ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА Методическая разработка комплексного консультативно-коррекционного занятия для детей группы раннего возраста с выраженной задержкой психоречевого развития в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Фрукты»
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему

Крошкина Лариса Владимировна

Аннотация

Ранняя комплексная помощь семье с ребенком с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является необходимым условием успешной социализации детей с отклонениями в развитии Оптимальной формой сопровождения детей с ОВЗ, не получающих соответствующей образовательной и коррекционной помощи по месту жительства, является организация и проведение  консультативно-коррекционных занятий при участии родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovaya_attestatsionnaya_rabota_-vernaya.docx61.95 КБ

Предварительный просмотр:

Частное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Образовательный центр «Открытое образование»

Курсы повышения квалификации

«Организация воспитания и обучения детей с ОВЗ в условиях инклизивного образования»

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

Методическая разработка комплексного консультативно-коррекционного занятия для детей группы  раннего возраста с выраженной задержкой психоречевого развития в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Фрукты»

Выполнила:

Крошкина Лариса Владимировна

воспитатель группы раннего возраста

МБДОУ д.с.№5 «Яблонька» г.Кулебаки

Кулебаки, 2017

Аннотация

Ранняя комплексная помощь семье с ребенком с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является необходимым условием успешной социализации детей с отклонениями в развитии Оптимальной формой сопровождения детей с ОВЗ, не получающих соответствующей образовательной и коррекционной помощи по месту жительства, является организация и проведение  консультативно-коррекционных занятий при участии родителей. Привлечение родителей к коррекционно-развивающему процессу позволяет обучить их оптимальным приемам активизации эмоционально-волевой сферы ребенка раннего и дошкольного возраста, дает необходимую информацию о его индивидуальных особенностях и образовательных возможностях, помогает определить пути и средства решения проблемы, предупредить вторичные отклонения в развитии ребенка. Важным фактором эффективности сопроводительной работы является необходимость довести до сознания родителей их первостепенную роль в коррекционно-развивающей работе с ребенком.

Уровень сложности предъявляемого материала и продолжительность занятий определяется с учетом возраста детей, уровня их актуального развития, особенностей когнитивной и эмоционально-волевой сферы.

В основе коррекционной работы лежат игровые упражнения (дидактические, музыкальные, подвижные, так как именно через игру ребенок осваивает окружающий мир. Кроме того в структуру занятия  включены: дыхательная, пальчиковая, артикуляционная и зрительная гимнастики, приемы биоэнергопластики, релаксационные упражнения и психогимнастические этюды. Единство сюжетной линии занятия, смена видов деятельности и помещения, применение информационно-компьютерных технологий повышают эффективность восприятия и усвоения развивающего материала.

Закрепление полученной на занятии информации осуществляется родителями через выполнение творческого домашнего задания (лепка, аппликация, рисование и др.) и ежедневную активизацию познавательной и речевой активности ребенка в домашних условиях.

Пояснительная записка

Проблемы психического здоровья детей в последнее время значительно возросла. Можно отметить значительный рост нервно-психических, соматических заболеваний, функциональных расстройств личности. Важность данной работы определяется тем, что в последние годы увеличивается число детей с задержкой психического развития, конечно же, это происходит под влиянием ряда факторов, таких, как неблагоприятные условия макро- и микро-среды, в которой воспитывается ребенок, наследственные факторы, усложнение программы, совершенствование методов и методик диагностики интеллектуального развития ребенка и индивидуально-психологических характеристик ребенка.

Система дошкольных учреждений в последнее время начинает активно развиваться, об этом свидетельствуют все новые альтернативы дошкольным учреждениям, разрабатываются новые программы дошкольного обучения и воспитания, создаются и выпускаются методические материалы, пособия, проводятся конференции, семинары по вопросам дошкольного воспитания и развития.

В качестве основного положительного воздействия на ребенка ЗПР можно выделить работу с семьей ребенка. Родители данных детей страдают повышенной эмоциональной ранимостью, тревожностью, внутренней конфликтностью.

Успех коррекционно-педагогической работы с ребенком с ЗПР в ДОУ -педагогическое взаимодействие с семьей.

Коррекционно-педагогическая работа с детьми с ЗПР строится на основе современных подходов к организации преемственных связей между дошкольным и начальным звеньями системы непрерывного образования. В дошкольном учреждении эта работа ведется специалистами- воспитателями, дефектологами, логопедами.

Цель данной методической разработки такова:

-  Совершенствовать умения и навыки родителей в применении коррекционных приемов активизации речевой и познавательной активности детей раннего возраста.

Задачи взаимодействия с родителями:

1. Повышать уровень психолого-педагогических знаний родителей об особенностях и возможностях психофизического развития детей раннего возраста с задержкой психоречевого развития.

2. Обучать методам и приемам активизации речевой, познавательной, продуктивной и игровой деятельности детей.

3. Способствовать эмоциональной близости родителей и детей.

Задачи взаимодействия с детьми:

1. Формировать представления детей по теме «Фрукты», расширять пассивный словарь.

2. Активизировать речевую деятельность детей через произнесение простых коротких и (или) облегченных слов и фраз.

3. Развивать общую и мелкую моторику, координацию речи в движении, ориентировку в пространстве.

4. Продолжать работу по развитию слухового и зрительного восприятия.

5. Формировать представления об основных сенсорных эталонах (величины, цвета, формы).

6. Закреплять навыки работы малыми подгруппами, взаимодействия с другими детьми (игра «рядом») и родителями.

Форма ООД - подгрупповая,  Консультативная. (работа с родителями группы и работа по взаимодействию всех специалистов ДОУ)

Для более эффективной коррекционной работы и наиболее качественного усвоения изучаемого материала используются различные методы.

Методы и приемы: Игровой (сюрпризный момент, дидактические игры), Практические (дыхательная и артикуляционная гимнастика (биоэнергопластика), пальчиковая гимнастика, зрительная гимнастика, психогимнастические этюды. Словесные   (художественное слово, физкультминутки). Наглядные (рассматривание муляжей, иллюстраций).

