Социализация старших дошкольников с нарушениями зрения в коллективе через игру
статья по коррекционной педагогике на тему

Сазонова Александра Михайловна

Статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Социализация старших дошкольников с нарушениями зрения в коллективе через игру

Цель: Развитие дошкольного коллектива с помощью игровой деятельности

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»

 

        В.А. Сухомлинский.

Пояснительная записка

        

        В дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности и имеет огромное значение не только для самого ребенка, но  и для его развития. В игре дошкольник познает мир, осваивает социальные роли, тренирует различные навыки, которые пригодятся ему в дальнейшей жизни. Через игру также формируется личность ребенка, умение работать в коллективе. В отличие от нормально развивающегося ребенка, у дошкольника с нарушениями зрения становление коллективных отношений происходит позднее, так как предметно-игровая деятельность, которой овладевает он, для него более сложна – он дольше изучает свойства и формы предметов, а другие дети осваивают уже ролевые формы игры и быстрее входят в коллектив. Ребенок с нарушениями зрения включается в подобные игры позже, когда другие дети их уже освоили, поэтому часто можно наблюдать, как такой ребенок играет один или в малой компании.

        Игровая деятельность детей с нарушениями зрения рассматривается в тифлопсихологических исследованиях в разных аспектах: ее положительная развивающая роль связана с возникновением компенсаторных процессов (Л.И. Солнцева), с формированием нравственных качеств (Э.М. Стернина, И.П. Чигринова), с формированием предметных и игровых действий (С.М. Хорош), с развитием зрительного восприятия (Л.И. Плаксина), физическим развитием и развитием ориентации в пространстве (В.А. Кручинин, Р.Н. Азарян, В.П. Никитин), с коррекцией и развитием средств общения (М. Заорска).

        В игре проявляются различные типы социального поведения детей (Д.М. Маллаев).

        Поэтому лучший способ развития познавательной сферы, а, в свою очередь, и коллективной деятельности слабовидящих дошкольников – это игра.

        Таким образом, целью работы педагога-психолога в дошкольном отделении школы-интерната IV вида, является развитие коммуникативной деятельности дошкольника для дальнейшего успешного обучения. Это очень важно, так как в первый класс дети часто приходят психологически не готовыми к обучению в школе, что сказывается на длительной и трудной адаптации к школьным условиям, особенно в школе-интернате. Первоклассникам необходимо изучать новый учебный материал, а еще надо узнать школу, привыкнуть к ее условиям, требованиям, познакомиться с другими обучающимися. Для ребенка с нарушениями зрения это становится большой нагрузкой информацией в короткий период. Поэтому занятия с дошкольниками, которые на следующий год идут в школу, очень важны тем, что могут позволить детям с нарушениями зрения постепенно адаптироваться в условиях школы-интерната, постепенно познакомиться с педагогами, будущими одноклассниками и научиться работать в коллективе. При этом, в отличие от других дополнительных занятий по подготовке к школе, подобные занятия в школе интернате IV вида учитывают зрительные особенности детей. Материал преподносится в более удобной форме – используется минимум зрительной информации, проводится профилактика нарушения зрения (зрительная гимнастика). Чтобы избежать перевозбуждения и переутомления, в занятия включаются упражнения для снятия физического и эмоционального напряжения. Сами занятия проводятся в игровой форме.

 

        Предлагаемый комплекс занятий рассчитан на работу со старшими дошкольниками с нарушениями зрения. В данной работе представлено поурочное планирование с примерным содержанием занятий, направленных на формирование коллективной деятельности слабовидящих детей на занятиях психологией, а также на психическое и личностное развитие детей с нарушениями зрения, адаптацию к пребыванию в условиях школы-интерната IV вида.

        Занятия проводятся один раз в неделю, продолжительность - 30 минут, оптимальная наполняемость группы 4-6 человек.

