Конспект занятия по формированию временных представлений у детей с ЗПР (старшая группа)
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Чистякова Людмила Николаевна

Предлагаемый материал поможет педагогам закрепить представления детей с задержкой психического развития о частях суток, их последовательности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_po_femp_dlya_detey_s_zpr.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по формированию временных представлений

у детей с ЗПР (старшая группа)

Учитель-дефектолог

МАДОУ «Детский сад № 11 «Семицветик»

Чистякова Людмила Николаевна

Тема «Сутки»

Цель – закрепление представлений о частях суток.

Коррекционно-образовательные задачи:

1). Уточнять представления о частях суток, связывая их с тем, что делают дети утром, днём, вечером, ночью;

2). Закреплять умение устанавливать последовательность частей суток,

3). Учить употреблять в речи соответствующую терминологию.

Коррекционно-развивающие задачи:

1).  Развивать ориентировку во времени при определении частей суток,

2). Развивать зрительное внимание при последовательном раскладывании картинок,

3). Развивать мыслительную деятельность при отгадывании загадок,

4). Развивать координацию движений при имитировании действий.

Коррекционно-воспитательные задачи:

1). Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

2). Воспитывать у детей желание участвовать в совместной деятельности.

Оборудование и материал:

Кукла би-ба-бо Петрушка; круговая модель «Части суток»; коврограф и набор картинок с характерными изображениями различных действий детей в разные части суток; текст пальчиковой гимнастики «Пальчики – братики»; текст физкультминутки «Хомка»; загадки о частях суток; раздаточный материал (4 квадрата красного, жёлтого, синего и чёрного цветов); карточка с изображением правильной последовательности частей суток для самоконтроля.


Деятельность педагога

Предполагаемая деятельность детей

Этапы занятия

Методы и приёмы

Виды инструкций

Виды помощи

Организационный момент.

Приветствие.

Сегодня к нам пришёл Петрушка. Он, как и вы, любит ходить в детский сад. Почему вам нравится в детском саду?

Дети отвечают на вопросы.

Основная часть.

Работа с моделью «Части суток».

Петрушка интересуется, а когда, в какую часть суток, вы приходите в детский сад?

На какой цвет вы ставите стрелочку на наших часиках утром?

А что ещё вы делаете утром?

Что наступает после утра?

Что раньше: утро или день?

Что позже: день или утро?

Что вы делаете днём?

На какой цвет вы передвигаете стрелочку на наших часиках днём?

Какая часть суток наступает в конце дня?

Что раньше: день или вечер?

Что позже: вечер или день?

Что вы делаете вечером?

На какой цвет вы передвигаете стрелочку на наших часиках вечером?

Что приходит после вечера?

Что вы делаете ночью?

Можете вы поставить стрелочку на наших часиках ночью на чёрный цвет?

Назовите по порядку все части суток.

Использование зрительной опоры.

Утром солнышко красное встаёт.

Указательный жест на нужный цвет.

Днём всё кругом светло.

Вечером на улице начинает темнеть.

Утром.

Ставим стрелочку на красный цвет.

Дети отвечают на вопросы: просыпаемся, умываемся, делаем зарядку, завтракаем.

После утра наступает день.

Дети отвечают на вопросы.

Днём мы занимаемся, гуляем, играем, обедаем, отдыхаем в детском саду.

Мы ставим стрелочку на жёлтый цвет.

Дети отвечают на вопросы.

Вечером мы уходим домой. Дома мы играем, ужинаем, смотрим телевизор.

Мы передвигаем стрелочку на синий цвет.

Ночь.

Ночью мы спим.

Ночью мы дома.

Пальчиковая гимнастика

«Пальчики – братики».

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик лёг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Тише, тише, не шумите,

Братиков не разбудите…

Встали братики – ура!

В детский сад идти пора!

О каких частях суток была наша игра с пальчиками?

Совместные действия.

Дети повторяют слова и движения вместе с педагогом.

Дети отвечают на вопрос.

Игра «Подбери картинку»

(на коврографе).

Петрушка принёс вам картинки, только он не знает, какие части суток на них изображены. Поможем ему разобраться?

Что делает мальчик на этой картинке?

Когда мы просыпаемся?

Около какого цвета нужно прикрепить эту картинку?