Оборудование и материалы: колокольчик; мольберт; интерактивная доска; компьютерная программа логопедических игр «Игры для тигры»; коробка с сюрпризами; корзинка с фруктами (муляжи); интерактивное изображение фруктов (яблоко, банан, груша, апельсин, лимон); контурное изображение фруктов; изображение двух деревьев (большого и маленького) и яблок (больших и маленьких); магнитофон; разрезные картинки фруктов; корзина с изображением яблока, груши, апельсина; предметные картинки с изображением яблок, апельсинов, груш; игрушечные деревянные ножи; фрукты (деревянные) разделенные на две половины и скрепленные между собой липучкой; шнуровка яблоко (деревянное).  

В своей работе необходимо сделать родителей своими союзниками и помощниками, привлекая их внимание к процессу обучения и воспитания.

Контингент детей: дети 2,5-3 лет с выраженной задержкой психоречевого развития (фактический уровень развития детей соответствует 1 году – 1 году 3 месяцам). У данных детей отмечается значительное отставание в сенсорном и речевом развитии, игровой и продуктивной деятельности.

Наполняемость группы: 4-6 человек.

Конспект занятия

Организационный момент

Цель: активизация внимания детей к началу занятия, создание положительного эмоционального фона, настроя к участию в работе.

1. Сюрпризный момент. В гости к детям приходит садовник: стучится в дверь, заглядывает (дети должны узнать его). Садовник приносит с собой корзину, в которой лежат фрукты. В дальнейшем занятие продолжается через общение садовника, педагога, детей и родителей.

2. Ритуал-приветствие. Садовник здоровается с каждым ребенком отдельно, пропевая под звук колокольчика: «Здравствуй Миша, здравствуй Миша мой дружок, мой дружок. Звонкий колокольчик, звонкий колокольчик, динь-динь-дон».

Основная часть

1. Работа над развитием речевого дыхания и подвижностью артикуляционного аппарата.

Цель: тренировка глубокого вдоха и длительного выдоха; развитие умения правильного дыхания в процессе речи; развитие подвижности, точности, координированности движений органов артикуляционного аппарата, сопровождаемые специальными движениями рук.

1.1. Дыхательная гимнастика «Подуй на одуванчик». Садовник достает из коробки одуванчик и предлагает детям подуть на него (используется логопедическая игра «Игры для тигры» - каждый ребенок дует в микрофон и пытается сдуть белые пушинки).

1.2. Артикуляционная гимнастика (биоэнергопластика). Произнесение звука сопровождается специальными движениями:

- [а] – руки плавно развести в стороны;

- [о] – руки плавно развести вверх и вниз;

- [у] – соединенные ладони вытянуть от груди вперед;

- [и] – пальцами, сложенными в щепотку «растянуть» улыбку.

2. Работа над развитием словаря.

Цель: формировать представление детей о фруктах (где растет, форма, цвет, вкус).

2.1. Знакомство с фруктами. Садовник достает муляжи фруктов, называет их и раздает детям (яблоко, банан, груша, апельсин, лимон). Педагог совместно с детьми рассматривает муляжи, описывает их по цвету, форме, величине, проговаривает где фрукт растет и какой он на вкус: «Что это? (яблоко). Оно круглое, красное, сладкое, растет на дереве. Маша, возьми яблоко». По просьбе педагога дети выбирают себе муляж фрукта.

2.2. Соотнесение муляжей с интерактивным изображением фруктов. Дефектолог показывает на интерактивной доске изображение, а дети должны соотнести свои фрукты с картинкой.

2.3. Дидактическая игра «Угадай, что нарисовано?». Педагог предлагает по контуру найти изображение фруктов, используя метод наложения. При выполнении задания используются предметные изображения фруктов и их силуэтов. Дети под руководством взрослых сопровождают действия речью: «Что это? (яблоко). Где здесь лимон?»

2.4. Дидактическая игра «Большой - маленький». Педагог предлагает разместить предметные изображения больших и маленьких яблок на плакаты с изображением деревьев соответствующих по величине: «Миша прикрепи большое яблоко на большое дерево. На какое дерево мы прикрепим маленькое яблоко? (маленькое)». Также специалист обращает внимание на количество яблок на этих деревьях (один-много).

3. Динамическая пауза

Цель: снятие физического и психоэмоционального напряжения у детей, повышение двигательной активности, развитие мелкой и общей моторики, координации движении, слухового и тактильного восприятия, творческих способностей, воображения и артистизма.

3.1. Психогимнастика. Пластические этюды. Садовник приглашает детей поиграть в саду. Дети вместе с родителями переходят в помещение для подвижных игр и «превращаются» в садовников. Под музыкальное сопровождение дети изображают действия садовника: как он копает ямки, сажает деревья, делает обрезку, поливает, собирает урожай, складывает в корзину.

3.2. Физкультминутка «Фрукты»

Будем мы варить компот. маршировать на месте.

Фруктов нужно много. Вот. показать руками - "много".

Будем яблоки крошить, имитировать, как крошат яблоки

Грушу будем мы рубить, имитировать, как рубят грушу

Отожмем лимонный сок, имитировать, как отжимают лимон

Слив положим и песок. имитировать, как кладут песок

Варим, варим мы компот, повернуться вокруг себя.

Угостим честной народ. хлопать в ладоши.

3.3. Пальчиковая гимнастика «Апельсин». Дети отдыхают, свободно располагаются с родителями на матах и мягких модулях. Вслед за психологом выполняют пальчиковую гимнастику:

Мы делили апельсин левая рука в кулачке,

Много нас, а он – один левая ее обхватывается

Эта долька – для ежа правой рукой поочередно разжимаем

Эта долька – для чижа пальцы на левой руке

Эта долька – для котят

Эта долька – для утят

Эта долька – бобра

А для волка – кожура! встряхиваем обе кисти

4. Работа над развитием зрительного восприятия.