        Цели занятий:

- формирование дружеских отношений в группе;

- развитие умения работать в коллективе;

- развитие навыков социального поведения;

- формирование представления о себе каждого участника группы;

- развитие уверенности в себе;

- осознание своих качеств и повышение самооценки;

- развитие эмоциональной сферы;

- развитие познавательных процессов;

- самопознание и рефлексия участников группы

- развитие коммуникативных навыков, необходимых в школе.

        В.П. Ермаков, Г.А. Якунин, авторы книги «Основы тифлопедагогики», подчеркивают, что эти занятия, при проведении их  во взаимосвязи с обучением и воспитанием, создают оптимальные условия для всестороннего развития этих детей и обеспечивают возможность эффективного усвоения программного материала, что способствует ликвидации в ходе обучения отставаний в развитии различных сторон познавательной деятельности, двигательной сферы и качеств личности.

Литература

1. Ветрова В.В Уроки психологического здоровья - М., 2001.

2. Дедушка А.И. Психологическая работа с подростковыми группами. Создание дружного коллектива. – СПб., 2008.

         3. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики. – М., 2000.

4. Заводнова Н.В. Развитие логики и речи у детей. Игры и упражнения. – Ростов-на-Дону, 2005.

5. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. - М., 2007.

6. Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении. - М., 2006.

7. Солнцева Л.И. Психология детей с нарушениями зрения. – М., 2006.

8. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4). - М., 2006.

9. Основы специальной психологии /Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2006.

10. Специальная психология /Под ред. В.И. Лубовского. – М., 2006.

Комплекс занятий

№ занятия. Тема

Поурочное планирование занятий

Примерное содержание

1.

Знакомство. Введение  в мир психологии.

2.

Мы дружим

3.

Мы общаемся

4.

Мы вместе

5.

Понимаем друг друга

6.

Жесты

7.

Общаемся без слов

8.

Эмоции

9.

Эмоции (продолжение)

10.

Радость

11.

Удивление

12.

Страх

13.

Злость, гнев

14.

Обида, грусть

15.

Мы чувствуем

16.

Познаем друг друга

17.

Познаем друг друга

(продолжение)

18.

Какой Я?

19.

Какой Ты?

20.

Какие мы?

21.

Мой герой

22.

Наши способности

23.

Что мы умеем?

24.

Что мы умеем?

(продолжение)

25.

Наши возможности

26.

Наши возможности

(продолжение)

27.

Чему мы научились?

28.

Чему мы научились?

(продолжение)

29.

Чему мы научились?

(продолжение)

30.

Итоговое занятие

- познакомить участников группы между собой;

- познакомить участников группы с понятием «психология»;

- установить контакт с участниками группы и способствовать созданию положительной мотивации к предстоящим занятиям;

- создать благоприятные условия для работы в группе, познакомить с основными принципами работы на занятиях, помочь в освоении приемов общения и способов передачи и приема обратной связи;

- познакомить с правилами проведения занятий

- продолжить знакомство детей с основными принципами работы на занятиях, освоение приемов общения и способов передачи и приема обратной связи;

- продолжить знакомство с правилами проведения занятий;

- способствовать формированию дружеских отношений в группе;

- развивать умение работать в коллективе

- продолжить знакомство детей с основными принципами работы на занятиях, освоение приемов общения и способов передачи и приема обратной связи;

- способствовать формированию дружеских отношений в группе;

- развивать умение работать в коллективе

- способствовать формированию дружеских отношений в группе;

- развивать умение работать в коллективе;

- совершенствовать навыки общения дошкольников;

- развивать умение слушать других;

- формировать умение понимать друг друга

- способствовать формированию дружеских отношений в группе;

- развивать умение работать в коллективе.

- совершенствовать навыки общения;

- развивать умение слушать других;

- формировать умение понимать друг друга;

- развивать навыки обращения за помощью

- дать навыки использования невербального языка;

- показать смысл поз и жестов;

- в игровой форме подвести к основам невербальной «подстройки» к собеседнику;

- развивать способности принимать друг друга;

- способствовать формированию дружеских отношений в группе;

- развивать умение работать в коллективе

- развивать способности использования невербального языка;

- развивать умение понимать друг друга;

- создавать позитивный эмоциональный фон в группе.

