зрительной памяти, тренировка распределения внимания, контроль эмоционального состояния.

Содержание занятия:

Фея сказок «Сегодня у нас последнее занятое. Посмотрим, чему вы научились и что у вас лучше всего получается.

  1. Упражнение «Зеркало». Водящий изображает разные эмоциональные состояния, а дети повторяют. Когда дети запомнят изображения эмоциональных состояний, то на изображение эмоционального состояния, показанного водящим, дети должны показать противоположное.
  2. Упражнение «Сверхвнимание». Ребенку предлагают закодировать с помощью знаков фразу по образцу и ставят пластинку со сказкой. После выполнения задания ребенка просят рассказать о сказке.
  3. Упражнение «Запомни узор». Ребенку предлагается образец с узором, состоящим из геометрических фигур. Просят внимательно рассмотреть все детали узора и зарисовать.

Упражнение «Кляксы». Рисование руками, используя краски с целью эмоциональной разрядки.

        

Литература

  1. Бабкина Н.В. Оценка психологической готовности детей к школе: Пособие для психологов и специалистов. - М, Айрис-Пресс, 2006.
  2. Башаева "Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития". Санкт-Петербург. 2001.
  3. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Развитие ребенка - в ваших руках. - М., Новая школа, 2000.
  4. Маркова Л.С. Организация коррекционно-развивающего обучения дошкольников с задержкой психического развития. М., 2002.
  5. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. Пособие.

Источники:

http://www.pedlib.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ) КОРРЕКЦИОННО- РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ  УЧИТЕЛЯ- ДЕФЕКТОЛОГА для детей с задержкой психического развития (3-4 лет)...

Образовательная программа дошкольного образования для коррекционной группы детского сада детей с задержкой психического развития 4-7 лет

Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми среднего, старшего и подготовительного дошкольного возраста групп с задержкой психического развития детского дошкольного учрежденияОсновная ц...

Коррекционная программа по развитию внимания у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста

Комплекс игр и динамических пауз по развитию внимания у детей, имеющих задержку психического развития....

Рабочая программа учителя - логопеда Коррекционно-развивающей работы в группах компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития среднего, старшего и подготовительного к школе возраста.

Содержание рабочей программыI. Содержательный раздел программы Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цели, задачи реализации рабочей программы 1.3. Принципы к формированию рабо...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ОЛЕНЯТА»

Программа разработана в соответствии с Основной общеобразовательной программой Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Дельфин» города Муравле...

Рабочая программа учителя-логопеда коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития детей

Состояние развития речи детей дошкольного возраста на современном этапе ученые характеризуют как крайне неудовлетворительное (Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук, О.С. Ушакова и др.) и отмечают необходимость це...