Цель: совершенствование у родителей навыков коррекционного воздействия на детей (умение правильно давать инструкцию, дозировать задание и оказываемую помощь, расширение и закрепление знаний у детей о фруктах, развитие аналитико-синтетической деятельности зрительного восприятия. С целью снятия зрительного напряжения, развития глазодвигательных функций и укрепления глазных мышц в промежутке между дидактическими играми проводится зрительная гимнастика.

Под руководством логопеда/дефектолога дети совместно с родителями выполняют предложенные задания. Работа ведется двумя подгруппами, при этом свободные специалисты (психолог и логопед/дефектолог) оказывают родителям консультативную помощь с учетом возможностей их детей.(приложение 2)

4.1. Дидактическая игра «Собери картинку». Перед детьми лежат картинки с изображением фруктов (яблоко, груша, банан, апельсин, лимон) состоящих из двух и/или трех частей. Педагог и садовник предлагают детям сложить картинку из частей так, чтобы получился целый предмет.

4.2. Дидактическая игра «Урожай». Садовник просит помочь собрать урожай в своем саду и разложить их по корзинкам (в корзину с изображением яблока поместить яблоки и т. д.). Вместе с родителями дети сортируют урожай, проговаривая при этом свои действия.

4.3. Зрительная гимнастика «Фруктовая загадка»

Раз, два, три, четыре пять

Будем фрукты мы считать.

Перед нами лежит груша, Дети смотрят перед собой

Сочная, но нельзя скушать.

Слева, на столе – лимон – Дети смотрят влево

Фруктовый господин-барон,

Справа – яблоко в корзине. Дети смотрят вправо

Его купили в магазине.

Ну а снизу – апельсин, Дети смотрят вниз

На полу лежит один.

Сколько фруктов, посчитали?

Четыре фрукта – угадали?

4.4. Дидактическая игра «Разрежь фрукты на две половинки».Педагог и садовник предлагают деревянным ножом разрезать на две половины игрушечные фрукты, скрепленные между собой липучкой. Специалист обращает внимание на то, что половинок две.

4.5. Игра «Червячок в яблоке» (шнуровка). Садовник предлагает проследить путь червячка. Дети вместе с родителями продевают через отверстие в яблоке червячка.  

Заключительная часть.

Цель: подведение итогов, рефлексия занятия, создание положительной мотивации для последующих занятий, задание на дом.

При необходимости проводится дополнительное консультирование родителей по актуальным вопросам.

1. Подведение итогов занятия. Логопед/дефектолог: «Сегодня мы познакомились с фруктами. С какими?»

2. Ритуал прощания «Подари улыбку». Дети прощаются друг с другом и с садовником (улыбаются). Садовник хвалит детей, награждает их медалями, прощается и уходит.

3. Домашнее задание. Раскрасить яблоко с использованием штампиков.

Заключение

Совершенствование системы образования в соответствие с приоритетами, выделенными в Законе РФ «Об образовании», потребовало внедрения в практику работы ДОУ комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребёнку в соответствии с его возрастом адекватных условий для развития, формирования полноценной личности, получения должной подготовки к школе.

Внедрение в систему дошкольного образования специальных организационных форм активной дифференцированной помощи детям с трудностями в обучении, в адаптации к социальным требованиям общества приобрело особую социальную и педагогическую значимость.

В Законе РФ «Об образовании» отмечается, что приоритетным направлением в воспитании и обучении детей с задержкой психического развития является профилактика и ранняя коррекция отставания в развитии.

Таким образом, можно заключить, что профилактика ЗПР является задачей первостепенной важности. Общие рекомендации по профилактике ЗПР ребенка сводятся к созданию максимально благоприятных условий для протекания беременности и родов, устранению факторов риска и пристальному вниманию к развитию малыша с первых дней его жизни. Последнее особенно важно, так как дает возможность вовремя распознать и скорректировать отклонения в развитии ребенка. Ведь, если ребенок недополучил внимания в раннем детстве, это обязательно будет влиять на его последующее развитие. Любой ребенок нуждается в заботе, любви и доброте, а ребенок с нарушениями в развитии во много раз больше нуждается в ласковом мамином голосе, теплоте её рук, внимании и понимании со стороны взрослых.

Укрепление физического и психического здоровья детей с раннего возраста, создание благоприятных условий для их развития и воспитания, а также ранняя психологическая диагностика и своевременная помощь, направленные на своевременное выявление, предупреждение и профилактику вторичных психических отклонений, являются залогом нормального развития ребенка. Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста помогает решать возможные проблемы задержки их психического развития, что определяет успешность их дальнейшего обучения в школе и социализацию в обществе.

Ранняя комплексная помощь семье с ребенком с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является необходимым условием успешной социализации детей с отклонениями в развитии. Привлечение родителей к коррекционно-развивающему процессу позволяет обучить их оптимальным приемам активизации когнитивной и/или эмоционально-волевой сферы ребенка раннего и дошкольного возраста, дает необходимую информацию о его индивидуальных особенностях и образовательных возможностях, помогает определить пути и средства решения проблемы, предупредить вторичные отклонения в развитии ребенка. Важным фактором эффективности сопроводительной работы является необходимость довести до сознания родителей их первостепенную роль в коррекционно-развивающей работе с ребенком. Не имея глубоких знаний о природе задержки психического развития, родители не всегда понимают трудности детей в обучении, неадекватно оценивают их возможности, не осознают своей роли в воспитании и развитии таких детей; более того, они испытывают чувство неудовлетворенности вследствие несбывшихся ожиданий, что негативно отражается на их отношениях. Некоторые родители считают, что с педагогической работой можно подождать, что ребенок с возрастом самостоятельно научится правильно говорить, играть, общаться со сверстниками.  И результат - утрата так необходимых детям этого возраста теплых, защищающих их контактов с самыми близкими людьми, эмоциональная отчужденность детей от родителей, избегание контроля своего поведения со стороны отца и матери. В таких случаях специалистам учреждения, которое посещает ребенок, необходимо объяснить родителям, что своевременная помощь ребенку с ЗПР позволит избежать дальнейших нарушений и откроет больше возможностей для его развития. Родителей детей с ЗПР необходимо обучить, как и чему учить ребенка дома. Каждый специалист знает, что успешность коррекционно-развивающей работы во многом зависит от того, насколько родители понимают состояние своего  ребёнка, принимают его таким, какой он есть и стремятся помочь. Практика показывает, что достичь оптимального взаимодействия с семьями  можно, используя эффективные формы работы с родителями воспитанников. Необходимо привлекать родителей к сотрудничеству для максимальной помощи ребёнку.