- способствовать формированию дружеских отношений в группе;

- развивать умение работать в коллективе

- познакомить с понятием «эмоции»;

- развивать способность определять эмоциональные состояния других людей;

- развивать эмоциональную сферу участников группы;

- способствовать формированию дружеских отношений в группе;

- развивать умение работать в коллективе

- развивать эмоциональную сферу участников группы;

- развивать способность определять и изображать эмоциональные состояния;

- способствовать формированию дружеских отношений в группе;

- развивать умение работать в коллективе.

- развивать эмоциональную сферу участников группы;

- развивать способность определять и изображать эмоциональные состояния;

- рассмотреть особенности содержательного наполнения радости;

- способствовать дальнейшему сплочению группы;

- способствовать созданию в группе атмосферы доверия и открытости;

- развивать умение работать в коллективе

- развивать эмоциональную сферу участников группы;

- развивать способность определять и изображать эмоциональные состояния;

- рассмотреть особенности содержательного наполнения удивления;

- способствовать дальнейшему сплочению группы;

- способствовать созданию в группе атмосферы доверия и открытости

- рассмотреть особенности содержательного наполнения страха;

- способствовать снижению уровня страха;

- развивать способность приобретение ребенком опыта трансформирования страха, перевода его в игровую форму;

- способствовать дальнейшему сплочению группы;

- способствовать созданию в группе атмосферы доверия и открытости

- развивать эмоциональную сферу участников группы;

- развивать способность определять и изображать эмоциональные состояния;

- рассмотреть особенности содержательного наполнения злости, гнева;

- способствовать дальнейшему сплочению группы;

- способствовать созданию в группе атмосферы доверия и открытости

- развивать эмоциональную сферу участников группы;

- развивать способность определять и изображать эмоциональные состояния;

- рассмотреть особенности содержательного наполнения обиды, грусти;

- способствовать дальнейшему сплочению группы;

- способствовать созданию в группе атмосферы доверия и открытости

- актуализировать у дошкольников знания об эмоциональной сфере человека;

- тренировать умение владеть своими эмоциями, умение описывать свои чувства;

- развивать умение работать в коллективе

- ознакомить детей с понятием «качества людей»;

- помочь детям осознать наличие у них разнообразных положительных качеств;

- учить детей находить положительные качества во всех людях;

- помочь детям исследовать свои качества, изучить свои особенности;

- способствовать дальнейшему сплочению группы;

- способствовать созданию в группе атмосферы доверия и открытости

- учить детей находить положительные качества во всех людях;

- помочь детям исследовать свои качества, изучить свои особенности;

- способствовать дальнейшему сплочению группы;

- способствовать созданию в группе атмосферы доверия и открытости

- способствовать дальнейшему сплочению группы;

- способствовать созданию в группе атмосферы доверия и открытости;

- способствовать осознанию своих качеств и повышению самооценки;

- формировать представление о себе каждого участника группы, развивать уверенность в себе

- способствовать дальнейшему сплочению группы;

- способствовать созданию в группе атмосферы доверия и открытости;

- учить видеть в других людях положительные качества;

- научить ценить и уважать не только себя, но и окружающих людей, доверять им

- способствовать дальнейшему сплочению группы;

- способствовать созданию в группе атмосферы доверия и открытости;

- учить видеть в других людях положительные качества;

- развивать способность понимать свое состояние и состояние других людей;

- развивать способность понимать себя при помощи группы

- способствовать освоению ребенком внешних, ролевых и личностных свойств любимых героев для получения им дополнительного ресурса;

- формировать представление о себе каждого участника группы, развивать уверенность в себе;

- способствовать дальнейшему сплочению группы;

- способствовать созданию в группе атмосферы доверия и открытости

- помочь детям усвоить понятие «способности», исследовать свои способности и возможности;

- помочь каждому ребенку осознать свою уникальность и неповторимость;

- формировать представление о себе каждого участника группы;

- развивать уверенность в себе, умение работать в коллективе

- дать ребенку ценный опыт в общении с другими участниками группы;

- активизировать процесс самопознания;

- разбудить интерес ребенка к исследованию, разгадыванию, придумыванию;

- дать определение понятия «вежливость» и помочь осмыслить свое отношения к окружающим;

- способствовать формированию дружеских отношений в группе;

- развивать умение работать в коллективе

- обучить способности высказывать свою точку зрения;

- научить ребенка самостоятельно выходить из конфликтных ситуаций;

- показать ребенку его возможные ошибки в общении с другими;

- способствовать формированию дружеских отношений в группе;

- развивать умение работать в коллективе.