Что делает мальчик на другой картинке?

Когда мы спим?

Около какого цвета нужно прикрепить эту картинку?

И т.д.

Назовите по порядку все части суток.

Наводящие вопросы.

Образец.

Совместные действия.

Просыпается.

Утром.

Вокруг модели «Части суток», закреплённой на коврографе, напротив нужного цвета дети прикрепляют картинки с характерными изображениями различных действий детей в разные части суток.

Спит.

Ночью.

Физкультминутка

«Хомка».

Образец педагога.

Хомка, Хомка, Хомячок,

Полосатенький бочок!

Хомка раненько встаёт,

Ушки моет, щёчки трёт.

Подметает Хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять,

Хомка хочет сильным стать!

О какой части суток говори-лось в нашей физкультминутке?

Как вы догадались?

Совместные действия.

Дети повторяют слова и движения вместе с педагогом.

Дети отвечают на вопросы.

Отгадывание загадок.

А теперь Петрушка загадает вам загадки:

  • Солнце красное встаёт.

Петушок в саду поёт.

Наши дети просыпаются,

В детский садик собираются.

  • Солнце в небе ярко светит.

На прогулку мы идём,

Песни весело поём!

  • Солнышко лучистое

Село за дома,

Мы пришли с прогулки

Ужинать пора!

  • В небе звездочки горят.

В речке струйки говорят.

К нам в окно луна глядит,

Нашим деткам спать велит.

Использование зрительной опоры: модель «Части суток».

Наводящие вопросы: Когда солнце красное просыпается?

Когда мы ходим на прогулку?

Когда пора ужинать?

Когда в небе звёздочки горят?

Дети отгадывают загадки.

Утром.

Днём.

Вечером.

Ночью.

Игра «Разложи по порядку».

Работа с раздаточным материалом.

Самоконтроль.

Каким цветом обозначаем утро? Ночь? Вечер? День?

Разложите по порядку эти квадраты.

Посмотрите на карточку: у вас получилось так же?

Назовите по порядку все части суток.

Организующая помощь.

Зрительная опора.

Дети отвечают на вопросы и выполняют инструкцию.

Заключительная часть.

Вот мы и поговорили обо всех частях суток и Петрушку с ними познакомили. А чтобы он не забыл названия частей суток расскажите ему наше стихотворение.

Что же вам понравилось сегодня на занятии?

Совместные действия.

Направляющие вопросы.

Утро, день, вечер, ночь –

Убежали сутки прочь,

Чтоб о сутках не жалеть

Нужно время поберечь.

Мне понравилось передвигать стрелочку на часиках.

Мне понравилось играть с картинками на коврографе.

Мне понравилось отгадывать загадки.

Мне понравилось играть пальчиками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Система занятий основанная на образном и сюжетном принципах подачи материала. В пособии представлены развернутые конспекты занятий по формированию представлений о времени у старших дошкольников во все...

Игры, упражнения, стихи, загадки для формирования временных представлений у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста.

Формирование представлений о времени у дошкольников  с ЗПР должно осуществляться в процессе предметно-практической деятельности и с опорой на наглядные пособия, дидактические игры и упражнения....

Конспект ОД по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста." В поисках волшебного сундучка."

1.      Продолжать учить детей ориентироваться в последовательности дней неделизакреплять имеющие знания о частях суток, закреплять представления детей о временах года.2....

конспекты занятий по формированию временных представлений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня

Разработанная мною компьютерная игра "Времена года"с конспектами занятий с ними предназначена для оптимизации корреционного процесса по формированию временных представлений у старших дошкольников с об...

Конспект занятия по формированию временных представлений у детей с ЗПР (средняя группа)

Предлагаемый материал поможет педагогам познакомить детей, имеющих задержку психического развития, с понятиями «раньше» — «позже», уточнить представление об изменении пре...

Конспект занятия по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Конспект занятия по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.Цели:Формирование навыка счета у детей старшего дошкольного возраста и (прямой, обратный);Задачи:1. ...

Конспект занятия по формированию математических представлений у детей c ЗПР старшего дошкольного возраста на тему "Морское путешествие"

Конспект занятия по формированию математических представлений у детей c ЗПР старшего дошкольного возраста на тему "Морское путешествие"....