С детьми необходимо постоянно общаться, проводить занятия, выполнять рекомендации педагога. Больше времени следует уделять ознакомлению с окружающим миром: ходить с ребенком в магазин, в зоопарк, на детские праздники, больше разговаривать с ним о его проблемах (даже если его речь невнятна), рассматривать с ним книжки, картинки, сочинять разные истории, чаще ребенку рассказывать о том, что вы делаете, привлекать его к посильному труду. Важно также научить ребенка играть с игрушками и другими детьми. Главное - родители должны оценить возможности ребенка с ЗПР и его успехи, заметить прогресс (пусть незначительный), а не думать, что, взрослея, он сам всему научится. Только совместная работа педагогов и семьи пойдет ребенку с задержкой психического развития на пользу и приведет к положительным результатам.

Хотелось бы выделить задачи, стоящих  перед ДОУ по взаимодействию с семьями воспитанников с ЗПР:

- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

- объединить усилия для коррекции, развития и воспитания детей;

- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

-поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Цели и задачи данного занятия были выполнены в полном объеме. Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. Но мы не будем останавливаемся на достигнутом, а продолжать искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

Семейное воспитание содержит значительный педагогический потенциал, который может и должен быть использован в устранении нарушений развития эмоциональной и познавательной сфер личности ребенка. Он заключается в организации социально и личностно значимой, эмоционально привлекательной, воспитывающей и развивающей совместной деятельности детей и взрослых, в процессе которой складывается педагогически эффективное, детско-родительское взаимодействие.

Доступность образования, приспособление образования к различным нуждам и потребностям детей, гибкий подход к образованию, удовлетворение разнообразных потребностей детей, ценность каждого человека – все это характеризует процесс развития общего образования, подразумевающего под собой доступность образования для всех, иными словами инклюзивное образование. Инклюзивное образование, ставшее на сегодняшний день новой ступенью в развитии общества, одной из гуманитарных идей его развития, позволяет повысить эффективность преподавания и обучения.

Список литературы

  1.  Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития / Н.Ю. Борякова. – М., 2000.
  2.  Борякова Н.Ю. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с ЗПР: Методическое пособие / Н.Ю. Борякова. – М., 2008
  3.  Веракса Н.Е. От рождения до школы. Основная примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова. – М., 2010.
  4. Деревянкина Н.А. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития: Учебное пособие. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2003. 77 с.
  5. 2.Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. – М.: Просвещение, 2003г.
  6. 3.Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта  –– М.: Просвещение, 2005. – 272 с.
  7. Романова Л.И. Организация обучения и воспитания детей с задержкой психического развития: Сборник документов / Л.И. Романова, Н.А. Цыпина. – М., 1993.
  8.  Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития / У.В. Ульенкова. – Н. Новгород, 1994.
  9. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273- ФЗ от 29.12.12. (ред. 23.07.2013)
  10.  Филичева Т.Б. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М., 2009.

11. Шевченко С.Г. Организация специальной помощи детям с трудностями в обучении в условиях дошкольных учреждений, комплексов начальная школа - детский сад // Воспитание школьников.- 2000. - №5. - С.37-39

12 Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития: Программы / С.Г. Шевченко. – М., 2005.

13.Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. Организационно-педагогические аспекты: Пособие для учителей / С.Г. Шевченко. – М., 2001.

Приложение1

Картотека игр на развитие познавательной сфера для детей младшего, среднего, старшего дошкольного возраста

Игры на развитие и коррекцию внимания детей младшего и среднего дошкольного возраста

Игра «Найди заданный предмет на картинке»

Цель: развивать объем, концентрацию и устойчивость зрительного внимания.

Условия. Ребенку предлагается внимательно рассмотреть красочную картинку и найти предмет заданный взрослым.

Примечание. Чем больше предметов на картинке и чем они меньше, тем сложнее задание. Обратите внимание: чем дольше ребенок способен рассматривать картинку, отыскивая заданные предметы, тем выше устойчивость его внимания, а чем быстрее он отыскивает нужные предметы на картинке, тем выше концентрация его внимания. Если ребенок не находит предметы, расположенные на периферии, значит, объем его внимания незначителен.

Игра «Найди такой же»

Цель: развивать концентрацию, объем и устойчивость зрительного внимания.

Условия. Для игры требуются одинаковые наборы предметных картинок по числу игроков. Взрослый помогает детям разложить все картинки перед собой, после чего показывает одну картинку из своего набора и предлагает найти такую же. Если ребенок нашел и показал правильно, игра продолжается.

Примечание. Начинать можно с трех картинок, постепенно увеличивая их количество.

Игра «Найди игрушку»

Цель: развивать концентрацию внимания.

Условия. Игрушку прячут на глазах у ребенка под одну из двух коробок. Затем несколько раз меняют местами коробки, передвигают их по столу. Дошкольник должен постараться запомнить коробку, под которой спрятана игрушка, и следить за всеми ее перемещениями. Если ребенок правильно указывает коробку с игрушкой, он победил.


Примечание. Если ребенок во время занятия всегда находит игрушку, значит, он действительно научился концентрировать внимание, и вероятность случайного угадывания мала. Можно увеличивать скорость перемещения коробки или постепенно увеличивать их количество до четырех.

Игра «Соберись на прогулку»

Цель: развивать внимание детей.

Условия.

1-й вариант. Взрослый предлагает ребенку « собраться на прогулку». Называются предметы одежды в случайном порядке, а ребенок должен быстро показать, на что данный предмет надевают. Например: взрослый называет «шапка» - ребенок дотрагивается до головы. Предварительно взрослый называет предметы одежды и показывает нужную часть тела, давая образец выполнения игры дошкольнику. Если ребенок быстро и правильно показал, он считается одетым.