- развивать умение работать в коллективе;

- формировать способность познавать себя при помощи группы;

- развивать способность понимания своего состояния и состояния других людей

- способствовать формированию дружеских отношений в группе;

- развивать умение работать в коллективе;

- обучить тому, как эффективно использовать свое время;

- дать опыт принятия самостоятельного решения, умения обосновывать это решение;

- дать группе опыт достижения результата

- закрепить полученные знания;

- закрепить навыки групповой работы;

- способствовать самопознанию и рефлексии участников группы

- закрепить полученные знания;

- закрепить навыки групповой работы;

- способствовать самопознанию и рефлексии участников группы

- закрепить полученные знания;

- закрепить навыки групповой работы;

- способствовать самопознанию и рефлексии участников группы

- подвести итог занятий;

- способствовать самопознанию и рефлексии участников группы

1. Игры на знакомство с участниками «Снежный ком», «Я – кошка…».

2. Рассказ «Зачем нужна психология?»

3. Игры на знакомство с правилами на занятиях.

3. Рефлексия

1. Игры на знакомство с правилами на занятиях .

2. Игры на развитие умения работать в коллективе, развитие познавательных процессов.

3. Рефлексия

1. Игры на развитие умения работать в коллективе, развитие познавательных процессов.

2. Рефлексия

1. Игры на развитие умения работать в коллективе, развитие навыков общения и познавательных процессов.

2. Рефлексия

1. Игры на развитие умения работать в коллективе, развитие навыков общения и познавательных процессов.

2. Рефлексия

1. Игры на знакомство с невербальными способами общения «Мы молчим, но говорим»

2. Игры на развитие умения работать в коллективе, развитие навыков общения и познавательных процессов.

3. Рефлексия

1. Игры на знакомство с невербальными способами общения «Мы общаемся без слов!»

2. Игры на развитие умения работать в коллективе, развитие навыков общения и познавательных процессов.

3. Рефлексия

1. Игры на знакомство с эмоциональными состояниями человека.

2. Игры на развитие умения работать в коллективе, развитие навыков общения и познавательных процессов.

3. Рефлексия

1. Игры на знакомство с эмоциональными состояниями человека.

2. Игры на развитие умения работать в коллективе, развитие навыков общения и познавательных процессов.

3. Рефлексия

1. Игра «Как можно передать радость другим людям?»

2. Игры на развитие умения работать в коллективе, развитие навыков общения и познавательных процессов.

3. Рефлексия

1. Игра «Удивляемся!»

2. Игры на развитие умения работать в коллективе, развитие навыков общения и познавательных процессов.

3. Рефлексия

1. Игра «Пугаюсь и боюсь»

2. Игры на развитие умения работать в коллективе, развитие навыков общения и познавательных процессов.

3. Рефлексия

1. Игра «Я злюсь! Мы злимся»

2. Игры на развитие умения работать в коллективе, развитие навыков общения и познавательных процессов.

3. Рефлексия

1. Игра «Обижаемся, грустим!»

2. Игры на развитие умения работать в коллективе, развитие навыков общения и познавательных процессов.

3. Рефлексия

1. Игра «Мы умеем чувствовать…»

2. Игры на развитие умения работать в коллективе, развитие навыков общения и познавательных процессов.

3. Рефлексия

1. Игра «Какие бывают люди?»

2. Игры на развитие умения работать в коллективе, развитие навыков общения и познавательных процессов.

3. Рефлексия

1. Игра «Плохое-хорошее»

2. Игры на развитие умения работать в коллективе, развитие навыков общения и познавательных процессов.

