Формирование коммуникативных компетенций дошкольников с ЗПР предварительный этап для составления индивидуального образовательного маршрута в рамках АООП
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Разина Марина Владимировна

В свете последнийх современных изменений в образовании вопрос преемственности между дошкольной и школьной ступенями  встаёт более остро. Следует уделять особое внимание детям, получающим образование по адаптированным программам в детском саду. Начатая в дошкольной ступени работа должна продолжаться в начальной школе. Инструментом, помогающим реализовать поставленные ЦПМПК задачи является карта преемственности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_razina_konovalova.docx21.42 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП РАБОТЫ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА

(В РАМКАХ АООП)

Разина Марина Владимировна

Педагог-психолог ГБОУ школы № 2083 (дошкольная образовательная площадка «Ивушка»)

Коновалова Татьяна Владимировна

Учитель-логопед  ГБОУ школы № 2083 (дошкольная образовательная площадка «Ивушка»)

г.Москва

В свете современных изменений подходов к образованию детей с ЗПР и включением их в групповое пространство детских садов меняются методы в работе педагога-психолога и учителя-логопеда с этими детьми. Они становятся как бы посредниками между воспитателями группы детей и ребёнком с ЗПР. Как правило не все педагоги, которые сейчас работают в дошкольных учреждениях имеют опыт работы с такими детьми.

Так же необходимо учитывать социальную ситуацию  развития такого ребёнка, когда на неблагоприятный органический фон накладываются различные психо-травмирующие факторы, например ограничение социальных контактов, снижение эмоциональной близости с родителями, гипер- или гипоопека, сложности общения со сверстниками, неприятие детей с ограниченными возможностями здоровья в группе. Всё это накладывает отпечаток на развитие ребёнка, вследствие чего речевые компетенции у ребёнка с задержкой психического развития формируются крайне медленно или не формируются вообще.

По результатам первичной диагностики на начало учебного года данный контингент воспитанников имеет сложности в налаживании контактов со сверстниками, страдает как вербальная сторона речи, так и коммуникативные компетенции. В таких ситуациях очень важна просветительская работа среди педагогического персонала дошкольного учреждения. Нужно очень чётко прослеживать, как входит в группу по утрам ребёнок с нестандартным развитием. Тяжело ли расставаться ему с родителями, вызывает ли страх у этого ребёнка групповое пространство. На сколько комфортно или дискомфортно чувствует себя воспитанник в среде детского коллектива. Это необходимо для того, что бы создать положительный психологический фон в группе, при котором диагностика развития ребёнка с ЗПР будет более точно и поможет грамотно составить план дальнейшей работы с ним.

Как показывает практика, стандартной методикой обследования речи ограничиваться не стоит. Специалисту можно и нужно присутствовать на групповых занятиях, а так же участвовать в непосредственной деятельности детей. Естественно у детей с задержкой психического развития страдают все компоненты речевой деятельности в той или иной степени. Но так же для подобных детей характерен «синдром кабинетной речи». Когда ребёнок находится в работе со специалистами, часто бывает так, что на коррекционных занятиях дети отвечают всё правильно; с учителем-логопедом – в частности – он старается использовать те умения и навыки, которые получил на предыдущих занятиях. Но стоит ребёнку покинуть кабинет и вернуться в группу, как речь его становится такой же, как и была раньше. У детей не формируется перенос казалось бы отработанных умений и навыков на другие виды деятельности и другие ситуации.

Всем известно, что проблемы в работе педагога гораздо легче предупредить, чем позже искоренять. Здесь очень важно правильно продумать индивидуальный маршрут сопровождения ребёнка с ЗПР в дошкольном учреждении. На нашей образовательной площадке второй учебный год используется положительно зарекомендовавший себя в работе с детьми с ЗПР следующий маршрут.

Опираясь на классические методы психолого-педагогической диагностики С.Д. Забрамной и О.В. Боровика с учётом современных тенденций на основе диагностических методик Коротковой Н.А. по программе «Миры детства», а так же в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утверждённого в 2015 году нами была разработана и предложена следующая таблица.

Индивидуальная карта развития ребенка

Период фиксации результатов наблюдений

Оценка уровня развития

социально-коммуникативное развитие

познавательное развитие

речевое развитие

художественно-эстетическое развитие

физическое развитие

Оценка психологического фона

(показатели благополучия)

Растущая независимость в бытовом плане

Контакты со взрослыми

Контакты со сверстниками

Положительное отношение к себе

Стартовый

сформирован

находится в стадии формирования

не сформирован

Промежуточный срез

Промежуточный срез

сформирован

находится в стадии формирования

не сформирован

Итоговый

сформирован

находится в стадии формирования

не сформирован

Итог  реализации АОП  (воспитатели):

Итог  реализации АОП  (педагог-психолог):

Итог  реализации АОП  (учитель - логопед):

Итог  реализации АОП  (специалисты):

Рекомендации родителям:

В этой таблице наглядно показаны все моменты, которые необходимо учитывать на первоначальном диагностическом этапе работы с ребёнком. Для более продуктивной работы необходимо составить план работы с семьёй. Так как только при правильно организованно работе с родителями мы получим прогнозируемый результат. В этой таблице мы отмечаем первичные результаты, промежуточные и итоговые. Очень важным моментом работы является именно промежуточный срез. Если динамика не отслеживается или она очень низкая следует пересмотреть методы работы с ребёнком и по возможности провести более углубленную диагностику мыслительных процессов, с целью выявления первичной проблемы. Не обходимо отслеживать семейную ситуацию, особенно у детей, находящихся в группе риска (неполная семья, неблагополучная семья, семьи с приёмными детьми).

Крайне важно для формирования коммуникативных компетенций отследить и использовать в дальнейшей работе ситуации успеха. Дети с ЗПР только через получение удовольствия от выполняемой ими деятельности запоминают эти действия и пытаются повторять в повседневной жизни.

Командная работа в данной ситуации крайне важна. Только благодаря тесному взаимодействию всех участников образовательного процесса достигается формирование у детей с задержкой психического развития коммуникативных компетенций, необходимых для социализации ребёнка в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оптимизация работы логопеда. Составление ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА с возможностью осуществления мониторинга.

Уважаемые коллеги, предлагаю универсальный план (шаблон) индивидуальной работы для всех возрастных групп дошкольников с функцией дневника наблюдения за процессом коррекционной работы (мониторинг динам...

Методическое пособие для учителей - логопедов по составлению индивидуальных образовательных маршрутов для детей ОВЗ "Учимся говорить - играя"

Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизненной деятельности, является умение ясно, понятно, красиво говорить на своем языке.В пособии представлены: пояснительная записка, цели и...

ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ КАРТЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА ПЕДАГОГА В СООТВЕТСТВИИ С КРИТЕРИЯМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО.

ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ КАРТЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА ПЕДАГОГА В СООТВЕТСТВИИ С КРИТЕРИЯМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО....

Методическое пособие для учителей - логопедов по составлению индивидуальных образовательных маршрутов для детей ОВЗ

Методическое пособие  для учителей - логопедов по составлению индивидуальных образовательных маршрутов  для детей ОВЗ...

Модель составления индивидуального образовательного маршрута коррекции речевого развития.

ИОМ взят на просторах интернета и адаптирован.Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) — персональный путь реализации интеллектуального, эмоционального, духовного потенциала личности воспита...

Методическое пособие по составлению индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ОВЗ

В пособии подобран и систематизирован практический материал, предложена авторская разработка индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ОВЗ....