2-й вариант. Взрослый выполняет роль водящего и предупреждает ребенка о том, что будет путать его, называя предметы одежды и показывая не соответствующие им части тела. Ребенок должен сосредоточить внимание не на движениях взрослого, а на его словах. Если ребенок запутался, начал повторять движения за взрослым, не обращая внимания на слова, то он считается проигравшим.

3-й вариант. Взрослый называет и одновременно показывает части тела, а ребенок должен быстр назвать одежду, которую надевают на эту часть тела.

Примечание. Можно увеличивать темп игры; играть и с одним ребенком, и одновременно с несколькими детьми.

 

Игры и упражнения для развития и коррекции внимания детей старшего дошкольного возраста.

Игра «Найди отличия»

Цель: развивать зрительное внимание (его концентрацию, устойчивость).

Условия. Необходимо подготовить две пары картинок, содержащих по 10-15 различий. Ребенка просят рассмотреть и сравнить картинки в предложенной паре и назвать все их различия.

Примечание. Каждое найденное отличие можно отмечать откладыванием счетной палочки (это потребует от ребенка дополнительного умения распределять внимание, а кроме того, усиливает мотивацию достижения цели задания).

 

Упражнение « Карандаши»

Цель: развивать канцентрацию внимания.

Условия. В упражнении участвуют два и более дошкольников. Они стоят в кругу. Исходное положение каждой держать руки согнутыми в локтях перед грудью на ширине плеч, в правой руке карандаш или фломастер, причем держать карандаш надо так, чтобы в кулаке был зажат его кончик, а большая часть возвышалась над кулаком. Упражнение выполняется на четыре счета:

1) передать карандаш из правой руки в левую;

2) передать карандаш из левой руки в правую;

3) снова передать карандаш в левую руку;

4) развести руки в стороны ( руки соседей оказываются соприкасающимися друг с другом). Правой рукой взять карандаш соседа с права, а левой рукой отдать свой карандаш соседу слева. Таким образом, каждый карандаш будет перемещаться по кругу, переходя от одного игрока к другому.

Далее упражнение продолжается до тех пор, пока у каждого игрока не окажется свой карандаш. Взрослый считает вслух, сначала медленно, затем ускоряет темп. Если ребенок был не внимателен и не мог действовать в заданном темпе или допустил ошибку, ему не удается действовать слаженно и передать карандаш. В этом случае он считается проигравшим. Упражнение останавливают и начинают заново.

Примечание. При выполнении упражнения детям в паре следует располагаться друг против друга и на последний счет не разводить руки в стороны, а вытягивать в перед, к своему партнеру. Это игровое упражнение максимально быстро помогает неусидчивым детям концентрировать внимание, учит действовать слаженно, сообща. Удобно использовать данное упражнение в начале занятия.

Упражнение «Найди и вычеркни»

Цель: развивать устойчивость зрительного внимания.

Условия. Ребенку дается небольшой текст (газетный, журнальный) и предлагается, просматривать каждую строчку, зачеркнуть какую-либо букву (например, «А»). Фиксируется время и количество ошибок.

Для тренировки распределения и переключения внимания инструкцию можно изменить. Например: «В каждой строчке зачеркни букву «а», а букву «б» подчеркни»; «Зачеркни букву «а», если перед ней стоит буква «н», и подчеркни букву «а», если перед ней стоит буква «л»». Фиксируется время и ошибки.

Примечание. Результаты ежедневно следует отмечать на графике. Необходимо проанализировать, как изменяется результативность. Если взрослый все делал правильно, то должно быть улучшение результатов. Нужно ознакомить с ними ребенка, порадоваться вместе с ним.

Это развивающее упражнение следует проводить в соревновательной форме.

Игра «Собери слова»

Цель: развивать слуховое внимание.

Условия. Взрослый называет слово по буквам, выдерживая паузу между каждой буквой (Д-О-М) от 3 до 15 секунд и более

( это затрудняет целостность восприятия слова). Ребенок должен внимательно выслушать и назвать слово целиком.

Примечание. Начинать следует с простых слов из трех букв, постепенно увеличивая количество букв в слове. Игра удобна тем, что не требует специальных условий и места для проведения. В нее можно играть и на улице, и в дороге, и в любом другом месте (поэтому она может быть рекомендована для использования родителями).

Упражнение «Найди и вычеркни»

Цель: развивать устойчивость зрительного внимания.

Условия. Ребенку дается небольшой текст (газетный, журнальный) и предлагается, просматривать каждую строчку, зачеркнуть какую-либо букву (например, «А»). Фиксируется время и количество ошибок.

Для тренировки распределения и переключения внимания инструкцию можно изменить. Например: «В каждой строчке зачеркни букву «а», а букву «б» подчеркни»; «Зачеркни букву «а», если перед ней стоит буква «н», и подчеркни букву «а», если перед ней стоит буква «л»». Фиксируется время и ошибки.

Примечание. Результаты ежедневно следует отмечать на графике. Необходимо проанализировать, как изменяется результативность. Если взрослый все делал правильно, то должно быть улучшение результатов. Нужно ознакомить с ними ребенка, порадоваться вместе с ним.

Это развивающее упражнение следует проводить в соревновательной форме.

Игра «Собери слова»

Цель: развивать слуховое внимание.

Условия. Взрослый называет слово по буквам, выдерживая паузу между каждой буквой (Д-О-М) от 3 до 15 секунд и более

(это затрудняет целостность восприятия слова). Ребенок должен внимательно выслушать и назвать слово целиком.

Примечание. Начинать следует с простых слов из трех букв, постепенно увеличивая количество букв в слове. Игра удобна тем, что не требует специальных условий и места для проведения. В нее можно играть и на улице, и в дороге, и в любом другом месте (поэтому она может быть рекомендована для использования родителями).

Игры для развития и коррекции мышления детей младшего и среднего дошкольного возраста

Игра «Магазин»

Цель: развивать у детей умение находить предмет по характерным признакам.