3. Рефлексия

1. Игра «Какой Я?»

2. Игры на развитие умения работать в коллективе, развитие навыков общения и познавательных процессов.

3. Рефлексия

1. Игра «Какой Ты?»

2. Игры на развитие умения работать в коллективе, развитие навыков общения и познавательных процессов.

3. Рефлексия

1. Игра «Какие мы?»

2. Игры на развитие умения работать в коллективе, развитие навыков общения и познавательных процессов.

3. Рефлексия

1. Игра «Мой герой»

2. Упражнение «Нарисуй героя»

3. Игры на развитие умения работать в коллективе, развитие навыков общения и познавательных процессов.

4. Рефлексия

1. Игра «Я умею!»

2. Игры на развитие умения работать в коллективе, развитие навыков общения и познавательных процессов.

3. Рефлексия

1. Игра «Угадай умение!»

2. Игры на развитие умения работать в коллективе, развитие навыков общения и познавательных процессов.

3. Рефлексия

1. Игра «Мы умеем…»

2. Игры на развитие умения работать в коллективе, развитие навыков общения и познавательных процессов.

3. Рефлексия

1. Игра «Я смогу! Мы сможем!»

2. Игры на развитие умения работать в коллективе, развитие навыков общения и познавательных процессов.

3. Рефлексия

1. Игра «Мы самостоятельные!»

2. Игры на развитие умения работать в коллективе, развитие навыков общения и познавательных процессов.

3. Рефлексия

1. Игры на развитие умения работать в коллективе, развитие навыков общения и познавательных процессов.

2. Рефлексия

1. Игры на развитие умения работать в коллективе, развитие навыков общения и познавательных процессов.

2. Рефлексия

1. Игры на развитие умения работать в коллективе, развитие навыков общения и познавательных процессов.

2. Рефлексия

1. Игры на развитие умения работать в коллективе, развитие навыков общения и познавательных процессов.

2. Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие логического мышления у старших дошкольников с нарушением зрения средствами развивающей игры"

В настоящее время в странах всего мира наблюдается тенденция увеличения числа детей, имеющих самые разные  нарушения развития. А нарушения зрения в этом перечне "стоят" на одном из перв...

Программа "Игра как средство развития пространственной ориентировки старших дошкольников с нарушениями зрения"

В программе представлены взгляды ученых - педагогов в вопросе развития ориентировки в пространстве, структура реализации программы, практический материал....

Интерактивная игра для старших дошкольников с нарушением зрения «Рыбы, обитающие в различных водоёмах» в формате «Что? Где? Когда?»

Тема: «Рыбы, обитающие в различных водоёмах». Цель: Закрепить знания детей о рыбах, их отличительных особенностях, местах обитания. Участники: дети подготовительной группы компенсирующей направлен...

Нормализация эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с нарушением зрения через проектную деятельность

В статье представлен опыт работы по нормализации эмоционально-волевой сферы детей старшей группы с нарушением зрения в ходе реализации информационно-практико-ориентированного проекта "Удивительный мир...

Программа «Игры и упражнения как средство развития пространственной ориентировки старших дошкольников с нарушениями зрения».

Ориентировка в пространстве играет главную роль как для общего познавательного развития (развитие восприятия, памяти, мышления), так и для осуществления любой деятельности человека в окруж...

Формирование лексико-грамматических категорий у детей с нарушениями зрения по теме «Транспорт» у старших дошкольников с нарушением зрения

В условиях зрительно-сенсорной недостаточности у детей с нарушениями зрения возникает некоторая обеднённость чувственной стороны речи, сказывающаяся на развитии речевой системы в целом: в особенностях...

Интерактивная игра для старших дошкольников с нарушением зрения «Рыбы, обитающие в различных водоёмах» в формате «Что? Где? Когда?»

Тема: «Рыбы, обитающие в различных водоёмах». Цель: Закрепить знания детей о рыбах, их отличительных особенностях, местах обитания. Участники: дети подготовительной группы компенсирующей н...