Условия. Для игры потребуется набор тематических предметных картинок, на которых изображены товары, продающиеся в магазинах (например: посуда, одежда, игрушки, обувь). Взрослый составляет описание предмета по одному или нескольким характерным признакам и предлагает каждому ребенку «купить» заданный предмет (описание предмета по его назначению; например: купи то, из чего пьют чай; то в чем кипятят воду для чая и т.д.).

Примечание. Можно привлекать детей к выделению признаков и составлению описания предмета.

Игра «Найди такую же»

Цель: учить сравнивать предметы находить в них признаки сходства и различия; воспитывать наблюдательность, смекалку, связную речь.

Условия. Для данной игры подбираются разнообразные игрушки, среди которых обязательно должны быть одинаковые и похожие (например: две матрешки одинаковые по размеру, но в разных платочках).

Детям предлагают за ограниченное время (пока взрослый считает до трех) отыскать две одинаковые игрушки. Ребята, увидевшие такие игрушки, поднимают руку и называют их на ухо взрослому. Громко называть нельзя, чтобы не мешать другим детям выполнять задание. Если ребенок находит похожие игрушки взрослый напоминает ему о том, что игрушки должны быть полностью одинаковыми.

Примечание. В процессе игры можно добавлять или убирать игрушки, чтобы усложнить задание.

Игра «Так бывает или нет?»

Цель: развивать логическое мышление, умение замечать не последовательность в суждениях.

Условия. Дети должны в рассказе взрослого заменить небылицу и объяснить, почему так не бывает.

Примерные рассказы взрослого:

1. «Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься с нее на санках»;

2. «Наступила весна. Все птицы улетели. Грустно стало детям. «Давайте сделаем для птиц скворечники!» - предложил Вова. Когда повесили скворечники, птицы поселились в них, и стало опять весело детям»;

3. « У Вити сегодня день рождения. Он принес в детский сад угощение для своих друзей: яблоки, соленые конфеты, сладкие лимоны, груши и печенье. Дети ели и удивлялись. Чему же они удивлялись?»;

4. «Все дети обрадовались наступлению зимы. «Вот теперь мы покатаемся на санках, на лыжах, на коньках», - сказала Света. «А я люблю купаться в реке, - сказала Люда.- Мы с мамой будем ездить на речку и загорать.» ».

Примечание. В рассказ следует включать только одну небылицу. При повторном проведении игры количество небылиц увеличивают.

Игра «Суп – компот»

Цель: учить детей группировать овощи и фрукты.

Условия. Детям предлагают в одной кастрюли «сварить» суп , а в другой – компот. На кастрюле, предназначенной для супа, есть обозначение овоща; на кастрюле для компота – обозначение фрукта. Детей делят на две команды они должны быстро по хлопку взрослого из предложенных картинок с изображением овощей и фруктов только необходимые. Команда, которая первой собрала соответствующие картинки и не допустила ошибок, объявляется командой победительницей.

Примечание. В игре могут участвовать не две команды, а два игрока.

Игра «Домики»

Цель: развивать умение анализировать, быстро находить в заданном предметном поле нужный предмет по характерным признакам.

Условия. Для игры потребуются хорошо знакомые детям геометрические фигуры разного цвета и величины. Не одна фигура не повторяется дважды.

На полу в произвольном порядке раскладываются фигуры. Это «домики». По команде взрослого ребенку надо быстро найти заданный «домик» и «спрятаться» в нем. Взрослый дает следующие команды: «Найди синий домик»; «Найди желтый большой дом»; «Найди маленький красный круглый дом»; «Найди маленький синий квадратный домик»; « Найди не маленький, не красный дом»; «Найди не треугольный, не квадратный дом» и т.д. Если ребенок не находит «домик» по заданным параметрам, ему грозит опасность, он попался.

Примечание. Игра может использовать для детей от3 до 5 лет. Уровень сложности игры определяется количеством признаков фигур и сложностью инструкции. Чем меньше признаков указано в инструкции, тем больше вариантов

«домиков» можно найти. Например, инструкция: «Найди большой дом» предполагает, что спрятаться можно в большом доме любого цвета и формы; а инструкция: «Найди большой зеленый квадратный дом» ограничивает варианты домов до одного. Инструкция: « Найди не красный, не круглый дом» очень сложна и, как правило, используется для детей 4-5 лет, т.к. предполагает исключение из поиска дома красного цвета и круглой формы.

Игры для развития и коррекции памяти детей младшего и среднего дошкольного возраста

Игра «Что пропало?»

Цель: развивать зрительное запоминание.

Условия. Перед ребенком выкладывается от трех до пяти игрушек. Взрослый объясняет, что игрушкам скучно, они хотят поиграть в прятки. Ребенку предлагается рассмотреть и назвать каждую игрушку. По команде взрослого он закрывает глаза или отворачивается, а взрослый прячет одну из игрушек. Открыв глаза, ребенок должен назвать, какая игрушка пропала.

Примечание. Можно заменить игрушки картинками. Эта игра пользуется у детей неизменным успехом.

Игра «Кто за кем?»

Цель: развивать зрительную память.

Условия. В этой игре детям необходимо угадать, что изменилось. Взрослый раскладывает за ширмой от трех до пяти игрушек. Затем отодвигает ширму и предлагает детям запомнить порядок расположения игрушек. Меняет игрушки местами ( сначала одну, затем две, три). Дети должны отгадать, что изменилось, и восстановить прежний порядок расположения игрушек.

Примечание. Усложнение игры – постепенное увеличение числа игрушек, которые меняются местами.

Игры для развития и коррекции мышления детей старшего дошкольного возраста

Игра «дополни предложение»

Цель: развивать быстроту мышления. Условия. Взрослый говорит часть предложения, а дети должны дополнить его новыми словами, чтобы получилось законченное предложение. Например: «Мама купила….» - «…… книжки, тетради, портфель», - продолжают дети.

Примечание. Каждый ребенок добавляет только одно слово.

Игра «Магазин»

Цель: развивать умение выделять характерные признаки предметов, составлять загадки о предметах.

Условия. Для игры нужны игрушки или картинки, изображающие товары, которые можно купить в магазине: овощи, мебель, игрушки, посуда, одежда. Все приготовленное для игры раскладывают на полках магазина. Один игрок выполняет роль продавца, а другой – покупателя. Купить товар может тот, кто опишет его, не называя. Если игрок выделяет характерные признаки товара (цвет, величину, форму, назначение и др. параметры), то другому не сложно отгадать, о каком предмете идет речь. В этом случае товар считается проданным, и игроки меняются ролями.

Примечание. Если задание оказывается слишком сложным для выполнения, можно установить другие правила и в описании предмета называть не все параметры ( например, только его назначение). Усложнить задание можно предложив в описание покупке назвать типичные признаки от противного ( например: «Оно не кислое, не горькое, а …..»; «На нем не сидят, не лежат, а….»).

Игра «Задай умный вопрос»

Цель: развивать самостоятельность мышления, умение анализировать и выделять признаки предмета, логически рассуждать, формировать вопросы.

Условия. Для игры нужен набор геометрических фигур разного цвета, формы и величены ( 10-15 фигур). Детям предлагают рассмотреть фигуры, разложенные на столе в произвольном порядке, и определить, чем фигуры похожи и чем отличаются друг от друга.


Водящий загадывает одну из фигур, но какую – не говорит. Игроки должны задавать умные вопросы, чтобы отгадать, какая фигура задумана. Сложность игры заключается в том, что водящий может отвечать только «да» или «нет» .Поэтому вопрос должен быть сформулирован определенным образом ( например, нельзя задавать прямой вопрос: «Какую фигуру вы загадали?», нужно спросить так: «Вы загадали фигуру красного цвета?» или «Ваша фигура квадратная?» и т.д.). Каждый ответ водящего приводит к отсеиванию ненужных фигур. Таким образом, круг поиска сужается, и методом исключения ненужных фигур игроки останавливают поиск на единственно возможной.

Поскольку игра сложная, взрослый первым выполняет роль игрока, задающего умные вопросы, а ребенок задумывает фигуру.

Фигуру нельзя перегадывать в ходе игры. Чтобы ребенок не перегадывал фигуру, ему предлагается нарисовать ее на листочке. По ходу игры взрослый обращает внимание ребенка на то, что каждый вопрос позволяет исключить часть фигур, объединенных одним признаком ( например: «Вы загадали желтую фигуру?» - «Нет». Данный ответ означает, что из круга поиска исключаются все желтые фигуры вне зависимости от формы и размера). Выигрывает тот, кто задал больше умных вопросов, смог грамотно их сформулировать.

Примечание. Первый раз взрослый показывает, как задавать вопросы и как рассуждать. При повторной игре умные вопросы задает ребенок. Как правило первые две игры являются обучающими.

Игры на развитие восприятия дошкольников

Развитие зрительного восприятия

1. Игра «Разрезные картинки»

2. Упражнение «Выбор недостающего фрагмента изображения»

3. Игра «Контуры»

4. Игра «Лабиринты»

5. Упражнение «Читаем по губам»

6. Игра «Что забыл нарисовать художник»

7. Упражнение «Точечный рисунок»

Развитие слухового восприятия

1. Игра «Испорченный телефон»

2. Игра «Узнай по звуку»

Ребенок садится спиной к взрослому, который производит шумы и звуки различными предметами. Ребенок должен догадаться, чем произведен звук.

3. Игра «Где позвонили? »

Ребенок закрывает глаза, а взрослый встает в стороне от него (слева, справа, сзади) и звенит в колокольчик. Ребенок должен указать направление, откуда доносится звук.

4. Игра «Кто больше? »

Дети закрывают глаза и слушают минуту, что происходит вокруг. Когда минута истечет, считают, кто больше звуков услышал.

5. Игра «Найди коробочку с таким же шумом»

Развитие тактильного восприятия

1. Игра «Снежинки»

На полу разложены кусочки ваты как снежинки. Детям предстоит с завязанными глазами собрать снежинки на ощупь. Кто больше соберет, тот и выиграл.

2. Игра «Дедушка – Водяной»

Ребенок на ощупь узнает кто из детей перед ним.

3. Игра «Узнай фигуру»

На столе раскладываются геометрические фигуры, одинаковые с теми, что лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.

 

Развитие обоняния

1. Упражнение «Овощи и фрукты»

Предложить определить по запаху с закрытыми глазами, лежащие в стаканах продукты и разделить на овощи и фрукты.

2. Игра «Поможем обезьянке»

По стаканам разложены продукты питания - хлеб, фрукты, овощи; предметы туалета - мыло, духи, зубная паста. Предложить детям от имени больной обезьянки, которая потеряла нюх и зрение, определить по запаху съедобные для нее продукты.

3. Игра «Коробочки с запахами» 

Для игры понадобятся 2 набора по 6 коробочек, наполненные остро пахнущими веществами (кофе, какао, гвоздика, корица, ванилин и т. д.) ребенок ищет пару каждой коробке.

Развитие вкусового восприятия

1. Упражнение «Вкусовые банки»

Готовятся растворы: сладкий, соленый, кислый. Ребенок пробует и обозначает словом свои ощущения.

2. Игра «Определи на вкус»

Ребенок с завязанными глазами пробует на вкус соленый огурец, сладкую конфету, кислый лимон, горький лук, обозначает свои ощущения словами.

Творческие игры на развитие воображения у дошкольников по изобразительной деятельности

1.        На что похожи наши ладошки

Цель: развитие воображения и внимания.

Предложить детям опустить ладонь в краску или обвести карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т.д.). Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.

2. Три краски.

Цель: развитие художественного восприятия и воображения.

Предложить детям взять три краски, по их мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист любым образом. На что похож рисунок?

3. Превращение пятнышек краски (техника рисования - монотипия).

Цель: развитие творческого воображения, находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами.

Предложить капнуть любую краску или несколько цветов красок на середину листа или на половину листа, и сложить лист пополам, разгладить, развернуть. Получились различные кляксы, детям необходимо увидеть в своей кляксе, на что она похожа или на кого.

4. Волшебная ниточка.

Цель: развитие творческого воображения, находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами.

В присутствии детей ниточку длиной 30-40 см. обмакнуть в тушь и положить на лист бумаги, произвольно свернув. Сверху на нить положить другой лист и прижать его к нижнему листу. Вытаскивать нить, придерживая листы. На бумаге от нити останется след, детям предлагается определить и дать название полученному изображению.

5. Неоконченный рисунок.

Цель: развитие творческого воображения.

Детям даются листы с изображением недорисованных предметов. Предлагается дорисовать предмет и рассказать о своем рисунке.

6. О чем рассказала музыка.

Цель: развитие творческого воображения.

Звучит классическая музыка. Детям предлагается закрыть глаза и представить, о чем рассказывает музыка, а затем нарисовать свои представления и рассказать о них.

7. Волшебная мозаика.

Цель: развивать умения детей создавать в воображении предметы, основываясь на схематическом изображении деталей этих предметов.

Используются наборы вырезанных из плотного картона геометрических фигур (одинаковые для каждого ребенка): несколько кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников разных величин. Воспитатель раздает наборы и говорит, что это волшебная мозаика, из которой можно сложить много интересного. Для этого надо разные фигурки, кто как хочет, приложить друг другу так, чтобы получилось какое-то изображение. Предложить соревнование: кто сможет сложить из своей мозаики больше разных предметов и придумать какую-нибудь историю про один или несколько предметов.

8. Поможем художнику.

Цель: развивать умения детей воображать предметы на основе заданной им схемы.

Материал: большой лист бумаги, прикрепленный к доске, с нарисованным на нем схематическим изображением человека. Цветные карандаши или краски. Воспитатель рассказывает, что один художник не успел дорисовать картину и попросил ребят ему помочь закончить картину. Вместе с педагогом дети обсуждают, что и какого цвета лучше нарисовать. Самые интересные предложения воплощаются в картине. Постепенно схема дорисовывается, превращаясь в рисунок. После предложить детям придумать историю про нарисованного человека.

9. Волшебные картинки.

Цель: развивать умения воображать предметы и ситуации на основе схематических изображений отдельных деталей предметов.

Детям раздаются листы бумаги. На каждом листе схематическое изображение некоторых деталей объектов, разных линий или геометрические фигуры. Каждое изображение расположено на листе так, чтобы оставалось свободное место для дорисовывания картинки. Дети используют цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры или краски.

Каждую фигурку, линию изображенную на листе бумаги, дети могут превратить в картинку, какую они захотят. Для этого надо пририсовать к фигурке (линии) все, что угодно. По окончании рисования дети сочиняют рассказы по своим картинам (в младшем дошкольном возрасте воспитатель дает только бесцветный контур геометрической фигуры, а в старшем – наклеенные из цветной бумаги геометрические фигуры)

10. Чудесные превращения.

Цель: развивать умения детей создавать в воображении предметы и ситуации на основе наглядных моделей.

Воспитатель раздает детям картинки с изображениями заместителей предметов, на каждой нарисованы три полоски разной длины, три круга разного цвета. Детям предлагается рассмотреть картинки, придумать, что они обозначают, нарисовать на своем листе цветными карандашами соответствующую картинку (можно несколько). Законченные рисунки педагог анализирует вместе с детьми: отмечает их соответствие изображенным предметам-заместителям (по форме, цвету, величине, количеству), оригинальность содержания и композиции.

11. Чудесный лес.

Цель: развивать воображение, создавать в воображении ситуации на основе их схематического изображения.

Детям раздаются одинаковые листы, на них нарисовано несколько деревьев, и в разных местах расположены незаконченные, неоформленные изображения. Воспитатель предлагает нарисовать цветными карандашами лес, полный чудес, и рассказать про него сказочную историю. Незаконченные изображения можно превратить в реальные или выдуманные предметы.

Для задания можно использовать материал на другие темы: «Чудесное море», «Чудесная поляна», «Чудесный парк» и другие.

12. Перевертыши.

Цель: развивать воображение, создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов.

Детям раздаются наборы из 4 одинаковых карточек, на карточках абстрактные схематичные изображения. Задание детям: каждую карточку можно превратить в любую картинку. Наклейте карточку на лист бумаги и дорисуйте цветными карандашами все, что хотите, так, чтобы получилась картинка. Затем возьмите еще одну карточку, наклейте на следующий лист, опять дорисуйте, но с другой стороны карточки, то есть превратите фигурку в другую картинку. Можно переворачивать при рисовании карточку и лист бумаги так, как хочется! Таким образом, можно карточку с одной и той же фигуркой превратить в разные картинки. Игра длится до тех пор, пока все дети не закончат дорисовывать фигурки. Затем дети рассказывают о своих рисунках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка комплексного музыкально-экологического занятия для детей подготовительной группы " Лебединая верность"

" Лебединая верность"-комплексное музыкально-экологическое занятие,приобщающее детей к мировой музыкальной культуре и воспитывающее  экологически правильное отношение к природе..Это занятие спосо...

Методическая разработка. Программа коррекционно-развивающих занятий для детей раннего возраста в условиях сенсорной комнаты.

Контингент детей, воспитывающихся в доме ребенка, отличается определенной спецификой. Чаще всего это дети с отягощенным и социальным анамнезом. Поэтому наша задача- обеспечить своевременное и полноцен...

"Адаптация детей раннего возраста в детском саду: деятельность воспитателя в соответствии с требованиями ФГОС"

Статья предназначена для воспитателей групп раннего возраста, родителей детей, поступающих в детский сад...

Планирование НОД детей дошкольного возраста по образовательной области "Речевое развитие"(в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования)

План -конспект НОД "Лиса Алиса" по образовательной области "Речевое развитие" во второй младшей группе...

Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с выраженной задержкой психического развития

Статья педагога-психолога на тему "Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с выраженной задержкой психического развития"....